🗊Презентация Диалектика как философская концепция развития

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Диалектика как философская концепция развития, слайд №1Диалектика как философская концепция развития, слайд №2Диалектика как философская концепция развития, слайд №3Диалектика как философская концепция развития, слайд №4Диалектика как философская концепция развития, слайд №5Диалектика как философская концепция развития, слайд №6Диалектика как философская концепция развития, слайд №7Диалектика как философская концепция развития, слайд №8Диалектика как философская концепция развития, слайд №9Диалектика как философская концепция развития, слайд №10Диалектика как философская концепция развития, слайд №11Диалектика как философская концепция развития, слайд №12Диалектика как философская концепция развития, слайд №13Диалектика как философская концепция развития, слайд №14Диалектика как философская концепция развития, слайд №15Диалектика как философская концепция развития, слайд №16Диалектика как философская концепция развития, слайд №17Диалектика как философская концепция развития, слайд №18Диалектика как философская концепция развития, слайд №19Диалектика как философская концепция развития, слайд №20Диалектика как философская концепция развития, слайд №21Диалектика как философская концепция развития, слайд №22Диалектика как философская концепция развития, слайд №23Диалектика как философская концепция развития, слайд №24Диалектика как философская концепция развития, слайд №25Диалектика как философская концепция развития, слайд №26Диалектика как философская концепция развития, слайд №27Диалектика как философская концепция развития, слайд №28Диалектика как философская концепция развития, слайд №29Диалектика как философская концепция развития, слайд №30Диалектика как философская концепция развития, слайд №31Диалектика как философская концепция развития, слайд №32Диалектика как философская концепция развития, слайд №33Диалектика как философская концепция развития, слайд №34Диалектика как философская концепция развития, слайд №35Диалектика как философская концепция развития, слайд №36Диалектика как философская концепция развития, слайд №37Диалектика как философская концепция развития, слайд №38Диалектика как философская концепция развития, слайд №39Диалектика как философская концепция развития, слайд №40Диалектика как философская концепция развития, слайд №41Диалектика как философская концепция развития, слайд №42Диалектика как философская концепция развития, слайд №43Диалектика как философская концепция развития, слайд №44Диалектика как философская концепция развития, слайд №45

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Диалектика как философская концепция развития. Доклад-сообщение содержит 45 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Диалектика как философская концепция развития.

Понятие и исторические формы диалектики.
Диалектика как философская концепция развития. Основные принципы и законы диалектики.
Категории диалектики. 
Диалектика и синергетика
Описание слайда:
Диалектика как философская концепция развития. Понятие и исторические формы диалектики. Диалектика как философская концепция развития. Основные принципы и законы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика

Слайд 2





Вопрос 1. 
Понятие и исторические формы диалектики.
Описание слайда:
Вопрос 1. Понятие и исторические формы диалектики.

Слайд 3





Одной из фундаментальных характеристик бытия является развитие. 
Одной из фундаментальных характеристик бытия является развитие. 
Развивается окружающий нас мир, природа, общество, сам человек. 
Исследованием закономерностей развития, построением его теории занимается такое философское учение, как диалектика.
Описание слайда:
Одной из фундаментальных характеристик бытия является развитие. Одной из фундаментальных характеристик бытия является развитие. Развивается окружающий нас мир, природа, общество, сам человек. Исследованием закономерностей развития, построением его теории занимается такое философское учение, как диалектика.

Слайд 4





 История понятия «диалектика»
Изначально (в Древней Греции) диалектика - искусство вести беседу, искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений (Сократ). 
Платон называл диалектиком того, кто умеет логически мыслить, правильно ставить вопросы и давать ответы. 
Таким образом, в древнегреческом понимании диалектика - более или менее тождественна слову «логика» и означает искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, высказываемых во время беседы, то есть диалектика выступает как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.
Описание слайда:
 История понятия «диалектика» Изначально (в Древней Греции) диалектика - искусство вести беседу, искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений (Сократ). Платон называл диалектиком того, кто умеет логически мыслить, правильно ставить вопросы и давать ответы. Таким образом, в древнегреческом понимании диалектика - более или менее тождественна слову «логика» и означает искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, высказываемых во время беседы, то есть диалектика выступает как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.

Слайд 5





 История понятия «диалектика» (продолжение)
Такое же понимание диалектики (как искусство вести дискуссию, различать истину и ложь) присутствовало в Средние Века
В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы. 
Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия (противопоставление метафизике как поиску вечных неизменных начал бытия). 
Маркс и Энгельс рассматривали диалектику как философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития (также в противопоставлении метафизике).
Описание слайда:
 История понятия «диалектика» (продолжение) Такое же понимание диалектики (как искусство вести дискуссию, различать истину и ложь) присутствовало в Средние Века В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы. Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия (противопоставление метафизике как поиску вечных неизменных начал бытия). Маркс и Энгельс рассматривали диалектику как философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития (также в противопоставлении метафизике).

Слайд 6





 Исторические формы диалектики
«стихийная диалектика», (диалектические взгляды есть результат повседневного наблюдения за процессами в мире, отдельные эмпирические догадки, не связанные в систему и не имеющие серьезного обоснования).
«сознательная диалектика» - теоретическая, логически организованная систему знания, которая является результатом профессиональной деятельности философов.
Описание слайда:
 Исторические формы диалектики «стихийная диалектика», (диалектические взгляды есть результат повседневного наблюдения за процессами в мире, отдельные эмпирические догадки, не связанные в систему и не имеющие серьезного обоснования). «сознательная диалектика» - теоретическая, логически организованная систему знания, которая является результатом профессиональной деятельности философов.

Слайд 7





Основные аспекты древнегреческой диалектики
диалектика бытия, природы, Космоса (милетская школа, Гераклит). Высказаны идеи и становлении и вечном изменении бытия, наличии в нем противоположностей, единстве и борьбе как источнике движения;
диалектика познания, в рамках которой были высказаны догадки о природе познания, познавательном процессе, чувства и мысли;
диалектика общих понятий (сущность и явление, возможность и действительность, единое и многое).
Описание слайда:
Основные аспекты древнегреческой диалектики диалектика бытия, природы, Космоса (милетская школа, Гераклит). Высказаны идеи и становлении и вечном изменении бытия, наличии в нем противоположностей, единстве и борьбе как источнике движения; диалектика познания, в рамках которой были высказаны догадки о природе познания, познавательном процессе, чувства и мысли; диалектика общих понятий (сущность и явление, возможность и действительность, единое и многое).

Слайд 8





Диалектика Средневековья
Существовала в рамках теологии
Понималась как искусство ведения диспута, логика правильного мышления
В связи с этим развивалась прежде всего как диалектика понятий и вещей («спор об универсалиях»)
Определенный вклад был внесен средневековой философией в диалектику бытия и небытия, сущности и существования, символа и смысла.
Описание слайда:
Диалектика Средневековья Существовала в рамках теологии Понималась как искусство ведения диспута, логика правильного мышления В связи с этим развивалась прежде всего как диалектика понятий и вещей («спор об универсалиях») Определенный вклад был внесен средневековой философией в диалектику бытия и небытия, сущности и существования, символа и смысла.

Слайд 9





Диалектика Возрождения и Нового Времени
Становление естествознания способствовало развитию прежде всего метафизического метода мышления (поиску неизменных, вечных первооснов бытия)
Но даже в этих условиях так или иначе затрагивались вопросы диалектического характера (о изменчивости, противоречивости бытия и т.п.)
Диалектическое видение мира отчетливо проявляется во взглядах Леонардо да Винчи, Николая Кузанского, Джордано Бруно
В целом в эпоху Возрождения диалектика существовала в рамках более общих систем мышления и не сформировалась как отдельное учение
Описание слайда:
Диалектика Возрождения и Нового Времени Становление естествознания способствовало развитию прежде всего метафизического метода мышления (поиску неизменных, вечных первооснов бытия) Но даже в этих условиях так или иначе затрагивались вопросы диалектического характера (о изменчивости, противоречивости бытия и т.п.) Диалектическое видение мира отчетливо проявляется во взглядах Леонардо да Винчи, Николая Кузанского, Джордано Бруно В целом в эпоху Возрождения диалектика существовала в рамках более общих систем мышления и не сформировалась как отдельное учение

Слайд 10





Диалектика эпохи Просвещения
В 18 веке сложились предпосылки для превращения диалектики  из искусства логического рассуждения и спора в философскую теорию бытия и метод его познания.
Этому способствовало развитие наук и усиление диалектических идей в трудах философов Просвещения
Например, Д. Дидро пользуется методом парадокса, ориентирует познание на исследование противоположных точек зрения, на поиск противоречия в нем. 
Противоречия, считает Дидро, существуют в вещах, в мышлении и их нельзя устранить – поэтому любое явление должно интерпретироваться как парадокс. 
Именно парадоксы Дидро стали начальной стадией развития антиномий (противоречий) мышления и проложили линию развития диалектики в немецкой классике.
Описание слайда:
Диалектика эпохи Просвещения В 18 веке сложились предпосылки для превращения диалектики из искусства логического рассуждения и спора в философскую теорию бытия и метод его познания. Этому способствовало развитие наук и усиление диалектических идей в трудах философов Просвещения Например, Д. Дидро пользуется методом парадокса, ориентирует познание на исследование противоположных точек зрения, на поиск противоречия в нем. Противоречия, считает Дидро, существуют в вещах, в мышлении и их нельзя устранить – поэтому любое явление должно интерпретироваться как парадокс. Именно парадоксы Дидро стали начальной стадией развития антиномий (противоречий) мышления и проложили линию развития диалектики в немецкой классике.

Слайд 11





 Диалектика немецкой классической философии: Иммануил Кант 
Диалектические идеи впервые приобрели статус целостной концепции развития бытия и вместе с тем универсального метода философского мышления.
У Канта элементы диалектического подхода к миру прослеживаются ещё в ранних («докритических») работах. Это идеи о:
1) самодвижении материи как результата действия противоположных сил притяжения и отталкивания; 
2) порождении и развитии разнообразных творений природы; 
3) универсальной взаимосвязи, соединяющей в систему все элементы Вселенной в её бесконечности
Кантом осуществлен критический анализ познавательных способностей человека и границ его познания, в ходе которого выявлены противоречия разума («антиномии», противоречивые идеи), что вскрыло диалектическую природу познания
Описание слайда:
 Диалектика немецкой классической философии: Иммануил Кант Диалектические идеи впервые приобрели статус целостной концепции развития бытия и вместе с тем универсального метода философского мышления. У Канта элементы диалектического подхода к миру прослеживаются ещё в ранних («докритических») работах. Это идеи о: 1) самодвижении материи как результата действия противоположных сил притяжения и отталкивания; 2) порождении и развитии разнообразных творений природы; 3) универсальной взаимосвязи, соединяющей в систему все элементы Вселенной в её бесконечности Кантом осуществлен критический анализ познавательных способностей человека и границ его познания, в ходе которого выявлены противоречия разума («антиномии», противоречивые идеи), что вскрыло диалектическую природу познания

Слайд 12





 Диалектика немецкой классической философии: Георг Гегель
Диалектика Гегеля – высшая ступень развития диалектики в немецкой классике
Главные компоненты Гегелевской диалектики: 
Принцип развития как исходный для объяснения всей реальности. 
Учение о противоречии как жизненной силе всего сущего и условии познания. 
Система категорий и законов как диалектическая теория бытия.
Описание слайда:
 Диалектика немецкой классической философии: Георг Гегель Диалектика Гегеля – высшая ступень развития диалектики в немецкой классике Главные компоненты Гегелевской диалектики: Принцип развития как исходный для объяснения всей реальности. Учение о противоречии как жизненной силе всего сущего и условии познания. Система категорий и законов как диалектическая теория бытия.

Слайд 13





 Материалистическая диалектика марксизма
Результат распространения гегелевских идей на всю реальность, доступную человеческому познанию. 
Маркс и Энгельс выделяли:
объективную диалектику (процессы развития и связи, царствующие во всем мире)
субъективную диалектику (диалектическое мышление, отражающее диалектику бытия).
Описание слайда:
 Материалистическая диалектика марксизма Результат распространения гегелевских идей на всю реальность, доступную человеческому познанию. Маркс и Энгельс выделяли: объективную диалектику (процессы развития и связи, царствующие во всем мире) субъективную диалектику (диалектическое мышление, отражающее диалектику бытия).

Слайд 14





Вопрос 2. 
Диалектика как философская концепция развития. Основные принципы и законы диалектики.
Описание слайда:
Вопрос 2. Диалектика как философская концепция развития. Основные принципы и законы диалектики.

Слайд 15





 Диалектика - 
Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления
Метод научного познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.
Описание слайда:
 Диалектика - Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления Метод научного познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.

Слайд 16





 Составные части диалектического учения
Принципы- основания, из которых надо исходить и которыми необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности
Законы - необходимые взаимосвязи между событиями, явлениями и объектами, выраженные в наиболее общей форме.
Категории - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия
Описание слайда:
 Составные части диалектического учения Принципы- основания, из которых надо исходить и которыми необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности Законы - необходимые взаимосвязи между событиями, явлениями и объектами, выраженные в наиболее общей форме. Категории - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия

Слайд 17





 Принципы диалектики
Описание слайда:
 Принципы диалектики

Слайд 18





 Принцип всеобщей связи
"в бытии (мире) все взаимосвязано".
все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире
Описание слайда:
 Принцип всеобщей связи "в бытии (мире) все взаимосвязано". все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире

Слайд 19





 Принцип развития 
"в бытии (мире) все развивается".
в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления)
Описание слайда:
 Принцип развития "в бытии (мире) все развивается". в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления)

Слайд 20





 Принцип системности 
каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.
Описание слайда:
 Принцип системности каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.

Слайд 21





 Принцип материального единства мира (применяется в диалектико-материалистической философии)
не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.
Описание слайда:
 Принцип материального единства мира (применяется в диалектико-материалистической философии) не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.

Слайд 22





 Законы диалектики
Описание слайда:
 Законы диалектики

Слайд 23





 Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречивости)
Все существующее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. 
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

В объектах бытия всегда имеются взаимовлияющие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. 
"Победа" одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта.
Примеры: смена дня и ночи, чередование пор года, горячее и холодное, черное и белое, «инь» и «янь»….
Описание слайда:
 Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречивости) Все существующее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. В объектах бытия всегда имеются взаимовлияющие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. "Победа" одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта. Примеры: смена дня и ночи, чередование пор года, горячее и холодное, черное и белое, «инь» и «янь»….

Слайд 24





 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
 
изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (то есть определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние.
Количественные изменения в объекте постепенно накапливаются и на определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. 
Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. 
Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект.
 Пример: Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей. При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды (скачок) — она перейдет в пар. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Описание слайда:
 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (то есть определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние. Количественные изменения в объекте постепенно накапливаются и на определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект. Пример: Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей. При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды (скачок) — она перейдет в пар. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Слайд 25





 Закон отрицания отрицания («тезис-антитезис-синтез»)
новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
"эстафета поколений";
смена вкусов в культуре, музыке;
ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Описание слайда:
 Закон отрицания отрицания («тезис-антитезис-синтез») новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); "эстафета поколений"; смена вкусов в культуре, музыке; ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Слайд 26





 Тезис-антитезис-синтез (диалектическая триада) – универсальная формула развития
 
тезис (утверждение) – антитезис (отрицание) – синтез (сохранение тезиса и антитезиса в некотором гармонизирующем единстве). 
На третьей стадии происходит преодоление противоположностей, их примирение и объединение. 
Но это не конец развития, за синтезом начинается новый цикл и так будет продолжаться до бесконечности. 
Каждое понятие и каждое явление проходит такой тройственный цикл развития, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь на более высоком уровне,
Описание слайда:
 Тезис-антитезис-синтез (диалектическая триада) – универсальная формула развития   тезис (утверждение) – антитезис (отрицание) – синтез (сохранение тезиса и антитезиса в некотором гармонизирующем единстве). На третьей стадии происходит преодоление противоположностей, их примирение и объединение. Но это не конец развития, за синтезом начинается новый цикл и так будет продолжаться до бесконечности. Каждое понятие и каждое явление проходит такой тройственный цикл развития, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь на более высоком уровне,

Слайд 27





Пример и пояснение 
появление почки - смерть почки – цветок - смерть цветка -  появление плода – смерть плода – появление почки…
И почка, и цветок, и плод - это растение. Нельзя сказать, что истинное растение это только почка, или только цветок, или только плод. Всё вместе, в процессе развития от почки к плоду составляет существо растения. Плод - это результат, цель развития. Но без почки и цветка не было бы и плода. И почка, и цветок, и плод - это формы существования растения на разных этапах развития, и познать что такое растение можно только рассматривая их как единство. 
Цветок отрицает почку, но это отрицание не просто уничтожает почку, а превращает её в цветок. Плод отрицает цветок, но это отрицание не просто уничтожает цветок, а превращает его в плод. 
Отрицание - это не уничтожение, это развитие, создающее новую форму. 
Описание слайда:
Пример и пояснение появление почки - смерть почки – цветок - смерть цветка - появление плода – смерть плода – появление почки… И почка, и цветок, и плод - это растение. Нельзя сказать, что истинное растение это только почка, или только цветок, или только плод. Всё вместе, в процессе развития от почки к плоду составляет существо растения. Плод - это результат, цель развития. Но без почки и цветка не было бы и плода. И почка, и цветок, и плод - это формы существования растения на разных этапах развития, и познать что такое растение можно только рассматривая их как единство.  Цветок отрицает почку, но это отрицание не просто уничтожает почку, а превращает её в цветок. Плод отрицает цветок, но это отрицание не просто уничтожает цветок, а превращает его в плод. Отрицание - это не уничтожение, это развитие, создающее новую форму. 

Слайд 28


Диалектика как философская концепция развития, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Вопрос 3. 
Категории диалектики.
Описание слайда:
Вопрос 3. Категории диалектики.

Слайд 30






 Категории диалектики - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия
 Категории образуют группу неосновных законов диалектики
Описание слайда:
 Категории диалектики - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия  Категории образуют группу неосновных законов диалектики

Слайд 31





 Категории диалектики
Описание слайда:
 Категории диалектики

Слайд 32





 Причина и следствие
философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием вызывает (порождает) другое явление (следствие). 
Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. 
Все явления причинно обусловлены. 
Каждое явление одновременно является причиной одного и, вместе с тем, следствием другого. 
На философском языке причинная обусловленность явлений называется детерминизмом или каузальностью
Пример: получение двойки на экзамене по философии (причина) – отчисление студента (следствие)
Описание слайда:
 Причина и следствие философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием вызывает (порождает) другое явление (следствие). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Все явления причинно обусловлены. Каждое явление одновременно является причиной одного и, вместе с тем, следствием другого. На философском языке причинная обусловленность явлений называется детерминизмом или каузальностью Пример: получение двойки на экзамене по философии (причина) – отчисление студента (следствие)

Слайд 33





 Возможность и действительность
Философские категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. 
Действительность есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный момент времени. 
Возможность — то состояние предмета или мира, которое в данный момент не существует реально, но может осуществиться в будущем. 
Возможность есть будущая действительность.
 Процесс изменения предметов и явлений можно представить как процесс превращения возможности в действительность.
Пример: 
Возможность: абитуриент подаёт сертификаты ЦТ в ВУЗ (возможно, он станет  студентом в недалёком будущем (если пройдёт по конкурсу)); 
Действительность: прошёл по конкурсу и стал студентом
Описание слайда:
 Возможность и действительность Философские категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный момент времени. Возможность — то состояние предмета или мира, которое в данный момент не существует реально, но может осуществиться в будущем. Возможность есть будущая действительность. Процесс изменения предметов и явлений можно представить как процесс превращения возможности в действительность. Пример: Возможность: абитуриент подаёт сертификаты ЦТ в ВУЗ (возможно, он станет студентом в недалёком будущем (если пройдёт по конкурсу)); Действительность: прошёл по конкурсу и стал студентом

Слайд 34





 Необходимость и случайность
философские категории, выражающие объективные связи реального мира; 
необходимость - тип связи явлений, определяемый их внутренней основой - структурой и закономерностями; 
случайность - тип связи, определяемый внешними для данного явления причинами.
Пример: 
Подброшенная монетка с необходимостью падает вниз (согласно закону тяготения);
То, какой стороной она упадёт – это случайность
Описание слайда:
 Необходимость и случайность философские категории, выражающие объективные связи реального мира; необходимость - тип связи явлений, определяемый их внутренней основой - структурой и закономерностями; случайность - тип связи, определяемый внешними для данного явления причинами. Пример: Подброшенная монетка с необходимостью падает вниз (согласно закону тяготения); То, какой стороной она упадёт – это случайность

Слайд 35





 Содержание и форма
Философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.
Пример: 
одна и та же книга в печатном и в электронном виде (содержание одинаковое, разная форма)
Две книги, одинаковые по форме (параллелепипед), но разного содержания (детектив и любовный роман)
Описание слайда:
 Содержание и форма Философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Пример: одна и та же книга в печатном и в электронном виде (содержание одинаковое, разная форма) Две книги, одинаковые по форме (параллелепипед), но разного содержания (детектив и любовный роман)

Слайд 36





 Явление и сущность
Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; 
Явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования.
Пример: 
сущностью жизнедеятельности живых организмов является обмен веществ Он проявляется в таких явлениях как рост и размножение организмов Растение по своей внутренней природе выступает как сущность, в ней происходит обмен веществ с почвой и атмосферой, 
Явлением будут разные виды растения
Описание слайда:
 Явление и сущность Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; Явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. Пример: сущностью жизнедеятельности живых организмов является обмен веществ Он проявляется в таких явлениях как рост и размножение организмов Растение по своей внутренней природе выступает как сущность, в ней происходит обмен веществ с почвой и атмосферой, Явлением будут разные виды растения

Слайд 37





 Единичное — особенное — всеобщее
философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; 
единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный, конкретный предмет, ограниченный в пространстве и времени; 
всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род;
особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное.  
Пример: 
Единичное: Каждый отдельно взятый человек как представитель какой-либо группы (например, студенчества)
Общее: наличие характеристики, позволяющих отнести человека к  данной группе (зачислен в ВУЗ – является студентом)
Особенное: особенности каждого отдельно взятого студента как представителя студенчества в целом (степень успеваемости, рейтинг, количество неаттестаций и т.д.)
Описание слайда:
 Единичное — особенное — всеобщее философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный, конкретный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род; особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное.   Пример: Единичное: Каждый отдельно взятый человек как представитель какой-либо группы (например, студенчества) Общее: наличие характеристики, позволяющих отнести человека к данной группе (зачислен в ВУЗ – является студентом) Особенное: особенности каждого отдельно взятого студента как представителя студенчества в целом (степень успеваемости, рейтинг, количество неаттестаций и т.д.)

Слайд 38





Вопрос 4
Диалектика и синергетика
Описание слайда:
Вопрос 4 Диалектика и синергетика

Слайд 39





 Синергетика
Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и принципы процессов самоорганизации в системах различной природы.
Термин "синергетика" (от греч. "совместное действие", "сотрудничество") был введен ГерманомХакеном, обратившим внимание на сходное поведение элементов систем различной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образование макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к порядку.
Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации.
Описание слайда:
 Синергетика Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и принципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин "синергетика" (от греч. "совместное действие", "сотрудничество") был введен ГерманомХакеном, обратившим внимание на сходное поведение элементов систем различной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образование макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к порядку. Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации.

Слайд 40





Статус синергетики в современной науке
Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития), создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. 
Она быстро становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до познания и творчества.
Синергетика призвана играть роль своего рола метанауки, подмечающей и изучающей общий характер тех закономерностей и зависимостей, которые частные науки считали «своими».
С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда понимают как «глобальный эволюционизм», дающий единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.
Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синергетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоорганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому применимая для научного исследования в любой предметной области.
Описание слайда:
Статус синергетики в современной науке Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития), создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Она быстро становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до познания и творчества. Синергетика призвана играть роль своего рола метанауки, подмечающей и изучающей общий характер тех закономерностей и зависимостей, которые частные науки считали «своими». С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда понимают как «глобальный эволюционизм», дающий единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций. Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синергетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоорганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому применимая для научного исследования в любой предметной области.

Слайд 41





 «Базовая модель» самоорганизации системы
Самоструктурирование (самоорганизация) происходит в открытых системах (т.е. таких, которые включены во внешние взаимосвязи, обмениваются с окружающей средой веществом, энергией, информацией.
Развитие таких систем происходит в рамках двух этапов, циклически сменяющих друг друга.
Первый этап – т.н. флуктуация (усиление случайных отклонений параметров системы от средних значений из-за хаотического движения её элементов), вызывающая переход системы в кризисное состояние
Второй этап – т.н. точка бифуркации (скачкообразный переход в новое качество, при этом существует разветвление дальнейшего пути развития системы и выбор конкретного варианта развития осуществляется случайным образом). 
Именно точка бифуркации является зоной самопорождения системообразующих структур, которые и задают линию дальнейшей самоорганизации системы. 
Т.е. хаотичное поведение элементов системы в критическом состоянии преобразуется в способность действовать организованно, согласованно
Описание слайда:
 «Базовая модель» самоорганизации системы Самоструктурирование (самоорганизация) происходит в открытых системах (т.е. таких, которые включены во внешние взаимосвязи, обмениваются с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Развитие таких систем происходит в рамках двух этапов, циклически сменяющих друг друга. Первый этап – т.н. флуктуация (усиление случайных отклонений параметров системы от средних значений из-за хаотического движения её элементов), вызывающая переход системы в кризисное состояние Второй этап – т.н. точка бифуркации (скачкообразный переход в новое качество, при этом существует разветвление дальнейшего пути развития системы и выбор конкретного варианта развития осуществляется случайным образом). Именно точка бифуркации является зоной самопорождения системообразующих структур, которые и задают линию дальнейшей самоорганизации системы. Т.е. хаотичное поведение элементов системы в критическом состоянии преобразуется в способность действовать организованно, согласованно

Слайд 42





 Требования к объекту изучения синергетики 
открытость — обязательный обмен энергией и (или) веществом с окружающей средой;
неравновесность — достигается при определённых состояниях и при определённых значениях параметров, характеризующих систему, которые переводят её в критическое состояние, сопровождаемое потерей устойчивости;
выход из критического состояния скачком, в процессе типа фазового перехода, в качественно новое состояние с более высоким уровнем упорядоченности.
Описание слайда:
 Требования к объекту изучения синергетики открытость — обязательный обмен энергией и (или) веществом с окружающей средой; неравновесность — достигается при определённых состояниях и при определённых значениях параметров, характеризующих систему, которые переводят её в критическое состояние, сопровождаемое потерей устойчивости; выход из критического состояния скачком, в процессе типа фазового перехода, в качественно новое состояние с более высоким уровнем упорядоченности.

Слайд 43





Примеры синергетической самоорганизации (саморегуляции) системы 
В живой природе
Описание слайда:
Примеры синергетической самоорганизации (саморегуляции) системы В живой природе

Слайд 44





  Общие  и особенные черты диалектики и синергетики
Общее
Описание слайда:
 Общие и особенные черты диалектики и синергетики Общее

Слайд 45





 Взаимосвязь диалектики и синергетики
Общими объектами диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.
Диалектика и синергетика рассматривают мир как самоорганизующуюся систему.
Описание слайда:
 Взаимосвязь диалектики и синергетики Общими объектами диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира. Диалектика и синергетика рассматривают мир как самоорганизующуюся систему.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию