🗊Презентация Античная философия

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Античная философия, слайд №1Античная философия, слайд №2Античная философия, слайд №3Античная философия, слайд №4Античная философия, слайд №5Античная философия, слайд №6Античная философия, слайд №7Античная философия, слайд №8Античная философия, слайд №9Античная философия, слайд №10Античная философия, слайд №11Античная философия, слайд №12Античная философия, слайд №13Античная философия, слайд №14Античная философия, слайд №15Античная философия, слайд №16Античная философия, слайд №17Античная философия, слайд №18Античная философия, слайд №19Античная философия, слайд №20Античная философия, слайд №21Античная философия, слайд №22Античная философия, слайд №23Античная философия, слайд №24Античная философия, слайд №25Античная философия, слайд №26Античная философия, слайд №27Античная философия, слайд №28Античная философия, слайд №29Античная философия, слайд №30Античная философия, слайд №31Античная философия, слайд №32Античная философия, слайд №33Античная философия, слайд №34Античная философия, слайд №35Античная философия, слайд №36Античная философия, слайд №37Античная философия, слайд №38Античная философия, слайд №39Античная философия, слайд №40Античная философия, слайд №41Античная философия, слайд №42Античная философия, слайд №43Античная философия, слайд №44Античная философия, слайд №45Античная философия, слайд №46Античная философия, слайд №47

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Античная философия. Доклад-сообщение содержит 47 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Описание слайда:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 2





Периодизация античной философии
Натурфилософский период: VI – V вв. до н.э. (досократики)
Классический период: конец V – конец IV вв. до н.э. (софисты, Сократ, Платон, Аристотель)
Эллинистический период: конец IV в. до н.э. – VI в. н.э. (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)
Описание слайда:
Периодизация античной философии Натурфилософский период: VI – V вв. до н.э. (досократики) Классический период: конец V – конец IV вв. до н.э. (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) Эллинистический период: конец IV в. до н.э. – VI в. н.э. (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

Слайд 3


Античная философия, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Описание слайда:
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Слайд 5


Античная философия, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





АНАКСИМАНДР
древнегреческий мудрец, ученик Фа­леса. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со­ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (гло­бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.
Первооснова (архэ) – апейрон (беспредельное)
Апейрон – первовещество, он вечен, бесконечен, подвижен
Все возникает в результате обособления от апейрона теплого, холодного, сухого и влажного, из их сочетаний возникают 4 стихии (элемента): огонь, вода, воздух, земля, все вещи состоят из 4 элементов.
Апейрон – божественный закон, управляющий миром
Все в мире происходит согласно необходимости
Считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, чем положил начало теории небесных сфер. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб). Анаксимандр первым ввел учение о бесчисленности миров.
Описание слайда:
АНАКСИМАНДР древнегреческий мудрец, ученик Фа­леса. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со­ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (гло­бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии. Первооснова (архэ) – апейрон (беспредельное) Апейрон – первовещество, он вечен, бесконечен, подвижен Все возникает в результате обособления от апейрона теплого, холодного, сухого и влажного, из их сочетаний возникают 4 стихии (элемента): огонь, вода, воздух, земля, все вещи состоят из 4 элементов. Апейрон – божественный закон, управляющий миром Все в мире происходит согласно необходимости Считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, чем положил начало теории небесных сфер. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб). Анаксимандр первым ввел учение о бесчисленности миров.

Слайд 7





АНАКСИМЕН
Первооснова – воздух 
Все возникает в результате сгущения и разряжения воздуха
Сгущение приводит к образованию воды и земли, разряжение –  к образованию огня
Воздух – божественный, управляет всем, как душа управляет телом
Описание слайда:
АНАКСИМЕН Первооснова – воздух Все возникает в результате сгущения и разряжения воздуха Сгущение приводит к образованию воды и земли, разряжение – к образованию огня Воздух – божественный, управляет всем, как душа управляет телом

Слайд 8





ЭФЕССКАЯ ШКОЛА
ГЕРАКЛИТ -  древнегреческий мудрец. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко Гераклит — стихий­ный материалист и основоположник диалектики.
Первоначалом всего су­щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая».
Принципиальная особенность мира состоит в его по­стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на­гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един­стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»).
Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий ра­зум — это Огонь (Логос).
Описание слайда:
ЭФЕССКАЯ ШКОЛА ГЕРАКЛИТ - древнегреческий мудрец. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко Гераклит — стихий­ный материалист и основоположник диалектики. Первоначалом всего су­щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая». Принципиальная особенность мира состоит в его по­стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на­гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един­стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»). Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий ра­зум — это Огонь (Логос).

Слайд 9





ПИФАГОРЕЙЦЫ
ПИФАГОР – философ, математик.
По убеждению Пифагора, числа – это основа мира. 
Нечётные числа (начиная с 3) – мужские, чётные – это женские, супружество – это число 5 (2+3). 
Число 4 считалось святым, им заклинали и клялись. Шестёрка была символом совершенства, десятка отождествлялась с гармонией, а самым священным считалось число 36. 
Пентаграмма (звезда) стала символом пифагорейцев, воплощением здоровья и стихий (воды, земли, воздуха, огня и эфира). 
Пифагорейцы, придавали большое значение воспитанию и образованию юношества и разработали обширную систему педагогических методов.
Древний философ стремился развить в своих учениках, прежде всего, интуицию. Ведь мудрость есть понимание источника, или причины всех событий.
Описание слайда:
ПИФАГОРЕЙЦЫ ПИФАГОР – философ, математик. По убеждению Пифагора, числа – это основа мира. Нечётные числа (начиная с 3) – мужские, чётные – это женские, супружество – это число 5 (2+3). Число 4 считалось святым, им заклинали и клялись. Шестёрка была символом совершенства, десятка отождествлялась с гармонией, а самым священным считалось число 36. Пентаграмма (звезда) стала символом пифагорейцев, воплощением здоровья и стихий (воды, земли, воздуха, огня и эфира). Пифагорейцы, придавали большое значение воспитанию и образованию юношества и разработали обширную систему педагогических методов. Древний философ стремился развить в своих учениках, прежде всего, интуицию. Ведь мудрость есть понимание источника, или причины всех событий.

Слайд 10





АФОРИЗМЫ ПИФАГОРА
Начало есть половина всего
Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?"
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть
Пьянство есть упражнение в безумстве
Описание слайда:
АФОРИЗМЫ ПИФАГОРА Начало есть половина всего Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?" Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть Пьянство есть упражнение в безумстве

Слайд 11





АТОМИСТСКАЯ ШКОЛА
ДЕМОКРИТ 
Основа бытия: атомы. Атом  - неделимый.   
Свойства атома: неделимость, неизменность, вечность, наличие размера, формы, движение.
Движение атомов также вечно как и сами атомы.
Главным условием движения атомов является пустота. В силу бесконечности пустоты и бесконечного множества атомов существует множество миров, возникающих в результате движения атомов. 
Т.о., Демокрит утверждал необходимость существования множества, движения и пустоты.
Описание слайда:
АТОМИСТСКАЯ ШКОЛА ДЕМОКРИТ Основа бытия: атомы. Атом - неделимый. Свойства атома: неделимость, неизменность, вечность, наличие размера, формы, движение. Движение атомов также вечно как и сами атомы. Главным условием движения атомов является пустота. В силу бесконечности пустоты и бесконечного множества атомов существует множество миров, возникающих в результате движения атомов. Т.о., Демокрит утверждал необходимость существования множества, движения и пустоты.

Слайд 12


Античная философия, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





СОФИСТЫ
Софист – от греч. мудрец, учитель мудрости
Софистов не интересовала истинность отстаиваемых положений, они заботились только о личной выгоде. Деятельность софистов сводилась к демонстрации их способности убеждать людей с помощью искусства слова. Нередко софисты прибегали к различным уловкам,  запутывая собеседников (софизмы)
Родоначальники Прагматизма – учения, согласно которому истинным является то знание, которое полезно и выгодно человеку в его деятельности.
Описание слайда:
СОФИСТЫ Софист – от греч. мудрец, учитель мудрости Софистов не интересовала истинность отстаиваемых положений, они заботились только о личной выгоде. Деятельность софистов сводилась к демонстрации их способности убеждать людей с помощью искусства слова. Нередко софисты прибегали к различным уловкам, запутывая собеседников (софизмы) Родоначальники Прагматизма – учения, согласно которому истинным является то знание, которое полезно и выгодно человеку в его деятельности.

Слайд 14





Основоположник софистики: 
Основоположник софистики: 
Протагор из Абдер (480 – 411 гг. до н.э.)
Основной тезис: «Человек есть мера всех вещей»
Основные принципы софистики:
Релятивизм – утверждение относительности всех знаний, норм морали, ценностей. Отрицание абсолютной истины.
«Лекарство для больного полезно, для здорового вредно»
Субъективизм – сведение содержания знания к субъективным восприятиям. Отрицание объективной истины.
«Что кажется одному, то и существует, а что кажется другому, то для него тоже существует»
Скептицизм – сомнение в достоверности любых знаний. 
«Можно доказать истинность и ложность одного и того же с равной степенью убедительности».
Описание слайда:
Основоположник софистики: Основоположник софистики: Протагор из Абдер (480 – 411 гг. до н.э.) Основной тезис: «Человек есть мера всех вещей» Основные принципы софистики: Релятивизм – утверждение относительности всех знаний, норм морали, ценностей. Отрицание абсолютной истины. «Лекарство для больного полезно, для здорового вредно» Субъективизм – сведение содержания знания к субъективным восприятиям. Отрицание объективной истины. «Что кажется одному, то и существует, а что кажется другому, то для него тоже существует» Скептицизм – сомнение в достоверности любых знаний. «Можно доказать истинность и ложность одного и того же с равной степенью убедительности».

Слайд 15





Примеры софизмов
Описание слайда:
Примеры софизмов

Слайд 16





КИНИЗМ (ЦИНИЗМ)
Название школы произошло от названия холма в Афинах и рас­положенном на нем гимнасии1 «Киносарг» («Зоркий пес» или «Бе­лая собака»), где занимались первые киники («кюникос» — «соба­чий»), отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа».
Основоположник кинизма — Антисфен 
Самый знаменитый киник — Диоген Синопский 
Философия киников — философия отщепенцев, которые сознательно ставили се­бя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы пове­дения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип.
 Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей.
Они презирали знатность и богатство, считая последнее амораль­ным, и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и на­чали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без оте­чества» Диоген применяет к себе с гордостью.
«Надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и ца­рей, и частных людей... Стыд, чувство приличия и умеренности долж­ны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне».
Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику сто­иков; презрение к материальным благам и образ жизни киников спо­собствовал становлению христианских идеалов аскетизма.
Описание слайда:
КИНИЗМ (ЦИНИЗМ) Название школы произошло от названия холма в Афинах и рас­положенном на нем гимнасии1 «Киносарг» («Зоркий пес» или «Бе­лая собака»), где занимались первые киники («кюникос» — «соба­чий»), отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа». Основоположник кинизма — Антисфен Самый знаменитый киник — Диоген Синопский Философия киников — философия отщепенцев, которые сознательно ставили се­бя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы пове­дения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей. Они презирали знатность и богатство, считая последнее амораль­ным, и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и на­чали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без оте­чества» Диоген применяет к себе с гордостью. «Надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и ца­рей, и частных людей... Стыд, чувство приличия и умеренности долж­ны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне». Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику сто­иков; презрение к материальным благам и образ жизни киников спо­собствовал становлению христианских идеалов аскетизма.

Слайд 17


Античная философия, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





СОКРАТ
Описание слайда:
СОКРАТ

Слайд 19





Виды добродетелей:
Виды добродетелей:
Умеренность
Мужество
Мудрость
Справедливость
Цель философии: определить данные понятия 
«Я знаю, что ничего не знаю»
Осознание собственного незнания  - есть главное условие познания.
Майевтика (родовспоможение) – сократический метод, направленный на извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов.
Два этапа:
Сократ просил разъяснить суть предмета в котором собеседник считался специалистом, но, задавая вопросы показывал, что он ничего не знает.
Совместная попытка определения сущности предмета.
Главная задача Сократа: побудить людей к поиску истины
Описание слайда:
Виды добродетелей: Виды добродетелей: Умеренность Мужество Мудрость Справедливость Цель философии: определить данные понятия «Я знаю, что ничего не знаю» Осознание собственного незнания - есть главное условие познания. Майевтика (родовспоможение) – сократический метод, направленный на извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов. Два этапа: Сократ просил разъяснить суть предмета в котором собеседник считался специалистом, но, задавая вопросы показывал, что он ничего не знает. Совместная попытка определения сущности предмета. Главная задача Сократа: побудить людей к поиску истины

Слайд 20





ПЛАТОН (АРИСТОКЛ)
Описание слайда:
ПЛАТОН (АРИСТОКЛ)

Слайд 21





Типы государств по Платону (по мере предпочтения)
Аристократия – правление лучших, власть «знающих»
Тимократия – власть честолюбцев, правление знати, стажей-воинов
Олигархия – правление богатого меньшинства.  Главное зло олигархии: раскол общества на богатых и бедных.
Демократия – власть бедного народа. Главный недостаток: отсутствие порядка, законности, произвол.
Тирания – несправедливая власть одного. Наихудшее государство, т.к. все оказываются в зависимости от произвола тирана.
Описание слайда:
Типы государств по Платону (по мере предпочтения) Аристократия – правление лучших, власть «знающих» Тимократия – власть честолюбцев, правление знати, стажей-воинов Олигархия – правление богатого меньшинства. Главное зло олигархии: раскол общества на богатых и бедных. Демократия – власть бедного народа. Главный недостаток: отсутствие порядка, законности, произвол. Тирания – несправедливая власть одного. Наихудшее государство, т.к. все оказываются в зависимости от произвола тирана.

Слайд 22


Античная философия, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Античная философия, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО по Платону
Описание слайда:
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО по Платону

Слайд 25





Государство по Платону
Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим.
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т. д.
Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни.
Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.
Описание слайда:
Государство по Платону Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим. Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т. д. Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.

Слайд 26





МИФ об АНДРОГИНАХ
Описание слайда:
МИФ об АНДРОГИНАХ

Слайд 27


Античная философия, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28





МИФ о ПЕЩЕРЕ
Описание слайда:
МИФ о ПЕЩЕРЕ

Слайд 29





МИФ о ПЕЩЕРЕ
Платон признает, что есть высокая вероятность того, что освобожденный узник пещеры сможет понять и принять суть настоящих предметов, оставив тени их как ошибочное восприятие.
 Но что будет, если узник вернется назад?
 Платон приходит к мысли, что, вернувшись в пещеру, бывший освобожденный попытается раскрыть глаза своим сотоварищам. 
Будет ли он принят и понят ними? 
К сожалению, нет, он для них будет смешным и безумным до той поры, пока его глаза не привыкнут к мраку и тени снова не заступят на место реальных очертаний. Более того, его закованное в вечные оковы окружение будет считать, что его свобода и пребывание вне пещеры сделали его нездоровым и что им самим не стоит стремиться к освобождению.
 Таким образом, Платон объясняет стремление к высшей идее индивидуумом и отношение общества к этому стремлению.
Описание слайда:
МИФ о ПЕЩЕРЕ Платон признает, что есть высокая вероятность того, что освобожденный узник пещеры сможет понять и принять суть настоящих предметов, оставив тени их как ошибочное восприятие. Но что будет, если узник вернется назад? Платон приходит к мысли, что, вернувшись в пещеру, бывший освобожденный попытается раскрыть глаза своим сотоварищам. Будет ли он принят и понят ними? К сожалению, нет, он для них будет смешным и безумным до той поры, пока его глаза не привыкнут к мраку и тени снова не заступят на место реальных очертаний. Более того, его закованное в вечные оковы окружение будет считать, что его свобода и пребывание вне пещеры сделали его нездоровым и что им самим не стоит стремиться к освобождению. Таким образом, Платон объясняет стремление к высшей идее индивидуумом и отношение общества к этому стремлению.

Слайд 30





«Миф о пещере» Платона 
Смысл явный и скрытый
Миф, который не является даже отдельным произведением, стал достоянием философии.  Вот наиболее обоснованные и явные аспекты смысла мифа:  
Тени видимы органами чувств, голоса слышимы ими же. Но необходимо приложить усилия, чтобы понять суть вещей. Именно сверхчувственность есть приложение умственных усилий;
Государство как оковы, ограничения; 
Человек видит тень, но не видит предмет. Свои впечатления он проецирует на тень, так отклик заменяет само понятие.
Равнение только на органы чувств – ограниченное, аскетическое бытие. Умственные усилия для оценки увиденного – сверхчувствительное восприятие, философичная оценка.
Описание слайда:
«Миф о пещере» Платона Смысл явный и скрытый Миф, который не является даже отдельным произведением, стал достоянием философии. Вот наиболее обоснованные и явные аспекты смысла мифа: Тени видимы органами чувств, голоса слышимы ими же. Но необходимо приложить усилия, чтобы понять суть вещей. Именно сверхчувственность есть приложение умственных усилий; Государство как оковы, ограничения; Человек видит тень, но не видит предмет. Свои впечатления он проецирует на тень, так отклик заменяет само понятие. Равнение только на органы чувств – ограниченное, аскетическое бытие. Умственные усилия для оценки увиденного – сверхчувствительное восприятие, философичная оценка.

Слайд 31





АРИСТОТЕЛЬ
Ученик Платона
Воспитатель Александра Македонского
Создатель Ликея (Лицей)
Перипатетическая школа (прогуливающиеся)
Классификация наук
Теоретические науки – математика, первая философия (метафизика), вторая философия (физика)
Практические науки – этика, экономика, политика
Творческие науки – риторика, поэтика, музыка
Логика (полностью разработал) «мышление о мышлении». Логика – это органон (орудие), которое он использует для доказательства всех своих положений.
Описание слайда:
АРИСТОТЕЛЬ Ученик Платона Воспитатель Александра Македонского Создатель Ликея (Лицей) Перипатетическая школа (прогуливающиеся) Классификация наук Теоретические науки – математика, первая философия (метафизика), вторая философия (физика) Практические науки – этика, экономика, политика Творческие науки – риторика, поэтика, музыка Логика (полностью разработал) «мышление о мышлении». Логика – это органон (орудие), которое он использует для доказательства всех своих положений.

Слайд 32


Античная философия, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


Античная философия, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34





ФИЛОСОФИЯ Аристотеля (материализм)
Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы»), а их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
     сущность (субстанция);   количество;  качество;  отношение;  место;  время;
                                       положение; состояние;  действие;  страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.
Описание слайда:
ФИЛОСОФИЯ Аристотеля (материализм) Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы»), а их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.

Слайд 35





учение о причинах и первоначалах 
всего сущего (Аристотель)
Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον)  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Описание слайда:
учение о причинах и первоначалах всего сущего (Аристотель) Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον)  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Слайд 36





Формы государственного правления по Аристотелю
Правильный строй -- строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia -- единовластие) -- форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia -- власть лучших) -- форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития -- Аристотель считал эту форму наилучшей. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития -- «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах -- умеренность, в имуществе -- средний достаток, во властвовании -- средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй -- строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания -- монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия -- соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия -- выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Охлократия (власть толпы) – крайняя демократия
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное -- удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
Описание слайда:
Формы государственного правления по Аристотелю Правильный строй -- строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Монархия (греч. monarchia -- единовластие) -- форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Аристократия (греч. aristokratia -- власть лучших) -- форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного. Полития -- Аристотель считал эту форму наилучшей. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития -- «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах -- умеренность, в имуществе -- средний достаток, во властвовании -- средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». Неправильный строй -- строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания -- монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. Олигархия -- соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. Демократия -- выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Охлократия (власть толпы) – крайняя демократия В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное -- удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

Слайд 37





Государство по Аристотелю
Государство создается не для того чтобы жить, а чтобы жить счастливо. Вот тогда государство - это совершенный союз свободных людей.
Государство - это там, где добродетельное воспитание, справедливые законы, соответствующее место и климат. Должна быть обеспечена свобода. Свобода - там, где все по очереди подчиняются и управляют, где каждый живет как захочет в рамках закона.
Виды власти: 
        1 власть - законосовещательная
        2 власть - управления
        3 власть - судебная
Граждан следует приучать к выполнению и исполнению законов. Допустима систем наказаний. Цель - заставить следовать добродетели. Законопослушными могут стать граждане если применять воспитание, обучение, систему наград и наказание. Наказание - это лечение, а лечение производится противоположным приятному.
Задачи наказания - общая превенция, исправление и удаление. Допускается изгнание. Наказание это восстановление справедливости. Но месть недопустима. Также различает умышленные, неумышленные и т.д.
За незнание закона люди несут ответственность, поскольку незнание законов - результат небрежности.
Пьяный несет двойную ответственность, потому что принцип действия лежал в нем самом.
Описание слайда:
Государство по Аристотелю Государство создается не для того чтобы жить, а чтобы жить счастливо. Вот тогда государство - это совершенный союз свободных людей. Государство - это там, где добродетельное воспитание, справедливые законы, соответствующее место и климат. Должна быть обеспечена свобода. Свобода - там, где все по очереди подчиняются и управляют, где каждый живет как захочет в рамках закона. Виды власти: 1 власть - законосовещательная 2 власть - управления 3 власть - судебная Граждан следует приучать к выполнению и исполнению законов. Допустима систем наказаний. Цель - заставить следовать добродетели. Законопослушными могут стать граждане если применять воспитание, обучение, систему наград и наказание. Наказание - это лечение, а лечение производится противоположным приятному. Задачи наказания - общая превенция, исправление и удаление. Допускается изгнание. Наказание это восстановление справедливости. Но месть недопустима. Также различает умышленные, неумышленные и т.д. За незнание закона люди несут ответственность, поскольку незнание законов - результат небрежности. Пьяный несет двойную ответственность, потому что принцип действия лежал в нем самом.

Слайд 38





ЭЛЛИНИЗМ
Особенности:
1. Развитие практической философии - этики
2. Эвдемонизм – учение, согласно которому целью человеческой жизни является достижение счастья
3. Эвдемония – счастье, суть его в атараксии (состояние спокойствия и невозмутимости души)
4. Основная задача философии - выявление способов достижения индивидуального счастья
Описание слайда:
ЭЛЛИНИЗМ Особенности: 1. Развитие практической философии - этики 2. Эвдемонизм – учение, согласно которому целью человеческой жизни является достижение счастья 3. Эвдемония – счастье, суть его в атараксии (состояние спокойствия и невозмутимости души) 4. Основная задача философии - выявление способов достижения индивидуального счастья

Слайд 39





ЭПИКУРЕИЗМ
Основоположник: Эпикур.  На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение».
Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»
Описание слайда:
ЭПИКУРЕИЗМ Основоположник: Эпикур. На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение». Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»

Слайд 40





Виды удовольствий (по Эпикуру)
1. естественные и необходимые для жизни
2. естественные, но не необходимые 
3. не естественные и не необходимые
Счастлив тот, кто стремится к первому виду удовольствий, 
а от остальных воздерживается
Живи незаметно - индивидуализм
Описание слайда:
Виды удовольствий (по Эпикуру) 1. естественные и необходимые для жизни 2. естественные, но не необходимые 3. не естественные и не необходимые Счастлив тот, кто стремится к первому виду удовольствий, а от остальных воздерживается Живи незаметно - индивидуализм

Слайд 41


Античная философия, слайд №41
Описание слайда:

Слайд 42





Эпикур (афоризмы)
Описание слайда:
Эпикур (афоризмы)

Слайд 43





СТОИЦИЗМ
Основоположник: Зенон из Китиона 
Последователи: Луций Анней Сенека, Марк Аврелий (Рим)
Этика у стоиков – учение о счастье. При этом: 
Удовольствие не является истинным благом, а страдание – истинным злом.
И то, и другое может быть основой и добра, и зла. Удовольствия и страдания не находятся в нашей власти.
Главное условие достижения счастья – жизнь в согласии с природой.
Закон природы в отношении человеческой жизни выражается в виде судьбы, рока. 
Судьба и определяет то, что выпадет на нашу долю. 
Человеческая свобода заключается в том, чтобы выбирать свое отношение к тому, что преподносит судьба. 
Противится судьбе не нужно, т.к. тот повинуется судьбе, того судьба ведет, а кто сопротивляется, того судьба тащит.
Основоположники Фатализма – учения, согласно которому все подчинено судьбе
Описание слайда:
СТОИЦИЗМ Основоположник: Зенон из Китиона Последователи: Луций Анней Сенека, Марк Аврелий (Рим) Этика у стоиков – учение о счастье. При этом: Удовольствие не является истинным благом, а страдание – истинным злом. И то, и другое может быть основой и добра, и зла. Удовольствия и страдания не находятся в нашей власти. Главное условие достижения счастья – жизнь в согласии с природой. Закон природы в отношении человеческой жизни выражается в виде судьбы, рока. Судьба и определяет то, что выпадет на нашу долю. Человеческая свобода заключается в том, чтобы выбирать свое отношение к тому, что преподносит судьба. Противится судьбе не нужно, т.к. тот повинуется судьбе, того судьба ведет, а кто сопротивляется, того судьба тащит. Основоположники Фатализма – учения, согласно которому все подчинено судьбе

Слайд 44





СКЕПТИЦИЗМ
Основоположник: Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.)
Последователь: Секст Эмпирик (II в. н.э. )
Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скеп­сис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колеба­ние». 
Скептицизм — это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания.
Теоретическая философия скептиков была посвящена критике всех философских школ и обоснованию относительности человеческих знаний.
Описание слайда:
СКЕПТИЦИЗМ Основоположник: Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.) Последователь: Секст Эмпирик (II в. н.э. ) Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скеп­сис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колеба­ние». Скептицизм — это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Теоретическая философия скептиков была посвящена критике всех философских школ и обоснованию относительности человеческих знаний.

Слайд 45





Этика скептицизма
Пиррон: «Тот, кто хочет стать счастливым должен ответить на 3 вопроса».
Из чего состоят вещи? (в чем сущность вещей?)
Как к ним следует относиться?
Какую выгоду из этого отношения мы получим?
Ответы Пиррона:
1. На первый вопрос невозможно дать ответ, т.к. каждая вещь есть это не в большей степени чем то. Т.е. мы не можем знать сущности вещей самих по себе, их природу. 
2. Наше отношение должно состоять в воздержании от окончательных суждений о них.
3. Выгода состоит в атараксии (душевном спокойствии, невозмутимости).
Описание слайда:
Этика скептицизма Пиррон: «Тот, кто хочет стать счастливым должен ответить на 3 вопроса». Из чего состоят вещи? (в чем сущность вещей?) Как к ним следует относиться? Какую выгоду из этого отношения мы получим? Ответы Пиррона: 1. На первый вопрос невозможно дать ответ, т.к. каждая вещь есть это не в большей степени чем то. Т.е. мы не можем знать сущности вещей самих по себе, их природу. 2. Наше отношение должно состоять в воздержании от окончательных суждений о них. 3. Выгода состоит в атараксии (душевном спокойствии, невозмутимости).

Слайд 46





Из жизни Пиррона
Описание слайда:
Из жизни Пиррона

Слайд 47





Заповеди семи мудрецов
Мера лучше всего; 
Отца надо уважать; 
Удовольствие обуздывай; 
Силой не делай ничего; 
Врага народа считай супостатом; 
С женой не бранись и не любезничай при чужих; 
За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю; 
Родители всегда правы; 
Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам; 
О богах говори, что они существуют; 
Большинство людей дурны; 
Люби законы старые, а яства свежие; 
Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов; 
Знай себя; 
К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть; 
Обуздывай гнев; если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.
Описание слайда:
Заповеди семи мудрецов Мера лучше всего; Отца надо уважать; Удовольствие обуздывай; Силой не делай ничего; Врага народа считай супостатом; С женой не бранись и не любезничай при чужих; За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю; Родители всегда правы; Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам; О богах говори, что они существуют; Большинство людей дурны; Люби законы старые, а яства свежие; Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов; Знай себя; К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть; Обуздывай гнев; если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию