🗊Презентация Методика фонетики

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика фонетики, слайд №1Методика фонетики, слайд №2Методика фонетики, слайд №3Методика фонетики, слайд №4Методика фонетики, слайд №5Методика фонетики, слайд №6Методика фонетики, слайд №7Методика фонетики, слайд №8Методика фонетики, слайд №9Методика фонетики, слайд №10Методика фонетики, слайд №11Методика фонетики, слайд №12Методика фонетики, слайд №13

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика фонетики. Доклад-сообщение содержит 13 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методика фонетики
План лекции

1.Значение, задачи, место раздела. Структура и содержание раздела. Фонетические понятия как учебные единицы. 
2.Частнометодические принципы изучения фонетики. 
3.Методы и приемы изучения фонетики. Основные виды упражнений по фонетике. Фонетический разбор,  его значение и методика проведения.
4.Связь фонетики с орфоэпией. Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков.  Использование в работе основных словарей и справочников. 
5.Реализация знаний по фонетике при изучении других разделов школьного курса русского языка. 
6*.Лингвистические основы изучения фонетики. Вопрос о расширении содержания раздела фонетики за счет включения в него лингвистических понятий: фонема, позиционные изменения гласных звуков и  согласных звуков.  Связь фонетики с орфографией.
Описание слайда:
Методика фонетики План лекции 1.Значение, задачи, место раздела. Структура и содержание раздела. Фонетические понятия как учебные единицы. 2.Частнометодические принципы изучения фонетики. 3.Методы и приемы изучения фонетики. Основные виды упражнений по фонетике. Фонетический разбор, его значение и методика проведения. 4.Связь фонетики с орфоэпией. Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков. Использование в работе основных словарей и справочников. 5.Реализация знаний по фонетике при изучении других разделов школьного курса русского языка. 6*.Лингвистические основы изучения фонетики. Вопрос о расширении содержания раздела фонетики за счет включения в него лингвистических понятий: фонема, позиционные изменения гласных звуков и согласных звуков. Связь фонетики с орфографией.

Слайд 2





Литература
1.Русский язык. 5 класс  / Под ред. М.В.Панова.
2. Панов М. В. Фонетика // Рус. яз. — 2003. — 23—31 авг. (№ 32).

3. Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? // Рус. яз. — 2004. —16—22 янв. (№ 3). 
4. Сайт «Издательский дом «Первое сентября»: 
а) выбрать статью о методике изучения фонетики, 
б)выбрать статью по использованию текста на уроке фонетики (конспект статьи или фрагментов).
Описание слайда:
Литература 1.Русский язык. 5 класс / Под ред. М.В.Панова. 2. Панов М. В. Фонетика // Рус. яз. — 2003. — 23—31 авг. (№ 32). 3. Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? // Рус. яз. — 2004. —16—22 янв. (№ 3). 4. Сайт «Издательский дом «Первое сентября»: а) выбрать статью о методике изучения фонетики, б)выбрать статью по использованию текста на уроке фонетики (конспект статьи или фрагментов).

Слайд 3







Цели изучения фонетики – раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой,  грамматикой и орфографией. 


Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, предупредить бытовое смешение звука и буквы, познакомить с нормами литературного произношения.
Практические цели: формирование учебно-языковых (фонетических) явлений: распознать звуки русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова (фонетический разбор), применять к орфограммам.
Развивающие цели: развитие произносительно-слуховой культуры.
Воспитательные цели:  воспитание речевой культуры.
Описание слайда:
Цели изучения фонетики – раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой, грамматикой и орфографией. Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, предупредить бытовое смешение звука и буквы, познакомить с нормами литературного произношения. Практические цели: формирование учебно-языковых (фонетических) явлений: распознать звуки русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова (фонетический разбор), применять к орфограммам. Развивающие цели: развитие произносительно-слуховой культуры. Воспитательные цели: воспитание речевой культуры.

Слайд 4







В содержание обучения входят знания и умения. Основная единица фонетического уровня языка представлена в школьном курсе звуком. 
Звук рассматривается в 3 аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом.  
Звук с физиологической точки зрения  рассматривается как система, творческий продукт работы органов речи, артикуляции. 
С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом слуха, соотношения голоса и шума. 
С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи: 
ком - дом - лом – сом
Функция звуков речи – различать слова.
Описание слайда:
В содержание обучения входят знания и умения. Основная единица фонетического уровня языка представлена в школьном курсе звуком. Звук рассматривается в 3 аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом. Звук с физиологической точки зрения  рассматривается как система, творческий продукт работы органов речи, артикуляции. С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом слуха, соотношения голоса и шума. С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи: ком - дом - лом – сом Функция звуков речи – различать слова.

Слайд 5









В раздел «Фонетика»  включены следующие лингвистические понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости - глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. . В школьном учебнике еще добавлены понятие шипящие согласные, а также функции звуков речи. 
Помимо понятий в школьный курс фонетики входят отдельные языковые фонетические факты,  например непарные согласные по твердо­сти-мягкости, по звонкости-глухости:  звуки [й], [ц] и др.
Для описания звуков языка через учебник вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости и квадратные скобки.
Изучение фонетики предусмотрено программой в 5 классе 11-летней школы.
Описание слайда:
В раздел «Фонетика»  включены следующие лингвистические понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости - глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. . В школьном учебнике еще добавлены понятие шипящие согласные, а также функции звуков речи. Помимо понятий в школьный курс фонетики входят отдельные языковые фонетические факты, например непарные согласные по твердо­сти-мягкости, по звонкости-глухости: звуки [й], [ц] и др. Для описания звуков языка через учебник вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости и квадратные скобки. Изучение фонетики предусмотрено программой в 5 классе 11-летней школы.

Слайд 6






При изучении раздела «Фонетика»  в  5 классе формируется языковая, лингвистическая, коммуникативная  компетенции. 
К предметным результатам относятся умения:  вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между звуками и буквами, производить фонетический разбор, наблюдать за использованием звукописи, овладевать основными правилами нормативного произношения.
В результате изучения фонетики дети должны осознать неразрывную связь, которая существует между звуковой и смысловой стороной, понимать, как звуковая оболочка связана с лексическими и грамматическими явлениями.
Описание слайда:
При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе формируется языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции. К предметным результатам относятся умения: вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между звуками и буквами, производить фонетический разбор, наблюдать за использованием звукописи, овладевать основными правилами нормативного произношения. В результате изучения фонетики дети должны осознать неразрывную связь, которая существует между звуковой и смысловой стороной, понимать, как звуковая оболочка связана с лексическими и грамматическими явлениями.

Слайд 7





Частнометодические принципы изучения методики фонетики
1. Опора на речевой слух самих учащихся. 
2. Рассмотрение звука в морфеме. 
3. Сопоставление звука и буквы. 
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. 
Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции и чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами.
Последний принцип предупреждает смешение детьми звуков и букв (единиц фонетики и графики), существенно влияет на овладение орфографией.
Описание слайда:
Частнометодические принципы изучения методики фонетики 1. Опора на речевой слух самих учащихся. 2. Рассмотрение звука в морфеме. 3. Сопоставление звука и буквы. Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции и чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами. Последний принцип предупреждает смешение детьми звуков и букв (единиц фонетики и графики), существенно влияет на овладение орфографией.

Слайд 8





Методы и приёмы изучения фонетики
При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения. 
Организуя наблюдения надо учитывать принцип от звука к букве (Пешковский).
Описание слайда:
Методы и приёмы изучения фонетики При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения. Организуя наблюдения надо учитывать принцип от звука к букве (Пешковский).

Слайд 9










Фонетический разбор – это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике. 
Порядок фонетического разбора: 
1. Слоги, ударение.
 2. Гласные: ударные, безударные.
 3. Согласные: звонкие/глухие, мягкие/твердые. 
4. Количество букв и звуков.
Описание слайда:
Фонетический разбор – это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике. Порядок фонетического разбора: 1. Слоги, ударение. 2. Гласные: ударные, безударные. 3. Согласные: звонкие/глухие, мягкие/твердые. 4. Количество букв и звуков.

Слайд 10







Фонетические упражнения формируют ряд фонети­ческих умений:

различение звуков в словах: определите по слуху, какие глас­ные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды); согласные в корнях слов (например, сторож и сторожить);
 смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол, спор и спорт);
 деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запи­шите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
Описание слайда:
Фонетические упражнения формируют ряд фонети­ческих умений: различение звуков в словах: определите по слуху, какие глас­ные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды); согласные в корнях слов (например, сторож и сторожить); смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол, спор и спорт); деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запи­шите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;

Слайд 11





Продолжение
 постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;
 группировка слов с определенными звуками: спишите, рас­пределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой – с безударным; в один столбик запишите сло­ва с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягки­ми и т.д.;
 определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.
Описание слайда:
Продолжение постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями; группировка слов с определенными звуками: спишите, рас­пределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой – с безударным; в один столбик запишите сло­ва с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягки­ми и т.д.; определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.

Слайд 12






Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:

– обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
– определите звуковое значение выделенных букв (или указан­ных учителем);
– расположите слова по алфавиту;
– подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Описание слайда:
Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения: – обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами; – определите звуковое значение выделенных букв (или указан­ных учителем); – расположите слова по алфавиту; – подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

Слайд 13





Учебник М.В.Панова
     Новой темой в преподавании русского языка является фонология, учение о фонеме. И принята эта тема пока не многими учителями. 
     В основе своей фонология проста. Звуки служат для различения слов. В словах дом, дома, домовой звуки [о], [а], [ъ] позиционно чередуются, они  представляют одну фонему <о>, а в словах пять, пяти, пятёрка  звуки [а], [иЭ], [ь]   представляют  фонему <а>.
Фонема – это различительная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков.
Сильные и слабые позиции фонем.
Одно орфографическое правило!  Фонема в сильной или слабой позиции? Если в сильной, пиши, что произносится: звонкий звук – букву звонкой фонемы, глухой звук – букву глухой фонемы. Если в слабой позиции, проверь её, приведи к сильной позиции.
Описание слайда:
Учебник М.В.Панова Новой темой в преподавании русского языка является фонология, учение о фонеме. И принята эта тема пока не многими учителями. В основе своей фонология проста. Звуки служат для различения слов. В словах дом, дома, домовой звуки [о], [а], [ъ] позиционно чередуются, они представляют одну фонему <о>, а в словах пять, пяти, пятёрка звуки [а], [иЭ], [ь] представляют фонему <а>. Фонема – это различительная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков. Сильные и слабые позиции фонем. Одно орфографическое правило! Фонема в сильной или слабой позиции? Если в сильной, пиши, что произносится: звонкий звук – букву звонкой фонемы, глухой звук – букву глухой фонемы. Если в слабой позиции, проверь её, приведи к сильной позиции.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию