🗊Презентация История возникновения дробей

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
История возникновения дробей, слайд №1История возникновения дробей, слайд №2История возникновения дробей, слайд №3История возникновения дробей, слайд №4История возникновения дробей, слайд №5История возникновения дробей, слайд №6История возникновения дробей, слайд №7История возникновения дробей, слайд №8История возникновения дробей, слайд №9История возникновения дробей, слайд №10История возникновения дробей, слайд №11История возникновения дробей, слайд №12История возникновения дробей, слайд №13История возникновения дробей, слайд №14История возникновения дробей, слайд №15История возникновения дробей, слайд №16История возникновения дробей, слайд №17История возникновения дробей, слайд №18История возникновения дробей, слайд №19История возникновения дробей, слайд №20История возникновения дробей, слайд №21

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему История возникновения дробей. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





История возникновения 
дробей
Описание слайда:
История возникновения дробей

Слайд 2





Введение
       В 5 классе на уроках математики мы познакомились с   новыми числами – с дробями. Мне стало интересно узнать: 
  Откуда произошли такие числа? 
Почему дроби записывают таким образом?
  Кто придумал их записи? 
  Есть ли их дальнейшее развитие? 
        Чтобы найти ответы на все эти 
        вопросы, я обратилась к книгам, и к более 
        современному помощнику по имени «Интернет». 
                                В них я нашла много интересного материала, с                		      самыми интересными, на мой взгляд, данными  		                    я хочу поделиться.
Описание слайда:
Введение В 5 классе на уроках математики мы познакомились с новыми числами – с дробями. Мне стало интересно узнать: Откуда произошли такие числа? Почему дроби записывают таким образом? Кто придумал их записи? Есть ли их дальнейшее развитие? Чтобы найти ответы на все эти вопросы, я обратилась к книгам, и к более современному помощнику по имени «Интернет». В них я нашла много интересного материала, с самыми интересными, на мой взгляд, данными я хочу поделиться.

Слайд 3


История возникновения дробей, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





Запись дробей в Египте
Египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида 1/n. Например, вместо  8/15 они писали 1/3 + 1/5. Единственным  исключением  была дробь 2/3. 
В папирусе Ахмеса есть задача:
 "Разделить 7  хлебов между 8 людьми". Если резать каждый хлеб на 8 частей,  придется  провести  49 разрезов.  А по-египетски эта задача решалась так. Дробь 7/8 записывали в виде долей: 
1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
 
Описание слайда:
Запись дробей в Египте Египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида 1/n. Например, вместо 8/15 они писали 1/3 + 1/5. Единственным исключением была дробь 2/3. В папирусе Ахмеса есть задача: "Разделить 7 хлебов между 8 людьми". Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.  А по-египетски эта задача решалась так. Дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.  

Слайд 5





Складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n. А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей. 
                                         С помощью этой таблицы выполняли и                                         		 деление чисел. Умели умножения            		             		    умножать и делить	
Складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n. А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей. 
                                         С помощью этой таблицы выполняли и                                         		 деление чисел. Умели умножения            		             		    умножать и делить	
                                         использовать таблицу. Еще сложнее  				                      обстояло дело с делением.
Описание слайда:
Складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n. А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей. С помощью этой таблицы выполняли и деление чисел. Умели умножения умножать и делить Складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n. А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей. С помощью этой таблицы выполняли и деление чисел. Умели умножения умножать и делить использовать таблицу. Еще сложнее обстояло дело с делением.

Слайд 6





Вавилон
                         	Совсем иным путем пошли вавилоняне.   			            Они работали только с шестидесятеричными  		            дробями. Так как знаменателями таких дробей 			служат числа 60, 602, 603 и т. д., то такие 				дроби, 	как 1/7, 1/11,1/13 нельзя было точно 				выразить через шестидесятеричные: выражали через них приближенно. Мы и сейчас пользуемся такими дробями в обозначениях времени и величин углов. Например, время 3ч.17мин.28с. можно записать и так: 3,17'28" ч.(читается 3 целых, 17 шестидесятых 28 три тысячи шестисотых часа). 
    Вместо слов «шестидесятые доли», «три тысячи шестисотые доли» говорили короче: «первые малые доли», «вторые малые доли». От этого и произошли слова минута (по латыни – меньшая) и секунда (от латыни – вторая). Вавилонский способ обозначения дробей сохранил свое значение и до сих пор.
Так как система счисления у вавилонян была позиционной, они действовали с шестидесятеричными дробями с помощью тех же таблиц, что и для натуральных чисел.
Описание слайда:
Вавилон Совсем иным путем пошли вавилоняне. Они работали только с шестидесятеричными дробями. Так как знаменателями таких дробей служат числа 60, 602, 603 и т. д., то такие дроби, как 1/7, 1/11,1/13 нельзя было точно выразить через шестидесятеричные: выражали через них приближенно. Мы и сейчас пользуемся такими дробями в обозначениях времени и величин углов. Например, время 3ч.17мин.28с. можно записать и так: 3,17'28" ч.(читается 3 целых, 17 шестидесятых 28 три тысячи шестисотых часа). Вместо слов «шестидесятые доли», «три тысячи шестисотые доли» говорили короче: «первые малые доли», «вторые малые доли». От этого и произошли слова минута (по латыни – меньшая) и секунда (от латыни – вторая). Вавилонский способ обозначения дробей сохранил свое значение и до сих пор. Так как система счисления у вавилонян была позиционной, они действовали с шестидесятеричными дробями с помощью тех же таблиц, что и для натуральных чисел.

Слайд 7





Древний Рим
Интересная система дробей была в 
Древнем Риме. Она основывалась на 
делении на 12 долей единицы веса, 
которая называлась асс.
 Двенадцатую долю асса называли 
унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь не шла о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. 
А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.
Описание слайда:
Древний Рим Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь не шла о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.

Слайд 8





Римская система дробей и мер была двенадцатеричной. Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулезно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус". 
Римская система дробей и мер была двенадцатеричной. Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулезно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус". 
В ходу были и такие названия: "семис" - половина асса, "секстане" - шестая его доля, "семиунция" - полунции, то есть 1/24 асса, и т. д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было для этих дробей помнить и таблицу сложения, и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твердо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию (3/2 унции, то есть 1/8 асса) получается унция. 
Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из них дошли до нас.
Описание слайда:
Римская система дробей и мер была двенадцатеричной. Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулезно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус". Римская система дробей и мер была двенадцатеричной. Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулезно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус". В ходу были и такие названия: "семис" - половина асса, "секстане" - шестая его доля, "семиунция" - полунции, то есть 1/24 асса, и т. д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было для этих дробей помнить и таблицу сложения, и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твердо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию (3/2 унции, то есть 1/8 асса) получается унция. Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из них дошли до нас.

Слайд 9





Греция
Учение об отношениях, о дробях и связывалось у греков с музыкой. Кроме арифметики и геометрии, в греческую математику входила музыка. Музыкой греки называли ту часть арифметики, в которой говорится об отношениях и пропорциях. 
Греки создали и научную теорию музыки. 
 		              			        Они знали: чем длиннее натянутая      		струна, тем {ниже} получается звук,который она издает; что  короткая струна издает высокий звук. Но у            музыкального инструмента не одна, а несколько струн , и для того,чтобы все струны при игре звучали приятно для уха длина звучащих частей  
их должна быть в определенном отношении. Например, чтобы высоты звуков, издаваемых двумя струнами, различались на октаву, нужно, чтобы их длины относились как 1:2. Подобным же образом квинте соответствует отношение 2:3, кварте – отношение 3:4 и т.д.
Описание слайда:
Греция Учение об отношениях, о дробях и связывалось у греков с музыкой. Кроме арифметики и геометрии, в греческую математику входила музыка. Музыкой греки называли ту часть арифметики, в которой говорится об отношениях и пропорциях. Греки создали и научную теорию музыки. Они знали: чем длиннее натянутая струна, тем {ниже} получается звук,который она издает; что короткая струна издает высокий звук. Но у музыкального инструмента не одна, а несколько струн , и для того,чтобы все струны при игре звучали приятно для уха длина звучащих частей их должна быть в определенном отношении. Например, чтобы высоты звуков, издаваемых двумя струнами, различались на октаву, нужно, чтобы их длины относились как 1:2. Подобным же образом квинте соответствует отношение 2:3, кварте – отношение 3:4 и т.д.

Слайд 10





Русь
На Руси дроби называли долями, 
позднее «ломанными числами» 
Например,        
 - эти дроби назывались родовые 
или основными.
Описание слайда:
Русь На Руси дроби называли долями, позднее «ломанными числами» Например, - эти дроби назывались родовые или основными.

Слайд 11





Из истории обозначения дробей
Современную систему записи 
     дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу и не писали дробной черты. 
Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.
Описание слайда:
Из истории обозначения дробей Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу и не писали дробной черты. Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

Слайд 12





Из истории обозначения дробей
Современную систему записи 
     дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу и не писали дробной черты. 
Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.
Описание слайда:
Из истории обозначения дробей Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу и не писали дробной черты. Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

Слайд 13





В XV веке, в Узбекистане математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал –Каши записал дробь в одну строчку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Он пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.
В XV веке, в Узбекистане математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал –Каши записал дробь в одну строчку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Он пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.
   В 1585г. С.Стивенс  стал писать цифры дробного числа в одну строчку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например: 12,761 записывалось так: 12076112. Именно Стивнса считают изобретателем десятичных дробей.
Запятая в записи дробей впервые встречается в 1592г., а в 1617г. Шотландский математик  Дж.Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой.
Современную запись, т.е. отделение целой части от запятой, предложил Кеплер.
В странах, говорящих на английском языке (Англия, Канада и т.д.), и сейчас вместо запятой пишут, точку. Например: 2.3 и читают: два точка три.
Описание слайда:
В XV веке, в Узбекистане математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал –Каши записал дробь в одну строчку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Он пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. В XV веке, в Узбекистане математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал –Каши записал дробь в одну строчку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Он пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. В 1585г. С.Стивенс стал писать цифры дробного числа в одну строчку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например: 12,761 записывалось так: 12076112. Именно Стивнса считают изобретателем десятичных дробей. Запятая в записи дробей впервые встречается в 1592г., а в 1617г. Шотландский математик Дж.Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой. Современную запись, т.е. отделение целой части от запятой, предложил Кеплер. В странах, говорящих на английском языке (Англия, Канада и т.д.), и сейчас вместо запятой пишут, точку. Например: 2.3 и читают: два точка три.

Слайд 14





Старинные задачи с дробями
     В произведении знаменитого римского поэта I века до н. э. Горация так описана беседа учителях учеником в одной из римских школ этой эпохи:
Учитель. Пусть скажет сын Альбина, сколько останется, если от пяти унций отнять одну унцию?
Ученик. Одна треть.
Учитель. Правильно. Ты сумеешь беречь свое имущество.
Решение:                  
                                    4 унции         4 унции           4 унции
                    
         Ответ: 1/3
Описание слайда:
Старинные задачи с дробями В произведении знаменитого римского поэта I века до н. э. Горация так описана беседа учителях учеником в одной из римских школ этой эпохи: Учитель. Пусть скажет сын Альбина, сколько останется, если от пяти унций отнять одну унцию? Ученик. Одна треть. Учитель. Правильно. Ты сумеешь беречь свое имущество. Решение: 4 унции 4 унции 4 унции Ответ: 1/3

Слайд 15







Задача из "Арифметики" известного 
среднеазиатского математика 
Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век н. э.)

         
"Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10".
                                  
                                  четверть         треть            число 10

 
Решение:  
                                             
                                                      
                                     
                                  
     
       Ответ: 24
Описание слайда:
Задача из "Арифметики" известного среднеазиатского математика Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век н. э.) "Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10". четверть треть число 10   Решение: Ответ: 24

Слайд 16







 Задача из (Папируса Ахмеса) 
(Египет, 1850 г. до н. э.)     

"Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:
 - Сколько приводишь ты своего многочисленного стада? 
Пастух отвечает:
 - Я привожу две трети от трети скота. Сочти!"
                                          
                                       ?
             70 быков

Решение:
         1) 70:2·3=105 голов - это 1/3 от скота
         2) 105·3=315 голов скота
          Ответ:315 голов скота
Описание слайда:
Задача из (Папируса Ахмеса) (Египет, 1850 г. до н. э.) "Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: - Сколько приводишь ты своего многочисленного стада? Пастух отвечает: - Я привожу две трети от трети скота. Сочти!" ? 70 быков Решение: 1) 70:2·3=105 голов - это 1/3 от скота 2) 105·3=315 голов скота Ответ:315 голов скота

Слайд 17






Староиндийская задача математика 
Сриддхары (XI век н.э.)

Есть кадамба цветок,
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
              Рядом тут же росла
              Вся в цвету сименгда,
              И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи
И тех пчел на кутай посади,
             Только две не нашли
             Себе место нигде,
             Все летали то взад, то вперед и везде
             Ароматом цветов наслаждались.
 Назови теперь мне, 
Подсчитавши в уме, 
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Описание слайда:
Староиндийская задача математика Сриддхары (XI век н.э.) Есть кадамба цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда, И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на кутай посади, Только две не нашли Себе место нигде, Все летали то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждались. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось?

Слайд 18





Решение:
                пятая часть   третья часть
                      кадамба        сименга                         кутай
                                                              Ответ: 30 пчел
Описание слайда:
Решение: пятая часть третья часть кадамба сименга кутай Ответ: 30 пчел

Слайд 19





Задача армянского ученого 
Анания Ширакаци (VII век н.э.)
     "Один купец прошел через 3 города, и взыскивали с него в первом городе пошлины половину, и треть имущества, и во втором городе половину и треть (с того, что осталось), и в третьем городе половину и треть (с того, что осталось). Когда он прибыл домой, у него осталось 11 денежков (денежных единиц). Итак, узнай, сколько всего денежков было вначале у купца?"
Описание слайда:
Задача армянского ученого Анания Ширакаци (VII век н.э.) "Один купец прошел через 3 города, и взыскивали с него в первом городе пошлины половину, и треть имущества, и во втором городе половину и треть (с того, что осталось), и в третьем городе половину и треть (с того, что осталось). Когда он прибыл домой, у него осталось 11 денежков (денежных единиц). Итак, узнай, сколько всего денежков было вначале у купца?"

Слайд 20





                 Выводы:

          
                         Дроби появились в глубокой древности.
                        При разделе добычи, при измерениях
                        Велечин, да и в других похожих случаях
                        люди встретились с необходимостью
                        ввести дроби. Но единой записи дробей,
                        Как и целых чисел, не было.
Описание слайда:
Выводы: Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях Велечин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Но единой записи дробей, Как и целых чисел, не было.

Слайд 21


История возникновения дробей, слайд №21
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию