🗊Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-с

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №1Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №2Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №3Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №4Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №5Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №6Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №7Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №8Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №9Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №10Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №11Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №12Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №13Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №14Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор») Урок-размышление      Автор-с, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-с. Презентация содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1







Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в  рассказе А.Солженицына  «Матрёнин  двор»)
Урок-размышление


Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы Фатнева Надежда Николаевна
МОУ  Хрещатовская  сош
Описание слайда:
Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Фатнева Надежда Николаевна МОУ Хрещатовская сош

Слайд 2





Эпиграф:
 «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на  вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.»
С.Залыгин
Описание слайда:
Эпиграф: «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.» С.Залыгин

Слайд 3





Цель:
Обратиться  к  важнейшим  нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина; 
побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.
Описание слайда:
Цель: Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина; побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.

Слайд 4





доказать, что рассказы Солженицына-  размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в  нашем обществе;
доказать, что рассказы Солженицына-  размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в  нашем обществе;
расширить у  учащихся знания произведений современной литературы;
обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;
Описание слайда:
доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе; доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе; расширить у учащихся знания произведений современной литературы; обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

Слайд 5





                Оборудование:
портрет писателя;  
выставка его книг; магнитофон;
аудиозапись  песни А.Морозова и А.Поперечного  «Малиновый звон»; 
компьютер.
Подготовительная работа  учащихся.
Всем  прочитать  рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор»
1учащийся  готовит  сообщение на тему «Кого можно считать  нравственным человеком?»
2 учащийся  ищет  по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни
3 учащийся  подбирает эпиграфы к  уроку, оформляет доску.
4 учащийся читает  статью «Жить не по лжи!» Солженицына
Описание слайда:
Оборудование: портрет писателя; выставка его книг; магнитофон; аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного «Малиновый звон»; компьютер. Подготовительная работа учащихся. Всем прочитать рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор» 1учащийся готовит сообщение на тему «Кого можно считать нравственным человеком?» 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску. 4 учащийся читает статью «Жить не по лжи!» Солженицына

Слайд 6





Нравственным  можно считать человека:
Нравственным  можно считать человека:

С чувством собственного достоинства 
  (Уважая себя, уважай других)
Имеющего повышенное чувство
 ответственности за  происходящее вокруг.
Умеющего одухотворённо работать не ради     
  одних денег.
С чётким представлением о добре и зле, того, 
кто противостоит злу.
Неравнодушного к  чужой беде и страданиям.
Размышляющего над своей и чужой жизнью,
 беспокойно ищущего ответы на «больные»  вопросы.
Описание слайда:
Нравственным можно считать человека: Нравственным можно считать человека: С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

Слайд 7





                     Категории

   нравственности:
            добро
           совесть
           честь
 справедливость
милосердие
Описание слайда:
Категории нравственности: добро совесть честь справедливость милосердие

Слайд 8





Лексическое значение слов:
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.

Корыстолюбие  -  отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека,  который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды.

Праведник  -  человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с  окружающими 

Смысл   жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с  высшими ценностями.
Описание слайда:
Лексическое значение слов: Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями.

Слайд 9





Портрет  Матрёны
Лишь одна  деталь  постоянно подчёркивается  автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся»  улыбка Матрёны.
«От  красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны»
«У  тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»
Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как  у  бабушек в  сказках»
Описание слайда:
Портрет Матрёны Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»

Слайд 10





Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное.
Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное.
«Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а  какой ценой» -повторяет автор.
Описание слайда:
Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. «Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» -повторяет автор.

Слайд 11





Художественная деталь:
Любимые  Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой»
«Испуганной толпой»  замерли фикусы в  ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»
Описание слайда:
Художественная деталь: Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

Слайд 12





История «колотной  житёнки»
Разбитая любовь
Потеря  мужа на войне
Смерть шестерых детей
Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне
Тяжёлая немочь-болезнь
Она  -  человек не от мира сего.  Она -праведница.
Описание слайда:
История «колотной житёнки» Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она -праведница.

Слайд 13





Причины  смерти Матрёны
Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых.«Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни  именно  Матрёна –праведница.  Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.
Описание слайда:
Причины смерти Матрёны Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых.«Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.

Слайд 14





            Да, Матрёна – праведник.
            Да, Матрёна – праведник.
 «Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шесть детей.. Чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти… Все мы жили рядом с  ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.»
Описание слайда:
Да, Матрёна – праведник. Да, Матрёна – праведник. «Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шесть детей.. Чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»

Слайд 15





«Жить не по лжи!»
 «Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так круг -замкнулся? И выхода – действительно нет?» Автор верит, что «самый простой, самый доступный ключ к  нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»
Описание слайда:
«Жить не по лжи!» «Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так круг -замкнулся? И выхода – действительно нет?» Автор верит, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию