🗊Презентация Морфемика. Основное понятие морфемики

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №1Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №2Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №3Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №4Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №5Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №6Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №7Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №8Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №9Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №10Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №11Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №12Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №13Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №14Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №15Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №16Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №17Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №18Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №19Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №20Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №21Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №22Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №23Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №24Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №25Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №26Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №27Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №28Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №29Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №30Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №31Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №32Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №33Морфемика. Основное понятие морфемики, слайд №34

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфемика. Основное понятие морфемики. Доклад-сообщение содержит 34 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МОРФЕМИКА
Морфемика – это раздел языкознания, изучающий структуру слова.
Описание слайда:
МОРФЕМИКА Морфемика – это раздел языкознания, изучающий структуру слова.

Слайд 2






Основным понятием морфемики является морфема. 

Морфема (от греч. morphē – форма) представляет собой  наименьшую формальную часть слова, имеющую значение.
Описание слайда:
Основным понятием морфемики является морфема. Морфема (от греч. morphē – форма) представляет собой наименьшую формальную часть слова, имеющую значение.

Слайд 3





Признаки морфемы
Двусторонний характер. Морфема имеет план выражения и план содержания.
Минимальная значимая часть слова. Морфема не может члениться на более мелкие значимые единицы.
Воспроизводимость. Морфемы не создаются заново, а извлекаются из языковой памяти;
Несамостоятельность. Морфемы входят в состав слова и функционируют в нем, выражая различные смыслы. 

 В русском языке существуют морфемы, равные слову, например, неизменяемые слова кофе, пальто и др., предлоги в, на, по, под, союзы и, но, или, как.
Описание слайда:
Признаки морфемы Двусторонний характер. Морфема имеет план выражения и план содержания. Минимальная значимая часть слова. Морфема не может члениться на более мелкие значимые единицы. Воспроизводимость. Морфемы не создаются заново, а извлекаются из языковой памяти; Несамостоятельность. Морфемы входят в состав слова и функционируют в нем, выражая различные смыслы.  В русском языке существуют морфемы, равные слову, например, неизменяемые слова кофе, пальто и др., предлоги в, на, по, под, союзы и, но, или, как.

Слайд 4





Типы значений морфем

Вещественное значение. Выражает отдельное самостоятельное понятие: школь-ный; бумаж-онка;
Деривационное (словообразовательное) значение. Уточняет, конкретизирует вещественное значение: работ-ник-, учи-тель- – «действующее лицо», олен-енок-, слон-енок- - «невзрослость», за–петь, за-говорить – «начинательность».
Реляционное значение, относительное. Выражает отношение одного слова к другим словам: пригородн-ый – зависимость слова от существительного мужского рода, единственного числа (поезд, дом и др.).
Описание слайда:
Типы значений морфем Вещественное значение. Выражает отдельное самостоятельное понятие: школь-ный; бумаж-онка; Деривационное (словообразовательное) значение. Уточняет, конкретизирует вещественное значение: работ-ник-, учи-тель- – «действующее лицо», олен-енок-, слон-енок- - «невзрослость», за–петь, за-говорить – «начинательность». Реляционное значение, относительное. Выражает отношение одного слова к другим словам: пригородн-ый – зависимость слова от существительного мужского рода, единственного числа (поезд, дом и др.).

Слайд 5





Понятие нулевой морфемы
Нулевая морфема – это значимое отсутствие материально выраженной морфемы, устанавливаемое на основе сопоставления данной словоформы с другими формами того же слова.
Описание слайда:
Понятие нулевой морфемы Нулевая морфема – это значимое отсутствие материально выраженной морфемы, устанавливаемое на основе сопоставления данной словоформы с другими формами того же слова.

Слайд 6





ПРИМЕР

красив- (ср. формы женского и среднего рода красив-а –красив-о, формы множественного числа красив-ы); 
пек-- (ср. пек-л-а – пек-л-и).
Описание слайда:
ПРИМЕР красив- (ср. формы женского и среднего рода красив-а –красив-о, формы множественного числа красив-ы); пек-- (ср. пек-л-а – пек-л-и).

Слайд 7





ЗАДАНИЕ
Докажите наличие нулевых морфем в словах: 
Рус. гараж, книг, вёл, речь, опрос;
Англ. I close, I take, I read; table, cat, dog; long, old, hot.
Нем. der Hund, der Tag, der Pionier, die Luft, alt, weiss, der Halt, der Stuhle;
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Докажите наличие нулевых морфем в словах: Рус. гараж, книг, вёл, речь, опрос; Англ. I close, I take, I read; table, cat, dog; long, old, hot. Нем. der Hund, der Tag, der Pionier, die Luft, alt, weiss, der Halt, der Stuhle;

Слайд 8





ЗАДАНИЕ
В приведенных словах найдите такие, у которых нет нулевой флексии: 
много книг, сам, поле, вверх, видел брата, пять овец, свет, сверху, берег, снова, над, принес.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ В приведенных словах найдите такие, у которых нет нулевой флексии: много книг, сам, поле, вверх, видел брата, пять овец, свет, сверху, берег, снова, над, принес.

Слайд 9





Морфема и морф
В зависимости от фонетических условий состав одной и той же морфемы в разных словах и в разных словоформах одного слова может меняться. 
Частную реализацию морфемы называют морфом.
Морф – это одна из формальных разновидностей морфемы, выступающая в разных словах и словоформах.
Описание слайда:
Морфема и морф В зависимости от фонетических условий состав одной и той же морфемы в разных словах и в разных словоформах одного слова может меняться. Частную реализацию морфемы называют морфом. Морф – это одна из формальных разновидностей морфемы, выступающая в разных словах и словоформах.

Слайд 10





ПРИМЕР:
Описание слайда:
ПРИМЕР:

Слайд 11






Тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе, называют алломорфами: творог – творожный, песок – песочный, пух – пушной (заднеязычные фонемы [к], [г], [х] не могут сочетаться с суффиксом -н-).
Описание слайда:
Тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе, называют алломорфами: творог – творожный, песок – песочный, пух – пушной (заднеязычные фонемы [к], [г], [х] не могут сочетаться с суффиксом -н-).

Слайд 12





Типология морфем
I. По признаку обязательности / необязательности морфемы в слове - различают корневые и аффиксальные морфемы.
Корень – обязательная часть слова, носитель вещественного, лексического значения. Корневые морфемы повторяются в родственных словах: син-ий – син-еть - син-ь – син-енький – син-ева – син-як, дом – дом-ашний – дом-овой. 
Аффикс (от лат. affixum – «прикрепленный») – служебная морфема, конкретизирующая значение корня или выражающая отношения между словами в словосочетании или предложении.
Описание слайда:
Типология морфем I. По признаку обязательности / необязательности морфемы в слове - различают корневые и аффиксальные морфемы. Корень – обязательная часть слова, носитель вещественного, лексического значения. Корневые морфемы повторяются в родственных словах: син-ий – син-еть - син-ь – син-енький – син-ева – син-як, дом – дом-ашний – дом-овой. Аффикс (от лат. affixum – «прикрепленный») – служебная морфема, конкретизирующая значение корня или выражающая отношения между словами в словосочетании или предложении.

Слайд 13





Виды аффиксов

префикс (от лат. praefixus -  «приставленный впереди») – морфема, стоящая перед корнем (приставка): пре-добрый,  англ. im-possible, нем. ver-kaufen; 
суффикс (от лат. suffixus – «подставленный») – морфема, стоящая после корня: пепель-ниц-а, англ. teach-er,  нем. wölf-in;
постфикс (от лат. post - «позади» и fixus – «приставленный»») - морфема, расположенная после флексий (окончаний): учу-сь.
Описание слайда:
Виды аффиксов префикс (от лат. praefixus - «приставленный впереди») – морфема, стоящая перед корнем (приставка): пре-добрый, англ. im-possible, нем. ver-kaufen; суффикс (от лат. suffixus – «подставленный») – морфема, стоящая после корня: пепель-ниц-а, англ. teach-er, нем. wölf-in; постфикс (от лат. post - «позади» и fixus – «приставленный»») - морфема, расположенная после флексий (окончаний): учу-сь.

Слайд 14







интерфикс (от лат. inter - «между» и fixus - «приставленный») – морфема, соединяющая компоненты сложного слова и выражающая отношение между ними: сед-о-власый, нем. Geburt-s-tag;
конфикс (от лат. confixum – «совместно взятое»)  - морфема, состоящая из двух аффиксов, находящихся до и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение: под-окон-ник, нем. ge-mach-t (причастие «сделанный» от глагола machen –«делать»), ge-nomme-n  - «названный», ge-sag-t – «сказанный».
флексия (от лат. flexio – «сгибание»), морфема, стоящая в конце слова, выражающая комплекс грамматических значений и оформляющая слово в составе синтаксических конструкций: Отступ-ит мор-е
Описание слайда:
интерфикс (от лат. inter - «между» и fixus - «приставленный») – морфема, соединяющая компоненты сложного слова и выражающая отношение между ними: сед-о-власый, нем. Geburt-s-tag; конфикс (от лат. confixum – «совместно взятое») - морфема, состоящая из двух аффиксов, находящихся до и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение: под-окон-ник, нем. ge-mach-t (причастие «сделанный» от глагола machen –«делать»), ge-nomme-n - «названный», ge-sag-t – «сказанный». флексия (от лат. flexio – «сгибание»), морфема, стоящая в конце слова, выражающая комплекс грамматических значений и оформляющая слово в составе синтаксических конструкций: Отступ-ит мор-е

Слайд 15






II. По функции, выполняемой в слове, аффиксы делятся на словообразующие (деривационные) и формообразующие (словоизменительные). 
Словообразующие аффиксы служат для образования новых слов: камень  камен-щик, англ. read  read-er,  нем. klug  un-klug.
Формообразующие аффиксы служат для образования грамматических форм одного слова: книг-а, чита-л-а, англ. cat-s, нем die Tür-en.
Описание слайда:
II. По функции, выполняемой в слове, аффиксы делятся на словообразующие (деривационные) и формообразующие (словоизменительные). Словообразующие аффиксы служат для образования новых слов: камень  камен-щик, англ. read  read-er, нем. klug  un-klug. Формообразующие аффиксы служат для образования грамматических форм одного слова: книг-а, чита-л-а, англ. cat-s, нем die Tür-en.

Слайд 16






III. По степени частотности морфемы делятся на регулярные и нерегулярные. 
Регулярные морфемы – это морфемы, повторяющиеся в других словах языка: -ость (бедн-ость, нежн-ость, глуп-ость, мудр-ость), -тель (учи-тель, воспита-тель),  англ.- er (writ-er, read-er, teach-er), нем. -ung (die verbind-ung, die üb-ung).
Нерегулярными морфемами называют единичные морфемы (стекл`-ярус, рис-унок, почт-амт).
Описание слайда:
III. По степени частотности морфемы делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные морфемы – это морфемы, повторяющиеся в других словах языка: -ость (бедн-ость, нежн-ость, глуп-ость, мудр-ость), -тель (учи-тель, воспита-тель), англ.- er (writ-er, read-er, teach-er), нем. -ung (die verbind-ung, die üb-ung). Нерегулярными морфемами называют единичные морфемы (стекл`-ярус, рис-унок, почт-амт).

Слайд 17





Аффиксы-синонимы  Аффиксы-антонимы

бледн- – тускл-; 
москв-ич, тул-як, саратовч-анин
Описание слайда:
Аффиксы-синонимы Аффиксы-антонимы бледн- – тускл-; москв-ич, тул-як, саратовч-анин

Слайд 18





Аффиксы-омонимы
омонимичные корни: вин-о, об-вин-я-ть. 
омонимичные аффиксы: лей-к-а – «орудие действия», запис-к-а – «результат действия»,  стриж-к-а – «отвлеченное действие» и др.
Описание слайда:
Аффиксы-омонимы омонимичные корни: вин-о, об-вин-я-ть. омонимичные аффиксы: лей-к-а – «орудие действия», запис-к-а – «результат действия», стриж-к-а – «отвлеченное действие» и др.

Слайд 19





ЗАДАНИЕ
Аналогичен ли морфемный состав следующих слов? 
Рус. а) дай, май, стай; б) воробей, грей, милей, полей.
Англ. a) chatter, greater, writer, daughter, ever; b)  writes, whites, needs, ours.
Нем. a) Mauer, weiter, Kinder, wieder, Fehler, lauter; b) schriebst, Dienst, erst, best, ernst.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Аналогичен ли морфемный состав следующих слов? Рус. а) дай, май, стай; б) воробей, грей, милей, полей. Англ. a) chatter, greater, writer, daughter, ever; b) writes, whites, needs, ours. Нем. a) Mauer, weiter, Kinder, wieder, Fehler, lauter; b) schriebst, Dienst, erst, best, ernst.

Слайд 20





СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Словообразование (дериватология) изучает процесс образования нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.
Описание слайда:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Словообразование (дериватология) изучает процесс образования нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Слайд 21





Понятие производности слова
Производным словом (дериватом) является слово, которое по форме и значению мотивировано другим словом того же языка: подснежник  снег, сеятель  сеять. 
Непроизводное слово не мотивировано по форме и смыслу другим словом: стол, вкус, дом.
Описание слайда:
Понятие производности слова Производным словом (дериватом) является слово, которое по форме и значению мотивировано другим словом того же языка: подснежник  снег, сеятель  сеять. Непроизводное слово не мотивировано по форме и смыслу другим словом: стол, вкус, дом.

Слайд 22





Структура производного слова
В структуре производного слова выделяются производящая база и словообразовательный формант. 

Производящая база – основа мотивирующего слова, определяющего данное производное  по значению и звучанию. 
Словообразовательный формант (дериватор) – конкретное средство, при  помощи которого образован дериват: 
слабохарактерность  слабохарактерный (производящая база слабохарактерн + словообразовательный формант  – ость).
Описание слайда:
Структура производного слова В структуре производного слова выделяются производящая база и словообразовательный формант. Производящая база – основа мотивирующего слова, определяющего данное производное по значению и звучанию. Словообразовательный формант (дериватор) – конкретное средство, при помощи которого образован дериват: слабохарактерность  слабохарактерный (производящая база слабохарактерн + словообразовательный формант – ость).

Слайд 23





ЗАДАНИЕ
В приведенных словах найдите примеры непроизводной основы: пение, агитировать, каменный, уведомление, бедняк, петь, агитатор, пыльный, пыль, каменеть, бедняцкий, пылить, камень, уведомить.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ В приведенных словах найдите примеры непроизводной основы: пение, агитировать, каменный, уведомление, бедняк, петь, агитатор, пыльный, пыль, каменеть, бедняцкий, пылить, камень, уведомить.

Слайд 24





Способы словообразования

Аффиксальные – способы, при которых новое слово создается посредством присоединения к производящей базе (или слову) аффикса или комбинации аффиксов. 
К аффиксальным способам относятся:
1)  префиксальный: рус. город  при-город, бежать  пере-бежать; англ. mobilize  de-mobilize; нем. trinken   er-trinken; франц. marche  de- marche;
2) суффиксальный: масса  масс-ов-ый, отличный  отличн-ик; англ. work  work-er; нем. frucht  frucht-bar; франц. blanch  blanch-eur;
Описание слайда:
Способы словообразования Аффиксальные – способы, при которых новое слово создается посредством присоединения к производящей базе (или слову) аффикса или комбинации аффиксов. К аффиксальным способам относятся: 1) префиксальный: рус. город  при-город, бежать  пере-бежать; англ. mobilize  de-mobilize; нем. trinken  er-trinken; франц. marche  de- marche; 2) суффиксальный: масса  масс-ов-ый, отличный  отличн-ик; англ. work  work-er; нем. frucht  frucht-bar; франц. blanch  blanch-eur;

Слайд 25






3) префиксально-суффиксальный  (конфикс): море  при-мор’-j-э, работа  без-работ-иц-а;
4) постфиксальный: увлечь   увлечь-ся, остеречь  остеречь-ся,  читай  читай-те; 
5) префиксально-постфиксальный: бежать  раз-бежать-ся;
Описание слайда:
3) префиксально-суффиксальный (конфикс): море  при-мор’-j-э, работа  без-работ-иц-а; 4) постфиксальный: увлечь  увлечь-ся, остеречь  остеречь-ся, читай  читай-те; 5) префиксально-постфиксальный: бежать  раз-бежать-ся;

Слайд 26






6) суффиксально-постфиксальный: гордый  горд-и-ть-ся;
7) префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот  о-банкрот-и-ть-ся;
8) нулевая аффиксация:  синий  синь-- (суффикс и окончание материально не выражены, но их отсутствие является значимым).
Описание слайда:
6) суффиксально-постфиксальный: гордый  горд-и-ть-ся; 7) префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот  о-банкрот-и-ть-ся; 8) нулевая аффиксация: синий  синь-- (суффикс и окончание материально не выражены, но их отсутствие является значимым).

Слайд 27





Безаффиксальные способы:
1) словосложение: землеройка, плащ-палатка; англ. day-time, нем. Hoch-schule.
2) усечение: зав, зам; англ. sec  second;
3) аббревиация: вуз, СГТУ, англ. VIP  very important person;
4) повтор: маленький-маленький, англ. goody-goody;
5) конверсия (образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую без изменения грамматической формы): мороженое (мясо)  мороженое, англ. (to) play  (a) play; нем. leben  das Leben.
Описание слайда:
Безаффиксальные способы: 1) словосложение: землеройка, плащ-палатка; англ. day-time, нем. Hoch-schule. 2) усечение: зав, зам; англ. sec  second; 3) аббревиация: вуз, СГТУ, англ. VIP  very important person; 4) повтор: маленький-маленький, англ. goody-goody; 5) конверсия (образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую без изменения грамматической формы): мороженое (мясо)  мороженое, англ. (to) play  (a) play; нем. leben  das Leben.

Слайд 28





ЗАДАНИЕ
Найдите слова, образованные префиксально-суффиксальным способом
подснежник, расчудесный, безлошадный, некрасивый, заречье, дочитать, приплясывать, забежать, насвистывать, заземлить, недодумать, бескормица, приласкать.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Найдите слова, образованные префиксально-суффиксальным способом подснежник, расчудесный, безлошадный, некрасивый, заречье, дочитать, приплясывать, забежать, насвистывать, заземлить, недодумать, бескормица, приласкать.

Слайд 29





Словообразовательная цепь
- последовательность образования слов в языке.
Охарактеризовать словообразовательную производность – значит установить ближайшее слово в словообразовательной цепи, послужившее мотивирующей основой для формирования данного.
Описание слайда:
Словообразовательная цепь - последовательность образования слов в языке. Охарактеризовать словообразовательную производность – значит установить ближайшее слово в словообразовательной цепи, послужившее мотивирующей основой для формирования данного.

Слайд 30





Словообразовательная цепь
Описание слайда:
Словообразовательная цепь

Слайд 31





Словообразовательный тип

Производные слова строятся по определенным моделям, которые получили название «словообразовательные типы». 
Словообразовательный тип представляет собой группу слов, объединенных общими признаками:
способом словообразования;
общностью части речи мотивирующего слова;
принадлежностью к одной части речи;
тождеством словообразовательного форманта;
тождеством семантических отношений между производной и производящей основами.
Описание слайда:
Словообразовательный тип Производные слова строятся по определенным моделям, которые получили название «словообразовательные типы». Словообразовательный тип представляет собой группу слов, объединенных общими признаками: способом словообразования; общностью части речи мотивирующего слова; принадлежностью к одной части речи; тождеством словообразовательного форманта; тождеством семантических отношений между производной и производящей основами.

Слайд 32





ПРИМЕР:
Создатель, следователь, учитель, писатель, гонитель, мучитель. 
относятся к существительным,
образованы от глаголов
суффиксальным способом 
при помощи суффикса -тель, 
имеющего словообразовательное значение лица).
Описание слайда:
ПРИМЕР: Создатель, следователь, учитель, писатель, гонитель, мучитель. относятся к существительным, образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффикса -тель, имеющего словообразовательное значение лица).

Слайд 33





Задание
Постройте словообразовательную цепь для следующих слов:
Взвизгнуть
Привязка
Просинь
Искривиться
Преобладание
Описание слайда:
Задание Постройте словообразовательную цепь для следующих слов: Взвизгнуть Привязка Просинь Искривиться Преобладание

Слайд 34





ЗАДАНИЕ
Докажите, что слова конина, конфетина, горошина не относятся к одному словообразовательному типу.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Докажите, что слова конина, конфетина, горошина не относятся к одному словообразовательному типу.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию