🗊Презентация . Лексические нормы

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
. Лексические нормы, слайд №1. Лексические нормы, слайд №2. Лексические нормы, слайд №3. Лексические нормы, слайд №4. Лексические нормы, слайд №5. Лексические нормы, слайд №6. Лексические нормы, слайд №7. Лексические нормы, слайд №8. Лексические нормы, слайд №9. Лексические нормы, слайд №10. Лексические нормы, слайд №11. Лексические нормы, слайд №12. Лексические нормы, слайд №13. Лексические нормы, слайд №14. Лексические нормы, слайд №15. Лексические нормы, слайд №16. Лексические нормы, слайд №17. Лексические нормы, слайд №18. Лексические нормы, слайд №19. Лексические нормы, слайд №20. Лексические нормы, слайд №21. Лексические нормы, слайд №22. Лексические нормы, слайд №23. Лексические нормы, слайд №24. Лексические нормы, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему . Лексические нормы. Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА
ТИПОЛОГИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ 
ОШИБОК
Подготовила 
ст-ка гр.Л-31 
Свигузова К.С.
Описание слайда:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ТИПОЛОГИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК Подготовила ст-ка гр.Л-31 Свигузова К.С.

Слайд 2





Лексические нормы – это свод правил, который регулирует использование словарного запаса в соответствии с лексическим значением слов, их лексической сочетаемости и стилистической окраски. 
Лексические нормы – это свод правил, который регулирует использование словарного запаса в соответствии с лексическим значением слов, их лексической сочетаемости и стилистической окраски.
Описание слайда:
Лексические нормы – это свод правил, который регулирует использование словарного запаса в соответствии с лексическим значением слов, их лексической сочетаемости и стилистической окраски. Лексические нормы – это свод правил, который регулирует использование словарного запаса в соответствии с лексическим значением слов, их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Слайд 3





Нормы лексики лучше всего отображены в словарях иностранных языков, толковых словарях, справочниках, где собраны термины и понятия, употребляемые в определенных сферах жизнедеятельности. Очень тесно лексические нормы русского языка связаны с правилами словоупотребления.
Нормы лексики лучше всего отображены в словарях иностранных языков, толковых словарях, справочниках, где собраны термины и понятия, употребляемые в определенных сферах жизнедеятельности. Очень тесно лексические нормы русского языка связаны с правилами словоупотребления.
Описание слайда:
Нормы лексики лучше всего отображены в словарях иностранных языков, толковых словарях, справочниках, где собраны термины и понятия, употребляемые в определенных сферах жизнедеятельности. Очень тесно лексические нормы русского языка связаны с правилами словоупотребления. Нормы лексики лучше всего отображены в словарях иностранных языков, толковых словарях, справочниках, где собраны термины и понятия, употребляемые в определенных сферах жизнедеятельности. Очень тесно лексические нормы русского языка связаны с правилами словоупотребления.

Слайд 4





Культура речи проявляется не только в умении пра­вильно говорить и писать в соответствии с нормами ли­тературного языка, но и в умении пользоваться лексикой разных стилей в 
Культура речи проявляется не только в умении пра­вильно говорить и писать в соответствии с нормами ли­тературного языка, но и в умении пользоваться лексикой разных стилей в 
соответствии с целями
и условиями об­щения.
Описание слайда:
Культура речи проявляется не только в умении пра­вильно говорить и писать в соответствии с нормами ли­тературного языка, но и в умении пользоваться лексикой разных стилей в Культура речи проявляется не только в умении пра­вильно говорить и писать в соответствии с нормами ли­тературного языка, но и в умении пользоваться лексикой разных стилей в соответствии с целями и условиями об­щения.

Слайд 5





Лексические нормы, или нормы словоупотребле­ния, определяют 
Лексические нормы, или нормы словоупотребле­ния, определяют 
- правильность выбора слова из ряда единиц, близ­ких ему по значению или по форме; 
- употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке; 
- уместность его использования в той или иной си­туации.
Описание слайда:
Лексические нормы, или нормы словоупотребле­ния, определяют Лексические нормы, или нормы словоупотребле­ния, определяют - правильность выбора слова из ряда единиц, близ­ких ему по значению или по форме; - употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке; - уместность его использования в той или иной си­туации.

Слайд 6





Нарушение лексической нормы возникает в сле­дующих случаях:
Нарушение лексической нормы возникает в сле­дующих случаях:
Описание слайда:
Нарушение лексической нормы возникает в сле­дующих случаях: Нарушение лексической нормы возникает в сле­дующих случаях:

Слайд 7





1). Когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом: 
1). Когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом: 
У главного инженера есть немало задумок, связанных с реконструкцией заво­да;
Описание слайда:
1). Когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом: 1). Когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом: У главного инженера есть немало задумок, связанных с реконструкцией заво­да;

Слайд 8





2). При использовании канцеляризмов, т.е. слов и вы­ражений, употребление которых закреплено за офици­ально-деловым стилем речи; в других стилях их исполь­зование неуместно и ведет к речевой ошибке: 
2). При использовании канцеляризмов, т.е. слов и вы­ражений, употребление которых закреплено за офици­ально-деловым стилем речи; в других стилях их исполь­зование неуместно и ведет к речевой ошибке: 
Дача наша в хорошем месте находится: чуть выйдешь за калитку - сейчас же зеленый массив;
Описание слайда:
2). При использовании канцеляризмов, т.е. слов и вы­ражений, употребление которых закреплено за офици­ально-деловым стилем речи; в других стилях их исполь­зование неуместно и ведет к речевой ошибке: 2). При использовании канцеляризмов, т.е. слов и вы­ражений, употребление которых закреплено за офици­ально-деловым стилем речи; в других стилях их исполь­зование неуместно и ведет к речевой ошибке: Дача наша в хорошем месте находится: чуть выйдешь за калитку - сейчас же зеленый массив;

Слайд 9





3). При употреблении диалектизмов, т.к. они не вхо­дят в лексическую систему литературного языка и уме­стны лишь в художественных или публицистических текстах для речевой характеристики героев; немотивиро­ванное же использование диалектизмов говорит о недос­таточном владении нормами литературного языка: 
3). При употреблении диалектизмов, т.к. они не вхо­дят в лексическую систему литературного языка и уме­стны лишь в художественных или публицистических текстах для речевой характеристики героев; немотивиро­ванное же использование диалектизмов говорит о недос­таточном владении нормами литературного языка: 
К ут­ру ненадолго разведрилось, и мы приступили к работе с первыми кочетами.
Описание слайда:
3). При употреблении диалектизмов, т.к. они не вхо­дят в лексическую систему литературного языка и уме­стны лишь в художественных или публицистических текстах для речевой характеристики героев; немотивиро­ванное же использование диалектизмов говорит о недос­таточном владении нормами литературного языка: 3). При употреблении диалектизмов, т.к. они не вхо­дят в лексическую систему литературного языка и уме­стны лишь в художественных или публицистических текстах для речевой характеристики героев; немотивиро­ванное же использование диалектизмов говорит о недос­таточном владении нормами литературного языка: К ут­ру ненадолго разведрилось, и мы приступили к работе с первыми кочетами.

Слайд 10





Просторечные эквиваленты терминов, принятые в той или иной профессиональной группе, получили на­звание профессионализмов: карта отстрела (в речи
охотников), «висячая» строка (в издательско- полиграфическом деле) и др. Немотивированное их пере­несение в общелитературную речь также нежелательно. Профессионализмы по ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т.п.) сход­ны с жаргонизмами - словами социальных диалектов: лабух (плохой музыкант), скачки (танцы), перо (нож), хибара (дом) и др.
Просторечные эквиваленты терминов, принятые в той или иной профессиональной группе, получили на­звание профессионализмов: карта отстрела (в речи
охотников), «висячая» строка (в издательско- полиграфическом деле) и др. Немотивированное их пере­несение в общелитературную речь также нежелательно. Профессионализмы по ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т.п.) сход­ны с жаргонизмами - словами социальных диалектов: лабух (плохой музыкант), скачки (танцы), перо (нож), хибара (дом) и др.
Описание слайда:
Просторечные эквиваленты терминов, принятые в той или иной профессиональной группе, получили на­звание профессионализмов: карта отстрела (в речи охотников), «висячая» строка (в издательско- полиграфическом деле) и др. Немотивированное их пере­несение в общелитературную речь также нежелательно. Профессионализмы по ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т.п.) сход­ны с жаргонизмами - словами социальных диалектов: лабух (плохой музыкант), скачки (танцы), перо (нож), хибара (дом) и др. Просторечные эквиваленты терминов, принятые в той или иной профессиональной группе, получили на­звание профессионализмов: карта отстрела (в речи охотников), «висячая» строка (в издательско- полиграфическом деле) и др. Немотивированное их пере­несение в общелитературную речь также нежелательно. Профессионализмы по ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т.п.) сход­ны с жаргонизмами - словами социальных диалектов: лабух (плохой музыкант), скачки (танцы), перо (нож), хибара (дом) и др.

Слайд 11





Жаргонная лексика, как и диалектизмы, находится за пределами литературного языка и ее использование возможно лишь в разумных пределах (например, в худо­жественной литературе в целях социальной характери­стики героев).
Жаргонная лексика, как и диалектизмы, находится за пределами литературного языка и ее использование возможно лишь в разумных пределах (например, в худо­жественной литературе в целях социальной характери­стики героев).
Описание слайда:
Жаргонная лексика, как и диалектизмы, находится за пределами литературного языка и ее использование возможно лишь в разумных пределах (например, в худо­жественной литературе в целях социальной характери­стики героев). Жаргонная лексика, как и диалектизмы, находится за пределами литературного языка и ее использование возможно лишь в разумных пределах (например, в худо­жественной литературе в целях социальной характери­стики героев).

Слайд 12





Случаям нарушения лексической нормы можно отнести также ошибки, связанные с непониманием зна­чения слова, к которым можно отнести следующие: 
Случаям нарушения лексической нормы можно отнести также ошибки, связанные с непониманием зна­чения слова, к которым можно отнести следующие: 
- употребление слова в несвойственном ему значе­нии: благодаря болезни; 
- неразличение конкретной и отвлеченной лексики: Сотрудники милиции выявили притон наркомании; 
- смешение паронимов - близких по звучанию од­нокоренных слов с разным лексическим значением: сы­тый (человек) - сытный (обед), невежа- невежда, адре­сат - адресант, одеть - надеть.
Описание слайда:
Случаям нарушения лексической нормы можно отнести также ошибки, связанные с непониманием зна­чения слова, к которым можно отнести следующие: Случаям нарушения лексической нормы можно отнести также ошибки, связанные с непониманием зна­чения слова, к которым можно отнести следующие: - употребление слова в несвойственном ему значе­нии: благодаря болезни; - неразличение конкретной и отвлеченной лексики: Сотрудники милиции выявили притон наркомании; - смешение паронимов - близких по звучанию од­нокоренных слов с разным лексическим значением: сы­тый (человек) - сытный (обед), невежа- невежда, адре­сат - адресант, одеть - надеть.

Слайд 13





Речевые ошибки могут быть связаны и с нарушением лексической сочетаемости, т.к. далеко не все слова в русском языке могут сочетаться друг с другом. 
Речевые ошибки могут быть связаны и с нарушением лексической сочетаемости, т.к. далеко не все слова в русском языке могут сочетаться друг с другом. 
Границы лексической сочетаемости определяются мно­гими факторами: значением слов, их эмоциональной ок­раской, стилистической принадлежностью, грамматиче­скими свойствами и т.д. В сложных случаях следует об­ращаться за справкой к словарю сочетаемости.
Описание слайда:
Речевые ошибки могут быть связаны и с нарушением лексической сочетаемости, т.к. далеко не все слова в русском языке могут сочетаться друг с другом. Речевые ошибки могут быть связаны и с нарушением лексической сочетаемости, т.к. далеко не все слова в русском языке могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются мно­гими факторами: значением слов, их эмоциональной ок­раской, стилистической принадлежностью, грамматиче­скими свойствами и т.д. В сложных случаях следует об­ращаться за справкой к словарю сочетаемости.

Слайд 14





Существуют также ошибки, связанные с многосло­вием. Эти ошибки проявляются в следующих случаях:
Существуют также ошибки, связанные с многосло­вием. Эти ошибки проявляются в следующих случаях:
Описание слайда:
Существуют также ошибки, связанные с многосло­вием. Эти ошибки проявляются в следующих случаях: Существуют также ошибки, связанные с многосло­вием. Эти ошибки проявляются в следующих случаях:

Слайд 15





при употреблении в речи близких по смыслу и по­тому логически излишних слов (плеоназм): 
при употреблении в речи близких по смыслу и по­тому логически излишних слов (плеоназм): 
госпитализи­ровать в больницу, свободная вакансия, моя автобио­графия, прейскурант цен
Описание слайда:
при употреблении в речи близких по смыслу и по­тому логически излишних слов (плеоназм): при употреблении в речи близких по смыслу и по­тому логически излишних слов (плеоназм): госпитализи­ровать в больницу, свободная вакансия, моя автобио­графия, прейскурант цен

Слайд 16





при повторении однокоренных слов или одинако­вых морфем (тавтология): трудиться с трудовым подъ­емом', присниться во сне; следует отметить следующие недостатки; в данной работе приводятся данные;
при повторении однокоренных слов или одинако­вых морфем (тавтология): трудиться с трудовым подъ­емом', присниться во сне; следует отметить следующие недостатки; в данной работе приводятся данные;
Описание слайда:
при повторении однокоренных слов или одинако­вых морфем (тавтология): трудиться с трудовым подъ­емом', присниться во сне; следует отметить следующие недостатки; в данной работе приводятся данные; при повторении однокоренных слов или одинако­вых морфем (тавтология): трудиться с трудовым подъ­емом', присниться во сне; следует отметить следующие недостатки; в данной работе приводятся данные;

Слайд 17





при использовании слов, лексическое значение ко­торых выражено в тексте другими словами (лишние сло­ва): данный участок берега нуждается в его закрепле­нии;
при использовании слов, лексическое значение ко­торых выражено в тексте другими словами (лишние сло­ва): данный участок берега нуждается в его закрепле­нии;
Описание слайда:
при использовании слов, лексическое значение ко­торых выражено в тексте другими словами (лишние сло­ва): данный участок берега нуждается в его закрепле­нии; при использовании слов, лексическое значение ко­торых выражено в тексте другими словами (лишние сло­ва): данный участок берега нуждается в его закрепле­нии;

Слайд 18





при замене глагольного сказуемого глагольно­именным сочетанием (расщепление сказуемого): 
при замене глагольного сказуемого глагольно­именным сочетанием (расщепление сказуемого): 
Он при­нял решение произвести ремонт машины (более уместно: Он решил отремонтировать машину);
Описание слайда:
при замене глагольного сказуемого глагольно­именным сочетанием (расщепление сказуемого): при замене глагольного сказуемого глагольно­именным сочетанием (расщепление сказуемого): Он при­нял решение произвести ремонт машины (более уместно: Он решил отремонтировать машину);

Слайд 19





при использовании слов - паразитов, которые за­соряют речь, особенно устную; в последнее время в уст­ной речи можно услышать довольно часто: ну, вот, это, скажем, так сказать, вообще, значит, такой(-ая), по- любому, короче, как бы и т.п.
при использовании слов - паразитов, которые за­соряют речь, особенно устную; в последнее время в уст­ной речи можно услышать довольно часто: ну, вот, это, скажем, так сказать, вообще, значит, такой(-ая), по- любому, короче, как бы и т.п.
Описание слайда:
при использовании слов - паразитов, которые за­соряют речь, особенно устную; в последнее время в уст­ной речи можно услышать довольно часто: ну, вот, это, скажем, так сказать, вообще, значит, такой(-ая), по- любому, короче, как бы и т.п. при использовании слов - паразитов, которые за­соряют речь, особенно устную; в последнее время в уст­ной речи можно услышать довольно часто: ну, вот, это, скажем, так сказать, вообще, значит, такой(-ая), по- любому, короче, как бы и т.п.

Слайд 20





Ошибкой, противоположной по смыслу многосло­вию, является лексическая неполнота высказывания. Она заключается в пропуске необходимого в предложении слова:
Ошибкой, противоположной по смыслу многосло­вию, является лексическая неполнота высказывания. Она заключается в пропуске необходимого в предложении слова:
 Он уже чувствует после болезни хорошо (надо: чувствует себя).
Описание слайда:
Ошибкой, противоположной по смыслу многосло­вию, является лексическая неполнота высказывания. Она заключается в пропуске необходимого в предложении слова: Ошибкой, противоположной по смыслу многосло­вию, является лексическая неполнота высказывания. Она заключается в пропуске необходимого в предложении слова: Он уже чувствует после болезни хорошо (надо: чувствует себя).

Слайд 21





Основные причины речевых ошибок:
1. Непонимание значения слова 
2. Лексическая сочетаемость 
3. Употребление синонимов 
4. Употребление омонимов 
5. Употребление многозначных слов
 6. Многословие 
7. Лексическая неполнота высказывания 
8. Новые слова
 9. Устаревшие слова 
10. Слова иноязычного происхождения 
11. Диалектизмы 
12. Разговорные и просторечные слова
 13. Профессиональные жаргонизмы 
14. Фразеологизмы 
15. Клише и штампы
Описание слайда:
Основные причины речевых ошибок: 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов 4. Употребление омонимов 5. Употребление многозначных слов 6. Многословие 7. Лексическая неполнота высказывания 8. Новые слова 9. Устаревшие слова 10. Слова иноязычного происхождения 11. Диалектизмы 12. Разговорные и просторечные слова 13. Профессиональные жаргонизмы 14. Фразеологизмы 15. Клише и штампы

Слайд 22





Наличие лексических ошибок в речи свидетельствует не только о стилистической небрежности, но и указывает на нечеткость, неопределенность 
Наличие лексических ошибок в речи свидетельствует не только о стилистической небрежности, но и указывает на нечеткость, неопределенность 
представлений 
автора о предмете
 речи.
Описание слайда:
Наличие лексических ошибок в речи свидетельствует не только о стилистической небрежности, но и указывает на нечеткость, неопределенность Наличие лексических ошибок в речи свидетельствует не только о стилистической небрежности, но и указывает на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи.

Слайд 23





Таким образом, выбирая слова, во избежание рече­вой ошибки следует учитывать их значение, стилистиче­скую окраску, употребительность, сочетаемость с други­ми словами, мотивированность условиями контекста. 
Таким образом, выбирая слова, во избежание рече­вой ошибки следует учитывать их значение, стилистиче­скую окраску, употребительность, сочетаемость с други­ми словами, мотивированность условиями контекста. 
Умение сделать правильный 
выбор как раз и 
свидетель­ствует 
о высокой культуре 
речи.
Описание слайда:
Таким образом, выбирая слова, во избежание рече­вой ошибки следует учитывать их значение, стилистиче­скую окраску, употребительность, сочетаемость с други­ми словами, мотивированность условиями контекста. Таким образом, выбирая слова, во избежание рече­вой ошибки следует учитывать их значение, стилистиче­скую окраску, употребительность, сочетаемость с други­ми словами, мотивированность условиями контекста. Умение сделать правильный выбор как раз и свидетель­ствует о высокой культуре речи.

Слайд 24





СПАСИБО
СПАСИБО
 ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
СПАСИБО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 25





Используемая литература
Ефремов В.А. Культура речи. Деловое общение. Риторика
Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи.
Интерактивный учебник Лексические нормы современного русского языка. Русский язык(Культура речи)
Панченко С.В. Русский язык и культура речи для юристов.
Описание слайда:
Используемая литература Ефремов В.А. Культура речи. Деловое общение. Риторика Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи. Интерактивный учебник Лексические нормы современного русского языка. Русский язык(Культура речи) Панченко С.В. Русский язык и культура речи для юристов.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию