🗊Презентация Особенности коррозии в морской воде

Категория: Химия
Нажмите для полного просмотра!
Особенности коррозии в морской воде, слайд №1Особенности коррозии в морской воде, слайд №2Особенности коррозии в морской воде, слайд №3Особенности коррозии в морской воде, слайд №4Особенности коррозии в морской воде, слайд №5Особенности коррозии в морской воде, слайд №6Особенности коррозии в морской воде, слайд №7Особенности коррозии в морской воде, слайд №8Особенности коррозии в морской воде, слайд №9Особенности коррозии в морской воде, слайд №10Особенности коррозии в морской воде, слайд №11Особенности коррозии в морской воде, слайд №12Особенности коррозии в морской воде, слайд №13Особенности коррозии в морской воде, слайд №14Особенности коррозии в морской воде, слайд №15Особенности коррозии в морской воде, слайд №16Особенности коррозии в морской воде, слайд №17Особенности коррозии в морской воде, слайд №18Особенности коррозии в морской воде, слайд №19Особенности коррозии в морской воде, слайд №20Особенности коррозии в морской воде, слайд №21Особенности коррозии в морской воде, слайд №22Особенности коррозии в морской воде, слайд №23Особенности коррозии в морской воде, слайд №24Особенности коррозии в морской воде, слайд №25Особенности коррозии в морской воде, слайд №26Особенности коррозии в морской воде, слайд №27Особенности коррозии в морской воде, слайд №28Особенности коррозии в морской воде, слайд №29Особенности коррозии в морской воде, слайд №30Особенности коррозии в морской воде, слайд №31Особенности коррозии в морской воде, слайд №32Особенности коррозии в морской воде, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Особенности коррозии в морской воде. Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Особенности коррозии в морской воде
Высокая общая соленость от 5 до 39‰, рН ≈ 7. С высокой электропроводностью морской воды связано развитие в ней контактной и щелевой видов коррозии.
Высокая концентрация ионов хлора, до 80% всех солей  - хлориды, являющиеся главным активатором процессов коррозии. На речных судах, эксплуатирующихся в пресной воде скорости коррозии меньше.
Одновременное присутствие окислителя – кислорода до 10 мг/л и иона хлора.
Интенсивное перемешивание с одновременной аэрацией. При движении судна снижается концентрационная поляризация и тем самым создаются условия для улучшения работы коррозионных гальванических элементов.
Биологический фактор.
Описание слайда:
Особенности коррозии в морской воде Высокая общая соленость от 5 до 39‰, рН ≈ 7. С высокой электропроводностью морской воды связано развитие в ней контактной и щелевой видов коррозии. Высокая концентрация ионов хлора, до 80% всех солей - хлориды, являющиеся главным активатором процессов коррозии. На речных судах, эксплуатирующихся в пресной воде скорости коррозии меньше. Одновременное присутствие окислителя – кислорода до 10 мг/л и иона хлора. Интенсивное перемешивание с одновременной аэрацией. При движении судна снижается концентрационная поляризация и тем самым создаются условия для улучшения работы коррозионных гальванических элементов. Биологический фактор.

Слайд 2





Стационарные потенциалы металлов  в морской воде
Cu      ε0= + 0,34В         ε c = ─ 0,08В
Fe     ε0= ─ 0,44В         ε c = ─ 0,5В
Zn     ε0= ─ 0,76В         ε c = ─ 0,8В
AI     ε0= ─ 1,66В         ε c = ─ 0,53В
Ti      ε0= ─ 1,63В         ε c =  + 0,1В
Mg      ε0= ─ 2,37В         ε c = ─ 1,45В
Сильно анодно поляризованный металл называют пассивным.
Описание слайда:
Стационарные потенциалы металлов в морской воде Cu ε0= + 0,34В ε c = ─ 0,08В Fe ε0= ─ 0,44В ε c = ─ 0,5В Zn ε0= ─ 0,76В ε c = ─ 0,8В AI ε0= ─ 1,66В ε c = ─ 0,53В Ti ε0= ─ 1,63В ε c = + 0,1В Mg ε0= ─ 2,37В ε c = ─ 1,45В Сильно анодно поляризованный металл называют пассивным.

Слайд 3





Соленость морской воды
Описание слайда:
Соленость морской воды

Слайд 4





Состав солевого остатка, %
Хлористый натрий – 77,8
Хлористый магний – 10,9
Сернокислый магний – 4,7
Сернокислый кальций – 3,6
Сернокислый калий – 2,5
Углекислый кальций – 0,3
Бромистый магний – 0,2
рН = 8,1 - 8,4
Описание слайда:
Состав солевого остатка, % Хлористый натрий – 77,8 Хлористый магний – 10,9 Сернокислый магний – 4,7 Сернокислый кальций – 3,6 Сернокислый калий – 2,5 Углекислый кальций – 0,3 Бромистый магний – 0,2 рН = 8,1 - 8,4

Слайд 5





Растворимость кислорода в морской воде при нормальном давлении
Описание слайда:
Растворимость кислорода в морской воде при нормальном давлении

Слайд 6





Хлориды и кислород
Из-за высокого содержания иона хлора установление пассивного состояния для железа, низко- и среднелегированных сталей в морской воде невозможно.
Даже для высоколегированных нержавеющих сталей с высоким содержанием хрома более 14% пассивное состояние неустойчиво, из-за чего неизбежно появление питтинговой коррозии.
Вследствие активного фотосинтеза, осуществляемого водорослями, растворения в  воде атмосферного кислорода и интенсивного перемешивания верхних слоев воды концентрация кислорода до глубины 50м сохраняется постоянной и соответствует насыщению при данной солености и температуре. Возможно перенасыщение поверхностного слоя на 10-20% из-за фотосинтеза и движения воды.
Описание слайда:
Хлориды и кислород Из-за высокого содержания иона хлора установление пассивного состояния для железа, низко- и среднелегированных сталей в морской воде невозможно. Даже для высоколегированных нержавеющих сталей с высоким содержанием хрома более 14% пассивное состояние неустойчиво, из-за чего неизбежно появление питтинговой коррозии. Вследствие активного фотосинтеза, осуществляемого водорослями, растворения в воде атмосферного кислорода и интенсивного перемешивания верхних слоев воды концентрация кислорода до глубины 50м сохраняется постоянной и соответствует насыщению при данной солености и температуре. Возможно перенасыщение поверхностного слоя на 10-20% из-за фотосинтеза и движения воды.

Слайд 7





Факторы, влияющие на скорость коррозии
Скорость движения и температура морской воды
С увеличением температуры морской воды растут скорости электродных реакций, уменьшается растворимость кислорода,  увеличивается электропроводность воды, смещаются в отрицательную сторону стационарные потенциалы металлов.  В результате совместного влияния всех факторов зависимость коррозии от температуры в морской воде имеет максимум около 70-80 С.
В движущейся воде усилена подача кислорода, снижается концентрационная поляризация, происходит облегчение процессов удаления защитных пленок, образованных продуктами коррозии. При значительных скоростях на коррозию накладывается кавитационно-эрозионное разрушение металла.
Неоднородность механического воздействия турбулентного потока воды на пленки оксидов приводит к их частичному разрушению, оголенные участки – аноды. Так развивается интенсивная коррозия медных трубопроводов, если скорость потока превышает определенную величину.
Описание слайда:
Факторы, влияющие на скорость коррозии Скорость движения и температура морской воды С увеличением температуры морской воды растут скорости электродных реакций, уменьшается растворимость кислорода, увеличивается электропроводность воды, смещаются в отрицательную сторону стационарные потенциалы металлов. В результате совместного влияния всех факторов зависимость коррозии от температуры в морской воде имеет максимум около 70-80 С. В движущейся воде усилена подача кислорода, снижается концентрационная поляризация, происходит облегчение процессов удаления защитных пленок, образованных продуктами коррозии. При значительных скоростях на коррозию накладывается кавитационно-эрозионное разрушение металла. Неоднородность механического воздействия турбулентного потока воды на пленки оксидов приводит к их частичному разрушению, оголенные участки – аноды. Так развивается интенсивная коррозия медных трубопроводов, если скорость потока превышает определенную величину.

Слайд 8





Спокойная вода
Значительное увеличение скорости коррозии происходит и в спокойной воде в зазорах конструкции (щелевая коррозия алюминия и нержавеющих сталей). Основная особенность – затрудненный доступ кислорода и сильное смещение потенциала в отрицательную сторону. 
Для углеродистых и низколегированных сталей это выражено в меньшей степени. Потенциал стали Ст3 при падении кислорода с 9 мг/л до нуля изменяется от − 0,5В до − 0,54В.  Все решает разность потенциалов пар дифференциальной аэрации.
Коррозии в зазоре способствует подкисление до рН =2,7-3 и увеличенное давление продуктов коррозии на стенки щели.
Описание слайда:
Спокойная вода Значительное увеличение скорости коррозии происходит и в спокойной воде в зазорах конструкции (щелевая коррозия алюминия и нержавеющих сталей). Основная особенность – затрудненный доступ кислорода и сильное смещение потенциала в отрицательную сторону. Для углеродистых и низколегированных сталей это выражено в меньшей степени. Потенциал стали Ст3 при падении кислорода с 9 мг/л до нуля изменяется от − 0,5В до − 0,54В. Все решает разность потенциалов пар дифференциальной аэрации. Коррозии в зазоре способствует подкисление до рН =2,7-3 и увеличенное давление продуктов коррозии на стенки щели.

Слайд 9





Изменение потенциала (В) нержавеющих сталей при уменьшении концентрации кислорода
Описание слайда:
Изменение потенциала (В) нержавеющих сталей при уменьшении концентрации кислорода

Слайд 10





2. Механические напряжения
При статических растягивающих напряжениях на поверхности металла, подвергающейся действию коррозионной среды, разрушение может произойти в виде коррозионного растрескивания, то есть хрупкого разрушения при напряжениях ниже предела текучести.
При циклических напряжениях величина предела усталости в коррозионной среде снижается  по сравнению с ее значением на воздухе.
Склонность металлов и сплавов к коррозионному растрескиванию в зависимости от металла и коррозионной среды меняется в очень широких пределах. Главное – особенности электрохимической неоднородности поверхности. Характерной особенность. Трещин является их ориентация перпендикулярно направлению растягивающих напряжений. В металле трещины могут проходить по границам зерен или через зерна. Коррозионная усталость не зависит от механических свойств стали (на воздухе предел усталости составляет около 50% предела прочности).
4.	При расчетах конструкций, эксплуатирующихся в морской воде при циклической нагрузке, следует учитывать предел коррозионной усталости материалов.
Описание слайда:
2. Механические напряжения При статических растягивающих напряжениях на поверхности металла, подвергающейся действию коррозионной среды, разрушение может произойти в виде коррозионного растрескивания, то есть хрупкого разрушения при напряжениях ниже предела текучести. При циклических напряжениях величина предела усталости в коррозионной среде снижается по сравнению с ее значением на воздухе. Склонность металлов и сплавов к коррозионному растрескиванию в зависимости от металла и коррозионной среды меняется в очень широких пределах. Главное – особенности электрохимической неоднородности поверхности. Характерной особенность. Трещин является их ориентация перпендикулярно направлению растягивающих напряжений. В металле трещины могут проходить по границам зерен или через зерна. Коррозионная усталость не зависит от механических свойств стали (на воздухе предел усталости составляет около 50% предела прочности). 4. При расчетах конструкций, эксплуатирующихся в морской воде при циклической нагрузке, следует учитывать предел коррозионной усталости материалов.

Слайд 11





Влияние морской и пресной воды на усталостную прочность металлов и сплавов
Описание слайда:
Влияние морской и пресной воды на усталостную прочность металлов и сплавов

Слайд 12





3. Контактная коррозия
Для изготовления судовых конструкций применяются углеродистые и низколегированные стали, алюминиевые сплавы, меди медные сплавы, различные нержавеющие стали. Эти материалы различаются по своим электрохимическим характеристикам. Контакты в морской воде, сопряжения неизбежны. Величина силы тока, определяющая скорость контактной коррозии выражается следующей зависимостью:
Ɛк  − Ɛа 
I = ----------------------
R  + Rпк  +  Rпа
Где  Ɛк  и Ɛа  - стационарные потенциалы катода и анода;
R – сопротивление растекания между анодом и катодом, зависящее от электропроводности морской воды;
R пк  и  Rпа – поляризационные сопротивления катода и анода
Описание слайда:
3. Контактная коррозия Для изготовления судовых конструкций применяются углеродистые и низколегированные стали, алюминиевые сплавы, меди медные сплавы, различные нержавеющие стали. Эти материалы различаются по своим электрохимическим характеристикам. Контакты в морской воде, сопряжения неизбежны. Величина силы тока, определяющая скорость контактной коррозии выражается следующей зависимостью: Ɛк − Ɛа I = ---------------------- R + Rпк + Rпа Где Ɛк и Ɛа - стационарные потенциалы катода и анода; R – сопротивление растекания между анодом и катодом, зависящее от электропроводности морской воды; R пк и Rпа – поляризационные сопротивления катода и анода

Слайд 13





Стационарные потенциалы судостроительных металлов и сплавов в спокойной морской воде по результатам стендовых испытаний в Черном море
Описание слайда:
Стационарные потенциалы судостроительных металлов и сплавов в спокойной морской воде по результатам стендовых испытаний в Черном море

Слайд 14





Влияние поляризуемости
Условие разности стационарных потенциалов необходимое, но не достаточное. Большое значение имеет электропроводность (соленость воды и ее температура).  0,2-0,4 См/м в районе Кронштадта и 4,5-5 См/м в тропиках.
	Наибольшее влияние оказывает поляризуемость катода в нейтральном электролите, так как она относительно велика, скорость пдвода кислорода лимитирует (контролирует) процесс в целом. Уменьшение  поляризуемости катода резко увеличивает интенсивность контактной коррозии металла-анода. Например:
Корпусные стали значительно меньше катодно поляризуются, чем другие металлы и поэтому вызывают интенсивную коррозию алюминиевых сплавов, несмотря на незначительную разность потенциалов.
- Скорость контактной коррозии алюминиевых сплавов в паре с нержавеющими сталями и титаном составляет0,20-0,23 мм/год, а с медью М3С  гораздо больше – 0,72 мм/год.
Описание слайда:
Влияние поляризуемости Условие разности стационарных потенциалов необходимое, но не достаточное. Большое значение имеет электропроводность (соленость воды и ее температура). 0,2-0,4 См/м в районе Кронштадта и 4,5-5 См/м в тропиках. Наибольшее влияние оказывает поляризуемость катода в нейтральном электролите, так как она относительно велика, скорость пдвода кислорода лимитирует (контролирует) процесс в целом. Уменьшение поляризуемости катода резко увеличивает интенсивность контактной коррозии металла-анода. Например: Корпусные стали значительно меньше катодно поляризуются, чем другие металлы и поэтому вызывают интенсивную коррозию алюминиевых сплавов, несмотря на незначительную разность потенциалов. - Скорость контактной коррозии алюминиевых сплавов в паре с нержавеющими сталями и титаном составляет0,20-0,23 мм/год, а с медью М3С гораздо больше – 0,72 мм/год.

Слайд 15





Влияние соотношения поверхности анода и катода и движения воды
Возрастание поверхности катода относительно поверхности анода приводит к уменьшению плотности тока на катоде и снижению его поляризации, а, следовательно, к увеличению плотности тока и скорости коррозии на поверхности анода.
	Связь поляризации катода со скоростью контактной коррозии металлов проявляется также во влиянии движения воды. Коррозия контролируется катодным процессом, скорость которого зависит от скорости диффузии кислорода к поверхности металла. В условиях движущейся воды катодые процессы протекают с большей скоростью из-за снижения поляризации катода.
Описание слайда:
Влияние соотношения поверхности анода и катода и движения воды Возрастание поверхности катода относительно поверхности анода приводит к уменьшению плотности тока на катоде и снижению его поляризации, а, следовательно, к увеличению плотности тока и скорости коррозии на поверхности анода. Связь поляризации катода со скоростью контактной коррозии металлов проявляется также во влиянии движения воды. Коррозия контролируется катодным процессом, скорость которого зависит от скорости диффузии кислорода к поверхности металла. В условиях движущейся воды катодые процессы протекают с большей скоростью из-за снижения поляризации катода.

Слайд 16





Плотность тока коррозии алюминиевого сплава и  корпусной стали в контакте с другими металлами в движущейся и спокойной морской воде
Описание слайда:
Плотность тока коррозии алюминиевого сплава и корпусной стали в контакте с другими металлами в движущейся и спокойной морской воде

Слайд 17





Коррозионная стойкость в морской воде судостроительных металлов и сплавов
Углеродистые и низколегированные стали.
Скорость коррозии основного конструкционного материала судостроения в спокойной морской воде составляет в среднем
Vк = 0,12 – 0,15 мм/год
и практически не зависит от химического состава и структуры стали (катодный контроль коррозии). Продукты коррозии не обладают защитными свойствами, плохо сцеплены с металлом, поэтому во времени скорость коррозии не затухает. Потеря массы прямо пропорциональна времени  пребывания стали в морской воде.
Повышение температуры с 15 до 60оС приводит к повышению Vк  в 2-2,5 раза, что связано с усилением процессов диффузии кислорода и ускорением электродных реакций.  При температурах выше 60оС коррозия резко падает из-за отсутствия кислорода.
Описание слайда:
Коррозионная стойкость в морской воде судостроительных металлов и сплавов Углеродистые и низколегированные стали. Скорость коррозии основного конструкционного материала судостроения в спокойной морской воде составляет в среднем Vк = 0,12 – 0,15 мм/год и практически не зависит от химического состава и структуры стали (катодный контроль коррозии). Продукты коррозии не обладают защитными свойствами, плохо сцеплены с металлом, поэтому во времени скорость коррозии не затухает. Потеря массы прямо пропорциональна времени пребывания стали в морской воде. Повышение температуры с 15 до 60оС приводит к повышению Vк в 2-2,5 раза, что связано с усилением процессов диффузии кислорода и ускорением электродных реакций. При температурах выше 60оС коррозия резко падает из-за отсутствия кислорода.

Слайд 18





В реальных условиях 
Скорость язвенной коррозии обшивки подводной части корпусов, защищенных только лакокрасочными покрытиями, составляет 0,3 – 1,5 мм/год.
Наибольшему износу подвергаются рыбопромысловые и нефтеналивные суда, а также суда ледового плавания, затем идут сухогрузные и пассажирские суда, и, наконец,  надводные корабли, которые  красятся по усиленной схеме т имеют значительно меньший процент ходового времени в сравнении с коммерческими судами.
При значительных скоростях потока воды добавляется коррозионно-эрозионное разрушение, например на внутренней поверхности направляющих насадок на гребные винты. Оба фактора взаимно усиливают друг друга.  Максимальная скорость таких разрушений внутренней облицовки насадок в диске гребного винта составляет 3,0 – 4,5 мм/год (без электрохимической защиты).
Описание слайда:
В реальных условиях Скорость язвенной коррозии обшивки подводной части корпусов, защищенных только лакокрасочными покрытиями, составляет 0,3 – 1,5 мм/год. Наибольшему износу подвергаются рыбопромысловые и нефтеналивные суда, а также суда ледового плавания, затем идут сухогрузные и пассажирские суда, и, наконец, надводные корабли, которые красятся по усиленной схеме т имеют значительно меньший процент ходового времени в сравнении с коммерческими судами. При значительных скоростях потока воды добавляется коррозионно-эрозионное разрушение, например на внутренней поверхности направляющих насадок на гребные винты. Оба фактора взаимно усиливают друг друга. Максимальная скорость таких разрушений внутренней облицовки насадок в диске гребного винта составляет 3,0 – 4,5 мм/год (без электрохимической защиты).

Слайд 19





Сварной шов и околошовная зона
Материал сварного шва должен иметь в морской воде электродный потенциал, равный потенциалу основного металла, а учитывая неблагоприятное для шва соотношение площадей, лучше, чтобы материал шва был несколько благороднее основного металла. На практике лишь в отдельных случаях используются никельсодержащие сварочные проволоки и электроды.  Без никеля скорость коррозии шва возрастает в 2-5 раз  в сравнении с основным металлом, так как потенциал проволоки на 20-30мВ отрицательнее потенциала корпуса (проволока Св.08А и электроды УОНИ-13/45).
На судах ледового плавания, где быстро разрушается лакокрасочное покрытие, скорость коррозии сварных швов достигает 2-3 мм/год, а на перьях рулей выявлены даже сквозные разрушения швов  за один междоковый период.
Описание слайда:
Сварной шов и околошовная зона Материал сварного шва должен иметь в морской воде электродный потенциал, равный потенциалу основного металла, а учитывая неблагоприятное для шва соотношение площадей, лучше, чтобы материал шва был несколько благороднее основного металла. На практике лишь в отдельных случаях используются никельсодержащие сварочные проволоки и электроды. Без никеля скорость коррозии шва возрастает в 2-5 раз в сравнении с основным металлом, так как потенциал проволоки на 20-30мВ отрицательнее потенциала корпуса (проволока Св.08А и электроды УОНИ-13/45). На судах ледового плавания, где быстро разрушается лакокрасочное покрытие, скорость коррозии сварных швов достигает 2-3 мм/год, а на перьях рулей выявлены даже сквозные разрушения швов за один междоковый период.

Слайд 20





2. Нержавеющие стали
Применение: крыльевые устройства судов на подводных крыльях, гребные валы, винты, рули, трубопроводы, арматура, насосы, теплообменники, выдвижные устройства, обтекатели ГАС и другое судовое оборудование, плакирующий слой на корпусной стали.
Характерная черта – наличие не менее  12% хрома,. При этом электродный потенциал стали в морской воде скачкообразно облагораживается. В спокойной морской воде под влиянием ионов хлора целостность оксидной пленки хрома нарушается, что приводит к развитию наиболее опасных видов локальной коррозии – питтинговой, язвенной и щелевой. Коррозионные разрушения носят язвенный характер и сконцентрированы в узких зазорах менее 0,3 мм, наиболее опасны зазоры менее 0,1 мм.
Описание слайда:
2. Нержавеющие стали Применение: крыльевые устройства судов на подводных крыльях, гребные валы, винты, рули, трубопроводы, арматура, насосы, теплообменники, выдвижные устройства, обтекатели ГАС и другое судовое оборудование, плакирующий слой на корпусной стали. Характерная черта – наличие не менее 12% хрома,. При этом электродный потенциал стали в морской воде скачкообразно облагораживается. В спокойной морской воде под влиянием ионов хлора целостность оксидной пленки хрома нарушается, что приводит к развитию наиболее опасных видов локальной коррозии – питтинговой, язвенной и щелевой. Коррозионные разрушения носят язвенный характер и сконцентрированы в узких зазорах менее 0,3 мм, наиболее опасны зазоры менее 0,1 мм.

Слайд 21





Индекс питтингостойкости (PRE, pitting resistance equivalent)
Для оценки склонности  нержавеющей стали к питтинговой коррозии  используют PRE:
PRE = (%Cr)  +  3,3 (%Mo)   +  16 (%N).
У наиболее применяемой Х18Н10Т    PRE =18, у так называемой «морской» стали Х18Н12М2Т- 23,5, а у известной наиболее  питтингостойкой  шведской стали AVESTA 254 SMO  - 43.  
(0,02 C; 20 Cr; 18 Ni; 0,5 Mn; 6 Mo; 0,7 Cu; 0,2 N).
С повышением температуры и солености морской воды питтингостойкость всех нержавеющих сталей падает, а в движущейся воде при скорости более 1,5 м/с в сязи с интенсивным подводом кислорода  пассивная пленка устойчива, коррозии нет.
Таким образом, при применении нержавеющих сталей для эксплуатации в морской воде, необходимо учитывать, что все они в спокойной воде подвержены питтинговой, язвенной и щелевой коррозии, а аустенитные хромоникелевые стали еще межкристаллитной коррозии.
Описание слайда:
Индекс питтингостойкости (PRE, pitting resistance equivalent) Для оценки склонности нержавеющей стали к питтинговой коррозии используют PRE: PRE = (%Cr) + 3,3 (%Mo) + 16 (%N). У наиболее применяемой Х18Н10Т PRE =18, у так называемой «морской» стали Х18Н12М2Т- 23,5, а у известной наиболее питтингостойкой шведской стали AVESTA 254 SMO - 43. (0,02 C; 20 Cr; 18 Ni; 0,5 Mn; 6 Mo; 0,7 Cu; 0,2 N). С повышением температуры и солености морской воды питтингостойкость всех нержавеющих сталей падает, а в движущейся воде при скорости более 1,5 м/с в сязи с интенсивным подводом кислорода пассивная пленка устойчива, коррозии нет. Таким образом, при применении нержавеющих сталей для эксплуатации в морской воде, необходимо учитывать, что все они в спокойной воде подвержены питтинговой, язвенной и щелевой коррозии, а аустенитные хромоникелевые стали еще межкристаллитной коррозии.

Слайд 22





3. Алюминиевые сплавы
Обладают высокой прочностью, технологичностью и немагнитностью, являются основным конструкционным материалом для небольших быстроходных кораблей и судов. Наибольшее распространение получили  деформируемые термически неупрочняемые сваривающиеся сплавы системы AI – Mg, иногда более прочные сплавы AI – Zn – Mg. По способности к пассивации алюминий уступает только титану. Пленка оксида устойчива при рН=4 – 8,6, в более кислых и щелочных средах, а также при нагревании до 60оС и в присутствии ионов хлора пассивность ослабевает. Выше 60оС пленка оксида имеет более прочную структуру бёмита AI2 O3 • H2O. Наиболее однородную и устойчивую пленку имеет чистый алюминий, наименьшую коррозионную стойкость  имеют дуралюмины вследстве выделений  интерметаллических соединений  CuAI2.
Описание слайда:
3. Алюминиевые сплавы Обладают высокой прочностью, технологичностью и немагнитностью, являются основным конструкционным материалом для небольших быстроходных кораблей и судов. Наибольшее распространение получили деформируемые термически неупрочняемые сваривающиеся сплавы системы AI – Mg, иногда более прочные сплавы AI – Zn – Mg. По способности к пассивации алюминий уступает только титану. Пленка оксида устойчива при рН=4 – 8,6, в более кислых и щелочных средах, а также при нагревании до 60оС и в присутствии ионов хлора пассивность ослабевает. Выше 60оС пленка оксида имеет более прочную структуру бёмита AI2 O3 • H2O. Наиболее однородную и устойчивую пленку имеет чистый алюминий, наименьшую коррозионную стойкость имеют дуралюмины вследстве выделений интерметаллических соединений CuAI2.

Слайд 23





Особенности коррозии алюминия
Особенностью алюминиевых сплавов является склонность к межкристаллитной коррозии. Это прежде всего дуралюмины и магналии при содержании магния выше 5,5%. При наличии растягивающих напряжений высокопрочные сплавы подвержены коррозионному растрескиванию, разрушение имеет межкристаллитный характер с электрохимическим механизмом. 
Как и у всех высокопассивирующихся металлов  характерна щелевая коррозия в узких зазорах (подкисление среды и работа пар дифференциальной аэрации).
Особую опасность для корпусов судов из алюминия представляет контактная коррозия, так как из всех конструкционных материалов у алюминия самый низкий потенциал в морской воде. Разность потенциалов со сталью составляет  150 – 300 мВ, а по отношению к медным сплавам и нержавеющей стали – 500 – 700мВ.
Описание слайда:
Особенности коррозии алюминия Особенностью алюминиевых сплавов является склонность к межкристаллитной коррозии. Это прежде всего дуралюмины и магналии при содержании магния выше 5,5%. При наличии растягивающих напряжений высокопрочные сплавы подвержены коррозионному растрескиванию, разрушение имеет межкристаллитный характер с электрохимическим механизмом. Как и у всех высокопассивирующихся металлов характерна щелевая коррозия в узких зазорах (подкисление среды и работа пар дифференциальной аэрации). Особую опасность для корпусов судов из алюминия представляет контактная коррозия, так как из всех конструкционных материалов у алюминия самый низкий потенциал в морской воде. Разность потенциалов со сталью составляет 150 – 300 мВ, а по отношению к медным сплавам и нержавеющей стали – 500 – 700мВ.

Слайд 24





4. Сплавы на медной основе
Медь М3Р – судовые трубопроводы, различные судовые токоведущие детали.
Латуни – сплавы меди с цинком применяются для изготовления   гребных винтов, судовой арматуры, труб теплообменных аппаратов, крепёжных и других изделий.
Бронзы - сплавы меди с оловом (обычно 3-10%  Sn) или с алюминием (8-11% AI) применяются для изготовления гребных винтов, судовой арматуры, деталей насосов и других изделий, эксплуатирующихся в потоке морской воды.
На одном судне среднего водоизмещения  объем применения изделий из медных сплавов составляет от нескольких десятков до сотни тонн, около 40-50% судовых трубопроводов. Эксплуатация без защитных покрытий.
Описание слайда:
4. Сплавы на медной основе Медь М3Р – судовые трубопроводы, различные судовые токоведущие детали. Латуни – сплавы меди с цинком применяются для изготовления гребных винтов, судовой арматуры, труб теплообменных аппаратов, крепёжных и других изделий. Бронзы - сплавы меди с оловом (обычно 3-10% Sn) или с алюминием (8-11% AI) применяются для изготовления гребных винтов, судовой арматуры, деталей насосов и других изделий, эксплуатирующихся в потоке морской воды. На одном судне среднего водоизмещения объем применения изделий из медных сплавов составляет от нескольких десятков до сотни тонн, около 40-50% судовых трубопроводов. Эксплуатация без защитных покрытий.

Слайд 25





Особенности коррозии
В спокойной морской воде стационарный потенциал меди  +0,12В, у латуней меньше, а у бронз и медно-никелевых сплавов больше. 
В движущейся воде потенциалы снижаются на  100-200мВ и скорости коррозии возрастают в десятки раз. С повышением температуры коррозия возрастает. Так, у меди при повышении температуры морской воды на 13-16о в 1,5-2 раза. Отсутствие обрастания!!!
Описание слайда:
Особенности коррозии В спокойной морской воде стационарный потенциал меди +0,12В, у латуней меньше, а у бронз и медно-никелевых сплавов больше. В движущейся воде потенциалы снижаются на 100-200мВ и скорости коррозии возрастают в десятки раз. С повышением температуры коррозия возрастает. Так, у меди при повышении температуры морской воды на 13-16о в 1,5-2 раза. Отсутствие обрастания!!!

Слайд 26





Судовые трубопроводы
Замена медных труб на трубами из медно-никелевого сплава значительно повышает надежность судовых трубопроводов морской воды. Более 95% дефектов трубопроводов приходятся на «слабые» элементы: ответвления, погибы, фланцевые и штуцерные соединения, вмятины, забоины, выступающие сварные швы.
Описание слайда:
Судовые трубопроводы Замена медных труб на трубами из медно-никелевого сплава значительно повышает надежность судовых трубопроводов морской воды. Более 95% дефектов трубопроводов приходятся на «слабые» элементы: ответвления, погибы, фланцевые и штуцерные соединения, вмятины, забоины, выступающие сварные швы.

Слайд 27





Скорость язвенной коррозии (мм/год) трубопровода из сплава  МНЖ5-1 в потоке морской воды (трубный стенд, Черное море)
Описание слайда:
Скорость язвенной коррозии (мм/год) трубопровода из сплава МНЖ5-1 в потоке морской воды (трубный стенд, Черное море)

Слайд 28





Особенности коррозии судов ледового плавания и ледоколов
Скорость коррозии подводной части  корпусов ледоколов составляет в зависимости от района корпуса 0,3-1,5 мм/год и мало зависит от применяемой марки стали. В то же время характер разрушения определяется материалом корпуса.  Наиболее равномерный износ отвечает углеродистой стали, а применение легированных сталей привело к язвенному характеру в виде «губки» (сталь марганцовистого класса) или «терки» с острыми краями по краям язв (сталь хромоникельмолибденового класса). Повышается сила трения при взаимодействии льда с корпусом ледокола, увеличивается сопротивление его движению, падает ледопроходимость на 20-30% и более после 2-3 лет эксплуатации (!). Лёд создаёт коррозионную ситуацию во много раз более опасную, чем где-либо в Мировом океане. Несмотря на низкие температуры, моря арктического бассейна являются крайне агрессивной средой.
Описание слайда:
Особенности коррозии судов ледового плавания и ледоколов Скорость коррозии подводной части корпусов ледоколов составляет в зависимости от района корпуса 0,3-1,5 мм/год и мало зависит от применяемой марки стали. В то же время характер разрушения определяется материалом корпуса. Наиболее равномерный износ отвечает углеродистой стали, а применение легированных сталей привело к язвенному характеру в виде «губки» (сталь марганцовистого класса) или «терки» с острыми краями по краям язв (сталь хромоникельмолибденового класса). Повышается сила трения при взаимодействии льда с корпусом ледокола, увеличивается сопротивление его движению, падает ледопроходимость на 20-30% и более после 2-3 лет эксплуатации (!). Лёд создаёт коррозионную ситуацию во много раз более опасную, чем где-либо в Мировом океане. Несмотря на низкие температуры, моря арктического бассейна являются крайне агрессивной средой.

Слайд 29





Основные причины агрессивности арктических морей
Понижение температуры  способствует повышению растворимости  кислорода в  морской воде. Возрастает скорость катодной реакции коррозии (контролирующая стадия).
2.	Разрушение ледового пояса и хаотичное движение льдин приводит к резкому изменению гидродинамических условий непосредственно у поверхности корпуса.
Увеличение электрохимической неоднородности обшивки  при разломе льдов (физическая аналогия с процессом электризации, возникновение электростатических потенциалов до 100В.
В условиях быстрого замерзания при низких температурах в межкристаллитных прослойках молодых льдов  образуется концентрированный рассол солей, при разломе наружная обшивка находится в этом солевом растворе.
Абразивное воздействие трущегося о корпус льда (твердость увеличивается с понижением температуры от 30% твердости алмаза при − 15оС до 40% при
 − 30оС.
Результат – увеличение скорости коррозии более чем в 10 раз.
Описание слайда:
Основные причины агрессивности арктических морей Понижение температуры способствует повышению растворимости кислорода в морской воде. Возрастает скорость катодной реакции коррозии (контролирующая стадия). 2. Разрушение ледового пояса и хаотичное движение льдин приводит к резкому изменению гидродинамических условий непосредственно у поверхности корпуса. Увеличение электрохимической неоднородности обшивки при разломе льдов (физическая аналогия с процессом электризации, возникновение электростатических потенциалов до 100В. В условиях быстрого замерзания при низких температурах в межкристаллитных прослойках молодых льдов образуется концентрированный рассол солей, при разломе наружная обшивка находится в этом солевом растворе. Абразивное воздействие трущегося о корпус льда (твердость увеличивается с понижением температуры от 30% твердости алмаза при − 15оС до 40% при − 30оС. Результат – увеличение скорости коррозии более чем в 10 раз.

Слайд 30





Что же делать c ледоколами?
Проведены две экспедиции с целью специальных исследований на а/л «Арктика» на линии Мурманск – Дудинка. Измерялись электродные потенциалы корпуса ледокола в различных условиях эксплуатации (чистая вода, льды различной толщины, прохождение торосов и т.п.).
Было установлено, что интенсивный коррозионно-эрозионный износ корпусов ледоколов определяется двумя причинами – возникновение значительной электрохимической неоднородности обшивки под воздействием льда и резкое изменение гидродинамических условий. Исследования затем были продолжены в лаборатории. Смещение  потенциала под действием абразива составляет 0,8-0,85В  как для  низколегированных, так и нержавеющих сталей. Но последние имеет защитную пленку, которая уже через 1-2 минуты восстанавливается  и потенциал возвращается к исходному стационарному значению. Иными  словами, нержавеющая сталь  должна превосходить обычные судостроительные материалы.
Описание слайда:
Что же делать c ледоколами? Проведены две экспедиции с целью специальных исследований на а/л «Арктика» на линии Мурманск – Дудинка. Измерялись электродные потенциалы корпуса ледокола в различных условиях эксплуатации (чистая вода, льды различной толщины, прохождение торосов и т.п.). Было установлено, что интенсивный коррозионно-эрозионный износ корпусов ледоколов определяется двумя причинами – возникновение значительной электрохимической неоднородности обшивки под воздействием льда и резкое изменение гидродинамических условий. Исследования затем были продолжены в лаборатории. Смещение потенциала под действием абразива составляет 0,8-0,85В как для низколегированных, так и нержавеющих сталей. Но последние имеет защитную пленку, которая уже через 1-2 минуты восстанавливается и потенциал возвращается к исходному стационарному значению. Иными словами, нержавеющая сталь должна превосходить обычные судостроительные материалы.

Слайд 31





Труднодоступные судовые конструкции
Основное требование Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов «МАРПОЛ 73/78» к конструкции танкера сводится к отделению его грузовых танков от наружного борта системой чисто балластных отсеков. Такая двухкорпусная конструкция в сочетании с системой непроницаемых переборок представляется самой безопасной в аварийных ситуациях, позволяет ограничить максимальный сброс нефти объемом одного пострадавшего танка. Но, с другой стороны, специфика конструкций и условия эксплуатации танкеров таковы, что наиболее сильному коррозионному разрушению подвергаются труднодоступные конструкции судовых отсеков изнутри.
Описание слайда:
Труднодоступные судовые конструкции Основное требование Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов «МАРПОЛ 73/78» к конструкции танкера сводится к отделению его грузовых танков от наружного борта системой чисто балластных отсеков. Такая двухкорпусная конструкция в сочетании с системой непроницаемых переборок представляется самой безопасной в аварийных ситуациях, позволяет ограничить максимальный сброс нефти объемом одного пострадавшего танка. Но, с другой стороны, специфика конструкций и условия эксплуатации танкеров таковы, что наиболее сильному коррозионному разрушению подвергаются труднодоступные конструкции судовых отсеков изнутри.

Слайд 32





Данные предремонтной дефектации
	– язвенная коррозия на конструкциях подпалубного набора, бимсах, верхних продольных ребрах жесткости в верхней части балластных танков, пиков в случае заполнения морской водой 0,3-0,6 мм/год;
	– подволок и конструкции днищевой части и настила грузовых и грузо - балластных танков нефтеналивных судов 0,4-0,5 мм/год;
	– палубные конструкции в зависимости от района палубы и места эксплуатации судна 0,1-0,9 мм/год;
	– переборки в нижней части в местах скопления застойной воды в сухих отсеках 0,15-0,45 мм/год;
	– язвенные разрушения, приводящие к замене обшивки корпуса, с внутренней стороны бортовой обшивки в труднодоступных местах 0,5-0,7 мм/год.
Описание слайда:
Данные предремонтной дефектации – язвенная коррозия на конструкциях подпалубного набора, бимсах, верхних продольных ребрах жесткости в верхней части балластных танков, пиков в случае заполнения морской водой 0,3-0,6 мм/год; – подволок и конструкции днищевой части и настила грузовых и грузо - балластных танков нефтеналивных судов 0,4-0,5 мм/год; – палубные конструкции в зависимости от района палубы и места эксплуатации судна 0,1-0,9 мм/год; – переборки в нижней части в местах скопления застойной воды в сухих отсеках 0,15-0,45 мм/год; – язвенные разрушения, приводящие к замене обшивки корпуса, с внутренней стороны бортовой обшивки в труднодоступных местах 0,5-0,7 мм/год.

Слайд 33





Противоречие двухкорпусной конструкции
Язвенная коррозия днищевого набора в подтоварной воде на нефтеналивных судах (без защиты) составляет до 1-3 мм/год. Эксперты Международной ассоциации классификационных обществ «МАКО» и страховых компаний пришли к мнению, что именно коррозионное состояние балластных отсеков определяет срок службы судна в целом. Это обстоятельство следует считать основным противоречием двухкорпусной конструкции, срок ее службы меньше в сравнении с однокорпусной. Одновременно снижена и общая прочность конструкции.
Описание слайда:
Противоречие двухкорпусной конструкции Язвенная коррозия днищевого набора в подтоварной воде на нефтеналивных судах (без защиты) составляет до 1-3 мм/год. Эксперты Международной ассоциации классификационных обществ «МАКО» и страховых компаний пришли к мнению, что именно коррозионное состояние балластных отсеков определяет срок службы судна в целом. Это обстоятельство следует считать основным противоречием двухкорпусной конструкции, срок ее службы меньше в сравнении с однокорпусной. Одновременно снижена и общая прочность конструкции.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию