🗊Презентация Лексический и фразеологический анализ слова

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №1Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №2Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №3Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №4Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №5Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №6Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №7Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №8Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №9Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №10Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №11Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №12Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №13Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №14Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №15Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №16Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №17Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №18Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №19Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №20Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №21Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №22Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №23Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №24Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №25Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №26Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №27Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №28Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №29Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №30Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №31Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №32Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №33Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №34Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №35Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №36Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №37Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №38Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №39Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №40Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №41Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №42Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №43Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №44Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №45Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №46Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №47Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №48Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №49Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №50Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №51Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №52Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №53

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лексический и фразеологический анализ слова. Доклад-сообщение содержит 53 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Лексика:
Описание слайда:
Лексика:

Слайд 3





Лексика:
  1)Словарный состав, совокупность всех слов языка.
  2)Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.
  В этом же значении употребляется термин лексикология.
Описание слайда:
Лексика: 1)Словарный состав, совокупность всех слов языка. 2)Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. В этом же значении употребляется термин лексикология.

Слайд 4





Слово как основная единица языка
Слова служат для обозначения понятий и представлений о предметах, явлениях, признаках, действиях и т.д.
Большинство слов в русском языке- самостоятельные, или полнозначные слова.
Слово имеет форму и содержание.
Форма слова- это звуковая или буквенная(графическая) оболочка, благодаря которой слово можно воспринимать слухом или зрением.
Содержание слова- это его лексическое значение.
Описание слайда:
Слово как основная единица языка Слова служат для обозначения понятий и представлений о предметах, явлениях, признаках, действиях и т.д. Большинство слов в русском языке- самостоятельные, или полнозначные слова. Слово имеет форму и содержание. Форма слова- это звуковая или буквенная(графическая) оболочка, благодаря которой слово можно воспринимать слухом или зрением. Содержание слова- это его лексическое значение.

Слайд 5





Лексическое и грамматическое значение слова
Лексическое значение- это 
   Грамматическое(обобщенное) значение- это
Описание слайда:
Лексическое и грамматическое значение слова Лексическое значение- это Грамматическое(обобщенное) значение- это

Слайд 6





Лексическое и грамматическое значение слова
   Лексическое значение- это его смысловое содержание, которое соотносит слово с каким-либо предметом, явлением, действием. Лексическое значение называют также индивидуальным значением слова.
   Грамматическое(обобщенное) значение- это значение, принадлежащее целому классу слов как определенной части речи.
Описание слайда:
Лексическое и грамматическое значение слова Лексическое значение- это его смысловое содержание, которое соотносит слово с каким-либо предметом, явлением, действием. Лексическое значение называют также индивидуальным значением слова. Грамматическое(обобщенное) значение- это значение, принадлежащее целому классу слов как определенной части речи.

Слайд 7





Прямое и переносное значение слов
Прямое значение- это …….. лексическое значение слова. Например, слово золотой в словосочетании золотое кольцо имеет прямое значение «……………….».
   Переносное значение- это ………. значение, возникшее в результате переноса названия с одного предмета на другой. Например, слово золотой в словосочетании…………….
Описание слайда:
Прямое и переносное значение слов Прямое значение- это …….. лексическое значение слова. Например, слово золотой в словосочетании золотое кольцо имеет прямое значение «……………….». Переносное значение- это ………. значение, возникшее в результате переноса названия с одного предмета на другой. Например, слово золотой в словосочетании…………….

Слайд 8





Прямое и переносное значение слов
   Прямое значение- это основное лексическое значение слова. Например, слово золотой в словосочетании золотое кольцо имеет прямое значение « сделанный из золота».
   Переносное значение- это вторичное значение, возникшее в результате переноса названия с одного предмета на другой. Например, слово золотой в словосочетании золотое сердце.
Описание слайда:
Прямое и переносное значение слов Прямое значение- это основное лексическое значение слова. Например, слово золотой в словосочетании золотое кольцо имеет прямое значение « сделанный из золота». Переносное значение- это вторичное значение, возникшее в результате переноса названия с одного предмета на другой. Например, слово золотой в словосочетании золотое сердце.

Слайд 9





О………..ы
Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: лук(растение)- лук(оружие).Такие омонимы называют ………………...
Описание слайда:
О………..ы Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: лук(растение)- лук(оружие).Такие омонимы называют ………………...

Слайд 10





Омонимы
   Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: лук(растение)- лук(оружие).Такие омонимы называют лексическими.
Описание слайда:
Омонимы Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: лук(растение)- лук(оружие).Такие омонимы называют лексическими.

Слайд 11


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





    От лексических омонимов следует отличать:
    От лексических омонимов следует отличать:
  1)омофоны- слова, совпадающие в звучании, но различающиеся в написании(пруд- прут);
  2)омоформы- слова совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах(пасть(сущ.)-пасть(глаг.));
  3)омографы- слова совпадающие в написании, но различающиеся в произношении(мука-мука).
Описание слайда:
От лексических омонимов следует отличать: От лексических омонимов следует отличать: 1)омофоны- слова, совпадающие в звучании, но различающиеся в написании(пруд- прут); 2)омоформы- слова совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах(пасть(сущ.)-пасть(глаг.)); 3)омографы- слова совпадающие в написании, но различающиеся в произношении(мука-мука).

Слайд 13





С………….
Слова, сходные по смыслу, но различные по звучанию. Например, смелый, храбрый.
Описание слайда:
С…………. Слова, сходные по смыслу, но различные по звучанию. Например, смелый, храбрый.

Слайд 14





Синонимы
   Слова, сходные по смыслу, но различные по звучанию. Например, смелый, храбрый.
Описание слайда:
Синонимы Слова, сходные по смыслу, но различные по звучанию. Например, смелый, храбрый.

Слайд 15


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





   Лексические синонимы- слова с близким или одинаковым значением(глаза, очи, гляделки).
   Лексические синонимы- слова с близким или одинаковым значением(глаза, очи, гляделки).
   Контекстуальные синонимы- слова, сближающиеся по значению только по в определенном контексте.(Даже любовь Софьи, первая, нежная и светлая любовь, не удерживала его.(И.Гончаров)).
Описание слайда:
Лексические синонимы- слова с близким или одинаковым значением(глаза, очи, гляделки). Лексические синонимы- слова с близким или одинаковым значением(глаза, очи, гляделки). Контекстуальные синонимы- слова, сближающиеся по значению только по в определенном контексте.(Даже любовь Софьи, первая, нежная и светлая любовь, не удерживала его.(И.Гончаров)).

Слайд 17


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Антонимы
   Слова одной части речи с противоположными лексическими значениями(друг-враг, близко-далеко).
   Контекстуальные антонимы- слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: погнался за крохою- потерял ломоть(поговорка).
Описание слайда:
Антонимы Слова одной части речи с противоположными лексическими значениями(друг-враг, близко-далеко). Контекстуальные антонимы- слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: погнался за крохою- потерял ломоть(поговорка).

Слайд 19





Происхождение слов
По своему происхождению слова делятся на:
Исконно …….. - слова, возникшие в русском я языке на любом этапе его развития. Например, солнце, земля, береза.
……………….- слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например, фабрика, флейта, герб, вокзал.
Описание слайда:
Происхождение слов По своему происхождению слова делятся на: Исконно …….. - слова, возникшие в русском я языке на любом этапе его развития. Например, солнце, земля, береза. ……………….- слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например, фабрика, флейта, герб, вокзал.

Слайд 20





Происхождение слов
     По своему происхождению слова делятся на:
Исконно русские- слова, возникшие в русском я языке на любом этапе его развития. Например, солнце, земля, береза.
Заимствованные(иноязычные)- слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например, фабрика, флейта, герб, вокзал.
Описание слайда:
Происхождение слов По своему происхождению слова делятся на: Исконно русские- слова, возникшие в русском я языке на любом этапе его развития. Например, солнце, земля, береза. Заимствованные(иноязычные)- слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например, фабрика, флейта, герб, вокзал.

Слайд 21





Слова общеупотребительные и ограниченного употребления
     Общеупотребительные слова-слова, хорошо известные всем носителям языка независимо от их места жительства, образования, профессии. Например, дом, мир, учитель.
Описание слайда:
Слова общеупотребительные и ограниченного употребления Общеупотребительные слова-слова, хорошо известные всем носителям языка независимо от их места жительства, образования, профессии. Например, дом, мир, учитель.

Слайд 22


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





    Слова ограниченного употребления делятся на:
    Слова ограниченного употребления делятся на:
Устаревшие слова;
Новые слова(неологизмы);
Диалектные слова(диалектизмы);
Профессиональные слова(профессионализмы);
Термины.
Описание слайда:
Слова ограниченного употребления делятся на: Слова ограниченного употребления делятся на: Устаревшие слова; Новые слова(неологизмы); Диалектные слова(диалектизмы); Профессиональные слова(профессионализмы); Термины.

Слайд 24





Устаревшие слова
   Слова, вышедшие из активного употребления. Например, очи(глаза); уста(губы); чело(лоб).
Описание слайда:
Устаревшие слова Слова, вышедшие из активного употребления. Например, очи(глаза); уста(губы); чело(лоб).

Слайд 25


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26





  Архаизмы- слова устаревшие после вытеснения их новыми словами- синонимами. Имеют синонимы среди слов современного языка. (опочивальня(спальня); аэроплан(самолет)).
  Архаизмы- слова устаревшие после вытеснения их новыми словами- синонимами. Имеют синонимы среди слов современного языка. (опочивальня(спальня); аэроплан(самолет)).
  Историзмы-слова, устаревшие с исчезновением предметов, которые они обозначили (князь, купец, карета).
Описание слайда:
Архаизмы- слова устаревшие после вытеснения их новыми словами- синонимами. Имеют синонимы среди слов современного языка. (опочивальня(спальня); аэроплан(самолет)). Архаизмы- слова устаревшие после вытеснения их новыми словами- синонимами. Имеют синонимы среди слов современного языка. (опочивальня(спальня); аэроплан(самолет)). Историзмы-слова, устаревшие с исчезновением предметов, которые они обозначили (князь, купец, карета).

Слайд 27





Неологизмы
……… слова, которые возникли в…….. Например, 

Авторские ………- ………..слова, создаваемые поэтами и писателями.
Описание слайда:
Неологизмы ……… слова, которые возникли в…….. Например, Авторские ………- ………..слова, создаваемые поэтами и писателями.

Слайд 28





Неологизмы
  Новые слова, которые возникли в языке совсем недавно. Например, визажист(косметолог); интернет, дискотека.
Авторские неологизмы- новые слова, создаваемые поэтами и писателями.
Описание слайда:
Неологизмы Новые слова, которые возникли в языке совсем недавно. Например, визажист(косметолог); интернет, дискотека. Авторские неологизмы- новые слова, создаваемые поэтами и писателями.

Слайд 29





Одиночила в комнате девушка,
Одиночила в комнате девушка,
Взволновали ее звуки флейты.
                               (И.Северянин)
Описание слайда:
Одиночила в комнате девушка, Одиночила в комнате девушка, Взволновали ее звуки флейты. (И.Северянин)

Слайд 30





Стоял Январь, не то Февраль,
Стоял Январь, не то Февраль,
Какой-то чертовый Зимарь.
                       (А. Вознесенский)
Описание слайда:
Стоял Январь, не то Февраль, Стоял Январь, не то Февраль, Какой-то чертовый Зимарь. (А. Вознесенский)

Слайд 31


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32





Диалектизмы и профессионализмы
  Диалектизмы- слова, употребляемые только жителями определенной местности. Например, бурак(свекла), курень(дом), кушак(пояс).
  Профессионализмы- слова, употребляемые людьми какой-либо профессии. Они представляют собой «неофициальные» названия предметов или понятий. Например, клава- клавиатура компьютера, глюк- ошибка.
Описание слайда:
Диалектизмы и профессионализмы Диалектизмы- слова, употребляемые только жителями определенной местности. Например, бурак(свекла), курень(дом), кушак(пояс). Профессионализмы- слова, употребляемые людьми какой-либо профессии. Они представляют собой «неофициальные» названия предметов или понятий. Например, клава- клавиатура компьютера, глюк- ошибка.

Слайд 33


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34





Термины
   Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, применяемые в технике, науке, искусстве.
  Они делятся на:
1)Лингвистические (архаизм, предлог, морфема, падеж).
2)Медицинские(бронхит, инфекция, анестезия).
3)Политические(оппозиция, фракция, нация).
Описание слайда:
Термины Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, применяемые в технике, науке, искусстве. Они делятся на: 1)Лингвистические (архаизм, предлог, морфема, падеж). 2)Медицинские(бронхит, инфекция, анестезия). 3)Политические(оппозиция, фракция, нация).

Слайд 35


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36





Фразеология
Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, которые по значение часто близки одному слову и употребляется в речи как целая, неразложимая единица. Например, с глазу на глаз( «наедине»); сломя голову(быстро).
Описание слайда:
Фразеология Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, которые по значение часто близки одному слову и употребляется в речи как целая, неразложимая единица. Например, с глазу на глаз( «наедине»); сломя голову(быстро).

Слайд 37





Вперяю взор, бессильно жадный:
Вперяю взор, бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны(фразеол.)
Меня до бездны довела.
                   (В. Брюсов)
Описание слайда:
Вперяю взор, бессильно жадный: Вперяю взор, бессильно жадный: Везде кругом сырая мгла. Каким путем нить Ариадны(фразеол.) Меня до бездны довела. (В. Брюсов)

Слайд 38





Фразеологизмы бывают:
Однозначными: заварить кашу- «начать хлопотливое дело», изо дня в день- «ежедневно, постоянно».
Многозначными: считать ворон- а) «быть рассеянным», б) «бездельничать».
Описание слайда:
Фразеологизмы бывают: Однозначными: заварить кашу- «начать хлопотливое дело», изо дня в день- «ежедневно, постоянно». Многозначными: считать ворон- а) «быть рассеянным», б) «бездельничать».

Слайд 39





По стилистической окраске:
Нейтральные: замкнутый круг, прийти в сознание.
Книжные: искушать судьбу, камень преткновения.
Разговорные: за семью замками, семь пятниц на неделе.
Просторечные: дурить голову, плевое дело.
Описание слайда:
По стилистической окраске: Нейтральные: замкнутый круг, прийти в сознание. Книжные: искушать судьбу, камень преткновения. Разговорные: за семью замками, семь пятниц на неделе. Просторечные: дурить голову, плевое дело.

Слайд 40


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41





   Фразеологические синонимы- фразеологизмы, имеющие близкие значения. Например, «опытный»-стреляный воробей, травленный волк, тертый калач, собаку съел.
   Фразеологические синонимы- фразеологизмы, имеющие близкие значения. Например, «опытный»-стреляный воробей, травленный волк, тертый калач, собаку съел.
   Фразеологические антонимы- фразеологические обороты с противоположными значениями. Например, душа в душу «дружно»- как кошка с собакой « в постоянной ссоре, вражде».
   Фразеологические омонимы- фразеологизмы, одинаковые по составу, но не связанные по смыслу. Например,  до точки1 - «точно, досконально, до мельчайших подробностей (знать)»;
• до точки2 - «до отчаяния, до безвыходности (дойти)».
   А в позапрошлый год вышел на площадь живой человек и закричал караул. Значит, до точки дошел человек (Л. Леонов) – Мы знаем о писателях все до точки (В. Маяковский).
 
• брать слово1 – «по собственной инициативе выступать на собрании»;
• брать слово2 (с кого-либо) – «получать от кого-либо обещание клятвенное уверение в чем-либо».
Описание слайда:
Фразеологические синонимы- фразеологизмы, имеющие близкие значения. Например, «опытный»-стреляный воробей, травленный волк, тертый калач, собаку съел. Фразеологические синонимы- фразеологизмы, имеющие близкие значения. Например, «опытный»-стреляный воробей, травленный волк, тертый калач, собаку съел. Фразеологические антонимы- фразеологические обороты с противоположными значениями. Например, душа в душу «дружно»- как кошка с собакой « в постоянной ссоре, вражде». Фразеологические омонимы- фразеологизмы, одинаковые по составу, но не связанные по смыслу. Например,  до точки1 - «точно, досконально, до мельчайших подробностей (знать)»; • до точки2 - «до отчаяния, до безвыходности (дойти)».    А в позапрошлый год вышел на площадь живой человек и закричал караул. Значит, до точки дошел человек (Л. Леонов) – Мы знаем о писателях все до точки (В. Маяковский).   • брать слово1 – «по собственной инициативе выступать на собрании»; • брать слово2 (с кого-либо) – «получать от кого-либо обещание клятвенное уверение в чем-либо».

Слайд 42





Почему мы так говорим?
………..- «намеренно раздражать, нервировать кого-либо». 
   ………….- «заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное».
   ……………..- «человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей».
Описание слайда:
Почему мы так говорим? ………..- «намеренно раздражать, нервировать кого-либо». ………….- «заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное». ……………..- «человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей».

Слайд 43





Почему мы так говорим?
   Играть на нервах- «намеренно раздражать, нервировать кого-либо». 
   В бирюльки играть- «заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное».
   Казанская сирота- «человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей».
Описание слайда:
Почему мы так говорим? Играть на нервах- «намеренно раздражать, нервировать кого-либо». В бирюльки играть- «заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное». Казанская сирота- «человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей».

Слайд 44





   Как пить дать- «точно, несомненно».
   Как пить дать- «точно, несомненно».
   Мокрая курица- «неприспособленный к жизни, растерянный, испуганный человек».
   Коломенская верста- «высокий, долговязый человек».
   Не видно ни зги- «непроглядная темень, густой туман».
Описание слайда:
Как пить дать- «точно, несомненно». Как пить дать- «точно, несомненно». Мокрая курица- «неприспособленный к жизни, растерянный, испуганный человек». Коломенская верста- «высокий, долговязый человек». Не видно ни зги- «непроглядная темень, густой туман».

Слайд 45





   Не иметь кола- « не иметь маленького клочка земли».
   Не иметь кола- « не иметь маленького клочка земли».
   Попасть впросак- «запутаться, очутиться в трудном положении».
   Шиворот-навыворот- «сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать».
   Ехать на долгих- «делать что-либо очень медленно, с большими интервалами».
Описание слайда:
Не иметь кола- « не иметь маленького клочка земли». Не иметь кола- « не иметь маленького клочка земли». Попасть впросак- «запутаться, очутиться в трудном положении». Шиворот-навыворот- «сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать». Ехать на долгих- «делать что-либо очень медленно, с большими интервалами».

Слайд 46


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №46
Описание слайда:

Слайд 47


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №48
Описание слайда:

Слайд 49


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №49
Описание слайда:

Слайд 50


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №50
Описание слайда:

Слайд 51


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №51
Описание слайда:

Слайд 52


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №52
Описание слайда:

Слайд 53


Лексический и фразеологический анализ слова, слайд №53
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию