🗊Презентация Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5)

Категория: Информатика
Нажмите для полного просмотра!
Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №1Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №2Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №3Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №4Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №5Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №6Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №7Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №8Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №9Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №10Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №11Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №12Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №13Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №14Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №15Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №16Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №17Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №18Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №19Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №20Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №21Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №22Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №23Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №24Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №25Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №26Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5), слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» (лекция 5). Доклад-сообщение содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МДК.02.02 Технология разработки и защиты баз данных 
Тема 2.1 Проектирование и реализация баз данных 

Лекция 5
   Концептуальное проектирование.
Метод «сущность-связь»
Говоров А.И., Говорова М.М.
Университет ИТМО 
2014-2015
Описание слайда:
МДК.02.02 Технология разработки и защиты баз данных Тема 2.1 Проектирование и реализация баз данных Лекция 5 Концептуальное проектирование. Метод «сущность-связь» Говоров А.И., Говорова М.М. Университет ИТМО 2014-2015

Слайд 2





1.1. Системный анализ предметной области
2 подхода к определению состава и структуры предметной области:
функциональный подход – проектирование начинается с анализа задач и функций, обеспечивающих реализацию информационных потребностей;
объектный подход – информационные потребности пользователей (задачи) жестко не фиксируются, а основное внимание сосредоточено на выделении существенных объектов – предметов и связей, информация о которых может быть использована в прикладных задачах пользователя.
Описание слайда:
1.1. Системный анализ предметной области 2 подхода к определению состава и структуры предметной области: функциональный подход – проектирование начинается с анализа задач и функций, обеспечивающих реализацию информационных потребностей; объектный подход – информационные потребности пользователей (задачи) жестко не фиксируются, а основное внимание сосредоточено на выделении существенных объектов – предметов и связей, информация о которых может быть использована в прикладных задачах пользователя.

Слайд 3





1.2. Цель системного анализа предметной области 
Цель системного анализа предметной области как этапа проектирования – выделить предметную область как систему объектов и их взаимосвязей, определив при этом функционально-информационные требования к их последующему представлению в виде системы взаимосвязанных данных.
Описание слайда:
1.2. Цель системного анализа предметной области Цель системного анализа предметной области как этапа проектирования – выделить предметную область как систему объектов и их взаимосвязей, определив при этом функционально-информационные требования к их последующему представлению в виде системы взаимосвязанных данных.

Слайд 4





2. Инфологическое проектирование и семантическая модель
Фаза реализации: анализ данных.
Семантическая модель предметной области базируется на анализе свойств и природы объектов предметной области и информационных потребностей будущих пользователей.
Объект моделирования: предметная область будущей системы.
Результат: инфологическая модель предметной области (часто называют концептуальной моделью).
Инфологическая модель (ИМ)обобщенно представляет информационные потребности пользователей в части использования хранимых данных и является средством коммуникации разработчиков и пользователей на разных стадиях жизненного цикла базы данных.
Описание слайда:
2. Инфологическое проектирование и семантическая модель Фаза реализации: анализ данных. Семантическая модель предметной области базируется на анализе свойств и природы объектов предметной области и информационных потребностей будущих пользователей. Объект моделирования: предметная область будущей системы. Результат: инфологическая модель предметной области (часто называют концептуальной моделью). Инфологическая модель (ИМ)обобщенно представляет информационные потребности пользователей в части использования хранимых данных и является средством коммуникации разработчиков и пользователей на разных стадиях жизненного цикла базы данных.

Слайд 5





3. Требования к средствам представления ИМ
Независимость от среды (оборудования).
Адекватность отображения предметной области.
Формализованность, обеспечивающая возможность автоматизированной обработки.
Дружественность, обеспечивающая возможность использования наглядных графических средств отображения и обработки их пользователем.
Описание слайда:
3. Требования к средствам представления ИМ Независимость от среды (оборудования). Адекватность отображения предметной области. Формализованность, обеспечивающая возможность автоматизированной обработки. Дружественность, обеспечивающая возможность использования наглядных графических средств отображения и обработки их пользователем.

Слайд 6





4. Компоненты инфологической модели
Описание объектов и связей между ними (метод «сущность-связь»).
Система атрибутов и средств описания предметной области. Например: 
 лингвистические свойства языка (синтаксис и т.д.), используемого  для вербального представления объеrта;
 логические (алгоритмические) связи между показателями; 
Ограничения целостности, определяющие допустимость значения отдельных полей и взаимосвязей на уровне семантики содержимого БД, так и физической структуры (отдельных файлов данных и взаимосвязей между ними).
Описание информационных потребностей пользователей, например, в виде типовых запросов, отражающих процедурные особенности обращения к данным.
Описание слайда:
4. Компоненты инфологической модели Описание объектов и связей между ними (метод «сущность-связь»). Система атрибутов и средств описания предметной области. Например: лингвистические свойства языка (синтаксис и т.д.), используемого для вербального представления объеrта; логические (алгоритмические) связи между показателями; Ограничения целостности, определяющие допустимость значения отдельных полей и взаимосвязей на уровне семантики содержимого БД, так и физической структуры (отдельных файлов данных и взаимосвязей между ними). Описание информационных потребностей пользователей, например, в виде типовых запросов, отражающих процедурные особенности обращения к данным.

Слайд 7





Нотации «сущность-связь»
(http://www.mstu.edu.ru/study/materials/zelenkov/ch_2_4.html)
Питера Чена (1976);
Мартина (1990);
IDEF1X (1993);
Баркера;
(UML).
Описание слайда:
Нотации «сущность-связь» (http://www.mstu.edu.ru/study/materials/zelenkov/ch_2_4.html) Питера Чена (1976); Мартина (1990); IDEF1X (1993); Баркера; (UML).

Слайд 8





Компоненты модели «сущность-связь» (нотация Чена)
Описание слайда:
Компоненты модели «сущность-связь» (нотация Чена)

Слайд 9





Сущности
Класс сущностей – совокупность однотипных сущностей, которая описывается структурой или форматом сущностей, его составляющих. Содержит множество экземпляров сущности. 
Например: студент, клиент, сотрудник.
Экземпляр сущности – конкретная сущность в наборе, которая описывается значениями атрибутов этой сущности. 
Например: класс Клиент содержит множество экземпляров по одному на каждого клиента.
Описание слайда:
Сущности Класс сущностей – совокупность однотипных сущностей, которая описывается структурой или форматом сущностей, его составляющих. Содержит множество экземпляров сущности. Например: студент, клиент, сотрудник. Экземпляр сущности – конкретная сущность в наборе, которая описывается значениями атрибутов этой сущности. Например: класс Клиент содержит множество экземпляров по одному на каждого клиента.

Слайд 10





Сущность: класс и экземпляры, атрибуты
(пример сущности Клиент)
Описание слайда:
Сущность: класс и экземпляры, атрибуты (пример сущности Клиент)

Слайд 11





Классификация сущностей: расширенная нотация Чена (Кириллов В.)
Описание слайда:
Классификация сущностей: расширенная нотация Чена (Кириллов В.)

Слайд 12





Изображение сущностей и свойств на диаграммах «сущность-связь»
Описание слайда:
Изображение сущностей и свойств на диаграммах «сущность-связь»

Слайд 13





Ключи
Ключ (возможный ключ) – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности.
!Каждая сущность должна обладать хотя бы одним возможным ключом.
Ключ:
естественный (выбирается из возможных);
суррогатный (не связан с информационным содержанием сущности, создается принудительно).
Описание слайда:
Ключи Ключ (возможный ключ) – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. !Каждая сущность должна обладать хотя бы одним возможным ключом. Ключ: естественный (выбирается из возможных); суррогатный (не связан с информационным содержанием сущности, создается принудительно).

Слайд 14





Первичный ключ
Первичный ключ – один из возможных ключей.
Правила:
минимальное число атрибутов;
уникальность;
не допускается неопределенное значение (NULL).
Рекомендации:
нецелесообразно использовать ключи с длинными текстовыми значениями;
при наличии составного первичного ключа вводить  суррогатный ключ
Описание слайда:
Первичный ключ Первичный ключ – один из возможных ключей. Правила: минимальное число атрибутов; уникальность; не допускается неопределенное значение (NULL). Рекомендации: нецелесообразно использовать ключи с длинными текстовыми значениями; при наличии составного первичного ключа вводить суррогатный ключ

Слайд 15





О внешних ключах
Если сущность С (ассоциация) связывает сущности А и В, то она должна включать внешние ключи, соответствующие первичным ключам сущностей А и В (идентифицирующая связь между независимой и зависимой сущностью: А,В – независимые, С – зависимая).
Если сущность В (характеристика) характеризует сущность А, то сущность В должна включать внешний ключ, соответствующий первичному ключу сущности А (идентифицирующая связь между независимой и зависимой сущностью).
Если сущность В (обозначение) поясняет сущность А, то сущность А должна иметь внешний ключ, соответствующий первичному ключу сущности В (неидентифицирующая связь между независимыми сущностями).
Описание слайда:
О внешних ключах Если сущность С (ассоциация) связывает сущности А и В, то она должна включать внешние ключи, соответствующие первичным ключам сущностей А и В (идентифицирующая связь между независимой и зависимой сущностью: А,В – независимые, С – зависимая). Если сущность В (характеристика) характеризует сущность А, то сущность В должна включать внешний ключ, соответствующий первичному ключу сущности А (идентифицирующая связь между независимой и зависимой сущностью). Если сущность В (обозначение) поясняет сущность А, то сущность А должна иметь внешний ключ, соответствующий первичному ключу сущности В (неидентифицирующая связь между независимыми сущностями).

Слайд 16





Связи
Класс связей  выражает взаимоотношения между классами сущностей. Связи могут иметь атрибуты и участвовать в других связях. Класс  связей содержит множество экземпляров связи. 
Примеры классов связей: студент-преподаватель (обучение), клиент-товар (заказ), сотрудник-фирма (работает).
Экземпляр связи выражает взаимоотношения между экземплярами сущностей. 
Степень связи – количество классов сущностей, участвующих в связи(2 класса – бинарная связь, 3 класса – тернарная связь). 
     Связи между сущностями одного и того же класса называются рекурсивными.
Описание слайда:
Связи Класс связей выражает взаимоотношения между классами сущностей. Связи могут иметь атрибуты и участвовать в других связях. Класс связей содержит множество экземпляров связи. Примеры классов связей: студент-преподаватель (обучение), клиент-товар (заказ), сотрудник-фирма (работает). Экземпляр связи выражает взаимоотношения между экземплярами сущностей. Степень связи – количество классов сущностей, участвующих в связи(2 класса – бинарная связь, 3 класса – тернарная связь). Связи между сущностями одного и того же класса называются рекурсивными.

Слайд 17





Связи
(3 типа бинарных связей)
Описание слайда:
Связи (3 типа бинарных связей)

Слайд 18





Кардинальность связей
Отражает то, как экземпляры сущностей 
взаимодействуют между собой.
Различают:
Максимальная кардинальность связи (или тип связи);
Минимальная кардинальность связи.
Описание слайда:
Кардинальность связей Отражает то, как экземпляры сущностей взаимодействуют между собой. Различают: Максимальная кардинальность связи (или тип связи); Минимальная кардинальность связи.

Слайд 19





Максимальная кардинальность связи
 (тип связи)
Максимальное кардинальное число – показывает максимальное число экземпляров сущности, участвующих в связи (1 или М). Например: студент-общежитие – студент имеет максимальное кардинальное число М (много), общежитие – 1 (один).
Совокупность двух максимальных кардинальных чисел определяет максимальную кардинальность (или тип!) связи:
1:1 (один-к-одному)
1:М (один-ко-многим)
М:М (или М:N) (многие-ко-многим)
Описание слайда:
Максимальная кардинальность связи (тип связи) Максимальное кардинальное число – показывает максимальное число экземпляров сущности, участвующих в связи (1 или М). Например: студент-общежитие – студент имеет максимальное кардинальное число М (много), общежитие – 1 (один). Совокупность двух максимальных кардинальных чисел определяет максимальную кардинальность (или тип!) связи: 1:1 (один-к-одному) 1:М (один-ко-многим) М:М (или М:N) (многие-ко-многим)

Слайд 20





Минимальная кардинальность связи
Минимальное кардинальное число – показывает минимальное число экземпляров сущности, участвующих в связи (0 или 1). Например: чтобы показать, что сущность обязана участвовать в связи, на линию связи помещают |, если нет –  0. Связь «студент-общежитие»: студент имеет минимальное кардинальное число 1 (т.е. сущность Общежитие д.б. связана как минимум с одной сущностью Студент), общежитие – 0 (Студент не обязан иметь связь с сущностью Общежитие). Совокупность двух минимальных кардинальных чисел определяет минимальную кардинальность связи (1:0, 0:0, 1:1).
Минимальное кардинальное число интерпретируется как класс принадлежности сущностей:
0 (0)– необязательный класс (хотя бы один экземпляр сущности не участвует в связи);
1 (|) – обязательный класс (каждый экземпляр сущности участвует в связи).
Описание слайда:
Минимальная кардинальность связи Минимальное кардинальное число – показывает минимальное число экземпляров сущности, участвующих в связи (0 или 1). Например: чтобы показать, что сущность обязана участвовать в связи, на линию связи помещают |, если нет – 0. Связь «студент-общежитие»: студент имеет минимальное кардинальное число 1 (т.е. сущность Общежитие д.б. связана как минимум с одной сущностью Студент), общежитие – 0 (Студент не обязан иметь связь с сущностью Общежитие). Совокупность двух минимальных кардинальных чисел определяет минимальную кардинальность связи (1:0, 0:0, 1:1). Минимальное кардинальное число интерпретируется как класс принадлежности сущностей: 0 (0)– необязательный класс (хотя бы один экземпляр сущности не участвует в связи); 1 (|) – обязательный класс (каждый экземпляр сущности участвует в связи).

Слайд 21





Подтипы (категории) сущностей
Сущности, которые имеют необязательные наборы атрибутов, могут быть представлены с помощью подтипов (категорий).
Цель использования: избежать ситуаций, при которых некоторые атрибуты должны иметь нулевые (NULL) значения.
Сущность, порождающая подтипы, называется надтипом.
Наследование – характристика иерархии обобщений для подтипов, которая означает, что подтипы классов сущностей наследуют атрибуты от надтипа.
Описание слайда:
Подтипы (категории) сущностей Сущности, которые имеют необязательные наборы атрибутов, могут быть представлены с помощью подтипов (категорий). Цель использования: избежать ситуаций, при которых некоторые атрибуты должны иметь нулевые (NULL) значения. Сущность, порождающая подтипы, называется надтипом. Наследование – характристика иерархии обобщений для подтипов, которая означает, что подтипы классов сущностей наследуют атрибуты от надтипа.

Слайд 22





Этапы моделирования ИЛМ
1.  На основе анализа предметной области определить входные и выходные данные системы и выделить то, что подлежит хранению в БД.
Выделить стержневые и характеристические сущности.
Выделить связи, в том числе ассоциации (на уровне сущностей).
Выделить атрибуты сущностей, первичные и внешние ключи.
Описание слайда:
Этапы моделирования ИЛМ 1. На основе анализа предметной области определить входные и выходные данные системы и выделить то, что подлежит хранению в БД. Выделить стержневые и характеристические сущности. Выделить связи, в том числе ассоциации (на уровне сущностей). Выделить атрибуты сущностей, первичные и внешние ключи.

Слайд 23





Пример проектирования ИЛМ: виртуальный лабораторный практикум (ВЛП)
Определение входных и выходных данных
Исходной информацией для формирования входных и выходных данных ресурса являются персональные данные пользователей и описание лабораторных заданий по отобранной тематике. 
Таким образом, входными данными являются данные, хранящиеся в базе данных ресурса:
персональные данные пользователей системы (обучающихся, преподавателей, администраторов);
данные, необходимые для регистрации и авторизации пользователей (логин, пароль);
описание лабораторных заданий, включающее общее описание задания, набор ip-адресов для индивидуальных вариантов, логин и пароль для подключения клиентского ПК к серверу, набор ключевых слов–эталонов для проверки корректности выполненных заданий (для каждого варианта).
Выходными данными являются результаты выполнения заданий, на основании которых формируется статистика для преподавателя и обучающихся.
Описание слайда:
Пример проектирования ИЛМ: виртуальный лабораторный практикум (ВЛП) Определение входных и выходных данных Исходной информацией для формирования входных и выходных данных ресурса являются персональные данные пользователей и описание лабораторных заданий по отобранной тематике. Таким образом, входными данными являются данные, хранящиеся в базе данных ресурса: персональные данные пользователей системы (обучающихся, преподавателей, администраторов); данные, необходимые для регистрации и авторизации пользователей (логин, пароль); описание лабораторных заданий, включающее общее описание задания, набор ip-адресов для индивидуальных вариантов, логин и пароль для подключения клиентского ПК к серверу, набор ключевых слов–эталонов для проверки корректности выполненных заданий (для каждого варианта). Выходными данными являются результаты выполнения заданий, на основании которых формируется статистика для преподавателя и обучающихся.

Слайд 24





Проектирование модели данных 
Первым этапом моделирования БД является этап анализа данных и семантического моделирования, на котором формируется инфологическая модель данных. При построении инфологической модели данных использовался метод «сущность-связь» (метод ER-диаграмм Питера Чена, комбинированная нотация Питера Чена и Мартина, http://www.mstu.edu.ru/study/materials/zelenkov/ch_2_4.html). 
Анализ входных и выходных данных показал, что в предметной области можно выделить следующие сущности: 
Пользователь (User) (атрибуты: идетификатор (id-st – первичный ключ), ФИО (fio), имя_учетной записи (login), пароль_к_ учетной записи (password), студенческая_группа (st_gr), статус (status));
Лабораторная_работа (labs) (атрибуты: идентификатор_ лабораторной_работы (id-lab – первичный ключ), заголовок работы (head_lab), текст работы (text_lab));
Вариант_лабораторной_работы (var_lab) (атрибуты: идентификатор_варианта_лабораторной_работы (id_varlab – первичный ключ), ip-адрес_варианта_лабораторной_работы (ip_address), ключевое_слово (key_word), идентификатор_лабораторной_работы (id_vl – внешний ключ));
Выполнение (study) (атрибуты: идентификатор (id_st - первичный ключ), результат (result), статус (status), пользователь (user), вариант_лабораторной_работы (var_lab), дата_выполнения (date_st).
Описание слайда:
Проектирование модели данных Первым этапом моделирования БД является этап анализа данных и семантического моделирования, на котором формируется инфологическая модель данных. При построении инфологической модели данных использовался метод «сущность-связь» (метод ER-диаграмм Питера Чена, комбинированная нотация Питера Чена и Мартина, http://www.mstu.edu.ru/study/materials/zelenkov/ch_2_4.html). Анализ входных и выходных данных показал, что в предметной области можно выделить следующие сущности: Пользователь (User) (атрибуты: идетификатор (id-st – первичный ключ), ФИО (fio), имя_учетной записи (login), пароль_к_ учетной записи (password), студенческая_группа (st_gr), статус (status)); Лабораторная_работа (labs) (атрибуты: идентификатор_ лабораторной_работы (id-lab – первичный ключ), заголовок работы (head_lab), текст работы (text_lab)); Вариант_лабораторной_работы (var_lab) (атрибуты: идентификатор_варианта_лабораторной_работы (id_varlab – первичный ключ), ip-адрес_варианта_лабораторной_работы (ip_address), ключевое_слово (key_word), идентификатор_лабораторной_работы (id_vl – внешний ключ)); Выполнение (study) (атрибуты: идентификатор (id_st - первичный ключ), результат (result), статус (status), пользователь (user), вариант_лабораторной_работы (var_lab), дата_выполнения (date_st).

Слайд 25





Инфологическая модель данных ВЛП
Описание слайда:
Инфологическая модель данных ВЛП

Слайд 26





Сущности в ИЛМ для ВЛП
сущности «Пользователь» и «Вариант_лабораторной_работы» являются стержневыми;
сущность «Лабораторная_работа» является обозначающей для сущности «Вариант_лабораторной_работы»;
сущность «Выполнение» является ассоциацией между сущностями «Пользователь» и «Вариант_лабораторной_работы».
Описание слайда:
Сущности в ИЛМ для ВЛП сущности «Пользователь» и «Вариант_лабораторной_работы» являются стержневыми; сущность «Лабораторная_работа» является обозначающей для сущности «Вариант_лабораторной_работы»; сущность «Выполнение» является ассоциацией между сущностями «Пользователь» и «Вариант_лабораторной_работы».

Слайд 27





Литература
[5], с. 60-79.
[1], с. 14-29.
Описание слайда:
Литература [5], с. 60-79. [1], с. 14-29.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию