🗊Презентация Чередование гласных в корнях слов

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Чередование гласных в корнях слов, слайд №1Чередование гласных в корнях слов, слайд №2Чередование гласных в корнях слов, слайд №3Чередование гласных в корнях слов, слайд №4Чередование гласных в корнях слов, слайд №5Чередование гласных в корнях слов, слайд №6Чередование гласных в корнях слов, слайд №7Чередование гласных в корнях слов, слайд №8Чередование гласных в корнях слов, слайд №9Чередование гласных в корнях слов, слайд №10

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Чередование гласных в корнях слов. Доклад-сообщение содержит 10 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1







ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ
Описание слайда:
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

Слайд 2





Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е—и; а (я)—им (ин); а—о) основано на ряде особых правил. 
Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е—и; а (я)—им (ин); а—о) основано на ряде особых правил. 
Чередование е—и
 В корнях с чередующимися гласными е—и                      (-бер- — -бир-, -пер- — -пир-, -мер- — -мир-, -стел- — -стил-, -дер- — -дир- и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а-, например: выбирать — выберут, запирать — запереть, умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, блистать — блестеть.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых а (я) чередуется с им или ин, например: сжать — сжимать, примять — приминать, начать — начинать, снять — снимать; им или ин пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс –а-. 
Но: сочетать, сочетание.
Описание слайда:
Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е—и; а (я)—им (ин); а—о) основано на ряде особых правил. Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е—и; а (я)—им (ин); а—о) основано на ряде особых правил. Чередование е—и В корнях с чередующимися гласными е—и (-бер- — -бир-, -пер- — -пир-, -мер- — -мир-, -стел- — -стил-, -дер- — -дир- и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а-, например: выбирать — выберут, запирать — запереть, умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, блистать — блестеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых а (я) чередуется с им или ин, например: сжать — сжимать, примять — приминать, начать — начинать, снять — снимать; им или ин пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс –а-. Но: сочетать, сочетание.

Слайд 3





ЧЕРЕДОВАНИЕ А—О
1. В корнях –лаг- — -лож- и –кас- — -кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс –а-: 
полагать — положить (исключение: полог), касаться — коснуться.
2. В корнях –плав- — -плов- буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.
3. Корень –мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень  –мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
Описание слайда:
ЧЕРЕДОВАНИЕ А—О 1. В корнях –лаг- — -лож- и –кас- — -кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс –а-: полагать — положить (исключение: полог), касаться — коснуться. 2. В корнях –плав- — -плов- буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. 3. Корень –мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень –мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

Слайд 4





4. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение.
4. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение.
Исключение: утварь.
5. В корнях –гар- — -гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением — а), например: загореть — загорать, загорелый, загар.
Исключение: выгарки.
6. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево.
7. В корнях –скак- — -скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: скакать — вскочить, подскакать — подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).
Описание слайда:
4. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. 4. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. 5. В корнях –гар- — -гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением — а), например: загореть — загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки. 6. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево. 7. В корнях –скак- — -скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: скакать — вскочить, подскакать — подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).

Слайд 5





8. Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
8. Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
9. В корнях –раст-, -ращ- — -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.
Описание слайда:
8. Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. 8. Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. 9. В корнях –раст-, -ращ- — -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.

Слайд 6





УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ
Упражнение 1.
  Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте. 
     Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию.
Описание слайда:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ Упражнение 1. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте. Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию.

Слайд 7





Упражнение 2.  
Упражнение 2.  
    Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами.

            1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. (Герц.) 3) Книжные полки зан..мают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.) 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл..стал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (П.)
Описание слайда:
Упражнение 2. Упражнение 2. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. 1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. (Герц.) 3) Книжные полки зан..мают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.) 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл..стал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (П.)

Слайд 8





Упражнение 3.
Упражнение 3.
   Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания (устно).
         
         Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
Описание слайда:
Упражнение 3. Упражнение 3. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания (устно). Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.

Слайд 9





Упражнение 4.
Упражнение 4.
      Перепишите, объясните правописание.

           1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)
Описание слайда:
Упражнение 4. Упражнение 4. Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)

Слайд 10





Упражнение 5.
Упражнение 5.
      Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. 

         Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.
Описание слайда:
Упражнение 5. Упражнение 5. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию