🗊Глобальные проблемы и будущее человечества

Нажмите для полного просмотра!
Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №1Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №2Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №3Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №4Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №5Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №6Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №7Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №8Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №9Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №10Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №11Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №12Глобальные проблемы и будущее человечества, слайд №13

Вы можете ознакомиться и скачать Глобальные проблемы и будущее человечества. Презентация содержит 13 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Глобальные проблемы и будущее человечества
Описание слайда:
Глобальные проблемы и будущее человечества

Слайд 2





1. Сущность и многообразие глобальных проблем.

Обсуждение проблемы начнем с размышлений известного французского моралиста, герцога Франсуа де Ларошфуко:
«Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией».
Мы живем в 21 веке. Очевиден прогресс в области экономики, медицины, новых технологий, освоения космоса и т.п. Сегодня люди осваивают новые планеты, создают новые суперкомпьютеры, и т.д. Порой кажется, что сказки, плоды самых смелых фантазий становятся реальностью.
Но, несмотря на прогресс, человечество пребывает в плену собственных достижений и технических успехов. Человечество, решая одни проблемы, порождает другие, более судьбоносные для его существования, но, скорее всего, выживания. Вот уже полвека, как человеческая цивилизация находится под воздействием множества уникальных, не знакомых для предыдущих эпох факторов. Оно входит в эпоху глобализации.
Описание слайда:
1. Сущность и многообразие глобальных проблем. Обсуждение проблемы начнем с размышлений известного французского моралиста, герцога Франсуа де Ларошфуко: «Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией». Мы живем в 21 веке. Очевиден прогресс в области экономики, медицины, новых технологий, освоения космоса и т.п. Сегодня люди осваивают новые планеты, создают новые суперкомпьютеры, и т.д. Порой кажется, что сказки, плоды самых смелых фантазий становятся реальностью. Но, несмотря на прогресс, человечество пребывает в плену собственных достижений и технических успехов. Человечество, решая одни проблемы, порождает другие, более судьбоносные для его существования, но, скорее всего, выживания. Вот уже полвека, как человеческая цивилизация находится под воздействием множества уникальных, не знакомых для предыдущих эпох факторов. Оно входит в эпоху глобализации.

Слайд 3





Прежде всего, определимся с понятием «глобальный». Оно ведет свое происхождение от латинского слова «глобус» (земной шар), то есть Земля. С конца 60-х годов ХХ в. этот термин получил широкое распространение для обозначения обще планетарных проблем современной эпохи, затрагивающих интересы человечества в целом.
Прежде всего, определимся с понятием «глобальный». Оно ведет свое происхождение от латинского слова «глобус» (земной шар), то есть Земля. С конца 60-х годов ХХ в. этот термин получил широкое распространение для обозначения обще планетарных проблем современной эпохи, затрагивающих интересы человечества в целом.
Обратите внимание: многие из этих проблем, будучи обусловленными научно-техническим прогрессом, все-таки, могут быть решены только благодаря научно-техническому прогрессу, и творческими усилиями самого человека.
Впервые о глобальности существующих проблем было заявлено человечеству Римским клубом, который был создан в 1968 г. по инициативе и под руководством итальянского экономиста А. Печчеи. Первоначально включал 100 членов, представителей 30 стран мира. Доклады клуба вызвали сенсацию, так как авторы сделали вывод: при сохранении существующих тенденций научно-технического прогресса, человечество в первой половине 21 века ожидает глобальная катастрофа.
 Относительно реальной возможности решения этих проблем мнения расходятся: одни вообще не допускают эту возможность, другие же, из-за отсутствия ответов, не хотят думать об этом вообще, а третьи советуют остановить прогресс.
Описание слайда:
Прежде всего, определимся с понятием «глобальный». Оно ведет свое происхождение от латинского слова «глобус» (земной шар), то есть Земля. С конца 60-х годов ХХ в. этот термин получил широкое распространение для обозначения обще планетарных проблем современной эпохи, затрагивающих интересы человечества в целом. Прежде всего, определимся с понятием «глобальный». Оно ведет свое происхождение от латинского слова «глобус» (земной шар), то есть Земля. С конца 60-х годов ХХ в. этот термин получил широкое распространение для обозначения обще планетарных проблем современной эпохи, затрагивающих интересы человечества в целом. Обратите внимание: многие из этих проблем, будучи обусловленными научно-техническим прогрессом, все-таки, могут быть решены только благодаря научно-техническому прогрессу, и творческими усилиями самого человека. Впервые о глобальности существующих проблем было заявлено человечеству Римским клубом, который был создан в 1968 г. по инициативе и под руководством итальянского экономиста А. Печчеи. Первоначально включал 100 членов, представителей 30 стран мира. Доклады клуба вызвали сенсацию, так как авторы сделали вывод: при сохранении существующих тенденций научно-технического прогресса, человечество в первой половине 21 века ожидает глобальная катастрофа. Относительно реальной возможности решения этих проблем мнения расходятся: одни вообще не допускают эту возможность, другие же, из-за отсутствия ответов, не хотят думать об этом вообще, а третьи советуют остановить прогресс.

Слайд 4





Давая общую характеристику глобальным проблемам, отметим, что:
Давая общую характеристику глобальным проблемам, отметим, что:
во-первых, глобализация лишает смысла прежние представления о центре цивилизации, постепенно их разнообразие сходится в единое понятие: «мировой город».
во-вторых, экономические, финансовые, технологические и информационные возможности «развитого Запада», т.н. «золотого миллиарда», способствуют тому, что именно он, этот «золотой миллиард» задает импульс процессам глобализации.
Описание слайда:
Давая общую характеристику глобальным проблемам, отметим, что: Давая общую характеристику глобальным проблемам, отметим, что: во-первых, глобализация лишает смысла прежние представления о центре цивилизации, постепенно их разнообразие сходится в единое понятие: «мировой город». во-вторых, экономические, финансовые, технологические и информационные возможности «развитого Запада», т.н. «золотого миллиарда», способствуют тому, что именно он, этот «золотой миллиард» задает импульс процессам глобализации.

Слайд 5





Экологические проблемы

Первостепенное значение для человечества в настоящее время имеет экологическая проблема. Слово «экология» (гр. - «ойкос» - местообитание, жилище), означает изучение биосферы, являющейся нашим собственном домом, в котором мы живем и частью которого являемся. Отсюда и наука - «экология», изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой. Таким образом, слово говорит само за себя: чтобы решить проблемы выживания человечества, надо знать собственный дом, и научиться в нем жить! Жить долго и счастливо!
В научный оборот термин «экология» был введен в ХIХв. Немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919 гг.) для обозначения всего внешнего, по отношению к человеку, миру. Невероятная (по сравнению с животными) способность человека к адаптации, определяя широкие масштабы его деятельности, и привела к экологическому кризису. Так, господствующая система, направленная на удовлетворение потребности - иметь как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с гораздо более фундаментальной потребностью человека - быть живым и развиваться.
Описание слайда:
Экологические проблемы Первостепенное значение для человечества в настоящее время имеет экологическая проблема. Слово «экология» (гр. - «ойкос» - местообитание, жилище), означает изучение биосферы, являющейся нашим собственном домом, в котором мы живем и частью которого являемся. Отсюда и наука - «экология», изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой. Таким образом, слово говорит само за себя: чтобы решить проблемы выживания человечества, надо знать собственный дом, и научиться в нем жить! Жить долго и счастливо! В научный оборот термин «экология» был введен в ХIХв. Немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919 гг.) для обозначения всего внешнего, по отношению к человеку, миру. Невероятная (по сравнению с животными) способность человека к адаптации, определяя широкие масштабы его деятельности, и привела к экологическому кризису. Так, господствующая система, направленная на удовлетворение потребности - иметь как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с гораздо более фундаментальной потребностью человека - быть живым и развиваться.

Слайд 6





Демографические проблемы

Рассмотрим следующую глобальную проблему: демографическую.
Демографическая проблема стала глобальной уже давно. По подсчетам специалистов, с начала неолита и до палеолита, на сцене истории побывало около 18 млн. человек, а темпы прироста населения все время росли. В 1987 г. был рожден пятимиллиардный житель, в настоящее время мы приближаемся к 7 млрд. человек. Темпы прироста населения таковы, что каждую секунду число людей на Земле увеличивается на три человека. В результате этого ежегодно появляется около 100 млн. человек, что равно современному населению Западной Европы. Относительно демографической угрозы в мире ученых также нет единства. Одни ученые говорят, что, поскольку Земля не безразмерна, а количество людей растет, то неминуем демографический коллапс (резкое снижение численности населения), результатом чего станет «петля затухания». То есть, Земля сама защитит себя, но для человечества это обернется глобальной трагедией: голодом, истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, непригодностью воды для литья, тепловым перегревом поверхности Земли, распространением СПИДа и т.д. Другие, наоборот, говорят, что Земля, при разумном использовании ее ресурсов, «выдержит» население в пределах 12-14 млрд. человек.
Ситуация с народонаселением в мире характеризуется глубокими противоречиями в целом. Так, основной прирост населения обеспечивают Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, в которых, на рубеже ХХ и ХХI вв., живет свыше 80% населения мира, что еще в 60-е гг. прошлого столетия расценивалось как «демографическая бомба». В одних странах происходит достаточно интенсивный рост населения и предпринимаются энергичные меры для его ограничения (Китай, Япония). А в ряде других стран происходит депопуляция (сокращение рождаемости), что порождает огромные трудности для экономического и социального развития (Западная и Восточная Европа, Россия, где наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение).
По образному выражению ученых, Земля «болеет человеком». А иногда человечество сравнивают с раковой опухолью на теле Земли, полагая, что она и Космос - живые существа, наделенные сверх разумом. В полной мере это относится и к таким глобальным проблемам, как ресурсная, энергетическая и продовольственная.
Описание слайда:
Демографические проблемы Рассмотрим следующую глобальную проблему: демографическую. Демографическая проблема стала глобальной уже давно. По подсчетам специалистов, с начала неолита и до палеолита, на сцене истории побывало около 18 млн. человек, а темпы прироста населения все время росли. В 1987 г. был рожден пятимиллиардный житель, в настоящее время мы приближаемся к 7 млрд. человек. Темпы прироста населения таковы, что каждую секунду число людей на Земле увеличивается на три человека. В результате этого ежегодно появляется около 100 млн. человек, что равно современному населению Западной Европы. Относительно демографической угрозы в мире ученых также нет единства. Одни ученые говорят, что, поскольку Земля не безразмерна, а количество людей растет, то неминуем демографический коллапс (резкое снижение численности населения), результатом чего станет «петля затухания». То есть, Земля сама защитит себя, но для человечества это обернется глобальной трагедией: голодом, истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, непригодностью воды для литья, тепловым перегревом поверхности Земли, распространением СПИДа и т.д. Другие, наоборот, говорят, что Земля, при разумном использовании ее ресурсов, «выдержит» население в пределах 12-14 млрд. человек. Ситуация с народонаселением в мире характеризуется глубокими противоречиями в целом. Так, основной прирост населения обеспечивают Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, в которых, на рубеже ХХ и ХХI вв., живет свыше 80% населения мира, что еще в 60-е гг. прошлого столетия расценивалось как «демографическая бомба». В одних странах происходит достаточно интенсивный рост населения и предпринимаются энергичные меры для его ограничения (Китай, Япония). А в ряде других стран происходит депопуляция (сокращение рождаемости), что порождает огромные трудности для экономического и социального развития (Западная и Восточная Европа, Россия, где наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение). По образному выражению ученых, Земля «болеет человеком». А иногда человечество сравнивают с раковой опухолью на теле Земли, полагая, что она и Космос - живые существа, наделенные сверх разумом. В полной мере это относится и к таким глобальным проблемам, как ресурсная, энергетическая и продовольственная.

Слайд 7





Проблема войны и мира

Проблема войны и мира прочно занимала первое место среди глобальных проблем в период идеологического противостояния двух политических систем: социалистической и капиталистической. После развала СССР и всей социалистической системы в целом, эта проблема утратила свою остроту. Кроме того, человечество осознало, что в новой ядерной войне не будет победителей. Но эта проблема, в силу причин, о которых мы будем говорить далее, остается в ряду глобальных проблем человечества.
Война - что приходит нам на ум, когда мы слышим это слово? Конечно же, убийства, насилие, разорение, жестокость, дети-сироты, люди-инвалиды, герои-победители. За 3500 летний период развития человечества произошло 14530 войн. В них погибло: в XVII веке - 3.3 млн., в XVIII веке - 5.5 млн., в XIX веке - 16 млн. человек.
Две мировые войны ХХ в. унесли жизни 3.6 млрд. человек (из них погибло в результате военных действий - 100 млн. человек, остальные умерли от голода, холода, болезней, эпидемий, и т.д.).
Описание слайда:
Проблема войны и мира Проблема войны и мира прочно занимала первое место среди глобальных проблем в период идеологического противостояния двух политических систем: социалистической и капиталистической. После развала СССР и всей социалистической системы в целом, эта проблема утратила свою остроту. Кроме того, человечество осознало, что в новой ядерной войне не будет победителей. Но эта проблема, в силу причин, о которых мы будем говорить далее, остается в ряду глобальных проблем человечества. Война - что приходит нам на ум, когда мы слышим это слово? Конечно же, убийства, насилие, разорение, жестокость, дети-сироты, люди-инвалиды, герои-победители. За 3500 летний период развития человечества произошло 14530 войн. В них погибло: в XVII веке - 3.3 млн., в XVIII веке - 5.5 млн., в XIX веке - 16 млн. человек. Две мировые войны ХХ в. унесли жизни 3.6 млрд. человек (из них погибло в результате военных действий - 100 млн. человек, остальные умерли от голода, холода, болезней, эпидемий, и т.д.).

Слайд 8





Чем обусловлена глобальность этой проблемы? Во второй половине ХХв. появилось ядерное оружие, возникла реальная возможность уничтожения целых стран, континентов, и всей современной цивилизации в целом. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. Суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточна, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. У одних только Соединенных Штатов столько ядерного оружия, чтобы 12 раз уничтожить все живое на земле. То есть, мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос «быть или не быть?» встал перед всем человечеством.
Чем обусловлена глобальность этой проблемы? Во второй половине ХХв. появилось ядерное оружие, возникла реальная возможность уничтожения целых стран, континентов, и всей современной цивилизации в целом. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. Суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточна, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. У одних только Соединенных Штатов столько ядерного оружия, чтобы 12 раз уничтожить все живое на земле. То есть, мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос «быть или не быть?» встал перед всем человечеством.
Описание слайда:
Чем обусловлена глобальность этой проблемы? Во второй половине ХХв. появилось ядерное оружие, возникла реальная возможность уничтожения целых стран, континентов, и всей современной цивилизации в целом. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. Суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточна, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. У одних только Соединенных Штатов столько ядерного оружия, чтобы 12 раз уничтожить все живое на земле. То есть, мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос «быть или не быть?» встал перед всем человечеством. Чем обусловлена глобальность этой проблемы? Во второй половине ХХв. появилось ядерное оружие, возникла реальная возможность уничтожения целых стран, континентов, и всей современной цивилизации в целом. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. Суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточна, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. У одних только Соединенных Штатов столько ядерного оружия, чтобы 12 раз уничтожить все живое на земле. То есть, мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос «быть или не быть?» встал перед всем человечеством.

Слайд 9





Война - это политика путем насилия. Некоторые историки и антропологи заявляют, что войны неизбежны, и даже просто необходимы потому, что неразрывно связаны с эволюционной борьбой за выживание, и что война ведется в интересах биологического, социального и нравственного прогресса. Так, обосновывая подобную точку зрения, английский экономист (и священник) Томас Мальтус (1766-1834 гг.) сформулировал социологическую доктрину - «естественный закон», согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а средства существования могут в лучшем случае увеличиваться в арифметической прогрессии. В результате наступит абсолютное перенаселение. С этим, считает он, можно бороться: путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Не последнее место в решении проблемы он отводит войнам, которые выполняют позитивную роль, как «очистительные грозы». Отсюда и название этой системы взглядов: мальтузианство.
Война - это политика путем насилия. Некоторые историки и антропологи заявляют, что войны неизбежны, и даже просто необходимы потому, что неразрывно связаны с эволюционной борьбой за выживание, и что война ведется в интересах биологического, социального и нравственного прогресса. Так, обосновывая подобную точку зрения, английский экономист (и священник) Томас Мальтус (1766-1834 гг.) сформулировал социологическую доктрину - «естественный закон», согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а средства существования могут в лучшем случае увеличиваться в арифметической прогрессии. В результате наступит абсолютное перенаселение. С этим, считает он, можно бороться: путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Не последнее место в решении проблемы он отводит войнам, которые выполняют позитивную роль, как «очистительные грозы». Отсюда и название этой системы взглядов: мальтузианство.
Описание слайда:
Война - это политика путем насилия. Некоторые историки и антропологи заявляют, что войны неизбежны, и даже просто необходимы потому, что неразрывно связаны с эволюционной борьбой за выживание, и что война ведется в интересах биологического, социального и нравственного прогресса. Так, обосновывая подобную точку зрения, английский экономист (и священник) Томас Мальтус (1766-1834 гг.) сформулировал социологическую доктрину - «естественный закон», согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а средства существования могут в лучшем случае увеличиваться в арифметической прогрессии. В результате наступит абсолютное перенаселение. С этим, считает он, можно бороться: путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Не последнее место в решении проблемы он отводит войнам, которые выполняют позитивную роль, как «очистительные грозы». Отсюда и название этой системы взглядов: мальтузианство. Война - это политика путем насилия. Некоторые историки и антропологи заявляют, что войны неизбежны, и даже просто необходимы потому, что неразрывно связаны с эволюционной борьбой за выживание, и что война ведется в интересах биологического, социального и нравственного прогресса. Так, обосновывая подобную точку зрения, английский экономист (и священник) Томас Мальтус (1766-1834 гг.) сформулировал социологическую доктрину - «естественный закон», согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а средства существования могут в лучшем случае увеличиваться в арифметической прогрессии. В результате наступит абсолютное перенаселение. С этим, считает он, можно бороться: путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Не последнее место в решении проблемы он отводит войнам, которые выполняют позитивную роль, как «очистительные грозы». Отсюда и название этой системы взглядов: мальтузианство.

Слайд 10





Современная наука и политика не приемлет подобное решение демографических проблем, хотя эта доктрина и существует в обновленном виде, как «неомальтузианство». Человечеству необходимо перейти к новой эпохе всемирной истории без войн. Для этого необходима сознательная деятельность всех сил, выступающих за мир.
Современная наука и политика не приемлет подобное решение демографических проблем, хотя эта доктрина и существует в обновленном виде, как «неомальтузианство». Человечеству необходимо перейти к новой эпохе всемирной истории без войн. Для этого необходима сознательная деятельность всех сил, выступающих за мир.
Мы остановились на характеристике важнейших проблем человечества, хотя нельзя умалять значение и других проблем. Но, как Вы понимаете, все остальные как бы «закручены» вокруг этих проблем. Успешное решение экологических, войны и мира, проблемы демографической проблем позволит человечеству преодолеть кризис и в решении таких проблем, как: здоровья, образования, ресурсов, энергетики и т.д.
Описание слайда:
Современная наука и политика не приемлет подобное решение демографических проблем, хотя эта доктрина и существует в обновленном виде, как «неомальтузианство». Человечеству необходимо перейти к новой эпохе всемирной истории без войн. Для этого необходима сознательная деятельность всех сил, выступающих за мир. Современная наука и политика не приемлет подобное решение демографических проблем, хотя эта доктрина и существует в обновленном виде, как «неомальтузианство». Человечеству необходимо перейти к новой эпохе всемирной истории без войн. Для этого необходима сознательная деятельность всех сил, выступающих за мир. Мы остановились на характеристике важнейших проблем человечества, хотя нельзя умалять значение и других проблем. Но, как Вы понимаете, все остальные как бы «закручены» вокруг этих проблем. Успешное решение экологических, войны и мира, проблемы демографической проблем позволит человечеству преодолеть кризис и в решении таких проблем, как: здоровья, образования, ресурсов, энергетики и т.д.

Слайд 11





2. Философия о перспективах будущего человечества.

проблема глобальный человечество война
Пифагору (из Самоса - 580-500 гг. до н.э.), с легкой подачи Диогена Лаэртского (первая половина 3-го века н.э.), приписывают слова, которые охотно воспроизводят современные философы: «жизнь подобна игрищам: одни приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть. Иные, подобно рабам, рождаются для славы и наживы, между тем, как философ - для постижения истины». Состязательность, конкуренция, инициатива, и другие либеральные человеческие устремления привели его к современному состоянию. Оправданы ли подобные мотивы жизнедеятельности в будущем? Ведь мир стоит на краю гибели. Этим пессимистическим мотивом пронизана, ставшая хрестоматийной, статья Френсиса Фукуямы «Конец истории?», опубликованной на заре перестройки (1990 г.) в «Вопросах истории». В современной философии истории она представляет наибольший интерес.
Описание слайда:
2. Философия о перспективах будущего человечества. проблема глобальный человечество война Пифагору (из Самоса - 580-500 гг. до н.э.), с легкой подачи Диогена Лаэртского (первая половина 3-го века н.э.), приписывают слова, которые охотно воспроизводят современные философы: «жизнь подобна игрищам: одни приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть. Иные, подобно рабам, рождаются для славы и наживы, между тем, как философ - для постижения истины». Состязательность, конкуренция, инициатива, и другие либеральные человеческие устремления привели его к современному состоянию. Оправданы ли подобные мотивы жизнедеятельности в будущем? Ведь мир стоит на краю гибели. Этим пессимистическим мотивом пронизана, ставшая хрестоматийной, статья Френсиса Фукуямы «Конец истории?», опубликованной на заре перестройки (1990 г.) в «Вопросах истории». В современной философии истории она представляет наибольший интерес.

Слайд 12





История, согласно ему, развертывается, главным образом, в экономической и идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений - к удовлетворению материальных потребностей и обоснованию своего места среди людей - в обществе. Но, скажете Вы, это довольно устоявшийся взгляд на историю (например, марксизм). Противореча марксизму, Ф. Фукуяма утверждает, что не материальный способ производства определяет развитие мира, а наоборот - мир идеологии, мир духовный станет основой дальнейшего развития экономического производства. Об этом в свое время говорил еще М. Вебер: культура, идеология, религия и т.д. - это и есть тот базис, который определяет надстройку - материальную сферу общества. Но почему это неизбежно ведет к гибели истории?
История, согласно ему, развертывается, главным образом, в экономической и идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений - к удовлетворению материальных потребностей и обоснованию своего места среди людей - в обществе. Но, скажете Вы, это довольно устоявшийся взгляд на историю (например, марксизм). Противореча марксизму, Ф. Фукуяма утверждает, что не материальный способ производства определяет развитие мира, а наоборот - мир идеологии, мир духовный станет основой дальнейшего развития экономического производства. Об этом в свое время говорил еще М. Вебер: культура, идеология, религия и т.д. - это и есть тот базис, который определяет надстройку - материальную сферу общества. Но почему это неизбежно ведет к гибели истории?
Хотя в названии статьи автор и ставит вопрос, но для него нет сомнений, что конец истории - неизбежен. Причина - экономический либерализм, господство демократической идеологии. Это единственно мыслимый для человечества путь развития, но он то и приведет историю человечества к гибели. Для него факт, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», совершенно очевиден: крушение тоталитарных идеологий, повсеместное распространение потребительской культуры, рыночные отношения во всех видах деятельности (даже в духовной сфере, не говоря о политической), признание идеи свободы как высшей ценности, победное шествие рок-музыки во всем мире. Он считает это признаками того, что идеологическая эволюция завершилась. Но именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир будущего, который будет миром материальным. В результате, считает он, в грядущем общечеловеческом государстве (приход которого он ожидает без особого энтузиазма) будут «разрешены все противоречия и утолены все потребности. Но это будет общество, ориентированное только на экономическую деятельность, материальное производство».
Описание слайда:
История, согласно ему, развертывается, главным образом, в экономической и идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений - к удовлетворению материальных потребностей и обоснованию своего места среди людей - в обществе. Но, скажете Вы, это довольно устоявшийся взгляд на историю (например, марксизм). Противореча марксизму, Ф. Фукуяма утверждает, что не материальный способ производства определяет развитие мира, а наоборот - мир идеологии, мир духовный станет основой дальнейшего развития экономического производства. Об этом в свое время говорил еще М. Вебер: культура, идеология, религия и т.д. - это и есть тот базис, который определяет надстройку - материальную сферу общества. Но почему это неизбежно ведет к гибели истории? История, согласно ему, развертывается, главным образом, в экономической и идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений - к удовлетворению материальных потребностей и обоснованию своего места среди людей - в обществе. Но, скажете Вы, это довольно устоявшийся взгляд на историю (например, марксизм). Противореча марксизму, Ф. Фукуяма утверждает, что не материальный способ производства определяет развитие мира, а наоборот - мир идеологии, мир духовный станет основой дальнейшего развития экономического производства. Об этом в свое время говорил еще М. Вебер: культура, идеология, религия и т.д. - это и есть тот базис, который определяет надстройку - материальную сферу общества. Но почему это неизбежно ведет к гибели истории? Хотя в названии статьи автор и ставит вопрос, но для него нет сомнений, что конец истории - неизбежен. Причина - экономический либерализм, господство демократической идеологии. Это единственно мыслимый для человечества путь развития, но он то и приведет историю человечества к гибели. Для него факт, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», совершенно очевиден: крушение тоталитарных идеологий, повсеместное распространение потребительской культуры, рыночные отношения во всех видах деятельности (даже в духовной сфере, не говоря о политической), признание идеи свободы как высшей ценности, победное шествие рок-музыки во всем мире. Он считает это признаками того, что идеологическая эволюция завершилась. Но именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир будущего, который будет миром материальным. В результате, считает он, в грядущем общечеловеческом государстве (приход которого он ожидает без особого энтузиазма) будут «разрешены все противоречия и утолены все потребности. Но это будет общество, ориентированное только на экономическую деятельность, материальное производство».

Слайд 13





О перспективах развития в 21 столетии есть и другие позиции. Так, теоретики философии истории выделяют следующие направления развития и саморазвития человечества:
О перспективах развития в 21 столетии есть и другие позиции. Так, теоретики философии истории выделяют следующие направления развития и саморазвития человечества:
изменение жизненной ориентации с понятия «иметь» на понятие» быть»;
приоритет духовно-нравственного развития человека (его свободное развитие, приоритет социальных начал - справедливости, равенства и т.д.).
Лейтмотивом нынешней истории философии является «ожидание гибели». В любом исследовании этого направления мы встретим такие слова, как: «крушение», «катастрофа», «закат». Но, считают философы и социологи, «ожидание гибели» напрасно. Наступает качественно новое состояние общества.
Описание слайда:
О перспективах развития в 21 столетии есть и другие позиции. Так, теоретики философии истории выделяют следующие направления развития и саморазвития человечества: О перспективах развития в 21 столетии есть и другие позиции. Так, теоретики философии истории выделяют следующие направления развития и саморазвития человечества: изменение жизненной ориентации с понятия «иметь» на понятие» быть»; приоритет духовно-нравственного развития человека (его свободное развитие, приоритет социальных начал - справедливости, равенства и т.д.). Лейтмотивом нынешней истории философии является «ожидание гибели». В любом исследовании этого направления мы встретим такие слова, как: «крушение», «катастрофа», «закат». Но, считают философы и социологи, «ожидание гибели» напрасно. Наступает качественно новое состояние общества.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию