🗊 Урок русского языка 7 класс Автор – Грязнова Ирина Сергеевна Г. Благовещенск МОУ СОШ № 15 2010 г.

Категория: Химия
Нажмите для полного просмотра!
  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №1  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №2  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №3  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №4  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №5  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №6  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №7  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №8  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №9  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №10  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №11  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №12  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №13  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №14  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №15  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №16  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №17  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №18  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №19  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №20  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №21  
  Урок русского языка 7 класс  Автор – Грязнова Ирина Сергеевна  Г. Благовещенск  МОУ СОШ  № 15  2010 г.  , слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Урок русского языка 7 класс Автор – Грязнова Ирина Сергеевна Г. Благовещенск МОУ СОШ № 15 2010 г. . Презентация содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Урок русского языка
7 класс
Автор – Грязнова Ирина Сергеевна
Г. Благовещенск
МОУ СОШ  № 15
2010 г.
Описание слайда:
Урок русского языка 7 класс Автор – Грязнова Ирина Сергеевна Г. Благовещенск МОУ СОШ № 15 2010 г.

Слайд 2





Язык как развивающееся явление
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.
С.Я. Маршак.
Описание слайда:
Язык как развивающееся явление Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. С.Я. Маршак.

Слайд 3





Язык – живой развивающийся организм
Какие изменения происходят в языке?
Графические
Фонетические
Лексические
Грамматические
Приведите примеры исторических изменений в русском языке.
Описание слайда:
Язык – живой развивающийся организм Какие изменения происходят в языке? Графические Фонетические Лексические Грамматические Приведите примеры исторических изменений в русском языке.

Слайд 4





Исторические изменения в графике
Какой азбукой мы пользуемся?
- Кириллицей
Почему она так называется?
- Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий
Когда была создана кириллица?
- В 863 г.
24 мая – День славянской письменности.
Описание слайда:
Исторические изменения в графике Какой азбукой мы пользуемся? - Кириллицей Почему она так называется? - Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий Когда была создана кириллица? - В 863 г. 24 мая – День славянской письменности.

Слайд 5





Исторические изменения в графике
Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными.
Какие буквы сейчас не употребляются?
Какие буквы добавились?
Что еще изменилось?
Описание слайда:
Исторические изменения в графике Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными. Какие буквы сейчас не употребляются? Какие буквы добавились? Что еще изменилось?

Слайд 6





Исторические изменения в фонетике
Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков.
Например: Ђ (ять) - [ие]
К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем:
БЂдный блЂдный бЂлый бЂс
убЂжал за рЂчку в лЂс…
Описание слайда:
Исторические изменения в фонетике Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков. Например: Ђ (ять) - [ие] К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем: БЂдный блЂдный бЂлый бЂс убЂжал за рЂчку в лЂс…

Слайд 7





Исторические изменения в фонетике
Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).
Например: 
Бърьвьно – бревно
Съдоровъ - здоров
Описание слайда:
Исторические изменения в фонетике Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ). Например: Бърьвьно – бревно Съдоровъ - здоров

Слайд 8





Исторические изменения в фонетике
Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?
Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.
Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.
Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.
Описание слайда:
Исторические изменения в фонетике Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом? Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость. Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш. Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.

Слайд 9





Исторические изменения в лексике
Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.
Причины:
Изменения в общественном 
    устройстве
Развитие науки и техники
Приведите примеры.
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий. Причины: Изменения в общественном устройстве Развитие науки и техники Приведите примеры.

Слайд 10





Исторические изменения в лексике
У каждой эпохи свои неологизмы.
Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие слова:
Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер.
Как долго слова остаются неологизмами?
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике У каждой эпохи свои неологизмы. Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие слова: Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер. Как долго слова остаются неологизмами?

Слайд 11





Исторические изменения в лексике
Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар.
Почему слова устаревают?
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар. Почему слова устаревают?

Слайд 12





Исторические изменения в лексике
Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.
Например: соха, колчан, 
армяк, кика, дилижанс, 
конка, статский советник, 
комбед, изба-читальня, 
комиссар.
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое. Например: соха, колчан, армяк, кика, дилижанс, конка, статский советник, комбед, изба-читальня, комиссар.

Слайд 13





Исторические изменения в лексике
Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными.
Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит.
Задание 2. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы.
Брадобрей, алчность, бард, поварня, глаголет, лобызать, грядет, отверзать.
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными. Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит. Задание 2. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы. Брадобрей, алчность, бард, поварня, глаголет, лобызать, грядет, отверзать.

Слайд 14





Исторические изменения в лексике
Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.
Например: 
подлый – 
1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»;
2) современное «бесчестный, нравственно низкий».
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают. Например: подлый – 1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»; 2) современное «бесчестный, нравственно низкий».

Слайд 15





Исторические изменения в лексике
Значение слова может сужаться и расширяться.
Например:
Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль» 
(ср. порошок, запорошить, пороша).
Палец – первоначально «большой палец руки».
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Значение слова может сужаться и расширяться. Например: Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль» (ср. порошок, запорошить, пороша). Палец – первоначально «большой палец руки».

Слайд 16





Этимология – наука о происхождении слов
Какого цвета должны быть чернила?
Почему висок, ломоть, ветчина так называются?
Из-под мышек – при чем здесь мыши?
Описание слайда:
Этимология – наука о происхождении слов Какого цвета должны быть чернила? Почему висок, ломоть, ветчина так называются? Из-под мышек – при чем здесь мыши?

Слайд 17





Этимология – наука о происхождении слов
Этимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов.
Задание 3. С помощью этимологического анализа объясните правописание слов 
Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.
Описание слайда:
Этимология – наука о происхождении слов Этимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов. Задание 3. С помощью этимологического анализа объясните правописание слов Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.

Слайд 18





Изменения в грамматике
Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро. 
Например: 
имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей; 
глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).
Описание слайда:
Изменения в грамматике Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро. Например: имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей; глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).

Слайд 19





Изменения в грамматике
Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?
Описание слайда:
Изменения в грамматике Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?

Слайд 20





Подведем итоги
Какой уровень языка изменяется быстрее других?
- лексика
Какие группы слов выделяются в языке по времени их появления?
- историзмы, архаизмы, неологизмы
Что может произойти со значением слова?
- измениться, сузиться или расшириться
Описание слайда:
Подведем итоги Какой уровень языка изменяется быстрее других? - лексика Какие группы слов выделяются в языке по времени их появления? - историзмы, архаизмы, неологизмы Что может произойти со значением слова? - измениться, сузиться или расшириться

Слайд 21





Подведем итоги
Что изучает этимология?
- происхождение слов
Какие еще уровни языка подверглись значительным изменениям?
- фонетика, грамматика
Какие следы исторических изменений сохранились в современном русском языке?
Описание слайда:
Подведем итоги Что изучает этимология? - происхождение слов Какие еще уровни языка подверглись значительным изменениям? - фонетика, грамматика Какие следы исторических изменений сохранились в современном русском языке?

Слайд 22





Домашнее задание
Подготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, Школьным словарем устаревших слов под ред. Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, Толковым словарем С.И. Ожегова и др.
Описание слайда:
Домашнее задание Подготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, Школьным словарем устаревших слов под ред. Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, Толковым словарем С.И. Ожегова и др.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию