🗊Презентация Русский язык и культура речи. Риторика

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №1Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №2Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №3Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №4Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №5Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №6Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №7Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №8Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №9Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №10Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №11Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №12Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №13Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №14Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №15Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №16Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №17Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №18Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №19Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №20Русский язык и культура речи. Риторика, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Русский язык и культура речи. Риторика. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Русский язык и культура речи и Риторика
Описание слайда:
Русский язык и культура речи и Риторика

Слайд 2





Риторика
Риторика (от греч. rhetorike – говорю) – теория и искусство красноречия
Риторика – филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественной выразительной речи
Риторика – учебная дисциплина, дающая проверенную опытом систему правил, упражнений, моделей, которые помогут каждому образованному человеку подготовиться и выступить с речью, участвовать в споре, написать доклад, статью, и т.п.
Описание слайда:
Риторика Риторика (от греч. rhetorike – говорю) – теория и искусство красноречия Риторика – филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественной выразительной речи Риторика – учебная дисциплина, дающая проверенную опытом систему правил, упражнений, моделей, которые помогут каждому образованному человеку подготовиться и выступить с речью, участвовать в споре, написать доклад, статью, и т.п.

Слайд 3





Предмет и задачи Риторики
Предмет Риторики – устная монологическая литературная речь
Задачи Риторики: 1) изучение теоретического материала, 2) чтение, анализ образцовых текстов, моделирование текстов, 3) изучение правил, приемов, моделей создания риторических речей, 4) выполнение разнообразных упражнений в соответствии с целями обучения риторике, 5) свободное творчество.
Описание слайда:
Предмет и задачи Риторики Предмет Риторики – устная монологическая литературная речь Задачи Риторики: 1) изучение теоретического материала, 2) чтение, анализ образцовых текстов, моделирование текстов, 3) изучение правил, приемов, моделей создания риторических речей, 4) выполнение разнообразных упражнений в соответствии с целями обучения риторике, 5) свободное творчество.

Слайд 4





Риторика в России
Первые русские руководства по Риторике появились в 17 веке. Авторами первых российских трудов по риторике были церковные деятели, ученые: вологодский епископ Макарий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович. Расцвет Риторики в России приходится на середину 18 века. Огромный вклад в развитие теории искусства красноречия внес выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов, создавший «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) и теорию «трех штилей», изложенную в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».
Описание слайда:
Риторика в России Первые русские руководства по Риторике появились в 17 веке. Авторами первых российских трудов по риторике были церковные деятели, ученые: вологодский епископ Макарий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович. Расцвет Риторики в России приходится на середину 18 века. Огромный вклад в развитие теории искусства красноречия внес выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов, создавший «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) и теорию «трех штилей», изложенную в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».

Слайд 5





«Краткое руководство к красноречию»
В этом труде М.В. Ломоносов обозначил основные «средства к приобретению красноречия»: 1) природное дарование, 2) наука, 3) подражание авторам, 4) упражнение в сочинении, 5) знание других наук.
Описание слайда:
«Краткое руководство к красноречию» В этом труде М.В. Ломоносов обозначил основные «средства к приобретению красноречия»: 1) природное дарование, 2) наука, 3) подражание авторам, 4) упражнение в сочинении, 5) знание других наук.

Слайд 6





Теория трех штилей
В этом труде М.В. Ломоносов впервые предлагает три основных принципа систематизации лексического состава языка: 1) этимологический (происхождение слова), 2) стилистический (определенные лексические единицы закреплены за определенным типом речи) и 3) функционально-стилистический ( отобранные лексические единицы закрепляются за определенным литературным жанром). В соответствии с данными принципами Ломоносов выделяет «три рода речений»: «к первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны (бог, рука, слава). Ко второму принадлежат, кои хотя и общеупотребляются мало, однако всем грамотным людям вразумительны (отверзаю, господень, взывают). К третьему роду относятся, которых нет в церковных книгах (говорю, ручей, пока)». Эти группы слов Ломоносов рекомендует к употреблению в речи.
Описание слайда:
Теория трех штилей В этом труде М.В. Ломоносов впервые предлагает три основных принципа систематизации лексического состава языка: 1) этимологический (происхождение слова), 2) стилистический (определенные лексические единицы закреплены за определенным типом речи) и 3) функционально-стилистический ( отобранные лексические единицы закрепляются за определенным литературным жанром). В соответствии с данными принципами Ломоносов выделяет «три рода речений»: «к первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны (бог, рука, слава). Ко второму принадлежат, кои хотя и общеупотребляются мало, однако всем грамотным людям вразумительны (отверзаю, господень, взывают). К третьему роду относятся, которых нет в церковных книгах (говорю, ручей, пока)». Эти группы слов Ломоносов рекомендует к употреблению в речи.

Слайд 7





Теория трех штилей (продолжение)
Кроме того, Ломоносов выделяет «слова устарелые, обветшалые», которые непонятны собеседникам (обаваю – ворожу, свене – кроме, вогда – иногда). Их не следует употреблять даже в высоком стиле. И еще Ломоносов выделяет лексику, которую «ни в каком стиле употреблять непристойно, как только в подлых комедиях (таскаться, хрыч)».
За каждым стилем закреплены особые литературные жанры: высоким стилем  предлагалось писать оды, поэмы, прозаические речи о высоких материях; средним – театральные сочинения, дружеские письма, сатиры, элегии, «в прозе пристойно описание  достопамятных учений»; низким – комедии, эпиграммы, песни, описание обыденных дел.
Описание слайда:
Теория трех штилей (продолжение) Кроме того, Ломоносов выделяет «слова устарелые, обветшалые», которые непонятны собеседникам (обаваю – ворожу, свене – кроме, вогда – иногда). Их не следует употреблять даже в высоком стиле. И еще Ломоносов выделяет лексику, которую «ни в каком стиле употреблять непристойно, как только в подлых комедиях (таскаться, хрыч)». За каждым стилем закреплены особые литературные жанры: высоким стилем предлагалось писать оды, поэмы, прозаические речи о высоких материях; средним – театральные сочинения, дружеские письма, сатиры, элегии, «в прозе пристойно описание достопамятных учений»; низким – комедии, эпиграммы, песни, описание обыденных дел.

Слайд 8





Современная риторика
В настоящее время существенно расширилось практическое использование Риторики: она находит применение в деловом и бытовом общении, в профессиональной и личной деятельности. Риторика стала необходимым компонентом в системе изучения родного языка, составной частью гуманитарного образования, поскольку в ней интегрируется знание языка и теории литературы, стилистики, психологии. Риторику и Культуру речи объединяет общая цель – поиск наиболее оптимальных алгоритмов общения в разных жизненных ситуациях и условиях коммуникации.
Описание слайда:
Современная риторика В настоящее время существенно расширилось практическое использование Риторики: она находит применение в деловом и бытовом общении, в профессиональной и личной деятельности. Риторика стала необходимым компонентом в системе изучения родного языка, составной частью гуманитарного образования, поскольку в ней интегрируется знание языка и теории литературы, стилистики, психологии. Риторику и Культуру речи объединяет общая цель – поиск наиболее оптимальных алгоритмов общения в разных жизненных ситуациях и условиях коммуникации.

Слайд 9





Риторика подразделяется на общую и частную
Общая Риторика изучает общие законы, присущие всем письменным и устным произведениям.
Частная Риторика исследует особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе особенности ораторской речи. Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, обращенную к широкой аудитории, произносимую профессионалом (оратором) и имеющую своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения.
Описание слайда:
Риторика подразделяется на общую и частную Общая Риторика изучает общие законы, присущие всем письменным и устным произведениям. Частная Риторика исследует особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе особенности ораторской речи. Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, обращенную к широкой аудитории, произносимую профессионалом (оратором) и имеющую своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения.

Слайд 10





Общая Риторика включает следующие разделы:
Инвенция - работа над содержанием речи, т.е. определение границ темы, ее формулировка, сбор и накопление материала, его систематизация.
Диспозиция – рекомендации к построению речи, композиции произведения.
Элокуция – изучение способов выражения мысли в тексте, «украшение» речи.
Мемория – способы запоминания подготовленной речи.
Акцио – рекомендации для проведения успешного выступления, которое зависит от трех факторов: 1) личности выступающего, его компетентности и культуры, умения держаться перед аудиторией, 2) качества всех ступеней подготовки речи – содержательной, языковой, композиционной, 3) артистизма, исполнительской готовности выступающего.
Описание слайда:
Общая Риторика включает следующие разделы: Инвенция - работа над содержанием речи, т.е. определение границ темы, ее формулировка, сбор и накопление материала, его систематизация. Диспозиция – рекомендации к построению речи, композиции произведения. Элокуция – изучение способов выражения мысли в тексте, «украшение» речи. Мемория – способы запоминания подготовленной речи. Акцио – рекомендации для проведения успешного выступления, которое зависит от трех факторов: 1) личности выступающего, его компетентности и культуры, умения держаться перед аудиторией, 2) качества всех ступеней подготовки речи – содержательной, языковой, композиционной, 3) артистизма, исполнительской готовности выступающего.

Слайд 11





Инвенция. Требование  к выбору и формулировке темы речевого произведения
Тема должна быть интересной, важной для аудитории, к которой обращается автор. В противном случае не возникнет необходимого контакта между выступающим и аудиторией.
Тема должна быть конкретной, не слишком объемной. Различают темы широкого и узкого (предметного) охвата. Сравните: Природа России – Природа Тверского края. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем существует несколько ступеней деления: Риторика как наука – История возникновения Риторики – Риторика в России.
Тему необходимо формулировать не только четко, кратко, но и выразительно, образно, чтобы она сразу привлекла внимание аудитории: Как «читать» партнера по деловому общению.
Описание слайда:
Инвенция. Требование к выбору и формулировке темы речевого произведения Тема должна быть интересной, важной для аудитории, к которой обращается автор. В противном случае не возникнет необходимого контакта между выступающим и аудиторией. Тема должна быть конкретной, не слишком объемной. Различают темы широкого и узкого (предметного) охвата. Сравните: Природа России – Природа Тверского края. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем существует несколько ступеней деления: Риторика как наука – История возникновения Риторики – Риторика в России. Тему необходимо формулировать не только четко, кратко, но и выразительно, образно, чтобы она сразу привлекла внимание аудитории: Как «читать» партнера по деловому общению.

Слайд 12





Материал для речевых произведений подразделяется на две группы:
Материал из непосредственных источников: а) жизненный опыт автора речевого произведения, б) целенаправленные наблюдения, в) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов.
Материал, полученный опосредованным путем, т.е. собранный, осмысленный и обобщенный другими людьми. Источники – книги, журналы, СМИ.
Описание слайда:
Материал для речевых произведений подразделяется на две группы: Материал из непосредственных источников: а) жизненный опыт автора речевого произведения, б) целенаправленные наблюдения, в) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов. Материал, полученный опосредованным путем, т.е. собранный, осмысленный и обобщенный другими людьми. Источники – книги, журналы, СМИ.

Слайд 13





Диспозиция. Требования к построению основных композиционных частей речевого произведения
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления – введение в тему. Ему отводится 5-10% времени всего выступления. Здесь говорится о проблеме, которой посвящена речь, задачах выступления, сообщается план предстоящего выступления. 
Основная часть, где раскрывается заявленная тема выступления. Способ изложения материала в основной части зависит от цели, стиля, жанра речевого произведения, от цели выступления: развлекать, воодушевлять, информировать, убеждать, переубеждать, призывать к действию и т.д.
Заключение, где делается обобщение сказанного, формулируются выводы. Заключение занимает 5% времени всего выступления. Тип заключения зависит от характера речи.
Описание слайда:
Диспозиция. Требования к построению основных композиционных частей речевого произведения Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления – введение в тему. Ему отводится 5-10% времени всего выступления. Здесь говорится о проблеме, которой посвящена речь, задачах выступления, сообщается план предстоящего выступления. Основная часть, где раскрывается заявленная тема выступления. Способ изложения материала в основной части зависит от цели, стиля, жанра речевого произведения, от цели выступления: развлекать, воодушевлять, информировать, убеждать, переубеждать, призывать к действию и т.д. Заключение, где делается обобщение сказанного, формулируются выводы. Заключение занимает 5% времени всего выступления. Тип заключения зависит от характера речи.

Слайд 14





Требования к заключению (продолжение)
Для информационных речей характерно заключение, в котором подводится итог сказанному. Обычно заключение предваряется словами итак, заканчивая выступление, таким образом и под. В агитационных и воодушевляющих речах концовка представляет собой формулировку основной идеи выступления. При этом главная идея должна быть сформулирована так кратко и выразительно, чтобы побудить аудиторию к действию. Концовкой агитационных речей обычно служит яркое афористическое высказывание, призыв или пожелание. Главное – заключение содержательно должно перекликаться с вступительной частью.
Описание слайда:
Требования к заключению (продолжение) Для информационных речей характерно заключение, в котором подводится итог сказанному. Обычно заключение предваряется словами итак, заканчивая выступление, таким образом и под. В агитационных и воодушевляющих речах концовка представляет собой формулировку основной идеи выступления. При этом главная идея должна быть сформулирована так кратко и выразительно, чтобы побудить аудиторию к действию. Концовкой агитационных речей обычно служит яркое афористическое высказывание, призыв или пожелание. Главное – заключение содержательно должно перекликаться с вступительной частью.

Слайд 15





Способы строения основной части
Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем
Концентрический – один и тот же вопрос рассматривается с разных точек зрения
Спиральный – переход от общего, поверхностного изложения материала к повторному, более детальному и глубокому
Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации
Индуктивный – переход от анализа фактов к их обобщению
Описание слайда:
Способы строения основной части Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем Концентрический – один и тот же вопрос рассматривается с разных точек зрения Спиральный – переход от общего, поверхностного изложения материала к повторному, более детальному и глубокому Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации Индуктивный – переход от анализа фактов к их обобщению

Слайд 16





Синтаксическое строение основной части 
Цепная синтаксическая связь: развитие мысли движется от исходной, известной  информации к новой, ранее неизвестной. Та информация, которая была новой в предыдущем предложении, становится известной, исходной в последующем. 
Параллельная синтаксическая связь: предмет высказывания во всех предложениях один, и в каждом последующем предложении о нем сообщается какая-то новая информация.
Описание слайда:
Синтаксическое строение основной части Цепная синтаксическая связь: развитие мысли движется от исходной, известной информации к новой, ранее неизвестной. Та информация, которая была новой в предыдущем предложении, становится известной, исходной в последующем. Параллельная синтаксическая связь: предмет высказывания во всех предложениях один, и в каждом последующем предложении о нем сообщается какая-то новая информация.

Слайд 17





Цепная связь
В день спектакля публика густо стала подходить из ближних деревень в село Огрызово. С любопытством рассматривали плакат-афишу,  укрепленную на воротах школы. В школе едва-едва могло уместиться двести человек, народу же набралось с полтысячи. Спозаранку, часов с трех, зал был битком набит. Публика плевала на пол, выражалась, плакат же «Прошу не курить, с почтением автор Мохов» был сорван и пошел на козьи ножки. В комнате от табачного дыма было сизо. День был знойный, душный. В пять часов Павел Мохов стал наводить порядки. Весь мокрый, он стоял вместе с милицейским на крыльце и осаживал напиравший народ  (В. Шишков).
Описание слайда:
Цепная связь В день спектакля публика густо стала подходить из ближних деревень в село Огрызово. С любопытством рассматривали плакат-афишу, укрепленную на воротах школы. В школе едва-едва могло уместиться двести человек, народу же набралось с полтысячи. Спозаранку, часов с трех, зал был битком набит. Публика плевала на пол, выражалась, плакат же «Прошу не курить, с почтением автор Мохов» был сорван и пошел на козьи ножки. В комнате от табачного дыма было сизо. День был знойный, душный. В пять часов Павел Мохов стал наводить порядки. Весь мокрый, он стоял вместе с милицейским на крыльце и осаживал напиравший народ (В. Шишков).

Слайд 18





Параллельная связь
Градов еще не спал, потому что шел восьмой час вечера. Злились от скуки собаки на каждом дворе. Замечательно – потому что он был один – горел вдалеке электрический фонарь. Небо было так низко, тьма так густа, а город столь тих, невелик и благонравен, – что почти не имелось никакой природы на первый взгляд, да и нужды в ней не было (А. Платонов).
Описание слайда:
Параллельная связь Градов еще не спал, потому что шел восьмой час вечера. Злились от скуки собаки на каждом дворе. Замечательно – потому что он был один – горел вдалеке электрический фонарь. Небо было так низко, тьма так густа, а город столь тих, невелик и благонравен, – что почти не имелось никакой природы на первый взгляд, да и нужды в ней не было (А. Платонов).

Слайд 19





Способы удержания внимания аудитории
Логическая организация речи, т.е. последовательность, непротиворечивость, обоснованность речи.
Создание проблемной ситуации в ходе изложения материала.
Содержательность речи,  т.е. представление новой, неизвестной слушателям информации, оригинальная интерпретация известных фактов.
Доступность изложения, т.е. использование наглядных пособий, примеров, рациональное сочетание теоретических положений с фактами.
Выразительность речи, т.е. использование выразительных средств языка.
Драматизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям.
Описание слайда:
Способы удержания внимания аудитории Логическая организация речи, т.е. последовательность, непротиворечивость, обоснованность речи. Создание проблемной ситуации в ходе изложения материала. Содержательность речи, т.е. представление новой, неизвестной слушателям информации, оригинальная интерпретация известных фактов. Доступность изложения, т.е. использование наглядных пособий, примеров, рациональное сочетание теоретических положений с фактами. Выразительность речи, т.е. использование выразительных средств языка. Драматизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям.

Слайд 20





Логическая организация речи достигается с помощью использования аргументов
Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства.
Аргументация – приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения
Описание слайда:
Логическая организация речи достигается с помощью использования аргументов Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства. Аргументация – приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения

Слайд 21





Виды аргументов в Риторике
Логические аргументы (рациональные): 1) факты – статистические данные, результаты социологических опросов;
2) Обращение к авторитетам; 3) заведомо истинные суждения – законы, теории, аксиомы, традиционно принятые в данном человеческом обществе
Психологические аргументы (иррациональные): они представляют собой обращения к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам аудитории. Аргументы, обращенные к аудитории, затрагивают а) чувство собственного достоинства собравшихся, б) материальные, социальные интересы, в) физическое благополучие, свободу, удобства, привычки публики
Описание слайда:
Виды аргументов в Риторике Логические аргументы (рациональные): 1) факты – статистические данные, результаты социологических опросов; 2) Обращение к авторитетам; 3) заведомо истинные суждения – законы, теории, аксиомы, традиционно принятые в данном человеческом обществе Психологические аргументы (иррациональные): они представляют собой обращения к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам аудитории. Аргументы, обращенные к аудитории, затрагивают а) чувство собственного достоинства собравшихся, б) материальные, социальные интересы, в) физическое благополучие, свободу, удобства, привычки публики



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию