🗊Презентация Лексические и фразеологические ошибки и их исправление

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №1Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №2Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №3Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №4Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №5Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №6Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №7Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №8Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №9Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №10Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №11Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №12Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №13Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №14Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №15Лексические и фразеологические ошибки и их исправление, слайд №16

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лексические и фразеологические ошибки и их исправление. Доклад-сообщение содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Описание слайда:
Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».

Слайд 2





1)Слова, имеющие сходные значения. 
1)Слова, имеющие сходные значения. 
(синонимы).  
2) Слова,  сходные по звучанию, но разные по значению 
(паронимы). 
3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению 
(омонимы). 
4) Слова с противоположными значениями 
(антонимы)
Описание слайда:
1)Слова, имеющие сходные значения. 1)Слова, имеющие сходные значения. (синонимы). 2) Слова, сходные по звучанию, но разные по значению (паронимы). 3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 4) Слова с противоположными значениями (антонимы)

Слайд 3





Как называются  устойчивые сочетания слов? 
Как называются  устойчивые сочетания слов? 
(фразеологизмы)
Задание1. Какое значение имеют медицинские  фразеологизмы?
Бычье сердце -
 (гипертрофия сердца при пороке)


Мраморная бледность -
( резкая бледность лица)
Описание слайда:
Как называются устойчивые сочетания слов? Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы) Задание1. Какое значение имеют медицинские фразеологизмы? Бычье сердце - (гипертрофия сердца при пороке) Мраморная бледность - ( резкая бледность лица)

Слайд 4





Грудь сапожника –
Грудь сапожника –
( воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца)
Описание слайда:
Грудь сапожника – Грудь сапожника – ( воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца)

Слайд 5





Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие лапа (рука), «обл.» - диалектное кочет (петух), «устар.» - устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.».
Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие лапа (рука), «обл.» - диалектное кочет (петух), «устар.» - устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.».
Описание слайда:
Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие лапа (рука), «обл.» - диалектное кочет (петух), «устар.» - устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.». Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие лапа (рука), «обл.» - диалектное кочет (петух), «устар.» - устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.».

Слайд 6





Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим:

Лексические ошибки :
Причиной неточного словоупотребления является.
-незнание точного значения слова, неумение говорящего
(пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее
передаваемому содержанию. Среди ошибок подобного рода:

а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием;
б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери;
в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек; 
г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты  (итоги) встречи. Изъяны   (недостатки) в тренировках команды обна­ружились на первых же соревнованиях.
Описание слайда:
Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим: Лексические ошибки : Причиной неточного словоупотребления является. -незнание точного значения слова, неумение говорящего (пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее передаваемому содержанию. Среди ошибок подобного рода: а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием; б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери; в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек;  г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты (итоги) встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках команды обна­ружились на первых же соревнованиях.

Слайд 7





д) неразличение паронимов :  надеть и одеть:
д) неразличение паронимов :  надеть и одеть:
        а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто, шубку с ребенка, снять шапку с головы;
         б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного);
е)неразличение  паронимов заплатить, оплатить, уплатить:
а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — «отдать деньги за что-либо» (заплатить за проезд) — употребляется всегда с предлогом за; — «возместить что-либо» (заплатить долги); 
б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);
Описание слайда:
д) неразличение паронимов :  надеть и одеть: д) неразличение паронимов :  надеть и одеть: а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто, шубку с ребенка, снять шапку с головы; б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного); е)неразличение паронимов заплатить, оплатить, уплатить: а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — «отдать деньги за что-либо» (заплатить за проезд) — употребляется всегда с предлогом за; — «возместить что-либо» (заплатить долги); б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);

Слайд 8





2.  В речи также  могут быть другие лексические ошибки.
2.  В речи также  могут быть другие лексические ошибки.
1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями которого являются:
а) Плеоназм  - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, чаще из-за незнания  значения заимствованного слова.  Например: прейск­урант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиография свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..
  б) Тавтология - это повторение в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.
в) Многословие, или речевая избыточность - употребление слов и словосочетаний, несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова  работа, деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.
Описание слайда:
2. В речи также могут быть другие лексические ошибки. 2. В речи также могут быть другие лексические ошибки. 1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями которого являются: а) Плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, чаще из-за незнания значения заимствованного слова. Например: прейск­урант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиография свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..   б) Тавтология - это повторение в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов. в) Многословие, или речевая избыточность - употребление слов и словосочетаний, несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова работа, деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.

Слайд 9





3. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные  ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение). 
3. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные  ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение).
Описание слайда:
3. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение). 3. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение).

Слайд 10





Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:
Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:
замена компонента 
(львиная часть вместо 
львиная доля);
неоправданное сокращение или расширение состава 
(оставлять желать много лучшего);
контаминация, или смешение двух оборотов 
(по гроб доски вместо  по гроб жизни и до гробовой доски);
искажение грамматической формы 
(бабушка на двоих сказала, вместо  бабушка надвое сказала);
употребление фразеологизма, не соответствующего контексту 
(Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски,  вместо 
Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);
стилистически неуместное употребление 
(Командир приказал сматывать удочки, вместо 
Командир приказал уходить).
Описание слайда:
Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов: Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов: замена компонента (львиная часть вместо львиная доля); неоправданное сокращение или расширение состава (оставлять желать много лучшего); контаминация, или смешение двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски); искажение грамматической формы (бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала); употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык); стилистически неуместное употребление (Командир приказал сматывать удочки, вместо Командир приказал уходить).

Слайд 11





Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в тетрадях)
Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в тетрадях)
Надеть (кто надел что-либо на кого) - одеть (кто одел кого); одеваться –одеться
1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2. Мать _________свою дочь по последней моде. 3. Он	фрак и черный галстук. 4. Они 	 как на праздник. 5.«Учись, мой маленький, __________ сам»,- сказала мать.
Описание слайда:
Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в тетрадях) Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в тетрадях) Надеть (кто надел что-либо на кого) - одеть (кто одел кого); одеваться –одеться 1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2. Мать _________свою дочь по последней моде. 3. Он фрак и черный галстук. 4. Они как на праздник. 5.«Учись, мой маленький, __________ сам»,- сказала мать.

Слайд 12





Задание 5 .Прочитайте стихотворения. 
Задание 5 .Прочитайте стихотворения. 
Их автор показал нам, что бывает, если
 человек недостаточно думает над тем, что говорит.
 Найдите лексические ошибки:
Описание слайда:
Задание 5 .Прочитайте стихотворения. Задание 5 .Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Найдите лексические ошибки:

Слайд 13





Задание 6 . Прочитайте и найдите  «лишние» слова.
Задание 6 . Прочитайте и найдите  «лишние» слова.
Песенка про лишние слова  А.Хайта 
Как проехать на вокзал? -	
Пассажир один сказал,	
Что прекрасно знает:	
- В общем, где-то, так сказать,	
Это близко очень,	
Просто тут рукой подать.	
Говоря короче...	
Я вам, значит, заодно	
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.	
Возвращаться нужно.
Как по-другому называются «лишние» слова? Чем они опасны?
 (Слова-паразиты)
Описание слайда:
Задание 6 . Прочитайте и найдите «лишние» слова. Задание 6 . Прочитайте и найдите «лишние» слова. Песенка про лишние слова А.Хайта Как проехать на вокзал? - Пассажир один сказал, Что прекрасно знает: - В общем, где-то, так сказать, Это близко очень, Просто тут рукой подать. Говоря короче... Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе: Вы проехали давно. Возвращаться нужно. Как по-другому называются «лишние» слова? Чем они опасны? (Слова-паразиты)

Слайд 14





Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов.
Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов.
1.Он полный (невежа - невежда) в вопросах литературы.
2.На факультете изучаются два (зарубежных - иностранных) языка.
3.Лермонтов - достойный (приёмник – преемник) Пушкина.
4.Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване - уборе).
5.Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).
Описание слайда:
Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов. Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов. 1.Он полный (невежа - невежда) в вопросах литературы. 2.На факультете изучаются два (зарубежных - иностранных) языка. 3.Лермонтов - достойный (приёмник – преемник) Пушкина. 4.Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване - уборе). 5.Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).

Слайд 15





Список литературы: 
Список литературы: 
Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиональное образование». – 5-е изд. – Ростов н\Д: «Феникс», 2010. – 448 с.
Т. В. Потемкина, Н.Н.Соловьева  “Русский язык и культура речи” Учебник для ССУЗов. М., Гардарики.- 2007. – 256 с.
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. – 3-е изд. – 287 с..
Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие\ Н.Б.Самсонов. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 304 с.
 Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите по-русски правильно» (научно-популярное изложение теории российского языка о нормах речи).М., Астрель 2007, -247 с.
Русский язык и культура речи под редакцией В.Д.Черняк. Санкт-Петербург – Москва Сага –Форум 2006, - 368 с.
Интернет-ресурсы:
http://wikipedia.ru
http://russkiy-na-5.ru
http://gramota.ru
http://slova.ndo.ru
http://www.gramma.ru
http://www.ropryal.ru
http://Frazbook.ru
http://Znanija.com
Описание слайда:
Список литературы:  Список литературы:  Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиональное образование». – 5-е изд. – Ростов н\Д: «Феникс», 2010. – 448 с. Т. В. Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и культура речи” Учебник для ССУЗов. М., Гардарики.- 2007. – 256 с. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. – 3-е изд. – 287 с.. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие\ Н.Б.Самсонов. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 304 с. Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите по-русски правильно» (научно-популярное изложение теории российского языка о нормах речи).М., Астрель 2007, -247 с. Русский язык и культура речи под редакцией В.Д.Черняк. Санкт-Петербург – Москва Сага –Форум 2006, - 368 с. Интернет-ресурсы: http://wikipedia.ru http://russkiy-na-5.ru http://gramota.ru http://slova.ndo.ru http://www.gramma.ru http://www.ropryal.ru http://Frazbook.ru http://Znanija.com

Слайд 16





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию