🗊Презентация Речь. Языковые средства выразительности

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Речь. Языковые средства выразительности, слайд №1Речь. Языковые средства выразительности, слайд №2Речь. Языковые средства выразительности, слайд №3Речь. Языковые средства выразительности, слайд №4Речь. Языковые средства выразительности, слайд №5Речь. Языковые средства выразительности, слайд №6Речь. Языковые средства выразительности, слайд №7Речь. Языковые средства выразительности, слайд №8Речь. Языковые средства выразительности, слайд №9Речь. Языковые средства выразительности, слайд №10Речь. Языковые средства выразительности, слайд №11Речь. Языковые средства выразительности, слайд №12Речь. Языковые средства выразительности, слайд №13Речь. Языковые средства выразительности, слайд №14Речь. Языковые средства выразительности, слайд №15Речь. Языковые средства выразительности, слайд №16Речь. Языковые средства выразительности, слайд №17Речь. Языковые средства выразительности, слайд №18Речь. Языковые средства выразительности, слайд №19Речь. Языковые средства выразительности, слайд №20Речь. Языковые средства выразительности, слайд №21Речь. Языковые средства выразительности, слайд №22Речь. Языковые средства выразительности, слайд №23Речь. Языковые средства выразительности, слайд №24Речь. Языковые средства выразительности, слайд №25Речь. Языковые средства выразительности, слайд №26Речь. Языковые средства выразительности, слайд №27Речь. Языковые средства выразительности, слайд №28Речь. Языковые средства выразительности, слайд №29Речь. Языковые средства выразительности, слайд №30Речь. Языковые средства выразительности, слайд №31Речь. Языковые средства выразительности, слайд №32Речь. Языковые средства выразительности, слайд №33Речь. Языковые средства выразительности, слайд №34Речь. Языковые средства выразительности, слайд №35Речь. Языковые средства выразительности, слайд №36Речь. Языковые средства выразительности, слайд №37

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Речь. Языковые средства выразительности. Доклад-сообщение содержит 37 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.

По материалам
http://russkiy-na-5.ru/articles/999
Описание слайда:
Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности. По материалам http://russkiy-na-5.ru/articles/999

Слайд 2





Тропы — 
это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.
Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.
Описание слайда:
Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др. Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.

Слайд 3





Анафора
 (= единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:
Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины... 
                 (М. Цветаева)
Описание слайда:
Анафора  (= единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений: Август - астры, Август - звёзды, Август - грозди Винограда и рябины...                   (М. Цветаева)

Слайд 4





Антитеза – 
сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
                    (М. Цветаева)
Описание слайда:
Антитеза – сопоставление противоположного: Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая.                     (М. Цветаева)

Слайд 5





Вопросно-ответная форма изложения – 
изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:
У меня зазвонил телефон. 
– Кто говорит? 
– Слон. 
- Откуда? 
– От верблюда.
                  (К.И. Чуковский)
Описание слайда:
Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ: У меня зазвонил телефон.  – Кто говорит?  – Слон.  - Откуда?  – От верблюда.                   (К.И. Чуковский)

Слайд 6





Восклицательное предложение – 
предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. 
Сколько яблок! Яблок!
Описание слайда:
Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак.  Сколько яблок! Яблок!

Слайд 7





Гипербола - 
преувеличение, например: 
Сто лет не виделись!
Описание слайда:
Гипербола - преувеличение, например:  Сто лет не виделись!

Слайд 8





Градация – 
расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Описание слайда:
Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления: В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Слайд 9





Диалектизм – 
диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. 
Примеры: векша (белка), 
бурак (свёкла), 
закут (хлев), 
кочет (петух), 
коты (лапти), 
новина (суровый холст).
Описание слайда:
Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка),  бурак (свёкла),  закут (хлев),  кочет (петух),  коты (лапти),  новина (суровый холст).

Слайд 10





Инверсия – 
изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

Белеет парус одинокий.
                                   (М. Лермонтов)
Описание слайда:
Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову: Белеет парус одинокий.                                    (М. Лермонтов)

Слайд 11





Индивидуально-авторское слово - 
авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ):

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».
Описание слайда:
Индивидуально-авторское слово - авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ): И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».

Слайд 12





Ирония - 
использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: 

Умный какой! (в значении: глупый, дурак).
Описание слайда:
Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла:  Умный какой! (в значении: глупый, дурак).

Слайд 13





Контекстные антонимы, контекстные синонимы – 
слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Описание слайда:
Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся. Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице. Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Слайд 14





Лексический повтор – 
повтор слова:

Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
                       (А. Блок)
Описание слайда:
Лексический повтор – повтор слова: Ветер, ветер - На всём божьем свете!                        (А. Блок)

Слайд 15





Литота – 
преуменьшение: 
мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.
Описание слайда:
Литота – преуменьшение:  мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Слайд 16





Метафора - 
перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд. 
август - грозди 
винограда и рябины 
ржавой - август!
                     (М. Цветаева)
Описание слайда:
Метафора - перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.  август - грозди  винограда и рябины  ржавой - август!                      (М. Цветаева)

Слайд 17





Метонимия - 
перенос по смежности:
выиграть золото, 
зал аплодировал, 
ставить Чехова.
Описание слайда:
Метонимия - перенос по смежности: выиграть золото,  зал аплодировал,  ставить Чехова.

Слайд 18





Назывные предложения - 
предложения с одним главным членом – подлежащим: 

Полдень. 
Жарища страшная.
Описание слайда:
Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим:  Полдень. Жарища страшная.

Слайд 19





Неполные предложения - 
частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).
             Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.
Описание слайда:
Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста. Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2). Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Слайд 20





Олицетворение - 
наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: 

Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.
Описание слайда:
Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами:  Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Слайд 21





Параллелизм (= использование параллельных конструкций) 
- сходное синтаксическое оформление соседних предложений:  
 
То не ветер ветку клонит, 
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет, 
Как осенний лист дрожит.
                       (Русская народная песня)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
                                            (М. Цветаева)
Описание слайда:
Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:     То не ветер ветку клонит,  не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет,  Как осенний лист дрожит.                        (Русская народная песня) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.                                             (М. Цветаева)

Слайд 22





Парцелляция - 
деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма.

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.
Описание слайда:
Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма. Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Слайд 23





Перифраза – 
замена слова на описательное выражение: 
столица нашей Родины (Москва), 
город на Неве (Санкт-Петербург)
столица Татарстана (Казань).
Описание слайда:
Перифраза – замена слова на описательное выражение:  столица нашей Родины (Москва),  город на Неве (Санкт-Петербург) столица Татарстана (Казань).

Слайд 24





Пословица - 
образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: 
На вкус и цвет товарищей нет. 
Волков бояться — в лес не ходить. 
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Описание слайда:
Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры:  На вкус и цвет товарищей нет.  Волков бояться — в лес не ходить.  Ученье — свет, а неученье — тьма.

Слайд 25





Просторечие  - 
слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные  элементы: 
давеча, 
завсегда, 
тама, 
здеся, 
забулдыга, 
дохлятина, 
отродясь, 
улыбаюся, 
ихнего,н
е влазиет.
Описание слайда:
Просторечие  - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы:  давеча,  завсегда,  тама,  здеся,  забулдыга,  дохлятина,  отродясь,  улыбаюся,  ихнего,н е влазиет.

Слайд 26





Противопоставление - 
сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Пример (из банка заданий ФИПИ): 
Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.
Описание слайда:
Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Пример (из банка заданий ФИПИ):  Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

Слайд 27





Разговорные слова - 
стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: 
электричка, 
растрёпа, 
нуднятина. 

Многие подобные слова экспрессивно окрашены.
Описание слайда:
Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи:  электричка,  растрёпа,  нуднятина.  Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Слайд 28





Риторический вопрос - 
высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:

Когда же это всё кончится? 
Где брать терпение?
Описание слайда:
Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится?  Где брать терпение?

Слайд 29





Риторическое обращение 
часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию: 
 
Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)
Описание слайда:
Риторическое обращение  часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:    Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь) Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Слайд 30





Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать 
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
             (А. Ахматова)
Описание слайда:
Ряды однородных членов Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать  Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?..              (А. Ахматова)

Слайд 31





Сравнение – 
сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: 
витрины, как зеркала, 
влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).
Описание слайда:
Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства:  витрины, как зеркала,  влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Слайд 32





Сравнительный оборот – 
развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами  как, как будто, будто, словно, навроде (прост.),         вроде.
 
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота... 
                      (М. Цветаева)
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
              (М. Цветаева)
Описание слайда:
Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.),  вроде.   Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота...                        (М. Цветаева) Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка.               (М. Цветаева)

Слайд 33





Термин - 
слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: 
эпитет, 
перифраза, 
анафора, 
эпифора.
Описание слайда:
Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление:  эпитет,  перифраза,  анафора,  эпифора.

Слайд 34





Цитирование - 
использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».
Описание слайда:
Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ): Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё. (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

Слайд 35





Эмоционально-оценочные слова: 
доченька, 
маленький мой, 
солнышко моё, 
вражина.
Описание слайда:
Эмоционально-оценочные слова:  доченька,  маленький мой,  солнышко моё,  вражина.

Слайд 36





Эпитет – 
определение: 
 
А он, мятежный, ищет бури, 
Как будто в буре есть покой. 
            (М.Ю. Лермонтов)
Описание слайда:
Эпитет – определение:    А он, мятежный, ищет бури,  Как будто в буре есть покой.              (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 37





Эпифора – 
(общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
 
Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.

(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")
Описание слайда:
Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:   Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию