🗊Презентация Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №1Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №2Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №3Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №4Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №5Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №6Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №7Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №8Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №9Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №10Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №11Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №12Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №13Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №14Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №15Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №16Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №17Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №18Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №19Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №20Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №21Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №22Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №23Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №24Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №25Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №26

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы). Доклад-сообщение содержит 26 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





В безударном положении не 
В безударном положении не 
  произносится звук [о].
    После твёрдых согласных в первом 
    предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы О произносится [а],например: 
   к[а]за – козы, [а]писание- опись.
    Поэтому произносятся , например, одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишутся по – разному.
Описание слайда:
В безударном положении не В безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы О произносится [а],например: к[а]за – козы, [а]писание- опись. Поэтому произносятся , например, одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишутся по – разному.

Слайд 3





    2.  После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. звуков [э] [о] [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и], например: лесок -л[и]сок, весна – в[и]сна, плясать- пл[и]сать.
    2.  После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. звуков [э] [о] [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и], например: лесок -л[и]сок, весна – в[и]сна, плясать- пл[и]сать.
   Поэтому одинаково со звуком близким к [и], произносятся слова посветить – посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.
Описание слайда:
2. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. звуков [э] [о] [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и], например: лесок -л[и]сок, весна – в[и]сна, плясать- пл[и]сать. 2. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. звуков [э] [о] [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и], например: лесок -л[и]сок, весна – в[и]сна, плясать- пл[и]сать. Поэтому одинаково со звуком близким к [и], произносятся слова посветить – посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.

Слайд 4





      3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова т перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами
      3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова т перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами
     п, ф, к, ш, с  и  х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например:
  дуб -ду[п], ловко- ло[ф]ко, ногти- но[к]ти, поход - похо[т], багаж - бага[ш], замазка- зама[с]ка, вчера - [ф]чера, вцепиться – [ф]цепиться, подщёлкнуть - по[т]щёлкнуть.
Описание слайда:
3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова т перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами 3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова т перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб -ду[п], ловко- ло[ф]ко, ногти- но[к]ти, поход - похо[т], багаж - бага[ш], замазка- зама[с]ка, вчера - [ф]чера, вцепиться – [ф]цепиться, подщёлкнуть - по[т]щёлкнуть.

Слайд 5





 Парные глухие согласные звуки   перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются),  например: 
 Парные глухие согласные звуки   перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются),  например: 
   просьба - про [з]ба,
   молотьба -моло[д]ба, 
   сделать - [з]делать,
   сбегать - [з]бегать, 
   сдача - [з]дача.
Описание слайда:
Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: просьба - про [з]ба, молотьба -моло[д]ба, сделать - [з]делать, сбегать - [з]бегать, сдача - [з]дача.

Слайд 6





4. В сочетаниях согласных  
4. В сочетаниях согласных  
 стн, здн происходит выпадение звука, хотя на письме буква пишется, например:
   уста –устный,
   ездить – наездник; 
   солнышко – солнце; лестница, 
   окрестности, поздно, чувства
Описание слайда:
4. В сочетаниях согласных 4. В сочетаниях согласных стн, здн происходит выпадение звука, хотя на письме буква пишется, например: уста –устный, ездить – наездник; солнышко – солнце; лестница, окрестности, поздно, чувства

Слайд 7





     5. Сочетание чн, как правило, 
     5. Сочетание чн, как правило, 
    произносится в соответствии с 
    написанием, например: античный, 
    вечный, дачный, качнуть, Млечный 
    путь, ночной, отлично, порочный, 
    прочный, точный и.др.
 Однако в некоторых словах сочетание
 чн произносится как [шн], например:
 коне[шн]о, ску[шн]но, наро[шн]но,
 яи[шн]ница, праче[шн]ная и др.
Описание слайда:
5. Сочетание чн, как правило, 5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: античный, вечный, дачный, качнуть, Млечный путь, ночной, отлично, порочный, прочный, точный и.др. Однако в некоторых словах сочетание чн произносится как [шн], например: коне[шн]о, ску[шн]но, наро[шн]но, яи[шн]ница, праче[шн]ная и др.

Слайд 8


Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти.
6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти.
   Но в словах  что, чтобы, что –то, кое – что и производных от них, произносится [шт], например:
  [шт]о, [шт]обы, [шт]о – то, кое - [шт]о
Описание слайда:
6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти. 6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти. Но в словах что, чтобы, что –то, кое – что и производных от них, произносится [шт], например: [шт]о, [шт]обы, [шт]о – то, кое - [шт]о

Слайд 10





7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать.
7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать.
   В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла,
  а в других как одиночные, например: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигновать, грамм.
Описание слайда:
7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать. 7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла, а в других как одиночные, например: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигновать, грамм.

Слайд 11





   8. Во многих  иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье- а[тэ]лье, атеист- а[тэ]ист, денди- [дэ]нди, кашне- каш[нэ], кафе -ка[фэ], партер- пар[тэ]р, резюме - резю[мэ], стенд -с[тэ]нд, шедевр – 
   8. Во многих  иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье- а[тэ]лье, атеист- а[тэ]ист, денди- [дэ]нди, кашне- каш[нэ], кафе -ка[фэ], партер- пар[тэ]р, резюме - резю[мэ], стенд -с[тэ]нд, шедевр – 
   ше[дэ]вр.
      В словах: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, шинель- согласный перед е произносится мягко.
Описание слайда:
8. Во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье- а[тэ]лье, атеист- а[тэ]ист, денди- [дэ]нди, кашне- каш[нэ], кафе -ка[фэ], партер- пар[тэ]р, резюме - резю[мэ], стенд -с[тэ]нд, шедевр – 8. Во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье- а[тэ]лье, атеист- а[тэ]ист, денди- [дэ]нди, кашне- каш[нэ], кафе -ка[фэ], партер- пар[тэ]р, резюме - резю[мэ], стенд -с[тэ]нд, шедевр – ше[дэ]вр. В словах: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, шинель- согласный перед е произносится мягко.

Слайд 12





9. В возвратных глаголах на конце пишется –ться или –тся (умываться , умывается), а произносится одинаково – цца.
9. В возвратных глаголах на конце пишется –ться или –тся (умываться , умывается), а произносится одинаково – цца.


10. В начале некоторых слов пишется сч, а произносится [щ]. 
  Например: счастье - [щ]астье, 
  счёт - [щ]ёт.
Описание слайда:
9. В возвратных глаголах на конце пишется –ться или –тся (умываться , умывается), а произносится одинаково – цца. 9. В возвратных глаголах на конце пишется –ться или –тся (умываться , умывается), а произносится одинаково – цца. 10. В начале некоторых слов пишется сч, а произносится [щ]. Например: счастье - [щ]астье, счёт - [щ]ёт.

Слайд 13





4. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Описание слайда:
4. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Слайд 14





Разноместное ударение
Описание слайда:
Разноместное ударение

Слайд 15





Неподвижное ударение
(при изменении формы слова остается на одном слоге)
Описание слайда:
Неподвижное ударение (при изменении формы слова остается на одном слоге)

Слайд 16





Неподвижное ударение
Описание слайда:
Неподвижное ударение

Слайд 17





Неподвижное ударение
Описание слайда:
Неподвижное ударение

Слайд 18





Подвижное ударение
(при изменении формы слова переходит с одной части слова на другую): 

основа → окончание
окончание → основа

дирЕктор → директорА → директорОв
профЕссор → профессорА → профессорОв
сестрА → сЁстры → сестЁр
водА → вОды → вОд
Описание слайда:
Подвижное ударение (при изменении формы слова переходит с одной части слова на другую): основа → окончание окончание → основа дирЕктор → директорА → директорОв профЕссор → профессорА → профессорОв сестрА → сЁстры → сестЁр водА → вОды → вОд

Слайд 19


Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Нормы ударения звуков и их сочетаний (акцентологические нормы), слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21







А 1. В  каком  ряду  все  согласные    звуки  звонкие  ?
    

          1. Смотреть, сбил,  сшил;
         2. Искра, громко,  бежать;
         3. Молодая, молотьба, грозил;
         4. Бежать,  мечтал, жил.
Описание слайда:
А 1. В каком ряду все согласные звуки звонкие ? 1. Смотреть, сбил, сшил; 2. Искра, громко, бежать; 3. Молодая, молотьба, грозил; 4. Бежать, мечтал, жил.

Слайд 22





А 2.  В  каком  ряду  во  всех  словах  буквы  е, ё, ю, я  обозначают  два  звука ?

 1. Енот,  пройдя, яблоко;
 2.  На  станцию, сеять, иней;
 3.  Белый, объявление, съехать;
 4.  Закипая, ель, сгибаю.
Описание слайда:
А 2. В каком ряду во всех словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ? 1. Енот, пройдя, яблоко; 2. На станцию, сеять, иней; 3. Белый, объявление, съехать; 4. Закипая, ель, сгибаю.

Слайд 23





А 3. В  каком  ряду  во  всех  словах  ударение  падает  на  первый  слог?
1. Колос, доцент, баловать;
2. Мельком, торты, августовский;
3. Арбуз, столяр, щавель;
4. Свекла, фарфор, арест.
Описание слайда:
А 3. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? 1. Колос, доцент, баловать; 2. Мельком, торты, августовский; 3. Арбуз, столяр, щавель; 4. Свекла, фарфор, арест.

Слайд 24





А 4. В  каком  ряду написание  слов  не  совпадает  с  их произношением?

 1.Повозка, закат, грибы;
 2. Молотьба, разведчик, низкий;
 3. Трудный, метёт, резьба;
 4. Бумажка, заморозки, громкий.
Описание слайда:
А 4. В каком ряду написание слов не совпадает с их произношением? 1.Повозка, закат, грибы; 2. Молотьба, разведчик, низкий; 3. Трудный, метёт, резьба; 4. Бумажка, заморозки, громкий.

Слайд 25





А 5.  В  каком  ряду  во  всех  словах  буквенное  сочетание  чн произносится [ шн]?

1. Яичница, сочный, скучный
2. Коричневый, прочный, отличный
3. Нарочно, конечно, скучно
4. Булочная, точно, скворечник.
Описание слайда:
А 5. В каком ряду во всех словах буквенное сочетание чн произносится [ шн]? 1. Яичница, сочный, скучный 2. Коричневый, прочный, отличный 3. Нарочно, конечно, скучно 4. Булочная, точно, скворечник.

Слайд 26





Ответы
А 1.  - 3;
А 2.  - 4;
А 3. -  2;
А 4. -  2;
А 5. -  3.
Описание слайда:
Ответы А 1. - 3; А 2. - 4; А 3. - 2; А 4. - 2; А 5. - 3.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию