🗊Презентация Морфемика и словообразование

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфемика и словообразование, слайд №1Морфемика и словообразование, слайд №2Морфемика и словообразование, слайд №3Морфемика и словообразование, слайд №4Морфемика и словообразование, слайд №5Морфемика и словообразование, слайд №6Морфемика и словообразование, слайд №7Морфемика и словообразование, слайд №8Морфемика и словообразование, слайд №9Морфемика и словообразование, слайд №10Морфемика и словообразование, слайд №11Морфемика и словообразование, слайд №12Морфемика и словообразование, слайд №13Морфемика и словообразование, слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфемика и словообразование. Доклад-сообщение содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфемика 
и словообразование
Описание слайда:
Морфемика и словообразование

Слайд 2


Морфемика и словообразование, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Типы морфем
Описание слайда:
Типы морфем

Слайд 4





Типы морфем
Интерфикс - это часть слова, выполняющая функцию соединительного элемента между корнями сложного слова. Например: вод-О-провод.
Аффиксоиды – корневые морфемы, аналогичные по своим функциям в слове аффиксам. Аффиксоиды являются частью сложного слова. Например: ПОЛ-ночь, садо-ВОД.
Описание слайда:
Типы морфем Интерфикс - это часть слова, выполняющая функцию соединительного элемента между корнями сложного слова. Например: вод-О-провод. Аффиксоиды – корневые морфемы, аналогичные по своим функциям в слове аффиксам. Аффиксоиды являются частью сложного слова. Например: ПОЛ-ночь, садо-ВОД.

Слайд 5





Типы аффиксов
Описание слайда:
Типы аффиксов

Слайд 6





Формообразующие суффиксы:
Суффикс инфинитива –ти/ -ть (идти, бежать).
Суффикс прошедшего времени –л (думал).
Суффикс повелительного наклонения –и/ нулевой с. (иди, брось¤).
Суффиксы причастий –ущ /-ющ, -ащ / -ящ, -вш /-ш и др. (прочитавший, бегущий).
Суффиксы деепричастий –а / -я, -в / -вши и др. (читая, прочитав).
Суффиксы сравнительной степени прилагательных, причастий, наречий – ее / - ей и др. (сильнее, глубже).
Суффиксы превосходной степени прилагательных, причастий, наречий –ейш / -айш (сильнейший).
Описание слайда:
Формообразующие суффиксы: Суффикс инфинитива –ти/ -ть (идти, бежать). Суффикс прошедшего времени –л (думал). Суффикс повелительного наклонения –и/ нулевой с. (иди, брось¤). Суффиксы причастий –ущ /-ющ, -ащ / -ящ, -вш /-ш и др. (прочитавший, бегущий). Суффиксы деепричастий –а / -я, -в / -вши и др. (читая, прочитав). Суффиксы сравнительной степени прилагательных, причастий, наречий – ее / - ей и др. (сильнее, глубже). Суффиксы превосходной степени прилагательных, причастий, наречий –ейш / -айш (сильнейший).

Слайд 7





Нулевые аффиксы – это аффиксы, имеющие план содержания, но не имеющие план выражения. Могут быть как формообразующие, так и словообразующими. Например, формообразующая нулевая флексия: дом¤, бежал¤. Словообразовательный нулевой суффикс: бег¤ (ср: мыслить - мышление, бежать - бег ¤), синь ¤ (ср: белый - белизна, синий - синь ¤).
Нулевые аффиксы – это аффиксы, имеющие план содержания, но не имеющие план выражения. Могут быть как формообразующие, так и словообразующими. Например, формообразующая нулевая флексия: дом¤, бежал¤. Словообразовательный нулевой суффикс: бег¤ (ср: мыслить - мышление, бежать - бег ¤), синь ¤ (ср: белый - белизна, синий - синь ¤).
Описание слайда:
Нулевые аффиксы – это аффиксы, имеющие план содержания, но не имеющие план выражения. Могут быть как формообразующие, так и словообразующими. Например, формообразующая нулевая флексия: дом¤, бежал¤. Словообразовательный нулевой суффикс: бег¤ (ср: мыслить - мышление, бежать - бег ¤), синь ¤ (ср: белый - белизна, синий - синь ¤). Нулевые аффиксы – это аффиксы, имеющие план содержания, но не имеющие план выражения. Могут быть как формообразующие, так и словообразующими. Например, формообразующая нулевая флексия: дом¤, бежал¤. Словообразовательный нулевой суффикс: бег¤ (ср: мыслить - мышление, бежать - бег ¤), синь ¤ (ср: белый - белизна, синий - синь ¤).

Слайд 8





В слове флексии, выражающей грамматическое значение, противопоставлена основа слова, выражающая лексическое значение. Основа- это совокупность всех корней, словообразующих и основообразующих аффиксов, представленных в том или ином слове.
В слове флексии, выражающей грамматическое значение, противопоставлена основа слова, выражающая лексическое значение. Основа- это совокупность всех корней, словообразующих и основообразующих аффиксов, представленных в том или ином слове.
Описание слайда:
В слове флексии, выражающей грамматическое значение, противопоставлена основа слова, выражающая лексическое значение. Основа- это совокупность всех корней, словообразующих и основообразующих аффиксов, представленных в том или ином слове. В слове флексии, выражающей грамматическое значение, противопоставлена основа слова, выражающая лексическое значение. Основа- это совокупность всех корней, словообразующих и основообразующих аффиксов, представленных в том или ином слове.

Слайд 9





Задание
Выполните морфемный разбор указанных слов: 
Землетрясение, красавица, семьсот, опись, бессмысленно, ошибался, разберешься, сильнейший, , по-моему, перезвонила, переживание, наработаться, водопроводчик, посмотри, беззащитный, вооруженный, грозящий, проверяя.
Описание слайда:
Задание Выполните морфемный разбор указанных слов: Землетрясение, красавица, семьсот, опись, бессмысленно, ошибался, разберешься, сильнейший, , по-моему, перезвонила, переживание, наработаться, водопроводчик, посмотри, беззащитный, вооруженный, грозящий, проверяя.

Слайд 10


Морфемика и словообразование, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





Законы словообразования:
Слова образуются на основе семантической выводимости. Например, осветительный –от осветить (способный осветить), добреть –от добрый (становиться добрым).
Слова образуются от производящих слов или их основ. Например, сосна – сосновый (от производящей основы), бежать – прибежать (от производящего слова).
Слова образуются с помощью одного суффикса или одного префикса. В слове могут быть одновременно два словообразующих аффикса – но всегда разные по типу: префикс и суффикс, префикс и постфикс. Например: учить – учитель - учительница, звонить - созвониться.
Описание слайда:
Законы словообразования: Слова образуются на основе семантической выводимости. Например, осветительный –от осветить (способный осветить), добреть –от добрый (становиться добрым). Слова образуются от производящих слов или их основ. Например, сосна – сосновый (от производящей основы), бежать – прибежать (от производящего слова). Слова образуются с помощью одного суффикса или одного префикса. В слове могут быть одновременно два словообразующих аффикса – но всегда разные по типу: префикс и суффикс, префикс и постфикс. Например: учить – учитель - учительница, звонить - созвониться.

Слайд 12





Способы словообразования
1. Морфологический – образование слов на базе имеющихся с помощью морфем:
А. Аффиксальный – с помощью аффиксов:
 суффиксальный (кит - китовый),
 префиксальный (чудесный - расчудесный),
 префиксально-суффиксальный (детский – по-детски),
 постфиксальный (учить - учиться),
 префиксально-постфиксальный (говорить - разговориться),
 суффиксально-постфиксальный (толпа – толпиться),
 префиксально-суффиксально-постфиксальный (земля - приземлиться).
Б. Безаффиксный – способ образования сложных слов:
 сложение:
1) чистое сложение (основа + целое слово), (мороз-о-стойкий)
2) аббревиация (высшее учебное заведение - ВУЗ),
3) сращение – соединение слов, связанных подчинительной связью (лишенный ума - умалишенный),
4) сложносоставной способ – объединение производящих слов целиком (диван-кровать).
 сокращение (специалист - спец).
В. Смешанные способы – сочетание аффиксального и безаффиксного способа – например, сложение с суффиксацией (старшеклассник), сокращение с суффиксацией (велик)
Описание слайда:
Способы словообразования 1. Морфологический – образование слов на базе имеющихся с помощью морфем: А. Аффиксальный – с помощью аффиксов: суффиксальный (кит - китовый), префиксальный (чудесный - расчудесный), префиксально-суффиксальный (детский – по-детски), постфиксальный (учить - учиться), префиксально-постфиксальный (говорить - разговориться), суффиксально-постфиксальный (толпа – толпиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (земля - приземлиться). Б. Безаффиксный – способ образования сложных слов: сложение: 1) чистое сложение (основа + целое слово), (мороз-о-стойкий) 2) аббревиация (высшее учебное заведение - ВУЗ), 3) сращение – соединение слов, связанных подчинительной связью (лишенный ума - умалишенный), 4) сложносоставной способ – объединение производящих слов целиком (диван-кровать). сокращение (специалист - спец). В. Смешанные способы – сочетание аффиксального и безаффиксного способа – например, сложение с суффиксацией (старшеклассник), сокращение с суффиксацией (велик)

Слайд 13





Способы словообразования
2. Лексико-семантический – расщепление многозначного слова на омонимы (титан – герой, титан – кипятильник для воды).
3. Лексико-синтаксический – сращение двух или нескольких лексических единиц (спасибо).
4. Морфолого-синтаксический – переход слова из одной части речи в другую (благодаря, мороженое).
Описание слайда:
Способы словообразования 2. Лексико-семантический – расщепление многозначного слова на омонимы (титан – герой, титан – кипятильник для воды). 3. Лексико-синтаксический – сращение двух или нескольких лексических единиц (спасибо). 4. Морфолого-синтаксический – переход слова из одной части речи в другую (благодаря, мороженое).

Слайд 14





Задание
Выполните словообразовательный анализ слов: тотчас, МИД, чудом, изба-читальня, отсебятина, овощехранилище.
Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов: газетчик, безработица, атомоход, пересматривать, оживиться, тишь, по-зимнему, колоситься, открывать.
Описание слайда:
Задание Выполните словообразовательный анализ слов: тотчас, МИД, чудом, изба-читальня, отсебятина, овощехранилище. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов: газетчик, безработица, атомоход, пересматривать, оживиться, тишь, по-зимнему, колоситься, открывать.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию