🗊Презентация Словообразование и морфемика

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Словообразование и морфемика, слайд №1Словообразование и морфемика, слайд №2Словообразование и морфемика, слайд №3Словообразование и морфемика, слайд №4Словообразование и морфемика, слайд №5Словообразование и морфемика, слайд №6Словообразование и морфемика, слайд №7Словообразование и морфемика, слайд №8Словообразование и морфемика, слайд №9Словообразование и морфемика, слайд №10Словообразование и морфемика, слайд №11Словообразование и морфемика, слайд №12Словообразование и морфемика, слайд №13Словообразование и морфемика, слайд №14Словообразование и морфемика, слайд №15Словообразование и морфемика, слайд №16Словообразование и морфемика, слайд №17Словообразование и морфемика, слайд №18Словообразование и морфемика, слайд №19Словообразование и морфемика, слайд №20Словообразование и морфемика, слайд №21Словообразование и морфемика, слайд №22Словообразование и морфемика, слайд №23Словообразование и морфемика, слайд №24Словообразование и морфемика, слайд №25Словообразование и морфемика, слайд №26Словообразование и морфемика, слайд №27Словообразование и морфемика, слайд №28Словообразование и морфемика, слайд №29Словообразование и морфемика, слайд №30Словообразование и морфемика, слайд №31Словообразование и морфемика, слайд №32Словообразование и морфемика, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Словообразование и морфемика. Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Русский язык с основами общего языкознания
Лекция № 9. Словообразование и морфемика.
Описание слайда:
Русский язык с основами общего языкознания Лекция № 9. Словообразование и морфемика.

Слайд 2





Словообразование как наука
40-50-е годы ХХ века
Труды В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого
Определение состава морфем, порядка их сочетания; установление исторических и современных способов образования слов
Описание слайда:
Словообразование как наука 40-50-е годы ХХ века Труды В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого Определение состава морфем, порядка их сочетания; установление исторических и современных способов образования слов

Слайд 3





Словообразование
Синхронное
изучение структуры слов и их сравнение; установление производящей и производных основ
Описание слайда:
Словообразование Синхронное изучение структуры слов и их сравнение; установление производящей и производных основ

Слайд 4





Единицы словообразования
Морфема – обобщённая единица, часть слова: корень, аффиксы (префиксы, суффиксы)
Описание слайда:
Единицы словообразования Морфема – обобщённая единица, часть слова: корень, аффиксы (префиксы, суффиксы)

Слайд 5





Классификация морфем учитывает:
роль морфемы в слове;
значение морфемы;
место морфемы в составе слова;
происхождение морфем
Описание слайда:
Классификация морфем учитывает: роль морфемы в слове; значение морфемы; место морфемы в составе слова; происхождение морфем

Слайд 6





Морфемы 
Корневая морфема – обязательная часть слова
Описание слайда:
Морфемы Корневая морфема – обязательная часть слова

Слайд 7





Морфемы 
Синонимичные 
сверх- = супер- (высокая степень)
   сверхмодный, супермодный
-их(а) = -иц(а)
   (женскость)
   слониха, волчица
Описание слайда:
Морфемы Синонимичные сверх- = супер- (высокая степень) сверхмодный, супермодный -их(а) = -иц(а) (женскость) слониха, волчица

Слайд 8





МОРФЕМЫ 
ИСКОННЫЕ
из-, пере-, рас-, раз-, на-, о-, без-, бес-;
-ик-, -тель-, -ник-;
-ов-, -ев-
Описание слайда:
МОРФЕМЫ ИСКОННЫЕ из-, пере-, рас-, раз-, на-, о-, без-, бес-; -ик-, -тель-, -ник-; -ов-, -ев-

Слайд 9





Основы слова
Членимые, т.е. состоящие из двух и ли более морфов:
бор-ец, нож-ик, по-раз-брос-а(ть)
Описание слайда:
Основы слова Членимые, т.е. состоящие из двух и ли более морфов: бор-ец, нож-ик, по-раз-брос-а(ть)

Слайд 10





Связанные корни (термин Г.О. Винокура) или радиксоиды (термин А.А. Реформатского)
корни, которые существуют в языке только в соединении с суффиксами и приставками:
- низвергнуть, свергнуть, отвергнуть;
- добавить, прибавить, убавить, надбавка;
- вонзить, пронзить;
- унять, унимать, принять, принимать
Описание слайда:
Связанные корни (термин Г.О. Винокура) или радиксоиды (термин А.А. Реформатского) корни, которые существуют в языке только в соединении с суффиксами и приставками: - низвергнуть, свергнуть, отвергнуть; - добавить, прибавить, убавить, надбавка; - вонзить, пронзить; - унять, унимать, принять, принимать

Слайд 11





Уникальные части слова (унификсы)
бел-ёс-ый
люб-овь
гиб-ель
дет-вор(а)
поп-адь(я)
ра-дуга
кур-нос(ый)
ба-хвал-и(ть)ся
Описание слайда:
Уникальные части слова (унификсы) бел-ёс-ый люб-овь гиб-ель дет-вор(а) поп-адь(я) ра-дуга кур-нос(ый) ба-хвал-и(ть)ся

Слайд 12





Виды анализа слова
Словообразовательный анализ отвечает на вопрос: с помощью какого словообразовательного средства образовано слово, и какая основа является производящей по отношению к данной производной?
Описание слайда:
Виды анализа слова Словообразовательный анализ отвечает на вопрос: с помощью какого словообразовательного средства образовано слово, и какая основа является производящей по отношению к данной производной?

Слайд 13





Выполните морфемный и словообразовательный разбор
тряпьё
страдалец
почтение
перекличка
открывать
подозревать
расторопный
бег
Описание слайда:
Выполните морфемный и словообразовательный разбор тряпьё страдалец почтение перекличка открывать подозревать расторопный бег

Слайд 14





Исторические изменения 
в составе слова
ОПРОЩЕНИЕ предполагает потерю словом членимости.
Слова вкус, забыть имеют целостное значение в современном русском языке; старое членение: в-кус (от слов кус-ок, кус-а(ть)) и за-быть.
Причины - в изменении значения слова и утрата семантических связей с производящим словом: лапоть и  лапа, белка и белый, копыто и копать.
Описание слайда:
Исторические изменения в составе слова ОПРОЩЕНИЕ предполагает потерю словом членимости. Слова вкус, забыть имеют целостное значение в современном русском языке; старое членение: в-кус (от слов кус-ок, кус-а(ть)) и за-быть. Причины - в изменении значения слова и утрата семантических связей с производящим словом: лапоть и лапа, белка и белый, копыто и копать.

Слайд 15





Опрощение 
Опрощению благоприятствуют:
звуковые изменения, вследствие чего слово расходится с родственными словами: облако из обвлако;
выпадение из языка родственных слов: кольцо – первоначально уменьшительное от сущ. коло.
Описание слайда:
Опрощение Опрощению благоприятствуют: звуковые изменения, вследствие чего слово расходится с родственными словами: облако из обвлако; выпадение из языка родственных слов: кольцо – первоначально уменьшительное от сущ. коло.

Слайд 16





Переразложение 
предполагает перемещение границ морфем в составе слова.
Описание слайда:
Переразложение предполагает перемещение границ морфем в составе слова.

Слайд 17





МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании
Описание слайда:
МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании

Слайд 18





Задачи морфонологии 
в установлении
фонемного состава морфем разных видов;
правил соединения морфем в слове, т.е. условий взаимоприспособления морфем при их объединении;
порядка следования морфем
Описание слайда:
Задачи морфонологии в установлении фонемного состава морфем разных видов; правил соединения морфем в слове, т.е. условий взаимоприспособления морфем при их объединении; порядка следования морфем

Слайд 19





Виды явлений на стыке морфем
чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого): друг – дружба – друзья, кот – котище, кусок – кусочек; сон – сниться, лев – львица; лётчик – фонарщик;
Описание слайда:
Виды явлений на стыке морфем чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого): друг – дружба – друзья, кот – котище, кусок – кусочек; сон – сниться, лев – львица; лётчик – фонарщик;

Слайд 20





Виды явлений на стыке морфем
Интерфиксация – появление асемантической вставки между двумя морфами:
Сочи – сочи(н)ский
кофе – кофе(й)ный
жить – жи(л)ец
МГУ – эмгэу(ш)ный
арго –арго(т)изм
петь – пе(в)ческий
Описание слайда:
Виды явлений на стыке морфем Интерфиксация – появление асемантической вставки между двумя морфами: Сочи – сочи(н)ский кофе – кофе(й)ный жить – жи(л)ец МГУ – эмгэу(ш)ный арго –арго(т)изм петь – пе(в)ческий

Слайд 21





Виды явлений на стыке морфем
Усечение производящей основы – конец данной основы отсекается и не входит в производное слово; цель – устранить скопление согласных (дудка – дудеть, тряпка – тряпьё) или гласных (пальто - пальтишко) на морфемном шве.
Описание слайда:
Виды явлений на стыке морфем Усечение производящей основы – конец данной основы отсекается и не входит в производное слово; цель – устранить скопление согласных (дудка – дудеть, тряпка – тряпьё) или гласных (пальто - пальтишко) на морфемном шве.

Слайд 22





Виды явлений на стыке морфем
Наложение (или интерференция) предполагает объединение конца и начала морфов, следующих друг за другом: 
   лиловый + -оват(ый) = лиловатый,
   такси + -ист = таксист
Описание слайда:
Виды явлений на стыке морфем Наложение (или интерференция) предполагает объединение конца и начала морфов, следующих друг за другом: лиловый + -оват(ый) = лиловатый, такси + -ист = таксист

Слайд 23





Словообразовательное значение -
значение, общее для производных слов данного типа, которое устанавливается на основании семантического соотнесения производящих и производных.
Котлета – котлетина = дом – домина 
   словообразовательное значение:
«название предмета» = «название того же предмета большой величины»
Описание слайда:
Словообразовательное значение - значение, общее для производных слов данного типа, которое устанавливается на основании семантического соотнесения производящих и производных. Котлета – котлетина = дом – домина словообразовательное значение: «название предмета» = «название того же предмета большой величины»

Слайд 24





Единицы системы словообразования
Основная – производное слово, входит в сложные единицы – комплексные.
Комплексные:
словообразовательная пара;
словообразовательный тип;
словообразовательная категория;
словообразовательная цепь;
словообразовательная парадигма
Описание слайда:
Единицы системы словообразования Основная – производное слово, входит в сложные единицы – комплексные. Комплексные: словообразовательная пара; словообразовательный тип; словообразовательная категория; словообразовательная цепь; словообразовательная парадигма

Слайд 25





Комплексные единицы системы словообразования
Словообразова-тельная пара – соотношение производной и производящей основ: 
белый - белить
Описание слайда:
Комплексные единицы системы словообразования Словообразова-тельная пара – соотношение производной и производящей основ: белый - белить

Слайд 26





Комплексные единицы системы словообразования
Словообразовательная категория – совокупность словообразовательных типов, объединяемых одним словообразовательным значением:
   сущ с суф. –тель, -ец, -ун, -щик с общим значением «производитель действия, названного производящей основой» (отправитель, борец, болтун, сортировщик)
Описание слайда:
Комплексные единицы системы словообразования Словообразовательная категория – совокупность словообразовательных типов, объединяемых одним словообразовательным значением: сущ с суф. –тель, -ец, -ун, -щик с общим значением «производитель действия, названного производящей основой» (отправитель, борец, болтун, сортировщик)

Слайд 27





Комплексные единицы системы словообразования
Словообразовательная цепь – совокупность производных, упорядоченных так, чтобы каждая предыдущая единица являлась непосредственно производящей для последующей:
   готов(ый) – готов-и(ть) – за-готовить – заготов-к(а)
Описание слайда:
Комплексные единицы системы словообразования Словообразовательная цепь – совокупность производных, упорядоченных так, чтобы каждая предыдущая единица являлась непосредственно производящей для последующей: готов(ый) – готов-и(ть) – за-готовить – заготов-к(а)

Слайд 28





Комплексные единицы системы словообразования
Словообразовательная парадигма – совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства:
Рука              руч-н-ой
                        руч-к-а
                        руч-ищ-а
                        руч-еньк-а
Описание слайда:
Комплексные единицы системы словообразования Словообразовательная парадигма – совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства: Рука руч-н-ой руч-к-а руч-ищ-а руч-еньк-а

Слайд 29





Комплексные единицы системы словообразования
Словообразовательное гнездо – совокупность словообразовательных цепочек и парадигм; иерархически организованная, упорядоченная совокупность всех производных базового слова.
Описание слайда:
Комплексные единицы системы словообразования Словообразовательное гнездо – совокупность словообразовательных цепочек и парадигм; иерархически организованная, упорядоченная совокупность всех производных базового слова.

Слайд 30





Отступления от словообразовательных норм
Потенциальные слова заполняют пустые клетки словообразова-тельных парадигм и образуются по продуктивным словообразовательным типам: 
журавлятник, попугайник.
Описание слайда:
Отступления от словообразовательных норм Потенциальные слова заполняют пустые клетки словообразова-тельных парадигм и образуются по продуктивным словообразовательным типам: журавлятник, попугайник.

Слайд 31





Задание 1.
Определите, какие из слов относятся к потенциальным, а какие – к окказиональным: Барахляндия (В. Левинзон), Заединичье (В. Леви), чудетство (Яснов), комарино-слепне-оводовый лес (В. Конецкий), Развелитутсобак (Р. Погодин). Какие трудности могут возникнуть при переводе данных слов на английский язык? Чем необходимо руководствоваться переводчику, чтобы сохранить исконное, авторское, значение слова? Представьте попытку перевода на иностранный язык.
Описание слайда:
Задание 1. Определите, какие из слов относятся к потенциальным, а какие – к окказиональным: Барахляндия (В. Левинзон), Заединичье (В. Леви), чудетство (Яснов), комарино-слепне-оводовый лес (В. Конецкий), Развелитутсобак (Р. Погодин). Какие трудности могут возникнуть при переводе данных слов на английский язык? Чем необходимо руководствоваться переводчику, чтобы сохранить исконное, авторское, значение слова? Представьте попытку перевода на иностранный язык.

Слайд 32





Задание 2.
Проанализируйте одно из предложенных произведений. Определите трудности перевода на конкретный иностранный язык. Предложите собственный перевод.
В. Хлебников. О рассмейтесь, смехачи!
Л. Петрушевская. Пуськи бятые.
Описание слайда:
Задание 2. Проанализируйте одно из предложенных произведений. Определите трудности перевода на конкретный иностранный язык. Предложите собственный перевод. В. Хлебников. О рассмейтесь, смехачи! Л. Петрушевская. Пуськи бятые.

Слайд 33






Задание 3.

Сравните несколько различных переводов одного и того же текста. Проанализируйте работу переводчиков со словом, указав более точный перевод с позиции смысла и более точный с позиции грамматики.
Сонеты Шекспира, Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»; Гете «Фауст» и т.д.
Описание слайда:
Задание 3. Сравните несколько различных переводов одного и того же текста. Проанализируйте работу переводчиков со словом, указав более точный перевод с позиции смысла и более точный с позиции грамматики. Сонеты Шекспира, Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»; Гете «Фауст» и т.д.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию