🗊Презентация ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №1ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №2ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №3ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №4ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №5ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №6ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №7ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №8ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №9ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №10ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №11ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №12ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №13ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №14ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №15ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №16ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №17ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №18ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №19ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №20ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №21ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №22ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №23ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №24ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №25ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №26ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №27ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №28ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №29ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №30ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №31ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №32

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста. Доклад-сообщение содержит 32 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…
(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…
(4)- Дедушка, скажи что-нибудь грустное.
(5)- Осенние листья.
(6)- А грустнее?
(7)- Осенние звёзды.
(8)- Грустнее осенних звёзд бывает?
(9)- Осенние птицы.
(10)- Дедушка, есть осенние люди?
(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.
(14)- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.
(18)- Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?
(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью?
(23)- Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.
(24)- Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук. Маму, Родину, Любимую не нумеруют.
(26)- Дед, она не любит меня.
Описание слайда:
(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи… (1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи… (4)- Дедушка, скажи что-нибудь грустное. (5)- Осенние листья. (6)- А грустнее? (7)- Осенние звёзды. (8)- Грустнее осенних звёзд бывает? (9)- Осенние птицы. (10)- Дедушка, есть осенние люди? (11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля. (14)- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно. (16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо. (18)- Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет? (20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью? (23)- Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым. (24)- Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук. Маму, Родину, Любимую не нумеруют. (26)- Дед, она не любит меня.

Слайд 4





(27)- А ты сам как к себе относишься?
(27)- А ты сам как к себе относишься?
(28)- Плохо, дедушка, совсем плохо.
(29)- А летать ты пробовал?
(30)- Дед, средний я, серый, какие там полёты.
(31)- Объясни, такого не понимаю.
(32)- Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.
(37)- Она тебя замечает?
(38)- Никто я для неё. (39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)- Шутишь, дед, какие объявления?
(43)- Продаётся собачья шкура.
(44)- А если придут за шкурой?
(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)- Зачем мне скрипка, дед?
(47)- Станешь играть любимой.
(48)У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел. 
  (51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо.(52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.
Описание слайда:
(27)- А ты сам как к себе относишься? (27)- А ты сам как к себе относишься? (28)- Плохо, дедушка, совсем плохо. (29)- А летать ты пробовал? (30)- Дед, средний я, серый, какие там полёты. (31)- Объясни, такого не понимаю. (32)- Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед. (37)- Она тебя замечает? (38)- Никто я для неё. (39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить. (41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах. (42)- Шутишь, дед, какие объявления? (43)- Продаётся собачья шкура. (44)- А если придут за шкурой? (45)- На вырученные деньги купишь скрипку. (46)- Зачем мне скрипка, дед? (47)- Станешь играть любимой. (48)У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел. (51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо.(52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.

Слайд 5





(54)Как-то сказал:
(54)Как-то сказал:
(55)- Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов, другие доказывают – следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяковского. Луна – музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
(59)- Не получается у меня, дед.
(60)- Что не получается?
(61)- Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (63)Может, я и есть осенний?
(64)- Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.
(65)- Ой, дед, завидую я тебе.
(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!
                                       (По А.Попову)
 
Описание слайда:
(54)Как-то сказал: (54)Как-то сказал: (55)- Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов, другие доказывают – следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяковского. Луна – музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан! (59)- Не получается у меня, дед. (60)- Что не получается? (61)- Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (63)Может, я и есть осенний? (64)- Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам. (65)- Ой, дед, завидую я тебе. (66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил. (67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать? (68)Засыпая, я вновь услышал его голос: (69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед! (71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь: (72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля! (По А.Попову)  

Слайд 6





     Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа.
     Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа.
О мироощущении.
О любви.
О самооценке.
О достоинстве.
О смысле жизни.
Описание слайда:
Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа. Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа. О мироощущении. О любви. О самооценке. О достоинстве. О смысле жизни.

Слайд 7






       Какие проблемы поднимает автор в тексте?  (На какие вопросы автор отвечает данным текстом?)
    (Бережного отношения к памяти о своём прошлом; человеческих взаимоотношений; нравственного выбора; смысла жизни; роли взрослых в формировании личности; ответственности за другого человека и т.д.)
Описание слайда:
Какие проблемы поднимает автор в тексте? (На какие вопросы автор отвечает данным текстом?) (Бережного отношения к памяти о своём прошлом; человеческих взаимоотношений; нравственного выбора; смысла жизни; роли взрослых в формировании личности; ответственности за другого человека и т.д.)

Слайд 8





    Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.
    Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.
        (Рассказ – это воспоминание повествователя об уроках, преподанных дедом, следовательно, на одно из первых мест выходит проблема бережного отношения к памяти о своём прошлом. Однако тогда следует спросить, почему рассказчик помнит деда, считает его своим «отчим домой», своей «отчизной»? Ответ очевиден: всё, чего достиг и достигнет внук, произошло благодаря влиянию деда, его мудрым и ироничным советам. Следовательно, основная проблема – роль взрослых в формировании личности подростка (в воспитании нравственных черт характера подростка).
Описание слайда:
Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений. Какая из перечисленных проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений. (Рассказ – это воспоминание повествователя об уроках, преподанных дедом, следовательно, на одно из первых мест выходит проблема бережного отношения к памяти о своём прошлом. Однако тогда следует спросить, почему рассказчик помнит деда, считает его своим «отчим домой», своей «отчизной»? Ответ очевиден: всё, чего достиг и достигнет внук, произошло благодаря влиянию деда, его мудрым и ироничным советам. Следовательно, основная проблема – роль взрослых в формировании личности подростка (в воспитании нравственных черт характера подростка).

Слайд 9






Этот абзац – ретроспектива или настоящее героя?
      - Скорее всего, это настоящее: оно помогает рассказчику вернуть, воссоздать ту, ушедшую осень, когда рядом был дед.
- Это ретроспектива: одиночество рассказчика прочитывается уже в первом абзаце. Да и содержание начала диалога доказывает эту мысль: внук просит деда сказать что-нибудь грустное).
Почему рассказчику грустно? 
(Выстраиваем цепочку взаимосвязей:
а)  Грусть         неразделенная любовь          рассказчик средний, серый
б) осенние листья, звезды, птицы – уход, холод, прощание; мотив одиночества)
«Осенние» люди в понимании рассказчика дополнят, усилят самое «печальное»? 
    (Вероятно, да. Он  сам продолжает ряд этой метафорой.)
Описание слайда:
Этот абзац – ретроспектива или настоящее героя? - Скорее всего, это настоящее: оно помогает рассказчику вернуть, воссоздать ту, ушедшую осень, когда рядом был дед. - Это ретроспектива: одиночество рассказчика прочитывается уже в первом абзаце. Да и содержание начала диалога доказывает эту мысль: внук просит деда сказать что-нибудь грустное). Почему рассказчику грустно? (Выстраиваем цепочку взаимосвязей: а) Грусть неразделенная любовь рассказчик средний, серый б) осенние листья, звезды, птицы – уход, холод, прощание; мотив одиночества) «Осенние» люди в понимании рассказчика дополнят, усилят самое «печальное»? (Вероятно, да. Он сам продолжает ряд этой метафорой.)

Слайд 10


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





Контраст позволил автору выявить 
Контраст позволил автору выявить 
сущность характеров героев;
их миропонимание;
психологическое состояние;
отношение к себе и к окружающим и т.д.
Описание слайда:
Контраст позволил автору выявить Контраст позволил автору выявить сущность характеров героев; их миропонимание; психологическое состояние; отношение к себе и к окружающим и т.д.

Слайд 12





    Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика, но не на образ автора! 
    Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика, но не на образ автора!
Описание слайда:
Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика, но не на образ автора! Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика, но не на образ автора!

Слайд 13





Автор и рассказчик 
в художественном тексте
       В образе автора  отражаются и им определяются  
тема, сюжет, композиция, идея произведения;
изображение событий, героев, их поступков, поведения;
все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста».
Автор «всеведущ»
Описание слайда:
Автор и рассказчик в художественном тексте В образе автора отражаются и им определяются тема, сюжет, композиция, идея произведения; изображение событий, героев, их поступков, поведения; все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста». Автор «всеведущ»

Слайд 14





     Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повтором слова «автор», замените его следующими словами:
     Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повтором слова «автор», замените его следующими словами:
публицист (если текст публицистического стиля);
писатель (если текст художественного стиля);
местоимением «он»;
фамилией автора текста.
Описание слайда:
Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повтором слова «автор», замените его следующими словами: Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повтором слова «автор», замените его следующими словами: публицист (если текст публицистического стиля); писатель (если текст художественного стиля); местоимением «он»; фамилией автора текста.

Слайд 15


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Как вы понимаете мысль деда о звездах и надежде на звездное небо?
Как вы понимаете мысль деда о звездах и надежде на звездное небо?
       (Звезда – это победа, успех, достижения)
В чем парадоксальность мысли предложении: «Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым»?
     (Внук: ХОЧУ быть счастливым; дед – УЖЕ счастлив (т.к. он стар); ХОЧУ счастья и ЕСТЬ счастье) 
Почему для  рассказчика желание счастья ассоциируется только со старостью?
       (Для него молодость – время страданий, поисков и итогов. Он «ничего не понимает и во всем запутался». А дед мудр, умеет любить и знает все ответы, он жил интересной жизнью. Дед счастлив). 
Справедлива ли самооценка, данная рассказчиком самому себе(пр.26-37)?
    (Не любит ОНА; он сам себя НЕ любит: средний, серый;  да, рассказчик искренен, самокритичен)
О каких полётах говорит дед в ответ?
     (Мечта, окрыленность, успех, уверенность в себе)
Описание слайда:
Как вы понимаете мысль деда о звездах и надежде на звездное небо? Как вы понимаете мысль деда о звездах и надежде на звездное небо? (Звезда – это победа, успех, достижения) В чем парадоксальность мысли предложении: «Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым»? (Внук: ХОЧУ быть счастливым; дед – УЖЕ счастлив (т.к. он стар); ХОЧУ счастья и ЕСТЬ счастье) Почему для рассказчика желание счастья ассоциируется только со старостью? (Для него молодость – время страданий, поисков и итогов. Он «ничего не понимает и во всем запутался». А дед мудр, умеет любить и знает все ответы, он жил интересной жизнью. Дед счастлив). Справедлива ли самооценка, данная рассказчиком самому себе(пр.26-37)? (Не любит ОНА; он сам себя НЕ любит: средний, серый; да, рассказчик искренен, самокритичен) О каких полётах говорит дед в ответ? (Мечта, окрыленность, успех, уверенность в себе)

Слайд 17






 прием противопоставления, а отсюда:
а) ощущение одиночества;
б) ощущение серости жизни (даже зрительно образы мышей, слонов, собаки – серые)
в) противоречивые поиски собственного «я»: 
«шмыгаю я, дед» (мышь) – стремление быть мелким, незаметным;
«моя жизнь – ожидание кости» (собака) – ожидание случайных знаков внимания любимой, подачек судьбы, недоверие к людям).
Описание слайда:
прием противопоставления, а отсюда: а) ощущение одиночества; б) ощущение серости жизни (даже зрительно образы мышей, слонов, собаки – серые) в) противоречивые поиски собственного «я»: «шмыгаю я, дед» (мышь) – стремление быть мелким, незаметным; «моя жизнь – ожидание кости» (собака) – ожидание случайных знаков внимания любимой, подачек судьбы, недоверие к людям).

Слайд 18





Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55:
Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55:
(39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)- Шутишь, дед, какие объявления?
(43)- Продаётся собачья шкура.
(44)- А если придут за шкурой?
(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)- Зачем мне скрипка, дед?
(47)- Станешь играть любимой.
Каков иносказательный смысл советов деда?
Не принимать подачки, не пресмыкаться и не озлобляться, сохранять чувство собственного достоинства.
Сделать любовь подвигом 
самоотверженности, самопожертвования.
Описание слайда:
Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55: Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55: (39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить. (41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах. (42)- Шутишь, дед, какие объявления? (43)- Продаётся собачья шкура. (44)- А если придут за шкурой? (45)- На вырученные деньги купишь скрипку. (46)- Зачем мне скрипка, дед? (47)- Станешь играть любимой. Каков иносказательный смысл советов деда? Не принимать подачки, не пресмыкаться и не озлобляться, сохранять чувство собственного достоинства. Сделать любовь подвигом самоотверженности, самопожертвования.

Слайд 19





(Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна).
(Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна).
 Градация: Он мой остров, мой материк, моя Земля: (твердая опора, спасительное убежище)
Обратимся к вопросам. на которые внук так и не получил ответа:
(10)- Дедушка, есть осенние люди? (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди?
Почему дед не дал на них ответа, как, впрочем, и на ряд других?
(Он считал, что внук САМ должен думать
 и размышлять, решать вопросы
смысла жизни
любви
самоопределения и т.д.)
Описание слайда:
(Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна). (Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна). Градация: Он мой остров, мой материк, моя Земля: (твердая опора, спасительное убежище) Обратимся к вопросам. на которые внук так и не получил ответа: (10)- Дедушка, есть осенние люди? (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? Почему дед не дал на них ответа, как, впрочем, и на ряд других? (Он считал, что внук САМ должен думать и размышлять, решать вопросы смысла жизни любви самоопределения и т.д.)

Слайд 20





(65)- Ой, дед, завидую я тебе.
(65)- Ой, дед, завидую я тебе.
(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

Каков смысл 69-70 предложений? 
     (У рассказчика масса нерешенных проблем, и обращение к памяти, переосмысление сказанного дедом поможет ему  их решить: повторы и композиционный стык усиливают эту мысль) 
Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир после осознания этого? 
       (Открытая форточка – окно в мир, к людям) 
Как дополняет данную мысль эта пара слов : шмыгаю – заорал?
  (Рассказчику захотелось быть услышанным, понятым, замеченным).
Описание слайда:
(65)- Ой, дед, завидую я тебе. (65)- Ой, дед, завидую я тебе. (66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил. (67)- Дедушка, а как дальше мне, что делать? (68)Засыпая, я вновь услышал его голос: (69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед! (71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь: (72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля! Каков смысл 69-70 предложений? (У рассказчика масса нерешенных проблем, и обращение к памяти, переосмысление сказанного дедом поможет ему их решить: повторы и композиционный стык усиливают эту мысль) Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир после осознания этого? (Открытая форточка – окно в мир, к людям) Как дополняет данную мысль эта пара слов : шмыгаю – заорал? (Рассказчику захотелось быть услышанным, понятым, замеченным).

Слайд 21





«Мой умный, добрый, осенний дед!» - кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашел ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору?
«Мой умный, добрый, осенний дед!» - кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашел ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору?

(Мудрый, всё изведавший, всё знающий: «Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел»). 
(Осень, пожалуй, и есть время ответов. Как и человеческая, с годами приходящая мудрость). 
Есть ли уверенность в том, что внук научится летать? 
(Безусловно. Дедовские уроки дадут силу и ему стать крылатым). 
Выводы: именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «Я». И как важно, когда рядом мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире. 

        Автор использует психологический метод, основанный на идее движения, названный Чернышевским Н.Г. "диалектикой души". (ДИАЛЕКТИКА ДУШИ - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.).
 («Словарь литературоведческих терминов» под редакцией С.П.Белокуровой)
Описание слайда:
«Мой умный, добрый, осенний дед!» - кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашел ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору? «Мой умный, добрый, осенний дед!» - кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашел ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору? (Мудрый, всё изведавший, всё знающий: «Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел»). (Осень, пожалуй, и есть время ответов. Как и человеческая, с годами приходящая мудрость). Есть ли уверенность в том, что внук научится летать? (Безусловно. Дедовские уроки дадут силу и ему стать крылатым). Выводы: именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «Я». И как важно, когда рядом мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире. Автор использует психологический метод, основанный на идее движения, названный Чернышевским Н.Г. "диалектикой души". (ДИАЛЕКТИКА ДУШИ - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.). («Словарь литературоведческих терминов» под редакцией С.П.Белокуровой)

Слайд 22


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





         Рассматривая проблему роли влияния взрослых на формирование личности подростка, автор обращает наше внимание на то, что главным событием рассказа становится перемена, которая происходит с рассказчиком. Мудрость деда  связана с осенью из воспоминаний подростка, и он не хочет отпускать ни осенних листьев из рук, ни память о деде из своей жизни. А.Попов показывает, как рассказчик пытается объединить  эти два мира – прошлое и настоящее, чтобы найти ответы на самые важные вопросы  о любви, о цене собственной «шкуры», о том, как перестать «шмыгать» и сыграть на скрипке мелодию для любимой, озвучить которую достоин лишь тот, кто горит, подобно метеориту, кто не проживает дни в ожидании «кости». 
         Рассматривая проблему роли влияния взрослых на формирование личности подростка, автор обращает наше внимание на то, что главным событием рассказа становится перемена, которая происходит с рассказчиком. Мудрость деда  связана с осенью из воспоминаний подростка, и он не хочет отпускать ни осенних листьев из рук, ни память о деде из своей жизни. А.Попов показывает, как рассказчик пытается объединить  эти два мира – прошлое и настоящее, чтобы найти ответы на самые важные вопросы  о любви, о цене собственной «шкуры», о том, как перестать «шмыгать» и сыграть на скрипке мелодию для любимой, озвучить которую достоин лишь тот, кто горит, подобно метеориту, кто не проживает дни в ожидании «кости». 
         Автор неспроста подчеркивает, что дед стал для повествователя «отчизной»: самое доброе и нравственное закладывается в отчем доме, память о котором навсегда остается с человеком.
                                                              (Алина К.)
Описание слайда:
Рассматривая проблему роли влияния взрослых на формирование личности подростка, автор обращает наше внимание на то, что главным событием рассказа становится перемена, которая происходит с рассказчиком. Мудрость деда связана с осенью из воспоминаний подростка, и он не хочет отпускать ни осенних листьев из рук, ни память о деде из своей жизни. А.Попов показывает, как рассказчик пытается объединить эти два мира – прошлое и настоящее, чтобы найти ответы на самые важные вопросы о любви, о цене собственной «шкуры», о том, как перестать «шмыгать» и сыграть на скрипке мелодию для любимой, озвучить которую достоин лишь тот, кто горит, подобно метеориту, кто не проживает дни в ожидании «кости». Рассматривая проблему роли влияния взрослых на формирование личности подростка, автор обращает наше внимание на то, что главным событием рассказа становится перемена, которая происходит с рассказчиком. Мудрость деда связана с осенью из воспоминаний подростка, и он не хочет отпускать ни осенних листьев из рук, ни память о деде из своей жизни. А.Попов показывает, как рассказчик пытается объединить эти два мира – прошлое и настоящее, чтобы найти ответы на самые важные вопросы о любви, о цене собственной «шкуры», о том, как перестать «шмыгать» и сыграть на скрипке мелодию для любимой, озвучить которую достоин лишь тот, кто горит, подобно метеориту, кто не проживает дни в ожидании «кости». Автор неспроста подчеркивает, что дед стал для повествователя «отчизной»: самое доброе и нравственное закладывается в отчем доме, память о котором навсегда остается с человеком. (Алина К.)

Слайд 25


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26






      Данную проблему автор раскрывает с помощью диалогов внука и деда. Прием противопоставления позволяет увидеть, как расходятся мнения по важнейшим нравственным вопросам представителей двух поколений. Рассуждения героев помогают представить их психологический портрет. Дед – мудрый, полно и интересно проживший жизнь, знающий ответы на самые сложные вопросы, а внук – подросток, которому только предстоит их решать. Он пытается найти путь к людям и к  самому себе, однако ему мешает низкая самооценка. Метафоричность речи деда объясняется тем, что он даёт возможность внуку поразмышлять над сказанным и самостоятельно принять решение, сделать выбор.     
                                                       (Михаил А.)
Описание слайда:
Данную проблему автор раскрывает с помощью диалогов внука и деда. Прием противопоставления позволяет увидеть, как расходятся мнения по важнейшим нравственным вопросам представителей двух поколений. Рассуждения героев помогают представить их психологический портрет. Дед – мудрый, полно и интересно проживший жизнь, знающий ответы на самые сложные вопросы, а внук – подросток, которому только предстоит их решать. Он пытается найти путь к людям и к самому себе, однако ему мешает низкая самооценка. Метафоричность речи деда объясняется тем, что он даёт возможность внуку поразмышлять над сказанным и самостоятельно принять решение, сделать выбор. (Михаил А.)

Слайд 27


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28





        Комментируя данную проблему, хочется отметить, что она интересна и взрослым, и подросткам. Автор так выстраивает диалог, что читатель не может не видеть парадокса: обычно счастье и полноту жизни ощущают молодые, а грусть – люди старшего, «осеннего» возраста. Однако А.Попов обращает внимание читателя на то, что именно внук получает от деда уроки нравственности, оптимистического мироощущения. Очевидно, это одна из причин, по которой рассказчик испытывает глубокое уважение к своему близкому человеку и искреннее желание поделиться самым сокровенным  в надежде получить ответы на наболевшие вопросы.
        Комментируя данную проблему, хочется отметить, что она интересна и взрослым, и подросткам. Автор так выстраивает диалог, что читатель не может не видеть парадокса: обычно счастье и полноту жизни ощущают молодые, а грусть – люди старшего, «осеннего» возраста. Однако А.Попов обращает внимание читателя на то, что именно внук получает от деда уроки нравственности, оптимистического мироощущения. Очевидно, это одна из причин, по которой рассказчик испытывает глубокое уважение к своему близкому человеку и искреннее желание поделиться самым сокровенным  в надежде получить ответы на наболевшие вопросы.
       Автор показывает, как важно деду научить внука простым, но в тоже время сложным умениям по-настоящему любить, правильно оценивать себя и окружающих. Но истинная мудрость деда в том, что он не дает готовых рецептов, и писателю, несомненно, симпатичен этот по-доброму ироничный герой.
                                                                           (Полина К.)
Описание слайда:
Комментируя данную проблему, хочется отметить, что она интересна и взрослым, и подросткам. Автор так выстраивает диалог, что читатель не может не видеть парадокса: обычно счастье и полноту жизни ощущают молодые, а грусть – люди старшего, «осеннего» возраста. Однако А.Попов обращает внимание читателя на то, что именно внук получает от деда уроки нравственности, оптимистического мироощущения. Очевидно, это одна из причин, по которой рассказчик испытывает глубокое уважение к своему близкому человеку и искреннее желание поделиться самым сокровенным в надежде получить ответы на наболевшие вопросы. Комментируя данную проблему, хочется отметить, что она интересна и взрослым, и подросткам. Автор так выстраивает диалог, что читатель не может не видеть парадокса: обычно счастье и полноту жизни ощущают молодые, а грусть – люди старшего, «осеннего» возраста. Однако А.Попов обращает внимание читателя на то, что именно внук получает от деда уроки нравственности, оптимистического мироощущения. Очевидно, это одна из причин, по которой рассказчик испытывает глубокое уважение к своему близкому человеку и искреннее желание поделиться самым сокровенным в надежде получить ответы на наболевшие вопросы. Автор показывает, как важно деду научить внука простым, но в тоже время сложным умениям по-настоящему любить, правильно оценивать себя и окружающих. Но истинная мудрость деда в том, что он не дает готовых рецептов, и писателю, несомненно, симпатичен этот по-доброму ироничный герой. (Полина К.)

Слайд 29


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30





            
            
        Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает на примере воспоминаний одного из героев рассказа. 
         Комментируя её, нельзя не отметить мастерство А.Попова в передаче душевного состояния рассказчика: именно подтекст позволяет понять, что чувствует и переживает молодой человек. Автор подчеркивает, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им, помогли внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах: ретроспектива помогает увидеть диалектику души рассказчика. Используя контраст  как композиционный прием, автор показал, как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего её смысл: внук учится у деда самоуважению, умению найти в этой жизни истинные ценности, правильные пути к любимой, окружающим людям. А.Попов дает читателю возможность поверить в силу подобного влияния взрослого человека: «осенний» дед и его уроки всегда живы в памяти героя  рассказа.  Его внутреннее перерождение, возрождение уже начались.
                                                                             (Сергей Г.)
Описание слайда:
Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает на примере воспоминаний одного из героев рассказа. Комментируя её, нельзя не отметить мастерство А.Попова в передаче душевного состояния рассказчика: именно подтекст позволяет понять, что чувствует и переживает молодой человек. Автор подчеркивает, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им, помогли внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах: ретроспектива помогает увидеть диалектику души рассказчика. Используя контраст как композиционный прием, автор показал, как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего её смысл: внук учится у деда самоуважению, умению найти в этой жизни истинные ценности, правильные пути к любимой, окружающим людям. А.Попов дает читателю возможность поверить в силу подобного влияния взрослого человека: «осенний» дед и его уроки всегда живы в памяти героя рассказа. Его внутреннее перерождение, возрождение уже начались. (Сергей Г.)

Слайд 31





     Комментарий к проблеме текста (если он следует за сформулированной проблемой) должен завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме. 
     Комментарий к проблеме текста (если он следует за сформулированной проблемой) должен завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Описание слайда:
Комментарий к проблеме текста (если он следует за сформулированной проблемой) должен завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме. Комментарий к проблеме текста (если он следует за сформулированной проблемой) должен завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

Слайд 32


ЕГЭ. Учимся комментировать проблему текста, слайд №32
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию