🗊Написание сочинения (Часть С) Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №1Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №2Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №3Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №4Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №5Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №6Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №7Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №8Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №9Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №10Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №11Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №12Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №13Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №14Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №15Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №16Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №17Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №18Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №19Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №20Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №21Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №22Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №23Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №24Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №25Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №26Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №27Написание сочинения             (Часть С)  Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло, слайд №28

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Написание сочинения (Часть С) Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Воло. Презентация содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Написание сочинения
            (Часть С)
Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Волошиной Е.М.
Описание слайда:
Написание сочинения (Часть С) Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 села Саблинского Волошиной Е.М.

Слайд 2





Этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3) работа над композицией сочинения;
4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
Описание слайда:
Этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия: а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; б) комментарий, виды комментария, способ оформления; в) выявление позиции автора и способы ее оформления; г) аргументация собственной позиции, виды аргументов; 3) работа над композицией сочинения; 4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Слайд 3





Первый этап: проблема текста
Ключевые вопросы:
Что такое проблема?
 Как выявить проблему текста?
Как сформулировать проблему текста?
Описание слайда:
Первый этап: проблема текста Ключевые вопросы: Что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста?

Слайд 4





Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Описание слайда:
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

Слайд 5





Определяя проблему, важно понять, что можно c ней «сделать».
Коснуться какой-либо проблемы.
Уделить внимание какой-либо проблеме.
Над какой-либо проблемой думать, работать. 
Какая-либо проблема возникает, встает, представляет  интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Описание слайда:
Определяя проблему, важно понять, что можно c ней «сделать». Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Слайд 6





Выявление проблемы
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. 
Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. 
Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. 
Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.
Описание слайда:
Выявление проблемы Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

Слайд 7





Способы формулирования проблемы
Описание слайда:
Способы формулирования проблемы

Слайд 8





Образцы типовых конструкций для формулировки проблемы
В тексте, предложенном для анализа, в центре  внимания (кого?) актуальная проблема (чего?).
Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).
Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос (о чем?).
В предложенном для анализа тексте (кто?) касается проблемы (чего?).
Описание слайда:
Образцы типовых конструкций для формулировки проблемы В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?). Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?). Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос (о чем?). В предложенном для анализа тексте (кто?) касается проблемы (чего?).

Слайд 9





Второй этап: комментирование проблемы
Ключевые вопросы:
Что такое комментарий?
 Каковы типы комментирования текста?
Описание слайда:
Второй этап: комментирование проблемы Ключевые вопросы: Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста?

Слайд 10





Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
                  Два типа комментария
 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.
Описание слайда:
Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Два типа комментария 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

Слайд 11





Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Описание слайда:
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте?

Слайд 12





Образцы типовых конструкций для передачи действий автора 
Автор рассказывает,  концентрирует внимание читателя на,  подчеркивает, обращает наше внимание на, замечает, размышляет над, приводит одно из определений, высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, иллюстрирует, цитирует, приводит примеры, факты и т.д.
Описание слайда:
Образцы типовых конструкций для передачи действий автора Автор рассказывает, концентрирует внимание читателя на, подчеркивает, обращает наше внимание на, замечает, размышляет над, приводит одно из определений, высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, иллюстрирует, цитирует, приводит примеры, факты и т.д.

Слайд 13





Третий этап: выявление авторской позиции.
Ключевые вопросы:
Что такое авторская позиция?
Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Описание слайда:
Третий этап: выявление авторской позиции. Ключевые вопросы: Что такое авторская позиция? Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Слайд 14





Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте 
Внимание! Для выражения позиции автора далеко не всегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста. Именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст. 
Следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, – их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке:
Описание слайда:
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте Внимание! Для выражения позиции автора далеко не всегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста. Именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст. Следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, – их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке:

Слайд 15





Способы формулирования
авторской позиции:
Позиция автора такова:...
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Автор убеждает нас в том, что...
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста (кого?) убеждает читателя в том, что…
Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что...
Основная мысль текста заключается в том, что...
Описание слайда:
Способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова:... Автор считает, что... Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... Автор убеждает нас в том, что... Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста (кого?) убеждает читателя в том, что… Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа: В тексте доказывается мысль о том, что... Основная мысль текста заключается в том, что...

Слайд 16





Четвёртый этап: Аргументация собственной позиции. Виды аргументов
Ключевые вопросы:
 Что такое аргументация?
 Каковы основные виды аргументов?
Описание слайда:
Четвёртый этап: Аргументация собственной позиции. Виды аргументов Ключевые вопросы: Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов?

Слайд 17





Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Описание слайда:
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…

Слайд 18





В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. 
В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. 
Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).
Описание слайда:
В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1) тезис (положение, которое надо доказать); 2) аргументация (доказательства, доводы); 3) вывод (общий итог).

Слайд 19





Поддерживающая и опровергающая
аргументация
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Описание слайда:
Поддерживающая и опровергающая аргументация Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Слайд 20





должны быть:
должны быть:
правдивыми, опираться на авторитетные источники;
доступными, простыми, понятными;
отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Описание слайда:
должны быть: должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Слайд 21





ТИПЫ АРГУМЕНТОВ
1. Естественные доказательства (показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному»). 
2. Логические доказательства (это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму) .
3. Чувственные аргументы (аргументы к пафосу¹.) .
Описание слайда:
ТИПЫ АРГУМЕНТОВ 1. Естественные доказательства (показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному»). 2. Логические доказательства (это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму) . 3. Чувственные аргументы (аргументы к пафосу¹.) .

Слайд 22





Естественные доказательства.

1.Ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п.
2. Свидетельства самого автора сочинения. В этом случае ученик обращается к событиям из своей жизни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.
Описание слайда:
Естественные доказательства. 1.Ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п. 2. Свидетельства самого автора сочинения. В этом случае ученик обращается к событиям из своей жизни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.

Слайд 23





Естественные доказательства.
3. Ссылки на авторитет. (Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» – сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. ).
Описание слайда:
Естественные доказательства. 3. Ссылки на авторитет. (Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» – сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. ).

Слайд 24





Логические доказательства.
1. Рассуждение с дефиницией¹.
Описание слайда:
Логические доказательства. 1. Рассуждение с дефиницией¹.

Слайд 25





Логические доказательства
2. Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).
Описание слайда:
Логические доказательства 2. Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).

Слайд 26





Логические доказательства
3. Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса.
Описание слайда:
Логические доказательства 3. Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса.

Слайд 27





Чувственные аргументы
1) аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство;
2) аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).
Описание слайда:
Чувственные аргументы 1) аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство; 2) аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

Слайд 28





Список использованной литературы
1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // газета «Русский язык». № 12/2006.
Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // газета «Русский язык». № 17/2007.
3. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. 
4. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактические материалы, образцы сочинений)/ авт. –сост. Н.Я. Нелюбова и др.. Волгоград: Учитель, 2010. 
5. Егораева т.Г. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Издательство «Экзамен», 2009
Описание слайда:
Список использованной литературы 1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // газета «Русский язык». № 12/2006. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // газета «Русский язык». № 17/2007. 3. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. 4. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактические материалы, образцы сочинений)/ авт. –сост. Н.Я. Нелюбова и др.. Волгоград: Учитель, 2010. 5. Егораева т.Г. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Издательство «Экзамен», 2009



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию