🗊Презентация Морфемика и словообразование

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфемика и словообразование, слайд №1Морфемика и словообразование, слайд №2Морфемика и словообразование, слайд №3Морфемика и словообразование, слайд №4Морфемика и словообразование, слайд №5Морфемика и словообразование, слайд №6Морфемика и словообразование, слайд №7Морфемика и словообразование, слайд №8Морфемика и словообразование, слайд №9Морфемика и словообразование, слайд №10Морфемика и словообразование, слайд №11Морфемика и словообразование, слайд №12Морфемика и словообразование, слайд №13Морфемика и словообразование, слайд №14Морфемика и словообразование, слайд №15Морфемика и словообразование, слайд №16Морфемика и словообразование, слайд №17Морфемика и словообразование, слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфемика и словообразование. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфемика и словообразование
Белица Татьяна Ивановна
Описание слайда:
Морфемика и словообразование Белица Татьяна Ивановна

Слайд 2





Морфемика
Описание слайда:
Морфемика

Слайд 3





Виды морфем
служебные (различные аффиксы) - привносят дополнительные  оттенки, передают словообразовательное и  ГЗ
является периферийным элементом морфемной структуры слова
без корня употребляться не может
значение более абстрактно 
образует смысловую периферию, так как самостоятельного не имеет ЛЗ
Описание слайда:
Виды морфем служебные (различные аффиксы) - привносят дополнительные оттенки, передают словообразовательное и ГЗ является периферийным элементом морфемной структуры слова без корня употребляться не может значение более абстрактно образует смысловую периферию, так как самостоятельного не имеет ЛЗ

Слайд 4





Словообразовательные и словоизменительные морфемы
Словообразовательные – служат для образования новых слов; обладают лексико-грамматическим  или деривационным значением 
Словоизменительные – выражают отношения между элементами речи; обладают реляционным значением
Описание слайда:
Словообразовательные и словоизменительные морфемы Словообразовательные – служат для образования новых слов; обладают лексико-грамматическим или деривационным значением Словоизменительные – выражают отношения между элементами речи; обладают реляционным значением

Слайд 5





Морф. Виды морфов
Морф — одна из формальных разновидностей морфемы, возникающая вследствие формального видоизменения в зависимости от фонетических и морфологических условий:  другу (друг-), о друге (друг’-), друзья (друз’-), дружу (друж-).

Виды морфов в зависимости от условий их употребления: 
алломорфы – тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе (качеством соседних звуков): 
рус. –чик/-щик
варианты – морфы, тождественные не только по значению, но и по позиции; характеризуются свободной взаимозаменяемостью: окончания –ой/-ою у сущ. в твор. падеже ед. ч. ж.р.: водой/водою.
Описание слайда:
Морф. Виды морфов Морф — одна из формальных разновидностей морфемы, возникающая вследствие формального видоизменения в зависимости от фонетических и морфологических условий: другу (друг-), о друге (друг’-), друзья (друз’-), дружу (друж-). Виды морфов в зависимости от условий их употребления: алломорфы – тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе (качеством соседних звуков): рус. –чик/-щик варианты – морфы, тождественные не только по значению, но и по позиции; характеризуются свободной взаимозаменяемостью: окончания –ой/-ою у сущ. в твор. падеже ед. ч. ж.р.: водой/водою.

Слайд 6





Исторические изменения морфем
Опрощение – процесс, при котором слово со сложным морфемным составом в ходе исторического развития языка утрачивает членимость и воспринимается как неразложимое. 
Ср.:  народ, вкус, белка (исторически производные основы) в современном русском языке являются непроизводными.
 Превращение производной основы в непроизводную сопровождается иногда деэтимологизацией слова (превращением из мотивированного наименования в немотивированное)
Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму, морфемные швы «зарастают», корень поглощает другие морфемы
Описание слайда:
Исторические изменения морфем Опрощение – процесс, при котором слово со сложным морфемным составом в ходе исторического развития языка утрачивает членимость и воспринимается как неразложимое. Ср.:  народ, вкус, белка (исторически производные основы) в современном русском языке являются непроизводными. Превращение производной основы в непроизводную сопровождается иногда деэтимологизацией слова (превращением из мотивированного наименования в немотивированное) Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму, морфемные швы «зарастают», корень поглощает другие морфемы

Слайд 7





Усложнение (осложнение)
процесс прямо противоположный процессу опрощения. 
В результате усложнения слово простой морфемной структуры превращается в слово сложной структуры, появляется граница между морфемами там, где ее не было, – происходит деление одной морфемы на две.
Часто усложнению подвергаются заимствованные слова: *зонтик (голл. Zondek) – зонт-ик, 
	*фляжк-а (польск. flaszka) – фляж-к-а, 
		*поэтесс-а (фр. poetesse) – поэт-есс-а.
Основная причина – действие закона аналогии: под влиянием членимых слов определенной структуры (например, кот-ик, дом-ик) заимствованное слово подводится под соответствующую модель, и его непроизводная основа начинает члениться на морфемы вопреки этимологии (голл. Zondek – зонт-ик).
Благодаря усложнению язык обогащает свой словообразовательный инвентарь за счет иноязычного аффиксального материала.
Описание слайда:
Усложнение (осложнение) процесс прямо противоположный процессу опрощения. В результате усложнения слово простой морфемной структуры превращается в слово сложной структуры, появляется граница между морфемами там, где ее не было, – происходит деление одной морфемы на две. Часто усложнению подвергаются заимствованные слова: *зонтик (голл. Zondek) – зонт-ик, *фляжк-а (польск. flaszka) – фляж-к-а, *поэтесс-а (фр. poetesse) – поэт-есс-а. Основная причина – действие закона аналогии: под влиянием членимых слов определенной структуры (например, кот-ик, дом-ик) заимствованное слово подводится под соответствующую модель, и его непроизводная основа начинает члениться на морфемы вопреки этимологии (голл. Zondek – зонт-ик). Благодаря усложнению язык обогащает свой словообразовательный инвентарь за счет иноязычного аффиксального материала.

Слайд 8





Переразложение
историческое изменение словообразовательной структуры слова, заключающееся в отходе звукового элемента одной морфемы к соседней морфеме. При этом процессе слово остается членимым, производным, но начинает делиться по-другому, не так, как раньше.
Одна из причин - выход из употребления соответствующего данному слову производящего при сохранении других родственных слов.
Описание слайда:
Переразложение историческое изменение словообразовательной структуры слова, заключающееся в отходе звукового элемента одной морфемы к соседней морфеме. При этом процессе слово остается членимым, производным, но начинает делиться по-другому, не так, как раньше. Одна из причин - выход из употребления соответствующего данному слову производящего при сохранении других родственных слов.

Слайд 9





Декорреляция
«… изменение характера или значения морфем и соотношений их в слове при сохранении последним того же числа и порядка морфем, которое в нем наблюдалось первоначально»  (Н.М. Шанский).
Не изменяется ни количество морфем, ни их звуковой состав, но может происходить:
1) изменение статуса морфемы (следовательно, и значения):
– зрелый, лежачий, скрипучий первоначально формы причастий, сейчас они воспринимаются как самостоятельные слова – отглагольные прилагательные (превращение формообразующих аффиксов в словообразовательные);
– верхом, зимой, ночью – наречия возникли из сущ. в форме твор. падежа, ед.числа (окончания существительных стали суффиксами наречий);
2) изменение значения морфемы в результате изменения соотношения между дериватом и исходным словом: лекарь – лечить, *лекарь – лекъ «лекарство»;
3) изменение значения морфемы: в слове *докторша  -ш- имел словообразовательное значение «жена, того, кто назван производящей основой», сейчас - значение «лицо женского пола по роду деятельности». (феминитивы)
Описание слайда:
Декорреляция «… изменение характера или значения морфем и соотношений их в слове при сохранении последним того же числа и порядка морфем, которое в нем наблюдалось первоначально» (Н.М. Шанский). Не изменяется ни количество морфем, ни их звуковой состав, но может происходить: 1) изменение статуса морфемы (следовательно, и значения): – зрелый, лежачий, скрипучий первоначально формы причастий, сейчас они воспринимаются как самостоятельные слова – отглагольные прилагательные (превращение формообразующих аффиксов в словообразовательные); – верхом, зимой, ночью – наречия возникли из сущ. в форме твор. падежа, ед.числа (окончания существительных стали суффиксами наречий); 2) изменение значения морфемы в результате изменения соотношения между дериватом и исходным словом: лекарь – лечить, *лекарь – лекъ «лекарство»; 3) изменение значения морфемы: в слове *докторша  -ш- имел словообразовательное значение «жена, того, кто назван производящей основой», сейчас - значение «лицо женского пола по роду деятельности». (феминитивы)

Слайд 10





Словообразование (деривация)
1. Образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям с помощью формальных средств.
2. Словообразовательный строй языка и раздел языкознания, изучающий создание, функционирование и строение производных слов.
Объект изучения — дериваты (мотивированные, образованные в результате процесса деривации, слова).
Описание слайда:
Словообразование (деривация) 1. Образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям с помощью формальных средств. 2. Словообразовательный строй языка и раздел языкознания, изучающий создание, функционирование и строение производных слов. Объект изучения — дериваты (мотивированные, образованные в результате процесса деривации, слова).

Слайд 11





Словообразовательная производность и словообразовательное значение
Словообразовательная производность — отношения формально-смысловые,
предполагающие формальную и/или семантическую соотнесенность слова с производящей основой, т. е. необходим хотя бы один общий неграмматический компонент в значении двух слов, имеющих формальную общность
Словообразовательное значение — семантическое отношение производного слова к производящему, имеющее формальное выражение внутри слова; обычно это один и тот же формально выраженный тип значения в це­лой серии мотивированных слов (в словах учитель, читатель СЗ 'лицо, совершающее действие, названное производящим словом' выражено суффиксом -тель).
Описание слайда:
Словообразовательная производность и словообразовательное значение Словообразовательная производность — отношения формально-смысловые, предполагающие формальную и/или семантическую соотнесенность слова с производящей основой, т. е. необходим хотя бы один общий неграмматический компонент в значении двух слов, имеющих формальную общность Словообразовательное значение — семантическое отношение производного слова к производящему, имеющее формальное выражение внутри слова; обычно это один и тот же формально выраженный тип значения в це­лой серии мотивированных слов (в словах учитель, читатель СЗ 'лицо, совершающее действие, названное производящим словом' выражено суффиксом -тель).

Слайд 12





Словообразование и формообразование
Описание слайда:
Словообразование и формообразование

Слайд 13





Основа слова
часть слова без флексии и формообразующих аффиксов
Производная (мотивированная) основа представляет собой членимое единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов)
Непроизводная (немотивированная) – представляет собой единое нечленимое целое, которое далее со словообразовательной точки зрения расчленено быть не может.
Описание слайда:
Основа слова часть слова без флексии и формообразующих аффиксов Производная (мотивированная) основа представляет собой членимое единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов) Непроизводная (немотивированная) – представляет собой единое нечленимое целое, которое далее со словообразовательной точки зрения расчленено быть не может.

Слайд 14





Термины словообразования
Словообразовательная пара – два слова, связанные отношениями словообразовательной производности
цена → бесценный
Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности (мотивированности)
учить → учитель → учительница
 Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, связанных отношениями словообразовательной производности с одним и тем же производящим словом и находящиеся на одной ступени словопроизводства.
Описание слайда:
Термины словообразования Словообразовательная пара – два слова, связанные отношениями словообразовательной производности цена → бесценный Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности (мотивированности) учить → учитель → учительница Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, связанных отношениями словообразовательной производности с одним и тем же производящим словом и находящиеся на одной ступени словопроизводства.

Слайд 15





Словообразовательное гнездо
Совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной производности (мотивированности).
Немотивированное слово является вершиной гнезда.
Описание слайда:
Словообразовательное гнездо Совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной производности (мотивированности). Немотивированное слово является вершиной гнезда.

Слайд 16





Словообразовательный тип
Основная единица классификации словообразовательной системы.
Совокупность производных слов, которые были образованы одним и тем же словообразовательным способом с одним и тем же словообразовательным значением.
Словообразовательная модель – схема построения слов определенной части речи , абстрагированная от конкретных ЛЗ
Характеризуется:
одним и тем же словообра­зовательным значением
общностью части речи мотивирующих слов
формантом, тождественном в материальном и семантическом отношении
Формант – это словообразовательное средство, с помощью которого образуется новое слово (дериват)
Описание слайда:
Словообразовательный тип Основная единица классификации словообразовательной системы. Совокупность производных слов, которые были образованы одним и тем же словообразовательным способом с одним и тем же словообразовательным значением. Словообразовательная модель – схема построения слов определенной части речи , абстрагированная от конкретных ЛЗ Характеризуется: одним и тем же словообра­зовательным значением общностью части речи мотивирующих слов формантом, тождественном в материальном и семантическом отношении Формант – это словообразовательное средство, с помощью которого образуется новое слово (дериват)

Слайд 17





Словообразовательный тип
Виды словообразовательных типов по степени продуктивности:
продуктивный – по образцу которого в со­временном языке образуются слова; это тесно связано с продуктивно­стью самих аффиксов
непродуктивный — такой, по образцу которого в современном языке слова не образуются или образуются редко, что также связано с про­дуктивностью аффиксов. 
в типе сущ. с суф. -ин(а), мотивированных прилагательными и имеющих общее значение ‘носитель признака’:
продуктивны подтипы со значениями ‘вещество или совокупность чего-либо’ (пушнина), ‘место, пространство’ (равнина), ‘неодушев. предмет’ (рогатина);
непродуктивны подтипы со значениями ‘лицо’ (жадина) и ‘часть целого‘ (четвертина).
Описание слайда:
Словообразовательный тип Виды словообразовательных типов по степени продуктивности: продуктивный – по образцу которого в со­временном языке образуются слова; это тесно связано с продуктивно­стью самих аффиксов непродуктивный — такой, по образцу которого в современном языке слова не образуются или образуются редко, что также связано с про­дуктивностью аффиксов. в типе сущ. с суф. -ин(а), мотивированных прилагательными и имеющих общее значение ‘носитель признака’: продуктивны подтипы со значениями ‘вещество или совокупность чего-либо’ (пушнина), ‘место, пространство’ (равнина), ‘неодушев. предмет’ (рогатина); непродуктивны подтипы со значениями ‘лицо’ (жадина) и ‘часть целого‘ (четвертина).

Слайд 18





Словообразовательный способ
более крупная единица словообразования, чем словообразовательный тип, объединяет в себе ряд словообразовательных типов. В языках мира соотношение способов словообразования и их продуктивности неодинаково; оно зависит от специфики структуры того или иного языка, его истории.
Основные общие способы словообразования:
морфологический — слова образуются с помощью аффиксов, присое­диняемых к производящей основе или к слову в целом, а также путем словосложения (гореть → за-гореть-ся, нефтепровод )
морфолого-синтаксический, или конверсия (от лат. conversio ‘превра­щение, изменение’) — переход слова или словоформы из одной части в другую (благодаря (деепр.) → благодаря (предл.) )
лексико-семантический — изменение значения уже существующего слова, в резуль­тате чего возникают слова-омонимы (голосовать ‘отдавать свой голос’ → голосовать ‘останавливать машину’)
лексико-синтаксический — создание нового слова из словосочетания путем объединения двух или более слов (быстро растущий → быстрорастущий).
Описание слайда:
Словообразовательный способ более крупная единица словообразования, чем словообразовательный тип, объединяет в себе ряд словообразовательных типов. В языках мира соотношение способов словообразования и их продуктивности неодинаково; оно зависит от специфики структуры того или иного языка, его истории. Основные общие способы словообразования: морфологический — слова образуются с помощью аффиксов, присое­диняемых к производящей основе или к слову в целом, а также путем словосложения (гореть → за-гореть-ся, нефтепровод ) морфолого-синтаксический, или конверсия (от лат. conversio ‘превра­щение, изменение’) — переход слова или словоформы из одной части в другую (благодаря (деепр.) → благодаря (предл.) ) лексико-семантический — изменение значения уже существующего слова, в резуль­тате чего возникают слова-омонимы (голосовать ‘отдавать свой голос’ → голосовать ‘останавливать машину’) лексико-синтаксический — создание нового слова из словосочетания путем объединения двух или более слов (быстро растущий → быстрорастущий).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию