🗊Литература как искусство слова

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Литература как искусство слова, слайд №1Литература как искусство слова, слайд №2Литература как искусство слова, слайд №3Литература как искусство слова, слайд №4Литература как искусство слова, слайд №5Литература как искусство слова, слайд №6Литература как искусство слова, слайд №7Литература как искусство слова, слайд №8Литература как искусство слова, слайд №9Литература как искусство слова, слайд №10Литература как искусство слова, слайд №11Литература как искусство слова, слайд №12Литература как искусство слова, слайд №13Литература как искусство слова, слайд №14Литература как искусство слова, слайд №15Литература как искусство слова, слайд №16Литература как искусство слова, слайд №17Литература как искусство слова, слайд №18Литература как искусство слова, слайд №19Литература как искусство слова, слайд №20Литература как искусство слова, слайд №21Литература как искусство слова, слайд №22Литература как искусство слова, слайд №23Литература как искусство слова, слайд №24Литература как искусство слова, слайд №25Литература как искусство слова, слайд №26Литература как искусство слова, слайд №27Литература как искусство слова, слайд №28Литература как искусство слова, слайд №29Литература как искусство слова, слайд №30Литература как искусство слова, слайд №31Литература как искусство слова, слайд №32Литература как искусство слова, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Литература как искусство слова. Презентация содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Литература как искусство слова
Описание слайда:
Литература как искусство слова

Слайд 2





Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь.
Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь.
Описание слайда:
Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь.

Слайд 3





Познавательные перспективы литературы:
С помощью слова реальность постигается не только с чувственной , но и с умственной, мыслительной стороны;

С помощью слова литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором;

Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль.
Описание слайда:
Познавательные перспективы литературы: С помощью слова реальность постигается не только с чувственной , но и с умственной, мыслительной стороны; С помощью слова литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором; Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль.

Слайд 4





Роберт Рождественский
Описание слайда:
Роберт Рождественский

Слайд 5


Литература как искусство слова, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





Литература — один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография
Литература — один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография
Слово — выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. 
Вначале было слово... Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.
Описание слайда:
Литература — один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография Литература — один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография Слово — выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Вначале было слово... Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.

Слайд 7






Строительный материал скульптуры, живописи, кино — глина, краска, кинопленка — предварительно социально обработан, «очеловечен».
 Строительный материал литературы — слово
Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная рыба. Слово — вербальный знак.
Описание слайда:
Строительный материал скульптуры, живописи, кино — глина, краска, кинопленка — предварительно социально обработан, «очеловечен». Строительный материал литературы — слово Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная рыба. Слово — вербальный знак.

Слайд 8






И ещё спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
"Ты - моя" сказать лишь могут руки,
Что срывали чёрную чадру.

И ещё спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
"Ты - моя" сказать лишь могут руки,
Что срывали чёрную чадру.
Описание слайда:
И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру. И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру.

Слайд 9





Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. 
Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. 
На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. 
Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ;
 Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения;
 Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.
Описание слайда:
Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.

Слайд 10





В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. 
В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. 
Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить.
Описание слайда:
В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

Слайд 11





Добротная литература не манипулирует личностью, а формирует ее.
Добротная литература не манипулирует личностью, а формирует ее.
Описание слайда:
Добротная литература не манипулирует личностью, а формирует ее. Добротная литература не манипулирует личностью, а формирует ее.

Слайд 12





Жанры литературы:
Описание слайда:
Жанры литературы:

Слайд 13





Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами:
Описание слайда:
Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами:

Слайд 14





Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. 
Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. 
Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. 
Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. 
В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.
Описание слайда:
Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.

Слайд 15





Формы эссе 
Формы эссе 
письмо 
слово 
открытое письмо 
речь 
очерк
Описание слайда:
Формы эссе Формы эссе письмо слово открытое письмо речь очерк

Слайд 16


Литература как искусство слова, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





ЛЮБОВЬ 
ЛЮБОВЬ 
То змейкой, свернувшись клубком,
 У самого сердца колдует, 
То целые дни голубком 
На белом окошке воркует, 
То в инее ярком блеснет, 
Почудится в дреме левкоя... 
Но верно и тайно ведет 
От радости и от покоя. 
Умеет так сладко рыдать 
В молитве тоскующей скрипки,
 И страшно ее угадать 
В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911, Царское Село
Описание слайда:
ЛЮБОВЬ ЛЮБОВЬ То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911, Царское Село

Слайд 18


Литература как искусство слова, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





      Не отрекаются любя. 
Ведь жизнь кончается не завтра. 
Я перестану ждать тебя, 
а ты придешь совсем внезапно. 
А ты придешь, когда темно, 
когда в стекло ударит вьюга, 
когда припомнишь, как давно 
не согревали мы друг друга. 
И так захочешь теплоты, 
не полюбившейся когда-то, 
что переждать не сможешь ты 
трех человек у автомата. 
И будет, как назло, ползти 
трамвай, метро, не знаю что там. 
И вьюга заметет пути 
на дальних подступах к воротам... 
А в доме будет грусть и тишь, 
хрип счетчика и шорох книжки, 
когда ты в двери постучишь, 
взбежав наверх без передышки. 
За это можно все отдать, 
и до того я в это верю, 
что трудно мне тебя не ждать, 
весь день не отходя от двери.
      Не отрекаются любя. 
Ведь жизнь кончается не завтра. 
Я перестану ждать тебя, 
а ты придешь совсем внезапно. 
А ты придешь, когда темно, 
когда в стекло ударит вьюга, 
когда припомнишь, как давно 
не согревали мы друг друга. 
И так захочешь теплоты, 
не полюбившейся когда-то, 
что переждать не сможешь ты 
трех человек у автомата. 
И будет, как назло, ползти 
трамвай, метро, не знаю что там. 
И вьюга заметет пути 
на дальних подступах к воротам... 
А в доме будет грусть и тишь, 
хрип счетчика и шорох книжки, 
когда ты в двери постучишь, 
взбежав наверх без передышки. 
За это можно все отдать, 
и до того я в это верю, 
что трудно мне тебя не ждать, 
весь день не отходя от двери.
Описание слайда:
Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери. Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери.

Слайд 20





Художественный образ в литературе
Художественный образ в литературе
Описание слайда:
Художественный образ в литературе Художественный образ в литературе

Слайд 21





Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. 
Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. 
Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур
Описание слайда:
Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур

Слайд 22





«Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений.
«Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений.
Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа;
Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI — XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство;
Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI — начало XVII в.), — нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека.
Описание слайда:
«Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. «Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI — XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI — начало XVII в.), — нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека.

Слайд 23





Основные средства художественной выразительности
ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. 
Примеры:
Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)
Описание слайда:
Основные средства художественной выразительности ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 24





Основные средства художественной выразительности
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)
Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)
Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)
Описание слайда:
Основные средства художественной выразительности СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)

Слайд 25





Основные средства художественной выразительности
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) 
Сходство может проявляться:
 По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);
По цвету (золотой медальон – золотые кудри);
По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
По другим признакам…
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.
Описание слайда:
Основные средства художественной выразительности МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Слайд 26






 Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
Описание слайда:
 Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.

Слайд 27


Литература как искусство слова, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28


Литература как искусство слова, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. 
Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческое. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. 
Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.
Описание слайда:
Вывод: Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческое. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Слайд 30


Литература как искусство слова, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31






Цель урока: 
Определить роль литературы в духовной жизни общества,
Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова,
Выявить уровень литературного развития учащихся.
Описание слайда:
Цель урока: Определить роль литературы в духовной жизни общества, Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова, Выявить уровень литературного развития учащихся.

Слайд 32






http://www.openclass.ru/dig-resource/27243
http://www.lit100.ru/text.php?t=030b
http://festival.1september.ru/articles/533450/
http://s99
omsk.narod.ru/projects/love/met2.htm
Описание слайда:
http://www.openclass.ru/dig-resource/27243 http://www.lit100.ru/text.php?t=030b http://festival.1september.ru/articles/533450/ http://s99 omsk.narod.ru/projects/love/met2.htm

Слайд 33






Презентация подготовлена для урока МХК в 9 классе по программе Г.И. Даниловой учителем ИЗО и МХК Петровой Оксаной Викторовной
МБОУ  Тогучинского района Горновская СОШ
Описание слайда:
Презентация подготовлена для урока МХК в 9 классе по программе Г.И. Даниловой учителем ИЗО и МХК Петровой Оксаной Викторовной МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию