🗊Презентация Методика лексики

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика лексики, слайд №1Методика лексики, слайд №2Методика лексики, слайд №3Методика лексики, слайд №4Методика лексики, слайд №5Методика лексики, слайд №6Методика лексики, слайд №7Методика лексики, слайд №8Методика лексики, слайд №9Методика лексики, слайд №10Методика лексики, слайд №11Методика лексики, слайд №12Методика лексики, слайд №13Методика лексики, слайд №14Методика лексики, слайд №15Методика лексики, слайд №16Методика лексики, слайд №17Методика лексики, слайд №18Методика лексики, слайд №19Методика лексики, слайд №20Методика лексики, слайд №21Методика лексики, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика лексики. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методика лексики
План лекции
Описание слайда:
Методика лексики План лекции

Слайд 2





Цели изучения раздела «Лексика»
- изучение основных особенностей единиц языка;
- ознакомление с их функционированием в речи;
- формирование учебно-языковых умений.

   Изучение основных особенностей единиц языка как цель обучения учащихся состоит в выяснении функций этих единиц, их семантики и структуры. 
   Формирование учебно-языковых умений как цель обучения способствует закреплению полученных лингвистических знаний.
Описание слайда:
Цели изучения раздела «Лексика» - изучение основных особенностей единиц языка; - ознакомление с их функционированием в речи; - формирование учебно-языковых умений. Изучение основных особенностей единиц языка как цель обучения учащихся состоит в выяснении функций этих единиц, их семантики и структуры. Формирование учебно-языковых умений как цель обучения способствует закреплению полученных лингвистических знаний.

Слайд 3





Результаты обучения
Личностные:    Осознать роль слова в формировании и выражении  мыслей и чувств.
Метапредметные:  
Пользоваться разными видами словарей.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план).
Строить продуктивное  речевое взаимодействие  в группе.
Точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Описание слайда:
Результаты обучения Личностные: Осознать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. Метапредметные:   Пользоваться разными видами словарей. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план). Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе. Точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Слайд 4





Результаты обучения
Предметные
Языковая компетенция
овладеть основными понятиями лексикологии;
 различать лексическое и грамматическое  значение, прямое и переносное (метафора),  омонимы и многозначные слова;
 опознавать омонимы, синонимы, антонимы;
различать группы лексики по происхождению и сферам употребления
соблюдать речевой этикет
Описание слайда:
Результаты обучения Предметные Языковая компетенция овладеть основными понятиями лексикологии; различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), омонимы и многозначные слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; различать группы лексики по происхождению и сферам употребления соблюдать речевой этикет

Слайд 5





Культуроведческая компетенция
 Формирование культуроведческой компетенции учащихся  происходит в процессе изучения  родного языка в культуроведческом аспекте. Именно культуроведческий подход даст учащимся представление о языке как явлении культуры. 
Создание методики обучения навыкам работы со словом и фразеологизмом в культуроведческом аспекте, способствующей приобщению учащихся к национальной культуре,  рассматривается  сегодня как актуальная проблема современной методики преподавания русского языка.
Описание слайда:
Культуроведческая компетенция Формирование культуроведческой компетенции учащихся происходит в процессе изучения родного языка в культуроведческом аспекте. Именно культуроведческий подход даст учащимся представление о языке как явлении культуры. Создание методики обучения навыкам работы со словом и фразеологизмом в культуроведческом аспекте, способствующей приобщению учащихся к национальной культуре, рассматривается сегодня как актуальная проблема современной методики преподавания русского языка.

Слайд 6





Диагностика результатов образования по теме «Лексика»
1.Перечислите способы объяснения лексического значения слова. Какие словарики учебника 5 класса помогут правильно раскрыть лексическое значение слова?
2.Выпишите из толкового словарика учебника по одному примеру слов, имеющих следующие пометы (эти пометы расшифруйте).
… 1. ……………………………………………………………
    2. Перен. ………………………………………………..
 …  1 ……………………………………………………………
…  2 ……………………………………………………………
… Устар. …………………………………………….
3.Одним из известных вам способов объясните лексическое значение слова молодые (дубки)
Описание слайда:
Диагностика результатов образования по теме «Лексика» 1.Перечислите способы объяснения лексического значения слова. Какие словарики учебника 5 класса помогут правильно раскрыть лексическое значение слова? 2.Выпишите из толкового словарика учебника по одному примеру слов, имеющих следующие пометы (эти пометы расшифруйте). … 1. …………………………………………………………… 2. Перен. ……………………………………………….. … 1 …………………………………………………………… … 2 …………………………………………………………… … Устар. ……………………………………………. 3.Одним из известных вам способов объясните лексическое значение слова молодые (дубки)

Слайд 7





Диагностика результатов образования по теме «Лексика»
4.В каком примере значение фразеологизма определено неверно? Укажите верное значение.
     1) ждать у моря погоды – бездействовать
     2)жить своим умом – быть хитрым
     3)проще пареной репы – очень просто
5. В каком ряду нет ни одного этикетного слова? Используя слова этого ряда, письменно составьте предложения, чтобы они воспринимались смягчённо, без обиды, в рамках речевого этикета.
   1)здравствуйте, приветствую Вас, добрый день
   2)до свидания, до встречи, доброй ночи
   3)не дождётесь; нет, не буду, не сметь приставать с вопросами
5.Письменно расскажите об авторе первого толкового словаря русского языка
Описание слайда:
Диагностика результатов образования по теме «Лексика» 4.В каком примере значение фразеологизма определено неверно? Укажите верное значение. 1) ждать у моря погоды – бездействовать 2)жить своим умом – быть хитрым 3)проще пареной репы – очень просто 5. В каком ряду нет ни одного этикетного слова? Используя слова этого ряда, письменно составьте предложения, чтобы они воспринимались смягчённо, без обиды, в рамках речевого этикета. 1)здравствуйте, приветствую Вас, добрый день 2)до свидания, до встречи, доброй ночи 3)не дождётесь; нет, не буду, не сметь приставать с вопросами 5.Письменно расскажите об авторе первого толкового словаря русского языка

Слайд 8







Принципы методики лексики
В    методике   лексики   и   фразеологии   
действуют специальные частнометодические  принципы:
- лексико-грамматический    (сопоставление    
лексического и  грамматического значений слова);
  - системный (учет всех элементов лексической парадигмы);      
  - контекстный (рассмотрение слова в  его синтагматических связях в достаточном контексте);
  - лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания).
Описание слайда:
Принципы методики лексики В    методике   лексики   и   фразеологии   действуют специальные частнометодические принципы: - лексико-грамматический    (сопоставление    лексического и грамматического значений слова); - системный (учет всех элементов лексической парадигмы);      - контекстный (рассмотрение слова в  его синтагматических связях в достаточном контексте); - лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания).

Слайд 9





Содержание обучения
Основу школьного курса лексики составляют лексические понятия:
1)понятия, отражающие смысловые связи слов,
2)понятия, связанные с употреблением слова в разных сферах применения языка,
3)понятия, связанные с развитием словарного состава русского языка;
   лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья;
   практическим путём уч-ся знакомятся с  основными способами  толкования лексического значения слова.
Описание слайда:
Содержание обучения Основу школьного курса лексики составляют лексические понятия: 1)понятия, отражающие смысловые связи слов, 2)понятия, связанные с употреблением слова в разных сферах применения языка, 3)понятия, связанные с развитием словарного состава русского языка; лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья; практическим путём уч-ся знакомятся с основными способами толкования лексического значения слова.

Слайд 10





Изучение раздела по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова.  5 кл.
Описание слайда:
Изучение раздела по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова. 5 кл.

Слайд 11





Место раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка:  по программе Бабайцевой лексика изучается в 5 классе, по программе Ладыженской – в 5 и 6 классах.
Начальный этап – практическое знакомство со словом, которое противопоставляется реалии, со словами близкими и противоположными по смыслу; практическим путём уч-ся знакомятся с многозначными словами.
Специальный этап – изучаются лексические понятия, характеризующие слово со стороны значения, употребления и происхождения; формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения находить изучаемые явления, употреблять их в собственной речи, пользоваться различными типами словарей.
Обобщающий этап – повторяются знания и продолжается формирование умений на новом лексическом материале.
Описание слайда:
Место раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка: по программе Бабайцевой лексика изучается в 5 классе, по программе Ладыженской – в 5 и 6 классах. Начальный этап – практическое знакомство со словом, которое противопоставляется реалии, со словами близкими и противоположными по смыслу; практическим путём уч-ся знакомятся с многозначными словами. Специальный этап – изучаются лексические понятия, характеризующие слово со стороны значения, употребления и происхождения; формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения находить изучаемые явления, употреблять их в собственной речи, пользоваться различными типами словарей. Обобщающий этап – повторяются знания и продолжается формирование умений на новом лексическом материале.

Слайд 12





Лексико-фразеологические   упражнения 
  готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изуче­нии лексики и фразеологии необходима работа со словарями; важным является и умение употреблять слово в контексте, а также обнаруживать лексическую ошибку. 
Ре­шению этих задач служат следующие упражнения:
укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
Описание слайда:
Лексико-фразеологические   упражнения   готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изуче­нии лексики и фразеологии необходима работа со словарями; важным является и умение употреблять слово в контексте, а также обнаруживать лексическую ошибку. Ре­шению этих задач служат следующие упражнения: укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.); подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

Слайд 13





Лексико-фразеологические упражнения
найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
определите значение, в  котором  употреблено выделенное (указанное учителем) слово;
составьте словарную статью такого-то слова (по его контек­стам);
составьте предложения с указанным значением данного слова;
найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.
Описание слайда:
Лексико-фразеологические упражнения найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы; определите значение, в  котором  употреблено выделенное (указанное учителем) слово; составьте словарную статью такого-то слова (по его контек­стам); составьте предложения с указанным значением данного слова; найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.

Слайд 14





Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии:

Во-первых, обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Чтобы успешно овладевать словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8—10 новых словарных единиц (в том числе на уроках родного языка — примерно 4—6 слов).
Описание слайда:
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии: Во-первых, обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Чтобы успешно овладевать словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8—10 новых словарных единиц (в том числе на уроках родного языка — примерно 4—6 слов).

Слайд 15






Во-вторых, уточнение словаря — самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:

а) наполнение содержанием тех слов, которые     усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п.;
б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Описание слайда:
Во-вторых, уточнение словаря — самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя: а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п.; б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом; г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Слайд 16





В-третьих, это активизация словаря,
т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
Описание слайда:
В-третьих, это активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

Слайд 17





В-четвертых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.
Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся.
Описание слайда:
В-четвертых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся.

Слайд 18





Формирование культуроведческой компетенции
Под культуроведческим аспектом обучения лексике и фразеологии понимается  направление современной методики, позволяющее приобщать школьников на уроках русского языка к национальной культуре через посредство ключевых слов, «вокруг которых организованы целые области культуры».
Под ключевыми словами культуры понимаем особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры слова с богатым ассоциативным полем (для носителя данного языка), широко представленные в произведениях устного народного творчества и в произведениях, ставших национальной классикой.
Описание слайда:
Формирование культуроведческой компетенции Под культуроведческим аспектом обучения лексике и фразеологии понимается направление современной методики, позволяющее приобщать школьников на уроках русского языка к национальной культуре через посредство ключевых слов, «вокруг которых организованы целые области культуры». Под ключевыми словами культуры понимаем особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры слова с богатым ассоциативным полем (для носителя данного языка), широко представленные в произведениях устного народного творчества и в произведениях, ставших национальной классикой.

Слайд 19





Формирование культуроведческой компетенции

      
Большой вклад в разработку культуроведческого аспекта преподавания русского (родного) языка внесли учёные-методисты: Е.А.Быстрова, А.Д.Дейкина, Т.К.Донская, Н.Л.Мишатина, Л.И.Новикова, Т.Ф.Новикова, Л.А.Ходякова, Н.М.Шанский и др.
Описание слайда:
Формирование культуроведческой компетенции Большой вклад в разработку культуроведческого аспекта преподавания русского (родного) языка внесли учёные-методисты: Е.А.Быстрова, А.Д.Дейкина, Т.К.Донская, Н.Л.Мишатина, Л.И.Новикова, Т.Ф.Новикова, Л.А.Ходякова, Н.М.Шанский и др.

Слайд 20





Для реализации культуроведческой направленности урока русского языка  разработан 
принцип соизучения языка и культуры.

Реализация культуроведческого подхода определяется  траекторией  в учебно-воспитательном процессе - 
Путь вхождения человека в культуру:
Отец, Мать, Родители, Дом, Честь, Язык, Власть, Гражданское общество…
Душа, Добро, Красота, Тоска, Покаяние, Святое, Слово, Любовь, Мораль, Правда и Истина...
Дорога, Путь, Подвиг, Закон, Свобода, Азбука, Ремесло, Труд...
Описание слайда:
Для реализации культуроведческой направленности урока русского языка разработан принцип соизучения языка и культуры. Реализация культуроведческого подхода определяется траекторией в учебно-воспитательном процессе - Путь вхождения человека в культуру: Отец, Мать, Родители, Дом, Честь, Язык, Власть, Гражданское общество… Душа, Добро, Красота, Тоска, Покаяние, Святое, Слово, Любовь, Мораль, Правда и Истина... Дорога, Путь, Подвиг, Закон, Свобода, Азбука, Ремесло, Труд...

Слайд 21





Культуроориентированные задания:
визуальные (объяснение значения и со-значений слов через зрительный образ или контекст), ассоциативные (связанные с заполнением ассоциативного поля заданного слова или фразеологизма), аналитические (основанные на сопоставлении, противопоставлении, морфемном, этимологическом, контекстуальном анализе), поисковые (нацеливающие на работу со словарями различных типов, справочниками), проблемно-поисковые (рассчитанные на решение поставленной проблемной задачи в результате работы со справочной литературой), игровые (содержащие установку на занимательность, организующие работу в игровой форме).
Описание слайда:
Культуроориентированные задания: визуальные (объяснение значения и со-значений слов через зрительный образ или контекст), ассоциативные (связанные с заполнением ассоциативного поля заданного слова или фразеологизма), аналитические (основанные на сопоставлении, противопоставлении, морфемном, этимологическом, контекстуальном анализе), поисковые (нацеливающие на работу со словарями различных типов, справочниками), проблемно-поисковые (рассчитанные на решение поставленной проблемной задачи в результате работы со справочной литературой), игровые (содержащие установку на занимательность, организующие работу в игровой форме).

Слайд 22





Литература
Баранов М. Т.  Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1988.
Панов М.В. О том, как можно преподавать лексику в школе /Рус. яз. — 2003. — № 33. Составить тезисы, подготовить фрагмент урока.
Клюева Г.Ю. Методика обучения лексике и фразеологии в культуроведческом аспекте (5-6 класс) / Русский язык в школе. – 2009. - №6. 
Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского языка /  Русский язык в школе. – 2009. - №2.
Мишатина Н.Л. Статьи в журнале РЯШ
Описание слайда:
Литература Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1988. Панов М.В. О том, как можно преподавать лексику в школе /Рус. яз. — 2003. — № 33. Составить тезисы, подготовить фрагмент урока. Клюева Г.Ю. Методика обучения лексике и фразеологии в культуроведческом аспекте (5-6 класс) / Русский язык в школе. – 2009. - №6. Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского языка / Русский язык в школе. – 2009. - №2. Мишатина Н.Л. Статьи в журнале РЯШ



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию