🗊Презентация Проблема V постулата Евклида и его решение

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №1Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №2Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №3Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №4Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №5Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №6Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №7Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №8Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №9Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №10Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №11Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №12Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №13Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №14Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №15Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №16Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №17Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №18Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №19Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №20Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №21Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Проблема V постулата Евклида и его решение. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Проблема V постулата Евклида и его решение
Описание слайда:
Проблема V постулата Евклида и его решение

Слайд 2





Геометрия Евклида
Первым систематическим изложением геометрии, дошедшим до нашего времени, являются “Начала” – сочинения александрийского математика Евклида.
Описание слайда:
Геометрия Евклида Первым систематическим изложением геометрии, дошедшим до нашего времени, являются “Начала” – сочинения александрийского математика Евклида.

Слайд 3





Постулаты Евклида
Из каждой точки ко всякой другой точке можно провести прямую;
Каждую ограниченную прямую можно продолжить неопределённо;
Из любого центра можно описать окружность любого радиуса;
Все прямые углы равны;
И если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньше двух прямых, то продолженные эти прямые неограниченно встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых
Описание слайда:
Постулаты Евклида Из каждой точки ко всякой другой точке можно провести прямую; Каждую ограниченную прямую можно продолжить неопределённо; Из любого центра можно описать окружность любого радиуса; Все прямые углы равны; И если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньше двух прямых, то продолженные эти прямые неограниченно встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых

Слайд 4





О чем говорится в V постулате Евклида?
Если две прямые а и в образуют при пересечении с третьей прямой внутренние односторонние углы a и в, сумма величин которых меньше двух прямых углов (т.е. меньше 180°; рис. 1), то эти две прямые обязательно пересекаются, причем именно с той стороны от третьей прямой, по которую расположены углы а и в (составляющие вместе менее 180°).
Описание слайда:
О чем говорится в V постулате Евклида? Если две прямые а и в образуют при пересечении с третьей прямой внутренние односторонние углы a и в, сумма величин которых меньше двух прямых углов (т.е. меньше 180°; рис. 1), то эти две прямые обязательно пересекаются, причем именно с той стороны от третьей прямой, по которую расположены углы а и в (составляющие вместе менее 180°).

Слайд 5





Равносильная аксиома параллельности
	К данной прямой через данную вне ее точку можно провести не более одной параллельной прямой.
Описание слайда:
Равносильная аксиома параллельности К данной прямой через данную вне ее точку можно провести не более одной параллельной прямой.

Слайд 6


Проблема V постулата Евклида и его решение, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





Итак, на базе этих постулатов шло успешное развитие геометрии, но в то время как другие постулаты считались совершенно очевидными, очевидность пятого постулата оспаривалась. Много веков усилия большого числа ученых были направлены на доказательство пятого постулата. Это объяснялось тем, что число аксиом стремились свести к минимуму. 
Итак, на базе этих постулатов шло успешное развитие геометрии, но в то время как другие постулаты считались совершенно очевидными, очевидность пятого постулата оспаривалась. Много веков усилия большого числа ученых были направлены на доказательство пятого постулата. Это объяснялось тем, что число аксиом стремились свести к минимуму. 
Ученые думали, что пятый постулат можно доказать как теорему, опираясь на остальные. Многие геометры пытались обойти его, заменяя пятый постулат другим, казавшимся более очевидным. На этом пути было сформулировано много положений, но все они были эквивалентны пятому постулату Евклида.
Описание слайда:
Итак, на базе этих постулатов шло успешное развитие геометрии, но в то время как другие постулаты считались совершенно очевидными, очевидность пятого постулата оспаривалась. Много веков усилия большого числа ученых были направлены на доказательство пятого постулата. Это объяснялось тем, что число аксиом стремились свести к минимуму. Итак, на базе этих постулатов шло успешное развитие геометрии, но в то время как другие постулаты считались совершенно очевидными, очевидность пятого постулата оспаривалась. Много веков усилия большого числа ученых были направлены на доказательство пятого постулата. Это объяснялось тем, что число аксиом стремились свести к минимуму. Ученые думали, что пятый постулат можно доказать как теорему, опираясь на остальные. Многие геометры пытались обойти его, заменяя пятый постулат другим, казавшимся более очевидным. На этом пути было сформулировано много положений, но все они были эквивалентны пятому постулату Евклида.

Слайд 8





Например:
сумма углов треугольника равна 180°, 
во всех треугольниках сумма углов одна и та же, 
через любую точку внутри угла можно провести секущую, пересекающую обе стороны угла, 
существуют два подобных, но не равных треугольника, 
теорема Пифагора, 
для всякого треугольника существует описанная окружность и др.
Описание слайда:
Например: сумма углов треугольника равна 180°, во всех треугольниках сумма углов одна и та же, через любую точку внутри угла можно провести секущую, пересекающую обе стороны угла, существуют два подобных, но не равных треугольника, теорема Пифагора, для всякого треугольника существует описанная окружность и др.

Слайд 9





   В конце 18 века у некоторых геометров возникла мысль о невозможности доказать пятый постулат. Допустив, что пятый постулат неверен, математики пытались прийти к логическому противоречию. Они приходили к утверждениям, противоречащим нашей геометрической интуиции, но логического противоречия не получалось.
   В конце 18 века у некоторых геометров возникла мысль о невозможности доказать пятый постулат. Допустив, что пятый постулат неверен, математики пытались прийти к логическому противоречию. Они приходили к утверждениям, противоречащим нашей геометрической интуиции, но логического противоречия не получалось.
Описание слайда:
В конце 18 века у некоторых геометров возникла мысль о невозможности доказать пятый постулат. Допустив, что пятый постулат неверен, математики пытались прийти к логическому противоречию. Они приходили к утверждениям, противоречащим нашей геометрической интуиции, но логического противоречия не получалось. В конце 18 века у некоторых геометров возникла мысль о невозможности доказать пятый постулат. Допустив, что пятый постулат неверен, математики пытались прийти к логическому противоречию. Они приходили к утверждениям, противоречащим нашей геометрической интуиции, но логического противоречия не получалось.

Слайд 10





Геометрия Лобачевского
Лобачевский  построил новую геометрию, откинув постулат Евклида, заменив его другим, прямо противоположным по смыслу: “Через точку А вне прямой а в плоскости, определяемой точкой А и прямой а, проходит по крайней мере две прямые с и в не имеющие общей точки с прямой а”.
Описание слайда:
Геометрия Лобачевского Лобачевский построил новую геометрию, откинув постулат Евклида, заменив его другим, прямо противоположным по смыслу: “Через точку А вне прямой а в плоскости, определяемой точкой А и прямой а, проходит по крайней мере две прямые с и в не имеющие общей точки с прямой а”.

Слайд 11





И не получил противоречия. 
И не получил противоречия. 
Отсюда следует, что таких прямых может быть бесконечное количество.
 Доказывая много десятков теорем, не обнаруживая логических противоречий, Лобачевскому пришла в голову догадка о непротиворечивости такой геометрии, он назвал её воображаемой. 
В геометрии Лобачевского сохраняются все теоремы, которые в евклидовой геометрии можно доказать без использования пятого постулата.
Описание слайда:
И не получил противоречия. И не получил противоречия. Отсюда следует, что таких прямых может быть бесконечное количество. Доказывая много десятков теорем, не обнаруживая логических противоречий, Лобачевскому пришла в голову догадка о непротиворечивости такой геометрии, он назвал её воображаемой. В геометрии Лобачевского сохраняются все теоремы, которые в евклидовой геометрии можно доказать без использования пятого постулата.

Слайд 12





Например:
вертикальные углы равны; 
углы при основании равнобедренного треугольника равны; 
из данной точки можно опустить на данную прямую только один перпендикуляр 
и др.
Описание слайда:
Например: вертикальные углы равны; углы при основании равнобедренного треугольника равны; из данной точки можно опустить на данную прямую только один перпендикуляр и др.

Слайд 13





Однако, теоремы, где применяется аксиома параллельности прямых, видоизменяются:
Теорема о сумме углов треугольника готовит первый “сюрприз”: в геометрии Лобачевского сумма углов любого треугольника меньше 180°. Разность между 180° и суммой углов треугольника положительна и называется дефектом (D) этого треугольника. Формула для площади треугольника S=k*D, то есть площадь связана с его дефектом. Самую большую площадь имеет треугольник с нулевыми углами, а его стороны имеют бесконечную длину
Описание слайда:
Однако, теоремы, где применяется аксиома параллельности прямых, видоизменяются: Теорема о сумме углов треугольника готовит первый “сюрприз”: в геометрии Лобачевского сумма углов любого треугольника меньше 180°. Разность между 180° и суммой углов треугольника положительна и называется дефектом (D) этого треугольника. Формула для площади треугольника S=k*D, то есть площадь связана с его дефектом. Самую большую площадь имеет треугольник с нулевыми углами, а его стороны имеют бесконечную длину

Слайд 14





В геометрии Лобачевского:
Два неравных равносторонних треугольника имеют неравные углы. 
В геометрии Лобачевского не существует подобных фигур. 
Если углы одного треугольника равны соответственно углам другого треугольника, то эти треугольники равны. 
Геометрическое место точек, находящихся на данном расстоянии от данной прямой и лежащих по одну сторону есть кривая линия, которая называется эквидистантой.
Описание слайда:
В геометрии Лобачевского: Два неравных равносторонних треугольника имеют неравные углы. В геометрии Лобачевского не существует подобных фигур. Если углы одного треугольника равны соответственно углам другого треугольника, то эти треугольники равны. Геометрическое место точек, находящихся на данном расстоянии от данной прямой и лежащих по одну сторону есть кривая линия, которая называется эквидистантой.

Слайд 15





Возможные расположения двух прямых на плоскости Лобачевского: 
Две несовпадающие прямые либо пересекаются в одной точке, либо параллельны, либо являются расходящимися
Описание слайда:
Возможные расположения двух прямых на плоскости Лобачевского: Две несовпадающие прямые либо пересекаются в одной точке, либо параллельны, либо являются расходящимися

Слайд 16





Геометрия Римана
	Через некоторое время идеи Лобачевского были приняты математиками, и следующим этапом развития геометрии стала эллиптическая геометрия Римана. Риман исходил из того, что через точку, не лежащую на данной прямой, вообще нельзя провести прямую, не пересекающую данную.
Описание слайда:
Геометрия Римана Через некоторое время идеи Лобачевского были приняты математиками, и следующим этапом развития геометрии стала эллиптическая геометрия Римана. Риман исходил из того, что через точку, не лежащую на данной прямой, вообще нельзя провести прямую, не пересекающую данную.

Слайд 17





В геометрии Римана:
две прямые всегда пересекаются, параллельных прямых совсем нет; 
сумма углов прямолинейного треугольника больше 180°; 
прямая имеет конечную длину, плоскость – конечную площадь и др.
Описание слайда:
В геометрии Римана: две прямые всегда пересекаются, параллельных прямых совсем нет; сумма углов прямолинейного треугольника больше 180°; прямая имеет конечную длину, плоскость – конечную площадь и др.

Слайд 18





Исследования Саккери 
Гипотезу тупого угла, допускающую существование четырехугольника, у которого четвертый угол ф тупой, Саккери отверг при помощи строгого рассуждения. Однако доказать, что и гипотеза острого угла неверна, ни сам Саккери, ни его последователи не смогли. Неприступная "крепость" пятого постулата осталась непокоренной.
Описание слайда:
Исследования Саккери Гипотезу тупого угла, допускающую существование четырехугольника, у которого четвертый угол ф тупой, Саккери отверг при помощи строгого рассуждения. Однако доказать, что и гипотеза острого угла неверна, ни сам Саккери, ни его последователи не смогли. Неприступная "крепость" пятого постулата осталась непокоренной.

Слайд 19





Исследования Гаусса
	Гаусс обратился к теории параллельных в 1792 г. Сначала он надеялся доказать пятый постулат, но затем пришел к мысли о построении новой геометрии, которую назвал неевклидовой. 
В 1817 г. в одном из писем признался: "Я прихожу все более к убеждению, что необходимость нашей геометрии не может быть доказана". Но обнародовать эти идеи он не решился из боязни быть непонятым.
Описание слайда:
Исследования Гаусса Гаусс обратился к теории параллельных в 1792 г. Сначала он надеялся доказать пятый постулат, но затем пришел к мысли о построении новой геометрии, которую назвал неевклидовой. В 1817 г. в одном из писем признался: "Я прихожу все более к убеждению, что необходимость нашей геометрии не может быть доказана". Но обнародовать эти идеи он не решился из боязни быть непонятым.

Слайд 20





Исследования Януша Больяй
	Творцом новой геометрии стал так же и венгерский математик Янош Больяй (1802 - 1860). В отличие от Гаусса он стремился распространить свои идеи, но большинство математиков тогда еще не были готовы их воспринять.

Результаты Яноша Больяя были сжато изложены в 1832 г. в приложении книге его отца, Фаркаша Больяя. Труд Я. Больяя "Приложение, содержащее науку о пространстве, абсолютно истинную, не зависящую от истинности или ложности XI аксиомы Евклида (что a priori никогда решено быть не может)" обычно кратко называют "Аппендикс" (от лат. "приложение").
Описание слайда:
Исследования Януша Больяй Творцом новой геометрии стал так же и венгерский математик Янош Больяй (1802 - 1860). В отличие от Гаусса он стремился распространить свои идеи, но большинство математиков тогда еще не были готовы их воспринять. Результаты Яноша Больяя были сжато изложены в 1832 г. в приложении книге его отца, Фаркаша Больяя. Труд Я. Больяя "Приложение, содержащее науку о пространстве, абсолютно истинную, не зависящую от истинности или ложности XI аксиомы Евклида (что a priori никогда решено быть не может)" обычно кратко называют "Аппендикс" (от лат. "приложение").

Слайд 21





Исследования Лобачевского
Русский математик, профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский, писал, что задача о параллельных прямых представляет собой "трудность, до сих пор непобедимую, но между тем заключающую в себе истины ощутительные, вне всякого сомнения, и столь важные для целей науки, что никак не могут быть обойдены".
Описание слайда:
Исследования Лобачевского Русский математик, профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский, писал, что задача о параллельных прямых представляет собой "трудность, до сих пор непобедимую, но между тем заключающую в себе истины ощутительные, вне всякого сомнения, и столь важные для целей науки, что никак не могут быть обойдены".

Слайд 22





НАСКОЛЬКО ВЕЛИК ТРУД, ЗАТРАЧЕННЫЙ НА ИССЛЕДОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОБЛЕМОЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА V ПОСТУЛАТА, МОЖНО СУДИТЬ ПО ТОМУ, ЧТО ИЗВЕСТНО ОКОЛО 250 СЕРЬЁЗНЫХ СОЧИНЕНИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ ТЕОРИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ И НЕ ДОСТИГШИХ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. ОДНАКО, НЕСМОТРЯ НА БЕЗРЕЗУЛЬТАТНОСТЬ И ТЩЕТНОСТЬ ВСЕХ ПОПЫТОК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА V ПОСТУЛАТА, ОНИ ВСЁ ЖЕ НЕ БЫЛИ БЕСПОЛЕЗНЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТИХ МНОГОВЕКОВЫХ ПОИСКОВ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ НЕКОТОРЫМИ ВАЖНЫМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ И, В ЧАСТНОСТИ, БЫЛИ ОТКРЫТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ V ПОСТУЛАТУ. НАПРИМЕР, В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ V ПОСТУЛАТ ИЗВЕСТЕН, КАК АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПЛЕЙФЕРА: «ЧЕРЕЗ ТОЧКУ, ЛЕЖАЩУЮ ВНЕ ДАННОЙ ПРЯМОЙ, МОЖНО ПРОВЕСТИ ТОЛЬКО ОДНУ ПРЯМУЮ, ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ ДАННОЙ».
Описание слайда:
НАСКОЛЬКО ВЕЛИК ТРУД, ЗАТРАЧЕННЫЙ НА ИССЛЕДОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОБЛЕМОЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА V ПОСТУЛАТА, МОЖНО СУДИТЬ ПО ТОМУ, ЧТО ИЗВЕСТНО ОКОЛО 250 СЕРЬЁЗНЫХ СОЧИНЕНИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ ТЕОРИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ И НЕ ДОСТИГШИХ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. ОДНАКО, НЕСМОТРЯ НА БЕЗРЕЗУЛЬТАТНОСТЬ И ТЩЕТНОСТЬ ВСЕХ ПОПЫТОК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА V ПОСТУЛАТА, ОНИ ВСЁ ЖЕ НЕ БЫЛИ БЕСПОЛЕЗНЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТИХ МНОГОВЕКОВЫХ ПОИСКОВ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ НЕКОТОРЫМИ ВАЖНЫМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ И, В ЧАСТНОСТИ, БЫЛИ ОТКРЫТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ V ПОСТУЛАТУ. НАПРИМЕР, В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ V ПОСТУЛАТ ИЗВЕСТЕН, КАК АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПЛЕЙФЕРА: «ЧЕРЕЗ ТОЧКУ, ЛЕЖАЩУЮ ВНЕ ДАННОЙ ПРЯМОЙ, МОЖНО ПРОВЕСТИ ТОЛЬКО ОДНУ ПРЯМУЮ, ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ ДАННОЙ».



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию