🗊Презентация Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы

Нажмите для полного просмотра!
Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №1Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №2Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №3Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №4Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №5Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №6Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №7Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №8Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №9Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №10Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №11Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №12Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №13Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №14Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №15Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №16Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №17Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №18Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №19Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №20Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №21Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №22Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №23Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №24Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №25Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №26Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №27Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №28Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №29Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №30Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №31Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №32Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №33Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №34Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №35Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №36Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №37Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №38Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №39Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №40Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №41Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №42Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №43Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №44Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №45Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №46Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №47Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №48Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №49Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №50Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №51Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №52Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №53Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №54Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №55Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №56Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №57Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №58Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №59Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №60Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №61Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №62Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №63Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №64Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №65Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №66Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №67Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы, слайд №68

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. Логические и нелогические методы. Доклад-сообщение содержит 68 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НИ)
Автор – к.т.н. Седельникова И.М.
Описание слайда:
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НИ) Автор – к.т.н. Седельникова И.М.

Слайд 2





МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздел 2. Методологические проблемы научного исследования в экономике. 
2.1. Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. 
2.2. Логические и нелогические методы.
2.3. Философские методы. 
2.4. Качественные и количественные методы.
2.5. Детерминированные и вероятностные методы.
2.6. Эволюционный метод.
Описание слайда:
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Раздел 2. Методологические проблемы научного исследования в экономике. 2.1. Методы научных исследований и особенности их применения в экономической науке. 2.2. Логические и нелогические методы. 2.3. Философские методы. 2.4. Качественные и количественные методы. 2.5. Детерминированные и вероятностные методы. 2.6. Эволюционный метод.

Слайд 3





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.

Слайд 4





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Классификация научных исследований по целевому назначению:
 фундаментальные, 
 прикладные, 
 поисковые 
 разработки.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Классификация научных исследований по целевому назначению: фундаментальные, прикладные, поисковые разработки.

Слайд 5





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Слайд 6





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Слайд 7





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Поисковые научные исследования направлены на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Поисковые научные исследования направлены на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Слайд 8





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Разработка – это исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Разработка – это исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Слайд 9





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Одна из главных задач методологии – исследование и обобщение арсенала методов и средств получения нового знания, существующих в различных областях человеческой деятельности.
Результат обобщения – типология методов.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Одна из главных задач методологии – исследование и обобщение арсенала методов и средств получения нового знания, существующих в различных областях человеческой деятельности. Результат обобщения – типология методов.

Слайд 10





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке

Слайд 11





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Пример: типология личности.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Пример: типология личности.

Слайд 12





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Методология:
1) учение о научном методе познания;
2) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности. 
Метод (приём, способ, образ действия) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Методология: 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности. Метод (приём, способ, образ действия) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Слайд 13





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Научное исследование представляет собой поиск истинной правды, методы её поиска могут быть многочисленными.
В научной и практической деятельности нередки случаи, когда задача решается разными методами, но достигается одинаковый результат.
Научный метод – это логически обоснованный способ познания, основанный на теоретических принципах, которые реализованы в установках исследования.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Научное исследование представляет собой поиск истинной правды, методы её поиска могут быть многочисленными. В научной и практической деятельности нередки случаи, когда задача решается разными методами, но достигается одинаковый результат. Научный метод – это логически обоснованный способ познания, основанный на теоретических принципах, которые реализованы в установках исследования.

Слайд 14





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Методология экономической науки предполагает методологические дискуссии в рамках философско-методологической проблемы, то есть понимания сути и смысла объекта.
Например, что такое экономика, в чём её суть и смысл, какие признаки необходимо принять в качестве существенных.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Методология экономической науки предполагает методологические дискуссии в рамках философско-методологической проблемы, то есть понимания сути и смысла объекта. Например, что такое экономика, в чём её суть и смысл, какие признаки необходимо принять в качестве существенных.

Слайд 15





2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке
Классификация методов:
 по способу построения умозаключений – логические и нелогические;
 по онтологическому представлению – диалектика, метафизика;
 по способу обоснования – количественные и качественные;
 по степени детерминированности – детерминированные и вероятностные;
 по временному фактору – эволюционный (исторический) метод;
 по области применения – дисциплинарные, междисциплинарные, трансдисциплинарные.
Описание слайда:
2.1. Методы НИ и особенности их применения в экономической науке Классификация методов: по способу построения умозаключений – логические и нелогические; по онтологическому представлению – диалектика, метафизика; по способу обоснования – количественные и качественные; по степени детерминированности – детерминированные и вероятностные; по временному фактору – эволюционный (исторический) метод; по области применения – дисциплинарные, междисциплинарные, трансдисциплинарные.

Слайд 16





2.2. Логические и нелогические методы
Логические методы:
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Логические методы:

Слайд 17





2.2. Логические и нелогические методы
Анализ – это метод исследования, заключающийся в разделении (расчленении) объекта (мысленно или реально) на составные части с целью изучения его строения, признаков, свойств, внутренних связей, отношений. 
В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или его свойства, признаки, отношения и т.п.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Анализ – это метод исследования, заключающийся в разделении (расчленении) объекта (мысленно или реально) на составные части с целью изучения его строения, признаков, свойств, внутренних связей, отношений. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или его свойства, признаки, отношения и т.п.

Слайд 18





2.2. Логические и нелогические методы
Формы анализа разнообразны. 
Одной из них является логическое, а часто и 
экспериментальное расчленение целого на части. 
Анализ, выявляющий строение целого, предполагает 
не только познание частей, из которых состоит 
целое, но и выяснение тех отношений, которые существуют между частями. 
Так, анализ строения живого организма не будет 
эффективным, если, помимо установления 
его структурных элементов, частей костного скелета,
мышц, внутренних органов и пр. и их функций, 
не будут выявлены взаимоотношения между этими 
элементами и их функциями.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Формы анализа разнообразны.  Одной из них является логическое, а часто и  экспериментальное расчленение целого на части.  Анализ, выявляющий строение целого, предполагает  не только познание частей, из которых состоит  целое, но и выяснение тех отношений, которые существуют между частями.  Так, анализ строения живого организма не будет  эффективным, если, помимо установления  его структурных элементов, частей костного скелета, мышц, внутренних органов и пр. и их функций,  не будут выявлены взаимоотношения между этими  элементами и их функциями.

Слайд 19





2.2. Логические и нелогические методы
Анализ строения скелета лягушки
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Анализ строения скелета лягушки

Слайд 20





2.2. Логические и нелогические методы
Другим видом анализа является анализ общих 
свойств предметов и отношений между ними. 
В этом случае свойство или отношение разделяется 
на составляющие свойства и отношения, одни из 
которых становятся предметом дальнейшего 
анализа, а от других отвлекаются; на следующем 
этапе объектом изучения становится то, от чего 
отвлеклись на предшествующих этапах 
исследования, и т.д. 
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Другим видом анализа является анализ общих  свойств предметов и отношений между ними.  В этом случае свойство или отношение разделяется  на составляющие свойства и отношения, одни из  которых становятся предметом дальнейшего  анализа, а от других отвлекаются; на следующем  этапе объектом изучения становится то, от чего отвлеклись на предшествующих этапах  исследования, и т.д. 

Слайд 21





2.2. Логические и нелогические методы
Например, в физике при изучении отношения между 
давлением газа, его объёмом и температурой 
изучаемое отношение расчленяют на отношение 
между давлением газа и его объёмом и отношение 
между объёмом газа и температурой: 
при рассмотрении первого отношения отвлекаются 
от изменений температуры газа (закон Бойля-Мариотта); 
при изучении второго отношения отвлекаются 
от изменения давления, предполагая его постоянным (закон Гей-Люссака).
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Например, в физике при изучении отношения между давлением газа, его объёмом и температурой изучаемое отношение расчленяют на отношение  между давлением газа и его объёмом и отношение  между объёмом газа и температурой:  при рассмотрении первого отношения отвлекаются  от изменений температуры газа (закон Бойля-Мариотта);  при изучении второго отношения отвлекаются  от изменения давления, предполагая его постоянным (закон Гей-Люссака).

Слайд 22





2.2. Логические и нелогические методы
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы

Слайд 23





2.2. Логические и нелогические методы
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы

Слайд 24





2.2. Логические и нелогические методы
Формой анализа является также разделение классов 
(множеств) предметов на подклассы 
(непересекающиеся подмножества данного 
множества). 
Такого рода анализ называется процессом 
классификации и состоит в разделении предметов 
какой-либо совокупности на составляющие классы.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Формой анализа является также разделение классов  (множеств) предметов на подклассы  (непересекающиеся подмножества данного  множества).  Такого рода анализ называется процессом  классификации и состоит в разделении предметов  какой-либо совокупности на составляющие классы.

Слайд 25





2.2. Логические и нелогические методы
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы

Слайд 26





2.2. Логические и нелогические методы
В экономике анализ применяется с целью выявления
сущности, закономерностей, тенденций 
экономических и социальных процессов, 
хозяйственной деятельности на всех уровнях
(в стране, отрасли, регионе, на предприятии, 
в частном бизнесе, семье) 
и в разных сферах экономики (производственная,
социальная). 
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций  экономических и социальных процессов,  хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье)  и в разных сферах экономики (производственная, социальная). 

Слайд 27





2.2. Логические и нелогические методы
Анализ служит исходной отправной точкой 
прогнозирования, планирования, управления 
экономическими объектами и протекающими в них 
процессами. 
Экономический анализ признан обосновывать 
с научных позиций решения и действия в области 
экономики, социально-экономическую политику, 
способствовать выбору лучших вариантов действий. 
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Анализ служит исходной отправной точкой  прогнозирования, планирования, управления  экономическими объектами и протекающими в них  процессами.  Экономический анализ признан обосновывать  с научных позиций решения и действия в области  экономики, социально-экономическую политику,  способствовать выбору лучших вариантов действий. 

Слайд 28





2.2. Логические и нелогические методы
Макроэкономический анализ охватывает экономику 
страны или даже мировую экономику, целые отрасли 
хозяйства и социальную сферу. 
Микроэкономический анализ распространяется на 
отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет 
место в форме анализа финансово-хозяйственной 
деятельности предприятий, фирм, включая анализ 
объёмов производства, издержек, прибыльности. 
Ретроспективный анализ представляет изучение 
сложившихся в прошлом тенденций. 
Перспективный анализ направлен на изучение 
будущего.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Макроэкономический анализ охватывает экономику  страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу. Микроэкономический анализ распространяется на  отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет  место в форме анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, фирм, включая анализ  объёмов производства, издержек, прибыльности.  Ретроспективный анализ представляет изучение  сложившихся в прошлом тенденций.  Перспективный анализ направлен на изучение  будущего.

Слайд 29





2.2. Логические и нелогические методы
Синтез (соединение, сочетание, составление) – метод, представляющий мысленное соединение выявленных в результате анализа элементов, их признаков и свойств, связей внутри объекта для изучения этого объекта как единого целого.
В этом значении синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Синтез (соединение, сочетание, составление) – метод, представляющий мысленное соединение выявленных в результате анализа элементов, их признаков и свойств, связей внутри объекта для изучения этого объекта как единого целого. В этом значении синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан.

Слайд 30





2.2. Логические и нелогические методы
В результате синтеза выявляются те существенные общие признаки, которые связывают части в единое целое.
Например, мы видим лес как нечто целое.
В процессе анализа выясняется, что лес состоит из деревьев, кустарников, в нём растут травы, грибы, ягоды, живут различные животные, птицы, микроорганизмы. 
Изучение взаимосвязей этих элементов позволяет исследовать лес как нечто единое – биоценоз. 
В результате мы лучше понимаем роль, место каждого выделенного в процессе анализа элемента.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы В результате синтеза выявляются те существенные общие признаки, которые связывают части в единое целое. Например, мы видим лес как нечто целое. В процессе анализа выясняется, что лес состоит из деревьев, кустарников, в нём растут травы, грибы, ягоды, живут различные животные, птицы, микроорганизмы. Изучение взаимосвязей этих элементов позволяет исследовать лес как нечто единое – биоценоз. В результате мы лучше понимаем роль, место каждого выделенного в процессе анализа элемента.

Слайд 31





2.2. Логические и нелогические методы
Абстрагирование – это логический метод научного познания, представляющий собой мысленное отвлечение от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков, в результате чего получается логический образ объекта.
Абстрагирование – одна из наиболее фундаментальных познавательных логических процедур и важнейший метод научного исследования.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Абстрагирование – это логический метод научного познания, представляющий собой мысленное отвлечение от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков, в результате чего получается логический образ объекта. Абстрагирование – одна из наиболее фундаментальных познавательных логических процедур и важнейший метод научного исследования.

Слайд 32





2.2. Логические и нелогические методы
Абстрагирование
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Абстрагирование

Слайд 33





2.2. Логические и нелогические методы
Процесс абстрагирования включает два этапа: 
 установление относительной самостоятельности отдельных свойств, отношений; 
 выделение этих свойств в качестве самостоятельного объекта исследования, замещая их особыми знаками. 
Абстрагирование в большей или меньшей мере позволяет сфокусировать внимание исследователя на том, что его предельно интересует, и даже пройти сквозь феноменальный уровень бытия объекта к его сущности.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Процесс абстрагирования включает два этапа: установление относительной самостоятельности отдельных свойств, отношений; выделение этих свойств в качестве самостоятельного объекта исследования, замещая их особыми знаками. Абстрагирование в большей или меньшей мере позволяет сфокусировать внимание исследователя на том, что его предельно интересует, и даже пройти сквозь феноменальный уровень бытия объекта к его сущности.

Слайд 34





2.2. Логические и нелогические методы
Как правило, объект исследования находится в различных формах взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром. Так как исследователь заинтересован в конкретном отношении, то он может «закрыть глаза» на все остальные связи, кроме той, которая его интересует.
Абстрагирование позволяет осуществить переход от единичного к общему, превратить объект исследования в логическую категорию. Этот переход чреват возможностями заблуждений, но если он осуществляется по правилам логики и под контролем практики, то он только обеспечит кратчайшую дорогу к истине.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Как правило, объект исследования находится в различных формах взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром. Так как исследователь заинтересован в конкретном отношении, то он может «закрыть глаза» на все остальные связи, кроме той, которая его интересует. Абстрагирование позволяет осуществить переход от единичного к общему, превратить объект исследования в логическую категорию. Этот переход чреват возможностями заблуждений, но если он осуществляется по правилам логики и под контролем практики, то он только обеспечит кратчайшую дорогу к истине.

Слайд 35





2.2. Логические и нелогические методы
Обобщение как приём познания продолжает операцию абстрагирования. Когда в рамках гносеологического отношения абстрагируется какой-то существенный признак, то возникает основание для объединения объектов, носителей этого признака в единый класс.
Обобщение — это такой приём познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Обобщение как приём познания продолжает операцию абстрагирования. Когда в рамках гносеологического отношения абстрагируется какой-то существенный признак, то возникает основание для объединения объектов, носителей этого признака в единый класс. Обобщение — это такой приём познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.

Слайд 36





2.2. Логические и нелогические методы
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему понятию или суждению. Например, от суждения «медь электропроводна» к суждению «все металлы электропроводны»; от понятия «берёза» к более общему понятию «лиственное дерево».
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему понятию или суждению. Например, от суждения «медь электропроводна» к суждению «все металлы электропроводны»; от понятия «берёза» к более общему понятию «лиственное дерево».

Слайд 37





2.2. Логические и нелогические методы
Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предельно общих понятий, операциональная значимость которых на несколько порядков выше единичных понятий. 
Так, многочисленные исследования подготовили эмпирический материал, который после обобщения был положен в основу теории клеточного строения. 
Понятие клетки стало отправной точкой отсчёта исследования живых организмов.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предельно общих понятий, операциональная значимость которых на несколько порядков выше единичных понятий. Так, многочисленные исследования подготовили эмпирический материал, который после обобщения был положен в основу теории клеточного строения. Понятие клетки стало отправной точкой отсчёта исследования живых организмов.

Слайд 38





2.2. Логические и нелогические методы
Установление факта сходства обеспечивает возможность перехода от частного к общему и экстраполяции знания общего на единичное.
Пределом обобщения являются понятия, которые нельзя обобщать, так как они не имеют родового понятия.
Например, философские категории – бытие, сознание, движение, время и т.п.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Установление факта сходства обеспечивает возможность перехода от частного к общему и экстраполяции знания общего на единичное. Пределом обобщения являются понятия, которые нельзя обобщать, так как они не имеют родового понятия. Например, философские категории – бытие, сознание, движение, время и т.п.

Слайд 39





2.2. Логические и нелогические методы
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы

Слайд 40





2.2. Логические и нелогические методы
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это приём, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. 
Пример дедукции: 
«Все люди смертны» — «Сократ – человек» — «Сократ – смертен».
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это приём, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Пример дедукции: «Все люди смертны» — «Сократ – человек» — «Сократ – смертен».

Слайд 41





2.2. Логические и нелогические методы
Индукция (от лат. inductio — наведение) — это логический приём построения общего вывода на основе частных посылок.
Основой индукции является опыт, эксперимент, наблюдение, в ходе которых накапливаются отдельные факты. Изучение и анализ этих фактов приводит к установлению сходных, повторяющихся признаков. Выявление сходства позволяет построить индуктивное умозаключение, получив суждение общего характера. 
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Индукция (от лат. inductio — наведение) — это логический приём построения общего вывода на основе частных посылок. Основой индукции является опыт, эксперимент, наблюдение, в ходе которых накапливаются отдельные факты. Изучение и анализ этих фактов приводит к установлению сходных, повторяющихся признаков. Выявление сходства позволяет построить индуктивное умозаключение, получив суждение общего характера. 

Слайд 42





2.2. Логические и нелогические методы
Пример:
медь, железо, серебро – металлы;
медь теплопроводна, железо теплопроводно, серебро теплопроводно;
следовательно, все металлы теплопроводны.
	Мысль идёт от частного к общему. Обнаруживая в процессе анализа сходство признаков у отдельных объектов данного класса, исследователь делает предположение о том, что эти признаки характерны для всех прочих объектов данного класса.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Пример: медь, железо, серебро – металлы; медь теплопроводна, железо теплопроводно, серебро теплопроводно; следовательно, все металлы теплопроводны. Мысль идёт от частного к общему. Обнаруживая в процессе анализа сходство признаков у отдельных объектов данного класса, исследователь делает предположение о том, что эти признаки характерны для всех прочих объектов данного класса.

Слайд 43





2.2. Логические и нелогические методы
Изучая различные виды преступления, можно сделать вывод о том, что всем им присуща антисоциальная направленность, то есть они являются аномалией развития общества. 
Стало быть, проблема конкретного единичного преступления должна решаться не только с позиции единичного факта, а с учётом интересов общества, его программы отношения к преступности вообще.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Изучая различные виды преступления, можно сделать вывод о том, что всем им присуща антисоциальная направленность, то есть они являются аномалией развития общества. Стало быть, проблема конкретного единичного преступления должна решаться не только с позиции единичного факта, а с учётом интересов общества, его программы отношения к преступности вообще.

Слайд 44





2.2. Логические и нелогические методы
Чтобы усилить достоверность, исследователь, применяя индукцию в качестве логического приёма познания, должен ответственно относиться к анализу фактов, к установлению и исследованию причинно-следственных связей, не обольщаясь выводом и не абсолютизируя его, помня, что источником вывода является эмпирический опыт, который характеризуется своей ограниченностью и незавершённостью.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Чтобы усилить достоверность, исследователь, применяя индукцию в качестве логического приёма познания, должен ответственно относиться к анализу фактов, к установлению и исследованию причинно-следственных связей, не обольщаясь выводом и не абсолютизируя его, помня, что источником вывода является эмпирический опыт, который характеризуется своей ограниченностью и незавершённостью.

Слайд 45





2.2. Логические и нелогические методы
Поэтому обоснование знаний, полученных с помощью индукции, предполагает их проверку через движение от индуктивных обобщений к частному случаю. 
Такое движение представляет собой дедуктивное умозаключение. Его цель заключается в том, чтобы вероятностное, индуктивное знание сделать более достоверным.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Поэтому обоснование знаний, полученных с помощью индукции, предполагает их проверку через движение от индуктивных обобщений к частному случаю. Такое движение представляет собой дедуктивное умозаключение. Его цель заключается в том, чтобы вероятностное, индуктивное знание сделать более достоверным.

Слайд 46





2.2. Логические и нелогические методы
Ценность дедукции состоит в том, что субъект познания, опираясь на достоверное общее знание, может сделать вывод частного характера. Последний можно сопоставить с эмпирическим фактом. Полученное сходство косвенно подтверждает достоверность и общего, и единичного. 
Но это возможно, если субъект познания применяет оба приёма логического познания в их взаимосвязи и дополнительности. 
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Ценность дедукции состоит в том, что субъект познания, опираясь на достоверное общее знание, может сделать вывод частного характера. Последний можно сопоставить с эмпирическим фактом. Полученное сходство косвенно подтверждает достоверность и общего, и единичного. Но это возможно, если субъект познания применяет оба приёма логического познания в их взаимосвязи и дополнительности. 

Слайд 47





2.2. Логические и нелогические методы
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы

Слайд 48





2.2. Логические и нелогические методы
Творческую взаимосвязь обозначаемых приёмов блестяще продемонстрировал Д. И. Менделеев.
Изучая различные химические элементы, учёный делал акцент на выделение их свойств. На этом этапе он использует приём индукции. Сравнивая различные элементы, Менделеев подметил зависимость их свойств от величины атомных весов, что позволило ему вывести основной закон химии.
Опираясь на этот закон и следуя дедукции, 
Д. И. Менделеев делает ряд открытий, предсказывая ещё неизвестные химические элементы.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Творческую взаимосвязь обозначаемых приёмов блестяще продемонстрировал Д. И. Менделеев. Изучая различные химические элементы, учёный делал акцент на выделение их свойств. На этом этапе он использует приём индукции. Сравнивая различные элементы, Менделеев подметил зависимость их свойств от величины атомных весов, что позволило ему вывести основной закон химии. Опираясь на этот закон и следуя дедукции, Д. И. Менделеев делает ряд открытий, предсказывая ещё неизвестные химические элементы.

Слайд 49





2.2. Логические и нелогические методы
Изучая свойства объекта, субъект познания может обнаружить, что они совпадают со свойствами уже известной реальности. 
Установив сходство и определив, что число совпадающих признаков достаточно большое, субъект познания вправе сделать предположение о том, что и другие свойства сходных объектов совпадают. Рассуждения такого рода составляют основание еще одного логического приёма — аналогии.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Изучая свойства объекта, субъект познания может обнаружить, что они совпадают со свойствами уже известной реальности. Установив сходство и определив, что число совпадающих признаков достаточно большое, субъект познания вправе сделать предположение о том, что и другие свойства сходных объектов совпадают. Рассуждения такого рода составляют основание еще одного логического приёма — аналогии.

Слайд 50





2.2. Логические и нелогические методы
Аналогия — это такой приём, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, ещё не исследованным признакам.
При умозаключении по аналогии знание, полученное ранее, переносится на другой объект. Расшифровка неопределённости объекта познания средствами аналогии носит всего лишь правдоподобный характер и, как правило, является основанием построения версии, гипотезы, требующих дополнительной проверки и подтверждения. В противном случае субъект познания рискует впасть в заблуждение.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Аналогия — это такой приём, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, ещё не исследованным признакам. При умозаключении по аналогии знание, полученное ранее, переносится на другой объект. Расшифровка неопределённости объекта познания средствами аналогии носит всего лишь правдоподобный характер и, как правило, является основанием построения версии, гипотезы, требующих дополнительной проверки и подтверждения. В противном случае субъект познания рискует впасть в заблуждение.

Слайд 51





2.2. Логические и нелогические методы
Так, в XIX веке на основании сходства некоторых признаков Земли и Марса было сделано неверное предположение о существовании разумной жизни на Марсе.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Так, в XIX веке на основании сходства некоторых признаков Земли и Марса было сделано неверное предположение о существовании разумной жизни на Марсе.

Слайд 52





2.2. Логические и нелогические методы
По аналогии с искусственным отбором пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в биологии.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы По аналогии с искусственным отбором пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в биологии.

Слайд 53





2.2. Логические и нелогические методы
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы

Слайд 54





2.2. Логические и нелогические методы
Аналогия с движением жидкости в трубке обеспечила создание теории электрического тока.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Аналогия с движением жидкости в трубке обеспечила создание теории электрического тока.

Слайд 55





2.2. Логические и нелогические методы
Аналогия
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Аналогия

Слайд 56





2.2. Логические и нелогические методы
Аналогия
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Аналогия

Слайд 57





2.2. Логические и нелогические методы
Умозаключения по аналогии имеют право на существование, особенно когда исследуемый объект исключает доступность для прямого исследования или представляет собой уникальную ценность. В этих случаях перенос информации с одного объекта на другой составляет основание еще одного приёма познания. 
Имя его — моделирование.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Умозаключения по аналогии имеют право на существование, особенно когда исследуемый объект исключает доступность для прямого исследования или представляет собой уникальную ценность. В этих случаях перенос информации с одного объекта на другой составляет основание еще одного приёма познания. Имя его — моделирование.

Слайд 58





2.2. Логические и нелогические методы
Моделирование — это приём познания объекта (оригинала) через создание и исследование его копии (модели), замещающей оригинал по тем позициям, которые представляют исследовательский интерес.
Модели могут быть предметными и знаковыми, структурными и функциональными. Главная их ценность заключается в способности воспроизвести оригинал, предоставить возможность провести любой эксперимент, а также многократно повторить те или иные свойства исследуемого объекта в отсутствие… самого объекта.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Моделирование — это приём познания объекта (оригинала) через создание и исследование его копии (модели), замещающей оригинал по тем позициям, которые представляют исследовательский интерес. Модели могут быть предметными и знаковыми, структурными и функциональными. Главная их ценность заключается в способности воспроизвести оригинал, предоставить возможность провести любой эксперимент, а также многократно повторить те или иные свойства исследуемого объекта в отсутствие… самого объекта.

Слайд 59





2.2. Логические и нелогические методы
Формализация — это приём, заключающийся в построении абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты.
Формализация обеспечивает возможность оперировать знаками, формулами. Вывод одних формул из других по правилам логики и математики позволяет установить такие теоретические закономерности, которые не могли быть открыты эмпирическим путём.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Формализация — это приём, заключающийся в построении абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты. Формализация обеспечивает возможность оперировать знаками, формулами. Вывод одних формул из других по правилам логики и математики позволяет установить такие теоретические закономерности, которые не могли быть открыты эмпирическим путём.

Слайд 60





2.2. Логические и нелогические методы
Формализация как метод познания имеет ограниченную область применения.
Особенно это относится к экономическим исследованиям, где обычный язык позволяет более ёмко формулировать выводы, проводить аналогии и интерпретировать факты.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Формализация как метод познания имеет ограниченную область применения. Особенно это относится к экономическим исследованиям, где обычный язык позволяет более ёмко формулировать выводы, проводить аналогии и интерпретировать факты.

Слайд 61





2.2. Логические и нелогические методы
Суть интерпретации проявляется в том, что факты, полученные в одной отрасли науки, можно «толковать» с позиций другой отрасли, выявляя тем самым новые закономерности.
В итоге возникает междисциплинарное направление, например, биофизика, биоинжиниринг.
Другой вид интерпретации состоит в объяснении научных фактов с позиций более общего учения. 
С появлением квантовой физики факты классической физики интерпретируются как частный её случай.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Суть интерпретации проявляется в том, что факты, полученные в одной отрасли науки, можно «толковать» с позиций другой отрасли, выявляя тем самым новые закономерности. В итоге возникает междисциплинарное направление, например, биофизика, биоинжиниринг. Другой вид интерпретации состоит в объяснении научных фактов с позиций более общего учения. С появлением квантовой физики факты классической физики интерпретируются как частный её случай.

Слайд 62





2.2. Логические и нелогические методы
В экономической науке метод интерпретации используется довольно широко.
Например, экономическое поведение людей интерпретируется с позиций психологии, этики, социальной принадлежности и т.д.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы В экономической науке метод интерпретации используется довольно широко. Например, экономическое поведение людей интерпретируется с позиций психологии, этики, социальной принадлежности и т.д.

Слайд 63





2.2. Логические и нелогические методы
Аксиоматический метод — это способ производства нового знания, когда в его основу закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода.
Основное требование аксиоматического метода — непротиворечивость, полнота, независимость аксиом.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Аксиоматический метод — это способ производства нового знания, когда в его основу закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода. Основное требование аксиоматического метода — непротиворечивость, полнота, независимость аксиом.

Слайд 64





2.2. Логические и нелогические методы
При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. 
Затем из них по определенным правилам выстраивается система выводов-заключений. Совокупность аксиом (постулатов) и выведенных на их основе заключений образует аксиоматическую теорию.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Затем из них по определенным правилам выстраивается система выводов-заключений. Совокупность аксиом (постулатов) и выведенных на их основе заключений образует аксиоматическую теорию.

Слайд 65





2.2. Логические и нелогические методы
Примеры успешного применения аксиоматического метода производства нового теоретического знания: геометрия Эвклида, классическая механика Ньютона.
«Начала» Ньютона представляют типичный образец аксиоматически построенной теории, где различные элементы (понятия, законы) организованы в единую систему. И связь их внутри системы такова, что одни понятия выводились и обосновывались другими. 
За счет интерпретации выводов (заключений) аксиоматическая система превращается в конкретную теорию реального объекта.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Примеры успешного применения аксиоматического метода производства нового теоретического знания: геометрия Эвклида, классическая механика Ньютона. «Начала» Ньютона представляют типичный образец аксиоматически построенной теории, где различные элементы (понятия, законы) организованы в единую систему. И связь их внутри системы такова, что одни понятия выводились и обосновывались другими. За счет интерпретации выводов (заключений) аксиоматическая система превращается в конкретную теорию реального объекта.

Слайд 66





2.2. Логические и нелогические методы
Логические методы являются фундаментальными общенаучными способами получения нового общенаучного знания.
Также эти методы используются и в повседневной жизни людей независимо от того, знают люди об этих методах или нет.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Логические методы являются фундаментальными общенаучными способами получения нового общенаучного знания. Также эти методы используются и в повседневной жизни людей независимо от того, знают люди об этих методах или нет.

Слайд 67





2.2. Логические и нелогические методы
Однако феномен человеческого мышления ещё слабо изучен, поэтому в научной деятельности, как деятельности творческой, большую роль играют другие методы – нелогические.
Есть много примеров, когда знания были получены методами, не только не связанными, но и даже противоположными логическим.
Самый яркий пример – интуиция.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Однако феномен человеческого мышления ещё слабо изучен, поэтому в научной деятельности, как деятельности творческой, большую роль играют другие методы – нелогические. Есть много примеров, когда знания были получены методами, не только не связанными, но и даже противоположными логическим. Самый яркий пример – интуиция.

Слайд 68





2.2. Логические и нелогические методы
Интуиция – постижение истины без использования предварительных доказательств и логических рассуждений.
Описание слайда:
2.2. Логические и нелогические методы Интуиция – постижение истины без использования предварительных доказательств и логических рассуждений.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию