🗊Презентация Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №1Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №2Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №3Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №4Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №5Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №6Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №7Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №8Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №9Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №10Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №11Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №12Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №13Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №14Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №15Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №16Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №17Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №18Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №19Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №20Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №21Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №22Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №23Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №24Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №25Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №26Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №27Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №28Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №29Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №30Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №31Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №32Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №33Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №34Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №35Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №36Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №37Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №38Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №39Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №40Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №41Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №42Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №43

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы. Доклад-сообщение содержит 43 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Экзамен  в форме ЕГЭ по русскому языку- быть в 8.30 в фойе школы 
(паспорт, черные гелевые ручки!)
36 тестовых  балла для поступления в вуз, 
24- минимальный балл для получения аттестата.
Время выполнения 210 минут – 3,5 часа 
на весь экзамен по русскому языку, 
1-24 задание – тестовая часть
25 задание сочинение – РАССУЖДЕНИЕ 150 слов и более 
Сочинение- РАССУЖДЕНИЕ на основе исходного текста
Примерное распределение времени:
1)  1час - тест (перепроверить в черновике, не забыть  перенести в бланк ответа №1), потом приступить к сочинению
2)  1,5 часа - приступить к сочинению в черновике, проверить на все виды ошибок (орф., пункт, грамматич., речевые, этические, фактические, логические, абзацы, повторы, стилистические...)  переписать на бланк ответа №2 =  1,5 часа
Все перепроверить – полчаса. В запасе – полчаса.	
НЕ забыть проверить заполнение 
                    ВСЕХ БЛАНКОВ!
Описание слайда:
Экзамен в форме ЕГЭ по русскому языку- быть в 8.30 в фойе школы (паспорт, черные гелевые ручки!) 36 тестовых балла для поступления в вуз, 24- минимальный балл для получения аттестата. Время выполнения 210 минут – 3,5 часа на весь экзамен по русскому языку, 1-24 задание – тестовая часть 25 задание сочинение – РАССУЖДЕНИЕ 150 слов и более Сочинение- РАССУЖДЕНИЕ на основе исходного текста Примерное распределение времени: 1) 1час - тест (перепроверить в черновике, не забыть перенести в бланк ответа №1), потом приступить к сочинению 2) 1,5 часа - приступить к сочинению в черновике, проверить на все виды ошибок (орф., пункт, грамматич., речевые, этические, фактические, логические, абзацы, повторы, стилистические...) переписать на бланк ответа №2 = 1,5 часа Все перепроверить – полчаса. В запасе – полчаса. НЕ забыть проверить заполнение ВСЕХ БЛАНКОВ!

Слайд 2





 24 задание ИВС
Эпитеты – один из тропов, образное определение предмете, явления, выраженное чаще прилагательным, обычно числительным, существительным, наречием, глаголом. Эпитет выделяет в предмете одно из его свойств: гордый конь. Есть постоянные эпитеты: добрый молодец, красна девица. 
Антитеза - противопоставление при описании явлений, событий: тёмная ночь, светлый день.
 Антонимы – сова с противопоставлением: мал - велик, узок - широк. 
 Архаизмы – устаревшие слова: издревле, глад. 
 Гипербола – преувеличение: в сто сорок солнц закат пылал. 
 Градация – постепенное усиление или уменьшение, нагнетание обстановки: убивают, насилуют, грабят. Пришел, увидел, победил. 
 Инверсия – необычный порядок слов. Вышел месяц из тумана. 
 Историзмы – слова ушедшие в историю: урядник, боярин, арбалет.
 Литота – слова, противоположные гиперболе, преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.  
 Метафора – скрытое сравнение на основе сходства: ножка стола, град пуль, закат пылай, стальное перо.
Описание слайда:
24 задание ИВС Эпитеты – один из тропов, образное определение предмете, явления, выраженное чаще прилагательным, обычно числительным, существительным, наречием, глаголом. Эпитет выделяет в предмете одно из его свойств: гордый конь. Есть постоянные эпитеты: добрый молодец, красна девица. Антитеза - противопоставление при описании явлений, событий: тёмная ночь, светлый день. Антонимы – сова с противопоставлением: мал - велик, узок - широк. Архаизмы – устаревшие слова: издревле, глад. Гипербола – преувеличение: в сто сорок солнц закат пылал. Градация – постепенное усиление или уменьшение, нагнетание обстановки: убивают, насилуют, грабят. Пришел, увидел, победил. Инверсия – необычный порядок слов. Вышел месяц из тумана. Историзмы – слова ушедшие в историю: урядник, боярин, арбалет. Литота – слова, противоположные гиперболе, преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Метафора – скрытое сравнение на основе сходства: ножка стола, град пуль, закат пылай, стальное перо.

Слайд 3





ИВС
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо другого: на золоте едал, съешь тарелочку, читал Пушкина.
 Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу: живой труп, горячий снег, звонкая тишина, горькая радость пульс покойника. 
 Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, живому существу приписываются качества, присущие живому существу: ветер воет.
 Омофоны: пруд[т], прут[т].
 Омоформы: стих(глаг.) – стих(стихи).
 Омографы: мука – мука
 Параллелизм -  одинаковое синтаксические построение предложения: Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.  
 Паронимы: игра слов - Леса обезлесили
                                          Леса обезлысели
                                          Леса обезлосили
 Парцелляция: примеры, где 1 мысль высказывается в 2-х,3-х предложениях: У Елены беда. Большая. С девушкой поссорился. И вот из-за чего. 
 Тавтология: Писатель пишет письма.
 Эвфемизмы: Девушка в интересном положении (беременная). Был в не столь отдалённых местах (в тюрьме).
Описание слайда:
ИВС Метонимия – употребление названия одного предмета вместо другого: на золоте едал, съешь тарелочку, читал Пушкина. Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу: живой труп, горячий снег, звонкая тишина, горькая радость пульс покойника. Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, живому существу приписываются качества, присущие живому существу: ветер воет. Омофоны: пруд[т], прут[т]. Омоформы: стих(глаг.) – стих(стихи). Омографы: мука – мука Параллелизм - одинаковое синтаксические построение предложения: Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. Паронимы: игра слов - Леса обезлесили Леса обезлысели Леса обезлосили Парцелляция: примеры, где 1 мысль высказывается в 2-х,3-х предложениях: У Елены беда. Большая. С девушкой поссорился. И вот из-за чего. Тавтология: Писатель пишет письма. Эвфемизмы: Девушка в интересном положении (беременная). Был в не столь отдалённых местах (в тюрьме).

Слайд 4





ИВС
Описание слайда:
ИВС

Слайд 5





ИВС
Описание слайда:
ИВС

Слайд 6





ИВС
Описание слайда:
ИВС

Слайд 7





ИВС
Описание слайда:
ИВС

Слайд 8





ИВС
Описание слайда:
ИВС

Слайд 9





ИВС
Описание слайда:
ИВС

Слайд 10





ИВС
Описание слайда:
ИВС

Слайд 11





Основные орфограммы
Чередующиеся гласные в корне.
1) а – загар, о – гореть. Пригарь(искл.).
2) –зар-зор – (под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – а.
Искл.: зоревать, зорянка.
Запомнить: заря, зарница, озаренный, озарять, по слову зарево будем проверять.
3) – кос – кас – 
    -кос, если далее н: коснусь, прикосновение
    -кас – а, если после корня гласная а.
4)- клан – клон –
       кланяюсь,  поклон под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – о: наклонится.
5)- лаг – слагаемое
    - лож – сложить
  Искл.: полог.
6)- мак – пишу в корне а, т.к. значение чуть-чуть: макать перо
   - мок – пишу в корне о, т.к. значение «сильно» - промок под дождем. 
7) – плав -, -плов -, -плыв- 
В корне –плав-  а может быть ударным и безударным: плавать, плавучий.
 Заучить: пловец, пловчиха, плывуны. 
8)-ровн- равн-  Пишу а, если значение «наравне»: сравнить уравнять, пишу о, если значение «ровный»: подровнять дорожки(сделать ровными).
Описание слайда:
Основные орфограммы Чередующиеся гласные в корне. 1) а – загар, о – гореть. Пригарь(искл.). 2) –зар-зор – (под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – а. Искл.: зоревать, зорянка. Запомнить: заря, зарница, озаренный, озарять, по слову зарево будем проверять. 3) – кос – кас – -кос, если далее н: коснусь, прикосновение -кас – а, если после корня гласная а. 4)- клан – клон – кланяюсь, поклон под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – о: наклонится. 5)- лаг – слагаемое - лож – сложить Искл.: полог. 6)- мак – пишу в корне а, т.к. значение чуть-чуть: макать перо - мок – пишу в корне о, т.к. значение «сильно» - промок под дождем. 7) – плав -, -плов -, -плыв- В корне –плав- а может быть ударным и безударным: плавать, плавучий. Заучить: пловец, пловчиха, плывуны. 8)-ровн- равн- Пишу а, если значение «наравне»: сравнить уравнять, пишу о, если значение «ровный»: подровнять дорожки(сделать ровными).

Слайд 12





Чередующиеся гласные в корне
Корни –раст-ращ-рос-
1)раст – расти
2)ращ – ращу
3)рос – росла
 Искл.: Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, вырастай, подросток, отрасль, 
корень –скак-скач-
1) –скак- перед к пишется а: скакать.
2) –скоч- перед ч пишется о: подскочить.
Искл.: скачок, скачу.
        Корень –трар-твор-
Под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – о.
Пример: творчество, творить.
Искл.: утварь.
Корни –бер-бир, -дер-дир, -мер-мир, -пер-пир, -тер-тир.
В этих корнях пишу гласную и, если после корня суффикс а, если любая другая гласная, то пишу е: иа, еа, соберу – собирать, сдеру – сдирать, замереть – замирать.
Запомнить: сочетание.
Описание слайда:
Чередующиеся гласные в корне Корни –раст-ращ-рос- 1)раст – расти 2)ращ – ращу 3)рос – росла Искл.: Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, вырастай, подросток, отрасль, корень –скак-скач- 1) –скак- перед к пишется а: скакать. 2) –скоч- перед ч пишется о: подскочить. Искл.: скачок, скачу. Корень –трар-твор- Под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – о. Пример: творчество, творить. Искл.: утварь. Корни –бер-бир, -дер-дир, -мер-мир, -пер-пир, -тер-тир. В этих корнях пишу гласную и, если после корня суффикс а, если любая другая гласная, то пишу е: иа, еа, соберу – собирать, сдеру – сдирать, замереть – замирать. Запомнить: сочетание.

Слайд 13





НЕ с разными частями речи
 
Не раздельно, если:
1) есть противопоставление с а: не мал, а велик.
2) рядом стоят слова вовсе не, отнюдь не, ничуть не глупый.
3) глагол: не был, не видел.
4) деепричастия: не решал, не говоря.
5) если краткое  причастие: задача не решена, поле не засеяно.
6) если наречие или прилагательное в простой сравнительной степени: не хуже, не короче, не умнее.
7) если у причастия есть зависимое слово: не паханное трактором поле.
8) с числительным: по двое, по одному (человеку).
9) с местоимениями(кроме отрицательных и неопределённых): не ты, не наш, не всякий, некто(неопределённое).
10) с наречиями не, на о, е: не вовремя, не здесь.
11) если нет слов с противопоставлением: не мама,
 не кожаный (отн.прил). Не заячий (притяж.прил)
12) не умный и не глупый – однородные прилагательные.
13) не белый – цвет
14) не по-человечески – рядом слово с дефисом.
Описание слайда:
НЕ с разными частями речи Не раздельно, если: 1) есть противопоставление с а: не мал, а велик. 2) рядом стоят слова вовсе не, отнюдь не, ничуть не глупый. 3) глагол: не был, не видел. 4) деепричастия: не решал, не говоря. 5) если краткое причастие: задача не решена, поле не засеяно. 6) если наречие или прилагательное в простой сравнительной степени: не хуже, не короче, не умнее. 7) если у причастия есть зависимое слово: не паханное трактором поле. 8) с числительным: по двое, по одному (человеку). 9) с местоимениями(кроме отрицательных и неопределённых): не ты, не наш, не всякий, некто(неопределённое). 10) с наречиями не, на о, е: не вовремя, не здесь. 11) если нет слов с противопоставлением: не мама, не кожаный (отн.прил). Не заячий (притяж.прил) 12) не умный и не глупый – однородные прилагательные. 13) не белый – цвет 14) не по-человечески – рядом слово с дефисом.

Слайд 14





НЕ с разными частями речи
НЕ слитно: 
1) когда слово без не не  употребляется: незабудка, ненавидеть, нездоровится, неистовствовать.
2) с сущ., прилаг., и наречиями на -о, если можно подобрать синоним без не: неглубокий – мелкий, несчастье – беда, немедленно – сразу.   
3) если у причастия нет зависимого слова: нераспаханное поле.
Описание слайда:
НЕ с разными частями речи НЕ слитно: 1) когда слово без не не употребляется: незабудка, ненавидеть, нездоровится, неистовствовать. 2) с сущ., прилаг., и наречиями на -о, если можно подобрать синоним без не: неглубокий – мелкий, несчастье – беда, немедленно – сразу. 3) если у причастия нет зависимого слова: нераспаханное поле.

Слайд 15





Н-НН в прилагательных и причастиях.
Н   пишется в:
  1)    -ин -  кожаный (кож+ан+ый)
         - ан - голубь+ин+ый→голубиный
         - ян - багряный (искл.:оловянный, стеклянный, деревянный) 
  2) в отгл.прилагательных, образованных от глаголов несов. вида: бешеный, жареный, соленый, вареный, кованый, жеваный.
    Искл прилаг.: негаданный, виденный, слышанный, плененный, лишенный, казненный, обиженный, обещанный, жданный, брошенный, купленный, деленный и данный, решенный, деланный, желанный, медленный, священный, читанный.
  3) в кр. причастиях: решена, приказано, прочитаны.
Запомнить: юный, званый, названый(брат), посажённый(отец), ветреный, груженый-перегруженый, свиной, рьяный,  тюлений.
  4) Одна н пишется в существительных и наречиях, образовательных от основ прилагательных, оканчивающихся на букву н, с помощью  суффиксов, которые не начинаются с н: ветреник, ветреность, ветрено(от ветреный); путаник, путано(ср. путаный).
Описание слайда:
Н-НН в прилагательных и причастиях. Н пишется в: 1) -ин - кожаный (кож+ан+ый) - ан - голубь+ин+ый→голубиный - ян - багряный (искл.:оловянный, стеклянный, деревянный) 2) в отгл.прилагательных, образованных от глаголов несов. вида: бешеный, жареный, соленый, вареный, кованый, жеваный. Искл прилаг.: негаданный, виденный, слышанный, плененный, лишенный, казненный, обиженный, обещанный, жданный, брошенный, купленный, деленный и данный, решенный, деланный, желанный, медленный, священный, читанный. 3) в кр. причастиях: решена, приказано, прочитаны. Запомнить: юный, званый, названый(брат), посажённый(отец), ветреный, груженый-перегруженый, свиной, рьяный, тюлений. 4) Одна н пишется в существительных и наречиях, образовательных от основ прилагательных, оканчивающихся на букву н, с помощью суффиксов, которые не начинаются с н: ветреник, ветреность, ветрено(от ветреный); путаник, путано(ср. путаный).

Слайд 16





Н-НН в прилагательных и причастиях.
НН пишется:
1)-ова – маринованный
   -ева – измалёванный
          Искл.: кованый, жеваный
2)-оон – революционный (революция+онн+ый)
    -енн - естественный (естество+енн+ый)
3)      н + н – лимон+н→лимонный
                     окно+н→оконный
4) нн в сущ. и наречиях на - о, - е, если они образованы от слов, в которых нн искренность, искренне (искренний), бессонница (бессонный).
5) нн – в сложных прилагательных, если во второй части пишется нн, в самостоятельных прилагательных, образующих вторую часть сложного, где было уже нн: свежее+испечённый→свежеиспеченный, широколиственный, высокообразованный. 
6) нн, если второй частью является: - куренный, - варенный, - гонный, - рощенный,  смолокуренный, солеваренный, доморощенный, потогонный.
7) нн, если в первой части сложных прилагательных уже было нн: вагонно-паровозный, общественно-политический. 
8) нн пишется в причастиях, если они имеют приставки, кроме не: скошенный фермером луг, печённый в золе картофель.
9) нн, если прилагательные образованны от глаголов сов. вида (с приставками или без них): врожденный, заржавленный, уверенный.
            Искл: конченый (человек), но: конченная работа, названная книга, посаженное дерево.
Описание слайда:
Н-НН в прилагательных и причастиях. НН пишется: 1)-ова – маринованный -ева – измалёванный Искл.: кованый, жеваный 2)-оон – революционный (революция+онн+ый) -енн - естественный (естество+енн+ый) 3) н + н – лимон+н→лимонный окно+н→оконный 4) нн в сущ. и наречиях на - о, - е, если они образованы от слов, в которых нн искренность, искренне (искренний), бессонница (бессонный). 5) нн – в сложных прилагательных, если во второй части пишется нн, в самостоятельных прилагательных, образующих вторую часть сложного, где было уже нн: свежее+испечённый→свежеиспеченный, широколиственный, высокообразованный. 6) нн, если второй частью является: - куренный, - варенный, - гонный, - рощенный, смолокуренный, солеваренный, доморощенный, потогонный. 7) нн, если в первой части сложных прилагательных уже было нн: вагонно-паровозный, общественно-политический. 8) нн пишется в причастиях, если они имеют приставки, кроме не: скошенный фермером луг, печённый в золе картофель. 9) нн, если прилагательные образованны от глаголов сов. вида (с приставками или без них): врожденный, заржавленный, уверенный. Искл: конченый (человек), но: конченная работа, названная книга, посаженное дерево.

Слайд 17





ПРЕ-при
Гласные в приставках пре-, при-.
ПравилаПримеры    1) Пре- указывает на: а) высшую степень качества, признака действия превышение меры: (=очень).б) значения, близкие к значению приставки пере-.    
2) При – обозначает: а) приближение, присоединение, близость к чему-либо, добавление к чему-либо: б) неполное действие: в) отсутствующий характер действия:
Предобрый, прехороший, преувеличить, превзойти. Прервать, претерпеть, преобразовать, преградить, прекратить.Приусадебный, придвигать, присоединить, пришить. Присесть, приоткрыть, привстать. Приплясывать, припевать, прищелкивать.
Описание слайда:
ПРЕ-при Гласные в приставках пре-, при-. ПравилаПримеры 1) Пре- указывает на: а) высшую степень качества, признака действия превышение меры: (=очень).б) значения, близкие к значению приставки пере-. 2) При – обозначает: а) приближение, присоединение, близость к чему-либо, добавление к чему-либо: б) неполное действие: в) отсутствующий характер действия: Предобрый, прехороший, преувеличить, превзойти. Прервать, претерпеть, преобразовать, преградить, прекратить.Приусадебный, придвигать, присоединить, пришить. Присесть, приоткрыть, привстать. Приплясывать, припевать, прищелкивать.

Слайд 18





ПРЕ-при
Различайте по смыслу.
                     при –                                                                     пре – 
придать форму, придавать                        предать друга, предавать земле,  
значение, приданое невесты,                    предание старины, предел всему 
придел в храме, радиоприёмник,             приёмник начальника,  превратности      
восприимчивый, привратник                   судьбы, пребывать в неведении,                    
(сторож), притворить окно,                      препираться=перебраниваться,  
поезд прибыл, припирать дверь,              преклониться в знак уважения
прислониться к плечу, призреть              преклонный возраст, презирать врагу,
сироту, приступить к работе,                   преступить закон, преходящие идеи,
приходящая няня, приложить                  непреложный закон(нерушимый),
усилия, приуменьшить(чуть-чуть),         преуменьшить(значительно), 
приставить стол, приткнуться                 преставиться(умереть), камень 
где-нибудь, неприменимый(приём),       преткновения, непременное условие, 
притерпеться к боли, приставать             претерпеть лишения, беспрестанный с вопросом.                                                   дождь.
Заучить: пресловутый, президент, причуда, премьер, премировать, претендент, прелестный, привилегия, претензия, приоритет…
Описание слайда:
ПРЕ-при Различайте по смыслу. при – пре – придать форму, придавать предать друга, предавать земле, значение, приданое невесты, предание старины, предел всему придел в храме, радиоприёмник, приёмник начальника, превратности восприимчивый, привратник судьбы, пребывать в неведении, (сторож), притворить окно, препираться=перебраниваться, поезд прибыл, припирать дверь, преклониться в знак уважения прислониться к плечу, призреть преклонный возраст, презирать врагу, сироту, приступить к работе, преступить закон, преходящие идеи, приходящая няня, приложить непреложный закон(нерушимый), усилия, приуменьшить(чуть-чуть), преуменьшить(значительно), приставить стол, приткнуться преставиться(умереть), камень где-нибудь, неприменимый(приём), преткновения, непременное условие, притерпеться к боли, приставать претерпеть лишения, беспрестанный с вопросом. дождь. Заучить: пресловутый, президент, причуда, премьер, премировать, претендент, прелестный, привилегия, претензия, приоритет…

Слайд 19





Правописание суффиксов существительных.

Если в именах существительных корень оканчивается на д, т, с, з,  то пишется -чик
      д-т-чик – датчик, перебежчик, переписчик, образчик, объездчик, 
      т-д – щик – кровельщик, фонарщик, барабанщик, брильянтщик.
 -ек-, если  при сложении е выпадает:  горошек – горошина
 -ик-, если гласный не выпадает: столик, столика, столику
 -ец-, в словах м.р.: кормилец, красавец. 
 -иц-, в словах ж.р.: кормилица, красавица. 
 -енк-. (ен/к-) – в словах, образованных от сущ. на –на, -ня, которые в р.п.  мн.ч. заканчиваются на –ен: вишенка-вишен, сосенка – сосен.
 -ин/к - в словах, образованных от существительных на – ин-а:  трещинка,  горошинка.
Описание слайда:
Правописание суффиксов существительных. Если в именах существительных корень оканчивается на д, т, с, з, то пишется -чик д-т-чик – датчик, перебежчик, переписчик, образчик, объездчик, т-д – щик – кровельщик, фонарщик, барабанщик, брильянтщик. -ек-, если при сложении е выпадает: горошек – горошина -ик-, если гласный не выпадает: столик, столика, столику -ец-, в словах м.р.: кормилец, красавец. -иц-, в словах ж.р.: кормилица, красавица. -енк-. (ен/к-) – в словах, образованных от сущ. на –на, -ня, которые в р.п. мн.ч. заканчиваются на –ен: вишенка-вишен, сосенка – сосен. -ин/к - в словах, образованных от существительных на – ин-а: трещинка, горошинка.

Слайд 20





Правописание суффиксов наречий
-о, если приставки в, -на, за-: влево, направо, затемно
-а, если приставки из (ис), до, с (со): издавна, досыта, слева, искоса.
        Запомнить: смолоду, смалу, спьяну, спьяна, сослепу, сослепа. 
-у, если наречия имеют приставки по- : подолгу, понапрасну, попросту, потихоньку. 
       Запомнить: досрочно, исключительно, совместно от. Прил.: досрочный, исключительный, совместный.
Описание слайда:
Правописание суффиксов наречий -о, если приставки в, -на, за-: влево, направо, затемно -а, если приставки из (ис), до, с (со): издавна, досыта, слева, искоса. Запомнить: смолоду, смалу, спьяну, спьяна, сослепу, сослепа. -у, если наречия имеют приставки по- : подолгу, понапрасну, попросту, потихоньку. Запомнить: досрочно, исключительно, совместно от. Прил.: досрочный, исключительный, совместный.

Слайд 21





Правописание суффиксов глаголов.
1) У глаголов, деепричастий перед –л, -в, -вш пишется  та же гласная, что переть – ть: пилить – пилил, пиливший, пилив.
2) В неопределённой форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы – ова, - ева, если в 1-м лице, ед.ч. настоящего и будущего простого времени глагол оканчивается на – ую, - юю:
Малюю (наст. вр.)  – малевал (прош.вр.).
Если в указанной форме глагола оканчивается на –ываю, -иваю, то в н.ф. и в  прош. вр. пишу –ыва – ива-:  закрываю – закрывать, закрывал. 
        Запомнить: глаголы на ударяемые –вать, -ваю, ва- имеют перед суффиксом  ту же гласную, что в неопределённой форме без этого суффикса: залить – заливать, заливаю.
Описание слайда:
Правописание суффиксов глаголов. 1) У глаголов, деепричастий перед –л, -в, -вш пишется та же гласная, что переть – ть: пилить – пилил, пиливший, пилив. 2) В неопределённой форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы – ова, - ева, если в 1-м лице, ед.ч. настоящего и будущего простого времени глагол оканчивается на – ую, - юю: Малюю (наст. вр.) – малевал (прош.вр.). Если в указанной форме глагола оканчивается на –ываю, -иваю, то в н.ф. и в прош. вр. пишу –ыва – ива-: закрываю – закрывать, закрывал. Запомнить: глаголы на ударяемые –вать, -ваю, ва- имеют перед суффиксом ту же гласную, что в неопределённой форме без этого суффикса: залить – заливать, заливаю.

Слайд 22





Безударные личные окончания глаголов.

 
СпряженияГлаголыЛичные окончания
2спр.) все на –ить, кроме: брить, стелить. б) 4 на -ать: гнать, держать, дышать, слышать. в) 7 на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть 
Все остальные кроме разноспрягаемых 1 спр.(на –оть, -ыть, -ать, -ять, -еть, -уть).  
2 спр.  -у(-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат,      -ят.
Гонишь, гоним, гонит, гоните, гонят.Смотришь, смотрим, смотрит, смотрите, смотрят. 
1 спр.-у, ю –ешь, -ем, -ете, -ете, -ут,   Стелешь, стелем, стелет, стелете, стелют. Молоть, мелем, мелешь, мелете, мелют. 
Разноспрягаемые глаголы
Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят,   Брезжит, брезжут. 
Зиждиться, бежать.
Описание слайда:
Безударные личные окончания глаголов. СпряженияГлаголыЛичные окончания 2спр.) все на –ить, кроме: брить, стелить. б) 4 на -ать: гнать, держать, дышать, слышать. в) 7 на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть Все остальные кроме разноспрягаемых 1 спр.(на –оть, -ыть, -ать, -ять, -еть, -уть). 2 спр. -у(-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят. Гонишь, гоним, гонит, гоните, гонят.Смотришь, смотрим, смотрит, смотрите, смотрят. 1 спр.-у, ю –ешь, -ем, -ете, -ете, -ут, Стелешь, стелем, стелет, стелете, стелют. Молоть, мелем, мелешь, мелете, мелют. Разноспрягаемые глаголы Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят, Брезжит, брезжут. Зиждиться, бежать.

Слайд 23





Союзы и союзные слова.

Запомни раздельные написания: потому что, как будто, однако же(ж), при этом, то есть, так как, не то…не то, пока что. 
Слитно пиши союзы и союзные слова : тоже, также, чтобы (чтоб), итак, зато, отчего, потому, поэтому, зачем, притом, причём.
Описание слайда:
Союзы и союзные слова. Запомни раздельные написания: потому что, как будто, однако же(ж), при этом, то есть, так как, не то…не то, пока что. Слитно пиши союзы и союзные слова : тоже, также, чтобы (чтоб), итак, зато, отчего, потому, поэтому, зачем, притом, причём.

Слайд 24





Пунктограммы
Обращение.          
Это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Они могут быть выражены разными частями речи. Их может быть несколько в предложении. Они бывают распространённые и нераспространённые.   
[…,О,…]. Отпусти меня родная, на простор широкий. 
[…,О]. Опять я ваш, о юные друзья. 
[О,О!...]. Петя, да Петя же! Подойди сюда. 
[О,…]. Гордые, опять вы восстали…
Описание слайда:
Пунктограммы Обращение. Это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Они могут быть выражены разными частями речи. Их может быть несколько в предложении. Они бывают распространённые и нераспространённые. […,О,…]. Отпусти меня родная, на простор широкий. […,О]. Опять я ваш, о юные друзья. [О,О!...]. Петя, да Петя же! Подойди сюда. [О,…]. Гордые, опять вы восстали…

Слайд 25





Вводные слова, словосочетания, вставные предложения.
Вводные слова и словосочетания помогают выразить чувства, указывают на источник сообщаемого, порядок и связь мыслей… Они выделяются запятыми: Конечно, я решу задачу. 
Вводные слова отделяются запятой от предшествующих подчинительных и сочинительных союзов, кроме союза а: В душе осталось сожаление, а может быть,  и любовь. Запятыми выделяются небольшие по объёму вводные предложения: У меня, я чувствовал, закипало на сердце.
Описание слайда:
Вводные слова, словосочетания, вставные предложения. Вводные слова и словосочетания помогают выразить чувства, указывают на источник сообщаемого, порядок и связь мыслей… Они выделяются запятыми: Конечно, я решу задачу. Вводные слова отделяются запятой от предшествующих подчинительных и сочинительных союзов, кроме союза а: В душе осталось сожаление, а может быть, и любовь. Запятыми выделяются небольшие по объёму вводные предложения: У меня, я чувствовал, закипало на сердце.

Слайд 26





Однородные члены предложения
1) [Ο:Ο,Ο,Ο,Ο] Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, 
                           то после него ставится двоеточие. 
     Смешивалось все: дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники. 
2) [Ο,как-то, а именно, например: Ο,Ο,Ο]. К краснолесью относятся хвойные деревья, 
 например: сосна, ель, пихта. При наличии слов как-то, а именно, например, перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие.
3) [Ο,Ο,Ο-Ο]. В степени, за рекой, по дорогам – везде было пусто. (если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то пере ним ставится тире).
4) [Ο:Ο,Ο,Ο-Ο]. Фрукты: яблоки, груши, сливы – всё я люблю. 
5) [Ο:Ο и Ο-]. Обобщающее слово может быть перед однородными членами и после них. Если однородные члены стоят в середине предложения после обобщающего слова, перед ними ставится двоеточие, а после них тире. Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки. 
6) [Ο,Ο,Ο] За окнами сиял, сверкал, лучился снег. (Нет союзов, поэтому запятые). 
7) [Ο, да(=но)Ο]. Мал золотник, да дорог. Запятая ставится, т.к. противительный союз. (а, но, да(=но), однако, зато, тем не менее, хотя…) 
8) […то…,то]. Я то пробуждаюсь, то засыпаю.  Если повторяющиеся союзы и…; ни…ни; либо…, либо; ли..,ли; не то…, не то, то перед вторым ставится запятая
Описание слайда:
Однородные члены предложения 1) [Ο:Ο,Ο,Ο,Ο] Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Смешивалось все: дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники. 2) [Ο,как-то, а именно, например: Ο,Ο,Ο]. К краснолесью относятся хвойные деревья, например: сосна, ель, пихта. При наличии слов как-то, а именно, например, перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие. 3) [Ο,Ο,Ο-Ο]. В степени, за рекой, по дорогам – везде было пусто. (если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то пере ним ставится тире). 4) [Ο:Ο,Ο,Ο-Ο]. Фрукты: яблоки, груши, сливы – всё я люблю. 5) [Ο:Ο и Ο-]. Обобщающее слово может быть перед однородными членами и после них. Если однородные члены стоят в середине предложения после обобщающего слова, перед ними ставится двоеточие, а после них тире. Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки. 6) [Ο,Ο,Ο] За окнами сиял, сверкал, лучился снег. (Нет союзов, поэтому запятые). 7) [Ο, да(=но)Ο]. Мал золотник, да дорог. Запятая ставится, т.к. противительный союз. (а, но, да(=но), однако, зато, тем не менее, хотя…) 8) […то…,то]. Я то пробуждаюсь, то засыпаю. Если повторяющиеся союзы и…; ни…ни; либо…, либо; ли..,ли; не то…, не то, то перед вторым ставится запятая

Слайд 27





Однородные члены предложения
Запятая не ставится:
1) перед одиночными союзами: Бор угрюмо молчит или воет глухо [Ο и Ο].
2) перед что и чтобы в составных союзах не то… что, а(но); не то чтобы…,а/но. По возвращении Павлика показался матери, не то чтобы расстроенным, но каким-то странно притихшим. 
3) внутри устойчивых целостных сочетаний с повторяющимися союзами не, ни. И день и ночь; и смех и горе; и стар и молод; ни да ни нет; ни пуха ни пера.
Описание слайда:
Однородные члены предложения Запятая не ставится: 1) перед одиночными союзами: Бор угрюмо молчит или воет глухо [Ο и Ο]. 2) перед что и чтобы в составных союзах не то… что, а(но); не то чтобы…,а/но. По возвращении Павлика показался матери, не то чтобы расстроенным, но каким-то странно притихшим. 3) внутри устойчивых целостных сочетаний с повторяющимися союзами не, ни. И день и ночь; и смех и горе; и стар и молод; ни да ни нет; ни пуха ни пера.

Слайд 28





ССП
1) Простые в составе ССП соединяются союзами: и, да (=и) или но, а, но, однако, зато, а то, не то, или, либо также тоже. Перед повторяющимися союзами ставится запятая. [То дверь скрипнет], то [тихо отворится калитка]. [Небо умело], и[в сером тумане зарождался день]. 
2) Перед и запятая не ставится, если оба простые в составе ССП вопросительные или восклицательные. [ ] и [ ] ?! Где ты был и что ты делал? Как красиво в этих местах и как хорошо мы отдохнули! 
Если два номинативных предложения: Чужие скалы и  мокрый снег,  летевший навстречу. 
3) [ ] и [ ] запятая не ставится, если общий компонент:  
          а) второст. член. [В паре играла музыка] и [танцевали пары]. 
          б) общее вводное слово: [По-видимому, он был в затруднении] и [в его душе совершалась борьба]. 
          в) общее придаточное [  ] и [  ], (когда…). Дождь перестал и начинало светать, когда мы добрались до города.  
4) Тире в ССП ставится перед союзами и, а, но. 
 Если необходимо показать быструю смену событий: Еще напор – и враг убежит. Немного счастья – и человек становится добрее.
Описание слайда:
ССП 1) Простые в составе ССП соединяются союзами: и, да (=и) или но, а, но, однако, зато, а то, не то, или, либо также тоже. Перед повторяющимися союзами ставится запятая. [То дверь скрипнет], то [тихо отворится калитка]. [Небо умело], и[в сером тумане зарождался день]. 2) Перед и запятая не ставится, если оба простые в составе ССП вопросительные или восклицательные. [ ] и [ ] ?! Где ты был и что ты делал? Как красиво в этих местах и как хорошо мы отдохнули! Если два номинативных предложения: Чужие скалы и мокрый снег, летевший навстречу. 3) [ ] и [ ] запятая не ставится, если общий компонент: а) второст. член. [В паре играла музыка] и [танцевали пары]. б) общее вводное слово: [По-видимому, он был в затруднении] и [в его душе совершалась борьба]. в) общее придаточное [ ] и [ ], (когда…). Дождь перестал и начинало светать, когда мы добрались до города. 4) Тире в ССП ставится перед союзами и, а, но. Если необходимо показать быструю смену событий: Еще напор – и враг убежит. Немного счастья – и человек становится добрее.

Слайд 29





СПП
Сложноподчиненные предложения. Когда ставим или нет запятую, тире, двоеточие.
1) [Я сказал мальчикам, (что заблудился), и подсел к ним]. (Придаточное внутри главного).
2)Запятая не нужна: Хотелось бы знать (не что сказал), а как сказал он это. (Придаточное начинается с не).
3) [Он ушёл и не сказал] (куда). (Придаточное из одного слова).
4) В предложениях с составными союзами запятая ставится один раз:     
           [Яблони пропали], (оттого что мыши объели кору вокруг). 
5) Не разделяются на две союзы: между тем как, тогда как, словно как, так как: Туман у Монэ окрашен в багровый цвет, тогда как из хрестоматии было известно, что цвет у тумана серый. 
6) Между двумя и более придаточными предложениями  запятая ставится,   
         1) однородные и не связаны союзами:  Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод. 
[   ], (сколько), (сколько).
         2) однородны и соединены повторяющимися союзами, в том числе ли…или: Все остались в недоумении, не зная, действительно, ли они видели это необыкновенные глаза, или это была просто мечта. [  ],(ли),(или).
        3) связаны по способу последовательного подчинения: 
В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходимых колес, чтобы они поехали. [    ], (как).
Описание слайда:
СПП Сложноподчиненные предложения. Когда ставим или нет запятую, тире, двоеточие. 1) [Я сказал мальчикам, (что заблудился), и подсел к ним]. (Придаточное внутри главного). 2)Запятая не нужна: Хотелось бы знать (не что сказал), а как сказал он это. (Придаточное начинается с не). 3) [Он ушёл и не сказал] (куда). (Придаточное из одного слова). 4) В предложениях с составными союзами запятая ставится один раз: [Яблони пропали], (оттого что мыши объели кору вокруг). 5) Не разделяются на две союзы: между тем как, тогда как, словно как, так как: Туман у Монэ окрашен в багровый цвет, тогда как из хрестоматии было известно, что цвет у тумана серый. 6) Между двумя и более придаточными предложениями запятая ставится, 1) однородные и не связаны союзами: Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод. [ ], (сколько), (сколько). 2) однородны и соединены повторяющимися союзами, в том числе ли…или: Все остались в недоумении, не зная, действительно, ли они видели это необыкновенные глаза, или это была просто мечта. [ ],(ли),(или). 3) связаны по способу последовательного подчинения: В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходимых колес, чтобы они поехали. [ ], (как).

Слайд 30





Когда нужна запятая, если рядом два союза.
 1) Если опущение или неравенства придаточного, не требует перестановки главного, запятая ставится между союзами: [Я приду и, (если вы чего-нибудь не поняли), объясню].
2) Такая перестановка невозможна, если в главном имеются союз и слова то, так: Ему пришлось идти пешком в конец города, и когда он подходил к невзрачной хатёнке, то насилу держался на ногах от усталости. 
3) После союза а запятая обычно ставится. [Разговор остался неоконченным], (а когда отец вернулся), [мы продолжили его]. Но: [Разговор остался неоконченным], а, (если учесть наши отношения), [надеяться на его окончание не приходилось].  
  Запомнить: 
  [Однако]. Однако дождь кончился. 
  [  ],однако[  ]. Хотел прийти, однако родители не разрешили.   
  […, однако,…], Дождь, однако, закончился.
Но: Однако, когда надо было принять срочное решение, я советовался с отцом.
Описание слайда:
Когда нужна запятая, если рядом два союза. 1) Если опущение или неравенства придаточного, не требует перестановки главного, запятая ставится между союзами: [Я приду и, (если вы чего-нибудь не поняли), объясню]. 2) Такая перестановка невозможна, если в главном имеются союз и слова то, так: Ему пришлось идти пешком в конец города, и когда он подходил к невзрачной хатёнке, то насилу держался на ногах от усталости. 3) После союза а запятая обычно ставится. [Разговор остался неоконченным], (а когда отец вернулся), [мы продолжили его]. Но: [Разговор остался неоконченным], а, (если учесть наши отношения), [надеяться на его окончание не приходилось]. Запомнить: [Однако]. Однако дождь кончился. [ ],однако[ ]. Хотел прийти, однако родители не разрешили. […, однако,…], Дождь, однако, закончился. Но: Однако, когда надо было принять срочное решение, я советовался с отцом.

Слайд 31






Запомнить:
Не все обороты являются придаточными предложениями. 
1. Сядь как следует… (целое словосочетание). Мне всё равно куда идти. Может прийти кто угодно. 
2. Запятыми выделяются уступительные обороты с союзами хотя, пусть, даром, что: Ему должен хороший, пусть и непродолжительный, отдых.
Описание слайда:
Запомнить: Не все обороты являются придаточными предложениями. 1. Сядь как следует… (целое словосочетание). Мне всё равно куда идти. Может прийти кто угодно. 2. Запятыми выделяются уступительные обороты с союзами хотя, пусть, даром, что: Ему должен хороший, пусть и непродолжительный, отдых.

Слайд 32


Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33





КАК
Запятая перед словосочетаниями и предложениями с союзом как.
1) ставится, если с него начинается предложение: крестьянин ахнуть не успел, (как на него медведь насел). На самом, как говориться, в припеке лежал… 
2) в сравнительных оборотах: внизу, как зеркало стальное, синеют озера струю. 
3) в обороте со значением причинности: он, как человек с добрым сердцем, сердился редко. 
4) в оборотах не кто иной, как…, не что иное, как.… В порядочном человеке патриотизм есть не что иное, как желание трудится на пользу своей страны.
Описание слайда:
КАК Запятая перед словосочетаниями и предложениями с союзом как. 1) ставится, если с него начинается предложение: крестьянин ахнуть не успел, (как на него медведь насел). На самом, как говориться, в припеке лежал… 2) в сравнительных оборотах: внизу, как зеркало стальное, синеют озера струю. 3) в обороте со значением причинности: он, как человек с добрым сердцем, сердился редко. 4) в оборотах не кто иной, как…, не что иное, как.… В порядочном человеке патриотизм есть не что иное, как желание трудится на пользу своей страны.

Слайд 34





КАК
Запятая перед как не ставится: 
1) внутри составных союзов: перед тем как, после того как, по мере того как, подобно тому как, так же как, если союз не распадается на 2 части: если одна не входит в состав главного: [уже более трёх часов протекло, с тех пор], (как я присоединился к мальчикам). [Многие русские слова сами по себе изучают поэзии], (подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск).  
2) перед оборотом как можно, как нельзя 
плюс сравнительное степень прилагательного или наречия: Старался сделать как можно лучше, а получилось как нельзя хуже. 
3) перед союзом как…, так и, соединяющим однородные члены предложения или части сложного предложения: В Сибири есть много особенностей_ как в природе, так и в людских нравах. 
4) перед оборотами в значении «в качестве». Пришел_как жених.
Описание слайда:
КАК Запятая перед как не ставится: 1) внутри составных союзов: перед тем как, после того как, по мере того как, подобно тому как, так же как, если союз не распадается на 2 части: если одна не входит в состав главного: [уже более трёх часов протекло, с тех пор], (как я присоединился к мальчикам). [Многие русские слова сами по себе изучают поэзии], (подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск). 2) перед оборотом как можно, как нельзя плюс сравнительное степень прилагательного или наречия: Старался сделать как можно лучше, а получилось как нельзя хуже. 3) перед союзом как…, так и, соединяющим однородные члены предложения или части сложного предложения: В Сибири есть много особенностей_ как в природе, так и в людских нравах. 4) перед оборотами в значении «в качестве». Пришел_как жених.

Слайд 35


Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36





Местоимения
Разряды местоимений. 
1. Личные: я, мы, ты, вы, он, она, они, оно.
2. Возвратное: себя
3. Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой.
       Различай: его нет (личное), его сумка (притяж.)
4. вопросительно – относительные: кто, что, какой, чей, сколько, каков, который. Кто вышел? (вопросит.) [Я не знаю], (кто вышел), (относительное, т.к. присоединяет придаточное к главному). 
5. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-либо, кто-нибудь, кое у кого, сколько – нибудь  …(все с дефисными написаниями).
6. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, ничего. 
7. Определительные:  весь, всякий, сам, самый, любой, иной, другой.
Описание слайда:
Местоимения Разряды местоимений. 1. Личные: я, мы, ты, вы, он, она, они, оно. 2. Возвратное: себя 3. Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой. Различай: его нет (личное), его сумка (притяж.) 4. вопросительно – относительные: кто, что, какой, чей, сколько, каков, который. Кто вышел? (вопросит.) [Я не знаю], (кто вышел), (относительное, т.к. присоединяет придаточное к главному). 5. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-либо, кто-нибудь, кое у кого, сколько – нибудь …(все с дефисными написаниями). 6. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, ничего. 7. Определительные: весь, всякий, сам, самый, любой, иной, другой.

Слайд 37


Экзамен в форме ЕГЭ. Основные орфограммы, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38





Различай производные предлоги и сущ. с предлогами наречиями.
Ввиду дождей – иметь в виду
Вместо тебя – в место назначения
Вслед машине – всмотреться в след зверя
Вследствие болезни – в следствие по делу
Наподобие шнура – задача на подобие треугольников
Насчет зарплаты – на счет в банке
В течение часа – в течении реки
В продолжение суток – в продолжении романа
Несмотря на трудности – не смотря по сторонам
Возле дома – стоять возле
Внутри дома – вымыть внутри(нареч.)
Вдоль дороги – наклеить вдоль(нареч.)
В силу обстоятельств – верить в силу
Благодаря теплу – благодаря товарища
Вокруг оси – у оси
Напротив дома – стоять напротив
Заучить написания: невзирая на холод, по поводу чего-то, сверх ожидания, в целях безопасности, по причине болезни, по мере обстоятельств, наперекор судьбе.
Описание слайда:
Различай производные предлоги и сущ. с предлогами наречиями. Ввиду дождей – иметь в виду Вместо тебя – в место назначения Вслед машине – всмотреться в след зверя Вследствие болезни – в следствие по делу Наподобие шнура – задача на подобие треугольников Насчет зарплаты – на счет в банке В течение часа – в течении реки В продолжение суток – в продолжении романа Несмотря на трудности – не смотря по сторонам Возле дома – стоять возле Внутри дома – вымыть внутри(нареч.) Вдоль дороги – наклеить вдоль(нареч.) В силу обстоятельств – верить в силу Благодаря теплу – благодаря товарища Вокруг оси – у оси Напротив дома – стоять напротив Заучить написания: невзирая на холод, по поводу чего-то, сверх ожидания, в целях безопасности, по причине болезни, по мере обстоятельств, наперекор судьбе.

Слайд 39





Различай наречия от предлогов с существительными.
Идти вдаль – в даль моря
Бежать сбоку – вертеться с боку на бок. 
Смотреть вбок – ударить в бок
Нырять вглубь – в глубь моря 
Запомнить навеки – на веки вечные
Разуверится вконец – глядеть в конец книги 
Костюм впору – в пору юности
Думать втайне – держать в тайне
Разбить наголову – как снег на голову
Измена налицо – на лицо упала капель
Стоять на смерть – идти на смерть 
Действовать наудачу – надейся на удачу
Поговорить начистоту – обратить внимание на чистоту 
         Заучить: крест-накрест, волей-неволей, тет-а-тет, точь-в-точь, на-гора, ва-банк, ин-фолио, ин-кварто, де-факто, де-юре.
Описание слайда:
Различай наречия от предлогов с существительными. Идти вдаль – в даль моря Бежать сбоку – вертеться с боку на бок. Смотреть вбок – ударить в бок Нырять вглубь – в глубь моря Запомнить навеки – на веки вечные Разуверится вконец – глядеть в конец книги Костюм впору – в пору юности Думать втайне – держать в тайне Разбить наголову – как снег на голову Измена налицо – на лицо упала капель Стоять на смерть – идти на смерть Действовать наудачу – надейся на удачу Поговорить начистоту – обратить внимание на чистоту Заучить: крест-накрест, волей-неволей, тет-а-тет, точь-в-точь, на-гора, ва-банк, ин-фолио, ин-кварто, де-факто, де-юре.

Слайд 40





Логические ошибки
неудачный зачин(указание на предыдущий контекст),
ошибки в средней части:
-сближение относительно далеких мыслей в одном предложении, 
-сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным,
-лишние  перечисления, отвлекающие  внимание от главной мысли, 
-неоправданная растянутость, 
-смысловые повторы,
неудачная концовка: дублирование вывода – логическая ошибка
отсутствуют средства связи между сверхфразовыми единствами или внутри них, читающему приходится восстанавливать опущенные смысловые единицы (фразы, слова, сочетания), чтобы проследить за ходом мысли автора сочинения;
допущены логические ошибки при рассуждении (пропущены важные звенья в цепи доказательств и т. п.);
при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения;
Описание слайда:
Логические ошибки неудачный зачин(указание на предыдущий контекст), ошибки в средней части: -сближение относительно далеких мыслей в одном предложении, -сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным, -лишние перечисления, отвлекающие внимание от главной мысли, -неоправданная растянутость, -смысловые повторы, неудачная концовка: дублирование вывода – логическая ошибка отсутствуют средства связи между сверхфразовыми единствами или внутри них, читающему приходится восстанавливать опущенные смысловые единицы (фразы, слова, сочетания), чтобы проследить за ходом мысли автора сочинения; допущены логические ошибки при рассуждении (пропущены важные звенья в цепи доказательств и т. п.); при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения;

Слайд 41





Точность и выразительность речи
Точность речи -отбор слов и выражений, наиболее соответствующих передаваемому содержанию, самые нужные для данной ситуации. 
	Чистота речи -незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку. 
	В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.
Выразительность речи  -отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения, понимание особенностей выбранного  функционального  стиля, понимание  особенности  коммуникативной  ситуации, учет  условий  и задач общения.
Описание слайда:
Точность и выразительность речи Точность речи -отбор слов и выражений, наиболее соответствующих передаваемому содержанию, самые нужные для данной ситуации. Чистота речи -незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям. Выразительность речи -отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения, понимание особенностей выбранного функционального стиля, понимание особенности коммуникативной ситуации, учет условий и задач общения.

Слайд 42





Речь должна быть разнообразной
Речь бедная 
-ограниченный  объем словаря,
-неточное  словоупотребление, 
-синтаксическое однообразие (короткие однотипные предложения со слабо выраженной связью, в качестве средства связи предложений в таком тексте чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет),
-выразительные средства языка, как правило, отсутствуют.
Описание слайда:
Речь должна быть разнообразной Речь бедная -ограниченный объем словаря, -неточное словоупотребление, -синтаксическое однообразие (короткие однотипные предложения со слабо выраженной связью, в качестве средства связи предложений в таком тексте чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет), -выразительные средства языка, как правило, отсутствуют.

Слайд 43





Речевые ошибки
Неумение членораздельно сформулировать собственную мысль
Повторы
Неточное словоупотребление
Многословие, неуместное употребление слова
Нарушение лексической сочетаемости слов
Использование разностилевой лексики
Использование штампов (например,штампы из официально-делового стиля) 
Неумение цитировать, грамотно привести слова из текста
Ошибки при построении ряда однородных членов
Неправильное использование противительных союзов
Описание слайда:
Речевые ошибки Неумение членораздельно сформулировать собственную мысль Повторы Неточное словоупотребление Многословие, неуместное употребление слова Нарушение лексической сочетаемости слов Использование разностилевой лексики Использование штампов (например,штампы из официально-делового стиля) Неумение цитировать, грамотно привести слова из текста Ошибки при построении ряда однородных членов Неправильное использование противительных союзов



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию