🗊Работа со словарем на уроках русского языка Содержание: 1. Введение. 2. Типы словарей русского языка. 3. Обучающая функция сло

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №1Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №2Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №3Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №4Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №5Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №6Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №7Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №8Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №9Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №10Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №11Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №12Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №13Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №14Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №15Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №16Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №17Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать Работа со словарем на уроках русского языка Содержание: 1. Введение. 2. Типы словарей русского языка. 3. Обучающая функция сло. Презентация содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Работа со словарем 
на уроках русского языка
Содержание:
    1. Введение.
   2. Типы словарей русского языка.
   3. Обучающая функция словарей.	
   4. Использование лингвистических словарей 
      на уроках русского языка в V-VIII классах. 
   5. Лингвистические словари на уроках 
       русского языка в старших классах. 
   6. Заключение.
Описание слайда:
Работа со словарем на уроках русского языка Содержание: 1. Введение. 2. Типы словарей русского языка. 3. Обучающая функция словарей. 4. Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в V-VIII классах. 5. Лингвистические словари на уроках русского языка в старших классах. 6. Заключение.

Слайд 2





		
		
воспитание любви к слову; 
формирование умения и желания глубоко вникать 
      в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.
Описание слайда:
воспитание любви к слову; формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.

Слайд 3





Типы словарей русского языка
орфографический словарь; 
орфоэпический словарь;
этимологический словарь; 
фразеологический словарь;
словарь иностранных слов;
толковый словарь;
словарь речевых неправильностей 
        и трудностей;
словарь языка писателей;
словарь синонимов;
словарь антонимов;
словарь омонимов;
словарь паронимов
Описание слайда:
Типы словарей русского языка орфографический словарь; орфоэпический словарь; этимологический словарь; фразеологический словарь; словарь иностранных слов; толковый словарь; словарь речевых неправильностей и трудностей; словарь языка писателей; словарь синонимов; словарь антонимов; словарь омонимов; словарь паронимов

Слайд 4







Комплексный словарь — это 
идеальное учебное пособие 
«Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой.
Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
Описание слайда:
Комплексный словарь — это идеальное учебное пособие «Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой. Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.

Слайд 5





Как заинтересовать учащихся работой со словарями?
 Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — 
с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем. 

                                                                                                                             В течение 53 лет
                                            неустанно трудился, 
                                            собирая слова и 
                                            выражения, поговорки, 
                                            сказки и загадки 
                                            русского народа, и 
                                            создал подлинную
                                            сокровищницу 
                                            национального
                                                  языка.
Описание слайда:
Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем. В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения, поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка.

Слайд 6





Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля
Прочитайте словарную статью «Друг».
Какие значения данного слова указаны в этой статье?
Какие синонимы вы можете подобрать к нему?
Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок)
Есть ли у чувашского народа похожие пословицы и поговорки?
Описание слайда:
Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля Прочитайте словарную статью «Друг». Какие значения данного слова указаны в этой статье? Какие синонимы вы можете подобрать к нему? Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок) Есть ли у чувашского народа похожие пословицы и поговорки?

Слайд 7





Русские пословицы:
Русские пословицы:
Друзьям и в одной могиле не тесно. 
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. 
Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! 
На друга надеяться — самому пропадать. 
Старый друг лучше новых двух.
Чувашские пословицы: 
Тусу ςук пулсан тупма тâрâш, тупсан — упрама тâрâш. (Если друга нет — постарайся найти,  если найдёшь — береги.) 
Шанчâклâ  чусâн  хакê  ςук.                                                 (Настоящей дружбе цены нет.)   
Туслâхра вâй.                                                                                         (В  дружбе  сила.)  
Юлташсâр  ςын  туратсâр  йывâς  пек.                                      (Человек без друга как дерево без ветки.)
Описание слайда:
Русские пословицы: Русские пословицы: Друзьям и в одной могиле не тесно. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! На друга надеяться — самому пропадать. Старый друг лучше новых двух. Чувашские пословицы: Тусу ςук пулсан тупма тâрâш, тупсан — упрама тâрâш. (Если друга нет — постарайся найти, если найдёшь — береги.) Шанчâклâ чусâн хакê ςук. (Настоящей дружбе цены нет.) Туслâхра вâй. (В дружбе сила.) Юлташсâр ςын туратсâр йывâς пек. (Человек без друга как дерево без ветки.)

Слайд 8





Результаты работы 
со словарем В.И. Даля
повышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения;
обострение интереса к пословицам и поговоркам как русского, так и чувашского народа;
осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае —
     Владимира Ивановича Даля).
Описание слайда:
Результаты работы со словарем В.И. Даля повышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения; обострение интереса к пословицам и поговоркам как русского, так и чувашского народа; осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае — Владимира Ивановича Даля).

Слайд 9





Создание проблемных ситуаций 
при работе со словарями.
У А. Кольцова в «Косаре» встречается поэтическая строфа: 
      Ох, в несчастный день,                                                                                           В бесталанный час,                                                                                                     Без сорочки я родился на свет. 
В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный? 
Какой корень у этого слова? 
Имеет ли он отношение к существительному талант? 
А что означает сочетание слов без сорочки родился! 
О ком говорят, что он родился в сорочке? 
Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей.
Описание слайда:
Создание проблемных ситуаций при работе со словарями. У А. Кольцова в «Косаре» встречается поэтическая строфа: Ох, в несчастный день, В бесталанный час, Без сорочки я родился на свет. В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный? Какой корень у этого слова? Имеет ли он отношение к существительному талант? А что означает сочетание слов без сорочки родился! О ком говорят, что он родился в сорочке? Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей.

Слайд 10





Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах 
объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;
определить слово по данному толкованию (в кроссворде);
дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;
распределить слова по тематическим группам;
определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;
найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;
подобрать синонимы к данным словам;
найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;
дать толкование значений фразеологизмов;
отгадать фразеологизмы по рисункам;
подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.
Описание слайда:
Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определить слово по данному толкованию (в кроссворде); дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков; распределить слова по тематическим группам; определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова; найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении; подобрать синонимы к данным словам; найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении; дать толкование значений фразеологизмов; отгадать фразеологизмы по рисункам; подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.

Слайд 11





Узнай фразеологизмы 
и вспомни их значения.
Описание слайда:
Узнай фразеологизмы и вспомни их значения.

Слайд 12





В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
Описание слайда:
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

Слайд 13


Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14


Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





Использование лингвистических словарей  
на уроках русского языка в старщих классах.
Сопоставление материалов 
«Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой.
Описание слайда:
Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в старщих классах. Сопоставление материалов «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой.

Слайд 16





Заключение
Выводы:
Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. 
Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика.
     Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
Описание слайда:
Заключение Выводы: Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика. Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.

Слайд 17





Формы работы с ИКТ на уроках  русского языка и литературы:
1. Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и как наглядное пособие.
2. Применение ИКТ  для организации  самостоятельной работы  учащихся, тестирования  по русскому языку и литературе.
Описание слайда:
Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы: 1. Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и как наглядное пособие. 2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, тестирования по русскому языку и литературе.

Слайд 18


Работа со словарем  на уроках русского языка  Содержание:      1. Введение.     2. Типы словарей русского языка.     3. Обучающая функция сло, слайд №18
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию