🗊Презентация Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа), слайд №1Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа), слайд №2Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа), слайд №3Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа), слайд №4Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа), слайд №5Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа), слайд №6

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа). Доклад-сообщение содержит 6 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Учреждение образования 
«Барановичский государственный университет»

Методика преподавания русского языка и литературного чтения
Тема 1.
Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа)
Разработала: Головко Жанна Анатольевна, старший преподаватель кафедры филологии
Описание слайда:
Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Методика преподавания русского языка и литературного чтения Тема 1. Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа) Разработала: Головко Жанна Анатольевна, старший преподаватель кафедры филологии

Слайд 2





Тематический план занятия.
Задачи развития речи на лексическом уровне и источники обогащения речи детей.
Приемы объяснения значений слов (семантизация).
Ступени лексической работы учащихся на уроках.
Описание слайда:
Тематический план занятия. Задачи развития речи на лексическом уровне и источники обогащения речи детей. Приемы объяснения значений слов (семантизация). Ступени лексической работы учащихся на уроках.

Слайд 3






Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками стоят две задачи:
А) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок;
В) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
Источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:
Речевая среда в семье, среди друзей.
Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
Словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги , по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и пр., по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке источнике.
б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов – названий городов, деревень, рек, озер и т.п. (деревня Катериновка, Черный Дол, Камышенка, фамилии Некрасов, Кузнецов, реки Десна и Шуя, имена Владимир, Всеволод).
Описание слайда:
Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками стоят две задачи: А) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; В) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении. Источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей: Речевая среда в семье, среди друзей. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя). Словари, справочники. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно. Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на: а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги , по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и пр., по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке источнике. б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык. Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов – названий городов, деревень, рек, озер и т.п. (деревня Катериновка, Черный Дол, Камышенка, фамилии Некрасов, Кузнецов, реки Десна и Шуя, имена Владимир, Всеволод).

Слайд 4






В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы:
-работа с синонимами;
-с омонимами;
-с антонимами и паронимами;
-со словами иноязычного происхождения;
-с устаревшими словами и историзмами;
-с многозначными словами;
-со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;
-с новообразованными словами;
-с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами;
с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное значение;
-составление тематических групп слов.
Каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:
а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово,  нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;
б) семантизация – одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы», «слова иноязычного происхождения» и т.п.;
в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и др.;
г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова  в сочинении и пр.
Примечание: речь имеет несколько видов. Следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Добавим к этому память – и долговременную, хранящую запас лексики, и оперативную память, в механизме которой формируется высказывание.
Описание слайда:
В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы: -работа с синонимами; -с омонимами; -с антонимами и паронимами; -со словами иноязычного происхождения; -с устаревшими словами и историзмами; -с многозначными словами; -со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; -с новообразованными словами; -с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами; с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное значение; -составление тематических групп слов. Каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся: а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность; б) семантизация – одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы», «слова иноязычного происхождения» и т.п.; в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и др.; г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр. Примечание: речь имеет несколько видов. Следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Добавим к этому память – и долговременную, хранящую запас лексики, и оперативную память, в механизме которой формируется высказывание.

Слайд 5






Система активизациях словаря. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз  в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения:
-составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;
-составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
-составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.
-словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
-орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
-перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;
-подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
-составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.
Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказаний. 
Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника.
Описание слайда:
Система активизациях словаря. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения: -составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове; -составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами; -составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п. -словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом; -орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование; -перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов; -подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову; -составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов. Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказаний. Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника.

Слайд 6





Рекомендуемая литература
Катонова, Е.М. Методика преподавания русского языка в начальной школе: курс лекций / Е.М. Катонова. – Мн. : БГПУ, 2005, с. 154-156
Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975, - 191с. [с. 17-50]
Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Г.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – с.124-147
Описание слайда:
Рекомендуемая литература Катонова, Е.М. Методика преподавания русского языка в начальной школе: курс лекций / Е.М. Катонова. – Мн. : БГПУ, 2005, с. 154-156 Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975, - 191с. [с. 17-50] Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Г.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – с.124-147



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию