🗊Презентация Особенности научного стиля

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Особенности научного стиля, слайд №1Особенности научного стиля, слайд №2Особенности научного стиля, слайд №3Особенности научного стиля, слайд №4Особенности научного стиля, слайд №5Особенности научного стиля, слайд №6Особенности научного стиля, слайд №7Особенности научного стиля, слайд №8Особенности научного стиля, слайд №9Особенности научного стиля, слайд №10Особенности научного стиля, слайд №11Особенности научного стиля, слайд №12Особенности научного стиля, слайд №13Особенности научного стиля, слайд №14Особенности научного стиля, слайд №15Особенности научного стиля, слайд №16Особенности научного стиля, слайд №17Особенности научного стиля, слайд №18Особенности научного стиля, слайд №19Особенности научного стиля, слайд №20Особенности научного стиля, слайд №21Особенности научного стиля, слайд №22Особенности научного стиля, слайд №23Особенности научного стиля, слайд №24Особенности научного стиля, слайд №25Особенности научного стиля, слайд №26Особенности научного стиля, слайд №27Особенности научного стиля, слайд №28Особенности научного стиля, слайд №29Особенности научного стиля, слайд №30Особенности научного стиля, слайд №31Особенности научного стиля, слайд №32Особенности научного стиля, слайд №33Особенности научного стиля, слайд №34Особенности научного стиля, слайд №35Особенности научного стиля, слайд №36Особенности научного стиля, слайд №37Особенности научного стиля, слайд №38Особенности научного стиля, слайд №39Особенности научного стиля, слайд №40Особенности научного стиля, слайд №41Особенности научного стиля, слайд №42Особенности научного стиля, слайд №43Особенности научного стиля, слайд №44Особенности научного стиля, слайд №45Особенности научного стиля, слайд №46Особенности научного стиля, слайд №47Особенности научного стиля, слайд №48Особенности научного стиля, слайд №49Особенности научного стиля, слайд №50Особенности научного стиля, слайд №51Особенности научного стиля, слайд №52Особенности научного стиля, слайд №53Особенности научного стиля, слайд №54Особенности научного стиля, слайд №55Особенности научного стиля, слайд №56Особенности научного стиля, слайд №57Особенности научного стиля, слайд №58

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Особенности научного стиля. Доклад-сообщение содержит 58 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Особенности научного стиля
Описание слайда:
Особенности научного стиля

Слайд 2





План
Основные признаки
Подстили
Языковые особенности
Описание слайда:
План Основные признаки Подстили Языковые особенности

Слайд 3





Сфера использования
Научная деятельность
Производственная деятельность
Учебная и преподавательская деятельность
Описание слайда:
Сфера использования Научная деятельность Производственная деятельность Учебная и преподавательская деятельность

Слайд 4





обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. 
обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. 
Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.
Описание слайда:
обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.

Слайд 5





Основные особенности
Подчеркнутая информативность
Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников.
Насыщенность фактической информацией, доказательность
Объективность изложения (изложение и  анализ разных точек зрения на проблему,  сосредоточенность на предмете высказывания и отсутствие субъективизма при передаче содержания, безличность языкового выражения)
Отвлеченность, обобщенность, абстрактность
Точность, однозначность высказывания (использование однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью)
Подчеркнутая логичность, последовательность  повествования (особые синтаксические конструкции и типичные средства межфразовой связи)
Описание слайда:
Основные особенности Подчеркнутая информативность Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Насыщенность фактической информацией, доказательность Объективность изложения (изложение и анализ разных точек зрения на проблему, сосредоточенность на предмете высказывания и отсутствие субъективизма при передаче содержания, безличность языкового выражения) Отвлеченность, обобщенность, абстрактность Точность, однозначность высказывания (использование однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью) Подчеркнутая логичность, последовательность повествования (особые синтаксические конструкции и типичные средства межфразовой связи)

Слайд 6





Отличия от других стилей
В основном существует в письменной форме.
Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии.
Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в других стилях.
Описание слайда:
Отличия от других стилей В основном существует в письменной форме. Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии. Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в других стилях.

Слайд 7





Научный стиль         Художественный стиль
 Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. 
Летний дуб - порода довольно светолюбивая.
Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях.
Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.
Описание слайда:
Научный стиль Художественный стиль Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно светолюбивая. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.

Слайд 8





Подстили научного стиля
Отличительная черта собственно научного стиля — академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.
Научно-информативный подстиль должен точно передать информацию о собственно научных работах (вторичные тексты).
Учебно-справочный подстиль отражает объективныую научную информацию в концентрированном, сжатом виде
Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.
Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.
Описание слайда:
Подстили научного стиля Отличительная черта собственно научного стиля — академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность. Научно-информативный подстиль должен точно передать информацию о собственно научных работах (вторичные тексты). Учебно-справочный подстиль отражает объективныую научную информацию в концентрированном, сжатом виде Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений. Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.

Слайд 9





Подстили научного стиля
Академический (собственно научный)
Научно-учебный
Научно-популярный
Описание слайда:
Подстили научного стиля Академический (собственно научный) Научно-учебный Научно-популярный

Слайд 10





Подстили научного стиля
Описание слайда:
Подстили научного стиля

Слайд 11





Подстили научного стиля
Описание слайда:
Подстили научного стиля

Слайд 12





Подстили научного стиля
Описание слайда:
Подстили научного стиля

Слайд 13





Лексика
Лексика
Морфология
Синтаксис
Описание слайда:
Лексика Лексика Морфология Синтаксис

Слайд 14





Языковые особенности. Лексика
Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п.
       
       Конкретная лексика  в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении:
       Дуб – порода светолюбивая;
       Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).
Описание слайда:
Языковые особенности. Лексика Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п. Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении: Дуб – порода светолюбивая; Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).

Слайд 15





Языковые особенности. Лексика
 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.
 Терминология воплощает точность научной речи.
Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.
Описание слайда:
Языковые особенности. Лексика 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства. Терминология воплощает точность научной речи. Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.

Слайд 16





Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.).
Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.).
 Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. 
Определение понятий дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.)
Почва (спец.) – верхний слой земной коры, а также коры другого небесного тела
Описание слайда:
Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятий дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.) Почва (спец.) – верхний слой земной коры, а также коры другого небесного тела

Слайд 17





Дефиниция (определение)– это краткая идентификационная характеристика понятия , обозначенного определённым термином
		Правила формулирования дефиниции
определение должно строго соответствовать термину
определение строится по модели ЧТО –  ЭТО ЧТО
определение формулируется по принципу «от родовых признаков (то есть наиболее общих) к видовым (то есть более узким)»
Земля – это…
Описание слайда:
Дефиниция (определение)– это краткая идентификационная характеристика понятия , обозначенного определённым термином Правила формулирования дефиниции определение должно строго соответствовать термину определение строится по модели ЧТО – ЭТО ЧТО определение формулируется по принципу «от родовых признаков (то есть наиболее общих) к видовым (то есть более узким)» Земля – это…

Слайд 18







Земля (спец.) – третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца
Проходка (спец.) – разработка горных выработок в определённом направлении
Описание слайда:
Земля (спец.) – третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Проходка (спец.) – разработка горных выработок в определённом направлении

Слайд 19





Специфические особенности термина 
•	системность,
•	наличие дефиниции (определения),
•	однозначность,
•	стилистическая нейтральность,
•	отсутствие экспрессии (авторского отношения),
•	простота.
Одно из требований к термину – его современность, т.е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. 
Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). 
Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.
Описание слайда:
Специфические особенности термина • системность, • наличие дефиниции (определения), • однозначность, • стилистическая нейтральность, • отсутствие экспрессии (авторского отношения), • простота. Одно из требований к термину – его современность, т.е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.

Слайд 20





Соотнесите термины и их эквиваленты:

генезис 
ординарный 
фиксировать 
индифферентно 
игнорировать 
лимитировать 
ориентировочно 
функционировать 
диверсификация 
детерминировать 
кардинальный 
адаптировать
Описание слайда:
Соотнесите термины и их эквиваленты: генезис ординарный фиксировать индифферентно игнорировать лимитировать ориентировочно функционировать диверсификация детерминировать кардинальный адаптировать

Слайд 21





	Основу научного стиля речи составляет общенаучная терминология греко-латинского происхождения:
 сущ. с абстр. значением (идея, феномен)
 конкрет. сущ. в обобщённом значении (корпус, продукт)
Описание слайда:
Основу научного стиля речи составляет общенаучная терминология греко-латинского происхождения: сущ. с абстр. значением (идея, феномен) конкрет. сущ. в обобщённом значении (корпус, продукт)

Слайд 22





Примеры общенаучной лексики
	греч. происх.
анализ
гипотеза
проблема
схема
теория
цикл
энергия
Описание слайда:
Примеры общенаучной лексики греч. происх. анализ гипотеза проблема схема теория цикл энергия

Слайд 23





Лексика греческого происхождения
Описание слайда:
Лексика греческого происхождения

Слайд 24





Лексика латинского происхождения
Описание слайда:
Лексика латинского происхождения

Слайд 25





Способы образования терминов
Описание слайда:
Способы образования терминов

Слайд 26





Виды терминов
Общенаучные  - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п.
Специальные – закреплены за определенными отраслями знания:
Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое.
Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.

Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях.
Описание слайда:
Виды терминов Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация. Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях.

Слайд 27





Способы введения термина в текст 
Прямое определение
Развернутое описание понятия 
Описание главных признаков
Встраивание в синонимический ряд
Лингвистическое объяснение происхождения 
Примеры
Описание слайда:
Способы введения термина в текст Прямое определение Развернутое описание понятия Описание главных признаков Встраивание в синонимический ряд Лингвистическое объяснение происхождения Примеры

Слайд 28





Прямое определение
Здесь определяются метры – четкие закономерности, которым подчиняется ритм стиха
Если встречались омографы (т.е. одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова), то...
Описание слайда:
Прямое определение Здесь определяются метры – четкие закономерности, которым подчиняется ритм стиха Если встречались омографы (т.е. одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова), то...

Слайд 29





Развернутое описание понятия
Далее внутри сустава образуется рыхлая ткань, которая разрастается, срастается с хрящом. Эта молодая соединительная ткань переходит затем в рубцовую, - так называемую грануляционную
Описание слайда:
Развернутое описание понятия Далее внутри сустава образуется рыхлая ткань, которая разрастается, срастается с хрящом. Эта молодая соединительная ткань переходит затем в рубцовую, - так называемую грануляционную

Слайд 30





Описание главных признаков
Воспитание осуществляется непрерывно семьей и различными социальными институтами
Описание слайда:
Описание главных признаков Воспитание осуществляется непрерывно семьей и различными социальными институтами

Слайд 31





Встраивание в синонимический ряд
Идиомы, устойчивые сочетания, в которые входило слово, оказались сгруппированными в определенных местах
Эта наука с  течением времени меняла свое название, она именовалась языковедением, языкознанием, лингвистикой
Описание слайда:
Встраивание в синонимический ряд Идиомы, устойчивые сочетания, в которые входило слово, оказались сгруппированными в определенных местах Эта наука с течением времени меняла свое название, она именовалась языковедением, языкознанием, лингвистикой

Слайд 32





Лингвистическое объяснение происхождения термина
Вопросы апидетерапии (от греч. слов «апиде» - пчела и «терапия» - лечение) нашли отражение в литературе по пчеловодству
Описание слайда:
Лингвистическое объяснение происхождения термина Вопросы апидетерапии (от греч. слов «апиде» - пчела и «терапия» - лечение) нашли отражение в литературе по пчеловодству

Слайд 33





Примеры
В шутку эту теорию можно назвать бутербродной. Однако именно так и назвал ее сам доктор райт – опсоническая (греческое слово «опсоно» означает «приготовляю пищу»). И в самом деле, по мнению Райта,  в организме человека происходило нечто вроде пиршества. В начале в крови возникали определенные вещества. Они как бы смазывали сверху микробов... Делали из них бутерброд с маслом. Фагоциты же, которые любят есть сухой хлеб, охотно ели микробы с маслом.
Описание слайда:
Примеры В шутку эту теорию можно назвать бутербродной. Однако именно так и назвал ее сам доктор райт – опсоническая (греческое слово «опсоно» означает «приготовляю пищу»). И в самом деле, по мнению Райта, в организме человека происходило нечто вроде пиршества. В начале в крови возникали определенные вещества. Они как бы смазывали сверху микробов... Делали из них бутерброд с маслом. Фагоциты же, которые любят есть сухой хлеб, охотно ели микробы с маслом.

Слайд 34





Языковые особенности. Морфология
1.   Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п.
2.   Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины  и т.п.
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п. 2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.

Слайд 35





Языковые особенности. Морфология
3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании            с глаголами в форме 1 лица множ. числа
Мы считаем… 
Как нам представляется…
Под … мы будем понимать…
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании с глаголами в форме 1 лица множ. числа Мы считаем… Как нам представляется… Под … мы будем понимать…

Слайд 36





Языковые особенности. Морфология
     4.  Практически не употребляются неопределенные местоимения: 
   что-то, что-либо, кто-нибудь, 
   кое-что и др.
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 4. Практически не употребляются неопределенные местоимения: что-то, что-либо, кто-нибудь, кое-что и др.

Слайд 37





Языковые особенности. Морфология
5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета:

белковые вещества сложны;
удельный вес минералов низок;
протоплазма бесцветна.
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета: белковые вещества сложны; удельный вес минералов низок; протоплазма бесцветна.

Слайд 38





Языковые особенности. Морфология
   6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple):

Азот соединяется с кислородом 
(т.е. способен соединяться).
Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли.
80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple): Азот соединяется с кислородом (т.е. способен соединяться). Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли. 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида

Слайд 39





Наиболее частотные глаголы
влиять
возникать
возрастать
выяснять
зависеть
соответствовать 
изменяться
измерять
иметься
использовать
различать
развиваться и некоторые другие
Описание слайда:
Наиболее частотные глаголы влиять возникать возрастать выяснять зависеть соответствовать изменяться измерять иметься использовать различать развиваться и некоторые другие

Слайд 40





Языковые особенности. Синтаксис
   1.  Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами:
1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами: 1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.

Слайд 41





Языковые особенности. Синтаксис
2) наречия:
Отсюда можно сделать вывод…
Тогда получим следующее значение…
Поэтому используем данный метод…
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 2) наречия: Отсюда можно сделать вывод… Тогда получим следующее значение… Поэтому используем данный метод…

Слайд 42





Языковые особенности. Синтаксис
3) обороты связи:
Теперь перейдем к…
Можно еще отметить, что…
Постараемся теперь объяснить…
Обратим внимание на…
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 3) обороты связи: Теперь перейдем к… Можно еще отметить, что… Постараемся теперь объяснить… Обратим внимание на…

Слайд 43





Языковые особенности. Синтаксис
2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого:
20 человек работало в лаборатории.
В лаборатории работало 20 человек.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого: 20 человек работало в лаборатории. В лаборатории работало 20 человек.

Слайд 44





Языковые особенности. Синтаксис
3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже:
«жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь)
выяснение структуры общественного производства;
установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже: «жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь) выяснение структуры общественного производства; установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).

Слайд 45





Языковые особенности. Синтаксис
4. Широко используются:
причастные и деепричастные обороты;
пассивные глагольные и причастные конструкции (Эксперимент выполняется; Эксперимент выполнен)
сложные предложения;
безличные и неопределенно-личные предложения.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 4. Широко используются: причастные и деепричастные обороты; пассивные глагольные и причастные конструкции (Эксперимент выполняется; Эксперимент выполнен) сложные предложения; безличные и неопределенно-личные предложения.

Слайд 46





Использование односоставных предложений
Неопределенно-личные:
Различают два типа морфем.
Состав помещают в колбу. 
Обобщенно-личные:
Дадим определение функции.
Произведем суммирование элементов.
Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.
Описание слайда:
Использование односоставных предложений Неопределенно-личные: Различают два типа морфем. Состав помещают в колбу. Обобщенно-личные: Дадим определение функции. Произведем суммирование элементов. Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.

Слайд 47





Использование односоставных предложений
Безличные:
1) с  модальными словами:
    Нужно найти кривую; 
    Нельзя вывести формулу;
2) с безличными глаголами:
    Требуется определить силу тока;
3) с предикативными наречиями:
    Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.
Описание слайда:
Использование односоставных предложений Безличные: 1) с модальными словами: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличными глаголами: Требуется определить силу тока; 3) с предикативными наречиями: Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.

Слайд 48





Языковые особенности. Синтаксис
5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок.
6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок. 6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

Слайд 49





Ограничения употребления языковых средств в научном стиле
Недопустимость внелитературной лексики.
Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.
Ограниченно используются неполные предложения.
Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
Описание слайда:
Ограничения употребления языковых средств в научном стиле Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Слайд 50





Особенности научного стиля
Научный стиль русского языка – это его разновидность, которая функционирует в сфере науки, техники и производства. 
Научный стиль существует в письменной и устной формах. Наиболее ярко все его черты проявляются в письменной форме. 
Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от самих наук и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник). 
Этот стиль характеризуется логичностью изложения, упорядоченной системой связей между частями.
Он насыщен терминами, в частности интернациональными. 
Большую роль имеет использование абстрактной лексики (система, период, тенденция). 
В области морфологии часто встречается использование форм ед. ч. в обобщенном значении (Волк – хищное животное). Вещественные и отвлеченные существительные используются в форме множественного числа: высококачественные стали, большие глубины, шумы.
Описание слайда:
Особенности научного стиля Научный стиль русского языка – это его разновидность, которая функционирует в сфере науки, техники и производства. Научный стиль существует в письменной и устной формах. Наиболее ярко все его черты проявляются в письменной форме. Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от самих наук и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник). Этот стиль характеризуется логичностью изложения, упорядоченной системой связей между частями. Он насыщен терминами, в частности интернациональными. Большую роль имеет использование абстрактной лексики (система, период, тенденция). В области морфологии часто встречается использование форм ед. ч. в обобщенном значении (Волк – хищное животное). Вещественные и отвлеченные существительные используются в форме множественного числа: высококачественные стали, большие глубины, шумы.

Слайд 51





При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков). 
При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков). 
Широко используются имена краткие имена прилагательные. 
Из синтаксических особенностей следует отметить тенденцию к сложным построениям – это предложения с однородными членами, сложные предложения, вставные конструкции. Характерно использование составных союзов: вследствие того, что; между тем; несмотря на то, что. 
Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно и др.)
Следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют на «мы»  («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).
Описание слайда:
При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков). При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков). Широко используются имена краткие имена прилагательные. Из синтаксических особенностей следует отметить тенденцию к сложным построениям – это предложения с однородными членами, сложные предложения, вставные конструкции. Характерно использование составных союзов: вследствие того, что; между тем; несмотря на то, что. Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно и др.) Следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).

Слайд 52





Анализ текста 
Попова З.Д., Стернин И.А. 
Когнитивная лингвистика
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 53





Анализ текста. 
Попова З.Д., Стернин И.А. 
«Когнитивная лингвистика»
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 54





Анализ текста
Попова З.Д., Стернин И.А. 
«Когнитивная лингвистика»
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 55





Анализ текста
Попова З.Д., Стернин И.А. 
«Когнитивная лингвистика»
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 56





План 
стилистического анализа текста
     I. Экстралингвистический анализ текста
1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора.
2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).
3. Форма речи (устная или письменная).
4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.
Описание слайда:
План стилистического анализа текста I. Экстралингвистический анализ текста 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора. 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог). 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.

Слайд 57





 План 
стилистического анализа текста
   II. Лингвистический анализ текста
            1.Языковые  особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста:
              а) лексические;
              б) морфологические;
              в) синтаксические.
           2. Средства создания образности и экспрессивности текста.
   III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).
Описание слайда:
План стилистического анализа текста II. Лингвистический анализ текста 1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста: а) лексические; б) морфологические; в) синтаксические. 2. Средства создания образности и экспрессивности текста. III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).

Слайд 58





Пример:
Пример:
Научный стиль: 
Береза - род деревьев и  кустарников семейства березовых. Около 12 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют берёза бородавчатая  и  берёза  пушистая.

Энтропия – 1. Физическая величина, характеризующая термодинамическое состояние тела или системы тел и возможные изменения этих состояний.
2. В теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов, например, опыт, до проведения которого результат в точности неизвестен.
3. В обыденном сознании энтропия – разрушение, хаос, то, чему противостоит упорядоченность.
Описание слайда:
Пример: Пример: Научный стиль: Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 12 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют берёза бородавчатая и берёза пушистая. Энтропия – 1. Физическая величина, характеризующая термодинамическое состояние тела или системы тел и возможные изменения этих состояний. 2. В теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов, например, опыт, до проведения которого результат в точности неизвестен. 3. В обыденном сознании энтропия – разрушение, хаос, то, чему противостоит упорядоченность.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию