🗊Презентация Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №1Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №2Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №3Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №4Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №5Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №6Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №7Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №8Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №9Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №10Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №11Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №12Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №13Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №14Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №15Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №16Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №17Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №18Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №19Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №20Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №21Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №22Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №23Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №24Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №25Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №26Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №27Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №28Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №29Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №30Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №31Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №32Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №33Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №34Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №35Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №36Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №37Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №38Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №39Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №40Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №41Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №42Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №43Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №44Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №45Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №46Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №47Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №48Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №49Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №50Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №51Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №52Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №53

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ. Доклад-сообщение содержит 53 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ
Описание слайда:
Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ

Слайд 2


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Трудности освоения этой части речи обусловлены 
отсутствием некоторых из них в родных языках учащихся, 
особенностями  семантики и формообразования местоимений, 
активным их участием во фразеологии, 
закрепленностью некоторых из них за предложениями особой структуры. > Усвоение этого морфологического материала может идти на лексической либо синтаксической основе.
Описание слайда:
Трудности освоения этой части речи обусловлены отсутствием некоторых из них в родных языках учащихся, особенностями семантики и формообразования местоимений, активным их участием во фразеологии, закрепленностью некоторых из них за предложениями особой структуры. > Усвоение этого морфологического материала может идти на лексической либо синтаксической основе.

Слайд 4





2 типа парадигм в РЯ:
Именные (1, 2, 3 скл.; мн. ч.; личные)
Местоименные (ж. – м.-ср. р., мн. ч.)
Его, ему … ей, ею… их, им… // какого … какой … каким…  кого – чего…
   того…тою …этих  красного – синего…
подошедшего – купленному…
Описание слайда:
2 типа парадигм в РЯ: Именные (1, 2, 3 скл.; мн. ч.; личные) Местоименные (ж. – м.-ср. р., мн. ч.) Его, ему … ей, ею… их, им… // какого … какой … каким… кого – чего… того…тою …этих красного – синего… подошедшего – купленному…

Слайд 5





!!
Каким? –этим, синим, красным (им: тем, кем?)
Каких? чьих? Их, моих, синих, красных, этих – тех 
им (тв.ед.) – им (дат.мн.)  ей (дат., пр.п.) – красной (род., дат., тв., пр.)
Описание слайда:
!! Каким? –этим, синим, красным (им: тем, кем?) Каких? чьих? Их, моих, синих, красных, этих – тех им (тв.ед.) – им (дат.мн.) ей (дат., пр.п.) – красной (род., дат., тв., пр.)

Слайд 6





Когда давать местоименную парадигму – параллельно с сущ. или отдельно?
За и против
Категория рода !
Это Московский Кремль. Видел Красную площадь.
Описание слайда:
Когда давать местоименную парадигму – параллельно с сущ. или отдельно? За и против Категория рода ! Это Московский Кремль. Видел Красную площадь.

Слайд 7





Во всех грамматиках есть тема
Отдельно: 
Битехтина Г.А. Употребление местоимений (притяжательных, отрицательных, определительных).- М., 1967.- 23 с.
+ лит-ра
Описание слайда:
Во всех грамматиках есть тема Отдельно: Битехтина Г.А. Употребление местоимений (притяжательных, отрицательных, определительных).- М., 1967.- 23 с. + лит-ра

Слайд 8





Разряды местоимений
Личные
Возвратное
Вопросительно-относительные
Притяжательные
Указательные 
Определительные 
Неопределенные
Отрицательные
Описание слайда:
Разряды местоимений Личные Возвратное Вопросительно-относительные Притяжательные Указательные Определительные Неопределенные Отрицательные

Слайд 9





Личные (при изучении падежей)
Аналог – в др. языках. Супплетивизм (я – меня – мне)
Описание слайда:
Личные (при изучении падежей) Аналог – в др. языках. Супплетивизм (я – меня – мне)

Слайд 10






Проблема рода (для неодуш.) 
Франц. – ОНО (нет ср. р.)
англ. he—он, she—она, it—он, она, оно (оно = he /she /it) Это словарь. Он мой. Он там.
Это книга. Она моя, она там.
You = ты, вы (ты: при обращении к членам семьи, родственникам, Богу, друзьям, детям, животным; вы: к группе лиц или к одному взрослому лицу — знакомому или незнакомому (Вы).
Описание слайда:
Проблема рода (для неодуш.) Франц. – ОНО (нет ср. р.) англ. he—он, she—она, it—он, она, оно (оно = he /she /it) Это словарь. Он мой. Он там. Это книга. Она моя, она там. You = ты, вы (ты: при обращении к членам семьи, родственникам, Богу, друзьям, детям, животным; вы: к группе лиц или к одному взрослому лицу — знакомому или незнакомому (Вы).

Слайд 11


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12






Они: в РЯ – неопределенно личные предл. (в газетах пишут, книгу напечатали в Берлине): В городе строят новый район /They build...; Говорят… /People say...
Мы: (=я с кем-то – мн./ед.ч.) + мы с тобой сейчас… мы с преподавателем 
[Он очень обрадовался], (когда получил твое письмо) — (Когда он получил твое письмо), [(он) очень обрадовался].
Описание слайда:
Они: в РЯ – неопределенно личные предл. (в газетах пишут, книгу напечатали в Берлине): В городе строят новый район /They build...; Говорят… /People say... Мы: (=я с кем-то – мн./ед.ч.) + мы с тобой сейчас… мы с преподавателем [Он очень обрадовался], (когда получил твое письмо) — (Когда он получил твое письмо), [(он) очень обрадовался].

Слайд 13





У него
Был очень сильный мороз. Из-за … мы не пошли на каток; Эта дорога короче. Мы пойдём по… ; Ученик хорошо занимается. Учитель доволен … ; Я не мог вчера прийти к друзьям. Я позвонил … и сказал, что не приду к … .
Описание слайда:
У него Был очень сильный мороз. Из-за … мы не пошли на каток; Эта дорога короче. Мы пойдём по… ; Ученик хорошо занимается. Учитель доволен … ; Я не мог вчера прийти к друзьям. Я позвонил … и сказал, что не приду к … .

Слайд 14





Возвратное СЕБЯ
не имеет Им.п., не изменяется по родам, лицам и числам, употребляется в предложении, когда действующее лицо  является одновременно и объектом действия. Ср.: Я видел вокруг себя друзей – Вокруг меня стояли друзья. 
Я думаю/ты думаешь/он, она думает/мы думаем/ вы думаете/они думают о себе.
Описание слайда:
Возвратное СЕБЯ не имеет Им.п., не изменяется по родам, лицам и числам, употребляется в предложении, когда действующее лицо является одновременно и объектом действия. Ср.: Я видел вокруг себя друзей – Вокруг меня стояли друзья. Я думаю/ты думаешь/он, она думает/мы думаем/ вы думаете/они думают о себе.

Слайд 15






1.	Я услышал за собой знакомые шаги. Мы с трудом заставляли себя слушать.
Вы не похожи на себя сегодня.
2.   Начни воспитание с себя. Расскажите о себе.
3.	Он увидел около себя собаку. – Собака стояла около него.
Описание слайда:
1. Я услышал за собой знакомые шаги. Мы с трудом заставляли себя слушать. Вы не похожи на себя сегодня. 2. Начни воспитание с себя. Расскажите о себе. 3. Он увидел около себя собаку. – Собака стояла около него.

Слайд 16






Пошел к себе. Буду у себя до вечера. Отец работает у себя. 
 чувствовать (почувствовать) себя, представлять (представить) себе, представлять собой, владеть собой, приходить (прийти) в себя, выходить (выйти) из себя, держать себя в руках, читать про себя, хорош(а) собой, мне не по себе, так себе, ничего себе, сам по себе
Описание слайда:
Пошел к себе. Буду у себя до вечера. Отец работает у себя. чувствовать (почувствовать) себя, представлять (представить) себе, представлять собой, владеть собой, приходить (прийти) в себя, выходить (выйти) из себя, держать себя в руках, читать про себя, хорош(а) собой, мне не по себе, так себе, ничего себе, сам по себе

Слайд 17


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





притяжательные
НАШ, ВАШ: краткие формы в Им.п., //твой, -я. –ё, -и)
ЕГО, ЕЁ, ИХ: не имеют категорий рода и падежа, однако для носителей, напр., французского, испанского, итальянского языков употребление этих местоимений вызывает значительные трудности, заключающиеся в том, что род и число этих местоимений в РЯ зависят не от рода и числа определяемого имени, а от рода и числа предмета или пола лица-обладателя. Ср.: мою книгу, моих книг – его книгу, его книг (примыкан.).
Описание слайда:
притяжательные НАШ, ВАШ: краткие формы в Им.п., //твой, -я. –ё, -и) ЕГО, ЕЁ, ИХ: не имеют категорий рода и падежа, однако для носителей, напр., французского, испанского, итальянского языков употребление этих местоимений вызывает значительные трудности, заключающиеся в том, что род и число этих местоимений в РЯ зависят не от рода и числа определяемого имени, а от рода и числа предмета или пола лица-обладателя. Ср.: мою книгу, моих книг – его книгу, его книг (примыкан.).

Слайд 20






СВОЙ  // СЕБЯ: СВОЙ указывает на принадлежность предмета 1-му, 2-му или 3-му лицу, если оно является подлежащим. Возврат.
наглядность :  Это моя ручка. Это твоя книга. Это её словарь. - Я взял свою ручку. Ты читаешь свою книгу. Она смотрит в свой словарь. – Я взял твою книгу, ты взял её словарь, она пишет моей ручкой.
Описание слайда:
СВОЙ // СЕБЯ: СВОЙ указывает на принадлежность предмета 1-му, 2-му или 3-му лицу, если оно является подлежащим. Возврат. наглядность : Это моя ручка. Это твоя книга. Это её словарь. - Я взял свою ручку. Ты читаешь свою книгу. Она смотрит в свой словарь. – Я взял твою книгу, ты взял её словарь, она пишет моей ручкой.

Слайд 21


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





!!
Я люблю свою (мою) работу. Дай мне свою (твою) фотографию. Но:  : Он любит свою (не его) родину; им нужно взять свои (не их) вещи.
СВОЙ не определяет подлежащее! (Свои яблоки выросли в этом году). СВОЙ = «собственный». : У него свое мнение; яблоки у них были свои; вмешиваться не в своё дело.! По воскресеньям ездили к своим; каждому своё; стоять на своём. Свой (наш) человек
Описание слайда:
!! Я люблю свою (мою) работу. Дай мне свою (твою) фотографию. Но: : Он любит свою (не его) родину; им нужно взять свои (не их) вещи. СВОЙ не определяет подлежащее! (Свои яблоки выросли в этом году). СВОЙ = «собственный». : У него свое мнение; яблоки у них были свои; вмешиваться не в своё дело.! По воскресеньям ездили к своим; каждому своё; стоять на своём. Свой (наш) человек

Слайд 24






Эту историю рассказал мой приятель./ Эту историю я слышал от своего (моего) приятеля. Он познакомил меня со своим отцом. / Я познакомился с его отцом. Он обрадовал нас своим известием. /Его известие обрадовало нас. Солнце вышло из-за туч, и его лучи осветили землю (/и своими лучами осветило землю).
Описание слайда:
Эту историю рассказал мой приятель./ Эту историю я слышал от своего (моего) приятеля. Он познакомил меня со своим отцом. / Я познакомился с его отцом. Он обрадовал нас своим известием. /Его известие обрадовало нас. Солнце вышло из-за туч, и его лучи осветили землю (/и своими лучами осветило землю).

Слайд 25


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26





Указательные
этИ, этИх – тЕ, тЕх
это — this/it, that (is); these, those (are). + Москва - это столица России; Железо - это металл. (ЭТО =) + Куда это ты идешь? Кто это такой умный? Где это ты узнал? (разг.)
Проблема: это – этот, это, эта,  эти
Синтаксическая роль: Что (кто) это? Это …
Я знаю этот текст. Эта книга мне нужна. Это окно открывается внутрь. Эти студенты едут домой /Надеюсь на это, горжусь этим.
Описание слайда:
Указательные этИ, этИх – тЕ, тЕх это — this/it, that (is); these, those (are). + Москва - это столица России; Железо - это металл. (ЭТО =) + Куда это ты идешь? Кто это такой умный? Где это ты узнал? (разг.) Проблема: это – этот, это, эта, эти Синтаксическая роль: Что (кто) это? Это … Я знаю этот текст. Эта книга мне нужна. Это окно открывается внутрь. Эти студенты едут домой /Надеюсь на это, горжусь этим.

Слайд 27






Это студент. This is a student. Этот студент читает. This student is reading.
Это студентка. This is a student. Эта студентка пишет. This student is writing.
Это окно. This is a window. Это окно слева. This window is on the left.
Это студенты. These are students. Эти студенты дома. These students are at home.
Описание слайда:
Это студент. This is a student. Этот студент читает. This student is reading. Это студентка. This is a student. Эта студентка пишет. This student is writing. Это окно. This is a window. Это окно слева. This window is on the left. Это студенты. These are students. Эти студенты дома. These students are at home.

Слайд 28





Отрабатывается материал в  трансформационных упражнениях:
 Этот вопрос очень важен./ Это важный вопрос. Эта девушка красива./ Это красивая девушка. Эти взгляды были ошибочны. /Это были ошибочные взгляды. 
Раздался громкий звук: … был удар колокола. … звук заставил меня поспешить на вокзал), 
определение функции ЭТО(Т) в предложениях.
Описание слайда:
Отрабатывается материал в трансформационных упражнениях: Этот вопрос очень важен./ Это важный вопрос. Эта девушка красива./ Это красивая девушка. Эти взгляды были ошибочны. /Это были ошибочные взгляды. Раздался громкий звук: … был удар колокола. … звук заставил меня поспешить на вокзал), определение функции ЭТО(Т) в предложениях.

Слайд 29





Тот – этот //
! Мы вбежали в дом, и в этот момент пошел дождь. ( в англ. языке здесь that (тот).
тот же (самый), один и тот же, тот и другой, между тем (отрабатываются на лексическом уровне) 
 ТОТ - соотносительное слово в главном предложении, к которому присоединяется придаточное: Случилось то, чего я не ожидал. Хочу рассказать о том, что видел (как отдыхал, с кем познакомился, где побывал). // Он сдаст экзамен хорошо. Я в этом не сомневаюсь.- Я не сомневаюсь в том, что он хорошо сдаст экзамен.
Описание слайда:
Тот – этот // ! Мы вбежали в дом, и в этот момент пошел дождь. ( в англ. языке здесь that (тот). тот же (самый), один и тот же, тот и другой, между тем (отрабатываются на лексическом уровне) ТОТ - соотносительное слово в главном предложении, к которому присоединяется придаточное: Случилось то, чего я не ожидал. Хочу рассказать о том, что видел (как отдыхал, с кем познакомился, где побывал). // Он сдаст экзамен хорошо. Я в этом не сомневаюсь.- Я не сомневаюсь в том, что он хорошо сдаст экзамен.

Слайд 30





Вопросительно-относительные
Кто (и животные) – что 
Кто сидит/сидел в комнате? В комнате сидит/сидел студент — сидит/сидела студентка — сидят/сидели студенты;
Что лежит/лежало на столе? На столе лежит/лежал журнал — лежит/лежала книга — лежит/лежало письмо — лежат/лежали журналы (книги, письма).
Описание слайда:
Вопросительно-относительные Кто (и животные) – что Кто сидит/сидел в комнате? В комнате сидит/сидел студент — сидит/сидела студентка — сидят/сидели студенты; Что лежит/лежало на столе? На столе лежит/лежал журнал — лежит/лежала книга — лежит/лежало письмо — лежат/лежали журналы (книги, письма).

Слайд 31






ЧТО = what (местоимение) Что ты делаешь? О чем думаешь?
        = that (союз)  Он сказал, что…
Вопр.-отн. /указат. КАКОВ, ТАКОВ (нет аналогов) КАК, КАКОЙ; ТАК, ТАКОЙ;  
Быть готовым к объяснениям! = what, how, so…
Описание слайда:
ЧТО = what (местоимение) Что ты делаешь? О чем думаешь? = that (союз) Он сказал, что… Вопр.-отн. /указат. КАКОВ, ТАКОВ (нет аналогов) КАК, КАКОЙ; ТАК, ТАКОЙ; Быть готовым к объяснениям! = what, how, so…

Слайд 32





Какой – который 
В англ. – 2 (и >) слова (which), во франц. – 1 общее quel, надо объяснять: Который раз он приезжает в Москву?; Который час?; Которую из этих книг вы берете? / Какой этаж?; Какая страница ?; Какое упражнение? (не это проблема)
Я поблагодарил/а человека, "кто" помог мне.
Описание слайда:
Какой – который В англ. – 2 (и >) слова (which), во франц. – 1 общее quel, надо объяснять: Который раз он приезжает в Москву?; Который час?; Которую из этих книг вы берете? / Какой этаж?; Какая страница ?; Какое упражнение? (не это проблема) Я поблагодарил/а человека, "кто" помог мне.

Слайд 33






Я знаю девушку. Она приехала из Москвы (=, которая)
У неё 2 брата (= у которой).
С ней дружит моя сестра (=с которой).
! Её брат приходил к нам вчера (= брат которой) У её семьи большой дом (= у семьи которой)
Это девушка, брат которой (чей брат) приходил к нам вчера.
That is the girl whose brother came to see us yesterday.
Описание слайда:
Я знаю девушку. Она приехала из Москвы (=, которая) У неё 2 брата (= у которой). С ней дружит моя сестра (=с которой). ! Её брат приходил к нам вчера (= брат которой) У её семьи большой дом (= у семьи которой) Это девушка, брат которой (чей брат) приходил к нам вчера. That is the girl whose brother came to see us yesterday.

Слайд 34





трансформации
Я знаю девушку, пришедшую к сестре в гости (= которая пришла = она пришла)
Брат подарил книгу, купленную вчера (= которую купил = он её купил)
Описание слайда:
трансформации Я знаю девушку, пришедшую к сестре в гости (= которая пришла = она пришла) Брат подарил книгу, купленную вчера (= которую купил = он её купил)

Слайд 35





Определительные 
САМ(И)/ САМЫЙ – на синтаксическом уровне, т.к. они различаются функциями в предложении: САМ = самостоятельность (сделал сам), выделяет, подчеркивает статус определенного лица (говорил с самим директором). 
САМЫЙ: грам. форма (самый ленивый), указывает на крайний предел (у самого берега, с самого начала), при местоимениях ЭТОТ, ТОТ указывает на тождество (тот самый кот, на том же самом месте).
Описание слайда:
Определительные САМ(И)/ САМЫЙ – на синтаксическом уровне, т.к. они различаются функциями в предложении: САМ = самостоятельность (сделал сам), выделяет, подчеркивает статус определенного лица (говорил с самим директором). САМЫЙ: грам. форма (самый ленивый), указывает на крайний предел (у самого берега, с самого начала), при местоимениях ЭТОТ, ТОТ указывает на тождество (тот самый кот, на том же самом месте).

Слайд 36





! Ему хочется сделать это самому / самому умному 

Ему самому удалось решить эту задачу. Ей самой не нравится её работа. // Мать поехала в гости к самому младшему сыну. Машина подъехала к самой двери.
Мой друг всегда недоволен … собой. Мы пойдём обратно той же … дорогой. Они могут сделать это … .
Описание слайда:
! Ему хочется сделать это самому / самому умному Ему самому удалось решить эту задачу. Ей самой не нравится её работа. // Мать поехала в гости к самому младшему сыну. Машина подъехала к самой двери. Мой друг всегда недоволен … собой. Мы пойдём обратно той же … дорогой. Они могут сделать это … .

Слайд 37





Весь, всё, вся, все
Весь день (всю неделю, всё воскресенье, все каникулы) проболел. + Все это знают. Всех это волнует. Он купил всё. Интересоваться всем. 
= 1.Целиком, полностью (ganze, the whole (ед. ч.) и all (мн. ч.) – в роли определения.
= 2. сущ. (подлежащее / дополнение), каждый: alle(s), everything , everybody
Всё равно, прежде всего, во весь голос
Описание слайда:
Весь, всё, вся, все Весь день (всю неделю, всё воскресенье, все каникулы) проболел. + Все это знают. Всех это волнует. Он купил всё. Интересоваться всем. = 1.Целиком, полностью (ganze, the whole (ед. ч.) и all (мн. ч.) – в роли определения. = 2. сущ. (подлежащее / дополнение), каждый: alle(s), everything , everybody Всё равно, прежде всего, во весь голос

Слайд 38





ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ
Он серьёзно относится к любому (всякому, каждому) делу.
ВСЯКИЙ = «разный, разнообразный» : (аny) Приготовить всякие (разные) салаты. ! на всякий случай, во всяком случае, потерять всякое терпение, лишиться всякой надежды, без всякого сомнения, без всяких усилий.
Описание слайда:
ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ Он серьёзно относится к любому (всякому, каждому) делу. ВСЯКИЙ = «разный, разнообразный» : (аny) Приготовить всякие (разные) салаты. ! на всякий случай, во всяком случае, потерять всякое терпение, лишиться всякой надежды, без всякого сомнения, без всяких усилий.

Слайд 39






КАЖДЫЙ указывает на все, всех по отдельности (по одному): На семинаре выступил каждый студент. Каждый день шёл дождь. Обычно - в ед. ч., кроме сутки, каникулы, а также в выражениях каждые два дня, каждые три человека.
Описание слайда:
КАЖДЫЙ указывает на все, всех по отдельности (по одному): На семинаре выступил каждый студент. Каждый день шёл дождь. Обычно - в ед. ч., кроме сутки, каникулы, а также в выражениях каждые два дня, каждые три человека.

Слайд 40






ЛЮБОЙ = «какой угодно, какой хочешь», указывает на свободу выбора из множества: Приходи в любое время, приноси 3 любых книги. !!! Купи всякие (каждые, любые) конфеты. 
Все три слова могут субстантивироваться, исполняя роль подлежащего или дополнения в предложении. Всякий (каждый, любой) знает.
Описание слайда:
ЛЮБОЙ = «какой угодно, какой хочешь», указывает на свободу выбора из множества: Приходи в любое время, приноси 3 любых книги. !!! Купи всякие (каждые, любые) конфеты. Все три слова могут субстантивироваться, исполняя роль подлежащего или дополнения в предложении. Всякий (каждый, любой) знает.

Слайд 41





упражнения
1) прочитать, обратить внимание на употребление местоимения (Каждый вечер к ней приходил Рябовский. Что волки жадны – всякий знает. Любой тебе подскажет путь) ; 
 2) вставить нужное местоимение (Купи … конфет. … день шел дождь);
 3) заменить прилагательное местоимением (Его интересовали разные вопросы. Звони мне в какое угодно время); 
4) выделить предложения, в которых можно употребить любое из местоимений.
Описание слайда:
упражнения 1) прочитать, обратить внимание на употребление местоимения (Каждый вечер к ней приходил Рябовский. Что волки жадны – всякий знает. Любой тебе подскажет путь) ; 2) вставить нужное местоимение (Купи … конфет. … день шел дождь); 3) заменить прилагательное местоимением (Его интересовали разные вопросы. Звони мне в какое угодно время); 4) выделить предложения, в которых можно употребить любое из местоимений.

Слайд 42





Неопределенные
НЕКТО, КТО-ЛИБО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КОЕ-КТО (что-то, какой-либо, сколько-нибудь…)
= somebody; anybody (зависит не от семантики, а от структуры предложения).
= quelqu'un;
= jemand, irgend jemand 
! В РЯ различия стилистические и/или семантические  (НЕКТО, КТО-ЛИБО достаточно архаичны)
Описание слайда:
Неопределенные НЕКТО, КТО-ЛИБО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КОЕ-КТО (что-то, какой-либо, сколько-нибудь…) = somebody; anybody (зависит не от семантики, а от структуры предложения). = quelqu'un; = jemand, irgend jemand ! В РЯ различия стилистические и/или семантические (НЕКТО, КТО-ЛИБО достаточно архаичны)

Слайд 43






Кто-то оставил в аудитории зонт./ Кто-нибудь даст мне журнал? Какой-то театр приехал в город./ В субботу мы пойдем в какой-нибудь театр. 
 Когда-то я жил в Томске./ Когда-нибудь вернусь сюда. Они ушли куда-то./ Пойдем куда-нибудь. Отдыхает где-то на Алтае./ Отдохну где-нибудь.
Описание слайда:
Кто-то оставил в аудитории зонт./ Кто-нибудь даст мне журнал? Какой-то театр приехал в город./ В субботу мы пойдем в какой-нибудь театр. Когда-то я жил в Томске./ Когда-нибудь вернусь сюда. Они ушли куда-то./ Пойдем куда-нибудь. Отдыхает где-то на Алтае./ Отдохну где-нибудь.

Слайд 44





Егорова
Описание слайда:
Егорова

Слайд 45






Местоимения с –ТО и –НИБУДЬ похожи значением, но неопределенность у последних выше. Ср.: Тебе кто-то звонил (да, звонил, но я не знаю звонившего). – Кто-нибудь позвонит мне завтра? (я не уверен, что звонок состоится). Поэтому местоимения с –НИБУДЬ обычно употребляются при обозначении будущего времени, а с –ТО – при глаголах в прошедшем и настоящем.
Описание слайда:
Местоимения с –ТО и –НИБУДЬ похожи значением, но неопределенность у последних выше. Ср.: Тебе кто-то звонил (да, звонил, но я не знаю звонившего). – Кто-нибудь позвонит мне завтра? (я не уверен, что звонок состоится). Поэтому местоимения с –НИБУДЬ обычно употребляются при обозначении будущего времени, а с –ТО – при глаголах в прошедшем и настоящем.

Слайд 46





КОЕ-КТО
неопределенность нарочитая, говорящий на самом деле в курсе обстоятельств дела: Кое-кому сейчас будет больно; знаю кое-что; был кое-где; пойду кое-куда. 
кое-кто, кое с кем; кое-что, кое в чём.
Кое-где (в некоторых местах) росла трава. Мотор работал кое-как (едва-едва, чуть-чуть = плохо)
Описание слайда:
КОЕ-КТО неопределенность нарочитая, говорящий на самом деле в курсе обстоятельств дела: Кое-кому сейчас будет больно; знаю кое-что; был кое-где; пойду кое-куда. кое-кто, кое с кем; кое-что, кое в чём. Кое-где (в некоторых местах) росла трава. Мотор работал кое-как (едва-едва, чуть-чуть = плохо)

Слайд 47


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48





Отрицательные 
1.	НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКОГДА, НИГДЕ, НИСКОЛЬКО, НИКУДА  + НЕ при глаголе (во многих языках двойной показатель отрицания невозможен). Никто не спал, никогда не пойду…
2.	 Предлог ставится между частицей и местоимением (ни с кем не советовался, ни о чём не говорил).
Описание слайда:
Отрицательные 1. НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКОГДА, НИГДЕ, НИСКОЛЬКО, НИКУДА + НЕ при глаголе (во многих языках двойной показатель отрицания невозможен). Никто не спал, никогда не пойду… 2. Предлог ставится между частицей и местоимением (ни с кем не советовался, ни о чём не говорил).

Слайд 49





упражнения
наблюдение (Нигде не было воды. Ни на чью помощь не надеюсь), 
трансформация (Это его не интересует. – Ничто его не интересует. Он не слушал наших советов.- Он не слушал ничьих советов), 
образование антонимичных предложений (Все спали.- Никто не спал. Получил поздравление от всех. – Не получил ни от кого)  
синонимичных предложений (Все веселились. – Никто не скучал).
Описание слайда:
упражнения наблюдение (Нигде не было воды. Ни на чью помощь не надеюсь), трансформация (Это его не интересует. – Ничто его не интересует. Он не слушал наших советов.- Он не слушал ничьих советов), образование антонимичных предложений (Все спали.- Никто не спал. Получил поздравление от всех. – Не получил ни от кого) синонимичных предложений (Все веселились. – Никто не скучал).

Слайд 50






НЕГДЕ, НЕКУДА, НЕКОГДА – всегда в безличных предложениях: некому сказать новость; нечему верить; мне некого винить. Частица НЕ перед глаголом в этих случаях не ставится. Ср.: Ему некуда идти.- Он никуда не идет. 
НЕКОГО, НЕЧЕГО, в отличие от НИКОГО, НИЧЕГО, не имеют Им.п., почему и употребляются в безличных предложениях. 
запомнить выражения: нечего делать, делать нечего, от нечего делать, нечего сказать!
Описание слайда:
НЕГДЕ, НЕКУДА, НЕКОГДА – всегда в безличных предложениях: некому сказать новость; нечему верить; мне некого винить. Частица НЕ перед глаголом в этих случаях не ставится. Ср.: Ему некуда идти.- Он никуда не идет. НЕКОГО, НЕЧЕГО, в отличие от НИКОГО, НИЧЕГО, не имеют Им.п., почему и употребляются в безличных предложениях. запомнить выражения: нечего делать, делать нечего, от нечего делать, нечего сказать!

Слайд 51





упражнения
1. Обратите внимание: Я ничего не сказал.- Мне нечего сказать. Он ничем не увлекается. – Ему нечем увлекаться.
2. Объяснить употребление местоимений в подобных предложениях.
3. Вставить нужную форму местоимений: Мне … отдыхать.- Я … не знакомлюсь на улице (некогда – никогда). 
4. Ответьте отрицательно: Чем вы сейчас занимаетесь? Кто тебе вчера звонил? От кого получил письмо?
Описание слайда:
упражнения 1. Обратите внимание: Я ничего не сказал.- Мне нечего сказать. Он ничем не увлекается. – Ему нечем увлекаться. 2. Объяснить употребление местоимений в подобных предложениях. 3. Вставить нужную форму местоимений: Мне … отдыхать.- Я … не знакомлюсь на улице (некогда – никогда). 4. Ответьте отрицательно: Чем вы сейчас занимаетесь? Кто тебе вчера звонил? От кого получил письмо?

Слайд 52





Сложная часть речи
Долгое наблюдение.
В речевую практику вводить постепенно. 
Саша живет в Киеве. Он очень любит его город. Свой город очень красивый. 
Ничего  вижу.
Я встретил/а девушку, которую приехала из Индии.
Описание слайда:
Сложная часть речи Долгое наблюдение. В речевую практику вводить постепенно. Саша живет в Киеве. Он очень любит его город. Свой город очень красивый. Ничего вижу. Я встретил/а девушку, которую приехала из Индии.

Слайд 53





литература
Местоимения: уч.-метод. Пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на русском языке. /сост. Т.В. Никольская, С.Е. Фомина. Казань: КГУ, 2009.
Шпрах И.М. Сложные случаи употребления местоимений в РЯ. Иркутск, 2008.
Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл: класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. М.: Азбуковник. 1998.
Описание слайда:
литература Местоимения: уч.-метод. Пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на русском языке. /сост. Т.В. Никольская, С.Е. Фомина. Казань: КГУ, 2009. Шпрах И.М. Сложные случаи употребления местоимений в РЯ. Иркутск, 2008. Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл: класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. М.: Азбуковник. 1998.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию