🗊Презентация Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №1Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №2Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №3Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №4Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №5Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №6Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №7Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №8Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №9Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №10Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №11Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №12Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №13Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №14Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №15Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №16Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №17Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №18Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №19Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №20Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №21Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №22Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №23Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №24Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №25Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №26Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №27Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №28Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №29Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №30Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №31Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №32Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №33Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №34Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №35Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №36Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №37Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №38Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №39Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №40Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №41Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №42Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №43Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №44Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №45Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №46Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №47Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №48Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №49Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №50Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №51Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №52Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №53Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №54Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №55Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №56Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №57Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №58Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №59Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №60Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №61Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №62Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №63Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №64Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №65Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №66Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №67Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №68Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №69Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №70Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №71Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №72Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №73Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №74Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №75Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №76Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №77Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №78Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №79Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №80Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №81Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №82Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №83Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №84Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №85Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №86Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №87Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №88Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №89Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №90Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №91Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №92Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №93Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №94Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №95Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №96Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №97Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №98Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №99

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013). Доклад-сообщение содержит 99 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Андрей Георгиевич Нарушевич, 
ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; 
кандидат филологических наук,  
заведующий кафедрой русского языка  
ТГПИ  им. А.П.Чехова
Описание слайда:
Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ТГПИ им. А.П.Чехова

Слайд 2


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3






Изменения 
в КИМах
2O13 года
Описание слайда:
Изменения в КИМах 2O13 года

Слайд 4





В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С2 – 
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2 нет
Описание слайда:
В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2 нет

Слайд 5





С2. Сочинение-рассуждение
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  АВТОР  «ЦИТАТА».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте  цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА  ЦИТАТЫ.
Описание слайда:
С2. Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ЦИТАТЫ.

Слайд 6








Изменена 
система оценивания С2
Описание слайда:
Изменена система оценивания С2

Слайд 7





С2.
С1К2 Наличие примеров-аргументов
Описание слайда:
С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов

Слайд 8


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9






Методика работы над сочинением 
(задание С2)
Описание слайда:
Методика работы над сочинением (задание С2)

Слайд 10





С2 Сочинение-рассуждение
Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте  цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Описание слайда:
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Слайд 11





Тезис
Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Описание слайда:
Тезис Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Слайд 12






Алгоритм работы 
над сочинением 
(задание С2)
Описание слайда:
Алгоритм работы над сочинением (задание С2)

Слайд 13


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Модель 1
(от общего к частному)
Описание слайда:
Модель 1 (от общего к частному)

Слайд 15





Модель 2  
(от частного к общему)
Описание слайда:
Модель 2 (от частного к общему)

Слайд 16





Категория наклонения

          «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
Описание слайда:
Категория наклонения «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

Слайд 17





Модель 1. Пример сочинения
              Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые. 
               Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .
Описание слайда:
Модель 1. Пример сочинения Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые. Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .

Слайд 18





Модель 1. Пример сочинения
                  Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст  предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о  главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!»  (предложение 37). Этот   призыв  также  ведет читателя в идеальный мир, где  нет  бессмысленной скуки.  
                     Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола  автор   противопоставляет окружающий  мир внутреннему  миру своего героя.
Описание слайда:
Модель 1. Пример сочинения Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки. Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.

Слайд 19





Модель 2. Пример сочинения
             Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст  Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.
Описание слайда:
Модель 2. Пример сочинения Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.

Слайд 20





Модель 2. Пример сочинения
              В последнем абзаце появляются глаголы в условном  (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о  главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!».  Эти действия   не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.
            Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.
Описание слайда:
Модель 2. Пример сочинения В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные. Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.

Слайд 21





Аргументы
   Подсказки  при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.
Описание слайда:
Аргументы Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.

Слайд 22





Задание А2
Описание слайда:
Задание А2

Слайд 23





Задание А2
Описание слайда:
Задание А2

Слайд 24





Задание А3
Описание слайда:
Задание А3

Слайд 25





Задание А3
Описание слайда:
Задание А3

Слайд 26





Задание А3
Описание слайда:
Задание А3

Слайд 27





Задания В1
Замените разговорное слово «навалом»             в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. 
Замените просторечное слово «брехня»               в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. 
Замените книжное слово «взываю»                       в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
Описание слайда:
Задания В1 Замените разговорное слово «навалом» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Замените просторечное слово «брехня» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Замените книжное слово «взываю» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

Слайд 28





Аргументы
 
Способы оформления
Указать номера предложений
ИЛИ
использовать цитирование.
Описание слайда:
Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Слайд 29





Речевые клише 
анализ цитаты
В  приведенной цитате автор размышляет о таких  языковых явлениях, как…
Описание слайда:
Речевые клише анализ цитаты В приведенной цитате автор размышляет о таких языковых явлениях, как…

Слайд 30





Речевые клише для аргументации
В подтверждение этого тезиса приведу пример,  демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
В качестве примера можно привести предложение … текста.
Описание слайда:
Речевые клише для аргументации В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В качестве примера можно привести предложение … текста.

Слайд 31





Речевые клише для аргументации
Рассмотрим  …  предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как …  Это подтверждает вывод о том, что …  .
Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере  … предложения текста.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере …  предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .
Описание слайда:
Речевые клише для аргументации Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что … . Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .

Слайд 32





Научный стиль
Научный стиль
Описание слайда:
Научный стиль Научный стиль

Слайд 33





Тематика сочинений С2

Лексика и фразеология
Лексика и грамматика
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Человек и его язык (речь)
Язык и речь
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
Описание слайда:
Тематика сочинений С2 Лексика и фразеология Лексика и грамматика Морфология Синтаксис и пунктуация Человек и его язык (речь) Язык и речь Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Слайд 34





Лексика и фразеология
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)
Описание слайда:
Лексика и фразеология «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин) «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)

Слайд 35





Лексика и фразеология
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов)
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)
Описание слайда:
Лексика и фразеология «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов) «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)

Слайд 36





Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса

многозначность;
лексика с точки зрения стилистической окраски; 
слова одной тематической группы;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
Описание слайда:
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения;

Слайд 37





Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы, омонимы;
фразеологизмы; 
тропы  (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).
Описание слайда:
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

Слайд 38





Слова одной тематической группы
Описание слайда:
Слова одной тематической группы

Слайд 39





Слова одной тематической группы
Описание слайда:
Слова одной тематической группы

Слайд 40


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41





Тематическая группа
          
         Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна)   погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.
Описание слайда:
Тематическая группа Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.

Слайд 42





Многозначность
		
                 Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут  иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово  «дорога»  здесь выступает в одном из нескольких своих значений  -  «путешествие, путь».
Описание слайда:
Многозначность Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».

Слайд 43





Разговорная и просторечная лексика
1. Средство речевой характеристики героя:
«Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик.
2.  Средство выражения авторской оценки: Где-то   рядом  верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.
Описание слайда:
Разговорная и просторечная лексика 1. Средство речевой характеристики героя: «Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик. 2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.

Слайд 44





Функции синонимов
Помогают избежать неоправданных повторов.
Служат для связи предложений в тексте
 
Уточняют, конкретизируют содержание понятия
Описание слайда:
Функции синонимов Помогают избежать неоправданных повторов. Служат для связи предложений в тексте Уточняют, конкретизируют содержание понятия

Слайд 45





Синонимы
 
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора                            к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
Описание слайда:
Синонимы Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.

Слайд 46





Антонимы
Используя антонимы,  автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а  живым деревьям – мертвые пни.
С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
Описание слайда:
Антонимы Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».

Слайд 47





Оценочная лексика
С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека.
Описание слайда:
Оценочная лексика С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека.

Слайд 48





Устаревшие слова
Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век                          с его каретами, двуколками и дилижансами. 
Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На  уважении к слову               и зиждется здание русской словесности. 
Для создания комического эффекта, иронии:
        Сей отрок отнюдь не блистал талантами                 и часто огорчал родителей двойками.
Описание слайда:
Устаревшие слова Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами. Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.

Слайд 49





Фразеологизмы
 афористично, кратко и ёмко выражают мысль: 
 			Творческий труд никогда  не укладывался в прокрустово ложе отчётов                                и предписаний. 
 выражают авторскую оценку изображаемого:
			Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».
Описание слайда:
Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль: Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний. выражают авторскую оценку изображаемого: Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».

Слайд 50





Фразеологизм
		
             Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания.  Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется  фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
Описание слайда:
Фразеологизм Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».

Слайд 51





Лексика и грамматика
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский)
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)
Описание слайда:
Лексика и грамматика «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский) «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)

Слайд 52





Лексика и грамматика
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)
Описание слайда:
Лексика и грамматика «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский) «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)

Слайд 53





Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с разными видами связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные  члены предложения;
обособленные  члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
Описание слайда:
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Слайд 54





Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
прямая речь
косвенная речь
диалог
Описание слайда:
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) прямая речь косвенная речь диалог

Слайд 55





Синтаксические средства выразительности

риторические вопросы
риторические восклицания
синтаксический параллелизм
анафора
инверсия
парцелляция
многосоюзие/бессоюзие
градация
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности риторические вопросы риторические восклицания синтаксический параллелизм анафора инверсия парцелляция многосоюзие/бессоюзие градация

Слайд 56





Однородные члены предложения
Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы
Описание слайда:
Однородные члены предложения Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы

Слайд 57





Вводные конструкции 
1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др.  
2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др.
3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
Описание слайда:
Вводные конструкции 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.

Слайд 58





Вводные конструкции 
           Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество  продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция,  показывающая негативное отношение автора  к вмешательству человека в жизнь природы.
Описание слайда:
Вводные конструкции Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.

Слайд 59





Обращения
Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)
Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! )
Риторические обращения усиливают выразительность текста.
Описание слайда:
Обращения Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!) Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! ) Риторические обращения усиливают выразительность текста.

Слайд 60





Вопросительные предложения
1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе?
2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя                            к совместному  размышлению:
В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
Описание слайда:
Вопросительные предложения 1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.

Слайд 61





 Простые и сложные предложения
Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.
Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось.
Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.
Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
Описание слайда:
Простые и сложные предложения Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.

Слайд 62





 Роль  грамматических явлений
(пример)
		
            Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения.   Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали  герои, а придаточное обстоятельственное  времени говорит о том, когда они разговаривали.
Описание слайда:
Роль грамматических явлений (пример) Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.

Слайд 63





 Роль грамматических явлений
(пример)
		
          
           Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов  в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!»  для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется  междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску:  создаётся эффект внезапности и скорости действия.
Описание слайда:
Роль грамматических явлений (пример) Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.

Слайд 64





Морфология
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)
Описание слайда:
Морфология «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня) «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)

Слайд 65





Морфология


«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)
Описание слайда:
Морфология «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)

Слайд 66





Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
Части речи, указанные в теме-цитате, 
и их роль в тексте.
Описание слайда:
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса Части речи, указанные в теме-цитате, и их роль в тексте.

Слайд 67





Существительные + глаголы
(пример)
           
           С помощью имен существительных и глаголов автор  показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.
Описание слайда:
Существительные + глаголы (пример) С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.

Слайд 68





Синтаксис и пунктуация
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)
Описание слайда:
Синтаксис и пунктуация «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин) «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)

Слайд 69





Синтаксис и пунктуация
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский)

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)
Описание слайда:
Синтаксис и пунктуация «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский) «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)

Слайд 70





Синтаксис и пунктуация

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова)

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)
Описание слайда:
Синтаксис и пунктуация «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова) «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)

Слайд 71





Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с разными видами связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные  члены предложения;
обособленные  члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
Описание слайда:
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Слайд 72





Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); 
знаки препинания.
Описание слайда:
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); знаки препинания.

Слайд 73





Функции абзаца
Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью
а) логико-смыслового  выделения; 
б) экспрессивно-эмоционального  выделения.
Описание слайда:
Функции абзаца Отделение друг от друга на письме реплик диалога; отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения.

Слайд 74





Человек и его язык (речь)
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров)
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)
Описание слайда:
Человек и его язык (речь) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров) «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)

Слайд 75





Человек и его язык (речь)
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв)

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)
Описание слайда:
Человек и его язык (речь) «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв) «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)

Слайд 76





Язык и речь
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин)
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)
Описание слайда:
Язык и речь «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин) «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)

Слайд 77





Язык и речь
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов)
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»   
	(В.Г. Короленко)
Описание слайда:
Язык и речь «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов) «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко)

Слайд 78





Язык и речь
    

         «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)
Описание слайда:
Язык и речь «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)

Слайд 79


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №79
Описание слайда:

Слайд 80


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №80
Описание слайда:

Слайд 81





Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
       «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)
Описание слайда:
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)

Слайд 82





Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина)
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор)
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)
Описание слайда:
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина) «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор) «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)

Слайд 83





Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик)
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)
Описание слайда:
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик) «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)

Слайд 84





Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

       «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)
Описание слайда:
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)

Слайд 85





Средства выразительности
тропы;
синонимы, антонимы, омонимы;
 фразеологизмы;
риторические (стилистические) фигуры речи.
Описание слайда:
Средства выразительности тропы; синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; риторические (стилистические) фигуры речи.

Слайд 86





Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. (М.Кожина)
            Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.
Описание слайда:
Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. (М.Кожина) Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.

Слайд 87






         Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.  
            Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.
Описание слайда:
Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку. Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.

Слайд 88






          Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.
              Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь  выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)
Описание слайда:
Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь. Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)

Слайд 89





Текст с пропусками
            Как отмечает М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика.   Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни,  он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________
Описание слайда:
Текст с пропусками Как отмечает М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________

Слайд 90





Текст с пропусками
         Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью  этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________
_______________________________________.
             Итак,  использованные автором языковые средства  создают   художественные образы произведения  и помогают читателю открыть их смысл.
Описание слайда:
Текст с пропусками Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________ _______________________________________. Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.

Слайд 91


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013), слайд №91
Описание слайда:

Слайд 92





Таблица- матрица сочинения
Описание слайда:
Таблица- матрица сочинения

Слайд 93





Сочинение по тексту С.Соловейчика  (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Описание слайда:
Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Слайд 94






Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте  цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.
Описание слайда:
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Слайд 95





	(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
	(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
Описание слайда:
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь. (21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

Слайд 96





Примеры-аргументы
(иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства  и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Описание слайда:
Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления) Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.

Слайд 97





Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Грамматика позволяет увидеть логику  рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Описание слайда:
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.

Слайд 98





Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов                    в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
Описание слайда:
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

Слайд 99






Успехов вам!
www.legionr.ru
anarushevich@yandex.ru
Описание слайда:
Успехов вам! www.legionr.ru anarushevich@yandex.ru



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию