🗊Презентация Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №1Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №2Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №3Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №4Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №5Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №6Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №7Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №8Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №9Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №10Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №11Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №12Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №13Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №14Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №15Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №16Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №17Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №18Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №19Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №20Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №21Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №22Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №23Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №24Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №25Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №26Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №27Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №28Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №29Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №30Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №31Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №32Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №33Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №34Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №35Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №36Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №37Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №38Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №39Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №40Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №41Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №42Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм, слайд №43

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм. Доклад-сообщение содержит 43 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






 Русский язык и культура речи

 Тема 2. Нормы русского языка.
             Вариативность нормы. 
             Нарушения языковых норм
Преподаватель: кандидат филологических наук, доцент Барычева Людмила Петровна
Каб.507, тел. 89852254457
E-mail: l.baricheva@yandex.ru


    Преподаватель:
Описание слайда:
Русский язык и культура речи Тема 2. Нормы русского языка. Вариативность нормы. Нарушения языковых норм Преподаватель: кандидат филологических наук, доцент Барычева Людмила Петровна Каб.507, тел. 89852254457 E-mail: l.baricheva@yandex.ru Преподаватель:

Слайд 2





            Содержание
Описание слайда:
Содержание

Слайд 3





              Цель и задачи
  Цель: повысить речевую грамотность 
   Задачи:
получить представление об основном признаке литературного языка – наличии нормы  
понять, какие критерии служат для различения нормативных и ненормативных элементов языка 
научиться решать спорные вопросы при выборе вариантных речевых форм
научиться обнаруживать и исправлять речевые ошибки
Описание слайда:
Цель и задачи Цель: повысить речевую грамотность Задачи: получить представление об основном признаке литературного языка – наличии нормы понять, какие критерии служат для различения нормативных и ненормативных элементов языка научиться решать спорные вопросы при выборе вариантных речевых форм научиться обнаруживать и исправлять речевые ошибки

Слайд 4





По каким признакам мы определяем нормативность языковых явлений?
соответствие структуре языка, относительная устойчивость, длительность употребления;
массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих; 
общественное одобрение и признание. 
 
             Норма – это традиционные, 
образцовые, принятые в общественно-речевой 
практике образованных людей правила 
употребления языковых средств.
Описание слайда:
По каким признакам мы определяем нормативность языковых явлений? соответствие структуре языка, относительная устойчивость, длительность употребления; массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общественное одобрение и признание. Норма – это традиционные, образцовые, принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила употребления языковых средств.

Слайд 5







Любой образец (идеал) требует отбора
Результат отбора может быть: 
обязательным, жестким (императивные нормы) 
Например: наличие категорий склонения, спряжения.
АлфавИт, прИнял, курица
 вариативным, «мягким» (диспозитивные нормы)
Например: бАржа – баржА, в отпуске – в отпуску, слЕсари - слесарЯ
Вариативность нормы – это возможность 
одновременного существования двух или нескольких 
нормативных употреблений
Творог – творог, прожекторы -прожектора
Описание слайда:
Любой образец (идеал) требует отбора Результат отбора может быть: обязательным, жестким (императивные нормы) Например: наличие категорий склонения, спряжения. АлфавИт, прИнял, курица вариативным, «мягким» (диспозитивные нормы) Например: бАржа – баржА, в отпуске – в отпуску, слЕсари - слесарЯ Вариативность нормы – это возможность одновременного существования двух или нескольких нормативных употреблений Творог – творог, прожекторы -прожектора

Слайд 6

















































































противопоставление разговорной и книжной разновидностей языка (произношение слов: боюсь - боюс, шаги - шыги, жара - жыра, верх - верьх)
влияние просторечной среды (пара носков – пара носок)
влияние профессионально-технической среды (взводы – взвода, осужденный - осужденный, компас – компас)
наличие устаревших слов и т.д. (музыка – музыка)
влияние идеологических факторов (Бог – бог)
                            
                      Варианты необходимы для: 

установления компромисса между консервативностью языка и его стремлением к изменениям
развития языка, реакции на речевую практику
разнообразия выразительных возможностей языка
Описание слайда:
противопоставление разговорной и книжной разновидностей языка (произношение слов: боюсь - боюс, шаги - шыги, жара - жыра, верх - верьх) влияние просторечной среды (пара носков – пара носок) влияние профессионально-технической среды (взводы – взвода, осужденный - осужденный, компас – компас) наличие устаревших слов и т.д. (музыка – музыка) влияние идеологических факторов (Бог – бог) Варианты необходимы для: установления компромисса между консервативностью языка и его стремлением к изменениям развития языка, реакции на речевую практику разнообразия выразительных возможностей языка

Слайд 7

































































                                                 Норма А                 А  и B (доп.)              А и В
           В и А (доп.)               Норма В
                 
                       Стакан чая – стакан чаю
1. В XVIII в.: стакан чаю (основная норма)   
2. В XIX в. в худ. литературе появился вариант «стакан чая» (разговорный вариант)                                        
3. В XX в.: равноправные варианты     
4. Сегодня: чая (основной вариант) – 
                  чаю (устаревший вариант)
       Основные тенденции в развитии вариативности:
стремление к экономии языковых усилий (более короткие варианты побеждают)
усиление влияния устной и разговорной речи (разговорные варианты становятся основными)
Описание слайда:
Норма А А и B (доп.) А и В В и А (доп.) Норма В Стакан чая – стакан чаю 1. В XVIII в.: стакан чаю (основная норма) 2. В XIX в. в худ. литературе появился вариант «стакан чая» (разговорный вариант) 3. В XX в.: равноправные варианты 4. Сегодня: чая (основной вариант) – чаю (устаревший вариант) Основные тенденции в развитии вариативности: стремление к экономии языковых усилий (более короткие варианты побеждают) усиление влияния устной и разговорной речи (разговорные варианты становятся основными)

Слайд 8





Можно ли самостоятельно ответить на вопрос: как правильно…?
Да, если найти ответы на вопросы:
Какие слои носителей литературного языка используют данные варианты? 
Какой из них вам кажется наиболее соответствующим традиции? 
Где используется данное явление, в каких сферах, каких ситуациях (официальное / неофициальное общение, разговорная / книжная речь)? 
Существует ли в языке потребность в данном языковом 
      факте? Чем он отличается от других вариантов, синонимичных явлений? В чем его специфика? 
        В Интернете: сайт www.gramma.ru
Описание слайда:
Можно ли самостоятельно ответить на вопрос: как правильно…? Да, если найти ответы на вопросы: Какие слои носителей литературного языка используют данные варианты? Какой из них вам кажется наиболее соответствующим традиции? Где используется данное явление, в каких сферах, каких ситуациях (официальное / неофициальное общение, разговорная / книжная речь)? Существует ли в языке потребность в данном языковом факте? Чем он отличается от других вариантов, синонимичных явлений? В чем его специфика? В Интернете: сайт www.gramma.ru

Слайд 9





Колебания в роде несклоняемых имен существительных
Описание слайда:
Колебания в роде несклоняемых имен существительных

Слайд 10





Род имен существительных
К женскому роду относятся слова:
туфля, мозоль, вуаль, плацкарта
К среднему роду относятся слова:
повидло, чучело, щупальце, ведерко
К мужскому роду относятся слова: табель,
толь, рояль, рельс, картофель, корректив, 
погон, шампунь, тюль, евро
Описание слайда:
Род имен существительных К женскому роду относятся слова: туфля, мозоль, вуаль, плацкарта К среднему роду относятся слова: повидло, чучело, щупальце, ведерко К мужскому роду относятся слова: табель, толь, рояль, рельс, картофель, корректив, погон, шампунь, тюль, евро

Слайд 11





Варианты существительных муж.рода мн.числа именительного падежа
Описание слайда:
Варианты существительных муж.рода мн.числа именительного падежа

Слайд 12





Варианты существительных мн.числа родительного падежа
Описание слайда:
Варианты существительных мн.числа родительного падежа

Слайд 13





Окончания существительных мн.числа родительного падежа
Правильно писать и говорить:
басен, вафель, кочерег, свадеб, 
простынь, долей, свечей, верховьев, 
устьев, побережий, коленей, остриев, 
полотенец, будней, яслей, сумерек
заморозков, рельсов, туфель, цапель
Описание слайда:
Окончания существительных мн.числа родительного падежа Правильно писать и говорить: басен, вафель, кочерег, свадеб, простынь, долей, свечей, верховьев, устьев, побережий, коленей, остриев, полотенец, будней, яслей, сумерек заморозков, рельсов, туфель, цапель

Слайд 14





Употребление форм глагола
Наиболее употребительные формы повелительного наклонения: 
высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, уведомь, закупорь, 
взгляни, не кради, положи, ляг, беги, погоди, выйди, поезжай. 
Не образуют формы повелительного наклонения глаголы хотеть, мочь, 
видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить.
Не употребляются в 1 и 2 лице ед. и мн. числа:
- глаголы, обозначающие процессы, совершающиеся в животном и
растительном мире, в неживой природе: ржаветь, сквозить, телиться, 
отпочковаться и т.д.)
Не употребляются в 1 лице ед. числа будущего времени:
глаголы победить, убедить, очутиться, чудить и т.д. 
Правильные формы 1 лица будущего времени: смогу 
очутиться, сумею убедить, удастся победить.
Правильные формы бесприставочных глаголов прошедшего времени:
сох, кис, мок, глох, чах.
Правильные формы: плещет (плещу), полощет (полощу), колышет 
(колышу), сыплет (сыплю),  машет (машу), мерит (мерю), лазить (лажу, 
лазишь), выздоровею, опротивею, жжет, течет, печет и т.д.
Описание слайда:
Употребление форм глагола Наиболее употребительные формы повелительного наклонения: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, уведомь, закупорь, взгляни, не кради, положи, ляг, беги, погоди, выйди, поезжай. Не образуют формы повелительного наклонения глаголы хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить. Не употребляются в 1 и 2 лице ед. и мн. числа: - глаголы, обозначающие процессы, совершающиеся в животном и растительном мире, в неживой природе: ржаветь, сквозить, телиться, отпочковаться и т.д.) Не употребляются в 1 лице ед. числа будущего времени: глаголы победить, убедить, очутиться, чудить и т.д. Правильные формы 1 лица будущего времени: смогу очутиться, сумею убедить, удастся победить. Правильные формы бесприставочных глаголов прошедшего времени: сох, кис, мок, глох, чах. Правильные формы: плещет (плещу), полощет (полощу), колышет (колышу), сыплет (сыплю), машет (машу), мерит (мерю), лазить (лажу, лазишь), выздоровею, опротивею, жжет, течет, печет и т.д.

Слайд 15





Склонение фамилий
Описание слайда:
Склонение фамилий

Слайд 16





        
Нарушения норм 
литературного языка
Описание слайда:
Нарушения норм литературного языка

Слайд 17





Нарушения языковых норм 
как художественный прием
Обычай обычаев - честь по чести,
Но здесь все свои, здесь можно не врать,
Здесь вечер для тех, кто когда-то был вместе,
Здесь вымыл руки - и можно брать.
               А там - хоть в ассенизаторах, хоть в генсеках –
               Жизнь умножай на судьбу и дели пополам.
               Мы все будем там - да, но в разных отсеках!
               Похоже, аукнется каждому по делам.                              
                                Вы, что вы знаете обо мне?       
                                Мой рок-н-ролл - я сам.     
                                Все остальное - брехня за глаза,        
                                Все остальное - вне:
                                            Вне понимания вас и меня,
                                            Вне компетенции меня и вас,
                                            Все остальное - просто фигня
                                            Без права на пересказ,
                                                           Все остальное - прыжки и ужимки,
                                                           Все остальное - взаимный расстрел,
                                                           Все остальное - по жизни пожитки,
                                                           Но... Такова ЖЗЛ!
Описание слайда:
Нарушения языковых норм как художественный прием Обычай обычаев - честь по чести, Но здесь все свои, здесь можно не врать, Здесь вечер для тех, кто когда-то был вместе, Здесь вымыл руки - и можно брать. А там - хоть в ассенизаторах, хоть в генсеках – Жизнь умножай на судьбу и дели пополам. Мы все будем там - да, но в разных отсеках! Похоже, аукнется каждому по делам. Вы, что вы знаете обо мне? Мой рок-н-ролл - я сам. Все остальное - брехня за глаза, Все остальное - вне: Вне понимания вас и меня, Вне компетенции меня и вас, Все остальное - просто фигня Без права на пересказ, Все остальное - прыжки и ужимки, Все остальное - взаимный расстрел, Все остальное - по жизни пожитки, Но... Такова ЖЗЛ!

Слайд 18






Лексические ошибки
Употребление слов в несвойственном значении
Я одолжил у него деньги.
Все это едва не нарушилось благодаря 
сильному морозу.
На новом месте работы мне выдали 
страховой полюс.
Описание слайда:
Лексические ошибки Употребление слов в несвойственном значении Я одолжил у него деньги. Все это едва не нарушилось благодаря сильному морозу. На новом месте работы мне выдали страховой полюс.

Слайд 19





Лексические ошибки
Одолжить – дать в долг.
Правильно: Я занял у него деньги.
Значение союза «благодаря» включает элемент «желательный результат».
Правильно: Все это едва не нарушилось из-за сильного мороза. 
Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо; 
нечто диаметрально противоположное другому (два полюса). 
Полис- документ, удостоверяющий заключение определенных 
Договоров (например, страхования).  
Полис – город-государство, особая форма социально-
экономической и политической организации общества, типичная 
для Древней Греции и Древней Италии.  
Правильно: Мне выдали страховой полис.
Описание слайда:
Лексические ошибки Одолжить – дать в долг. Правильно: Я занял у него деньги. Значение союза «благодаря» включает элемент «желательный результат». Правильно: Все это едва не нарушилось из-за сильного мороза. Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо; нечто диаметрально противоположное другому (два полюса). Полис- документ, удостоверяющий заключение определенных Договоров (например, страхования). Полис – город-государство, особая форма социально- экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Правильно: Мне выдали страховой полис.

Слайд 20






Лексические ошибки
Нарушение лексической сочетаемости
Хороший руководитель должен во всем 
показывать образец своим подчиненным.
Наш музей выполняет все те 
особенности, что и другие музеи.
Описание слайда:
Лексические ошибки Нарушение лексической сочетаемости Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи.

Слайд 21





Лексические ошибки
Место ошибки: показывать образец; 
выполняет особенности.
Правильно: показывать пример или 
служить образцом; выполняет 
обязанности или имеет особенности
Примеры несочетаемости: играть значение, иметь роль
Описание слайда:
Лексические ошибки Место ошибки: показывать образец; выполняет особенности. Правильно: показывать пример или служить образцом; выполняет обязанности или имеет особенности Примеры несочетаемости: играть значение, иметь роль

Слайд 22






Лексические ошибки
Смысловая избыточность (плеоназм)
Прейскурант цен
Сфотографировать в анфас
Моя автобиография
Сервисное обслуживание 
Смешение слов-паронимов (слов, близких по звучанию или написанию, но различающихся по значению)
    Например: одеть- надеть, эффектный-эффективный, командированный-командировочный, адресат-адресант
 Я одел пальто
Человек ведет праздничную жизнь. 
Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который 
составляет из себя майку с логотипом “Радио-7”. 
   
Описание слайда:
Лексические ошибки Смысловая избыточность (плеоназм) Прейскурант цен Сфотографировать в анфас Моя автобиография Сервисное обслуживание Смешение слов-паронимов (слов, близких по звучанию или написанию, но различающихся по значению) Например: одеть- надеть, эффектный-эффективный, командированный-командировочный, адресат-адресант Я одел пальто Человек ведет праздничную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который составляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.    

Слайд 23





Лексические ошибки
Правильные варианты:
Прейскурант, сфотографировать анфас, 
автобиография, обслуживание
Я надел пальто. 
Человек ведет праздную жизнь. 
Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, 
который  представляет из себя майку с 
логотипом “Радио-7”.
Описание слайда:
Лексические ошибки Правильные варианты: Прейскурант, сфотографировать анфас, автобиография, обслуживание Я надел пальто. Человек ведет праздную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который представляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 24





Грамматические ошибки
Неправильное образование сравнительной формы прилагательного 
Он считался самым способнейшим 
студентом. 
Эта книга более интереснее.
Отмечу из наиболее последнего.
Описание слайда:
Грамматические ошибки Неправильное образование сравнительной формы прилагательного Он считался самым способнейшим студентом. Эта книга более интереснее. Отмечу из наиболее последнего.

Слайд 25





Грамматические ошибки
Правильные варианты:
Он считался способнейшим студентом. 
Или: Он считался самым способным 
студентом. 
Эта книга интереснее. Или: Эта 
книга более интересна.
Отмечу из самого последнего.
Описание слайда:
Грамматические ошибки Правильные варианты: Он считался способнейшим студентом. Или: Он считался самым способным студентом. Эта книга интереснее. Или: Эта книга более интересна. Отмечу из самого последнего.

Слайд 26





Грамматические ошибки
Ошибки в склонении числительных
Городской район с трехстами пятидесятью 
тысяч жителей.
Мой брат брат родился в двухтысячно 
пятом году. 
У обоих девушек есть спортивный разряд 
по теннису. 
Мы ехали в автобусе около полтора часов. 
Впереди охотника бежало трое собак. 
- Поход длился двадцать двое суток.
Описание слайда:
Грамматические ошибки Ошибки в склонении числительных Городской район с трехстами пятидесятью тысяч жителей. Мой брат брат родился в двухтысячно пятом году. У обоих девушек есть спортивный разряд по теннису. Мы ехали в автобусе около полтора часов. Впереди охотника бежало трое собак. - Поход длился двадцать двое суток.

Слайд 27





Грамматические ошибки
В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова: книга с 
двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью рисунками
В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча 
девятьсот восемьдесят четвертом году, в две тысячи седьмом году.
Числительное обе имеет падежные формы: обеих, обеим и т.д.
Числительное полтора имеет две падежные формы: полтора (им.п., в.п.) и 
полутора (р.п., д.п, т.п., п.п.)
Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) употребляется:
c существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот)
с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое часов)
с существительными дети, люди, лицо (в значении человек) (двое детей, трое ребят)
с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое, вас трое)
Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, 
обозначающими лиц женского пола  и животных. Нельзя сказать: трое девушек. 
Правильно: три девушки, три собаки.
При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, 
существительное употребляется в форме ед.ч.: двадцать три юноши.
Нельзя говорить: двадцать двое суток, двадцать трое ножниц. Правильно: двадцать два 
дня, ножницы в количестве двадцати трех штук.
Нельзя говорить: оба ворота, у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.
Описание слайда:
Грамматические ошибки В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова: книга с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью рисунками В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году, в две тысячи седьмом году. Числительное обе имеет падежные формы: обеих, обеим и т.д. Числительное полтора имеет две падежные формы: полтора (им.п., в.п.) и полутора (р.п., д.п, т.п., п.п.) Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) употребляется: c существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое часов) с существительными дети, люди, лицо (в значении человек) (двое детей, трое ребят) с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое, вас трое) Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола и животных. Нельзя сказать: трое девушек. Правильно: три девушки, три собаки. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.: двадцать три юноши. Нельзя говорить: двадцать двое суток, двадцать трое ножниц. Правильно: двадцать два дня, ножницы в количестве двадцати трех штук. Нельзя говорить: оба ворота, у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.

Слайд 28






Синтаксические ошибки
Нарушение порядка слов 
    Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной
   
    Построенный дом на окраине города развалился.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Нарушение порядка слов Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной Построенный дом на окраине города развалился.

Слайд 29





Синтаксические ошибки
Место ошибки: местоимение «который» относится к существительному, после которого следует (в данном случае «казаков»).
   Правильно: Впереди неслись казаки на лошадях, покрытых пеной
  Место ошибки: Построенный дом на окраине
Правильно: Построенный на окраине города дом развалился.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Место ошибки: местоимение «который» относится к существительному, после которого следует (в данном случае «казаков»). Правильно: Впереди неслись казаки на лошадях, покрытых пеной Место ошибки: Построенный дом на окраине Правильно: Построенный на окраине города дом развалился.

Слайд 30






Синтаксические ошибки
Смещение конструкции
   Гражданам, проходящим в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Смещение конструкции Гражданам, проходящим в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 31





Синтаксические ошибки
Место ошибки: Гражданам, .. . . должны снимать 
Правильно: Граждане, проходящие в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Место ошибки: Гражданам, .. . . должны снимать Правильно: Граждане, проходящие в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 32





Синтаксические ошибки
Ошибки в управлении
Ответ по заявлению был получен немедленно. 
Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно. 
Мы хотим обратить внимание общества к этой 
проблеме. 
обсуждали о том, что; утверждают о том, что; поняли
о том, что; в тот период времени, о котором вы 
указываете; означает о том, что; не верите о том, что; 
ожидал о том, что; говоря о том, о чем заметил.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Ошибки в управлении Ответ по заявлению был получен немедленно. Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме. обсуждали о том, что; утверждают о том, что; поняли о том, что; в тот период времени, о котором вы указываете; означает о том, что; не верите о том, что; ожидал о том, что; говоря о том, о чем заметил.

Слайд 33





Синтаксические ошибки
Правильные варианты: 
Ответ на заявление был получен немедленно.
Я сомневаюсь в том, что все кончится 
благополучно. 
Мы хотим обратить внимание общества на эту 
проблему. 
обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, 
что); утверждают, что; поняли, что; в тот период 
времени, о котором вы говорите; означает, что;
не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о 
чем упомянул.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Правильные варианты: Ответ на заявление был получен немедленно. Я сомневаюсь в том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества на эту проблему. обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, что); утверждают, что; поняли, что; в тот период времени, о котором вы говорите; означает, что; не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о чем упомянул.

Слайд 34





Синтаксические ошибки
Неправильное употребление союзов
    В темноте ему почудилось, что будто 
кто-то идет по его следам
    Он не только любил прозу, но и стихи.
    Археологи нашли не только рукописи, 
а также предметы быта древних людей.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Неправильное употребление союзов В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам Он не только любил прозу, но и стихи. Археологи нашли не только рукописи, а также предметы быта древних людей.

Слайд 35





Синтаксические ошибки
Место ошибки: союз «будто» является в данном случае 
избыточным
Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его 
следам.
Место ошибки: Обе части составного союза «не только, но и» 
должны всегда стоять перед однородными членами 
предложения.
Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи. 
Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не 
существует; есть сложный союз не только, но и) 
Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы 
быта древних людей.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Место ошибки: союз «будто» является в данном случае избыточным Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его следам. Место ошибки: Обе части составного союза «не только, но и» должны всегда стоять перед однородными членами предложения. Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи. Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не существует; есть сложный союз не только, но и) Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы быта древних людей.

Слайд 36







Ошибки при употреблении однородных членов
Предлагаю шкуру медведя, певчих птиц. 
       
Если в период гарантийной эксплуатации 
обнаружатся дефекты, возникшие по вине 
подрядчика и которые не позволяют 
продолжать нормальную эксплуатацию 
продукции, то гарантийный срок 
продлевается.
Описание слайда:
Ошибки при употреблении однородных членов Предлагаю шкуру медведя, певчих птиц. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

Слайд 37





Синтаксические ошибки
Место ошибки: шкура медведя  ... и птиц;
возникшие … и которые не позволяют 
Правильный варианты: 
Предлагаю певчих птиц и шкуру медведя. Если в 
период гарантийной эксплуатации обнаружатся 
дефекты, возникшие по вине подрядчика и не 
позволяющие продолжать нормальную 
эксплуатацию продукции, то гарантийный срок 
продлевается.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Место ошибки: шкура медведя ... и птиц; возникшие … и которые не позволяют Правильный варианты: Предлагаю певчих птиц и шкуру медведя. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

Слайд 38

















































































Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Пройдя несколько шагов, его осенила интересная
мысль. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не 
поднимается критиковать местные власти.
Прочитав работу, мне думается, что основные мысли 
в ней выражены правильно. 
Все изложение в книге сделано предельно 
коротко, учитывая бюджет времени студента. 
Получив рану, солдат был спасен своими 
товарищами.
Описание слайда:
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднимается критиковать местные власти. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. Получив рану, солдат был спасен своими товарищами.

Слайд 39











 Синтаксические ошибки
Место ошибки: пройдя… осенила мысль; глядя, ….. рука не подни-
мается; прочитав … думается; сделано… учитывая; получив … был 
спасен.
Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, 
совершаемое подлежащим. 
Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если
действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепри-
частием, относятся к разным лицам.
Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном 
предложении, имеющем логическое подлежащее.
Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение 
выражено страдательной конструкцией. 
Правильные варианты: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила 
интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается
 …. Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены 
правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом
 бюджета времени студента. Солдат, получивший рану, был спасен 
своими товарищами.
Описание слайда:
Синтаксические ошибки Место ошибки: пройдя… осенила мысль; глядя, ….. рука не подни- мается; прочитав … думается; сделано… учитывая; получив … был спасен. Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, совершаемое подлежащим. Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепри- частием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Правильные варианты: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается …. Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени студента. Солдат, получивший рану, был спасен своими товарищами.

Слайд 40





Стилистические ошибки
Тавтология (повтор однокоренных слов)
Необоснованное использование иностилевых слов
Неоправданное использование канцеляризмов и штампов
Неоправданное использование иностранных слов
Неоправданное использование нелитературной лексики (просторечия, жаргон и т.д.)
Описание слайда:
Стилистические ошибки Тавтология (повтор однокоренных слов) Необоснованное использование иностилевых слов Неоправданное использование канцеляризмов и штампов Неоправданное использование иностранных слов Неоправданное использование нелитературной лексики (просторечия, жаргон и т.д.)

Слайд 41





Стилистические ошибки
Президент обратился с радиообращением; вопреки сложившейся ситуации, которая 
сложилась сейчас; маленький исторический экскурс в историю страны; я слышал по 
слухам; значение выделения денег России не имеет значения; он заявил 
любопытное заявление; спросить вопрос; при ближайшем рассмотрении налицо 
просматривается кризис; мы гонимся в погоне за этим счастьем; нужно вкладывать 
деньги в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу.  
Он делал на правительстве доклад. Обработка результатов испытаний проводится 
специалистами. В романе автором дается широкий показ разорения деревни. 
Налоговая инструкция потребовала произвести опечатание склада. 
Но первый же звонок этим лохам развеял мечты. Тех, кто жаждал шоу с 
переодеванием, ждал облом. Скажи, Юла, а сама ли ты пишешь музыку и текстА? 
В вечернем эфире грозненской телекомпании “Кавказ” Шамиль Басаев опять наехал 
на Аслана Масхадова”. Это вопрос, связанный вчистую с регионами. Почему тогда 
этот вопрос не подымается?
По всей вероятности, труд этих двух людей возымеет столь же далекие 
последствия, как и ставшее знаменитым деяние Моники Левински.
Описание слайда:
Стилистические ошибки Президент обратился с радиообращением; вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас; маленький исторический экскурс в историю страны; я слышал по слухам; значение выделения денег России не имеет значения; он заявил любопытное заявление; спросить вопрос; при ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис; мы гонимся в погоне за этим счастьем; нужно вкладывать деньги в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу. Он делал на правительстве доклад. Обработка результатов испытаний проводится специалистами. В романе автором дается широкий показ разорения деревни. Налоговая инструкция потребовала произвести опечатание склада. Но первый же звонок этим лохам развеял мечты. Тех, кто жаждал шоу с переодеванием, ждал облом. Скажи, Юла, а сама ли ты пишешь музыку и текстА? В вечернем эфире грозненской телекомпании “Кавказ” Шамиль Басаев опять наехал на Аслана Масхадова”. Это вопрос, связанный вчистую с регионами. Почему тогда этот вопрос не подымается? По всей вероятности, труд этих двух людей возымеет столь же далекие последствия, как и ставшее знаменитым деяние Моники Левински.

Слайд 42





Литература
1.  Голуб, Ирина Борисовна. Русский язык и практическая стилистика: справочник: учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Голуб; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 459с.
2.  Розенталь, Дитмар Эльяшевич, Теленкова Маргарита Алексеевна. Словарь трудностей русского языка. 20000 слов: 20 000 слов / Д. Э. Розенталь, М.А. Теленкова. –11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2013. – 832с.
Описание слайда:
Литература 1. Голуб, Ирина Борисовна. Русский язык и практическая стилистика: справочник: учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Голуб; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 459с. 2. Розенталь, Дитмар Эльяшевич, Теленкова Маргарита Алексеевна. Словарь трудностей русского языка. 20000 слов: 20 000 слов / Д. Э. Розенталь, М.А. Теленкова. –11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2013. – 832с.

Слайд 43





Использование материалов презентации


     Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов  РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
     Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и в иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Описание слайда:
Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и в иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию