Описание слайда:
Вендрю
Самыми могущественными покровителями саамов являются культовые места их прародителей — сейды («священное место»). Сеидом может быть и камень, и холм, и водоем, и дерево — все то, где сконцентрирована сила природы. Саамы природу считали живой, с ней следовало считаться. Сеидам издавна поклонялись, у них искали защиты. Считалось, что посредством ритуальных обрядов уважительного поведения можно было усилить духовную связь между человеком и природными силами. К сеидам и сейчас в Лапландии относятся с трепетом и почтением, но в былые времена вера в их могущество была абсолютной. Люди верили, что в сеидах обитают, души предков и духи, даже в то, что сейды и есть сами эти духи. Иногда считали, что некоторые сейды — заколдованные люди. Связь культа сеидов, с лапландской магией была настолько велика, что в преданиях описывались случаи, когда шаман-нойда, умирая «превращался» в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам. Например, сохранилось предание о том, как нойда по имени Сырец после смерти стал сеидом Репт-Кедги. Этот сейд мог управлять погодой: как выполняя просьбы о хорошей погоде, так и насылая бурю на тех, кто шел в горы, чтобы уничтожить его. В соответствии с некоторыми преданиями сейды, как воплощенные шаманы-нойды, осуществляли связь мира живых с миром ушедших. Бытовало поверье, что сейд живет до тех пор, пока его почитают люди, в противном случае он теряет магические свойства. Таким образом, с точки зрения саамов, сейды были населены духами, способными помогать человеку как в магии, так и в быту в обмен на приношения. Старая легенда гласит, что священный камень красив и блестит, когда он весь вымазан оленьим жиром. Разрушение священных камней наказывалось сурово, ибо считалось, что это принесет ужасные бедствия.