Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Емвы
Районная педагогическая конференция
«Путь к Мастерству»
Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
Мацюк Евдокия Алексеевна
2015
Слайд 2
Описание слайда:
Актуальность
Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности.
Один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».
Слайд 3
Описание слайда:
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Слайд 4
Слайд 5
Описание слайда:
Что такое смысловое чтение?
Чтение – это многофункциональный процесс.
1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
2)С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:
Виды чтения
Слайд 8
Описание слайда:
Несплошной текст
Задание : сформулируйте 3 задания:
- на умение найти и извлечь информацию
(Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)
- на умение интегрировать и интерпретировать информацию
(Когда был в Москве человек, купивший билет? )
- на умение осмыслить и оценить информацию
(На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)
Слайд 9
Описание слайда:
Фазы прочтения текста
Слайд 10
Описание слайда:
1. Предчтение
11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!»
Слайд 11
Описание слайда:
Вопросы к игре (мозговой штурм)
Слайд 12
Описание слайда:
2) Поставь проблему. Предложи
решение.
11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе».
Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.
Слайд 13
Описание слайда:
2. Чтение
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Слайд 14
Описание слайда:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
(чтение с остановками)
Слайд 15
Описание слайда:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
(чтение с остановками)
Слайд 16
Описание слайда:
Приём «Чтение в кружок»
Слайд 17
Описание слайда:
Осмысление (через ментальные карты)
Слайд 18
Описание слайда:
Осмысление (через ментальные карты)
Слайд 19
Описание слайда:
Осмысление (через ментальные карты)
Слайд 20
Описание слайда:
Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Слайд 21
Описание слайда:
3.Постчтение
Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
-синквейн
кубик Блума (ромашка)
Методика «Где ответ?»
Слайд 22
Описание слайда:
Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.
1.Тема (одно существительное)
2. Описание темы (два прилагательных или причастия
3. Характеристика темы (три глагола)
4. Отношение к теме (фраза из четырех слов)
5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
Осмысление (через синквейн)
Слайд 23
Описание слайда:
1) Синквейн по рассказу
«Голубая ель»
Синквейн ученицы 6 «а» класс Растегаевой Елены.
1.Дерево.
2. Изуродованное, мертвое.
3. Плачет, просит, умоляет.
4. У кого поднялась рука?
5. Жестокость.
Слайд 24
Описание слайда:
2) Кубик Блума
На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Слайд 25
Описание слайда:
3)
3) Чтение про себя с вопросами
Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы.
Слайд 26
Описание слайда:
4) Технология «Где ответ?»
Данная стратегия является одной из самых эффективных послетекстовых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.
Слайд 27
Описание слайда:
4) Технология «Где ответ?»
Выбор текста:
Интересный
Незнакомый
Соответствующий возрасту
Помощь родителей
Слайд 28
Описание слайда:
Использованные ресурсы
Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.
Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова , журнал «Начальная школа», 2013.
http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html
http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf
Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://kabakin.ru/metod-intellekt-kart/
Слайд 29
Презентацию на
тему Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы можно скачать бесплатно ниже: