🗊Презентация Русская философия

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Русская философия, слайд №1Русская философия, слайд №2Русская философия, слайд №3Русская философия, слайд №4Русская философия, слайд №5Русская философия, слайд №6Русская философия, слайд №7Русская философия, слайд №8Русская философия, слайд №9Русская философия, слайд №10Русская философия, слайд №11Русская философия, слайд №12Русская философия, слайд №13Русская философия, слайд №14Русская философия, слайд №15Русская философия, слайд №16Русская философия, слайд №17Русская философия, слайд №18Русская философия, слайд №19Русская философия, слайд №20Русская философия, слайд №21Русская философия, слайд №22Русская философия, слайд №23Русская философия, слайд №24Русская философия, слайд №25Русская философия, слайд №26Русская философия, слайд №27Русская философия, слайд №28Русская философия, слайд №29Русская философия, слайд №30Русская философия, слайд №31Русская философия, слайд №32Русская философия, слайд №33Русская философия, слайд №34Русская философия, слайд №35Русская философия, слайд №36Русская философия, слайд №37Русская философия, слайд №38Русская философия, слайд №39Русская философия, слайд №40Русская философия, слайд №41Русская философия, слайд №42Русская философия, слайд №43Русская философия, слайд №44Русская философия, слайд №45Русская философия, слайд №46Русская философия, слайд №47Русская философия, слайд №48Русская философия, слайд №49Русская философия, слайд №50Русская философия, слайд №51

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Русская философия. Доклад-сообщение содержит 51 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





История русской философии
Описание слайда:
История русской философии

Слайд 2





ПЛАН
Проблема самобытности и периодизация истории русской философии.
Характерные черты русской мысли.
Основные идеи подготовительного периода в развитии русской мысли.
Славянофильство и западничество в русской философии.
Философские идеи Ф.М. Достоевского.
Метафизика всеединства В.С. Соловьева.
Описание слайда:
ПЛАН Проблема самобытности и периодизация истории русской философии. Характерные черты русской мысли. Основные идеи подготовительного периода в развитии русской мысли. Славянофильство и западничество в русской философии. Философские идеи Ф.М. Достоевского. Метафизика всеединства В.С. Соловьева.

Слайд 3





1.Проблема самобытности русской мысли: «русская философия» или 
философия в России
«…за последние два десятилетия довольно появлялось в России более или менее серьезных и интересных сочинений по разным предметам философии. Но всё философское в этих трудах вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на философию». Владимир Соловьев.
«понятие «влияния» может быть применимо лишь там,  где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности - без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». Василий Зеньковский.
«… большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям - это общий закон развития философии любого европейского народа. Чуткость к чужим учениям – наилучший залог успешного развития философии». Александр Введенский.
Описание слайда:
1.Проблема самобытности русской мысли: «русская философия» или философия в России «…за последние два десятилетия довольно появлялось в России более или менее серьезных и интересных сочинений по разным предметам философии. Но всё философское в этих трудах вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на философию». Владимир Соловьев. «понятие «влияния» может быть применимо лишь там,  где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности - без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». Василий Зеньковский. «… большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям - это общий закон развития философии любого европейского народа. Чуткость к чужим учениям – наилучший залог успешного развития философии». Александр Введенский.

Слайд 4





Оглавление работы Г.Г. Шпета (1879-1937)
«Очерк развития русской философии»
Невегласие
Около школы
По прописям
По линейкам
Первые испытания
Первые ученики (40-е гг. XIXв.)
«История русской философии как мысли, проникнутой духом утилитаризма, есть история до-научной философской мысли. История философии, которая не познала себя как философию свободную, неподчиненную, как философию чистую». Г.Г. Шпет
Описание слайда:
Оглавление работы Г.Г. Шпета (1879-1937) «Очерк развития русской философии» Невегласие Около школы По прописям По линейкам Первые испытания Первые ученики (40-е гг. XIXв.) «История русской философии как мысли, проникнутой духом утилитаризма, есть история до-научной философской мысли. История философии, которая не познала себя как философию свободную, неподчиненную, как философию чистую». Г.Г. Шпет

Слайд 5





Периодизация по А.И. Введенскому (1856-1925)
1. Первый период – подготовительный (1755-1804)
	1775 год – открытие Московского университета. До этого, в духовных академиях преподавалась безжизненная схоластика. Однако и в университетах преподавалась выхолощенная метафизика лейбницианского толка. А настоящей популярностью пользовалась французская просветительская мысль. 
2. Второй период - господство германского идеализма (1805-1855)
	Начиная с 1805 года началась пропаганда учений Канта, Фихте и Шеллинга. В этот период преподавание философии было широко поставлено не только в университетах и духовных академиях, но даже в семинариях и гимназиях. Однако в 1848 году (год очередной революции во Франции) -  “положен конец обольстительным мудрованиям философии”, кафедры философии закрыты. Логику и психологию было поручено читать преподавателям Закона Божия.
Описание слайда:
Периодизация по А.И. Введенскому (1856-1925) 1. Первый период – подготовительный (1755-1804) 1775 год – открытие Московского университета. До этого, в духовных академиях преподавалась безжизненная схоластика. Однако и в университетах преподавалась выхолощенная метафизика лейбницианского толка. А настоящей популярностью пользовалась французская просветительская мысль. 2. Второй период - господство германского идеализма (1805-1855) Начиная с 1805 года началась пропаганда учений Канта, Фихте и Шеллинга. В этот период преподавание философии было широко поставлено не только в университетах и духовных академиях, но даже в семинариях и гимназиях. Однако в 1848 году (год очередной революции во Франции) - “положен конец обольстительным мудрованиям философии”, кафедры философии закрыты. Логику и психологию было поручено читать преподавателям Закона Божия.

Слайд 6





Периодизация по А.И. Введенскому (1856-1925)
3. Третий период - период вторичного развития (1855- конец XIX в).
	Изгнание философии из русских университетов продолжалось тринадцать лет, вплоть до введения устава 1863 года. Как следствие - сильный упадок философского мышления. Некритичное восприятие вульгарного материализма и нигилизма, затем снова к господство идеализма и даже спиритуализма. К концу этого периода – огромный успех Московского Психологического общества (с философской по содержанию программой) и издаваемого им журнала «Вопросы философии и психологии»
Описание слайда:
Периодизация по А.И. Введенскому (1856-1925) 3. Третий период - период вторичного развития (1855- конец XIX в). Изгнание философии из русских университетов продолжалось тринадцать лет, вплоть до введения устава 1863 года. Как следствие - сильный упадок философского мышления. Некритичное восприятие вульгарного материализма и нигилизма, затем снова к господство идеализма и даже спиритуализма. К концу этого периода – огромный успех Московского Психологического общества (с философской по содержанию программой) и издаваемого им журнала «Вопросы философии и психологии»

Слайд 7






Периодизация истории русской философии 

(В.В. Зеньковский 
1881-1961)
  «История русской философии»
1948 г.
Описание слайда:
Периодизация истории русской философии (В.В. Зеньковский 1881-1961) «История русской философии» 1948 г.

Слайд 8





Периодизация Зеньковского
1. ПРОЛОГ к русской философии:
а) до Петра Великого – религиозная мысль.
в) XVIII век – Просвещение в России.
2. Первый период – «публицистический» до возникновения систем (ХIХ в. – до 70-ых годов).
3. Второй период – возникновение систем
а)конец XIX в.
б)первые два десятилетия ХХ в.).
4. Третий период – ХХ в. (после 1917-го года)
а)русская философия в изгнании (после 1922 г.)
б)философия в Советском Союзе.
Описание слайда:
Периодизация Зеньковского 1. ПРОЛОГ к русской философии: а) до Петра Великого – религиозная мысль. в) XVIII век – Просвещение в России. 2. Первый период – «публицистический» до возникновения систем (ХIХ в. – до 70-ых годов). 3. Второй период – возникновение систем а)конец XIX в. б)первые два десятилетия ХХ в.). 4. Третий период – ХХ в. (после 1917-го года) а)русская философия в изгнании (после 1922 г.) б)философия в Советском Союзе.

Слайд 9





 Первый период – публицистический 
(XIX век – с начала до 70-х годов) 
Период влияния германского идеализма и пробуждения самобытной философской мысли. 
Первые философские кружки:
Кружок любомудров – 20-е годы («Общество любомудров», «кружок архивных юношей» - В.Ф. Одоевский, Д.В. Виневитинов, И.В. Киреевский)
Кружок Н.В. Станкевича – 30-е годы (В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, М.Н. Катков)
Славянофилы и западники
Описание слайда:
 Первый период – публицистический (XIX век – с начала до 70-х годов) Период влияния германского идеализма и пробуждения самобытной философской мысли. Первые философские кружки: Кружок любомудров – 20-е годы («Общество любомудров», «кружок архивных юношей» - В.Ф. Одоевский, Д.В. Виневитинов, И.В. Киреевский) Кружок Н.В. Станкевича – 30-е годы (В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, М.Н. Катков) Славянофилы и западники

Слайд 10





Второй период – возникновение самостоятельных систем 
(вторая половина XIX – 20-е гг. ХХ в.
Центральная фигура - Вл. Соловьев 
Близкие к нему мыслители: братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Л. Лопатин, К. Леонтьев, Н. Федоров, С. А. Алексеев-Аскольдов, Н. О. Лосский и др. А так же Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.
Начало ХХ века - время русского духовного ренессанса. Это время выхода знаменитых сборников - "Проблемы идеализма», "Вехи", и «Из глубины». Основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве. Основные представители: В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, Вячеслав Иванов, Лев Шестов, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн и др.
Описание слайда:
Второй период – возникновение самостоятельных систем  (вторая половина XIX – 20-е гг. ХХ в. Центральная фигура - Вл. Соловьев Близкие к нему мыслители: братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Л. Лопатин, К. Леонтьев, Н. Федоров, С. А. Алексеев-Аскольдов, Н. О. Лосский и др. А так же Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Начало ХХ века - время русского духовного ренессанса. Это время выхода знаменитых сборников - "Проблемы идеализма», "Вехи", и «Из глубины». Основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве. Основные представители: В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, Вячеслав Иванов, Лев Шестов, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн и др.

Слайд 11





Третий период – с 1922 года («Философский пароход»).
Это период развития русской религиозной философии в условиях эмиграции. Здесь, кроме многих вышеупомянутых, следует добавить имена философов, также выехавших из России: Н. С. Арсеньев, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, прот. Георгий Флоровский. 
В это время под редакцией Н. А. Бердяева начинается издание в Париже русского религиозно-философского журнала "Путь".  
Философия в самой России оказывается под гнетом марксистской идеологии.
Описание слайда:
Третий период – с 1922 года («Философский пароход»). Это период развития русской религиозной философии в условиях эмиграции. Здесь, кроме многих вышеупомянутых, следует добавить имена философов, также выехавших из России: Н. С. Арсеньев, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, прот. Георгий Флоровский. В это время под редакцией Н. А. Бердяева начинается издание в Париже русского религиозно-философского журнала "Путь". Философия в самой России оказывается под гнетом марксистской идеологии.

Слайд 12





2.Характерные черты русской мысли
1)Тесная связь с религиозной основой русской культуры. «Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой» (В.В. Зеньковский).
2)Онтологизм. «Познание не является первичным и определяющим началом в человеке…. Познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения нашего к миру…». (В.В. Зеньковский).
Описание слайда:
2.Характерные черты русской мысли 1)Тесная связь с религиозной основой русской культуры. «Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой» (В.В. Зеньковский). 2)Онтологизм. «Познание не является первичным и определяющим началом в человеке…. Познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения нашего к миру…». (В.В. Зеньковский).

Слайд 13





Характерные черты русской мысли
3) Стремление к цельному знанию. Философский акт познания истины не сводится к деятельности одного лишь познающего разума, но требует напряжения всей души человека — его разума, воли, веры и чувства. 
4)«Всюду доминирует моральная установка». Русскую мысль традиционно тревожит проблема нравственной  правды, как соединения истины и справедливости.
Описание слайда:
Характерные черты русской мысли 3) Стремление к цельному знанию. Философский акт познания истины не сводится к деятельности одного лишь познающего разума, но требует напряжения всей души человека — его разума, воли, веры и чувства. 4)«Всюду доминирует моральная установка». Русскую мысль традиционно тревожит проблема нравственной правды, как соединения истины и справедливости.

Слайд 14





Характерные черты русской мысли
5) Антропологизм и религиозный персонализм. Интерес к человеку, его судьбе и путям, целям и смыслу его жизни.
6) Социальная направленность. «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества» (В.С. Соловьев)
7) Интерес к вопросу о смысле и конце истории («Историософия»). «Русская мысль вся сплошь историософична» (В. Зеньковский). Мысль о том, что Россия имеет особенную судьбу и предназначение в истории. «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В.С. Соловьев)
8) «Религиозный космологизм» или космизм - ожидание просветления и преображения мира (Н.Н. Полторацкий).
Описание слайда:
Характерные черты русской мысли 5) Антропологизм и религиозный персонализм. Интерес к человеку, его судьбе и путям, целям и смыслу его жизни. 6) Социальная направленность. «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества» (В.С. Соловьев) 7) Интерес к вопросу о смысле и конце истории («Историософия»). «Русская мысль вся сплошь историософична» (В. Зеньковский). Мысль о том, что Россия имеет особенную судьбу и предназначение в истории. «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В.С. Соловьев) 8) «Религиозный космологизм» или космизм - ожидание просветления и преображения мира (Н.Н. Полторацкий).

Слайд 15





3.Основные идеи подготовительного периода в развитии русской мысли
А)«Пролог». Основные вехи.
- «Слово о законе и благодати» митр. Илариона Киевского (идея «нового народа») 
- Усвоение идей византийского исихазма (XIV – XV в.) («умное делание», «отверзание чувств» – идея «духовного чувства», созерцание нетварного Фаворского света)
Появление первых текстов традиции русского исихазма в споре нестяжателей и иосифлян («Устав» прп. Нила Сорского)
Описание слайда:
3.Основные идеи подготовительного периода в развитии русской мысли А)«Пролог». Основные вехи. - «Слово о законе и благодати» митр. Илариона Киевского (идея «нового народа») - Усвоение идей византийского исихазма (XIV – XV в.) («умное делание», «отверзание чувств» – идея «духовного чувства», созерцание нетварного Фаворского света) Появление первых текстов традиции русского исихазма в споре нестяжателей и иосифлян («Устав» прп. Нила Сорского)

Слайд 16





Победа исихазма в 1351 году в Византии.
Победа исихазма в 1351 году в Византии.
Для Руси стал основополагающим типом духовности, где стремление к надмирному, к созерцанию Фаворского света, ставилось выше земных радостей и успехов рационального богопознания.
Исихазм явился разновидностью христианского платонизма: мы не можем познать Бога по существу, но можем вступить в соработничество («синергию») с энергиями Божества, которые нераздельны и неслиянны с Его сущностью и нетварны.
Необходимость духовного подвига для возможности созерцания Божественного света
Описание слайда:
Победа исихазма в 1351 году в Византии. Победа исихазма в 1351 году в Византии. Для Руси стал основополагающим типом духовности, где стремление к надмирному, к созерцанию Фаворского света, ставилось выше земных радостей и успехов рационального богопознания. Исихазм явился разновидностью христианского платонизма: мы не можем познать Бога по существу, но можем вступить в соработничество («синергию») с энергиями Божества, которые нераздельны и неслиянны с Его сущностью и нетварны. Необходимость духовного подвига для возможности созерцания Божественного света

Слайд 17


Русская философия, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





«Пролог». Основные вехи.
- Обоснование идеи русского православного царства («Москва – третий Рим») – XVI в.
Создание первых высших духовных школ (Киево-могилянская и Славяно-греко-латинская академии) – XVII в.
Описание слайда:
«Пролог». Основные вехи. - Обоснование идеи русского православного царства («Москва – третий Рим») – XVI в. Создание первых высших духовных школ (Киево-могилянская и Славяно-греко-латинская академии) – XVII в.

Слайд 19





Б) XVIII в. - Просвещение
Период ученичества и зарождения     русской философии. Этот период связан с такими именами, как Г.С. Сковорода, свт. Тихон Задонский, прп. Паисий Величковский (религиозная мысль) 
Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, Ломоносов – светская мысль.
Описание слайда:
Б) XVIII в. - Просвещение Период ученичества и зарождения  русской философии. Этот период связан с такими именами, как Г.С. Сковорода, свт. Тихон Задонский, прп. Паисий Величковский (религиозная мысль) Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, Ломоносов – светская мысль.

Слайд 20





Григорий Сковорода 
(1722-1794)
«Мир ловил меня, 
 но не поймал»
Описание слайда:
Григорий Сковорода (1722-1794) «Мир ловил меня, но не поймал»

Слайд 21





Григорий Сковорода (1722-1794)
Учение о трех мирах (общежительный («макромир»), малый «мирок», «символический» мир – Библия – требует аллегорического толкования). 
Идея «внутреннего человека» и самопознания (диалог «Наркис»)
Идея Софии – Премудрости Божией как Божественного замысла о твари, которая в падшем мире вывернута наизнанку, становится анти-премудростью («бестолковщина»)
Описание слайда:
Григорий Сковорода (1722-1794) Учение о трех мирах (общежительный («макромир»), малый «мирок», «символический» мир – Библия – требует аллегорического толкования). Идея «внутреннего человека» и самопознания (диалог «Наркис») Идея Софии – Премудрости Божией как Божественного замысла о твари, которая в падшем мире вывернута наизнанку, становится анти-премудростью («бестолковщина»)

Слайд 22





Эпоха Просвещения в России
Первые университеты, где философия начинает преподаваться как отдельный курс (проф. Поповский, Д.С. Аничков)
Возникает образ философа-помещика и дворянская любительская философия («филантропический мистицизм»)
Масонство и типография Н.И. Новикова (переводы Платона, Дионисия Арепагита, новоевропейских гностиков и мистиков)
Радищев А.Н. – «О человеке, его смертности и бессмертии» (проблема самоубийства)
Описание слайда:
Эпоха Просвещения в России Первые университеты, где философия начинает преподаваться как отдельный курс (проф. Поповский, Д.С. Аничков) Возникает образ философа-помещика и дворянская любительская философия («филантропический мистицизм») Масонство и типография Н.И. Новикова (переводы Платона, Дионисия Арепагита, новоевропейских гностиков и мистиков) Радищев А.Н. – «О человеке, его смертности и бессмертии» (проблема самоубийства)

Слайд 23





4. Славянофилы и западники
Источник спора – философия Гегеля.
Проблема разумности в истории, места каждого народа в истории, сущности «народного духа».
Поводы для спора: 
«Первое философическое письмо» П.Я. Чаадаева (1836)
«Мертвые души» Н.В. Гоголя (1842)
Описание слайда:
4. Славянофилы и западники Источник спора – философия Гегеля. Проблема разумности в истории, места каждого народа в истории, сущности «народного духа». Поводы для спора: «Первое философическое письмо» П.Я. Чаадаева (1836) «Мертвые души» Н.В. Гоголя (1842)

Слайд 24






Славянофилы: «Мертвые души – это апофеоз России, эпос, отражающий самобытный, целостный мир, в котором действует Промысл Божий.
Западники: это «анафема России», бунт против наличной действительности, критика, едкая сатира.
Описание слайда:
Славянофилы: «Мертвые души – это апофеоз России, эпос, отражающий самобытный, целостный мир, в котором действует Промысл Божий. Западники: это «анафема России», бунт против наличной действительности, критика, едкая сатира.

Слайд 25





Славянофилы и западники
Славянофилы: культура, соборность, традиция.
Западники: цивилизация, демократия, прогресс.
Официальная «триада»: православие, самодержавие, народность.
Описание слайда:
Славянофилы и западники Славянофилы: культура, соборность, традиция. Западники: цивилизация, демократия, прогресс. Официальная «триада»: православие, самодержавие, народность.

Слайд 26





Славянофилы. 
И.В. Киреевский (1806-1856)
«…Для всякого возможно и необходимо связать направление своей жизни с своим коренным убеждением веры… Без этого жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счетною машиною, сердце – собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек – это его вера». И.В. Киреевский.
Описание слайда:
Славянофилы. И.В. Киреевский (1806-1856) «…Для всякого возможно и необходимо связать направление своей жизни с своим коренным убеждением веры… Без этого жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счетною машиною, сердце – собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек – это его вера». И.В. Киреевский.

Слайд 27





И.В. Киреевский. Идея цельной личности и верующего мышления.
«Она не составляет чисто человеческого знания, не составляет особого понятия в уме или сердце, не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести, но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте»
Вера – это «всецелая обращенность» к Божеству, которая собирает все духовные силы человека, восстанавливая единство человеческой личности («существенную личность человека в ее первозданной неделимости»)
Описание слайда:
И.В. Киреевский. Идея цельной личности и верующего мышления. «Она не составляет чисто человеческого знания, не составляет особого понятия в уме или сердце, не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести, но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте» Вера – это «всецелая обращенность» к Божеству, которая собирает все духовные силы человека, восстанавливая единство человеческой личности («существенную личность человека в ее первозданной неделимости»)

Слайд 28





Славянофилы. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)
«Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог,
Общины русской публицист
Ты мудр, как змий, как голубь чист».
 (Д.Н. Свербеев).
Описание слайда:
Славянофилы. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) «Поэт, механик и филолог, Врач, живописец и теолог, Общины русской публицист Ты мудр, как змий, как голубь чист». (Д.Н. Свербеев).

Слайд 29





Славянофилы. А.С. Хомяков.
«Онтологическая гносеология».
- Сознание имеет соборную природу. Оно зависит от умения «внутри себя держать собор со всеми».
- Соборность - это единение людей в Истине, которая преображая их, делает их едиными и цельными внутри.
- Познание базируется на нравственных предпосылках. Оно невозможно как чисто рассудочная деятельность, но представляет собой целостную активность, в которую вовлечены и мысль, и вера, и воля, и чувство.
Описание слайда:
Славянофилы. А.С. Хомяков. «Онтологическая гносеология». - Сознание имеет соборную природу. Оно зависит от умения «внутри себя держать собор со всеми». - Соборность - это единение людей в Истине, которая преображая их, делает их едиными и цельными внутри. - Познание базируется на нравственных предпосылках. Оно невозможно как чисто рассудочная деятельность, но представляет собой целостную активность, в которую вовлечены и мысль, и вера, и воля, и чувство.

Слайд 30





Западники. Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен.
Описание слайда:
Западники. Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен.

Слайд 31





Западники. А.И Герцен (1812-1870).
Эволюция взглядов.
От гегельянства к радикальному социализму.
В эмиграции разочаровывается в Западе и приходит к идеям «русского социализма»: «свободное развитие русского народного быта («свободно-общинный быт») совпадает с стремлениями западного социализма». «Нам нужно овладеть темами славянофилов».
Разочарование в идее прогресса. «Человек живет не для прогресса, а единственно потому, что родился и родился для настоящего»
Описание слайда:
Западники. А.И Герцен (1812-1870). Эволюция взглядов. От гегельянства к радикальному социализму. В эмиграции разочаровывается в Западе и приходит к идеям «русского социализма»: «свободное развитие русского народного быта («свободно-общинный быт») совпадает с стремлениями западного социализма». «Нам нужно овладеть темами славянофилов». Разочарование в идее прогресса. «Человек живет не для прогресса, а единственно потому, что родился и родился для настоящего»

Слайд 32






А.И Герцен (1812-1870). 

«Если прогресс – цель, то для кого мы работаем? Кто этот Молох, который по мере приближения к нему тружеников вместо награды пятится и, в утешение изнуренным и обреченным на гибель толпам, которые ему кричат: «Осужденные на смерть приветствуют тебя!», только и умеет ответить горькой усмешкой, что после их смерти будет прекрасно на земле».
«Ни природа, ни история никуда не идут, и потому готовы идти всюду, куда им укажут… Оттого каждый период нов, свеж, сам в себе носит свое благо и свою скорбь. В этом беспрерывном движении всего живого, в этих повсюдных переменах природа обновляется, живет, ими она вечно молода, оттого каждый исторический миг полон, замкнут по своему, как год с его весной и летом, зимой и осенью».
Описание слайда:
А.И Герцен (1812-1870). «Если прогресс – цель, то для кого мы работаем? Кто этот Молох, который по мере приближения к нему тружеников вместо награды пятится и, в утешение изнуренным и обреченным на гибель толпам, которые ему кричат: «Осужденные на смерть приветствуют тебя!», только и умеет ответить горькой усмешкой, что после их смерти будет прекрасно на земле». «Ни природа, ни история никуда не идут, и потому готовы идти всюду, куда им укажут… Оттого каждый период нов, свеж, сам в себе носит свое благо и свою скорбь. В этом беспрерывном движении всего живого, в этих повсюдных переменах природа обновляется, живет, ими она вечно молода, оттого каждый исторический миг полон, замкнут по своему, как год с его весной и летом, зимой и осенью».

Слайд 33





Славянофилы и западники (1)
Описание слайда:
Славянофилы и западники (1)

Слайд 34





Славянофилы и западники (2)
Описание слайда:
Славянофилы и западники (2)

Слайд 35





Славянофилы и западники (3)
Описание слайда:
Славянофилы и западники (3)

Слайд 36





5. Ф.М. Достоевский (1821-1881)
Описание слайда:
5. Ф.М. Достоевский (1821-1881)

Слайд 37





Ф.М. Достоевский как философ (1)
«Человек это тайна. Ее нужно разгадать. И ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком». 
«Меня зовут психологом – неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. я изображаю все глубины души человеческой».
Персонализм Достоевского: изобразить не тип, не характер, а найти в человеке личность – онтологическое начало, представляющее безусловную ценность
Персонализм реализуется у Достоевского на трех уровнях (религиозном, метафизическом и этическом)
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ (1) «Человек это тайна. Ее нужно разгадать. И ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком». «Меня зовут психологом – неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. я изображаю все глубины души человеческой». Персонализм Достоевского: изобразить не тип, не характер, а найти в человеке личность – онтологическое начало, представляющее безусловную ценность Персонализм реализуется у Достоевского на трех уровнях (религиозном, метафизическом и этическом)

Слайд 38





Ф.М. Достоевский как философ 
Европейский рационализм рассматривает человека как производное от природы, социальной среды, нации, идеологии, но человек намного глубже.
Главная истина о человеке: «В человеке способен вместиться Бог». (Религиозный персонализм) 
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной неё вытекают».
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ Европейский рационализм рассматривает человека как производное от природы, социальной среды, нации, идеологии, но человек намного глубже. Главная истина о человеке: «В человеке способен вместиться Бог». (Религиозный персонализм) «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной неё вытекают».

Слайд 39





Ф.М. Достоевский как философ 
Сердце – духовный центр личности, таинственная глубина, на которой происходит встреча человека с Богом. 
Сердце – это поле духовной битвы, «где дьявол с Богом борются». От духовного состояния личности зависит состояние общества и всего мира. (Метафизический персонализм).
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ Сердце – духовный центр личности, таинственная глубина, на которой происходит встреча человека с Богом. Сердце – это поле духовной битвы, «где дьявол с Богом борются». От духовного состояния личности зависит состояние общества и всего мира. (Метафизический персонализм).

Слайд 40





Ф.М. Достоевский как философ 
Отсюда – критика неправды всех социальных радикальных идей, не только неспособных изменить человеческое сердце, но и готовых на любое зло и убийство ради одержимости идеей (роман «Бесы»). 
Этический персонализм. Идея неприкосновенности человеческой личности («Преступление и наказание»).
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ Отсюда – критика неправды всех социальных радикальных идей, не только неспособных изменить человеческое сердце, но и готовых на любое зло и убийство ради одержимости идеей (роман «Бесы»). Этический персонализм. Идея неприкосновенности человеческой личности («Преступление и наказание»).

Слайд 41





Ф.М. Достоевский как философ (2)
Элементы экзистенциализма.
Два плана бытия:
- 1)Глубинный, обозначенный священными символами: «Что за книга это Священное Писание!, - и какое чудо, и какая сила, данная с ней человеку, точно изваяние мира и человека, и характеров человеческих, и названо все и указано на веки веков»
- 2)«Настоящее, видимо-текущее бытие», которое одновременно и скрывает и отрывает ту глубину, которая таится внутри.
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ (2) Элементы экзистенциализма. Два плана бытия: - 1)Глубинный, обозначенный священными символами: «Что за книга это Священное Писание!, - и какое чудо, и какая сила, данная с ней человеку, точно изваяние мира и человека, и характеров человеческих, и названо все и указано на веки веков» - 2)«Настоящее, видимо-текущее бытие», которое одновременно и скрывает и отрывает ту глубину, которая таится внутри.

Слайд 42





Ф.М. Достоевский как философ (2)
Элементы экзистенциализма.
«Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может сделать другого из своей личности, то есть никакого употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие  все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями. Это закон природы; к этому тянет нормально человека»
Однако прийти к этой мысли человек может лишь в результате свободного выбора. Свобода – парадоксальное и трагическое начало в человеке. 
«Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!»
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ (2) Элементы экзистенциализма. «Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может сделать другого из своей личности, то есть никакого употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями. Это закон природы; к этому тянет нормально человека» Однако прийти к этой мысли человек может лишь в результате свободного выбора. Свобода – парадоксальное и трагическое начало в человеке. «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!»

Слайд 43





Ф.М. Достоевский как философ (3)
Христоцентризм. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше было бы оставаться с Христом, нежели с истиной»
«Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблудимся».
«Очень может быть, что ... цели всех современных предводителей прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учúтелям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, - то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде, чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных по разрушительности результатов. Это аксиома».
Милующее и любящее сердце, смиренная Христова любовь – вот «тайна обновления для всех».
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ (3) Христоцентризм. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше было бы оставаться с Христом, нежели с истиной» «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблудимся». «Очень может быть, что ... цели всех современных предводителей прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учúтелям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, - то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде, чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных по разрушительности результатов. Это аксиома». Милующее и любящее сердце, смиренная Христова любовь – вот «тайна обновления для всех».

Слайд 44





Ф.М. Достоевский как философ. Почвенничество.
Суть русской идеи: «Быть русским – быть братом всех людей, всечеловеком, стремиться внести примирение в европейские противоречия, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братской любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону».
Описание слайда:
Ф.М. Достоевский как философ. Почвенничество. Суть русской идеи: «Быть русским – быть братом всех людей, всечеловеком, стремиться внести примирение в европейские противоречия, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братской любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону».

Слайд 45





6. В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.
Описание слайда:
6. В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.

Слайд 46





В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.
«Критика отвлеченных начал»
«Философские начала цельного знания»
«Чтения о Богочеловечестве»
«Смысл любви»
«Оправдание добра»
«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с приложением краткой повести об Антихристе»
Описание слайда:
В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства. «Критика отвлеченных начал» «Философские начала цельного знания» «Чтения о Богочеловечестве» «Смысл любви» «Оправдание добра» «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с приложением краткой повести об Антихристе»

Слайд 47





В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.
«Первый вопрос, на который должна ответить всякая философия, имеющая притязания на общий интерес, есть вопрос о цели существования»
Вопрос вызван тем, что «наше существование есть не блаженство, а ряд больших или меньших мучений. И в самом счастливом случае – постоянная смена тяжелого труда и гнетущей скуки». 
Начало страдания – обособление (Шопенгауэр). «Являясь причиной страдания, разделенность элементов мира и их стремление к самостоятельности выступает как коренное зло».
 Главная цель – преображение мира и человечества в божественное состояние всеединства за счет преодоления основы несовершенства – обособления отдельных элементов бытия.
Т.о. всеединство – это цель и смысл жизни.
Описание слайда:
В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства. «Первый вопрос, на который должна ответить всякая философия, имеющая притязания на общий интерес, есть вопрос о цели существования» Вопрос вызван тем, что «наше существование есть не блаженство, а ряд больших или меньших мучений. И в самом счастливом случае – постоянная смена тяжелого труда и гнетущей скуки». Начало страдания – обособление (Шопенгауэр). «Являясь причиной страдания, разделенность элементов мира и их стремление к самостоятельности выступает как коренное зло». Главная цель – преображение мира и человечества в божественное состояние всеединства за счет преодоления основы несовершенства – обособления отдельных элементов бытия. Т.о. всеединство – это цель и смысл жизни.

Слайд 48





В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.
Всеединство – это единство человечества в Боге.
Человечество – это форма соединения материальной природы с Божеством.
То есть человечество – это особый элемент Божества, отпавший от Него в результате грехопадения (София).
В Абсолюте два полюса: Единое и многое (София, мировая душа, Вечная женственность, первоматерия и предвечное человечество). Абсолют разбивается на два начала: Абсолютное Сущее, и Абсолютное Становящееся. Жизнь последнего – содержание исторического процесса, смысл которого -  в восстановлении целостности и всеединства Бога. (Элементы гностицизма и пантеизма).
Описание слайда:
В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства. Всеединство – это единство человечества в Боге. Человечество – это форма соединения материальной природы с Божеством. То есть человечество – это особый элемент Божества, отпавший от Него в результате грехопадения (София). В Абсолюте два полюса: Единое и многое (София, мировая душа, Вечная женственность, первоматерия и предвечное человечество). Абсолют разбивается на два начала: Абсолютное Сущее, и Абсолютное Становящееся. Жизнь последнего – содержание исторического процесса, смысл которого - в восстановлении целостности и всеединства Бога. (Элементы гностицизма и пантеизма).

Слайд 49





В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.
Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности – только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, разума и воли.
Описание слайда:
В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства. Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности – только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, разума и воли.

Слайд 50





В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.
Описание слайда:
В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.

Слайд 51





В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства.
Три силы, действующие в истории: Восток, Запад, и славянство (Россия).
Восточная культура (Древний восток и ислам): идеал слитности и единства.
Западная культура: атомизм, индивидуализм, и постепенная раздробленность всех начал. («Безбожный запад и бесчеловечный восток»)
Историческая миссия и религиозное призвание России: примирение этих полюсов, единение высшего начала со свободной множественностью частных форм.
Описание слайда:
В.С. Соловьев (1853-1900). Метафизика всеединства. Три силы, действующие в истории: Восток, Запад, и славянство (Россия). Восточная культура (Древний восток и ислам): идеал слитности и единства. Западная культура: атомизм, индивидуализм, и постепенная раздробленность всех начал. («Безбожный запад и бесчеловечный восток») Историческая миссия и религиозное призвание России: примирение этих полюсов, единение высшего начала со свободной множественностью частных форм.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию