🗊Презентация Методика морфемики, словообразования

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика морфемики, словообразования, слайд №1Методика морфемики, словообразования, слайд №2Методика морфемики, словообразования, слайд №3Методика морфемики, словообразования, слайд №4Методика морфемики, словообразования, слайд №5Методика морфемики, словообразования, слайд №6Методика морфемики, словообразования, слайд №7Методика морфемики, словообразования, слайд №8Методика морфемики, словообразования, слайд №9Методика морфемики, словообразования, слайд №10Методика морфемики, словообразования, слайд №11Методика морфемики, словообразования, слайд №12Методика морфемики, словообразования, слайд №13Методика морфемики, словообразования, слайд №14Методика морфемики, словообразования, слайд №15Методика морфемики, словообразования, слайд №16Методика морфемики, словообразования, слайд №17Методика морфемики, словообразования, слайд №18Методика морфемики, словообразования, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика морфемики, словообразования. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методика морфемики, словообразования
План лекции
1. Значение, задачи изучения морфемики и словообразования в школе. Место раздела в школьном курсе русского языка, его структура и содержание.
 2. Обязательный минимум содержания обучения морфемике и словообразованию.
 3.Принципы изучения морфемики и словообразования: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный. 
4.Основные методы и приемы изучения морфемики и словообразования: виды упражнений, морфемный анализ слова, словообразовательный анализ слова.
5. Использование словарей при изучении морфемики и словообразования.

 
Описание слайда:
Методика морфемики, словообразования План лекции 1. Значение, задачи изучения морфемики и словообразования в школе. Место раздела в школьном курсе русского языка, его структура и содержание.  2. Обязательный минимум содержания обучения морфемике и словообразованию.  3.Принципы изучения морфемики и словообразования: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный. 4.Основные методы и приемы изучения морфемики и словообразования: виды упражнений, морфемный анализ слова, словообразовательный анализ слова. 5. Использование словарей при изучении морфемики и словообразования.  

Слайд 2





Литература
1.Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. – М.: Мнемозина. 2012.
2.Докукина М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6. 
3.Крамаренко Г. М. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // Рус. яз. в шк. -  2005. - №6.
 4. Кулаева Г. М. Словообразовательные средства выражения комического // Рус. яз. - 2004. – 1-7 апр. (№ 13). - С. 7.
Описание слайда:
Литература 1.Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. – М.: Мнемозина. 2012. 2.Докукина М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6.  3.Крамаренко Г. М. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // Рус. яз. в шк. - 2005. - №6. 4. Кулаева Г. М. Словообразовательные средства выражения комического // Рус. яз. - 2004. – 1-7 апр. (№ 13). - С. 7.

Слайд 3





Морфемика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом (строением) слова.


Словообразование – это раздел языкознания, изучающий отношения производности между родственными словами и основные способы словопроизводства.
Описание слайда:
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом (строением) слова. Словообразование – это раздел языкознания, изучающий отношения производности между родственными словами и основные способы словопроизводства.

Слайд 4





Цели обучения морфемике и словообразованию:
Добиться осознанного усвоения школьниками структуры слова (морфемики);
Познакомить учащихся с основными способами образования слов на основе семантико-словообразовательного подхода к анализу структуры слова.
Описание слайда:
Цели обучения морфемике и словообразованию: Добиться осознанного усвоения школьниками структуры слова (морфемики); Познакомить учащихся с основными способами образования слов на основе семантико-словообразовательного подхода к анализу структуры слова.

Слайд 5





Задачи обучения морфемике и словообразованию:
Научить учащихся понимать семантику морфем и на этой основе определять структуру слова, производить словообразовательный анализ, выделяя значимые части (морфемы);
сформировать навыки осознанного членения слова на значимые части;
познакомить школьников с разными способами словообразования;
на основании окончаний, типичных словообразовательных приставок и суффиксов научить распознавать части речи;
на основании морфемного и словообразовательного анализа формировать орфографические навыки.
Описание слайда:
Задачи обучения морфемике и словообразованию: Научить учащихся понимать семантику морфем и на этой основе определять структуру слова, производить словообразовательный анализ, выделяя значимые части (морфемы); сформировать навыки осознанного членения слова на значимые части; познакомить школьников с разными способами словообразования; на основании окончаний, типичных словообразовательных приставок и суффиксов научить распознавать части речи; на основании морфемного и словообразовательного анализа формировать орфографические навыки.

Слайд 6





Согласно программам Баранова М.Т., Разумовской М.М., Бабайцевой В.В. раздел «Морфемика» изучается в 5 классе, а  раздел «Словообразование» – в 6 классе. 
.
Программы предусматривают также усвоение орфографических правил, связанных со знанием структуры слова:
Правописание гласных и согласных в приставках,
Чередующиеся гласные в корнях слов,
Буквы З – С на конце приставок и др.
Описание слайда:
Согласно программам Баранова М.Т., Разумовской М.М., Бабайцевой В.В. раздел «Морфемика» изучается в 5 классе, а раздел «Словообразование» – в 6 классе. . Программы предусматривают также усвоение орфографических правил, связанных со знанием структуры слова: Правописание гласных и согласных в приставках, Чередующиеся гласные в корнях слов, Буквы З – С на конце приставок и др.

Слайд 7





Содержание раздела «Морфемика». 
Знания:

 Определение морфемы как наименьшей значимой 
 части слова.  Понятия: окончание, нулевое окончание, основа; корень приставка, суффикс; однокоренные слова. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова. Связь морфемики с орфографией (ручонка, печёнка).
Описание слайда:
Содержание раздела «Морфемика». Знания: Определение морфемы как наименьшей значимой части слова. Понятия: окончание, нулевое окончание, основа; корень приставка, суффикс; однокоренные слова. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова. Связь морфемики с орфографией (ручонка, печёнка).

Слайд 8





 Содержание раздела «Словообразование».
Знания.
Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы*, словообразующее средство, словообразовательная цепочка, способы словообразования: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую. Сложное слово, соединительная гласная. Сложносокращённое слово. Формообразование и словообразование.
Описание слайда:
Содержание раздела «Словообразование». Знания. Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы*, словообразующее средство, словообразовательная цепочка, способы словообразования: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую. Сложное слово, соединительная гласная. Сложносокращённое слово. Формообразование и словообразование.

Слайд 9





Умения, формируемые в процессе обучения морфемике и словообразованию:
производить морфемный и словообразовательный разборы слов;
подбирать однокоренные слова, понимать их значения, вносимые приставками и суффиксами;
строить словообразовательную цепочку слов;
по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи и указывать способы их словообразования;
объяснять значение слова, его грамматические признаки и правописание, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели.
Описание слайда:
Умения, формируемые в процессе обучения морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разборы слов; подбирать однокоренные слова, понимать их значения, вносимые приставками и суффиксами; строить словообразовательную цепочку слов; по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи и указывать способы их словообразования; объяснять значение слова, его грамматические признаки и правописание, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели.

Слайд 10





Трудности при изучении морфемики
1. Различение понятий словообразование и словоизменение (однокоренные слова и формы одного слова):
Словообразование
Вода – водный – подводный – подводник
Словоизменение:
вода
воды
воде
воду
водой
(о) воде
Описание слайда:
Трудности при изучении морфемики 1. Различение понятий словообразование и словоизменение (однокоренные слова и формы одного слова): Словообразование Вода – водный – подводный – подводник Словоизменение: вода воды воде воду водой (о) воде

Слайд 11





2.Различение корней-омонимов
-вод-  :    водить  -  вода
-кос- :  коса  -  косой (взгляд)  - коснулся
-вин-  :  винить  -  вино
-голуб- : голубь  -  голубой
Различение суффиксов-омонимов
-тель:  учитель  -  выключатель  (обозначение лица по профессии  -  название предмета)
-ист :  волнистый - футболист
Описание слайда:
2.Различение корней-омонимов -вод- : водить - вода -кос- : коса - косой (взгляд) - коснулся -вин- : винить - вино -голуб- : голубь - голубой Различение суффиксов-омонимов -тель: учитель - выключатель (обозначение лица по профессии - название предмета) -ист : волнистый - футболист

Слайд 12





3. Различение современного и исторического состава слова*
При изучении морфемики целесообразно познакомить учащихся с этимологией слова. В ходе этимологического анализа устанавливается, как произошло слово, как с течением времени изменилось значение слова и, возможно, строение слова.
победа (современный корень)  
победа (исторический корень)
Этимологическая справка позволяет объяснить учащимся, почему так пишется слово.
Древнерусский корень -раз- (значение «черта») сегодня даёт нам этимологическое гнездо родственных слов:  поразить, сразить, выразить, изобразить , поражение, сражение, изображение и др.
Описание слайда:
3. Различение современного и исторического состава слова* При изучении морфемики целесообразно познакомить учащихся с этимологией слова. В ходе этимологического анализа устанавливается, как произошло слово, как с течением времени изменилось значение слова и, возможно, строение слова. победа (современный корень) победа (исторический корень) Этимологическая справка позволяет объяснить учащимся, почему так пишется слово. Древнерусский корень -раз- (значение «черта») сегодня даёт нам этимологическое гнездо родственных слов: поразить, сразить, выразить, изобразить , поражение, сражение, изображение и др.

Слайд 13





Принципы изучения морфемики и словообразования
структурно-словообразовательный принцип предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например, рыбак и рыбачка;
 лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели, например: ельник - «лес, в котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т.д. - слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные корнем»; 
 мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).
Описание слайда:
Принципы изучения морфемики и словообразования структурно-словообразовательный принцип предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например, рыбак и рыбачка; лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели, например: ельник - «лес, в котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т.д. - слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные корнем»;  мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).

Слайд 14







Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова:


найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру); 
 обозначьте условными знаками части слова;
подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
 выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы);
сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний );
заполните таблицу, используя данные примеры;
разберите слова по составу;
определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.
Описание слайда:
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова: найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);  обозначьте условными знаками части слова; подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой); выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы); сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний ); заполните таблицу, используя данные примеры; разберите слова по составу; определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.

Слайд 15





Морфемный разбор слова
Порядок разбора
1.Определить, изменяемое слово или неизменяемое, какой частью речи является.
2.В изменяемых словах выделить окончание путём сопоставления слова с другими его формами, указать грамматическое значение*; выделить основу.
3.Найти корень путём подбора родственных (однокоренных) слов.
4.Выделить приставки и суффиксы путём подбора одноструктурных слов.
Морфемный разбор бывает полный или частичный.
Описание слайда:
Морфемный разбор слова Порядок разбора 1.Определить, изменяемое слово или неизменяемое, какой частью речи является. 2.В изменяемых словах выделить окончание путём сопоставления слова с другими его формами, указать грамматическое значение*; выделить основу. 3.Найти корень путём подбора родственных (однокоренных) слов. 4.Выделить приставки и суффиксы путём подбора одноструктурных слов. Морфемный разбор бывает полный или частичный.

Слайд 16





Пример морфемного разбора слова разгрузка
1.Это имя существительное, изменяется по падежам и числам: разгрузка – разгрузке, разгрузки.
2.Окончание -а показывает, что существительное разгрузка – женского рода, стоит в форме единственного числа именительного падежа.
Основа слова:   разгрузк –
3.Подобрав однокоренные слова (груз, грузчик, разгрузить), выделяем общую часть -груз-, следовательно, это корень.
4.Приставка раз-. Употребляется с тем же значением в словах разноска, разрядка, разгадка.
Суффикс -к-. Существительные с этим суффиксом имеют значение действия: поездка, зарубка.
Описание слайда:
Пример морфемного разбора слова разгрузка 1.Это имя существительное, изменяется по падежам и числам: разгрузка – разгрузке, разгрузки. 2.Окончание -а показывает, что существительное разгрузка – женского рода, стоит в форме единственного числа именительного падежа. Основа слова: разгрузк – 3.Подобрав однокоренные слова (груз, грузчик, разгрузить), выделяем общую часть -груз-, следовательно, это корень. 4.Приставка раз-. Употребляется с тем же значением в словах разноска, разрядка, разгадка. Суффикс -к-. Существительные с этим суффиксом имеют значение действия: поездка, зарубка.

Слайд 17





Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова:
определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
определите способ образования слова;
подберите однокоренные слова к данному слову.
Описание слайда:
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова: определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); определите способ образования слова; подберите однокоренные слова к данному слову.

Слайд 18





Порядок словообразовательного разбора
1.Указать, к какой части речи относится слово.
2.Определить «ближайшего родственника» слова.
3.Установить, с помощью каких словообразовательных аффиксов образовано слово.
4.Указать способ словообразования.
Описание слайда:
Порядок словообразовательного разбора 1.Указать, к какой части речи относится слово. 2.Определить «ближайшего родственника» слова. 3.Установить, с помощью каких словообразовательных аффиксов образовано слово. 4.Указать способ словообразования.

Слайд 19





Пример словообразовательного разбора слова разгрузка
Слово разгрузка – имя существительное. Образовано от глагола разгрузить с помощью суффикса  -к-. Способ образования – суффиксальный.
Описание слайда:
Пример словообразовательного разбора слова разгрузка Слово разгрузка – имя существительное. Образовано от глагола разгрузить с помощью суффикса -к-. Способ образования – суффиксальный.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию