Описание слайда:
История, согласно ему, развертывается, главным образом, в экономической и идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений - к удовлетворению материальных потребностей и обоснованию своего места среди людей - в обществе. Но, скажете Вы, это довольно устоявшийся взгляд на историю (например, марксизм). Противореча марксизму, Ф. Фукуяма утверждает, что не материальный способ производства определяет развитие мира, а наоборот - мир идеологии, мир духовный станет основой дальнейшего развития экономического производства. Об этом в свое время говорил еще М. Вебер: культура, идеология, религия и т.д. - это и есть тот базис, который определяет надстройку - материальную сферу общества. Но почему это неизбежно ведет к гибели истории?
История, согласно ему, развертывается, главным образом, в экономической и идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений - к удовлетворению материальных потребностей и обоснованию своего места среди людей - в обществе. Но, скажете Вы, это довольно устоявшийся взгляд на историю (например, марксизм). Противореча марксизму, Ф. Фукуяма утверждает, что не материальный способ производства определяет развитие мира, а наоборот - мир идеологии, мир духовный станет основой дальнейшего развития экономического производства. Об этом в свое время говорил еще М. Вебер: культура, идеология, религия и т.д. - это и есть тот базис, который определяет надстройку - материальную сферу общества. Но почему это неизбежно ведет к гибели истории?
Хотя в названии статьи автор и ставит вопрос, но для него нет сомнений, что конец истории - неизбежен. Причина - экономический либерализм, господство демократической идеологии. Это единственно мыслимый для человечества путь развития, но он то и приведет историю человечества к гибели. Для него факт, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», совершенно очевиден: крушение тоталитарных идеологий, повсеместное распространение потребительской культуры, рыночные отношения во всех видах деятельности (даже в духовной сфере, не говоря о политической), признание идеи свободы как высшей ценности, победное шествие рок-музыки во всем мире. Он считает это признаками того, что идеологическая эволюция завершилась. Но именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир будущего, который будет миром материальным. В результате, считает он, в грядущем общечеловеческом государстве (приход которого он ожидает без особого энтузиазма) будут «разрешены все противоречия и утолены все потребности. Но это будет общество, ориентированное только на экономическую деятельность, материальное производство».