ЛЕКЦИЯ № 7 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм

Категория: Философия


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать ЛЕКЦИЯ № 7 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм . Презентация содержит 96 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
ЛЕКЦИЯ № 7 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм

Слайд 2
Описание слайда:
План занятий Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 3. Обоснование рационализма Р. Декарта 4. Б. Спиноза и монистический рационализм 5. Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая концепция познания. 6. Монадологии Г. Лейбница. Онтологические предпосылки рационализма. 7. Эволюция западноевропейского рационализма.

Слайд 3
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ это совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV- XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер

Слайд 4
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ − совершенствование орудий труда и производительных отношений; − кризис феодализма; − развитие ремесла и торговли; − усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; − укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

Слайд 5
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ − появлене первых парламентов; − кризис Церкви и схоластической философии; − повышение уровня образованности в Европе в целом; − великие географические открытия; − научно-технические открытия.

Слайд 6
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (V-VI вв.)

Слайд 7
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра

Слайд 8
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные

Слайд 9
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и присутствия Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Таблицы степеней, или сравнений Modus tollendo ponens

Слайд 10
Описание слайда:
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575) Служба в английском посольстве во Франции (1576-1579) Адвокатская практика (с 1579 г.) Член парламента ( с 1584 г.) Генеральный прокурор (с 1613 г.) Лорд-хранитель печати (с 1617 г.) Лорд-канцлер (1618-1621) Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне

Слайд 11
Описание слайда:
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Слайд 12
Описание слайда:
Учение о «призраках» («идолах») разума

Слайд 13
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы рода

Слайд 14
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы рода Типичные примеры идолов рода: Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным). Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле. Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.

Слайд 15
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы пещеры

Слайд 16
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Типичные примеры идолов пещеры: − Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно. − Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними. − Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым.

Слайд 17
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Типичные примеры идолов пещеры: − Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.

Слайд 18
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка)

Слайд 19
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Основные разновидности идолов площади: − Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей): − словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»); − словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар).

Слайд 20
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Основные разновидности идолов площади: − Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.

Слайд 21
Описание слайда:
Учение об «идолах» разума Идолы театра

Слайд 22
Описание слайда:
Природа научного познания Опыт как источник знания

Слайд 23
Описание слайда:
Природа научного познания Опыт как источник знания

Слайд 24
Описание слайда:
Природа научного познания Опыт как источник знания

Слайд 25
Описание слайда:
Природа научного познания Опыт как источник знания

Слайд 26
Описание слайда:
Природа научного познания Опыт и эксперимент

Слайд 27
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

Слайд 28
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. Огненные метеоры. Воспламеняющиеся молнии. Извержение пламени из горных недр и т. д. Всякое пламя.

Слайд 29
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 7. Раскалённые тела. 8. Естественные горячие источники. 9. Кипящие или нагретые жидкости. 10. Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах. 11. Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года.

Слайд 30
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 12. Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой. 13. Всё мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат немало тепла. Все тела, как твёрдые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню, Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара.

Слайд 31
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 16. Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колёс загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения. 17.Зелёные и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем.

Слайд 32
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 18. Негашёная известь, смоченная водой. 19. Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно. 20. Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела.

Слайд 33
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 21. Конский навоз и вообще свежие испражнения животных. 22. Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань. 23. Масло майорана и т. п. выполняет действие тепла, сжигая кости зубов. 24. Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба.

Слайд 34
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 25. Ароматические и теплотворные травы, как, например, тургун, старая настурция и т. д., которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение. 25. Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар.

Слайд 35
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 26. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения. 27. И прочее.

Слайд 36
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое. На этом сближении и строится новый бэконовский метод. То, что существенно для данной природы, необходимо. То, что необходимо, должно присутствовать всюду, где встречается данная природа. То, что отсутствует хоть где-нибудь, где присутствует данная природа, не необходимо и, следовательно, несущественно не неё.

Слайд 37
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

Слайд 38
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

Слайд 39
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия

Слайд 40
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

Слайд 41
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

Слайд 42
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

Слайд 43
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

Слайд 44
Описание слайда:
Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем

Слайд 45
Описание слайда:
Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)

Слайд 46
Описание слайда:
Рене Декарт (1596-1650) Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт) Учится к колеже Ла Флеш (1606-1615) Годы путешествий (1618-1625) Ульмское «озарение» (10 ноября 1619 г.) Жизнь в Париже (1625-1628) В эмиграции в Нидерландах (1628-1649) Поездки в Париж (1644, 1647, 1648) Переезд в Швецию (1649) Ум. 11 февраля 1650 г. в Стокгольме

Слайд 47
Описание слайда:
Рене Декарт (1596-1650)

Слайд 48
Описание слайда:
Рене Декарт Дуалистический рационализм Гносеология Декарта Радикальное сомнение «Я мыслю, следовательно, существую» Идея Бога Естественный свет разума Метод достижения истины Онтология Декарта Дуализм духа и материи Субстанции и их атрибуты Отрицание пустого пространства и психики животных Проблема взаимодействия субстанций Естественный свет разума («врождённые идеи») «Шишковидная железа» Психофизический параллелизм Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша

Слайд 49
Описание слайда:
Гносеология Декарта Радикальное сомнение

Слайд 50
Описание слайда:
Гносеология Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»

Слайд 51
Описание слайда:
Гносеология Декарта Идея Бога

Слайд 52
Описание слайда:
Гносеология Декарта Естественный свет разума

Слайд 53
Описание слайда:
Гносеология Декарта Метод достижения истины

Слайд 54
Описание слайда:
Гносеология Декарта Метод достижения истины

Слайд 55
Описание слайда:
Онтология Декарта Дуализм духа и материи

Слайд 56
Описание слайда:
Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты

Слайд 57
Описание слайда:
Дуализм духа и материи Пустое пространство и психика животных

Слайд 58
Описание слайда:
Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций

Слайд 59
Описание слайда:
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»

Слайд 60
Описание слайда:
Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа»

Слайд 61
Описание слайда:
Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм

Слайд 62
Описание слайда:
Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм

Слайд 63
Описание слайда:
Проблема взаимодействия субстанций Картезианский окказионализм

Слайд 64
Описание слайда:
Бенедикт Спиноза (1632-1677) Род. 24 ноября 1632 г. в Амстердаме «Великое отлучение» (1656) Ум. 21 февраля 1677 г. в Гааге

Слайд 65
Описание слайда:
Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Слайд 66
Описание слайда:
Спиноза Монистический рационализм Онтология Спинозы Критика дуализма Единственность субстанции Множественность атрибутов субстанции Пантеизм Природа творящая Природа сотворённая Детерминизм Отрицание случайности (необусловленности) Свобода как обусловленность собственной природой Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение) Гносеология Спинозы «Геометрический» метод Отождествление физической и логической необходимости Три рода познания Этика Спинозы Разум и свобода

Слайд 67
Описание слайда:
Онтология Спинозы Критика дуализма

Слайд 68
Описание слайда:
Онтология Спинозы Критика дуализма

Слайд 69
Описание слайда:
Онтология Спинозы Пантеизм

Слайд 70
Описание слайда:
Онтология Спинозы Пантеизм: природа творящая и сотворённая

Слайд 71
Описание слайда:
Онтология Спинозы Детерминизм

Слайд 72
Описание слайда:
Онтология Спинозы Детерминизм

Слайд 73
Описание слайда:
Гносеология Спинозы Три рода познания

Слайд 74
Описание слайда:
Гносеология Спинозы Три рода познания

Слайд 75
Описание слайда:
Этика Спинозы Разум и свобода

Слайд 76
Описание слайда:
Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере

Слайд 77
Описание слайда:
Джон Локк (1632-1704)

Слайд 78
Описание слайда:
Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)

Слайд 79
Описание слайда:
Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка)

Слайд 80
Описание слайда:
Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества

Слайд 81
Описание слайда:
Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии

Слайд 82
Описание слайда:
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным.

Слайд 83
Описание слайда:
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи

Слайд 84
Описание слайда:
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Слайд 85
Описание слайда:
Спор о «врождённых идеях» Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

Слайд 86
Описание слайда:
Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости

Слайд 87
Описание слайда:
Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости

Слайд 88
Описание слайда:
Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма

Слайд 89
Описание слайда:
Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)

Слайд 90
Описание слайда:
Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)

Слайд 91
Описание слайда:
Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта

Слайд 92
Описание слайда:
Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Дуализм Монизм Плюрализм

Слайд 93
Описание слайда:

Слайд 94
Описание слайда:
ВОПРОСЫ Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 2.1 Учение об идолах 2.2 Природа научного познания 2.3 Индуктивная логика 3. Обоснование рационализма Р. Декарта 3.1 Принцип радикального сомнения 3.2 Идея Бога 3.3 Метод достижения истины 3.4 Дуализм духа и материи 3.5 Проблема взаимодействия субстанций

Слайд 95
Описание слайда:
ВОПРОСЫ 4. Б. Спиноза и монистический рационализм 4.1 Критика дуализма 4.2 Пантеизм и детерминизм в онтологии Спинозы 4.3 Гносеология 4.4 Этика 5. Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая концепция познания. 6. Монадологии Г. Лейбница. Онтологические предпосылки рационализма. 7. Эволюция западноевропейского рационализма.

Слайд 96
Описание слайда:
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию