🗊Презентация Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников

Нажмите для полного просмотра!
Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №1Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №2Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №3Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №4Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №5Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №6Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №7Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №8Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №9Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №10Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №11Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №12Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №13Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №14Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №15Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №16Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №17Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Обзор методики проведения сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии Елены Юрьевны Рау из статьи «Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников»
Подготовили
Студентки 4 курса
Заочного отделения
Логунова В. В.
Углова А. А.
Описание слайда:
Обзор методики проведения сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии Елены Юрьевны Рау из статьи «Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников» Подготовили Студентки 4 курса Заочного отделения Логунова В. В. Углова А. А.

Слайд 2






Среди заикающихся встречается много людей с низким уровнем социальной адаптации и глубокой неудовлетворенностью в различных сферах общения. Именно этот контингент больных образует группу риска развития личности по невротическому типу. В связи с этим представлялось интересным разработать и апробировать модифицированный вариант группового метода эмоционально-стрессовой психотерапии в применении к заикающимся детям дошкольного возраста.
Идея использования метода эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания у взрослых и детей принадлежит К. М. Дубровскому. Цель такого рода воздействия состоит в том, чтобы в короткий промежуток времени осуществить «реконструкцию поведенческих реакций в форме одномоментного удара и взрыва».
Применение различных модифицированных вариантов подобного рода воздействия к заикающимся детям дошкольного возраста успешно осуществлялось последователями К. М. Дубровского — М. И. Мерлис, Л. 3. Андроновой и др. В нашем модифицированном варианте сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии для детей дошкольного возраста реконструкция личности осуществлялась посредством применения игровой психотерапии, в частности ролевой игры.
Описание слайда:
Среди заикающихся встречается много людей с низким уровнем социальной адаптации и глубокой неудовлетворенностью в различных сферах общения. Именно этот контингент больных образует группу риска развития личности по невротическому типу. В связи с этим представлялось интересным разработать и апробировать модифицированный вариант группового метода эмоционально-стрессовой психотерапии в применении к заикающимся детям дошкольного возраста. Идея использования метода эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания у взрослых и детей принадлежит К. М. Дубровскому. Цель такого рода воздействия состоит в том, чтобы в короткий промежуток времени осуществить «реконструкцию поведенческих реакций в форме одномоментного удара и взрыва». Применение различных модифицированных вариантов подобного рода воздействия к заикающимся детям дошкольного возраста успешно осуществлялось последователями К. М. Дубровского — М. И. Мерлис, Л. 3. Андроновой и др. В нашем модифицированном варианте сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии для детей дошкольного возраста реконструкция личности осуществлялась посредством применения игровой психотерапии, в частности ролевой игры.

Слайд 3





Методика подготовки сеанса

Подбор ролевых характеров для детей дошкольного возраста был неслучайным. Роли подбирались с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения; их проигрывание было направлено на разрушение старых патологических, коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор ролей обеспечивала предварительная психолого-педагогическая диагностика.
Описание слайда:
Методика подготовки сеанса Подбор ролевых характеров для детей дошкольного возраста был неслучайным. Роли подбирались с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения; их проигрывание было направлено на разрушение старых патологических, коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор ролей обеспечивала предварительная психолого-педагогическая диагностика.

Слайд 4





Принципы выбора героя и работы с образом.
Роль предлагается ребенку недирективно, он мог сам выбрать понравившегося персонажа;
Образ должен быть тщательно продуман с точки зрения эталонов речи;
Особое внимание уделялось привыканию к роли (организация логопсихотерапевтом проблемных игровых ситуаций);
Понимание ребенком роли достигалось посредством глубокого анализа художественного образа. (чтение отрывков из сказок, просмотр диафильмов, использование специально изготовленных фигурок героев).
Описание слайда:
Принципы выбора героя и работы с образом. Роль предлагается ребенку недирективно, он мог сам выбрать понравившегося персонажа; Образ должен быть тщательно продуман с точки зрения эталонов речи; Особое внимание уделялось привыканию к роли (организация логопсихотерапевтом проблемных игровых ситуаций); Понимание ребенком роли достигалось посредством глубокого анализа художественного образа. (чтение отрывков из сказок, просмотр диафильмов, использование специально изготовленных фигурок героев).

Слайд 5





С такими речевыми характеристиками, как певучесть, слитность, звучность ребенок знакомился, прослушивая запись «Сказки о царе Салтане...» в исполнении И. Ильинского. Особое внимание обращалось на отрывки, которые позволяли глобально воспринять подражанию интонационный образ царевны Лебеди. При этом многократно подчеркивается певучесть, легкость ее речи:
С такими речевыми характеристиками, как певучесть, слитность, звучность ребенок знакомился, прослушивая запись «Сказки о царе Салтане...» в исполнении И. Ильинского. Особое внимание обращалось на отрывки, которые позволяли глобально воспринять подражанию интонационный образ царевны Лебеди. При этом многократно подчеркивается певучесть, легкость ее речи:
 
«А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...»
С помощью наводящих вопросов с детьми разбирались понятия речь - реченька. Постепенно их подводили к осознанию аналогии между ними. Так, если употребляется словесный образ реченька, это значит небольшая речка; реченька журчит значит как бы разговаривает: разговор слышится потому, что вода в ней медленно течет. Если прислушаться к речке, то слышится нежная песенка, а песенка означает певучесть.
Описание слайда:
С такими речевыми характеристиками, как певучесть, слитность, звучность ребенок знакомился, прослушивая запись «Сказки о царе Салтане...» в исполнении И. Ильинского. Особое внимание обращалось на отрывки, которые позволяли глобально воспринять подражанию интонационный образ царевны Лебеди. При этом многократно подчеркивается певучесть, легкость ее речи: С такими речевыми характеристиками, как певучесть, слитность, звучность ребенок знакомился, прослушивая запись «Сказки о царе Салтане...» в исполнении И. Ильинского. Особое внимание обращалось на отрывки, которые позволяли глобально воспринять подражанию интонационный образ царевны Лебеди. При этом многократно подчеркивается певучесть, легкость ее речи:   «А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит...» С помощью наводящих вопросов с детьми разбирались понятия речь - реченька. Постепенно их подводили к осознанию аналогии между ними. Так, если употребляется словесный образ реченька, это значит небольшая речка; реченька журчит значит как бы разговаривает: разговор слышится потому, что вода в ней медленно течет. Если прислушаться к речке, то слышится нежная песенка, а песенка означает певучесть.

Слайд 6


Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7


Роль психотерапии при устранении заикания у дошкольников, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





Методика проведения сеанса-сказки
Процедура проведения сеанса предполагала быстрое разрушение патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Мы опираемся на положение Ю. Б. Некрасовой о том, что ceaнс психотерапии рассматривается не как одномоментное воздействие,  освобождающее заикающегося от его недуга, а как основополагающий и мобилизующий этап в комплексе мероприятий, с которого начинается процесс реабилитации.	
На основе результатов предварительной психолого-педагогической диагностики и знакомства со сказочными героями составляется подробный план проведения сеанса — своего рода сценарий.
Всего в сеансе участвовуют три группы. Кроме группы заикающихся школьников из 8 человек (3 девочки и 5 мальчиков), которые были непосредственными участниками, на сеанс приглашались зрители, но не индифферентные, а глубоко заинтересованные в успехе родители маленьких пациентов. Третью группу составляют студенты логоотделения, которые не просто наблюдали процесс, а участвовали в подготовке и проведении сеанса психотерапии.
Сеанс проводится в аудитории, так что для главных участников спектакля с полной очевидностью выступал факт публичного общения со зрителем.
Описание слайда:
Методика проведения сеанса-сказки Процедура проведения сеанса предполагала быстрое разрушение патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Мы опираемся на положение Ю. Б. Некрасовой о том, что ceaнс психотерапии рассматривается не как одномоментное воздействие, освобождающее заикающегося от его недуга, а как основополагающий и мобилизующий этап в комплексе мероприятий, с которого начинается процесс реабилитации. На основе результатов предварительной психолого-педагогической диагностики и знакомства со сказочными героями составляется подробный план проведения сеанса — своего рода сценарий. Всего в сеансе участвовуют три группы. Кроме группы заикающихся школьников из 8 человек (3 девочки и 5 мальчиков), которые были непосредственными участниками, на сеанс приглашались зрители, но не индифферентные, а глубоко заинтересованные в успехе родители маленьких пациентов. Третью группу составляют студенты логоотделения, которые не просто наблюдали процесс, а участвовали в подготовке и проведении сеанса психотерапии. Сеанс проводится в аудитории, так что для главных участников спектакля с полной очевидностью выступал факт публичного общения со зрителем.

Слайд 9






Методика проведения сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии в нашей модификации включала семь этапов.
Подготовительный этап ;
Этап введения в процедуру;
Этап фокусировки внимания;
Этап интенсивного эмоционального воздействия;
Этап введения в речь;
Этап введение в суточное молчание или этап ограничения речи.
Этап суггестивного введения в новый ролевой образ;
Описание слайда:
Методика проведения сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии в нашей модификации включала семь этапов. Подготовительный этап ; Этап введения в процедуру; Этап фокусировки внимания; Этап интенсивного эмоционального воздействия; Этап введения в речь; Этап введение в суточное молчание или этап ограничения речи. Этап суггестивного введения в новый ролевой образ;

Слайд 10





1. Подготовительный этап
Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Ведущий обращается поочередно к каждому ребенку с вопросом, демонстрируя таким образом его речевые трудности. Далее обсуждается, какими должны быть герои, которые будут в сказочной стране: создается установка на необходимость временного превращения в них. Логопсихотерапевт разъясняет детям условия такого превращения и предлагает для этого встать на стульчики, заранее приготовленные и стоящие в единый ряд около стены, лицом к зрителям. Одновременно рассказывается о превращении ведущей в волшебницу.
Описание слайда:
1. Подготовительный этап Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Ведущий обращается поочередно к каждому ребенку с вопросом, демонстрируя таким образом его речевые трудности. Далее обсуждается, какими должны быть герои, которые будут в сказочной стране: создается установка на необходимость временного превращения в них. Логопсихотерапевт разъясняет детям условия такого превращения и предлагает для этого встать на стульчики, заранее приготовленные и стоящие в единый ряд около стены, лицом к зрителям. Одновременно рассказывается о превращении ведущей в волшебницу.

Слайд 11





2. Этап введения в процедуру.
Дети встают на стульчики и получают указания, направленные на включение детей в суггестивное состояние (стоять спокойно с закрытыми глазами и не открывать их до тех пор, пока ведущая не произнесет волшебные слова). За это время ведущая «надевает» костюм волшебницы (желательно лишь отдельные его детали: небольшую корону или бусы). Волшебница берет в руку
волшебную палочку и просит детей открыть глаза. В этот момент у детей создается установка на таинственность происходящего.
Описание слайда:
2. Этап введения в процедуру. Дети встают на стульчики и получают указания, направленные на включение детей в суггестивное состояние (стоять спокойно с закрытыми глазами и не открывать их до тех пор, пока ведущая не произнесет волшебные слова). За это время ведущая «надевает» костюм волшебницы (желательно лишь отдельные его детали: небольшую корону или бусы). Волшебница берет в руку волшебную палочку и просит детей открыть глаза. В этот момент у детей создается установка на таинственность происходящего.

Слайд 12





3. Этап фокусировки внимания.
На этом этапе логопсихотерапевт говорит о необходимости смотреть в глаза волшебнице, иначе произнесенное ею волшебное слово и волшебная палочка потеряют свою волшебную силу, и тогда превращения не произойдет.
Описание слайда:
3. Этап фокусировки внимания. На этом этапе логопсихотерапевт говорит о необходимости смотреть в глаза волшебнице, иначе произнесенное ею волшебное слово и волшебная палочка потеряют свою волшебную силу, и тогда превращения не произойдет.

Слайд 13





4. Этап интенсивного эмоционального воздействия
Воздействие направлено на подкрепление у детей возникшего суггестивного состояния. Так, например, детям предлагается сложить свои руки так, как будто они держат большой круглый мяч, и развести пальцы, чтобы удержать его. Для выполнения к пробы дается установка: «Сейчас я начну считать до двух, подойду к каждому из вас. На счет «раз» я дотронусь своей волшебной, палочкой до вашей правой руки, и она тотчас же застынет, перестанет слушаться вас и не сможет шевелиться. В этот момент вы действительно убедитесь, что я — волшебница. На счет «два» а я дотронусь до вашей левой руки, и она также застынет, перестанет слушаться и не сможет шевелиться».
Затем таким же образом снимается внушенное положение рук.
Описание слайда:
4. Этап интенсивного эмоционального воздействия Воздействие направлено на подкрепление у детей возникшего суггестивного состояния. Так, например, детям предлагается сложить свои руки так, как будто они держат большой круглый мяч, и развести пальцы, чтобы удержать его. Для выполнения к пробы дается установка: «Сейчас я начну считать до двух, подойду к каждому из вас. На счет «раз» я дотронусь своей волшебной, палочкой до вашей правой руки, и она тотчас же застынет, перестанет слушаться вас и не сможет шевелиться. В этот момент вы действительно убедитесь, что я — волшебница. На счет «два» а я дотронусь до вашей левой руки, и она также застынет, перестанет слушаться и не сможет шевелиться». Затем таким же образом снимается внушенное положение рук.

Слайд 14





5. Этап суггестивного введения в новый ролевой образ.
По аналогии с предыдущим этапом пациентам дается психотерапевтическая установка на совершение окончательного превращения в сказочных героев, которые обладают новыми для заикающихся детей формами коммуникативного поведения. Ситуация волшебства и превращения усиливает идентификацию ребенка с героем сказки.
Сигнал для превращения — произнесение ведущей волшебных слов («сниб, снаб, снурре, пурре, базилюрре» — из сказки Г. X. Андерсена) и прикосновение волшебной палочкой. При этом логопсихотерапевт посредством специальной суггестивной формулы стимулирует психологическую готовность ребенка двигаться, смотреть говорить так же, как его герой.
Описание слайда:
5. Этап суггестивного введения в новый ролевой образ. По аналогии с предыдущим этапом пациентам дается психотерапевтическая установка на совершение окончательного превращения в сказочных героев, которые обладают новыми для заикающихся детей формами коммуникативного поведения. Ситуация волшебства и превращения усиливает идентификацию ребенка с героем сказки. Сигнал для превращения — произнесение ведущей волшебных слов («сниб, снаб, снурре, пурре, базилюрре» — из сказки Г. X. Андерсена) и прикосновение волшебной палочкой. При этом логопсихотерапевт посредством специальной суггестивной формулы стимулирует психологическую готовность ребенка двигаться, смотреть говорить так же, как его герой.

Слайд 15





6. Этап введения в речь.
На этом этапе сформирована психологическая готовность к новой речи в новом образе. Ведущий индивидуально осуществляет поэтапное введение в речь от ее сопряженно-отраженной к вопросно-ответной, затем к спонтанной форме. Звучит раскованная речь, которая приводит к угасанию патологического речевого рефлекса на основе положительного подкрепления. Последнее усиливается и реакцией зала — аплодисментами.
Описание слайда:
6. Этап введения в речь. На этом этапе сформирована психологическая готовность к новой речи в новом образе. Ведущий индивидуально осуществляет поэтапное введение в речь от ее сопряженно-отраженной к вопросно-ответной, затем к спонтанной форме. Звучит раскованная речь, которая приводит к угасанию патологического речевого рефлекса на основе положительного подкрепления. Последнее усиливается и реакцией зала — аплодисментами.

Слайд 16





7. Этап введения в суточное молчание или этап ограничения речи.
На этом этапе у детей создается установка на режим молчания, организованный родителями в домашних условиях, в течение 24 ч. С этой целью логопсихотерапевт прикасается волшебной палочкой к губам детей и надевает на шею маленький ключик на ленточке — символ, напоминающий детям, что в течение, суток рот надо держать «на замке». Одновременно детям предлагается дома зарисовать все происходящее на сеансе.
На этом заканчивается сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, во время которого происходит быстрое разрушение патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов, что значительно облегчает весь дальнейший процесс коррекции заикания у детей.
Описание слайда:
7. Этап введения в суточное молчание или этап ограничения речи. На этом этапе у детей создается установка на режим молчания, организованный родителями в домашних условиях, в течение 24 ч. С этой целью логопсихотерапевт прикасается волшебной палочкой к губам детей и надевает на шею маленький ключик на ленточке — символ, напоминающий детям, что в течение, суток рот надо держать «на замке». Одновременно детям предлагается дома зарисовать все происходящее на сеансе. На этом заканчивается сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, во время которого происходит быстрое разрушение патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов, что значительно облегчает весь дальнейший процесс коррекции заикания у детей.

Слайд 17





Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях. 
Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях. 
Достижению речевого и коммуникативного успеха детей на сеансе безусловно способствует вовлечение их родителей и ближайших родственников в процесс сказкотерапии на подготовительном этапе и их непосредственное участие в сеансе в качестве активных и заинтересованных зрителей. Глубокая эмоциональная вовлечённость родителей создаёт высокую энергетику зала, обеспечивая «энергетический резонанс», «взаимную настроенность» детей, зрителей и ведущего сеанс логопеда.
Описание слайда:
Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях. Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях. Достижению речевого и коммуникативного успеха детей на сеансе безусловно способствует вовлечение их родителей и ближайших родственников в процесс сказкотерапии на подготовительном этапе и их непосредственное участие в сеансе в качестве активных и заинтересованных зрителей. Глубокая эмоциональная вовлечённость родителей создаёт высокую энергетику зала, обеспечивая «энергетический резонанс», «взаимную настроенность» детей, зрителей и ведущего сеанс логопеда.

Слайд 18





Литература
Работа «Психотерапия в дефектологии» под ред.Вайзмана Н.П. , 1992 г.
   Статья Рау Е. Ю. «Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников», стр. 19-25
Описание слайда:
Литература Работа «Психотерапия в дефектологии» под ред.Вайзмана Н.П. , 1992 г. Статья Рау Е. Ю. «Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников», стр. 19-25



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию