🗊Презентация Изобразительно-выразительные средства языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №1Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №2Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №3Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №4Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №5Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №6Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №7Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №8Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №9Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №10Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №11Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №12Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №13Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №14Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №15Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №16Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №17Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №18Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №19Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №20Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №21Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №22Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №23Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №24Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №25Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №26Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №27Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №28Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №29Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №30Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №31Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №32Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №33Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №34Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №35Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №36Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №37Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №38Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №39Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №40Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №41Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №42Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №43Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №44Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №45Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №46Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №47Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №48Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №49Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №50Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №51Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №52

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Изобразительно-выразительные средства языка. Доклад-сообщение содержит 52 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Изобразительно-выразительные средства языка
Описание слайда:
Изобразительно-выразительные средства языка

Слайд 2





Изобразительно-выразительные средства языка
Описание слайда:
Изобразительно-выразительные средства языка

Слайд 3





Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
Тропами являются: 
эпитет 
сравнение 
метафора 
олицетворение 
метонимия 
синекдоха 
перифраз 
гипербола 
литота
Описание слайда:
Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Тропами являются: эпитет сравнение метафора олицетворение метонимия синекдоха перифраз гипербола литота

Слайд 4





ЭПИТЕТ– художественное, образное определение, 
цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение  автора
 Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя! (А. С. Пушкин)
Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая)
В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец
Описание слайда:
ЭПИТЕТ– художественное, образное определение, цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! (А. С. Пушкин) Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

Слайд 5





1. Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть. (А. Блок).
Описание слайда:
1. Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть. (А. Блок).

Слайд 6





2. Ни слова, о друг мой, ни вздоха…
Мы будем с тобой молчаливы…
Ведь молча над камнем могильным
Склоняются грустные ивы…
И только склонившись, читают,
Как я, в твоём взоре усталом,
Что были дни ясного счастья,
Что этого счастья – не стало! (А. Н. Плещеев).
Описание слайда:
2. Ни слова, о друг мой, ни вздоха… Мы будем с тобой молчаливы… Ведь молча над камнем могильным Склоняются грустные ивы… И только склонившись, читают, Как я, в твоём взоре усталом, Что были дни ясного счастья, Что этого счастья – не стало! (А. Н. Плещеев).

Слайд 7





      МЕТАФОРА - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
      МЕТАФОРА - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
По расположению: на груди утеса-великана, голова и хвост поезда, подошва горы
По цвету: золото волос, шоколадный загар
По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук
По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку
По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи
По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи
По форме: луковка церквей, лента дороги
Описание слайда:
МЕТАФОРА - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков: МЕТАФОРА - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков: По расположению: на груди утеса-великана, голова и хвост поезда, подошва горы По цвету: золото волос, шоколадный загар По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи По форме: луковка церквей, лента дороги

Слайд 8





Найдите метафору:
Найдите метафору:
Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча,
и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час. (C.Есенин)
Бродячая толпа облаков…
Барка жизни встала. (А.Блок)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. 
Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток. 
Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский)
Описание слайда:
Найдите метафору: Найдите метафору: Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час. (C.Есенин) Бродячая толпа облаков… Барка жизни встала. (А.Блок) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский)

Слайд 9





СРАВНЕНИЕ — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Сравнения выражаются различными способами:
Формой сравнительной степени прилагательного или наречия 
  Луна ее зефира тише
Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто): 
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (А. П. Чехов)
Лексически (при помощи слов подобный, похожий): 
Твои глаза подобны звездам.
Ее любовь к сыну была похожа на безумие.
Формой творительного падежа существительных.
Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак)
На солнце золотом сверкает дождь летучий.  (В. Набоков)
Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев)
Описание слайда:
СРАВНЕНИЕ — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнения выражаются различными способами: Формой сравнительной степени прилагательного или наречия Луна ее зефира тише Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто): Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев) Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (А. П. Чехов) Лексически (при помощи слов подобный, похожий): Твои глаза подобны звездам. Ее любовь к сыну была похожа на безумие. Формой творительного падежа существительных. Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) На солнце золотом сверкает дождь летучий.  (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев)

Слайд 10





1) Надо мной
Между березой и сосной 
В своей печали бесконечной 
Плывут, как мысли, облака, 
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной. 
(Н.М. Рубцов)
Описание слайда:
1) Надо мной Между березой и сосной  В своей печали бесконечной  Плывут, как мысли, облака,  Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной.  (Н.М. Рубцов)

Слайд 11





2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки
(И.С. Шмелев).

3) Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший – 
Не видать в пыли! 
(А.А. Фет)
Описание слайда:
2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки (И.С. Шмелев). 3) Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший –  Не видать в пыли!  (А.А. Фет)

Слайд 12





5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег (А.П. Чехов).

6) Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М.Ю. Лермонтов)
Описание слайда:
5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег (А.П. Чехов). 6) Воздух там чист, как молитва ребенка; И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 13


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





ПЕРИФРАЗ (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков (царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай 
Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:
Описание слайда:
ПЕРИФРАЗ (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков (царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Слайд 15





ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
ЛИТОТА – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.
Определите, гипербола или литота перед вами:

Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
Мальчик с пальчик.
В сто сорок солнц закат пылал.
Я живу в двух шагах от метро.
У него ни капли таланта.
Редкая птица долетит до середины Днепра. 
Снег валил с неба пудами. 
Одни дома длиною до звезд, другие до луны.
Описание слайда:
ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. ЛИТОТА – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Определите, гипербола или литота перед вами: Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Мальчик с пальчик. В сто сорок солнц закат пылал. Я живу в двух шагах от метро. У него ни капли таланта. Редкая птица долетит до середины Днепра. Снег валил с неба пудами. Одни дома длиною до звезд, другие до луны.

Слайд 16


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25





Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 
(перенесение свойств предмета на сам предмет).
Могут переноситься:
Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах.
Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
Название орудия на действия, производимые им: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
Описание слайда:
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (перенесение свойств предмета на сам предмет). Могут переноситься: Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра. Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Название орудия на действия, производимые им: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Слайд 26





Найдите метонимию:
Найдите метонимию:
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!
Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
Янтарь на трубах Цареграда,
    Фарфор и бронза на столе,
    И, чувств изнеженных отрада,
    Духи в граненом хрустале.
И едва ли кто в городе спал:
    Ночью пушечный гром грохотал.
    Не до сна! Вся столица молилась,
    Чтоб Нева в берега воротилась.
Витрины были уставлены старинной бронзой.
Театр уж блещет…
Аудитория внимала каждому слову лектора.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
Описание слайда:
Найдите метонимию: Найдите метонимию: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Витрины были уставлены старинной бронзой. Театр уж блещет… Аудитория внимала каждому слову лектора. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Слайд 27





Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложениях:
Его ожидали скипетр и золотая мантия.
Лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно.
Весь зал оглушительно захлопал.
Перо кипело страстью.
Истину нельзя добыть кулаком.
Вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
Дрожал многоэтажный зал,
    И, полный молодежи, 
    Певцу раёк рукоплескал,
    Потом – партер и ложи.
Описание слайда:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложениях: Его ожидали скипетр и золотая мантия. Лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно. Весь зал оглушительно захлопал. Перо кипело страстью. Истину нельзя добыть кулаком. Вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка. Дрожал многоэтажный зал, И, полный молодежи, Певцу раёк рукоплескал, Потом – партер и ложи.

Слайд 28


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Найдите синекдоху в предложениях
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит. 
Забыли русский штык и снег,
     Погребший славу их в пустыне.
Нам нужна крыша над головой.
Сто лет не виделись.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Белеет парус одинокий…
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мы все глядим в Наполеоны.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет.
Он готов бегать за каждой юбкой.
Описание слайда:
Найдите синекдоху в предложениях Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит. Забыли русский штык и снег, Погребший славу их в пустыне. Нам нужна крыша над головой. Сто лет не виделись. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Белеет парус одинокий… И было слышно до рассвета, как ликовал француз. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Мы все глядим в Наполеоны. Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет. Он готов бегать за каждой юбкой.

Слайд 30





Стилистические фигуры:

 риторический вопрос
 риторическое восклицание
 инверсия
 парцелляция
 антитеза
 анафора
 эпифора
 градация 
 эллипсис…
Описание слайда:
Стилистические фигуры: риторический вопрос риторическое восклицание инверсия парцелляция антитеза анафора эпифора градация эллипсис…

Слайд 31





Антитеза- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:
Найдите антитезу в каждом из данных предложений.
1) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю.
2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах.
3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха   Любовь: не ждите ни суда, ни милости.
4) Смотрю в века, живу в минутах.
5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.
Описание слайда:
Антитеза- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Найдите антитезу в каждом из данных предложений. 1) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю. 2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах. 3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости. 4) Смотрю в века, живу в минутах. 5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.

Слайд 32





Градация- стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления
Найдите градацию в предложениях
 Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.
 Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
 Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. 
При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!
Описание слайда:
Градация- стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления Найдите градацию в предложениях Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!

Слайд 33





Инверсия- стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок
Найдите инверсию в предложениях.

 Ярем  он барщины старинной оброком легким заменил.
 Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.
 Обеды задавал он отличные.
 Руку мне подал на прощанье.
 Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
 Тут сгорел мой приятель со стыда.
Описание слайда:
Инверсия- стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок Найдите инверсию в предложениях. Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Обеды задавал он отличные. Руку мне подал на прощанье. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Тут сгорел мой приятель со стыда.

Слайд 34


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35





Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма
 Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.
 Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.
 Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
 Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.
Описание слайда:
Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Слайд 36


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37






1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

      A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
      Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
      В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
      Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
Описание слайда:
1. В каком случае дано неправильное определение тропа?       A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.       Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.       В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.       Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

Слайд 38






2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

      A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
      Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
      В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
      Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
Описание слайда:
2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?       A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.       Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.       В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.       Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

Слайд 39






3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

     
 A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
 Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
 В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
 Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
Описание слайда:
3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?        A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.  Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.  В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.  Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

Слайд 40






4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
      А) метафора  
   Б) перифраз  
   В) гипербола  
   Г) литота
Описание слайда:
4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».       А) метафора      Б) перифраз      В) гипербола      Г) литота

Слайд 41






5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».

      А) метафора  
   Б) синекдоха  
   В) эпитет  
   Г) метонимия
Описание слайда:
5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».       А) метафора      Б) синекдоха      В) эпитет      Г) метонимия

Слайд 42






6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
      А) метафора  
   Б) сравнение  
   В) гипербола  
   Г) литота
Описание слайда:
6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».       А) метафора      Б) сравнение      В) гипербола      Г) литота

Слайд 43






7.Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).
      А) метафора    
   Б) перифраз    
   В) метонимия
   Г) олицетворение
Описание слайда:
7.Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).       А) метафора       Б) перифраз        В) метонимия    Г) олицетворение

Слайд 44






8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».
      А) метафора 
   Б) метонимия 
   В) перифраз
   Г) гипербола
Описание слайда:
8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».       А) метафора    Б) метонимия    В) перифраз    Г) гипербола

Слайд 45






9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
      А) градация 
   Б) инверсия 
   В) оксюморон
   Г) антитеза
Описание слайда:
9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».       А) градация    Б) инверсия    В) оксюморон    Г) антитеза

Слайд 46






10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».
         А) метонимия    
      Б) сравнение     
      В) антитеза
      Г) оксюморон
Описание слайда:
10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».        А) метонимия          Б) сравнение           В) антитеза       Г) оксюморон

Слайд 47





Определите, какое средство выразительности использовано
Описание слайда:
Определите, какое средство выразительности использовано

Слайд 48





Определите, какое средство выразительности использовано
Описание слайда:
Определите, какое средство выразительности использовано

Слайд 49





Определите, какое средство выразительности использовано
Описание слайда:
Определите, какое средство выразительности использовано

Слайд 50





Определите, какое средство выразительности использовано
Описание слайда:
Определите, какое средство выразительности использовано

Слайд 51





Определите, какое средство выразительности использовано
Описание слайда:
Определите, какое средство выразительности использовано

Слайд 52






 Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

         (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
      (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
      (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат) 
      Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
      Список терминов:
      1) метафора
      2) фразеологизм
      3) ключевые слова
      4) синтаксический параллелизм
      5) риторический вопрос
      6) цитация
      7) гипербола
      8) инверсия
      9) эпитеты
      10) сравнительный оборот
      
Описание слайда:
 Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.          (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?       (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.       (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)     Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).       Список терминов:       1) метафора       2) фразеологизм       3) ключевые слова       4) синтаксический параллелизм       5) риторический вопрос       6) цитация       7) гипербола       8) инверсия       9) эпитеты       10) сравнительный оборот       



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию