🗊Презентация Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №1Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №2Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №3Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №4Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №5Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №6Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №7Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №8Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №9Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №10Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №11Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №12Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №13Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1). Доклад-сообщение содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Русский язык и культура профессионального общения
Лекция № 1
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Описание слайда:
Русский язык и культура профессионального общения Лекция № 1 РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Слайд 2





Лекция № 1
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Культура – уникальные хранимые обществом произведения, образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в обществе и накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению. 
Культуру принято подразделять на духовную (семантическую), материальную и физическую. 
К духовной культуре относится совокупность воспроизводимых идей и знаний, которыми владеет общество. 
K материальной культуре относится совокупность объектов, образующих искусственную среду жизнедеятельности общества, – здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья, обработанные или специально выделенные фрагменты природной среды, которые сохраняются как образцы для практической деятельности. 
K физической культуре относятся развиваемые обучением свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность. 
B основе культуры лежит язык, относящийся в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре.
Описание слайда:
Лекция № 1 РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Культура – уникальные хранимые обществом произведения, образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в обществе и накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению. Культуру принято подразделять на духовную (семантическую), материальную и физическую. К духовной культуре относится совокупность воспроизводимых идей и знаний, которыми владеет общество. K материальной культуре относится совокупность объектов, образующих искусственную среду жизнедеятельности общества, – здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья, обработанные или специально выделенные фрагменты природной среды, которые сохраняются как образцы для практической деятельности. K физической культуре относятся развиваемые обучением свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность. B основе культуры лежит язык, относящийся в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре.

Слайд 3






Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
 
Язык – 
1. Орган речи.
2. Инструмент познания и организации деятельности людей.
3. Речемыслительная деятельность.
4. Социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из форм реализации, устную и письменную. 
5. Любая семиотическая система, воспроизводящая какую-либо из функций языка или же функционирующая в качестве заменителя. 
6.	То же, что и жаргон. Тайные языки – языки обособленных социальных групп, создаваемые в целях замкнутого общения, используемые в пределах данной группы.
7.	То же, что и стиль. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками. Книжный язык. Разговорный язык. Поэтический язык. Газетный язык.
Описание слайда:
Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Язык – 1. Орган речи. 2. Инструмент познания и организации деятельности людей. 3. Речемыслительная деятельность. 4. Социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из форм реализации, устную и письменную. 5. Любая семиотическая система, воспроизводящая какую-либо из функций языка или же функционирующая в качестве заменителя. 6. То же, что и жаргон. Тайные языки – языки обособленных социальных групп, создаваемые в целях замкнутого общения, используемые в пределах данной группы. 7. То же, что и стиль. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками. Книжный язык. Разговорный язык. Поэтический язык. Газетный язык.

Слайд 4






Лекция № 1
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Язык в собственном смысле, человеческий язык как орудие мысли и средство общения в отличие от искусственно создаваемых субститутов является естественным. 
Искусственные языки – языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения:
воляпюк (волапюк) (от vol — мир + plik — язык, т. е. “мировой язык”) – искусственный международный язык, созданный в 1880 году немецким католическим священником Шлейером;
эсперанто (на этом языке— “надеющийся”) – искусственный международный язык, созданный в 1887 г. варшавским врачом Л. М. Заменгофом на основе лексики, общей для наиболее распространенных европейских языков, отличающийся несложностью словообразования и грамматики, построенной по принципу агглютинации;
интерлингва (лат. inter — между + lingua — язык) – международный вспомогательный язык, предложенный Джузеппе Пеано в 1903 г. Грамматическая его структура на латинской основе, словарный состав включает корни разных европейских языков;
идо (ido на языке эсперанто “потомок”) – искусственный международный язык, созданный в 1907 г. французом Луи де Бофроном как вариант эсперанто;
оксиденталь (в знач. “западный язык”) – искусственный международный язык, созданный в 1922 г. Эдгаром де Ваалем и основанный на интернациональной лексике, общей для главных западноевропейских языков.
Язык, являющийся в данный момент разговорным языком того или другого народа и в связи с этим не остающийся неизменным, – это живой язык.
Язык мёртвый - язык, вышедший из живого употребления и сохраняющийся в письменных памятниках, в виде исключения также в регламентированном употреблении.
Описание слайда:
Лекция № 1 РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Язык в собственном смысле, человеческий язык как орудие мысли и средство общения в отличие от искусственно создаваемых субститутов является естественным. Искусственные языки – языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения: воляпюк (волапюк) (от vol — мир + plik — язык, т. е. “мировой язык”) – искусственный международный язык, созданный в 1880 году немецким католическим священником Шлейером; эсперанто (на этом языке— “надеющийся”) – искусственный международный язык, созданный в 1887 г. варшавским врачом Л. М. Заменгофом на основе лексики, общей для наиболее распространенных европейских языков, отличающийся несложностью словообразования и грамматики, построенной по принципу агглютинации; интерлингва (лат. inter — между + lingua — язык) – международный вспомогательный язык, предложенный Джузеппе Пеано в 1903 г. Грамматическая его структура на латинской основе, словарный состав включает корни разных европейских языков; идо (ido на языке эсперанто “потомок”) – искусственный международный язык, созданный в 1907 г. французом Луи де Бофроном как вариант эсперанто; оксиденталь (в знач. “западный язык”) – искусственный международный язык, созданный в 1922 г. Эдгаром де Ваалем и основанный на интернациональной лексике, общей для главных западноевропейских языков. Язык, являющийся в данный момент разговорным языком того или другого народа и в связи с этим не остающийся неизменным, – это живой язык. Язык мёртвый - язык, вышедший из живого употребления и сохраняющийся в письменных памятниках, в виде исключения также в регламентированном употреблении.

Слайд 5





Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ.  

Язык создается народом и обслуживает его из поколения в поколение. 
В своем развитии язык проходит несколько стадий и зависит от степени развития этноса (греч. «ethnos» —народ):
племенной язык, 
язык народности, 
национальный.
Национальный язык — социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной. 
Разновидности национального языка: литературный язык; диалекты; жаргоны; просторечие.
Диалект — одна из разновидностей национального языка, обслуживающий территориальную общность людей. Диалект представляет собой совокупность более мелких единиц — говоров, которые имеют общие языковые черты и служат средством общения жителей рядом расположенных деревень, хуторов.
Территориальные диалекты имеют свои особенности, которые обнаруживаются на всех уровнях языка: в звуковом строе, лексике, морфологии, синтаксисе, словообразовании. Диалект существует только в устной форме, интернет), идет процесс деградации диалектов, их исчезновение.
Описание слайда:
Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. Язык создается народом и обслуживает его из поколения в поколение. В своем развитии язык проходит несколько стадий и зависит от степени развития этноса (греч. «ethnos» —народ): племенной язык, язык народности, национальный. Национальный язык — социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной. Разновидности национального языка: литературный язык; диалекты; жаргоны; просторечие. Диалект — одна из разновидностей национального языка, обслуживающий территориальную общность людей. Диалект представляет собой совокупность более мелких единиц — говоров, которые имеют общие языковые черты и служат средством общения жителей рядом расположенных деревень, хуторов. Территориальные диалекты имеют свои особенности, которые обнаруживаются на всех уровнях языка: в звуковом строе, лексике, морфологии, синтаксисе, словообразовании. Диалект существует только в устной форме, интернет), идет процесс деградации диалектов, их исчезновение.

Слайд 6





Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ.  
Объединению людей способствуют социальные причины: общность профессии, рода занятий, интересов, социального положения. 
Для таких социумов средством общения служит социальный диалект или жаргон. Поскольку социальный диалект имеет немало разновидностей, в научной литературе для их наименования служат также термины жаргон, профессиональный язык, сленг, арго.
Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, это язык художественной литературы и публицистики, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т. д. 
Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем отобран из общего лексического богатства общенародного языка, значение и употребление слов, произношение и правописание регламентированы, формообразование и словообразование подчиняются общепринятым образцам. 
Средства, находящиеся за пределами литературной нормы, относятся к просторечию – социально обусловленной разновидности национального русского языка.
Описание слайда:
Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. Объединению людей способствуют социальные причины: общность профессии, рода занятий, интересов, социального положения. Для таких социумов средством общения служит социальный диалект или жаргон. Поскольку социальный диалект имеет немало разновидностей, в научной литературе для их наименования служат также термины жаргон, профессиональный язык, сленг, арго. Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, это язык художественной литературы и публицистики, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т. д. Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем отобран из общего лексического богатства общенародного языка, значение и употребление слов, произношение и правописание регламентированы, формообразование и словообразование подчиняются общепринятым образцам. Средства, находящиеся за пределами литературной нормы, относятся к просторечию – социально обусловленной разновидности национального русского языка.

Слайд 7





Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Язык выполняет ряд важных функций в жизнедеятельности людей.
1) коммуникативную функцию — функцию общения: язык служит средством общения, используется для выражения мыслей, которые воспринимаются адресатом и вызывают его ответную реакцию (согласие, несогласие, возражение и т. д.), с ее частными функциями: 
а) фатической (контактоустанавливающей) — функцией установления и завершения контакта с адресатом;
б) конструктивной — функцией выражения мыслей, материализации мысли, превращения ее в слово;
в) аккумулятивной функцией — функцией сообщения, передачи и сохранения информации, выполняемой фольклорными произведениями (пословицами, поговорками, русскими народными сказками, народными песнями, былинами и т. д.), памятниками письменности (летописями, документами, мемуарами, газетными и журнальными статьями и другими материалами, произведениями художественной литературы и т. д.), в которых запечатлевается жизнь народа, нации, история носителей языка;
г) конативной функцией — функцией ориентации на адресата;
д) регулятивной (планирующей) функцией — функцией планирования действий;
е) волюнтативной (призывно-побудительной) — функцией воздействия на адресата, побуждения к действию;
Описание слайда:
Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Язык выполняет ряд важных функций в жизнедеятельности людей. 1) коммуникативную функцию — функцию общения: язык служит средством общения, используется для выражения мыслей, которые воспринимаются адресатом и вызывают его ответную реакцию (согласие, несогласие, возражение и т. д.), с ее частными функциями: а) фатической (контактоустанавливающей) — функцией установления и завершения контакта с адресатом; б) конструктивной — функцией выражения мыслей, материализации мысли, превращения ее в слово; в) аккумулятивной функцией — функцией сообщения, передачи и сохранения информации, выполняемой фольклорными произведениями (пословицами, поговорками, русскими народными сказками, народными песнями, былинами и т. д.), памятниками письменности (летописями, документами, мемуарами, газетными и журнальными статьями и другими материалами, произведениями художественной литературы и т. д.), в которых запечатлевается жизнь народа, нации, история носителей языка; г) конативной функцией — функцией ориентации на адресата; д) регулятивной (планирующей) функцией — функцией планирования действий; е) волюнтативной (призывно-побудительной) — функцией воздействия на адресата, побуждения к действию;

Слайд 8





Лекция № 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
2) когнитивную — познавательную функцию, функцию овладения знаниями, общественно-историческим опытом, выражая деятельность сознания, формируя мышление отдельного говорящего (индивидуальное сознание) и общества в целом (общественное сознание), с ее частными функциями:
а) номинативной — функцией называния предметов, действий, явлений и т. д.;
б) референтной — функцией установления соотношения с предметной действительностью;
в) функцией обобщения — способностью называть подобные предметы, явления одним и тем же словом, обобщать;
Описание слайда:
Лекция № 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ 2) когнитивную — познавательную функцию, функцию овладения знаниями, общественно-историческим опытом, выражая деятельность сознания, формируя мышление отдельного говорящего (индивидуальное сознание) и общества в целом (общественное сознание), с ее частными функциями: а) номинативной — функцией называния предметов, действий, явлений и т. д.; б) референтной — функцией установления соотношения с предметной действительностью; в) функцией обобщения — способностью называть подобные предметы, явления одним и тем же словом, обобщать;

Слайд 9





Лекция № 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
3) эмотивную (аффективную) функцию — функцию выражения чувств и эмоций;
4) аксеологическую — функцию выражения субъективно-модальной оценки;
5) эстетическую (поэтическую) функцию — функцию инструмента художественного творчества;
6) метаязыковую функцию — функцию описания, разъяснения языка и речи средствами самого языка.
Описание слайда:
Лекция № 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ 3) эмотивную (аффективную) функцию — функцию выражения чувств и эмоций; 4) аксеологическую — функцию выражения субъективно-модальной оценки; 5) эстетическую (поэтическую) функцию — функцию инструмента художественного творчества; 6) метаязыковую функцию — функцию описания, разъяснения языка и речи средствами самого языка.

Слайд 10





Лекция № 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
В современном обществе русский язык выполняет ряд функций:
1) функцию национального языка русского народа, получившего признание достаточной части населения как стандартный вариант языка русского народа;
2) функцию государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения в многонациональном государстве: обслуживает все функции государства — управление, законодательство, науку, образование и т. д.;
3) функцию одного из международных языков, официальных языков ООН и других международных организаций (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.).
Описание слайда:
Лекция № 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В современном обществе русский язык выполняет ряд функций: 1) функцию национального языка русского народа, получившего признание достаточной части населения как стандартный вариант языка русского народа; 2) функцию государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения в многонациональном государстве: обслуживает все функции государства — управление, законодательство, науку, образование и т. д.; 3) функцию одного из международных языков, официальных языков ООН и других международных организаций (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.).

Слайд 11





Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Русский язык является одним из языков славянской ветви большой индоевропейской семьи языков, в которую входят языки:
- германской ветви (английский, немецкий),
- романской (латинский, французский, итальянский, португальский, испанский, румынский, молдавский и др.),
- скандинавской (шведский, датский, исландский, норвежский),
- балтийской (литовский, латышский, прусский),
- иранской ветви (персидский, таджикский, пушту, курдский, осетинский и др.),
- индийской (санскрит, урду, бенгали, хинди, цыганский и др),
- славянской ветви, в которую входят
- западнославянские языки (чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкие языки, польский), - южнославянские языки (болгарский, сербский, хорватский, словенский), - восточнославянские языки (русский, белорусский, украинский).
Описание слайда:
Лекция № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Русский язык является одним из языков славянской ветви большой индоевропейской семьи языков, в которую входят языки: - германской ветви (английский, немецкий), - романской (латинский, французский, итальянский, португальский, испанский, румынский, молдавский и др.), - скандинавской (шведский, датский, исландский, норвежский), - балтийской (литовский, латышский, прусский), - иранской ветви (персидский, таджикский, пушту, курдский, осетинский и др.), - индийской (санскрит, урду, бенгали, хинди, цыганский и др), - славянской ветви, в которую входят - западнославянские языки (чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкие языки, польский), - южнославянские языки (болгарский, сербский, хорватский, словенский), - восточнославянские языки (русский, белорусский, украинский).

Слайд 12


Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Вопросы для контроля знаний по данной теме:

2.	Каково научное лингвистическое определение языка?
3.	Каково предназначение языка как системы знаков, способов их соединения?
4.	Какие языковые единицы составляют систему русского языка?
5.	Каковы основные уровни языка?
6.	В чем заключаются основные различия языка и речи?
7.	Каковы основные функции языка?
8.	Какой языковой семье и ветви принадлежит русский язык?
9.	Какие еще языки входят в эту языковую семью?
10.	Какие функции выполняет русский язык в современном обществе?
Описание слайда:
Вопросы для контроля знаний по данной теме: 2. Каково научное лингвистическое определение языка? 3. Каково предназначение языка как системы знаков, способов их соединения? 4. Какие языковые единицы составляют систему русского языка? 5. Каковы основные уровни языка? 6. В чем заключаются основные различия языка и речи? 7. Каковы основные функции языка? 8. Какой языковой семье и ветви принадлежит русский язык? 9. Какие еще языки входят в эту языковую семью? 10. Какие функции выполняет русский язык в современном обществе?

Слайд 14


Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1), слайд №14
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию