🗊Презентация Методы мозгового штурма

Нажмите для полного просмотра!
Методы мозгового штурма, слайд №1Методы мозгового штурма, слайд №2Методы мозгового штурма, слайд №3Методы мозгового штурма, слайд №4Методы мозгового штурма, слайд №5Методы мозгового штурма, слайд №6Методы мозгового штурма, слайд №7Методы мозгового штурма, слайд №8Методы мозгового штурма, слайд №9Методы мозгового штурма, слайд №10Методы мозгового штурма, слайд №11Методы мозгового штурма, слайд №12Методы мозгового штурма, слайд №13Методы мозгового штурма, слайд №14Методы мозгового штурма, слайд №15Методы мозгового штурма, слайд №16Методы мозгового штурма, слайд №17Методы мозгового штурма, слайд №18Методы мозгового штурма, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методы мозгового штурма. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методы  мозгового  штурма 
Современные методы мозгового штурма возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер Алекс Осборн (1888 -1966)
Описание слайда:
Методы мозгового штурма Современные методы мозгового штурма возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер Алекс Осборн (1888 -1966)

Слайд 2





Основные принципы метода  мозгового  штурма 
  Генерирование идей группой из 5 - 8 человек. Общее число идей, предложенных группой  в несколько раз превышает общее число предложений в случае индивидуальных высказываний каждого члена группы («цепная реакция» идей)
  Разделение этапов генерирования и анализа идей 

    Алекс Осборн: «Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня… Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».
     Поль Валери (французский поэт, автор книги «Размышления о существе познания и природе творчества): «… Чтобы изобретать, надо быть в двух лицах, Один образует сочетания, другой выбирает».
Описание слайда:
Основные принципы метода мозгового штурма Генерирование идей группой из 5 - 8 человек. Общее число идей, предложенных группой в несколько раз превышает общее число предложений в случае индивидуальных высказываний каждого члена группы («цепная реакция» идей) Разделение этапов генерирования и анализа идей Алекс Осборн: «Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня… Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель». Поль Валери (французский поэт, автор книги «Размышления о существе познания и природе творчества): «… Чтобы изобретать, надо быть в двух лицах, Один образует сочетания, другой выбирает».

Слайд 3





Метод прямого  мозгового  штурма 
  Формулировка проблемы
- в том виде как она дана (ПКД);
- в виде проблемы-аналога (например, из иной области техники);
- в обобщенном виде;
- на уровне физических взаимодействий элементов системы;
- инверсная (перевернутая). 
  Формирование творческой группы 
- число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины; 
- рекомендуется включать специалистов-смежников (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы и т.д.), которые обеспечивают комплексное и всестороннее рассмотрение задачи; 
 рекомендуется включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят и повышают дух соревнования среди мужчин 
 рекомендуется включать "людей со стороны", не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т.п.).
  Организация проведения сеанса мозгового штурма 
- представление участников друг другу и ознакомление их с правилами проведения сеанса (5 … 10 мин);
- постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10 ... 15 мин);
- проведение мозгового штурма (20 ... 30 мин); 
- перерыв (10 мин);
- составление отредактированного списка идей (30 ... 45 мин).
  Запись и оформление результатов мозгового штурма 
  Анализ, оценка и отбор идей
Описание слайда:
Метод прямого мозгового штурма Формулировка проблемы - в том виде как она дана (ПКД); - в виде проблемы-аналога (например, из иной области техники); - в обобщенном виде; - на уровне физических взаимодействий элементов системы; - инверсная (перевернутая). Формирование творческой группы - число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины; - рекомендуется включать специалистов-смежников (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы и т.д.), которые обеспечивают комплексное и всестороннее рассмотрение задачи; рекомендуется включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят и повышают дух соревнования среди мужчин рекомендуется включать "людей со стороны", не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т.п.). Организация проведения сеанса мозгового штурма - представление участников друг другу и ознакомление их с правилами проведения сеанса (5 … 10 мин); - постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10 ... 15 мин); - проведение мозгового штурма (20 ... 30 мин); - перерыв (10 мин); - составление отредактированного списка идей (30 ... 45 мин). Запись и оформление результатов мозгового штурма Анализ, оценка и отбор идей

Слайд 4





Правила для участников сеанса мозгового  штурма 
Стремиться высказать максимальное число идей. Отдавать предпочтение количеству, а не качеству идей. Идеи высказывать короткими предложениями.
Во время сеанса мозгового штурма абсолютно запрещена критика предложенных идей. Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат.
Следует внешне и внутренне одобрять и принимать все идеи, даже заведомо непрактичные и, казалось бы, глупые. Отдавать предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.
Необходимо поддерживать атмосферу шуток, каламбуров и юмора, что способствует продуктивному творческому мышлению.
Стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
Обеспечивать между участниками мозгового штурма свободные, демократичные, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не должен зло шутить над неудачными идеями других.
Описание слайда:
Правила для участников сеанса мозгового штурма Стремиться высказать максимальное число идей. Отдавать предпочтение количеству, а не качеству идей. Идеи высказывать короткими предложениями. Во время сеанса мозгового штурма абсолютно запрещена критика предложенных идей. Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат. Следует внешне и внутренне одобрять и принимать все идеи, даже заведомо непрактичные и, казалось бы, глупые. Отдавать предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях. Необходимо поддерживать атмосферу шуток, каламбуров и юмора, что способствует продуктивному творческому мышлению. Стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи. Обеспечивать между участниками мозгового штурма свободные, демократичные, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не должен зло шутить над неудачными идеями других.

Слайд 5





Обязанности ведущего сеанса мозгового  штурма 
Если в творческой группе есть новички, представить всех участников, давая им короткую лестную характеристику; изложить правила для участников сеанса.
Четко и эмоционально сформировать задачу, заставив при этом участников воспринимать ее как свою главную проблему 
Обеспечить соблюдение правил проведения мозгового штурма, не пользуясь при этом приказаниями и критическими замечаниями
Обеспечить непрерывность высказывания идей, заполнять паузы поощрительными репликами - Следить за тем, чтобы обсуждение не шло в слишком узком или слишком практическом направлении. Своими идеями или репликами он должен расширять сферу поиска
Следить за регламентом работы; говорить, сколько времени осталось до конца сеанса; тактично останавливать участника, который высказывает свою идею более полминуты; интенсифицировать работу последних минут 
Поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора 

       Общая цель ведущего - введение генераторов в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли  на рассматриваемом объекте. Обеспечение активной работы подсознания генераторов, фиксирование совместно с ними всех образов, возникающих в мозгу во время размышления вслух.
Описание слайда:
Обязанности ведущего сеанса мозгового штурма Если в творческой группе есть новички, представить всех участников, давая им короткую лестную характеристику; изложить правила для участников сеанса. Четко и эмоционально сформировать задачу, заставив при этом участников воспринимать ее как свою главную проблему Обеспечить соблюдение правил проведения мозгового штурма, не пользуясь при этом приказаниями и критическими замечаниями Обеспечить непрерывность высказывания идей, заполнять паузы поощрительными репликами - Следить за тем, чтобы обсуждение не шло в слишком узком или слишком практическом направлении. Своими идеями или репликами он должен расширять сферу поиска Следить за регламентом работы; говорить, сколько времени осталось до конца сеанса; тактично останавливать участника, который высказывает свою идею более полминуты; интенсифицировать работу последних минут Поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора Общая цель ведущего - введение генераторов в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на рассматриваемом объекте. Обеспечение активной работы подсознания генераторов, фиксирование совместно с ними всех образов, возникающих в мозгу во время размышления вслух.

Слайд 6





Разновидности методов  мозгового  штурма 
Метод обратного мозгового штурма 
Метод двойного прямого мозгового штурма 
Обратный и прямой мозговой штурм (прогнозирование развития техники) 
Прямой и обратный мозговой штурм (прогнозирование недостатков технического объекта) 
Мозговой штурм с оценкой идей ("конференция идей")
Описание слайда:
Разновидности методов мозгового штурма Метод обратного мозгового штурма Метод двойного прямого мозгового штурма Обратный и прямой мозговой штурм (прогнозирование развития техники) Прямой и обратный мозговой штурм (прогнозирование недостатков технического объекта) Мозговой штурм с оценкой идей ("конференция идей")

Слайд 7





Метод  синектики 
“Cинектика" (греч.) - совмещение разнородных элементов. 
Метод предложен американским исследователем 
       У. Гордоном. 
Цель метода - направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование какой-либо проблемы. 
Теоретическая база - у человека в скрытом состоянии находится гораздо больше творческих способностей, чем это обычно предполагают, причем эти способности можно с успехом актуализировать и стимулировать. Творческий процесс познаваем, возможна разработка методических указаний по его оптимизации. 
Основа метода - мозговой штурм, который осуществляется специально подобранной и обученной группой людей - синекторами. 
Критерии отбора специалистов:
       - гибкость мышления
       - диапазон знаний и практического опыта (предпочтение отдается специалистам в возрасте от 25 до 40 лет, менявшим свои профессии или специальности)
      - контрастность психологических типов
     Оптимальная численность группы - 5… 7 человек.
Описание слайда:
Метод синектики “Cинектика" (греч.) - совмещение разнородных элементов. Метод предложен американским исследователем У. Гордоном. Цель метода - направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование какой-либо проблемы. Теоретическая база - у человека в скрытом состоянии находится гораздо больше творческих способностей, чем это обычно предполагают, причем эти способности можно с успехом актуализировать и стимулировать. Творческий процесс познаваем, возможна разработка методических указаний по его оптимизации. Основа метода - мозговой штурм, который осуществляется специально подобранной и обученной группой людей - синекторами. Критерии отбора специалистов: - гибкость мышления - диапазон знаний и практического опыта (предпочтение отдается специалистам в возрасте от 25 до 40 лет, менявшим свои профессии или специальности) - контрастность психологических типов Оптимальная численность группы - 5… 7 человек.

Слайд 8





Порядок проведения 
сессий синекторов 
  Никто, кроме руководителя сессии, не должен быть посвящен в конкретные условия задачи, так как преждевременная формулировка нередко влечет за собой затруднения в абстрагировании от привычного хода мышления.
   В ходе  сессий используются различные приемы психологической настройки, а также «операционные и неоперационные механизмы творчества»
  Решение задачи: 
  - ознакомления с «проблемой как она дана» 
  - отсеивание очевидных решений (этап, напоминающий мозговой штурм) и поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы (превращение необычного в привычное). Преобразование задачи в «проблему, как она понимается». 
   - поиск собственного решения с использованием вызывающих аналогии вопросов. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понимается». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства.
Описание слайда:
Порядок проведения сессий синекторов Никто, кроме руководителя сессии, не должен быть посвящен в конкретные условия задачи, так как преждевременная формулировка нередко влечет за собой затруднения в абстрагировании от привычного хода мышления. В ходе сессий используются различные приемы психологической настройки, а также «операционные и неоперационные механизмы творчества» Решение задачи: - ознакомления с «проблемой как она дана» - отсеивание очевидных решений (этап, напоминающий мозговой штурм) и поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы (превращение необычного в привычное). Преобразование задачи в «проблему, как она понимается». - поиск собственного решения с использованием вызывающих аналогии вопросов. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понимается». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства.

Слайд 9





«Механизмы творчества» 
Операционные
 - прямая аналогия 
 - личная аналогия (эмпатия)
 - символическая аналогия 
 - фантастическая аналогия  
Неоперационные 
 - интуиция 
 - вдохновение 
 - абстрагирование от обычного контекста
 - свободное размышление
 - использование не относящихся к делу возможностей 
 - применение метафор и элементов игры и ряд других.
Описание слайда:
«Механизмы творчества» Операционные - прямая аналогия - личная аналогия (эмпатия) - символическая аналогия - фантастическая аналогия Неоперационные - интуиция - вдохновение - абстрагирование от обычного контекста - свободное размышление - использование не относящихся к делу возможностей - применение метафор и элементов игры и ряд других.

Слайд 10





Ход синектического заседания обязательно записывается, а затем тщательно изучается в целях совершенствования тактики решения. Кроме того, на сессиях синекторов присутствуют эксперты - специалисты в области обсуждаемых проблем. Эксперт является помощником руководителя.  Он может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. 
Ход синектического заседания обязательно записывается, а затем тщательно изучается в целях совершенствования тактики решения. Кроме того, на сессиях синекторов присутствуют эксперты - специалисты в области обсуждаемых проблем. Эксперт является помощником руководителя.  Он может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. 
На решение проблемы по методу синектики требуется время порядка нескольких недель при полном рабочем дне. При этом часть времени уходит на дискуссии, а часть – на выполнение практических работ. Результаты работы группа представляет в виде приемлемого опытного образца, сопровождая его планами производства, сбыта и т.п.
Описание слайда:
Ход синектического заседания обязательно записывается, а затем тщательно изучается в целях совершенствования тактики решения. Кроме того, на сессиях синекторов присутствуют эксперты - специалисты в области обсуждаемых проблем. Эксперт является помощником руководителя. Он может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Ход синектического заседания обязательно записывается, а затем тщательно изучается в целях совершенствования тактики решения. Кроме того, на сессиях синекторов присутствуют эксперты - специалисты в области обсуждаемых проблем. Эксперт является помощником руководителя. Он может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. На решение проблемы по методу синектики требуется время порядка нескольких недель при полном рабочем дне. При этом часть времени уходит на дискуссии, а часть – на выполнение практических работ. Результаты работы группа представляет в виде приемлемого опытного образца, сопровождая его планами производства, сбыта и т.п.

Слайд 11





Разработка герметичной застежки для костюма космонавта
Описание слайда:
Разработка герметичной застежки для костюма космонавта

Слайд 12





Морфологический анализ и синтез технических систем 
 Метод основан на   классифицировании и комбинаторике. Автор метода -швейцарский астрофизик и астроном 
  Фриц Цвикки 
  (1898 – 1974)
Описание слайда:
Морфологический анализ и синтез технических систем Метод основан на классифицировании и комбинаторике. Автор метода -швейцарский астрофизик и астроном Фриц Цвикки (1898 – 1974)

Слайд 13





Сущность и основная идея метода морфологического анализа 
Суть метода  - выявление и систематическое исследование всех возможных вариантов исполнения объекта, вытекающих из закономерностей его строения (морфологии). Синтез охватывает как известные, так и новые необычные варианты, которые при простом переборе могли быть упущены. Путем комбинирования вариантов получают большое число различных решений, ряд которых представляет практический интерес. 
Основная идея метода - уйти в зону, далекую от того, что лежит на виду.
Описание слайда:
Сущность и основная идея метода морфологического анализа Суть метода - выявление и систематическое исследование всех возможных вариантов исполнения объекта, вытекающих из закономерностей его строения (морфологии). Синтез охватывает как известные, так и новые необычные варианты, которые при простом переборе могли быть упущены. Путем комбинирования вариантов получают большое число различных решений, ряд которых представляет практический интерес. Основная идея метода - уйти в зону, далекую от того, что лежит на виду.

Слайд 14





Условия и этапы реализации метода морфологического анализа
       Условия морфологического исследования:
равный интерес ко  всем объектам исследования
ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура изучаемой области знания;
       Этапы реализации метода:
Точная формулировка поставленной проблемы (цель, задачи, определение исследуемого объекта).
Выявление набора параметров (характеристик) объекта (А, В, С, ... , К, ...), от которых зависит решение поставленной проблемы.
Отыскание возможных вариантов исполнения каждого из выявленных параметров и представление их в виде набора матриц-строк или морфологической таблицы. Набор значений различных параметров (по одному из каждой строки) представляет собой возможный вариант решения проблемы. 
       Общее число вариантов в наборе (« морфологическом ящике»), определяется по формуле:
N = nА  nБ  nВ  … ,
       где nА, nБ, nВ, …  - число альтернатив (вариантов исполнения  параметров) в соответствующих строках
Оценка всех имеющихся в морфологическом ящике вариантов решения проблемы.
Выбор наиболее эффективных вариантов.
Описание слайда:
Условия и этапы реализации метода морфологического анализа Условия морфологического исследования: равный интерес ко всем объектам исследования ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура изучаемой области знания; Этапы реализации метода: Точная формулировка поставленной проблемы (цель, задачи, определение исследуемого объекта). Выявление набора параметров (характеристик) объекта (А, В, С, ... , К, ...), от которых зависит решение поставленной проблемы. Отыскание возможных вариантов исполнения каждого из выявленных параметров и представление их в виде набора матриц-строк или морфологической таблицы. Набор значений различных параметров (по одному из каждой строки) представляет собой возможный вариант решения проблемы. Общее число вариантов в наборе (« морфологическом ящике»), определяется по формуле: N = nА  nБ  nВ  … , где nА, nБ, nВ, … - число альтернатив (вариантов исполнения параметров) в соответствующих строках Оценка всех имеющихся в морфологическом ящике вариантов решения проблемы. Выбор наиболее эффективных вариантов.

Слайд 15





Уровни морфологических исследований 
Эмпирический 
(библиотечный алфавитный каталог)
Естественный
 (периодическая  система элементов Менделеева)
Описание слайда:
Уровни морфологических исследований Эмпирический (библиотечный алфавитный каталог) Естественный (периодическая система элементов Менделеева)

Слайд 16





Оценка вариантов решения проблемы и выбор наиболее эффективных технических решений 
Сокращение числа альтернатив (вариантов параметров) в строках и числа строк (параметров). Первое сокращение производят с целью выполнения неравенства
N ≤ NОБ ,
где N – число возможных вариантов;
      NОБ - некоторое обозримое число возможных вариантов решений.
    Для относительно простых технических систем, у которых сравнение двух любых вариантов технического решения занимает в среднем 10 секунд, можно принять  NОБ = 10 000. Для сложных объектов   NОБ = 1 000.
Описание слайда:
Оценка вариантов решения проблемы и выбор наиболее эффективных технических решений Сокращение числа альтернатив (вариантов параметров) в строках и числа строк (параметров). Первое сокращение производят с целью выполнения неравенства N ≤ NОБ , где N – число возможных вариантов; NОБ - некоторое обозримое число возможных вариантов решений. Для относительно простых технических систем, у которых сравнение двух любых вариантов технического решения занимает в среднем 10 секунд, можно принять NОБ = 10 000. Для сложных объектов NОБ = 1 000.

Слайд 17





Оценка вариантов решения проблемы и выбор наиболее эффективных технических решений
Сокращение множества возможных вариантов путем исключения наихудших комбинаций элементов (вариантов исполнения параметров)
Описание слайда:
Оценка вариантов решения проблемы и выбор наиболее эффективных технических решений Сокращение множества возможных вариантов путем исключения наихудших комбинаций элементов (вариантов исполнения параметров)

Слайд 18





Оценка вариантов решения проблемы и выбор наиболее эффективных технических решений
парные комбинации



комбинации из трех элементов




комбинации из четырех элементов
Описание слайда:
Оценка вариантов решения проблемы и выбор наиболее эффективных технических решений парные комбинации комбинации из трех элементов комбинации из четырех элементов

Слайд 19





Область применения и пути развития метода морфологического анализа
проектирование объектов 
поиск компоновочных или схемных решений
 разработка улучшенных вариантов технологических процессов 
прогнозирование развития технических систем 
патентование основных параметров технических систем с целью "заблокировать" возможные будущие изобретения
Описание слайда:
Область применения и пути развития метода морфологического анализа проектирование объектов поиск компоновочных или схемных решений разработка улучшенных вариантов технологических процессов прогнозирование развития технических систем патентование основных параметров технических систем с целью "заблокировать" возможные будущие изобретения



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию