🗊Презентация Чистота речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Чистота речи, слайд №1Чистота речи, слайд №2Чистота речи, слайд №3Чистота речи, слайд №4Чистота речи, слайд №5Чистота речи, слайд №6Чистота речи, слайд №7Чистота речи, слайд №8Чистота речи, слайд №9Чистота речи, слайд №10Чистота речи, слайд №11Чистота речи, слайд №12Чистота речи, слайд №13Чистота речи, слайд №14Чистота речи, слайд №15Чистота речи, слайд №16Чистота речи, слайд №17Чистота речи, слайд №18Чистота речи, слайд №19Чистота речи, слайд №20Чистота речи, слайд №21Чистота речи, слайд №22Чистота речи, слайд №23Чистота речи, слайд №24Чистота речи, слайд №25Чистота речи, слайд №26Чистота речи, слайд №27Чистота речи, слайд №28Чистота речи, слайд №29Чистота речи, слайд №30Чистота речи, слайд №31Чистота речи, слайд №32Чистота речи, слайд №33Чистота речи, слайд №34Чистота речи, слайд №35Чистота речи, слайд №36Чистота речи, слайд №37Чистота речи, слайд №38Чистота речи, слайд №39Чистота речи, слайд №40Чистота речи, слайд №41Чистота речи, слайд №42Чистота речи, слайд №43Чистота речи, слайд №44Чистота речи, слайд №45Чистота речи, слайд №46Чистота речи, слайд №47Чистота речи, слайд №48Чистота речи, слайд №49Чистота речи, слайд №50Чистота речи, слайд №51Чистота речи, слайд №52Чистота речи, слайд №53Чистота речи, слайд №54Чистота речи, слайд №55Чистота речи, слайд №56Чистота речи, слайд №57Чистота речи, слайд №58Чистота речи, слайд №59Чистота речи, слайд №60Чистота речи, слайд №61Чистота речи, слайд №62Чистота речи, слайд №63Чистота речи, слайд №64Чистота речи, слайд №65Чистота речи, слайд №66Чистота речи, слайд №67Чистота речи, слайд №68Чистота речи, слайд №69Чистота речи, слайд №70Чистота речи, слайд №71Чистота речи, слайд №72Чистота речи, слайд №73Чистота речи, слайд №74Чистота речи, слайд №75Чистота речи, слайд №76Чистота речи, слайд №77Чистота речи, слайд №78Чистота речи, слайд №79Чистота речи, слайд №80Чистота речи, слайд №81Чистота речи, слайд №82Чистота речи, слайд №83Чистота речи, слайд №84Чистота речи, слайд №85Чистота речи, слайд №86Чистота речи, слайд №87Чистота речи, слайд №88Чистота речи, слайд №89Чистота речи, слайд №90

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Чистота речи. Доклад-сообщение содержит 90 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Ч и с т о т а 
р е ч и
Описание слайда:
Ч и с т о т а р е ч и

Слайд 2





Чистота речи – 

отсутствие чуждых литературному языку элементов и слов, отвергаемых стилистическими, этическими, нравственными нормами.
Описание слайда:
Чистота речи – отсутствие чуждых литературному языку элементов и слов, отвергаемых стилистическими, этическими, нравственными нормами.

Слайд 3





Виды нарушений чистоты речи
Описание слайда:
Виды нарушений чистоты речи

Слайд 4





Виды нарушений чистоты речи
Описание слайда:
Виды нарушений чистоты речи

Слайд 5


Чистота речи, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


Чистота речи, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





Выразительной называется такая речь, которая способна поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия на адресата.
Выразительной называется такая речь, которая способна поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия на адресата.
Описание слайда:
Выразительной называется такая речь, которая способна поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия на адресата. Выразительной называется такая речь, которая способна поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия на адресата.

Слайд 8





В арсенале автора имеется несколько источников создания выразительности: 
В арсенале автора имеется несколько источников создания выразительности: 
тропы и фигуры речи, 
фразеология, 
синонимия.
Описание слайда:
В арсенале автора имеется несколько источников создания выразительности: В арсенале автора имеется несколько источников создания выразительности: тропы и фигуры речи, фразеология, синонимия.

Слайд 9





Тропы
Тропы - обороты речи или слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. 
Основные виды тропов: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония.
Описание слайда:
Тропы Тропы - обороты речи или слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония.

Слайд 10





Метафора - перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. 
Метафора - перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. 
Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец 
(Н. Заболоцкий).
Описание слайда:
Метафора - перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Метафора - перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий).

Слайд 11





Эпитет - образное определение.
Эпитет - образное определение.
Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве 
(С. Есенин)
Описание слайда:
Эпитет - образное определение. Эпитет - образное определение. Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве (С. Есенин)

Слайд 12





Сравнение - сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Сравнение - сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
 Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи 
(Ф. Тютчев)
Описание слайда:
Сравнение - сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнение - сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф. Тютчев)

Слайд 13





Гипербола — выражение, содержащее непомерное преувеличение.
Гипербола — выражение, содержащее непомерное преувеличение.
В сто сорок солнц закат пылал 
(В. Маяковский)
Описание слайда:
Гипербола — выражение, содержащее непомерное преувеличение. Гипербола — выражение, содержащее непомерное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)

Слайд 14





Литота - художественное преуменьшение.
Литота - художественное преуменьшение.
 Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить 
(Н. Некрасов)
Описание слайда:
Литота - художественное преуменьшение. Литота - художественное преуменьшение. Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить (Н. Некрасов)

Слайд 15





Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.
Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли 
(А. Пушкин)
Описание слайда:
Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное злодейство И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли (А. Пушкин)

Слайд 16





Символ - многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого.
Символ - многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого.
Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет гололед,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чем-то скользким покрыта планета.
Люди, падая, бьются об лед,
Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет гололед 
(В. Высоцкий).
Описание слайда:
Символ - многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого. Символ - многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого. Гололед на земле, гололед, Целый год напролет гололед, Будто нет ни весны, ни лета. Чем-то скользким покрыта планета. Люди, падая, бьются об лед, Гололед на земле, гололед, Целый год напролет гололед (В. Высоцкий).

Слайд 17





Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному.
Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? 
(И. Крылов). 
Умная голова – обращение к ослу.
Описание слайда:
Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному. Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов). Умная голова – обращение к ослу.

Слайд 18





Парадокс - неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод.
Парадокс - неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод.
 Век живи - век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь (К. Прутков).
Описание слайда:
Парадокс - неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод. Парадокс - неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод. Век живи - век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь (К. Прутков).

Слайд 19





Метонимия — перенос наименования предмета на другой предмет по смежности.
Метонимия — перенос наименования предмета на другой предмет по смежности.
 А в двери - бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский); 
Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин) - о янтарной трубке.
Описание слайда:
Метонимия — перенос наименования предмета на другой предмет по смежности. Метонимия — перенос наименования предмета на другой предмет по смежности. А в двери - бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский); Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин) - о янтарной трубке.

Слайд 20





Синекдоха — разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком.
Синекдоха — разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком.
 Все флаги в гости будут к нам 
(А. Пушкин).
Описание слайда:
Синекдоха — разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком. Синекдоха — разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком. Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).

Слайд 21





Перифраз(а) - замена обычного однословного названия описательным оборотом.
Перифраз(а) - замена обычного однословного названия описательным оборотом.
Белокаменная столица России - о Москве. 
Царь зверей - о льве. 
Унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин) - о ранней осени. 
Солнце русской поэзии - о Пушкине. 
Певец «березового ситца» - о Есенине.
Описание слайда:
Перифраз(а) - замена обычного однословного названия описательным оборотом. Перифраз(а) - замена обычного однословного названия описательным оборотом. Белокаменная столица России - о Москве. Царь зверей - о льве. Унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин) - о ранней осени. Солнце русской поэзии - о Пушкине. Певец «березового ситца» - о Есенине.

Слайд 22





Виды тропов
общеязыковые (с заранее готовой образностью) 
 авторские. 
Общеязыковые тропы используются в речи всеми: 
горячая пора —  ? , 
устал до смерти — ?, 
платят жалкие копейки - ?, 
солнце село — ?, 
съешь тарелочку (предложение съесть тарелку супа) - ? 
Однако, когда речь идет о создании выразительности, имеются в виду случаи создания оригинальных тропов. Такие тропы чаще встречаются в художественной и публицистической речи, в меньшей степени — в научной речи. В разговорной речи чаще используются общеязыковые тропы, употребительность индивидуальных тропов зависит от индивидуальности говорящего, темы разговора, ситуации общения.
Описание слайда:
Виды тропов общеязыковые (с заранее готовой образностью) авторские. Общеязыковые тропы используются в речи всеми: горячая пора — ? , устал до смерти — ?, платят жалкие копейки - ?, солнце село — ?, съешь тарелочку (предложение съесть тарелку супа) - ? Однако, когда речь идет о создании выразительности, имеются в виду случаи создания оригинальных тропов. Такие тропы чаще встречаются в художественной и публицистической речи, в меньшей степени — в научной речи. В разговорной речи чаще используются общеязыковые тропы, употребительность индивидуальных тропов зависит от индивидуальности говорящего, темы разговора, ситуации общения.

Слайд 23






В основе почти всех тропов лежит операция сравнения. При сравнении есть то, что сравнивают (субъект сравнения), то, с чем сравнивают (объект сравнения), и признак, лежащий в основе сравнения (термин сравнения).
Описание слайда:
В основе почти всех тропов лежит операция сравнения. При сравнении есть то, что сравнивают (субъект сравнения), то, с чем сравнивают (объект сравнения), и признак, лежащий в основе сравнения (термин сравнения).

Слайд 24





Функции тропов
отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки,
чувства при постижении мира, а значит, делают речь эмоциональной;
делают речь привлекательной для читателя;
способствуют наглядному отражению картины внешнего и внутреннего мира человека;
обогащают восприятие мира, показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны;
помогают точнее понять автора, а читателю — лучше запомнить передаваемое автором.
Описание слайда:
Функции тропов отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижении мира, а значит, делают речь эмоциональной; делают речь привлекательной для читателя; способствуют наглядному отражению картины внешнего и внутреннего мира человека; обогащают восприятие мира, показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны; помогают точнее понять автора, а читателю — лучше запомнить передаваемое автором.

Слайд 25





Определите виды тропов
1. Туманный Альбион (вместо Англия) – 
(перифраза) 
2. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно?
(олицетворение)
3. Сладкая скорбь
(оксюморон)
4. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (Пословица) 
(антитеза)
Описание слайда:
Определите виды тропов 1. Туманный Альбион (вместо Англия) – (перифраза) 2. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? (олицетворение) 3. Сладкая скорбь (оксюморон) 4. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (Пословица) (антитеза)

Слайд 26





Фигуры речи
Фигуры речи - особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата. 
Можно выделить три группы фигур:
А) Основанные на разном соотношении значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис.
Б) Основанные на повторе одинаковых элементов: повтор слов, повтор конструкций (параллелизм), период.
В) Основанные на выражении риторической адресованности к читателю или слушателю: обращение, вопрос, восклицание.
Описание слайда:
Фигуры речи Фигуры речи - особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата. Можно выделить три группы фигур: А) Основанные на разном соотношении значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис. Б) Основанные на повторе одинаковых элементов: повтор слов, повтор конструкций (параллелизм), период. В) Основанные на выражении риторической адресованности к читателю или слушателю: обращение, вопрос, восклицание.

Слайд 27





Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются понятия: 
Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются понятия: 
Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

Градация - расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их значения:
Звериный, чужой, неприглядный мир 
Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

Инверсия - расположение слов, нарушающее обычный порядок: 
Изумительный наш народ (И. Эренбург).

Эллипсис - пропуск какого-либо подразумеваемого слова: 
Мужики - за топоры (А. Толстой).
Описание слайда:
Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются понятия: Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются понятия: Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин). Градация - расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их значения: Звериный, чужой, неприглядный мир Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин). Инверсия - расположение слов, нарушающее обычный порядок: Изумительный наш народ (И. Эренбург). Эллипсис - пропуск какого-либо подразумеваемого слова: Мужики - за топоры (А. Толстой).

Слайд 28





Анафора — повторение одинаковых элементов в начале предложений:
Анафора — повторение одинаковых элементов в начале предложений:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера (К. Симонов).
Описание слайда:
Анафора — повторение одинаковых элементов в начале предложений: Анафора — повторение одинаковых элементов в начале предложений: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера (К. Симонов).

Слайд 29





Анафора
Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков); морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов); лексической (повторение одних и тех же слов); синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций).
Грозой снесенные мосты,
	Гроба с размытого кладбища. (А.Пушкин)
Черноглазую девицу,
   	Черногривого коня! (М.Лермонтов)
Не напрасно дули ветры,
	Не напрасно шла гроза. (С.Есенин)
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
	Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. (А.Пушкин)
Описание слайда:
Анафора Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков); морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов); лексической (повторение одних и тех же слов); синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций). Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (А.Пушкин) Черноглазую девицу, Черногривого коня! (М.Лермонтов) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин) Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.Пушкин)

Слайд 30





Эпифора - повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: 
Эпифора - повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: 
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).
Композиционный стык - совпадение концовки предыдущего и начала последующего предложения: 
О весна без конца и без краю - Без конца и  без краю мечта! (А. Блок).
Описание слайда:
Эпифора - повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: Эпифора - повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь). Композиционный стык - совпадение концовки предыдущего и начала последующего предложения: О весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! (А. Блок).

Слайд 31





Параллелизм  -  одинаковое   синтаксическое   построение   соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения:
Параллелизм  -  одинаковое   синтаксическое   построение   соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения:
Мне вас не жаль, годы весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной,
Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые,
Мне вас не жаль, изменницы младые,
Задумчивый, забав чуждаюсь я (А.Пушкин).
Описание слайда:
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения: Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения: Мне вас не жаль, годы весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной, Мне вас не жаль, о таинства ночей, Воспетые цевницей сладострастной, Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые, Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я (А.Пушкин).

Слайд 32





3. Фигуры, основанные на выражении риторической адресованности к читателю или слушателю
Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, призванное выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику:
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный (М. Лермонтов).
На риторический вопрос не может быть дан ответ, он задается с целью привлечения внимания адресата к важному моменту речи: 
Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? 
(Л. Толстой).
Риторическое восклицание - стилистическая фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: 
Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин).
Описание слайда:
3. Фигуры, основанные на выражении риторической адресованности к читателю или слушателю Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, призванное выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику: Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный (М. Лермонтов). На риторический вопрос не может быть дан ответ, он задается с целью привлечения внимания адресата к важному моменту речи: Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л. Толстой). Риторическое восклицание - стилистическая фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин).

Слайд 33





?  
?  
С чем можно сравнить экзамен, победу любимой спортивной команды, приход весны? 

Используя сравнение, помогите вашим читателям ярко представить свое эмоциональное состояние в этот момент.
Описание слайда:
? ? С чем можно сравнить экзамен, победу любимой спортивной команды, приход весны? Используя сравнение, помогите вашим читателям ярко представить свое эмоциональное состояние в этот момент.

Слайд 34





Роль синтаксических фигур в речи
Фигуры способны усилить впечатление от излагаемого, подчеркнуть логику изложения, придать тексту наглядность, эмоциональность. Кроме того, с их помощью выделяется наиболее важное в содержании, а также подчеркивается связь между предложениями.
Описание слайда:
Роль синтаксических фигур в речи Фигуры способны усилить впечатление от излагаемого, подчеркнуть логику изложения, придать тексту наглядность, эмоциональность. Кроме того, с их помощью выделяется наиболее важное в содержании, а также подчеркивается связь между предложениями.

Слайд 35





Определите фигуры речи
1. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов). 
2. Знаете ли вы украинскую
ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь). 
3. Мы села - в пепел, грады  -  в прах; 
	В мечи - серпы и плуги (В.Жуковский). 
4. Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим! 
5. Кто хочет дойти до отчаяния самого мрачного, самого черного, с
зелеными жилками.
6. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
	Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям).
7. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
	Не столь различны меж собой (А.Пушкин).
Описание слайда:
Определите фигуры речи 1. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов). 2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь). 3. Мы села - в пепел, грады - в прах; В мечи - серпы и плуги (В.Жуковский). 4. Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим! 5. Кто хочет дойти до отчаяния самого мрачного, самого черного, с зелеными жилками. 6. «Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям). 7. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А.Пушкин).

Слайд 36





Определите фигуры речи
1) Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь).
2) Присягаю ленинградским ранам,
    Первым разоренным очагам:
    Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
    Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц)
3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид  (С.Аксаков)
Описание слайда:
Определите фигуры речи 1) Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). 2) Присягаю ленинградским ранам,     Первым разоренным очагам:     Не сломлюсь, не дрогну, не устану,     Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц) 3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С.Аксаков)

Слайд 37





Второй источник выразительности
Русская фразеология содержит богатейший потенциал экспрессии, придает речи неповторимый национальный колорит. Справедливы слова М.А. Шолохова: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
Описание слайда:
Второй источник выразительности Русская фразеология содержит богатейший потенциал экспрессии, придает речи неповторимый национальный колорит. Справедливы слова М.А. Шолохова: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Слайд 38





С точки зрения происхождения и традиции использования в книжно-письменной либо в устно-разговорной речи выделяются книжные и разговорные фразеологизмы:
С точки зрения происхождения и традиции использования в книжно-письменной либо в устно-разговорной речи выделяются книжные и разговорные фразеологизмы:
Книжные: 
а) термины и обороты из научного обихода (центр тяжести, цепная реакция); 
б) обороты из произведений художественной и публицистической  литературы  («с  чувством,  с  толком,  с  расстановкой»
[А. Грибоедов]; «Живой труп» [Л. Толстой]) и афористические, т.е. краткие, меткие, образные, выражения (Дело пахнет керосином [М.Кольцов]; Мысль изреченная есть ложь [Ф.Тютчев]; Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей [А.Пушкин]); 
в) так называемые библеизмы, т.е. выражения, заимствованные из книг религиозного содержания (блудный сын; Содом и Гоморра; не сотвори себе кумира; камня на камне не оставить).
Описание слайда:
С точки зрения происхождения и традиции использования в книжно-письменной либо в устно-разговорной речи выделяются книжные и разговорные фразеологизмы: С точки зрения происхождения и традиции использования в книжно-письменной либо в устно-разговорной речи выделяются книжные и разговорные фразеологизмы: Книжные: а) термины и обороты из научного обихода (центр тяжести, цепная реакция); б) обороты из произведений художественной и публицистической литературы («с чувством, с толком, с расстановкой» [А. Грибоедов]; «Живой труп» [Л. Толстой]) и афористические, т.е. краткие, меткие, образные, выражения (Дело пахнет керосином [М.Кольцов]; Мысль изреченная есть ложь [Ф.Тютчев]; Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей [А.Пушкин]); в) так называемые библеизмы, т.е. выражения, заимствованные из книг религиозного содержания (блудный сын; Содом и Гоморра; не сотвори себе кумира; камня на камне не оставить).

Слайд 39





Разговорные фразеологизмы
а) выражения из профессиональных жаргонов и из арго (зеленая улица, ставить в тупик, топорная работа, втирать очки, карта
бита); 
б) выражения из бытовой речи (чудеса в решете, заговаривать зубы, на безрыбье и рак рыба) и краткие изречения с поучительным смыслом пословицы (Цыплят по осени считают; Слово не воробей, вылетит - не поймаешь).
Описание слайда:
Разговорные фразеологизмы а) выражения из профессиональных жаргонов и из арго (зеленая улица, ставить в тупик, топорная работа, втирать очки, карта бита); б) выражения из бытовой речи (чудеса в решете, заговаривать зубы, на безрыбье и рак рыба) и краткие изречения с поучительным смыслом пословицы (Цыплят по осени считают; Слово не воробей, вылетит - не поймаешь).

Слайд 40





С точки зрения сферы использования, соотносительной с тем или иным функциональным стилем, выделяются функционально окрашенные фразеологизмы: научные (принять во внимание, доказательство от противного, оставить след); официально-деловые (понести наказание, взимать пени, на основании изложенного и т.д.); публицистические (на мировой арене, пустить утку, греть руки, с легкой руки, петь с чужого голоса); поэтические (кисейная барышня).
С точки зрения сферы использования, соотносительной с тем или иным функциональным стилем, выделяются функционально окрашенные фразеологизмы: научные (принять во внимание, доказательство от противного, оставить след); официально-деловые (понести наказание, взимать пени, на основании изложенного и т.д.); публицистические (на мировой арене, пустить утку, греть руки, с легкой руки, петь с чужого голоса); поэтические (кисейная барышня).
По экспрессивно-эмоциональной окраске фразеологизмы подразделяются на высокие (из глубины веков, на поле брани); неодобрительные (пороть горячку, из пальца высосать); иронические (водить за нос, плакать в жилетку, тишь да гладь); шутливые (глухая тетеря, кормить завтраками, тютелька в тютельку, сапоги всмятку); грубые (воротить рыло, ни кожи ни рожи, с жиру беситься).
Описание слайда:
С точки зрения сферы использования, соотносительной с тем или иным функциональным стилем, выделяются функционально окрашенные фразеологизмы: научные (принять во внимание, доказательство от противного, оставить след); официально-деловые (понести наказание, взимать пени, на основании изложенного и т.д.); публицистические (на мировой арене, пустить утку, греть руки, с легкой руки, петь с чужого голоса); поэтические (кисейная барышня). С точки зрения сферы использования, соотносительной с тем или иным функциональным стилем, выделяются функционально окрашенные фразеологизмы: научные (принять во внимание, доказательство от противного, оставить след); официально-деловые (понести наказание, взимать пени, на основании изложенного и т.д.); публицистические (на мировой арене, пустить утку, греть руки, с легкой руки, петь с чужого голоса); поэтические (кисейная барышня). По экспрессивно-эмоциональной окраске фразеологизмы подразделяются на высокие (из глубины веков, на поле брани); неодобрительные (пороть горячку, из пальца высосать); иронические (водить за нос, плакать в жилетку, тишь да гладь); шутливые (глухая тетеря, кормить завтраками, тютелька в тютельку, сапоги всмятку); грубые (воротить рыло, ни кожи ни рожи, с жиру беситься).

Слайд 41





При использовании фразеологизмов возможна их трансформация (английская бабушка надвое сказала, судьба русских не самая большая головная боль московских голов), придающая высказыванию ироническую окраску.
При использовании фразеологизмов возможна их трансформация (английская бабушка надвое сказала, судьба русских не самая большая головная боль московских голов), придающая высказыванию ироническую окраску.
Как в письменной, так и в устной речи часты ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Описание слайда:
При использовании фразеологизмов возможна их трансформация (английская бабушка надвое сказала, судьба русских не самая большая головная боль московских голов), придающая высказыванию ироническую окраску. При использовании фразеологизмов возможна их трансформация (английская бабушка надвое сказала, судьба русских не самая большая головная боль московских голов), придающая высказыванию ироническую окраску. Как в письменной, так и в устной речи часты ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Слайд 42


Чистота речи, слайд №42
Описание слайда:

Слайд 43





Третий источник выразительности
Лексическая и грамматическая синонимия (выбор из ряда языковых средств такого, которое более всего подходит в данной речевой ситуации) - третий источник выразительности. Синонимия - совпадение по основному значению (при сохранении различий в оттенках и стилистической характеристике) слов, морфем, конструкций, фразеологических единиц. Различия синонимов определяет их экспрессивно-эмоциональная окраска. Она бывает нейтральной, высокой (торжественной, риторической, поэтической), сниженной (разговорно-просторечной, жаргонной, профессиональной, фамильярной, ироничной, пренебрежительной, неодобрительной, уменьшительной, ласкательной): 
смотреть - нейтр., взирать - высок., глазеть - сниж.
Описание слайда:
Третий источник выразительности Лексическая и грамматическая синонимия (выбор из ряда языковых средств такого, которое более всего подходит в данной речевой ситуации) - третий источник выразительности. Синонимия - совпадение по основному значению (при сохранении различий в оттенках и стилистической характеристике) слов, морфем, конструкций, фразеологических единиц. Различия синонимов определяет их экспрессивно-эмоциональная окраска. Она бывает нейтральной, высокой (торжественной, риторической, поэтической), сниженной (разговорно-просторечной, жаргонной, профессиональной, фамильярной, ироничной, пренебрежительной, неодобрительной, уменьшительной, ласкательной): смотреть - нейтр., взирать - высок., глазеть - сниж.

Слайд 44





Различаются синонимы и сферой употребления (в разных функциональных стилях): вещи - нейтр., имущество - офиц.-дел., скарб -разг.
Различаются синонимы и сферой употребления (в разных функциональных стилях): вещи - нейтр., имущество - офиц.-дел., скарб -разг.
Языку свойственна синонимия единиц и других уровней: словообразовательного, морфологического, синтаксического.
Сравните вариант 	
	нейтральный 	и     стилистически окрашенный
		книга			книжица, книжонка, книжища,
		войти			взойти
		зимой			зимою
Описание слайда:
Различаются синонимы и сферой употребления (в разных функциональных стилях): вещи - нейтр., имущество - офиц.-дел., скарб -разг. Различаются синонимы и сферой употребления (в разных функциональных стилях): вещи - нейтр., имущество - офиц.-дел., скарб -разг. Языку свойственна синонимия единиц и других уровней: словообразовательного, морфологического, синтаксического. Сравните вариант нейтральный и стилистически окрашенный книга книжица, книжонка, книжища, войти взойти зимой зимою

Слайд 45





Выразительность нужна текстам любого стиля. Правда, в зависимости от ситуации общения выразительность приобретает специфику (ср. выразительность речи преподавателя, адвоката, поэта), потому что условия для ее формирования и степень потребности в этом в разных стилях различны. Наиболее благоприятны эти условия в стиле художественной литературы. Для художника слова речевая выразительность - одно из главных средств воздействия на читателя. Не случайно художественный стиль называют мастерской, в которой создаются средства речевой выразительности.
Выразительность нужна текстам любого стиля. Правда, в зависимости от ситуации общения выразительность приобретает специфику (ср. выразительность речи преподавателя, адвоката, поэта), потому что условия для ее формирования и степень потребности в этом в разных стилях различны. Наиболее благоприятны эти условия в стиле художественной литературы. Для художника слова речевая выразительность - одно из главных средств воздействия на читателя. Не случайно художественный стиль называют мастерской, в которой создаются средства речевой выразительности.
Между тем не следует думать, что деловому и научному стилям противопоказана выразительность. Хотя здесь потребность в ней значительно ниже, однако она, несомненно, представлена и в этих стилях. В деловом стиле выразительность поддерживается необходимой точностью, не допускающей инотолкования, в научном - требованиями подчеркнутой логичности.
Описание слайда:
Выразительность нужна текстам любого стиля. Правда, в зависимости от ситуации общения выразительность приобретает специфику (ср. выразительность речи преподавателя, адвоката, поэта), потому что условия для ее формирования и степень потребности в этом в разных стилях различны. Наиболее благоприятны эти условия в стиле художественной литературы. Для художника слова речевая выразительность - одно из главных средств воздействия на читателя. Не случайно художественный стиль называют мастерской, в которой создаются средства речевой выразительности. Выразительность нужна текстам любого стиля. Правда, в зависимости от ситуации общения выразительность приобретает специфику (ср. выразительность речи преподавателя, адвоката, поэта), потому что условия для ее формирования и степень потребности в этом в разных стилях различны. Наиболее благоприятны эти условия в стиле художественной литературы. Для художника слова речевая выразительность - одно из главных средств воздействия на читателя. Не случайно художественный стиль называют мастерской, в которой создаются средства речевой выразительности. Между тем не следует думать, что деловому и научному стилям противопоказана выразительность. Хотя здесь потребность в ней значительно ниже, однако она, несомненно, представлена и в этих стилях. В деловом стиле выразительность поддерживается необходимой точностью, не допускающей инотолкования, в научном - требованиями подчеркнутой логичности.

Слайд 46





Логичность 
речи
Описание слайда:
Логичность речи

Слайд 47





Логичность – 
Логичность – 
	это коммуникативное качество речи, которое заключается в последователь-ности, непротиворечивости высказывания в соответствии с законами логики; 
	соответствие высказывания реальной  действительности.
Описание слайда:
Логичность – Логичность – это коммуникативное качество речи, которое заключается в последователь-ности, непротиворечивости высказывания в соответствии с законами логики; соответствие высказывания реальной действительности.

Слайд 48





Условия логичности

А) экстралингвистические
Первое условие - умение логично мыслить. 

Б) лингвистические (языковые)
Описание слайда:
Условия логичности А) экстралингвистические Первое условие - умение логично мыслить. Б) лингвистические (языковые)

Слайд 49





Одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующих рассуждениях:
Одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующих рассуждениях:

- Движение вечно. 
- Хождение в школу – это движение. 
- Следовательно, хождение в школу вечно.

- Все мои друзья знают английский язык. 
- Нынешний президент Америки тоже знает английский язык. 
- Следовательно, нынешний президент Америки – мой друг.
Описание слайда:
Одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующих рассуждениях: Одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующих рассуждениях: - Движение вечно. - Хождение в школу – это движение. - Следовательно, хождение в школу вечно. - Все мои друзья знают английский язык. - Нынешний президент Америки тоже знает английский язык. - Следовательно, нынешний президент Америки – мой друг.

Слайд 50







1. Закон тождества
Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. 
Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одно знание о предмете не подменялось другим. Нередко эти недочеты становятся причиной такой логической ошибки, как «подмена тезиса»: начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом.
Описание слайда:
1. Закон тождества Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одно знание о предмете не подменялось другим. Нередко эти недочеты становятся причиной такой логической ошибки, как «подмена тезиса»: начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом.

Слайд 51





По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с 1-3-летним брачным стажем. В чем же секрет семейного счастья? 
По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с 1-3-летним брачным стажем. В чем же секрет семейного счастья? 
В данном примере обнаруживается нарушение закона тождества; в результате понятие тема развод плавно сливается с понятием темой семейное счастье.
Описание слайда:
По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с 1-3-летним брачным стажем. В чем же секрет семейного счастья?  По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с 1-3-летним брачным стажем. В чем же секрет семейного счастья?  В данном примере обнаруживается нарушение закона тождества; в результате понятие тема развод плавно сливается с понятием темой семейное счастье.

Слайд 52





Два ученика решили спросить учителя, можно ли курить во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. 
Два ученика решили спросить учителя, можно ли курить во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. 
Оказалось, что первый ученик спросил учителя так: 

«Можно ли курить во время медитации?». 

А второй ученик задал учителю такой вопрос: 
«Можно ли медитировать во время курения?».
Описание слайда:
Два ученика решили спросить учителя, можно ли курить во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. Два ученика решили спросить учителя, можно ли курить во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. Оказалось, что первый ученик спросил учителя так: «Можно ли курить во время медитации?». А второй ученик задал учителю такой вопрос: «Можно ли медитировать во время курения?».

Слайд 53





Когда закон тождества нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются ошибки, называемые софизмами. Приведем пример софизма.
Когда закон тождества нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются ошибки, называемые софизмами. Приведем пример софизма.
Описание слайда:
Когда закон тождества нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются ошибки, называемые софизмами. Приведем пример софизма. Когда закон тождества нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются ошибки, называемые софизмами. Приведем пример софизма.

Слайд 54





Вот еще один софизм. 
Вот еще один софизм. 
 «Согласен ли ты с тем, что если ты что-то потерял, то у тебя этого нет?» (Согласен).
 «А согласен ли ты с тем, что если ты что-то не терял, то у тебя это есть?» (Согласен) 
«Ты не терял сегодня рога?»  (Не терял) 
«Следовательно, — они у тебя есть, ведь ты же сам вначале признал, что если ты что-то не терял, то оно у тебя есть». 
? Попробуйте определить, где и как в данном внешне правильном рассуждении нарушается закон тождества.
Описание слайда:
Вот еще один софизм. Вот еще один софизм. «Согласен ли ты с тем, что если ты что-то потерял, то у тебя этого нет?» (Согласен). «А согласен ли ты с тем, что если ты что-то не терял, то у тебя это есть?» (Согласен) «Ты не терял сегодня рога?» (Не терял) «Следовательно, — они у тебя есть, ведь ты же сам вначале признал, что если ты что-то не терял, то оно у тебя есть». ? Попробуйте определить, где и как в данном внешне правильном рассуждении нарушается закон тождества.

Слайд 55






Нарушение этого закона также лежит в основе многих, известных нам с детства, задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в стеклянном стакане?», преднамеренно создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос (например, он говорит: чтобы пить, поливать цветы и т.п. и т.д.), а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ (за стеклом).
Описание слайда:
Нарушение этого закона также лежит в основе многих, известных нам с детства, задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в стеклянном стакане?», преднамеренно создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос (например, он говорит: чтобы пить, поливать цветы и т.п. и т.д.), а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ (за стеклом).

Слайд 56





Анекдоты, в которых нарушен закон тождества.
Анекдоты, в которых нарушен закон тождества.
— Я сломал руку в двух местах.
— Больше не попадай в эти места.


— У вас в гостинице есть тихие номера?
— У нас все номера тихие, только вот жильцы иногда шумят.

– У вас телевизоры цветные есть?
– Есть.
– Тогда дайте мне жёлтый.
Описание слайда:
Анекдоты, в которых нарушен закон тождества. Анекдоты, в которых нарушен закон тождества. — Я сломал руку в двух местах. — Больше не попадай в эти места. — У вас в гостинице есть тихие номера? — У нас все номера тихие, только вот жильцы иногда шумят. – У вас телевизоры цветные есть? – Есть. – Тогда дайте мне жёлтый.

Слайд 57





2. Закон противоречия
Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое - отрицает. 
Пример:
По результатам соревнования в прыжках с шестом в высоту
самых высоких показателей добился С. Бубка. Не менее
высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого
спортивного общества. 
Все студенты сдали контрольную работу вовремя. А Иванов не написал её и не сдал  преподавателю.
Описание слайда:
2. Закон противоречия Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое - отрицает. Пример: По результатам соревнования в прыжках с шестом в высоту самых высоких показателей добился С. Бубка. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества. Все студенты сдали контрольную работу вовремя. А Иванов не написал её и не сдал преподавателю.

Слайд 58





3. Закон исключенного третьего
из двух противоречащих мыслей одна является истинной, а вторая ложной; третьего не дано (закону исключённого третьего подчиняются только противоречащие мысли).
Пример 
-  Убеждений нет!
-  Это ваше убеждение?
-  Да.
Описание слайда:
3. Закон исключенного третьего из двух противоречащих мыслей одна является истинной, а вторая ложной; третьего не дано (закону исключённого третьего подчиняются только противоречащие мысли). Пример -  Убеждений нет! -  Это ваше убеждение? -  Да.

Слайд 59






Например, истинно "он успел на поезд" либо истинно "он не успел на поезд", попытка найти истину в третьем  высказывании "он недоуспел на поезд" оказывается безуспешной  (в примере говорилось об одном и том же человеке, об одном и том же поезде и об одном и том же времени).
Описание слайда:
Например, истинно "он успел на поезд" либо истинно "он не успел на поезд", попытка найти истину в третьем высказывании "он недоуспел на поезд" оказывается безуспешной  (в примере говорилось об одном и том же человеке, об одном и том же поезде и об одном и том же времени).

Слайд 60





4. Закон достаточного основания
Чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, соблюдая последовательность и аргументированность высказываний. 
Любая точка  зрения, независимо от авторитета её автора, должна быть доказана аргументами, достоверность и достаточность которых очевидна.
Описание слайда:
4. Закон достаточного основания Чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, соблюдая последовательность и аргументированность высказываний. Любая точка  зрения, независимо от авторитета её автора, должна быть доказана аргументами, достоверность и достаточность которых очевидна.

Слайд 61





В рассуждении «Это вещество является электропроводным (тезис), потому что оно — металл (основание)» — закон достаточного основания не нарушен, так как в данном случае из основания с необходимостью следует тезис (из того, что вещество металл, с необходимостью вытекает, что оно электропроводно). 
В рассуждении «Это вещество является электропроводным (тезис), потому что оно — металл (основание)» — закон достаточного основания не нарушен, так как в данном случае из основания с необходимостью следует тезис (из того, что вещество металл, с необходимостью вытекает, что оно электропроводно). 
А в рассуждении «Сегодня взлетная полоса покрыта льдом (тезис), ведь самолеты сегодня не могут взлетать (основание)» — рассматриваемый закон нарушен, тезис не вытекает из основания с необходимостью (из того, что самолеты не могут взлетать, не вытекает с необходимостью, что взлетная полоса покрыта льдом, ведь самолеты могут не взлетать и по другой причине).
Описание слайда:
В рассуждении «Это вещество является электропроводным (тезис), потому что оно — металл (основание)» — закон достаточного основания не нарушен, так как в данном случае из основания с необходимостью следует тезис (из того, что вещество металл, с необходимостью вытекает, что оно электропроводно). В рассуждении «Это вещество является электропроводным (тезис), потому что оно — металл (основание)» — закон достаточного основания не нарушен, так как в данном случае из основания с необходимостью следует тезис (из того, что вещество металл, с необходимостью вытекает, что оно электропроводно). А в рассуждении «Сегодня взлетная полоса покрыта льдом (тезис), ведь самолеты сегодня не могут взлетать (основание)» — рассматриваемый закон нарушен, тезис не вытекает из основания с необходимостью (из того, что самолеты не могут взлетать, не вытекает с необходимостью, что взлетная полоса покрыта льдом, ведь самолеты могут не взлетать и по другой причине).

Слайд 62





Нарушен ли закон достаточного основания в ситуации, когда студент говорит преподавателю на экзамене: 
Нарушен ли закон достаточного основания в ситуации, когда студент говорит преподавателю на экзамене: 
«Не ставьте мне двойку, спросите еще (тезис), я же прочитал весь учебник, может быть, и отвечу что-нибудь (основание)».
Описание слайда:
Нарушен ли закон достаточного основания в ситуации, когда студент говорит преподавателю на экзамене: Нарушен ли закон достаточного основания в ситуации, когда студент говорит преподавателю на экзамене: «Не ставьте мне двойку, спросите еще (тезис), я же прочитал весь учебник, может быть, и отвечу что-нибудь (основание)».

Слайд 63





Нарушен ли закон достаточного основания в рассуждении 
«Преступление совершил Н. (тезис), ведь он сам признался в этом и собственноручно подписал все показания (основание)?»

закон достаточного основания, конечно же, нарушен, потому что из того, что человек признался в совершении преступления, не вытекает, что он действительно его совершил. Признаться, как известно, можно в чём угодно под давлением различных обстоятельств (в чём только не признавались люди в застенках средневековой инквизиции и кабинетах репрессивных органов власти, в чём только не признаются на страницах бульварной прессы, в телевизионных ток-шоу и т. п.!).
Таким образом, на законе достаточного основания базируется важный юридический принцип презумпции невиновности, который предписывает считать человека невиновным, даже если он даёт показания против себя, до тех пор, пока его вина не будет достоверно доказана какими-либо фактами.
Закон достаточного основания, требуя от любого рассуждения доказательной силы, предостерегает нас от поспешных выводов, голословных утверждений, дешёвых сенсаций, слухов, сплетен и небылиц. Запрещая принимать что-либо только на веру, этот закон выступает надёжной преградой для любого интеллектуального мошенничества. Не случайно он является одним из главных принципов науки (в отличие от псевдонауки или лженауки).
Описание слайда:
Нарушен ли закон достаточного основания в рассуждении «Преступление совершил Н. (тезис), ведь он сам признался в этом и собственноручно подписал все показания (основание)?» закон достаточного основания, конечно же, нарушен, потому что из того, что человек признался в совершении преступления, не вытекает, что он действительно его совершил. Признаться, как известно, можно в чём угодно под давлением различных обстоятельств (в чём только не признавались люди в застенках средневековой инквизиции и кабинетах репрессивных органов власти, в чём только не признаются на страницах бульварной прессы, в телевизионных ток-шоу и т. п.!). Таким образом, на законе достаточного основания базируется важный юридический принцип презумпции невиновности, который предписывает считать человека невиновным, даже если он даёт показания против себя, до тех пор, пока его вина не будет достоверно доказана какими-либо фактами. Закон достаточного основания, требуя от любого рассуждения доказательной силы, предостерегает нас от поспешных выводов, голословных утверждений, дешёвых сенсаций, слухов, сплетен и небылиц. Запрещая принимать что-либо только на веру, этот закон выступает надёжной преградой для любого интеллектуального мошенничества. Не случайно он является одним из главных принципов науки (в отличие от псевдонауки или лженауки).

Слайд 64





Языковые средства 
Языковые средства 
л о г и ч н о с т и
Описание слайда:
Языковые средства Языковые средства л о г и ч н о с т и

Слайд 65


Чистота речи, слайд №65
Описание слайда:

Слайд 66





С р е д с т в а   м е ж ф р а з о в о й   с в я з и 
н а   у р о в н е   т е к с т а
Описание слайда:
С р е д с т в а м е ж ф р а з о в о й с в я з и н а у р о в н е т е к с т а

Слайд 67





С р е д с т в а    м е ж ф р а з о в о й   с в я з и 
н а   у р о в н е   т е к с т а
Описание слайда:
С р е д с т в а м е ж ф р а з о в о й с в я з и н а у р о в н е т е к с т а

Слайд 68





С р е д с т в а   м е ж ф р а з о в о й   с в я з и 
н а   у р о в н е   т е к с т а
Описание слайда:
С р е д с т в а м е ж ф р а з о в о й с в я з и н а у р о в н е т е к с т а

Слайд 69





 Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: 
 Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: 
1) обобщают сказанное ранее;
2) открывают следующую микротему повествования.
Описание слайда:
Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: 1) обобщают сказанное ранее; 2) открывают следующую микротему повествования.

Слайд 70





Способы межфразовой связи
Существует два способа межфразовой связи: 
		цепная и параллельная. 
Цепная связь  отражает последовательное движение мысли, при котором каждое новое предложение развивается из предыдущего: 
«...теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная...» (А.П.Чехов). 
Широкое использование цепных связей придает изложению нейтральный, объективный характер.
Описание слайда:
Способы межфразовой связи Существует два способа межфразовой связи: цепная и параллельная. Цепная связь отражает последовательное движение мысли, при котором каждое новое предложение развивается из предыдущего: «...теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная...» (А.П.Чехов). Широкое использование цепных связей придает изложению нейтральный, объективный характер.

Слайд 71





Параллельная связь
Речь приобретает эмоциональный, экспрессивный характер при параллельной связи, когда предложения не развиваются одно из другого, а сопоставляются. Каждое последующее предложение развивается по типу предыдущего. Не случайно параллельная связь очень часто дополняется фигурами речи, усиливающими ее выразительность, например анафорой (единоначатием): 

«Это было в День Победы. Это было в солнечном городе в сквере, где буйная зелень, яркие цветы и веселые ребятишки - все говорит о весне и жизни. Это было там, где над братской могилой горит вечный огонь».
Описание слайда:
Параллельная связь Речь приобретает эмоциональный, экспрессивный характер при параллельной связи, когда предложения не развиваются одно из другого, а сопоставляются. Каждое последующее предложение развивается по типу предыдущего. Не случайно параллельная связь очень часто дополняется фигурами речи, усиливающими ее выразительность, например анафорой (единоначатием): «Это было в День Победы. Это было в солнечном городе в сквере, где буйная зелень, яркие цветы и веселые ребятишки - все говорит о весне и жизни. Это было там, где над братской могилой горит вечный огонь».

Слайд 72





ЗАДАНИЕ

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.
Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.
В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.
Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков. 

	ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

	1) Г, А, Б, В, параллельная  	2) Б, Г, В, А, последовательная
	3) В, Г, А, Б, параллельная  	4) В, Б, А, Г, последовательная
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич. Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков. В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной. Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков. ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) Г, А, Б, В, параллельная   2) Б, Г, В, А, последовательная 3) В, Г, А, Б, параллельная   4) В, Б, А, Г, последовательная

Слайд 73





Логичность речи на уровне текста
Логичность речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции. 
Представление о композиции как логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретным жанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) — почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.
Описание слайда:
Логичность речи на уровне текста Логичность речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции. Представление о композиции как логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретным жанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) — почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.

Слайд 74






Вступление - 		? 
предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи.
Основная часть - ? 
развивается главная мысль, раскрывается тема, сообщаются основные сведения, суть дела.
Заключение - 	? 
подводится итог, формулируются выводы, обобщается сказанное.
Описание слайда:
Вступление - ? предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи. Основная часть - ? развивается главная мысль, раскрывается тема, сообщаются основные сведения, суть дела. Заключение - ? подводится итог, формулируются выводы, обобщается сказанное.

Слайд 75





	Текст создается в соответствии с композиционными особенностями преобладающего в тексте типа речи: повествования, описания, рассуждения.
	Текст создается в соответствии с композиционными особенностями преобладающего в тексте типа речи: повествования, описания, рассуждения.
 Повествование - это рассказ о развивающихся действиях, событиях. 
Описание - словесное изображение предмета, явления действительности.
Описание слайда:
Текст создается в соответствии с композиционными особенностями преобладающего в тексте типа речи: повествования, описания, рассуждения. Текст создается в соответствии с композиционными особенностями преобладающего в тексте типа речи: повествования, описания, рассуждения. Повествование - это рассказ о развивающихся действиях, событиях. Описание - словесное изображение предмета, явления действительности.

Слайд 76


Чистота речи, слайд №76
Описание слайда:

Слайд 77





Композиционные особенности, присущие разным типам речи
Описание слайда:
Композиционные особенности, присущие разным типам речи

Слайд 78






Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и завершенный текст.
Описание слайда:
Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и завершенный текст.

Слайд 79





Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.
Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.
Описание слайда:
Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание. Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.

Слайд 80





Способы изложения материала в тексте
- дедуктивный (от общих положений идти к подтверждению их примерами);
- индуктивный (выведение общих идей из анализа фактов);
- историческое изложение материала (изменение предмета во времени, его места в ряду других явлений);
Описание слайда:
Способы изложения материала в тексте - дедуктивный (от общих положений идти к подтверждению их примерами); - индуктивный (выведение общих идей из анализа фактов); - историческое изложение материала (изменение предмета во времени, его места в ряду других явлений);

Слайд 81





- ступенчатое изложение (последовательный переход от одного вопроса к другому);
- ступенчатое изложение (последовательный переход от одного вопроса к другому);
- концентрическое изложение (многократное возвращение к одному и тому же материалу, но каждый раз оно несет новую информацию);
эмоциональный (образный, взволнованный рассказ, направленный на достижение ответной эмоциональной реакции аудитории).
Описание слайда:
- ступенчатое изложение (последовательный переход от одного вопроса к другому); - ступенчатое изложение (последовательный переход от одного вопроса к другому); - концентрическое изложение (многократное возвращение к одному и тому же материалу, но каждый раз оно несет новую информацию); эмоциональный (образный, взволнованный рассказ, направленный на достижение ответной эмоциональной реакции аудитории).

Слайд 82





Виды логических ошибок (алогизмов)
Описание слайда:
Виды логических ошибок (алогизмов)

Слайд 83





Между тем алогизмы могут использоваться в стилистических целях в художественном и публицистическом стилях, например, как средство создания комического эффекта: 
Между тем алогизмы могут использоваться в стилистических целях в художественном и публицистическом стилях, например, как средство создания комического эффекта: 
«Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю» (Н.В.Гоголь).
 Алогизм может быть положен в основу произведений юмористического или шуточного характера: анекдотов, афоризмов, басен и пародий.
Описание слайда:
Между тем алогизмы могут использоваться в стилистических целях в художественном и публицистическом стилях, например, как средство создания комического эффекта: Между тем алогизмы могут использоваться в стилистических целях в художественном и публицистическом стилях, например, как средство создания комического эффекта: «Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю» (Н.В.Гоголь). Алогизм может быть положен в основу произведений юмористического или шуточного характера: анекдотов, афоризмов, басен и пародий.

Слайд 84





Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я это делал раз двенадцать (М.Твен).
Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я это делал раз двенадцать (М.Твен).
Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н.Гоголь). 
- Эй, Вацлав, отгадай: сколько моя Касьянка хлебов напекла? Отгадаешь - все шесть твои будут (Из польского юмора). 
- А если я откажусь стать твоей женой, - прошептала она с замиранием сердца,- ты действительно покончишь собой? - Да, — ответил он с пафосом,- я всегда так поступаю в подобной ситуации (Американский анекдот).
Описание слайда:
Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я это делал раз двенадцать (М.Твен). Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я это делал раз двенадцать (М.Твен). Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н.Гоголь). - Эй, Вацлав, отгадай: сколько моя Касьянка хлебов напекла? Отгадаешь - все шесть твои будут (Из польского юмора). - А если я откажусь стать твоей женой, - прошептала она с замиранием сердца,- ты действительно покончишь собой? - Да, — ответил он с пафосом,- я всегда так поступаю в подобной ситуации (Американский анекдот).

Слайд 85





…какое-то снотворное, маковое покрывало... надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью (Н.Лесков). 
…какое-то снотворное, маковое покрывало... надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью (Н.Лесков). 
Пономарев протестует: испорчены честь и пальто. 
Пришел человек с желчным лицом и с опровержением.
У нас в части было даже рекомендовано «Земщину» выписывать. Такая газета есть. Для обертывания ног нижним чинам.
Описание слайда:
…какое-то снотворное, маковое покрывало... надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью (Н.Лесков). …какое-то снотворное, маковое покрывало... надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью (Н.Лесков). Пономарев протестует: испорчены честь и пальто. Пришел человек с желчным лицом и с опровержением. У нас в части было даже рекомендовано «Земщину» выписывать. Такая газета есть. Для обертывания ног нижним чинам.

Слайд 86





Логичность как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично - в зависимости от конкретных условий коммуникации. 
Логичность как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично - в зависимости от конкретных условий коммуникации.
Описание слайда:
Логичность как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично - в зависимости от конкретных условий коммуникации. Логичность как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично - в зависимости от конкретных условий коммуникации.

Слайд 87





Наиболее жестко подчинено законам логики научное изложение. Назначение науки - получать новые знания о реальной действительности, систематизировать их и доказывать истинность, вскрывать закономерности явления. Научная деятельность человека включает в себя две неразрывно связанные между собой задачи: процесс научного поиска, открытия и оформление результатов научного познания. Результаты научного поиска оформляются в виде речевого сообщения, содержание которого должно быть емким и в то же время ясным, недвусмысленным, адекватно передающим логическую мысль и однозначно воспринимаемым всеми адресатами. В научной речи недопустимы разночтения, двоякое понимание смысла, иносказательность, намек. Научная речь принципиально бесподтекстна - подтекст противоречит ее сущности.
Наиболее жестко подчинено законам логики научное изложение. Назначение науки - получать новые знания о реальной действительности, систематизировать их и доказывать истинность, вскрывать закономерности явления. Научная деятельность человека включает в себя две неразрывно связанные между собой задачи: процесс научного поиска, открытия и оформление результатов научного познания. Результаты научного поиска оформляются в виде речевого сообщения, содержание которого должно быть емким и в то же время ясным, недвусмысленным, адекватно передающим логическую мысль и однозначно воспринимаемым всеми адресатами. В научной речи недопустимы разночтения, двоякое понимание смысла, иносказательность, намек. Научная речь принципиально бесподтекстна - подтекст противоречит ее сущности.
Описание слайда:
Наиболее жестко подчинено законам логики научное изложение. Назначение науки - получать новые знания о реальной действительности, систематизировать их и доказывать истинность, вскрывать закономерности явления. Научная деятельность человека включает в себя две неразрывно связанные между собой задачи: процесс научного поиска, открытия и оформление результатов научного познания. Результаты научного поиска оформляются в виде речевого сообщения, содержание которого должно быть емким и в то же время ясным, недвусмысленным, адекватно передающим логическую мысль и однозначно воспринимаемым всеми адресатами. В научной речи недопустимы разночтения, двоякое понимание смысла, иносказательность, намек. Научная речь принципиально бесподтекстна - подтекст противоречит ее сущности. Наиболее жестко подчинено законам логики научное изложение. Назначение науки - получать новые знания о реальной действительности, систематизировать их и доказывать истинность, вскрывать закономерности явления. Научная деятельность человека включает в себя две неразрывно связанные между собой задачи: процесс научного поиска, открытия и оформление результатов научного познания. Результаты научного поиска оформляются в виде речевого сообщения, содержание которого должно быть емким и в то же время ясным, недвусмысленным, адекватно передающим логическую мысль и однозначно воспринимаемым всеми адресатами. В научной речи недопустимы разночтения, двоякое понимание смысла, иносказательность, намек. Научная речь принципиально бесподтекстна - подтекст противоречит ее сущности.

Слайд 88





Основные законы логики, которым подчиняется человеческое мышление в целом, соблюдаются и в литературно-художественном стиле.
Для него, как и для других книжных стилей, характерны последовательность, непротиворечивость изложения, аргументированность, четко выраженные связи между словами, предложениями и их частями. Однако требования логики в художественном произведении подчиняются необходимости раскрыть его содержание, авторский замысел, создать образ с целью эстетического воздействия на читателя. Поэтому в художественной литературе вполне допустимо нарушение требований логичности для того, чтобы показать особенности мышления и сознания отдельных персонажей. Алогизмы используются как стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях создания комизма, иронии и т.д. (например, как отмечалось выше, соединение в форме перечисления неоднородных понятий). Кроме того, в художественной речи немало так называемых "внешних" алогизмов, передающих сложность жизненных обстоятельств, внутреннего состояния человека, субъективных ощущений и т.д.: звонкая тишина; сладкая скорбь; черной молнии подобный (М. Горький), безлюбая любовь (А.Н. Толстой). Такие словосочетания, на первый взгляд, противоречат логическим соотношениям понятий, но за внешней алогичностью обычно скрывается своя, особая логика.
Описание слайда:
Основные законы логики, которым подчиняется человеческое мышление в целом, соблюдаются и в литературно-художественном стиле. Для него, как и для других книжных стилей, характерны последовательность, непротиворечивость изложения, аргументированность, четко выраженные связи между словами, предложениями и их частями. Однако требования логики в художественном произведении подчиняются необходимости раскрыть его содержание, авторский замысел, создать образ с целью эстетического воздействия на читателя. Поэтому в художественной литературе вполне допустимо нарушение требований логичности для того, чтобы показать особенности мышления и сознания отдельных персонажей. Алогизмы используются как стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях создания комизма, иронии и т.д. (например, как отмечалось выше, соединение в форме перечисления неоднородных понятий). Кроме того, в художественной речи немало так называемых "внешних" алогизмов, передающих сложность жизненных обстоятельств, внутреннего состояния человека, субъективных ощущений и т.д.: звонкая тишина; сладкая скорбь; черной молнии подобный (М. Горький), безлюбая любовь (А.Н. Толстой). Такие словосочетания, на первый взгляд, противоречат логическим соотношениям понятий, но за внешней алогичностью обычно скрывается своя, особая логика.

Слайд 89





«Внешние» алогизмы характерны также для публицистической и разговорной речи
Они связаны с логикой подтекстного общения (например: - Куда он пошел? - Сейчас придет; - Куда ты бежишь? - Опаздываю) или отражают противоречивую сущность явлений (умный дурак, горькая радость), противоречивость субъективных трактовок (безмозглые мудрецы), стремление к образности, эмоциональности, экспрессии (выйти сухим из воды, из кожи вон лезть) и т.д.
Описание слайда:
«Внешние» алогизмы характерны также для публицистической и разговорной речи Они связаны с логикой подтекстного общения (например: - Куда он пошел? - Сейчас придет; - Куда ты бежишь? - Опаздываю) или отражают противоречивую сущность явлений (умный дурак, горькая радость), противоречивость субъективных трактовок (безмозглые мудрецы), стремление к образности, эмоциональности, экспрессии (выйти сухим из воды, из кожи вон лезть) и т.д.

Слайд 90





Противоречивость высказываний, нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой, ошибки в выборе средств межфразовой связи неизбежно приводят к разрушению логичности текста в целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет процесс общения.
Противоречивость высказываний, нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой, ошибки в выборе средств межфразовой связи неизбежно приводят к разрушению логичности текста в целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет процесс общения.
Описание слайда:
Противоречивость высказываний, нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой, ошибки в выборе средств межфразовой связи неизбежно приводят к разрушению логичности текста в целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет процесс общения. Противоречивость высказываний, нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой, ошибки в выборе средств межфразовой связи неизбежно приводят к разрушению логичности текста в целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет процесс общения.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию