🗊О чём говорят устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №1О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №2О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №3О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №4О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №5О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №6О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №7О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №8О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №9О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №10О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №11О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №12О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №13О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №14О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №15О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №16

Вы можете ознакомиться и скачать О чём говорят устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО. Презентация содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





О чём говорят 
устаревшие слова?
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ 
    Москвиной Мариной Александровной
Описание слайда:
О чём говорят устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ Москвиной Мариной Александровной

Слайд 2





Разминка
Лексика – это…
Лексическое значение слова – 

Общеупотребительные слова – 

Не общеупотребительные слова – 

Профессионализмы – 

Диалектизмы – 

Что изучает лексикология?
Описание слайда:
Разминка Лексика – это… Лексическое значение слова – Общеупотребительные слова – Не общеупотребительные слова – Профессионализмы – Диалектизмы – Что изучает лексикология?

Слайд 3





Тема урока
О чём говорят устаревшие слова?
Описание слайда:
Тема урока О чём говорят устаревшие слова?

Слайд 4





Цели урока:
Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;
Выясним причины устаревания слов в русском языке;
Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;
Заглянем в историю родного языка, родной страны;
Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
Описание слайда:
Цели урока: Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»; Выясним причины устаревания слов в русском языке; Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём; Заглянем в историю родного языка, родной страны; Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.

Слайд 5





«Следопыт»
Работа с учебником. Страница  38 – 39.
1 вариант
Выясните, какие слова называются устаревшими?
Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея.
Кафтан – 
Треуголка – 
Лапти
Ендова – 	

	Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
Описание слайда:
«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – 39. 1 вариант Выясните, какие слова называются устаревшими? Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея. Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова – Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?

Слайд 6





«Переводчики»
    Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
Описание слайда:
«Переводчики» Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

Слайд 7





«Соколиный глаз»
		Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?

				В уголке, согнувшись,
				Лапти дед плетёт;
				Матушка за прялкой
				Молча лён прядёт.
				Избу освещает
				Огонёк светца;
				Зимний вечер длится,
				Длится без конца…
Описание слайда:
«Соколиный глаз» Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование? В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт. Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца…

Слайд 8





Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
		Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
		Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
								       						(В.Волков)
Описание слайда:
Текст для девочек Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки. Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти. Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить. (В.Волков)

Слайд 9





Задания к  тексту
Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
Запишите ответ в виде словарной статьи.
Описание слайда:
Задания к тексту Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО. Запишите ответ в виде словарной статьи.

Слайд 10







Текст для мальчиков
		Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
			(Вл. Волков)
Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
Запишите ответ в виде словарной статьи.
Описание слайда:
Текст для мальчиков Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки. (Вл. Волков) Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ. Запишите ответ в виде словарной статьи.

Слайд 11





«Знатоки»
		Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью  толкового словаря.

Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.
Здравствуйте, купцы чужеземные!
Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
Описание слайда:
«Знатоки» Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.

Слайд 12





Подведём итоги урока:
Какие слова называются устаревшими?
Почему слова устаревают?
О чём рассказывают устаревшие слова?
Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
Описание слайда:
Подведём итоги урока: Какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают? О чём рассказывают устаревшие слова? Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.

Слайд 13





Домашнее задание
*Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) – 
	выучить; 
 * Упражнение 86 (по заданию).
*** Дополнительное задание:
	Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.
Описание слайда:
Домашнее задание *Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) – выучить; * Упражнение 86 (по заданию). *** Дополнительное задание: Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.

Слайд 14


О чём говорят  устаревшие слова?  Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15









Спасибо за работу на уроке!
Описание слайда:
Спасибо за работу на уроке!

Слайд 16





Использованные ресурсы
  1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008.
  2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/

  3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.
Описание слайда:
Использованные ресурсы 1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008. 2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/ 3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию