🗊Презентация Средневековая философия. Схоластика

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Средневековая философия. Схоластика, слайд №1Средневековая философия. Схоластика, слайд №2Средневековая философия. Схоластика, слайд №3Средневековая философия. Схоластика, слайд №4Средневековая философия. Схоластика, слайд №5Средневековая философия. Схоластика, слайд №6Средневековая философия. Схоластика, слайд №7Средневековая философия. Схоластика, слайд №8Средневековая философия. Схоластика, слайд №9Средневековая философия. Схоластика, слайд №10Средневековая философия. Схоластика, слайд №11Средневековая философия. Схоластика, слайд №12Средневековая философия. Схоластика, слайд №13Средневековая философия. Схоластика, слайд №14Средневековая философия. Схоластика, слайд №15Средневековая философия. Схоластика, слайд №16Средневековая философия. Схоластика, слайд №17Средневековая философия. Схоластика, слайд №18Средневековая философия. Схоластика, слайд №19Средневековая философия. Схоластика, слайд №20Средневековая философия. Схоластика, слайд №21Средневековая философия. Схоластика, слайд №22Средневековая философия. Схоластика, слайд №23Средневековая философия. Схоластика, слайд №24Средневековая философия. Схоластика, слайд №25Средневековая философия. Схоластика, слайд №26Средневековая философия. Схоластика, слайд №27Средневековая философия. Схоластика, слайд №28Средневековая философия. Схоластика, слайд №29Средневековая философия. Схоластика, слайд №30Средневековая философия. Схоластика, слайд №31Средневековая философия. Схоластика, слайд №32Средневековая философия. Схоластика, слайд №33Средневековая философия. Схоластика, слайд №34Средневековая философия. Схоластика, слайд №35Средневековая философия. Схоластика, слайд №36Средневековая философия. Схоластика, слайд №37Средневековая философия. Схоластика, слайд №38Средневековая философия. Схоластика, слайд №39Средневековая философия. Схоластика, слайд №40

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Средневековая философия. Схоластика. Доклад-сообщение содержит 40 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1








Средневековая философия

Схоластика
Описание слайда:
Средневековая философия Схоластика

Слайд 2





Предварительные тезисы: что уже есть
способ познания Св. Писания (как истины)  -  экзегетика: аллегорическая и дословная. 
НО
Различные способы толкования Священного Писания привели к накоплению противоречий в трудах Отцов церкви. 
Но аллегории у каждого толкователя получались свои. В случае буквального толкования богословы располагали разным уровнем знаний.  
Это было чревато появлением новых ересей по незнанию. 
Попыткой справиться с этим кризисом было рождение нового метода.
Описание слайда:
Предварительные тезисы: что уже есть способ познания Св. Писания (как истины) - экзегетика: аллегорическая и дословная. НО Различные способы толкования Священного Писания привели к накоплению противоречий в трудах Отцов церкви. Но аллегории у каждого толкователя получались свои. В случае буквального толкования богословы располагали разным уровнем знаний. Это было чревато появлением новых ересей по незнанию. Попыткой справиться с этим кризисом было рождение нового метода.

Слайд 3





Методы схоластики
Желание рационально обосновать истины веры
Основной метод: толкование Священного Писания
Развитие наук о языке: риторики, грамматики, логики
Описание слайда:
Методы схоластики Желание рационально обосновать истины веры Основной метод: толкование Священного Писания Развитие наук о языке: риторики, грамматики, логики

Слайд 4


Средневековая философия. Схоластика, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5






принципы образования 

Метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи с ТЕОЛОГИЕЙ
Логические вопросы излагались в Тривиуме, как ДИАЛЕКТИКА.
ДИАЛЕКТИКА явилась обособлением философии.
ФИЛОСОФИЮ противопоставляли ТЕОЛОГИИ в смысле применения диалектики и логики к решению проблем, вместо Откровения
Описание слайда:
принципы образования Метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи с ТЕОЛОГИЕЙ Логические вопросы излагались в Тривиуме, как ДИАЛЕКТИКА. ДИАЛЕКТИКА явилась обособлением философии. ФИЛОСОФИЮ противопоставляли ТЕОЛОГИИ в смысле применения диалектики и логики к решению проблем, вместо Откровения

Слайд 6





Виды богословия
Апофатическое («путь вверх»): «негативное» богословие – понимание Бога как невыразимого, не обладающего никакими определениями («Ареопагитики» (Дионисия Арепагита?)). Бог не добр и не зол, не умен и не глуп, не силен и не слаб…
Катафатическое («путь вниз»): «позитивное» богословие – понимание Бога как обладающего всеми совершенствами. Бог как всеблагой и всемогущий…
Описание слайда:
Виды богословия Апофатическое («путь вверх»): «негативное» богословие – понимание Бога как невыразимого, не обладающего никакими определениями («Ареопагитики» (Дионисия Арепагита?)). Бог не добр и не зол, не умен и не глуп, не силен и не слаб… Катафатическое («путь вниз»): «позитивное» богословие – понимание Бога как обладающего всеми совершенствами. Бог как всеблагой и всемогущий…

Слайд 7





Средневековая философия
Схоласты XI-XIV вв.
Ансельм Кентерберийский
(1033/34-1109)
Росцелин  (ок. 1050 — ок. 1122)
Гийома де Шампо (ок. 1068—1121)
Пьер Абеляр  (1079-1142)
Гуго Сен-Викторский  
(1096/97 —1141)
Пётр Ломбардский
(ок. 1100-1160)
Описание слайда:
Средневековая философия Схоласты XI-XIV вв. Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Росцелин (ок. 1050 — ок. 1122) Гийома де Шампо (ок. 1068—1121) Пьер Абеляр (1079-1142) Гуго Сен-Викторский (1096/97 —1141) Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160)

Слайд 8





Схоластика
Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.
Описание слайда:
Схоластика Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего блага». Пётр Ломбардский. Сентенции. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Оккам. Quadlibeta.

Слайд 9





схоластика
основные проблемы
 Проблема веры и разума
 Проблема бытия Бога
Онтологическое доказательство
Космологические доказательства
Каузальный вариант
Модальный вариант
Телеологическое доказательство
 Проблема универсалий
Реализм
Номинализм
Концептуализм
Описание слайда:
схоластика основные проблемы Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Онтологическое доказательство Космологические доказательства Каузальный вариант Модальный вариант Телеологическое доказательство Проблема универсалий Реализм Номинализм Концептуализм

Слайд 10





вера и  разум, 
религия и философия

гармония или борьба?
Описание слайда:
вера и разум, религия и философия гармония или борьба?

Слайд 11





Этап патристики 
общие положения
Описание слайда:
Этап патристики общие положения

Слайд 12






Этап патристики
общие вопросы

Может ли философия являться совместимой с религией? 
Проблема: возможно ли применить философское знание к религиозной вере? 
Основной вопрос: следует философию использовать,  как «служанку богословия» или следует отбросить любое философствование как занятие ложное?
Описание слайда:
Этап патристики общие вопросы Может ли философия являться совместимой с религией? Проблема: возможно ли применить философское знание к религиозной вере? Основной вопрос: следует философию использовать, как «служанку богословия» или следует отбросить любое философствование как занятие ложное?

Слайд 13






варианты ответов
Описание слайда:
варианты ответов

Слайд 14


Средневековая философия. Схоластика, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





Формула Августина: желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет
«К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. 
Итак, хотя авторитет людей добрых представляется полезнее для невежественной толпы, а разум приличнее для ученых, однако так как всякий человек делается образованным из необразованного, а всякий необразованный не может знать того, каким он должен явиться пред людьми учащими, и посредством какой жизни может сделаться способным к учению, то для всех желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет…». 
(О количестве души, VII).
Описание слайда:
Формула Августина: желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет «К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. Итак, хотя авторитет людей добрых представляется полезнее для невежественной толпы, а разум приличнее для ученых, однако так как всякий человек делается образованным из необразованного, а всякий необразованный не может знать того, каким он должен явиться пред людьми учащими, и посредством какой жизни может сделаться способным к учению, то для всех желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет…». (О количестве души, VII).

Слайд 16






Иоанн Скот Эриугена: 
вера и разум неразделимы. 

«Истинная философия есть истинная религия и обратно, истинная религия есть истинная философия».
Разум и авторитет «проистекают из одного и того же источника, а именно, из божественной мудрости»
«Никто не восходит на Небо иначе, чем через философию»
Описание слайда:
Иоанн Скот Эриугена: вера и разум неразделимы. «Истинная философия есть истинная религия и обратно, истинная религия есть истинная философия». Разум и авторитет «проистекают из одного и того же источника, а именно, из божественной мудрости» «Никто не восходит на Небо иначе, чем через философию»

Слайд 17





 
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ

Ансельм Кентерберийский    1033-1109 
верую, чтобы понимать
   Credo, ut intelligum
Описание слайда:
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ Ансельм Кентерберийский 1033-1109 верую, чтобы понимать Credo, ut intelligum

Слайд 18





Ансельм Кентерберийский 

верую, чтобы понимать
Credo, ut intelligum

Я стремлюсь понять хоть в какой-то степени Твою истину, в которую мое сердце верит и которую оно любит…Я не ищу того, чтобы понять, дабы уверовать, но я верю, дабы понять. Ибо я верю также в то, что если бы я не уверовал, то я бы и не понял.
Описание слайда:
Ансельм Кентерберийский верую, чтобы понимать Credo, ut intelligum Я стремлюсь понять хоть в какой-то степени Твою истину, в которую мое сердце верит и которую оно любит…Я не ищу того, чтобы понять, дабы уверовать, но я верю, дабы понять. Ибо я верю также в то, что если бы я не уверовал, то я бы и не понял.

Слайд 19





 
Петр Абеляр  
СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ

Петр Абеляр  1079-1142
понимаю, чтобы верить
 (Intelligo ut credam)

Абеляр различает: 
Божественный разум
Диалектический разум человека
Обычный разум человека
Описание слайда:
Петр Абеляр СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ Петр Абеляр 1079-1142 понимаю, чтобы верить (Intelligo ut credam) Абеляр различает: Божественный разум Диалектический разум человека Обычный разум человека

Слайд 20





 

П. Абеляр: понимаю, чтобы верить
 


Сомнение – исходный пункт любого исследования.
Дело ученого – следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики).
Диалектический разум вправе сомневаться в Св. Писании. 
Но он может понимать христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными, например, триединство Бога.
Описание слайда:
П. Абеляр: понимаю, чтобы верить Сомнение – исходный пункт любого исследования. Дело ученого – следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики). Диалектический разум вправе сомневаться в Св. Писании. Но он может понимать христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными, например, триединство Бога.

Слайд 21





Аверроэс и латинские аверроисты
Описание слайда:
Аверроэс и латинские аверроисты

Слайд 22






Аверроэс
Описание слайда:
Аверроэс

Слайд 23






Аверроэс
Описание слайда:
Аверроэс

Слайд 24









Аверроэс  и латинские аверроисты 
(Сигер Брабантский) 


 

1235 - 1282
Описание слайда:
Аверроэс и латинские аверроисты (Сигер Брабантский) 1235 - 1282

Слайд 25





Сигер Брабантский
«Нет более возвышенной жизни, чем жизнь философская»
«В мире нет мудрости иной, чем мудрость философов»
«Ни во что нельзя верить, кроме того, что или самоочевидно, или может быть выведено из самоочевидных утверждений»
«Христианское Откровение является препятствием для учености»
«Знание теологии никому не прибавляет знаний ни на йоту»
«Теология зиждется на выдумках»

Из 219 утверждений аверроистов, осужденных церковью в 1277 г.
Описание слайда:
Сигер Брабантский «Нет более возвышенной жизни, чем жизнь философская» «В мире нет мудрости иной, чем мудрость философов» «Ни во что нельзя верить, кроме того, что или самоочевидно, или может быть выведено из самоочевидных утверждений» «Христианское Откровение является препятствием для учености» «Знание теологии никому не прибавляет знаний ни на йоту» «Теология зиждется на выдумках» Из 219 утверждений аверроистов, осужденных церковью в 1277 г.

Слайд 26





Концепция 
двойственной истины у аверроистов 
Если выводы философии находятся в противоречии с Откровением, то следует принять их – как необходимые результаты логического рассуждения.
Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами.
Описание слайда:
Концепция двойственной истины у аверроистов Если выводы философии находятся в противоречии с Откровением, то следует принять их – как необходимые результаты логического рассуждения. Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами.

Слайд 27








Фома Аквинский  
 соотношения разума и веры
Описание слайда:
Фома Аквинский соотношения разума и веры

Слайд 28


Средневековая философия. Схоластика, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29






Фома Аквинский  
 соотношения разума и веры

Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга. Оба созданы Богом, ни один из них нельзя отбрасывать. Однако это не означает их равноправия. 
Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. 
Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств (даже такой истины, как бытие Бога!).
Поэтому вера выше разума; а теология – выше философии.
Описание слайда:
Фома Аквинский соотношения разума и веры Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга. Оба созданы Богом, ни один из них нельзя отбрасывать. Однако это не означает их равноправия. Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств (даже такой истины, как бытие Бога!). Поэтому вера выше разума; а теология – выше философии.

Слайд 30





Фома Аквинский  
 соотношения разума и веры
Истины Откровения, доступные только вере: 
Троичность Бога, Воплощение Бога, Искупление

Истины Откровения, доступные также и пониманию разума: 
существование Бога и его атрибутов
существование человеческой души и ее бессмертие
Описание слайда:
Фома Аквинский соотношения разума и веры Истины Откровения, доступные только вере: Троичность Бога, Воплощение Бога, Искупление Истины Откровения, доступные также и пониманию разума: существование Бога и его атрибутов существование человеческой души и ее бессмертие

Слайд 31





Концепция 
двойственной истины у Фомы Аквината
Философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету. 
Если имеет место противоречие между утверждениями учения религиозного и учения философского, то либо утверждения религии следует признать сверхразумными, либо в обосновании утверждений учения философского следует искать ошибки.
Описание слайда:
Концепция двойственной истины у Фомы Аквината Философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету. Если имеет место противоречие между утверждениями учения религиозного и учения философского, то либо утверждения религии следует признать сверхразумными, либо в обосновании утверждений учения философского следует искать ошибки.

Слайд 32





Дунс Скот : 
разрушение гармонии веры и разума. 
Тезис 1: Всемогущество Бога, Его необъятность, вездесущность, провидение, справедливость, сострадание – догматы веры, недоступные рациональному доказательству
Тезис 2: догматы веры, не имеют характера истин самоочевидных, а принимаются лишь в силу авторитета их сообщающего.
Описание слайда:
Дунс Скот : разрушение гармонии веры и разума. Тезис 1: Всемогущество Бога, Его необъятность, вездесущность, провидение, справедливость, сострадание – догматы веры, недоступные рациональному доказательству Тезис 2: догматы веры, не имеют характера истин самоочевидных, а принимаются лишь в силу авторитета их сообщающего.

Слайд 33





Дунс Скот : 
разрушение гармонии веры и разума. 
В Боге существуют два вечных внутренних атрибута: разум и воля — ведение и любовь; первым рождается божественное Слово или Сын, второю изводится Святой Дух, а единое начало обеих есть Бог Отец.
Тезис 3 : Теология есть врачевание духа (Medicina mentis): она основана на вере, имеющей своим прямым предметом не природу Божества, а волю Божию.
Описание слайда:
Дунс Скот : разрушение гармонии веры и разума. В Боге существуют два вечных внутренних атрибута: разум и воля — ведение и любовь; первым рождается божественное Слово или Сын, второю изводится Святой Дух, а единое начало обеих есть Бог Отец. Тезис 3 : Теология есть врачевание духа (Medicina mentis): она основана на вере, имеющей своим прямым предметом не природу Божества, а волю Божию.

Слайд 34





Философия        Теология
Описание слайда:
Философия Теология

Слайд 35






Дунс Скот
Вопреки большинству своих предшественников и современников в философии Дунс Скот понимал индивидуальность не как что‑то привходящее (accidens) к сущности, а как нечто существенное, само по себе (entitas).
Эта неизреченная индивидуальная сущность не есть ни материя, ни форма, ни сложное из обоих, а крайняя реальность всякого существа (haecceitas) – «этость» как некая определенная реальность и таинственность вещи или человека одновременно  .
Описание слайда:
Дунс Скот Вопреки большинству своих предшественников и современников в философии Дунс Скот понимал индивидуальность не как что‑то привходящее (accidens) к сущности, а как нечто существенное, само по себе (entitas). Эта неизреченная индивидуальная сущность не есть ни материя, ни форма, ни сложное из обоих, а крайняя реальность всякого существа (haecceitas) – «этость» как некая определенная реальность и таинственность вещи или человека одновременно .

Слайд 36






Дунс Скот: различие философии и религии 

 
А) Вера над разумом
Б) Интуиция – над абстракцией
В) Отдельное – над общим
Г) Воля – над мыслью
Но Воля Бога, свободна лишь в выборе возможностей (Идей)
Описание слайда:
Дунс Скот: различие философии и религии А) Вера над разумом Б) Интуиция – над абстракцией В) Отдельное – над общим Г) Воля – над мыслью Но Воля Бога, свободна лишь в выборе возможностей (Идей)

Слайд 37





Вильям Оккам: 
разрушение гармонии веры и разума. 
1288-1349
Описание слайда:
Вильям Оккам: разрушение гармонии веры и разума. 1288-1349

Слайд 38





Уильям Оккам
Разум ничего не может понять в делах веры, догматы невозможно осмыслить. 
Надо отсечь, как бритвой, все фантастическое и сверхъестественное при объяснении действительности (творения). 
Природное (тварное)  есть естественное,  подвластное разуму и потому  вполне познаваемое  (принцип «бритвы Оккама»). 
Философии принадлежит главная роль в познании мира как творения в целом, природы,  нас окружающей во всех ее  проявлениях.
Описание слайда:
Уильям Оккам Разум ничего не может понять в делах веры, догматы невозможно осмыслить. Надо отсечь, как бритвой, все фантастическое и сверхъестественное при объяснении действительности (творения). Природное (тварное) есть естественное, подвластное разуму и потому вполне познаваемое (принцип «бритвы Оккама»). Философии принадлежит главная роль в познании мира как творения в целом, природы, нас окружающей во всех ее проявлениях.

Слайд 39





Проблема универсалий:
номинализм (В. Оккам)
Универсалии реально присутствуют: в познающем уме человека как наименования вещей.
Только то, что единично и конкретно, может реально существовать

Бритва Оккама
 «Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem»
Не нужно множить сущности без необходимости.
Описание слайда:
Проблема универсалий: номинализм (В. Оккам) Универсалии реально присутствуют: в познающем уме человека как наименования вещей. Только то, что единично и конкретно, может реально существовать Бритва Оккама «Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem» Не нужно множить сущности без необходимости.

Слайд 40





Вильям Оккам: некоторые выводы
Существует разум и реальные вещи. Оккам отбрасывал опосредующие звенья между ними: явления, образы, интенциональные объекты.
 Скептицизм охватывал не только рациональное, но и интуитивное знание.
Предметы, порожденные разумом, обладают психическим - субъективным бытием. Теория интенциональности.
Размежевание веры и разума – путь к фидеизму и к рационализму
Описание слайда:
Вильям Оккам: некоторые выводы Существует разум и реальные вещи. Оккам отбрасывал опосредующие звенья между ними: явления, образы, интенциональные объекты. Скептицизм охватывал не только рациональное, но и интуитивное знание. Предметы, порожденные разумом, обладают психическим - субъективным бытием. Теория интенциональности. Размежевание веры и разума – путь к фидеизму и к рационализму



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию