🗊 Урок литературы

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
  
  Урок литературы     , слайд №1  
  Урок литературы     , слайд №2  
  Урок литературы     , слайд №3  
  Урок литературы     , слайд №4  
  Урок литературы     , слайд №5  
  Урок литературы     , слайд №6  
  Урок литературы     , слайд №7  
  Урок литературы     , слайд №8  
  Урок литературы     , слайд №9  
  Урок литературы     , слайд №10  
  Урок литературы     , слайд №11  
  Урок литературы     , слайд №12  
  Урок литературы     , слайд №13  
  Урок литературы     , слайд №14  
  Урок литературы     , слайд №15  
  Урок литературы     , слайд №16  
  Урок литературы     , слайд №17  
  Урок литературы     , слайд №18  
  Урок литературы     , слайд №19  
  Урок литературы     , слайд №20  
  Урок литературы     , слайд №21  
  Урок литературы     , слайд №22  
  Урок литературы     , слайд №23  
  Урок литературы     , слайд №24  
  Урок литературы     , слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Урок литературы . Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Урок литературы
Описание слайда:
Урок литературы

Слайд 2





Тема урока:
Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя
 Эпиграф урока:
     Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла… он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и ее безобразия.
                                                                                                                                                                                                    В.Г.Белинский
Описание слайда:
Тема урока: Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя Эпиграф урока: Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла… он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и ее безобразия. В.Г.Белинский

Слайд 3





Цель урока: 
Цель урока: 
-  обобщить ранее полученные знания  о «петербургских повестях»;
определить место повести «Портрет» в данном цикле. 
Задачи: 
    Образовательная:
   - проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.
     Развивающие:
формировать умение глубокого анализа текста;
вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
развивать творческие способности, монологическую речь.
     Воспитательные:
вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя,
формировать нравственные ценности личности.
Описание слайда:
Цель урока: Цель урока: - обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»; определить место повести «Портрет» в данном цикле. Задачи: Образовательная: - проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства. Развивающие: формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь. Воспитательные: вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя, формировать нравственные ценности личности.

Слайд 4





        Этапы подготовительной работы:
        Этапы подготовительной работы:

чтение художественного произведения; 
подготовка сообщения по проблемным темам:
    первая группа – Образ Петербурга (по повести «Невский проспект»);
    вторая группа – Тема « маленького человека» (повесть «Шинель»);
    третья группа – Видение мира через фантастику (по повести «Нос»);
составление мини- презентации
Описание слайда:
Этапы подготовительной работы: Этапы подготовительной работы: чтение художественного произведения; подготовка сообщения по проблемным темам: первая группа – Образ Петербурга (по повести «Невский проспект»); вторая группа – Тема « маленького человека» (повесть «Шинель»); третья группа – Видение мира через фантастику (по повести «Нос»); составление мини- презентации

Слайд 5





Вступительное слово учителя
«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства. 
Тема Петербурга в 1830-е годы не являлась чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и одновременно как город социальных контрастов. 
Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. 
Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе:
Описание слайда:
Вступительное слово учителя «Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства. Тема Петербурга в 1830-е годы не являлась чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и одновременно как город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе:

Слайд 6





«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».                                                                                                              
Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную. 
По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
Описание слайда:
«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную. По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

Слайд 7






Сообщение первой группы по  теме «Образ Петербурга в повести «Невский проспект»

«О, не верьте этому Невскому проспекту!» 

            «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни…»    В.Г. Белинский
            « Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.»
           «Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не  загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.»
           «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
           «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него… и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»

- В чем своеобразие изображения Невского проспекта в            повести Гоголя?
Описание слайда:
Сообщение первой группы по теме «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» «О, не верьте этому Невскому проспекту!» «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни…» В.Г. Белинский « Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.» «Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.» «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него… и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.» - В чем своеобразие изображения Невского проспекта в повести Гоголя?

Слайд 8





Вывод:
За парадной пышностью Петербурга
скрывается холодный, жестокий мир
человеческого бесправия. Город равнодушен к
судьбе «маленького человека».
Описание слайда:
Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

Слайд 9





	Сообщение второй группы учащихся:
	Сообщение второй группы учащихся:
    	
Тема «маленького человека» в повести «Шинель»
Описание слайда:
Сообщение второй группы учащихся: Сообщение второй группы учащихся: Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

Слайд 10





Кто же такой «маленький» человек?
Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского  и Бориса Кустодиева. 
Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой  Гоголем проблемы?
В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?
Описание слайда:
Кто же такой «маленький» человек? Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева. Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы? В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?

Слайд 11





Вывод: 

Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма   пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
Описание слайда:
Вывод: Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».

Слайд 12





Слово учителя
Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.
	Сообщение 3 группы :
	Видение мира через фантастику (повесть «Нос»)
Описание слайда:
Слово учителя Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Сообщение 3 группы : Видение мира через фантастику (повесть «Нос»)

Слайд 13







Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга?
Почему иллюстратор Алимов не показывает лица Носа?
Описание слайда:
Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? Почему иллюстратор Алимов не показывает лица Носа?

Слайд 14





Вывод 
		Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев,
    для которых характерна пустота. Это главная
нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
Описание слайда:
Вывод Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

Слайд 15





Слово учителя
Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. В «петербургских повестях» Н.В. Гоголь вновь обращается к проблеме внешней красоты и внутренней порочности. Писатель пытается постичь воздействие безобразного на мир и найти пути борьбы со злом. Главную роль при этом он отводит искусству.
      «…если сочинение заключает  в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет 
      Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести «Портрет». 
      Так какие же истины кроются за страницами данного произведения? 
      Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?
Описание слайда:
Слово учителя Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. В «петербургских повестях» Н.В. Гоголь вновь обращается к проблеме внешней красоты и внутренней порочности. Писатель пытается постичь воздействие безобразного на мир и найти пути борьбы со злом. Главную роль при этом он отводит искусству. «…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести «Портрет». Так какие же истины кроются за страницами данного произведения? Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

Слайд 16


  
  Урок литературы     , слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





Работа по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Групповые задания 
Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов. 
                          (работа выполняется на компьютере)
Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей. 
Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика. 
                           (работа выполняется на компьютере)
Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: « «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде… Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»
      Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.
Описание слайда:
Работа по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет» Групповые задания Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов. (работа выполняется на компьютере) Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей. Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика. (работа выполняется на компьютере) Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: « «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде… Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.» Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

Слайд 18





Ответ первой группы

«Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …»
«…художник уже стоял несколько времени неподвижно  перед  одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…»
«Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…»
«Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»
Описание слайда:
Ответ первой группы «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …» «…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…» «Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…» «Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»

Слайд 19





          
          
      «Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие».
            

    

       «Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…»
       «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»
Описание слайда:
«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие». «Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…» «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»

Слайд 20






    «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».



«…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния».


    «Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».
Описание слайда:
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта». «…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния». «Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».

Слайд 21





Ответ третьей группы
Сопоставительная характеристика художников
Описание слайда:
Ответ третьей группы Сопоставительная характеристика художников

Слайд 22


  
  Урок литературы     , слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





Ответ четвертой группы

	Считаем, что В.Г. Белинский прав. 
	Вторая часть повести – это проповедь нравственного
очищения, которую можно представить в виде свода
нравоучительных правил: 
	1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
	2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
	3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Описание слайда:
Ответ четвертой группы Считаем, что В.Г. Белинский прав. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его». 2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья». 3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Слайд 24





Итог урока
Заключительное слово учителя 
	В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение
искусства: «… для успокоения и примирения всех нисходит в мир
высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе,
но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».
	Писатель сравнивает истинное произведение с молитвой.
Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь
себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет
ростовщика  исчезает, и зло опять пошло бродить по свету.
Миропониманию Гоголя свойственны противоречия. Однако для
Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип – 
проведение жизненного материала, в том числе и низкого, сквозь
«чистилище души» художника.
	- Так к каким же размышлениям подводит Гоголь современного
читателя своими повестями?
Домашнее задание. 
Сопоставьте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек»
Описание слайда:
Итог урока Заключительное слово учителя В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «… для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». Писатель сравнивает истинное произведение с молитвой. Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия. Однако для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип – проведение жизненного материала, в том числе и низкого, сквозь «чистилище души» художника. - Так к каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями? Домашнее задание. Сопоставьте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек»

Слайд 25





Резюме
Составление мини-презентации урока развивает познавательную самостоятельность учащихся, творчество, коммуникативные навыки; умение распределять обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей;
иллюстративный материал способствует развитию наглядно- образного мышления, созданию эмоционального настроя.
Урок с компьютерной поддержкой  достиг желаемого результата: художественное произведение прочитано и глубоко осмыслено, вызван интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
Предложенная модель урока основывается на традиционных формах обучения, но использование медиаресурсов дает современный импульс уроку, который, бесспорно, интересен ученикам.
Описание слайда:
Резюме Составление мини-презентации урока развивает познавательную самостоятельность учащихся, творчество, коммуникативные навыки; умение распределять обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей; иллюстративный материал способствует развитию наглядно- образного мышления, созданию эмоционального настроя. Урок с компьютерной поддержкой достиг желаемого результата: художественное произведение прочитано и глубоко осмыслено, вызван интерес к творчеству Н.В. Гоголя. Предложенная модель урока основывается на традиционных формах обучения, но использование медиаресурсов дает современный импульс уроку, который, бесспорно, интересен ученикам.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию