🗊Презентация Внутриличностные конфликты

Нажмите для полного просмотра!
Внутриличностные конфликты, слайд №1Внутриличностные конфликты, слайд №2Внутриличностные конфликты, слайд №3Внутриличностные конфликты, слайд №4Внутриличностные конфликты, слайд №5Внутриличностные конфликты, слайд №6Внутриличностные конфликты, слайд №7Внутриличностные конфликты, слайд №8Внутриличностные конфликты, слайд №9Внутриличностные конфликты, слайд №10Внутриличностные конфликты, слайд №11Внутриличностные конфликты, слайд №12Внутриличностные конфликты, слайд №13Внутриличностные конфликты, слайд №14Внутриличностные конфликты, слайд №15Внутриличностные конфликты, слайд №16Внутриличностные конфликты, слайд №17Внутриличностные конфликты, слайд №18Внутриличностные конфликты, слайд №19Внутриличностные конфликты, слайд №20Внутриличностные конфликты, слайд №21Внутриличностные конфликты, слайд №22Внутриличностные конфликты, слайд №23Внутриличностные конфликты, слайд №24Внутриличностные конфликты, слайд №25Внутриличностные конфликты, слайд №26Внутриличностные конфликты, слайд №27Внутриличностные конфликты, слайд №28Внутриличностные конфликты, слайд №29Внутриличностные конфликты, слайд №30Внутриличностные конфликты, слайд №31Внутриличностные конфликты, слайд №32Внутриличностные конфликты, слайд №33Внутриличностные конфликты, слайд №34Внутриличностные конфликты, слайд №35Внутриличностные конфликты, слайд №36Внутриличностные конфликты, слайд №37Внутриличностные конфликты, слайд №38Внутриличностные конфликты, слайд №39Внутриличностные конфликты, слайд №40Внутриличностные конфликты, слайд №41Внутриличностные конфликты, слайд №42Внутриличностные конфликты, слайд №43Внутриличностные конфликты, слайд №44Внутриличностные конфликты, слайд №45Внутриличностные конфликты, слайд №46Внутриличностные конфликты, слайд №47Внутриличностные конфликты, слайд №48Внутриличностные конфликты, слайд №49Внутриличностные конфликты, слайд №50Внутриличностные конфликты, слайд №51Внутриличностные конфликты, слайд №52Внутриличностные конфликты, слайд №53Внутриличностные конфликты, слайд №54Внутриличностные конфликты, слайд №55Внутриличностные конфликты, слайд №56Внутриличностные конфликты, слайд №57Внутриличностные конфликты, слайд №58Внутриличностные конфликты, слайд №59Внутриличностные конфликты, слайд №60Внутриличностные конфликты, слайд №61Внутриличностные конфликты, слайд №62Внутриличностные конфликты, слайд №63Внутриличностные конфликты, слайд №64Внутриличностные конфликты, слайд №65Внутриличностные конфликты, слайд №66Внутриличностные конфликты, слайд №67Внутриличностные конфликты, слайд №68Внутриличностные конфликты, слайд №69Внутриличностные конфликты, слайд №70Внутриличностные конфликты, слайд №71Внутриличностные конфликты, слайд №72Внутриличностные конфликты, слайд №73Внутриличностные конфликты, слайд №74Внутриличностные конфликты, слайд №75Внутриличностные конфликты, слайд №76Внутриличностные конфликты, слайд №77Внутриличностные конфликты, слайд №78

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Внутриличностные конфликты. Доклад-сообщение содержит 78 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема: «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ»
    Лекция № 7
          «Основы       конфликтологии»
     Доцент кафедры психологии  МГУ  имени М.В. Ломоносова           В.Н.Ковалев
Описание слайда:
Тема: «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ» Лекция № 7 «Основы конфликтологии» Доцент кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова В.Н.Ковалев

Слайд 2





ЦЕЛИ ЛЕКЦИИ:
Изучить концепции внутриличностных конфликтов;
Ознакомиться с основными типами психологических конфликтов.
Описание слайда:
ЦЕЛИ ЛЕКЦИИ: Изучить концепции внутриличностных конфликтов; Ознакомиться с основными типами психологических конфликтов.

Слайд 3





П Л А Н
Концепции истоков и сущности внутриличностного конфликта;
Показатели, формы и симптомы внутриличностных конфликтов;
Основные виды личностных конфликтов;
2. Мотивационные вн.личностные конфликты;
3. Когнитивные внутренние конфликты;
4. Ролевые внутриличностные 
    конфликты.
Описание слайда:
П Л А Н Концепции истоков и сущности внутриличностного конфликта; Показатели, формы и симптомы внутриличностных конфликтов; Основные виды личностных конфликтов; 2. Мотивационные вн.личностные конфликты; 3. Когнитивные внутренние конфликты; 4. Ролевые внутриличностные конфликты.

Слайд 4





ЛИТЕРАТУРА:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2003.
2. Гришина  Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2006.
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтоло-гии. - СПб., 2009.
4. Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. Ред. Н.В.Гришиной. – СПб.,2001
5. Хорни К. Наши внутренние конфликты.- М., 2007.
6. Рубцова Ольга Витальевна
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2003. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2006. 3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтоло-гии. - СПб., 2009. 4. Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. Ред. Н.В.Гришиной. – СПб.,2001 5. Хорни К. Наши внутренние конфликты.- М., 2007. 6. Рубцова Ольга Витальевна

Слайд 5





АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность  изучения личностного конфликта определяется значительным ущербом от них психике и жизнедеятельности  человека, малым числом специальных исследований, посвященных данной проблеме. 
Большинство исследований личностного конфликта принадлежит зарубежным авторам (А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, и др.) не учитывающим нашей ментальности. 
Среди отечественных исследователей внутренний конфликт изучался в основном представителями клинического направления, рассматривавшими его как основу возникновения невротических реакций (Ю.Л.Александровский, А.В. Вальдман, Е.А. Донченко, Титаренко, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.)
Описание слайда:
АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность изучения личностного конфликта определяется значительным ущербом от них психике и жизнедеятельности человека, малым числом специальных исследований, посвященных данной проблеме. Большинство исследований личностного конфликта принадлежит зарубежным авторам (А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, и др.) не учитывающим нашей ментальности. Среди отечественных исследователей внутренний конфликт изучался в основном представителями клинического направления, рассматривавшими его как основу возникновения невротических реакций (Ю.Л.Александровский, А.В. Вальдман, Е.А. Донченко, Титаренко, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.)

Слайд 6





Общие понятия
   Внутриличностный конфликт –  это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение её противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).  
      Принято выделять следующие формы личностного конфликта: *фрустрационная (психологический дискомфорт); 
   *ролевая; 
   *адаптационная; 
   *неадекватная оценка статуса.
Описание слайда:
Общие понятия Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение её противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов). Принято выделять следующие формы личностного конфликта: *фрустрационная (психологический дискомфорт); *ролевая; *адаптационная; *неадекватная оценка статуса.

Слайд 7





                Особенности     
       внутриличностного конфликта
• Необычность с точки зрения структуры конфликта 
   В нем нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.
• Специфичность форм протекания и проявления 
    Он протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. 
    Часто выливается в невроз.
• Латентность 
     Его трудно обнаружить. Часто человек не осознает, что  находится в состоянии конфликта. Он может скрывать (от себя и других) свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.
Описание слайда:
Особенности внутриличностного конфликта • Необычность с точки зрения структуры конфликта В нем нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей. • Специфичность форм протекания и проявления Он протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто выливается в невроз. • Латентность Его трудно обнаружить. Часто человек не осознает, что находится в состоянии конфликта. Он может скрывать (от себя и других) свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Слайд 8





Концепции истоков и сущности         внутриличностного конфликта
Описание слайда:
Концепции истоков и сущности внутриличностного конфликта

Слайд 9





Концепции  личностных конфликтов
   Личностный конфликт в психологии  рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы 
(т.е. как ответ на вопрос:  конфликт внутри чего?).
Описание слайда:
Концепции личностных конфликтов Личностный конфликт в психологии рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы (т.е. как ответ на вопрос: конфликт внутри чего?).

Слайд 10






Сизигмунд Шломо Фройд (1856-1939)

Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе.            В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). 

Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Она проявляется в амби-валентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа         человека представлена З. Фройдом в его взглядах                     на структуру личности.   По Фройду, внутренний                     мир           человека включает в себя три инстанции:                                       Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
Описание слайда:
Сизигмунд Шломо Фройд (1856-1939) Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Она проявляется в амби-валентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Фройдом в его взглядах на структуру личности. По Фройду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Слайд 11





  В рамках психоаналитического направления акцент делается на  биологической трактовке личностного конфликта (повторение лекци №3)
             У человека в состоянии  личностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Эти желания находятся в системе противоречий между тремя подструктурами личности «ОНО» - «ЭГО» - «Супер -ЭГО» (З.Ш. Фройд). 
          «Оно» – это первичная, врожденная инстанция, изначально ирраци-ональная и подчиненная принципу удовольствия, проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.     
             «Я» – разумная инстанция, основанная на принципе реальности, приводящая иррациональные, бессознательные импульсы «Оно» в соответствие с требованиями реальной действительности. 
           «Сверх –Я» – цензурная инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами, ценностями и требованиями, которые общество предъявляет к личности.      
            Основные личностные конфликты проистекают из за расхождения интересов «Оно» и «Сверх - Я». Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др.      Однако такие процессы протекают не всегда успешно.
Описание слайда:
В рамках психоаналитического направления акцент делается на биологической трактовке личностного конфликта (повторение лекци №3) У человека в состоянии личностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Эти желания находятся в системе противоречий между тремя подструктурами личности «ОНО» - «ЭГО» - «Супер -ЭГО» (З.Ш. Фройд). «Оно» – это первичная, врожденная инстанция, изначально ирраци-ональная и подчиненная принципу удовольствия, проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях. «Я» – разумная инстанция, основанная на принципе реальности, приводящая иррациональные, бессознательные импульсы «Оно» в соответствие с требованиями реальной действительности. «Сверх –Я» – цензурная инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами, ценностями и требованиями, которые общество предъявляет к личности. Основные личностные конфликты проистекают из за расхождения интересов «Оно» и «Сверх - Я». Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. Однако такие процессы протекают не всегда успешно.

Слайд 12





ОНО (ИД) и Супер-ЭГО
Классический психоанализ 3. Фройда концентрирует внимание на внутренних биологических факторах развития личности: «… Ид не знает ценностей, добра и зла, морали». 
Вопреки распространенному мнению, теория 3.Фройда все-таки подразумевает определенную ценностно-нормативную регуляцию поведения человека. 
«Супер-эго» Фройда представляет собой хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы.
Описание слайда:
ОНО (ИД) и Супер-ЭГО Классический психоанализ 3. Фройда концентрирует внимание на внутренних биологических факторах развития личности: «… Ид не знает ценностей, добра и зла, морали». Вопреки распространенному мнению, теория 3.Фройда все-таки подразумевает определенную ценностно-нормативную регуляцию поведения человека. «Супер-эго» Фройда представляет собой хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы.

Слайд 13





Альфред Адлер (1870 - 1937)
источник личностного конфликта усматривал в комплексе неполноценности личности, противостоящий ее стремлению к совершенству.
           По Адлеру, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности.      
           Впоследствии этот комплекс оказывает 
    существенное влияние на поведение личности, 
    ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и 
   определяется внутриличностный конфликт.
Описание слайда:
Альфред Адлер (1870 - 1937) источник личностного конфликта усматривал в комплексе неполноценности личности, противостоящий ее стремлению к совершенству. По Адлеру, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Слайд 14





Пути решения личностных конфликтов (компенсации комплекса неполноценности)            по А. Адлеру

1-й: Развитие «социального чувства», социального интереса,      что в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформиро-ваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. 
 2-й: Стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. 
                              Формы проявления компенсации: 
а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов    (спорт, музыка, творчество и т. п.); 
б) сверхкомпенсация - происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.);
 в) мнимая компенсация - болезнью, сложившимися обстоятель-ствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.
Описание слайда:
Пути решения личностных конфликтов (компенсации комплекса неполноценности) по А. Адлеру 1-й: Развитие «социального чувства», социального интереса, что в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформиро-ваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. 2-й: Стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Формы проявления компенсации: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация - происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация - болезнью, сложившимися обстоятель-ствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Слайд 15





Джорж Каспар Хоманс (1910 - 1989) и Джон Л. Адамс
  рассматривали личностный конфликт как осознание нереализованной потребности в равенстве и справедливости                                       ( как не реализация
   собственных                          возможностей).
Описание слайда:
Джорж Каспар Хоманс (1910 - 1989) и Джон Л. Адамс рассматривали личностный конфликт как осознание нереализованной потребности в равенстве и справедливости ( как не реализация собственных возможностей).

Слайд 16





Эрик  Вальдемар Эриксон  (датчанин,  1902 - 1994) – повторение лекции №3
выдвинул идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное.
 В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. 
Во втором - личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа.  Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.
Описание слайда:
Эрик Вальдемар Эриксон (датчанин, 1902 - 1994) – повторение лекции №3 выдвинул идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором - личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.

Слайд 17





          Теория Карла Густафа  Юнга   (1875 - 1961)                                          
                                                                        (повторение лекции № 3)
 Личностный конфликт - это регресс на более низкий уровень психики - происходит в сфере бессознательного 
В объяснении личностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. 
Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия.                                        Она  и определяет личностную                             установку, которая  в итоге                           проявляется личностном                                                                                        конфликте.
Описание слайда:
Теория Карла Густафа Юнга (1875 - 1961) (повторение лекции № 3) Личностный конфликт - это регресс на более низкий уровень психики - происходит в сфере бессознательного В объяснении личностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Она и определяет личностную установку, которая в итоге проявляется личностном конфликте.

Слайд 18





Карен Хорнай (1885 - 1952)
     Личностный конфликт анализируется с двух позиций:
  - как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности;     
  - как противоречие невротических потребностей, удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других (стремиться к людям, проявлять агрессию по 
   отношению к ним и быть от них 
   независимым, т.е. к людям; от людей;
   против людей).
Описание слайда:
Карен Хорнай (1885 - 1952) Личностный конфликт анализируется с двух позиций: - как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности; - как противоречие невротических потребностей, удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других (стремиться к людям, проявлять агрессию по отношению к ним и быть от них независимым, т.е. к людям; от людей; против людей).

Слайд 19





Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900–1980)
Причины личностных конфликтов заключены  в дихотомичной природе человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: 1) проблеме жизни и смерти; 2)ограниченности человеческой жизни; 3)громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями           их реализации и др.
Более конкретно философские подходы          в объяснении личностных конфликтов           он реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
Описание слайда:
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900–1980) Причины личностных конфликтов заключены в дихотомичной природе человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: 1) проблеме жизни и смерти; 2)ограниченности человеческой жизни; 3)громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. Более конкретно философские подходы в объяснении личностных конфликтов он реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Слайд 20





Гуманистическая психология                                 о личностном конфликте
Описание слайда:
Гуманистическая психология о личностном конфликте

Слайд 21





          Абрахам Харольд Маслоу 
                                  (1908 - 1970)
          Сущность личностного конфликта рассматривал как нереализованную потребность человека в самоактуализации. 

     Самоактуализация - это 
    непрерывная реализация 
   потенциальных возможностей, 
   способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции личности.
Описание слайда:
Абрахам Харольд Маслоу (1908 - 1970) Сущность личностного конфликта рассматривал как нереализованную потребность человека в самоактуализации. Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции личности.

Слайд 22





  Виктор Эмиль  Франкл  ( 1905 - 1997): сущность личностного конфликта проявляется в потере смысла жизни
 Курт Левин (1880 - 1947) личностный конфликт - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор между:           
- положительной и отрицательной тенденциями;
- положительной и положительной;
- отрицательной и отрицательной.
Описание слайда:
Виктор Эмиль Франкл ( 1905 - 1997): сущность личностного конфликта проявляется в потере смысла жизни Курт Левин (1880 - 1947) личностный конфликт - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор между: - положительной и отрицательной тенденциями; - положительной и положительной; - отрицательной и отрицательной.

Слайд 23





    Логотерапия  (логоанализ) В. Франкла — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования
Согласно ей, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. 
Одним из ключевых человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл противопоставил ницшеанской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. 
Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоторому смыслу, достойному их.
Когда фрустрировано стремление к смыслу(экзистенциальный вакуум), возникает апатия, скука. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (возникает вследствие 
фрустрации стремления к смыслу), клинической 
симптоматике.
Описание слайда:
Логотерапия  (логоанализ) В. Франкла — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования Согласно ей, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл противопоставил ницшеанской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоторому смыслу, достойному их. Когда фрустрировано стремление к смыслу(экзистенциальный вакуум), возникает апатия, скука. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

Слайд 24





    Когнитивная психология (Леон Фестингер, 1919 - 1989) рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс
	Диссонанс представляет собой негативное состояние индивида, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Переживается как дискомфорт (поэтому личность стремиться устранить его)	
Характеризуется столкновением в сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого,
   и связанное с этим несоответствием 
   ощущение неполноты жизни.
Описание слайда:
Когнитивная психология (Леон Фестингер, 1919 - 1989) рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс Диссонанс представляет собой негативное состояние индивида, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Переживается как дискомфорт (поэтому личность стремиться устранить его) Характеризуется столкновением в сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение неполноты жизни.

Слайд 25





 Взгляды бихевиористов на личностный конфликт
В работах бихевиористов Нормана Миллера, Джона Долларда) конфликт определяется как фрустрация, т.е. реакция на препятствие.
В рамках бихевиоризма (Беррес Фредерик Скиннер, 1904 - 1990)личностный конфликт трактуется как плохая привычка иррацио-нальных действий, результат              ошибочного   воспитания.
Описание слайда:
Взгляды бихевиористов на личностный конфликт В работах бихевиористов Нормана Миллера, Джона Долларда) конфликт определяется как фрустрация, т.е. реакция на препятствие. В рамках бихевиоризма (Беррес Фредерик Скиннер, 1904 - 1990)личностный конфликт трактуется как плохая привычка иррацио-нальных действий, результат ошибочного воспитания.

Слайд 26





Фрустра́ция (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной её потребности. Она проявляется в эмоциональных процессах разочарования, тревоги, раздражения и даже отчаяния.
Как и разочарование, фрустрация возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если точно не знают, что нужно сделать для достижения успеха.
Описание слайда:
Фрустра́ция (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной её потребности. Она проявляется в эмоциональных процессах разочарования, тревоги, раздражения и даже отчаяния. Как и разочарование, фрустрация возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если точно не знают, что нужно сделать для достижения успеха.

Слайд 27





Интеракционизм
Интеракционисты личностный конфликт  понимают как конфликт ролей индиви-дуума (Алвин Уолкер Гоулднер, 1920 - 1980). 
Трансактный анализ Эрика Леннарда  Бёрна (1910 - 1970) одно из направлений интеракционизма.
Описание слайда:
Интеракционизм Интеракционисты личностный конфликт понимают как конфликт ролей индиви-дуума (Алвин Уолкер Гоулднер, 1920 - 1980). Трансактный анализ Эрика Леннарда Бёрна (1910 - 1970) одно из направлений интеракционизма.

Слайд 28





 Интеракционизм 
 Интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) — психологическое направление. Характеризуется акцентом на межличностные коммуникации.
 Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам.
 Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия.
Описание слайда:
 Интеракционизм  Интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) — психологическое направление. Характеризуется акцентом на межличностные коммуникации. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия.

Слайд 29





Личностный конфликт
 - это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Описание слайда:
Личностный конфликт - это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.

Слайд 30





По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
  Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт 
    протекает в форме особого 
   «ценностного переживания».
Описание слайда:
По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания».

Слайд 31





Александр Романович Лурия (1902 - 1977) («Природа человеческих конфликтов»).
Личностный конфликт – ситуация столкновения в поведении индивида двух сильных противопо-ложно направленных тенденции.
Аффекты - основа дезорганизации поведения человека (как причина  способа выражения и  проявления  личностного конфликта). 
контролируя свое поведение и эмоции                  можно снижать  разрушительную силу                 действия личностного конфликта. 
Точку зрения  А.Р. Лирии поддерживали К.А. Альбуха-нова-Славская, А.Я. Анцупов, Л.Ф. Бурлачук, Б.И. Ха-сан, Е.А.Донченко, А.И. Захаров, О.И. Зотова, др.).
Описание слайда:
Александр Романович Лурия (1902 - 1977) («Природа человеческих конфликтов»). Личностный конфликт – ситуация столкновения в поведении индивида двух сильных противопо-ложно направленных тенденции. Аффекты - основа дезорганизации поведения человека (как причина способа выражения и проявления личностного конфликта). контролируя свое поведение и эмоции можно снижать разрушительную силу действия личностного конфликта. Точку зрения А.Р. Лирии поддерживали К.А. Альбуха-нова-Славская, А.Я. Анцупов, Л.Ф. Бурлачук, Б.И. Ха-сан, Е.А.Донченко, А.И. Захаров, О.И. Зотова, др.).

Слайд 32





Внутренний конфликт и развитие личности
               Развитие и разрешение конфликта          
               представляет собой острую форму  
               развития личности. 
Во внутреннем конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности, изменяется сама структура личности. Личностный конфликт — необходимое условие развития самосознания.
Описание слайда:
Внутренний конфликт и развитие личности Развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности. Во внутреннем конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности, изменяется сама структура личности. Личностный конфликт — необходимое условие развития самосознания.

Слайд 33





2. Показатели, формы и симптомы личностных конфликтов
Описание слайда:
2. Показатели, формы и симптомы личностных конфликтов

Слайд 34





Показатели личностного конфликта:
Основной показатель - сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни индивид. 
в  когнитивной сфере: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения,  сомнения в истинности принципов;
в эмоциональной сфере: психоэмоциональное напряже-ние, частые и значительные отрицательные переживания;   
 в поведенческой сфере: снижение качества и интенсив-ности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;
интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации,  усиление стресса (дистресс, невроз). 
                                                                                       (Анцупов А.Я., Шипилов А.И.)
Описание слайда:
Показатели личностного конфликта: Основной показатель - сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни индивид. в когнитивной сфере: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, сомнения в истинности принципов; в эмоциональной сфере: психоэмоциональное напряже-ние, частые и значительные отрицательные переживания; в поведенческой сфере: снижение качества и интенсив-ности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения; интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса (дистресс, невроз). (Анцупов А.Я., Шипилов А.И.)

Слайд 35





Дезинтеграция личности и личностный конфликт
Основная характеристика личностного конфликта -  длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности.
Дезинтеграция личности всегда связана с дезинтеграцией нервной деятельности, острая форма которой выражается в реактивном психогенном неврозе.
Дезинтеграция личности проявляется в нарушении прежней структуры личности, изменяется связь и соотношение мотивов и отношений личности.
При столкновении центральных отношений  конфликт принимает  глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и  этот внутренний конфликт может перерасти в невроз». 
                                                                               (В.С. Мерлин).
Описание слайда:
Дезинтеграция личности и личностный конфликт Основная характеристика личностного конфликта - длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности. Дезинтеграция личности всегда связана с дезинтеграцией нервной деятельности, острая форма которой выражается в реактивном психогенном неврозе. Дезинтеграция личности проявляется в нарушении прежней структуры личности, изменяется связь и соотношение мотивов и отношений личности. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз». (В.С. Мерлин).

Слайд 36





Проявление   личностного конфликта
Описание слайда:
Проявление личностного конфликта

Слайд 37





3. Основные виды личностного конфликта
Описание слайда:
3. Основные виды личностного конфликта

Слайд 38





Современная классификация личностных конфликтов (Н.В. Гришина, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов)
   В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт и ценностно-мотивационная сфера личности. 		 
          Внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку. 
   Мотивы  - отражают стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения, др.) - выражены понятием «хочу» (Я хочу); 
   Ценности - воплощают в себе социальные нормы и выступают как эталоны должного. Это ценности как принятые личностью так и не принятые ею, но в силу общественной  или  другой значимости личность вынуждена следовать им. Обозначаются  как «надо» 
    (Я должен); 
Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других  людей. Будучи выражением уровня притязания  личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как  «могу» или «не могу» (Я есть).
Описание слайда:
Современная классификация личностных конфликтов (Н.В. Гришина, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов) В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт и ценностно-мотивационная сфера личности. Внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку. Мотивы - отражают стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения, др.) - выражены понятием «хочу» (Я хочу); Ценности - воплощают в себе социальные нормы и выступают как эталоны должного. Это ценности как принятые личностью так и не принятые ею, но в силу общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Обозначаются как «надо» (Я должен); Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» (Я есть).

Слайд 39





Мотивационный конфликт 
Выделяют мотивационные конфликты между: 
 1) бессознательными стремлениями (3.Фройд);

2) стремлениями к обладанию и к безопасно-сти (К. Хорнай);

3) двумя положительными
 тенденциями – классическая
  дилемма «буриданова осла» или  как столкновение различных мотивов (К. Левин).
Описание слайда:
Мотивационный конфликт Выделяют мотивационные конфликты между: 1) бессознательными стремлениями (3.Фройд); 2) стремлениями к обладанию и к безопасно-сти (К. Хорнай); 3) двумя положительными тенденциями – классическая дилемма «буриданова осла» или как столкновение различных мотивов (К. Левин).

Слайд 40





Нравственный конфликт
Описание слайда:
Нравственный конфликт

Слайд 41





Конфликты нереализованного желания или комплекса неполноценности
    - между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать                 
                                                                            (А. Захаров). 
Может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осущест-вить.
Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворен-ности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся также конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии  (С. Кратохвил, А.Свядощ, А. Харитонов).
Описание слайда:
Конфликты нереализованного желания или комплекса неполноценности - между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осущест-вить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворен-ности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся также конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А.Свядощ, А. Харитонов).

Слайд 42


Внутриличностные конфликты, слайд №42
Описание слайда:

Слайд 43





Адаптационный конфликт
   в широком смысле - это конфликт,  возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и 
   окружающей средой); 
   в узком смысле - это конфликт, возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации). 
        Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека  (профессиональными, физическими, психологическими).
Описание слайда:
Адаптационный конфликт в широком смысле - это конфликт, возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой); в узком смысле - это конфликт, возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации). Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека (профессиональными, физическими, психологическими).

Слайд 44





Конфликт неадекватной самооценки
  1)  между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности,
  2)  между  заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека,
  3)  между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.
        Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. 
		Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам.
Описание слайда:
Конфликт неадекватной самооценки 1) между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, 2) между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, 3) между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам.

Слайд 45





Виды внутренних конфликтов
Описание слайда:
Виды внутренних конфликтов

Слайд 46





Внутренние противоречия невротической личности (по К. Хорнай)
между соперничеством и успехом, с одной стороны - и человечностью, любовью – с другой- проявляется в постоянной внутренней борьбе между базовыми потребностями и социальными нормами; 
 между стимуляцией наших потребностей  со стороны других людей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения; 
 между утверждаемой  свободой
   человека и всеми фактическими ограничениями.
Описание слайда:
Внутренние противоречия невротической личности (по К. Хорнай) между соперничеством и успехом, с одной стороны - и человечностью, любовью – с другой- проявляется в постоянной внутренней борьбе между базовыми потребностями и социальными нормами; между стимуляцией наших потребностей со стороны других людей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения; между утверждаемой свободой человека и всеми фактическими ограничениями.

Слайд 47





       В «чистом виде» личностные конфликты не существуют. Они всегда - результат воздействия на личность социальной среды. 
    В общей группе личностных конфликтов  выделяют две подгруппы:    
1. Конфликты возникающие как 
результат перехода объективных
противоречий во внутренний мир: 
        моральные конфликты, адаптационные;
2. Конфликты возникающие из противоречий внутреннего мира личности: мотивационные, неадекватной самооценки.
Описание слайда:
В «чистом виде» личностные конфликты не существуют. Они всегда - результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе личностных конфликтов выделяют две подгруппы: 1. Конфликты возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир: моральные конфликты, адаптационные; 2. Конфликты возникающие из противоречий внутреннего мира личности: мотивационные, неадекватной самооценки.

Слайд 48





 Выделяют следующие виды личностных конфликтов: 
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих;               
Обессивно-психастенический – характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением;                  
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
         В основе личностного конфликта лежит переживание как форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
Описание слайда:
Выделяют следующие виды личностных конфликтов: Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих; Обессивно-психастенический – характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением; Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. В основе личностного конфликта лежит переживание как форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

Слайд 49





Связь устойчивых личностных конфликтов с возрастными кризисами (Э. Эриксон) :
Описание слайда:
Связь устойчивых личностных конфликтов с возрастными кризисами (Э. Эриксон) :

Слайд 50





Защитные механизмы личности во
внутреннем конфликте
В целях сохранения своей целостности личность вырабатывает неосознанные защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий противоборства Оно –Я – Сверх Я. 
Защитные механизмы в жизни человека играют позитивную роль, но могут его «загнать»  в личностный конфликт, превратив противоречие в неосознанный источник  недовольства собой и столкновений с окружающими (приписывая другим собственные проблемы, проявляя при этом агрессию).
Описание слайда:
Защитные механизмы личности во внутреннем конфликте В целях сохранения своей целостности личность вырабатывает неосознанные защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий противоборства Оно –Я – Сверх Я. Защитные механизмы в жизни человека играют позитивную роль, но могут его «загнать» в личностный конфликт, превратив противоречие в неосознанный источник недовольства собой и столкновений с окружающими (приписывая другим собственные проблемы, проявляя при этом агрессию).

Слайд 51





Защитные механизмы (по  З. Фройду):

Сублимация – способ преодоления фрустраций с помощью погружения в какое-нибудь дело;
Замещение – замена вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией, символом;
Вытеснение -  устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания;
Регрессия – обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию;
Проекция – неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других;
Рационализация  - легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны;
Реактивное образование – изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида;
Идентификация – бессознательное отождествление себя с другой личностью, уподобление объекту, вызывающему страх, с целью 
      защиты от него;
Фиксация поведения – стремление сохранить апробированные
      модели поведения, мышления, стереотипы восприятия.
Описание слайда:
Защитные механизмы (по З. Фройду): Сублимация – способ преодоления фрустраций с помощью погружения в какое-нибудь дело; Замещение – замена вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией, символом; Вытеснение - устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания; Регрессия – обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию; Проекция – неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других; Рационализация - легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны; Реактивное образование – изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида; Идентификация – бессознательное отождествление себя с другой личностью, уподобление объекту, вызывающему страх, с целью защиты от него; Фиксация поведения – стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия.

Слайд 52





Современные ученые добавляют следующие защитные реакции личности:
Отрицание, 
Изоляцию, 
Фантазию, 
Подавление, 
Компромисс, 
Смещение, 
Уничтожение.
Описание слайда:
Современные ученые добавляют следующие защитные реакции личности: Отрицание, Изоляцию, Фантазию, Подавление, Компромисс, Смещение, Уничтожение.

Слайд 53





 Мотивационные конфликты
        Личностный конфликт - «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (Вольф Соломонович Мерлин,1898 - 1982 ). 
       Личностным конфликтом называется состояние длительной дезинтеграции личности,   выражающе-еся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности (В.С. Мерлин).     
«При отсутствии должной динамики  
     в жизнедеятельности субъекта
     возникает внутренний 
     мотивационный конфликт» 
    	                                 (В.С. Мерлин).
Описание слайда:
Мотивационные конфликты Личностный конфликт - «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (Вольф Соломонович Мерлин,1898 - 1982 ). Личностным конфликтом называется состояние длительной дезинтеграции личности, выражающе-еся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности (В.С. Мерлин). «При отсутствии должной динамики в жизнедеятельности субъекта возникает внутренний мотивационный конфликт» (В.С. Мерлин).

Слайд 54





Классическое описание мотивационных конфликтов принадлежит Курту Левину
              Конфликт – одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил (мотивов) равной величины (Курт Левин).
 Типы мотивационных конфликтов:
1) конфликт необходимости выбора между в равной степени привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами (при условии, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу);
2) Конфликт между двумя в равной степени непривлекательными возможностями (выбор из двух зол меньшего затруднен равной интенсивностью мотивов избегания);
когда одна и та же цель (возможность) в равной мере и привлекательна и непривлекательна (внутренняя борьба связана со взвешиванием «за и против»).
                                      
                                      Мотивационный личностный  конфликт
                                      возникает при определенных условиях.
Описание слайда:
Классическое описание мотивационных конфликтов принадлежит Курту Левину Конфликт – одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил (мотивов) равной величины (Курт Левин). Типы мотивационных конфликтов: 1) конфликт необходимости выбора между в равной степени привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами (при условии, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу); 2) Конфликт между двумя в равной степени непривлекательными возможностями (выбор из двух зол меньшего затруднен равной интенсивностью мотивов избегания); когда одна и та же цель (возможность) в равной мере и привлекательна и непривлекательна (внутренняя борьба связана со взвешиванием «за и против»). Мотивационный личностный конфликт возникает при определенных условиях.

Слайд 55





Классификация личностных конфликтов по К. Левину
Описание слайда:
Классификация личностных конфликтов по К. Левину

Слайд 56





       Фундаментальные принципы Н.Миллера, объясняющие понимание мотивационных конфлик-тов между тенденциями приближения и избегания
Тенденция к достижению цели тем сильнее,             чем  ближе к ней субъект, что обозначается               как градиент приближения.
Тенденция к избеганию нежелательного             объекта тем сильнее, чем ближе к нему                  субъект, означает градиент избегания.
По мере приближения объекта сила избегания увеличивается быстрее, чем сила достижения, т.е. градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения.
Сила тенденций достижения или избегания варьирует в зависимости от мотива, на котором они основываются, т.е. усиление мотива повышает общий уровень градиента.
Описание слайда:
Фундаментальные принципы Н.Миллера, объясняющие понимание мотивационных конфлик-тов между тенденциями приближения и избегания Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект, что обозначается как градиент приближения. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем ближе к нему субъект, означает градиент избегания. По мере приближения объекта сила избегания увеличивается быстрее, чем сила достижения, т.е. градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения. Сила тенденций достижения или избегания варьирует в зависимости от мотива, на котором они основываются, т.е. усиление мотива повышает общий уровень градиента.

Слайд 57





Комментарий к градиентам 
 Н. Миллера
     Градиент приближения означает – чем ближе человек к выбранной им цели, тем больше возрастает привлекательность, и наоборот, уменьшается привлекательность другой из возможных целей, от которой он удаляется.
      Градиент избегания проявляется в том, что когда человек покидает состояние некого равновесия, сохраняющиеся до его выбора, он приближается к одному из объектов и этот объект по мере приближения вызывает все более сильную реакцию отторжения, а второй, отвергнутый, кажется все менее неприятным. Это побуждает человека вернуться к исходному состоянию.
      Психологически легче выйти из ситуации 
выбора между двумя привлекательными 
возможностями, чем между двумя непривлека-
тельными. Первый выбор делается легче второго.
Описание слайда:
Комментарий к градиентам Н. Миллера Градиент приближения означает – чем ближе человек к выбранной им цели, тем больше возрастает привлекательность, и наоборот, уменьшается привлекательность другой из возможных целей, от которой он удаляется. Градиент избегания проявляется в том, что когда человек покидает состояние некого равновесия, сохраняющиеся до его выбора, он приближается к одному из объектов и этот объект по мере приближения вызывает все более сильную реакцию отторжения, а второй, отвергнутый, кажется все менее неприятным. Это побуждает человека вернуться к исходному состоянию. Психологически легче выйти из ситуации выбора между двумя привлекательными возможностями, чем между двумя непривлека- тельными. Первый выбор делается легче второго.

Слайд 58





Виды мотивацонных конфликтов
Описание слайда:
Виды мотивацонных конфликтов

Слайд 59





Условия возникновения личностного мотивационного конфликта (по В.С. Мерлину)
       Внешние условия должны быть таковы, что «удовлетворение каких-либо глубоких и актив-ных мотивов и отношений личности становится невозможным или ставится под угрозу».    Возникают они (условия) неизбежно вследствие ограничений, диктуемых общественной жизнью и в силу того, что на основе удовлетворения 
   одних мотивов, возникают другие, неудовлетворенные.
Описание слайда:
Условия возникновения личностного мотивационного конфликта (по В.С. Мерлину) Внешние условия должны быть таковы, что «удовлетворение каких-либо глубоких и актив-ных мотивов и отношений личности становится невозможным или ставится под угрозу». Возникают они (условия) неизбежно вследствие ограничений, диктуемых общественной жизнью и в силу того, что на основе удовлетворения одних мотивов, возникают другие, неудовлетворенные.

Слайд 60





Неизбежная необходимость внешних условий мотивационного конфликта
 
Во-первых,  в силу борьбы с природой возникают неизбежные трудности  для удовлетворения мотивов и отношений личности. 
Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбеж-ностью порождает новые, еще неудовлетворенные мотивы. Вечный рост  неудовлетворенных  мотивов — необходимое условие общественного развития. 
В-третьих, важным внешним источником конфликтов является то, что общественная жизнь 
     требует подавления или ограничения
     различных мотивов (иногда очень 
     глубоких и активных).
Описание слайда:
Неизбежная необходимость внешних условий мотивационного конфликта Во-первых, в силу борьбы с природой возникают неизбежные трудности для удовлетворения мотивов и отношений личности. Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбеж-ностью порождает новые, еще неудовлетворенные мотивы. Вечный рост неудовлетворенных мотивов — необходимое условие общественного развития. В-третьих, важным внешним источником конфликтов является то, что общественная жизнь требует подавления или ограничения различных мотивов (иногда очень глубоких и активных).

Слайд 61





Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между разными мотивами и отношениями личности или к противоречию
 между возможностями и стремлениями. 
Личностный мотивационный конфликт возникает только тогда, когда эти внешние условия порождают определенные внутренние условия. Внешних условий недостаточно.
В. Н. Мясищев справедливо различает 
    эмоциональный шок, возникающий 
   вследствие чисто внешних условий 
(например, при смертельной опасности) 
    и невроз, являющийся результатом психологического конфликта и возникающий только при определенных внутренних условиях.
Описание слайда:
Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между разными мотивами и отношениями личности или к противоречию между возможностями и стремлениями. Личностный мотивационный конфликт возникает только тогда, когда эти внешние условия порождают определенные внутренние условия. Внешних условий недостаточно. В. Н. Мясищев справедливо различает эмоциональный шок, возникающий вследствие чисто внешних условий (например, при смертельной опасности) и невроз, являющийся результатом психологического конфликта и возникающий только при определенных внутренних условиях.

Слайд 62





Владимир  Николаевич Мясищев (1894 - 1973) О ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЯХ
                          «Переживания являются   
                     источником невроза, который  
                      представляет собой   
                      патофизиологическое 
    выражение конфликта, лишь в том случае, если они занимают центральное или важное место в системе 
   отношений личности к 
    действительности.
Описание слайда:
Владимир Николаевич Мясищев (1894 - 1973) О ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЯХ «Переживания являются источником невроза, который представляет собой патофизиологическое выражение конфликта, лишь в том случае, если они занимают центральное или важное место в системе отношений личности к действительности.

Слайд 63





Роль осознания конфликта
                                 Личностный конфликт может быть         
                                             преодолен даже в том случае,   
                                             когда объективная ситуация  
                                             остается той же. 
                                            Осознавая объективные причины и условия, породившие конфликт, человек в состоянии изменить свое отношение к ним. 
            Если же этого не происходит, то возникшая 
     в конфликте дезинтеграция личности  
    углубляется, деформирует структуру 
     личности, снижает адаптивность
    к  деятельности.
Описание слайда:
Роль осознания конфликта Личностный конфликт может быть преодолен даже в том случае, когда объективная ситуация остается той же. Осознавая объективные причины и условия, породившие конфликт, человек в состоянии изменить свое отношение к ним. Если же этого не происходит, то возникшая в конфликте дезинтеграция личности углубляется, деформирует структуру личности, снижает адаптивность к деятельности.

Слайд 64





КОГНИТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ
В основе когнитивных конфликтов – столкновение несовместимых представлений.
Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласован-ности своей внутренней системы представлений, убеждений, цен-ностей. Он испытывает диском-форт в случае  возникающих противоречий, рассогласований.
          (Из теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера)
Описание слайда:
КОГНИТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В основе когнитивных конфликтов – столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласован-ности своей внутренней системы представлений, убеждений, цен-ностей. Он испытывает диском-форт в случае возникающих противоречий, рассогласований. (Из теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера)

Слайд 65





Теория когнитивного диссонанса
(Л. Фестингер)
    Люди стремятся к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно два «знания» (две когниции) (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных) – это и есть когнитивный диссонанс.
  Пример: есть две когниции:
«Знаю, что курить вредно» и 
«знаю, что курю» - противо-
речат  друг другу.
Описание слайда:
Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) Люди стремятся к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно два «знания» (две когниции) (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных) – это и есть когнитивный диссонанс. Пример: есть две когниции: «Знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» - противо- речат друг другу.

Слайд 66





Разрешение когнитивного конфликта
    Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений в сторону соответствия друг другу: можно изменить когницию о своем поведении (бросив курить, получаем новое «знание» - «Я не курю», вполне соответствует когниции «Курить вредно») 
	   Чем сильнее диссонанс, тем
 больше индивид будет стремиться  
 к его устранению или ослаблению. 
Механизм ослабления диссонанса «работает» 
не только на преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет «уходить» от межличностных осложнений.
Описание слайда:
Разрешение когнитивного конфликта Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений в сторону соответствия друг другу: можно изменить когницию о своем поведении (бросив курить, получаем новое «знание» - «Я не курю», вполне соответствует когниции «Курить вредно») Чем сильнее диссонанс, тем больше индивид будет стремиться к его устранению или ослаблению. Механизм ослабления диссонанса «работает» не только на преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет «уходить» от межличностных осложнений.

Слайд 67





РАЗРЕШЕНИЕ КОГНИТИВНОГО КОНФЛИКТА
Описание слайда:
РАЗРЕШЕНИЕ КОГНИТИВНОГО КОНФЛИКТА

Слайд 68





Когнитивный диссонанс затрагивает  такие важные явления как оправдание собственных действий 
или аргументация выбора
Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем.
 Диссонанс возникает здесь
 как следствие противоречия 
двух когниций: «Я принял 
решение», «Я не уверен, 
что это решение правильное».
Описание слайда:
Когнитивный диссонанс затрагивает такие важные явления как оправдание собственных действий или аргументация выбора Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем. Диссонанс возникает здесь как следствие противоречия двух когниций: «Я принял решение», «Я не уверен, что это решение правильное».

Слайд 69





РОЛЕВЫЕ  КОНФЛИКТЫ
   Противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.
                                      «Возникновение противоречий           
                                             между различными ролевыми 
                                             позициями личности, её 
                                     возможностями и соответствующим
                                   ролевым поведением может привести            
                                   к возникновению ролевых  
                                                                            конфликтов».
                                                              Н.В. Гришина
Описание слайда:
РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ Противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты. «Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, её возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к возникновению ролевых конфликтов». Н.В. Гришина

Слайд 70





Ролевой конфликт
   выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализо-вать несколько ролей (межролевой личностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся личностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или 
   смыслами жизни.
Описание слайда:
Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализо-вать несколько ролей (межролевой личностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся личностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

Слайд 71





Виды ролевых конфликтов
     1. Личностно-ролевой конфликт или конфликт «Я-роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора (Например: конфликт долга и личных мотивов);
       2. Межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми.
Описание слайда:
Виды ролевых конфликтов 1. Личностно-ролевой конфликт или конфликт «Я-роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора (Например: конфликт долга и личных мотивов); 2. Межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми.

Слайд 72





Факторы, определяющие интенсивность ролевого конфликта личности
   1. Степень совместимости 
 разных ролевых ожиданий 
(поведения, требуемого ролью); 
  2. Жесткость, с которой эти 
требования предъявляются; 
  3. Личностные характеристики самого индивида, его отношение (установки, направленность) к ролевым ожиданиям и т.п.
Описание слайда:
Факторы, определяющие интенсивность ролевого конфликта личности 1. Степень совместимости разных ролевых ожиданий (поведения, требуемого ролью); 2. Жесткость, с которой эти требования предъявляются; 3. Личностные характеристики самого индивида, его отношение (установки, направленность) к ролевым ожиданиям и т.п.

Слайд 73





Противоречия между просоциальным поведением личности и ее характерологическими деструкциями
Описание слайда:
Противоречия между просоциальным поведением личности и ее характерологическими деструкциями

Слайд 74





Причины возникновения личностных конфликтов
    Личностный конфликт инициируется причинами групп 1–4 (см. рис.). При этом важную роль играет то, что каждая личность имеет: 
1) позицию – официальное, определяемое должностью положение; 
2) статус – реальное положение индивида в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности; относительно должностного положения статус бывает высоким, средним и низким;
3) внутреннюю установку – субъективное восприятие личностью своего статуса;
 4) роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности.
Описание слайда:
Причины возникновения личностных конфликтов Личностный конфликт инициируется причинами групп 1–4 (см. рис.). При этом важную роль играет то, что каждая личность имеет: 1) позицию – официальное, определяемое должностью положение; 2) статус – реальное положение индивида в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности; относительно должностного положения статус бывает высоким, средним и низким; 3) внутреннюю установку – субъективное восприятие личностью своего статуса; 4) роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности.

Слайд 75





Способы разрешения личностных конфликтов
Описание слайда:
Способы разрешения личностных конфликтов

Слайд 76





Вопросы для контроля знаний
Что такое личностный конфликт?
Какие подструктуры личности с точки зрения психоаналитической концепции З. Фройда сталкиваются в личностном конфликте?
Что является источником личностного конфликта по А. Адлеру?
С каких двух позиций анализировала личностный конфликт К. Хорнай?
Что лежит в основе личностного конфликта по К.Роджерсу?
Какие внутренние условия конфликта 
        рассматривал В.Н. Мясищев?
 7.   Что такое когнитивный диссонанс?
 8.   Какие ролевые конфликты Вы знаете?
Описание слайда:
Вопросы для контроля знаний Что такое личностный конфликт? Какие подструктуры личности с точки зрения психоаналитической концепции З. Фройда сталкиваются в личностном конфликте? Что является источником личностного конфликта по А. Адлеру? С каких двух позиций анализировала личностный конфликт К. Хорнай? Что лежит в основе личностного конфликта по К.Роджерсу? Какие внутренние условия конфликта рассматривал В.Н. Мясищев? 7. Что такое когнитивный диссонанс? 8. Какие ролевые конфликты Вы знаете?

Слайд 77





Вопросы для контроля знаний
9. Перечислите особенности личностных конфликтов.
10.  В чем основная суть учения К. Юнга о природе личностных конфликтов?
11. В чем основная суть «экзистенциальной дихотомии»   Э. Фромма?
12. Перечислите основные типы личностных конфликтов по К. Левину.
13. Перечислите формы проявления личностных конфликтов.
14. Перечислите основные способы разрешения личностных конфликтов.
Описание слайда:
Вопросы для контроля знаний 9. Перечислите особенности личностных конфликтов. 10.  В чем основная суть учения К. Юнга о природе личностных конфликтов? 11. В чем основная суть «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма? 12. Перечислите основные типы личностных конфликтов по К. Левину. 13. Перечислите формы проявления личностных конфликтов. 14. Перечислите основные способы разрешения личностных конфликтов.

Слайд 78


Внутриличностные конфликты, слайд №78
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию