🗊Презентация Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака

Нажмите для полного просмотра!
Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №1Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №2Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №3Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №4Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №5Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №6Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №7Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №8Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №9Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №10Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №11Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №12Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №13Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №14Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №15Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №16Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №17Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №18Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №19Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №20Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №21Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №22Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №23Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №24Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №25Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №26Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №27Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №28Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №29Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №30Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №31Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №32Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №33Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №34Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №35Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №36Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №37

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака. Доклад-сообщение содержит 37 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





ШИГЕЛЛЕЗЫ
Для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по теме «Шигеллезы» предлагается повторить базисные разделы, прочитать рекомендуемую литературу, оценить свои знания, отвечая на вопросы тестов.

Цель занятия – научиться  диагностировать  шигеллез у детей на  основании  анамнестических, эпидемиологических и клинических  данных;  уметь  правильно  интерпретировать  данные  вспомогательных  и  лабораторных  методов  обследования  для  назначения  адекватной  терапии  в  зависимости  от  этиологии,  локализации  (топики  поражения  ЖКТ), тяжести (ведущего  клинического  синдрома)  при  данном  заболевании;  уметь правильно организовать противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

Практические занятия строятся по следующему плану:
  Проверка готовности студента к занятию (тестовый контроль).
 Инструкция преподавателя по работе в кишечном  отделении у постели   больного.
 Курация больных и ведение больного по теме занятия.
 Демонстрация и разбор больного по теме занятия.
 Заключительная проверка знаний по теме (решение клинических задач).
 Подведение итогов занятия и оценка знаний врача.
 Задание на дом.
Описание слайда:
ШИГЕЛЛЕЗЫ Для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по теме «Шигеллезы» предлагается повторить базисные разделы, прочитать рекомендуемую литературу, оценить свои знания, отвечая на вопросы тестов. Цель занятия – научиться диагностировать шигеллез у детей на основании анамнестических, эпидемиологических и клинических данных; уметь правильно интерпретировать данные вспомогательных и лабораторных методов обследования для назначения адекватной терапии в зависимости от этиологии, локализации (топики поражения ЖКТ), тяжести (ведущего клинического синдрома) при данном заболевании; уметь правильно организовать противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Практические занятия строятся по следующему плану: Проверка готовности студента к занятию (тестовый контроль). Инструкция преподавателя по работе в кишечном отделении у постели больного. Курация больных и ведение больного по теме занятия. Демонстрация и разбор больного по теме занятия. Заключительная проверка знаний по теме (решение клинических задач). Подведение итогов занятия и оценка знаний врача. Задание на дом.

Слайд 3





	В  процессе  самоподготовки  к практическому  занятию  студент должен  восстановить  базисные  знания  по следующим  разделам:
	В  процессе  самоподготовки  к практическому  занятию  студент должен  восстановить  базисные  знания  по следующим  разделам:
анатомо-физиологические  особенности  желудочно-кишечного  тракта  у  детей;
долженствующая масса тела здоровых детей в возрастном аспекте;
особенности вскармливания здоровых детей грудного и раннего возраста – 
	суточный объем питания, кратность кормлений и др.;
особенности водно-электролитного обмена и физиологическая потребность в 
        жидкости в возрастном аспекте;
лабораторные  методы  диагностики ОКИ бактериальной этиологии;
инструментальные  методы  обследования заболеваний толстого кишечника;
лекарственные средства этиотропной и патогенетической терапии ОКИ 
	бактериальной этиологии
	
	Студент должен знать:
эпидемиологию и этиологическую структуру шигеллезов на современном этапе;
основные  звенья  патогенеза  шигеллеза;
клиническую картину и классификацию  шигеллезов у детей;
клинико-эпидемиологические особенности шигеллезов у детей раннего возраста;
вспомогательные  методы  диагностики  шигеллезов (бактериологический,  
	серологический, инструментальный);
неотложные  мероприятия при синдроме нейротоксикоза,  гипертермическом, 
	судорожном синдроме и др.; 
современные методы и схемы этиопатогенетической терапии шигеллеза;
противоэпидемические мероприятия и показания для проведения активной 
	иммунизации детей против шигеллезов.
Описание слайда:
В процессе самоподготовки к практическому занятию студент должен восстановить базисные знания по следующим разделам: В процессе самоподготовки к практическому занятию студент должен восстановить базисные знания по следующим разделам: анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей; долженствующая масса тела здоровых детей в возрастном аспекте; особенности вскармливания здоровых детей грудного и раннего возраста – суточный объем питания, кратность кормлений и др.; особенности водно-электролитного обмена и физиологическая потребность в жидкости в возрастном аспекте; лабораторные методы диагностики ОКИ бактериальной этиологии; инструментальные методы обследования заболеваний толстого кишечника; лекарственные средства этиотропной и патогенетической терапии ОКИ бактериальной этиологии Студент должен знать: эпидемиологию и этиологическую структуру шигеллезов на современном этапе; основные звенья патогенеза шигеллеза; клиническую картину и классификацию шигеллезов у детей; клинико-эпидемиологические особенности шигеллезов у детей раннего возраста; вспомогательные методы диагностики шигеллезов (бактериологический, серологический, инструментальный); неотложные мероприятия при синдроме нейротоксикоза, гипертермическом, судорожном синдроме и др.; современные методы и схемы этиопатогенетической терапии шигеллеза; противоэпидемические мероприятия и показания для проведения активной иммунизации детей против шигеллезов.

Слайд 4







ШИГЕЛЛЕЗЫ 
	СИНОНИМЫ
Дизентерия.  Бактериальная дизентерия.
	ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Острая кишечная инфекция «инвазивного» типа с фекально-оральным (энтеральным) механизмом заражения, вызываемая бактериями семейства Enterobacteriaceae рода Shigella. Клинически характеризуется симптомами общей интоксикации, острым началом, нередко с синдрома нейротоксикоза, и колитическим синдромом, в том числе – развитием синдрома «дистального» колита и гемоколита.
	КОД ПО МКБ-10  А03.        А03.0. Шигеллез, вызванный Shigella disenteriae; А03.1.  Шигеллез, вызванный Shigella flexneri; А03.2.  Шигеллез, вызванный Shigella boydii;
	А03.3.  Шигеллез, вызванный Shigella sonnei; А03.8.  Другой шигеллез;
	А03.9.  Шигеллез неуточненный.
Описание слайда:
ШИГЕЛЛЕЗЫ СИНОНИМЫ Дизентерия. Бактериальная дизентерия. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Острая кишечная инфекция «инвазивного» типа с фекально-оральным (энтеральным) механизмом заражения, вызываемая бактериями семейства Enterobacteriaceae рода Shigella. Клинически характеризуется симптомами общей интоксикации, острым началом, нередко с синдрома нейротоксикоза, и колитическим синдромом, в том числе – развитием синдрома «дистального» колита и гемоколита. КОД ПО МКБ-10 А03. А03.0. Шигеллез, вызванный Shigella disenteriae; А03.1. Шигеллез, вызванный Shigella flexneri; А03.2. Шигеллез, вызванный Shigella boydii; А03.3. Шигеллез, вызванный Shigella sonnei; А03.8. Другой шигеллез; А03.9. Шигеллез неуточненный.

Слайд 5





ЭПИДЕМИОЛОГИЯ 
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ 
Удельный вес детей в общей заболеваемости шигеллезами составляет 60-70%, при этом основная заболеваемость падает на детей в возрасте 2-7 лет. В  последние годы заболеваемость шигеллезами детей в РФ постепенно снижается (Рис.1).  Шигеллезы имеют выраженную летне-осеннюю сезонность. Источником инфекции является только человек - больной или бактериовыделитель. Механизм заражения – фекально-оральный. Пути инфицирования – контактный, пищевой, водный. Контактно-бытовой путь инфицирования встречается преимущественно у детей первых 3-х лет жизни. Пищевой путь в настоящее время определяет основную заболеваемость шигеллезами детей старшего возраста и взрослых, при этом нередко заболевания регистрируются в виде эпидемических вспышек. Водный путь инфицирования, особенно при шигеллезе Флекснера, имеет не меньшее значение, чем для брюшного тифа и паратифов.
Описание слайда:
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Удельный вес детей в общей заболеваемости шигеллезами составляет 60-70%, при этом основная заболеваемость падает на детей в возрасте 2-7 лет. В последние годы заболеваемость шигеллезами детей в РФ постепенно снижается (Рис.1). Шигеллезы имеют выраженную летне-осеннюю сезонность. Источником инфекции является только человек - больной или бактериовыделитель. Механизм заражения – фекально-оральный. Пути инфицирования – контактный, пищевой, водный. Контактно-бытовой путь инфицирования встречается преимущественно у детей первых 3-х лет жизни. Пищевой путь в настоящее время определяет основную заболеваемость шигеллезами детей старшего возраста и взрослых, при этом нередко заболевания регистрируются в виде эпидемических вспышек. Водный путь инфицирования, особенно при шигеллезе Флекснера, имеет не меньшее значение, чем для брюшного тифа и паратифов.

Слайд 6


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





ЭТИОЛОГИЯ
ЭТИОЛОГИЯ
Шигеллы – это грамотрицательные палочки, факультативные анаэробы. Степень вирулентности шигелл определяется их способностью к адгезии и колонизации эпителия толстого кишечника, инвазии и размножению в колоноцитах, вырабатывать экзотоксины (Shigella disenteriae, Shigella flexneri тип 6), антибиотические вещества (колициногенность), продуцировать ферменты (гиалуронидаза, гемолизины) и др.  Эндо - и экзотоксины шигелл обладают выраженным цитотоксическим и нейротропным действием.
Описание слайда:
ЭТИОЛОГИЯ ЭТИОЛОГИЯ Шигеллы – это грамотрицательные палочки, факультативные анаэробы. Степень вирулентности шигелл определяется их способностью к адгезии и колонизации эпителия толстого кишечника, инвазии и размножению в колоноцитах, вырабатывать экзотоксины (Shigella disenteriae, Shigella flexneri тип 6), антибиотические вещества (колициногенность), продуцировать ферменты (гиалуронидаза, гемолизины) и др. Эндо - и экзотоксины шигелл обладают выраженным цитотоксическим и нейротропным действием.

Слайд 8







	ПАТОГЕНЕЗ

Входными воротами инфекции является желудочно-кишечный тракт (ЖКТ). В желудке и тонком кишечнике под действием ферментов и других факторов происходит гибель возбудителя с освобождением эндотоксинов, которые, всасываясь в кровь, приводят к развитию токсемии, а при массивной инвазии (как правило, при пищевом пути инфицирования) и гибели микробов – синдрома первичного нейротоксикоза.  Фаза токсемии характеризуется вовлечением в патологический процесс всех органов и систем и, в первую очередь центральной нервной системы (ЦНС). Поражение нервной системы осуществляется как в результате действия эндо - и экзотоксинов на интерорецепторы сосудов, питающих нервную ткань головного мозга, так и раздражения ими нервных волокон, расположенных в слизистой оболочке толстого кишечника.

Токсины шигелл усиливают проницаемость сосудистой стенки, увеличивают ее ломкость, обуславливают местный спазм сосудов и развитие микроциркуляторных нарушений в различных органах. Активно воздействуя на печень, вызывают снижение ее дезинтоксикационной функции и приводят к нарушению всех видов обмена веществ. У детей раннего возраста тяжесть токсического синдрома обусловлена, в основном, обменными нарушениями, возникающими под воздействием токсических продуктов и воспалительного процесса в кишечнике (эндотоксикоза), а также частым развитием синдрома дегидратации, особенно у детей раннего возраста
Описание слайда:
ПАТОГЕНЕЗ Входными воротами инфекции является желудочно-кишечный тракт (ЖКТ). В желудке и тонком кишечнике под действием ферментов и других факторов происходит гибель возбудителя с освобождением эндотоксинов, которые, всасываясь в кровь, приводят к развитию токсемии, а при массивной инвазии (как правило, при пищевом пути инфицирования) и гибели микробов – синдрома первичного нейротоксикоза. Фаза токсемии характеризуется вовлечением в патологический процесс всех органов и систем и, в первую очередь центральной нервной системы (ЦНС). Поражение нервной системы осуществляется как в результате действия эндо - и экзотоксинов на интерорецепторы сосудов, питающих нервную ткань головного мозга, так и раздражения ими нервных волокон, расположенных в слизистой оболочке толстого кишечника. Токсины шигелл усиливают проницаемость сосудистой стенки, увеличивают ее ломкость, обуславливают местный спазм сосудов и развитие микроциркуляторных нарушений в различных органах. Активно воздействуя на печень, вызывают снижение ее дезинтоксикационной функции и приводят к нарушению всех видов обмена веществ. У детей раннего возраста тяжесть токсического синдрома обусловлена, в основном, обменными нарушениями, возникающими под воздействием токсических продуктов и воспалительного процесса в кишечнике (эндотоксикоза), а также частым развитием синдрома дегидратации, особенно у детей раннего возраста

Слайд 9


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





Инвазия и размножение шигелл в матриксе цитоплазмы колоноцитов, переход их в соседние клетки приводит к развитию катарального или фибринозно-некротического воспаления с образованием эрозий или язв. Воспалительный процесс, наряду с возбуждением перистальтики кишечника, парадоксальной ответной реакции рецепторов и пареза сфинктеров прямой кишки - приводят к развитию диарейного «колитического» синдрома (дистального колита), а при наличии эрозий (или язв) и гемоколита. 
Инвазия и размножение шигелл в матриксе цитоплазмы колоноцитов, переход их в соседние клетки приводит к развитию катарального или фибринозно-некротического воспаления с образованием эрозий или язв. Воспалительный процесс, наряду с возбуждением перистальтики кишечника, парадоксальной ответной реакции рецепторов и пареза сфинктеров прямой кишки - приводят к развитию диарейного «колитического» синдрома (дистального колита), а при наличии эрозий (или язв) и гемоколита. 

Особенностью дизентерии в последние годы, особенно у детей раннего возраста и при пищевом пути инфицирования,  является вовлечение в патологический процесс и тонкого отдела кишечника. В этих случаях,  наличие частого энтероколитного характера стула нередко служит причиной развития токсикоза с эксикозом, который утяжеляет заболевание и может быть причиной неблагоприятного исхода. Кроме того, при шигеллезах у детей, леченных антибиотиками, очень быстро развивается дисбактериоз кишечника, который нарушает многие функции организма, утяжеляет проявления основного заболевания и нередко служит причиной затяжного течения и, даже развития токсико-дистрофического синдрома.
Описание слайда:
Инвазия и размножение шигелл в матриксе цитоплазмы колоноцитов, переход их в соседние клетки приводит к развитию катарального или фибринозно-некротического воспаления с образованием эрозий или язв. Воспалительный процесс, наряду с возбуждением перистальтики кишечника, парадоксальной ответной реакции рецепторов и пареза сфинктеров прямой кишки - приводят к развитию диарейного «колитического» синдрома (дистального колита), а при наличии эрозий (или язв) и гемоколита. Инвазия и размножение шигелл в матриксе цитоплазмы колоноцитов, переход их в соседние клетки приводит к развитию катарального или фибринозно-некротического воспаления с образованием эрозий или язв. Воспалительный процесс, наряду с возбуждением перистальтики кишечника, парадоксальной ответной реакции рецепторов и пареза сфинктеров прямой кишки - приводят к развитию диарейного «колитического» синдрома (дистального колита), а при наличии эрозий (или язв) и гемоколита. Особенностью дизентерии в последние годы, особенно у детей раннего возраста и при пищевом пути инфицирования, является вовлечение в патологический процесс и тонкого отдела кишечника. В этих случаях, наличие частого энтероколитного характера стула нередко служит причиной развития токсикоза с эксикозом, который утяжеляет заболевание и может быть причиной неблагоприятного исхода. Кроме того, при шигеллезах у детей, леченных антибиотиками, очень быстро развивается дисбактериоз кишечника, который нарушает многие функции организма, утяжеляет проявления основного заболевания и нередко служит причиной затяжного течения и, даже развития токсико-дистрофического синдрома.

Слайд 11





Клиническая классификация шигеллезов
Описание слайда:
Клиническая классификация шигеллезов

Слайд 12





КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Инкубационный период зависит, главным образом, от пути инфицирования и дозы возбудителя и колеблется от 6-8 часов до 7 суток, в среднем  - 2-3 суток. 
	
	Шигеллез у детей старшего возраста, особенно при пищевом пути инфицирования и массивной инвазии, почти всегда начинается остро: 
повышается температура тела, вплоть до гипертермии, 
 появляется головная боль, нередко - повторная рвота, возможны судороги и другие симптомы нейротоксикоза -  возбуждение, бледность, падение АД и др.; 











одновременно или несколько часов спустя, появляются боли в левой подвздошной области и синдром «дистального» колита («гемоколита»);
стул учащается, становится жидким, появляются патологические примеси в виде мутной слизи, зелени, прожилок крови, реже - алой крови;
Описание слайда:
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА Инкубационный период зависит, главным образом, от пути инфицирования и дозы возбудителя и колеблется от 6-8 часов до 7 суток, в среднем - 2-3 суток. Шигеллез у детей старшего возраста, особенно при пищевом пути инфицирования и массивной инвазии, почти всегда начинается остро: повышается температура тела, вплоть до гипертермии, появляется головная боль, нередко - повторная рвота, возможны судороги и другие симптомы нейротоксикоза - возбуждение, бледность, падение АД и др.; одновременно или несколько часов спустя, появляются боли в левой подвздошной области и синдром «дистального» колита («гемоколита»); стул учащается, становится жидким, появляются патологические примеси в виде мутной слизи, зелени, прожилок крови, реже - алой крови;

Слайд 13





в начале заболевания стул, как правило, обильный, каловый. Однако уже к концу 1-х - 2-е сутки, стул становится скудным, теряет каловый характер и каловый запах и представляет собой комочек мутной слизи (нередко гноя) с прожилками (или примесью) крови - "ректальный плевок"; (Рис.)
в начале заболевания стул, как правило, обильный, каловый. Однако уже к концу 1-х - 2-е сутки, стул становится скудным, теряет каловый характер и каловый запах и представляет собой комочек мутной слизи (нередко гноя) с прожилками (или примесью) крови - "ректальный плевок"; (Рис.)











появляются характерные для шигеллезов «тенезмы» - тянущие или острые боли в животе перед актом дефекации; 
сигмовидная кишка спазмирована, болезненная при пальпации, имеют место явления сфинктерита, податливость, а в тяжелых случаях - зияние ануса;
максимальной выраженности клинические проявления токсического и диарейного синдромов шигеллеза достигают уже к концу первых или на 2-е сутки от начала заболевания.
Описание слайда:
в начале заболевания стул, как правило, обильный, каловый. Однако уже к концу 1-х - 2-е сутки, стул становится скудным, теряет каловый характер и каловый запах и представляет собой комочек мутной слизи (нередко гноя) с прожилками (или примесью) крови - "ректальный плевок"; (Рис.) в начале заболевания стул, как правило, обильный, каловый. Однако уже к концу 1-х - 2-е сутки, стул становится скудным, теряет каловый характер и каловый запах и представляет собой комочек мутной слизи (нередко гноя) с прожилками (или примесью) крови - "ректальный плевок"; (Рис.) появляются характерные для шигеллезов «тенезмы» - тянущие или острые боли в животе перед актом дефекации; сигмовидная кишка спазмирована, болезненная при пальпации, имеют место явления сфинктерита, податливость, а в тяжелых случаях - зияние ануса; максимальной выраженности клинические проявления токсического и диарейного синдромов шигеллеза достигают уже к концу первых или на 2-е сутки от начала заболевания.

Слайд 14


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





	при тяжелой форме типа «Б» 
	при тяжелой форме типа «Б» 

симптомы интоксикации умеренной выраженности, но с самого начала заболевания преобладают «местные» проявления; 
отмечаются постоянные схваткообразные боли в животе, 
	выраженные тенезмы - ребенок почти «не слезает с горшка», 
	плачет от постоянных, болезненных позывов на дефекацию; 
стул очень частый (иногда "без счета"), скудный без каловых
	масс (одна мутная слизь, зелень, прожилки или примесь крови),
	так называемый - "ректальный плевок"; 
нередко возникает паралич сфинктера заднего прохода, при 
	этом отмечается зияние ануса, из которого вытекает мутная 
слизь, окрашенная кровью; 
сигмовидная кишка спазмированная, болезненная при пальпации. 

	Особенности шигеллезов у детей раннего возраста.
	
	Шигеллез у детей раннего возраста встречается значительно реже, чем у детей старших возрастных групп, составляя в среднем 3-5% от общего числа больных. У детей первого года жизни и новорожденных клинические проявления шигеллезов, в основном, сохраняют типичные для данного заболевания черты. Однако в связи с анатомо-физиологическими особенностями и путями инфицирования, шигеллез у них имеет некоторые особенности:
основной путь инфицирования - контактно-бытовой, сезонные колебания заболеваемости сглажены;
Описание слайда:
при тяжелой форме типа «Б» при тяжелой форме типа «Б» симптомы интоксикации умеренной выраженности, но с самого начала заболевания преобладают «местные» проявления; отмечаются постоянные схваткообразные боли в животе, выраженные тенезмы - ребенок почти «не слезает с горшка», плачет от постоянных, болезненных позывов на дефекацию; стул очень частый (иногда "без счета"), скудный без каловых масс (одна мутная слизь, зелень, прожилки или примесь крови), так называемый - "ректальный плевок"; нередко возникает паралич сфинктера заднего прохода, при этом отмечается зияние ануса, из которого вытекает мутная слизь, окрашенная кровью; сигмовидная кишка спазмированная, болезненная при пальпации. Особенности шигеллезов у детей раннего возраста. Шигеллез у детей раннего возраста встречается значительно реже, чем у детей старших возрастных групп, составляя в среднем 3-5% от общего числа больных. У детей первого года жизни и новорожденных клинические проявления шигеллезов, в основном, сохраняют типичные для данного заболевания черты. Однако в связи с анатомо-физиологическими особенностями и путями инфицирования, шигеллез у них имеет некоторые особенности: основной путь инфицирования - контактно-бытовой, сезонные колебания заболеваемости сглажены;

Слайд 16





заболевание обычно начинается также остро, но весь симптомокомплекс клинических проявлений развивается постепенно, в течение 3-4 суток может иметь место нарастание симптоматики; 
заболевание обычно начинается также остро, но весь симптомокомплекс клинических проявлений развивается постепенно, в течение 3-4 суток может иметь место нарастание симптоматики; 
испражнения не теряют калового характера и редко бывают скудными, однако в них всегда обнаруживаются патологические примеси (мутная слизь, зелень);
примесь крови в стуле появляется на 2-3-е сутки и не в каждой порции;
вместо выраженных тенезмов, наблюдаются их эквиваленты - беспокойство, покраснение лица или плач во время дефекации; 
почти всегда отмечаются явления сфинктерита, податливость ануса и нередко его зияние;
спазм сигмовидной кишки слабо выражен или отсутствует;
тяжелые формы типа «A» почти не встречаются, но удельный вес среднетяжелых и тяжелых типа «B» несколько выше, чем у детей старшего возраста;
	
	У детей первого полугодия жизни 
заболевание может протекать по типу «простой» диспепсии. Общее состояние страдает незначительно:
 повышение температуры тела только до субфебрильных значений (или в пределах нормы); 
испражнения кашицеобразные или жидкие, непереваренные с патологическими примесями не в каждой порции, кровь в стуле отсутствует.
Описание слайда:
заболевание обычно начинается также остро, но весь симптомокомплекс клинических проявлений развивается постепенно, в течение 3-4 суток может иметь место нарастание симптоматики; заболевание обычно начинается также остро, но весь симптомокомплекс клинических проявлений развивается постепенно, в течение 3-4 суток может иметь место нарастание симптоматики; испражнения не теряют калового характера и редко бывают скудными, однако в них всегда обнаруживаются патологические примеси (мутная слизь, зелень); примесь крови в стуле появляется на 2-3-е сутки и не в каждой порции; вместо выраженных тенезмов, наблюдаются их эквиваленты - беспокойство, покраснение лица или плач во время дефекации; почти всегда отмечаются явления сфинктерита, податливость ануса и нередко его зияние; спазм сигмовидной кишки слабо выражен или отсутствует; тяжелые формы типа «A» почти не встречаются, но удельный вес среднетяжелых и тяжелых типа «B» несколько выше, чем у детей старшего возраста; У детей первого полугодия жизни заболевание может протекать по типу «простой» диспепсии. Общее состояние страдает незначительно: повышение температуры тела только до субфебрильных значений (или в пределах нормы); испражнения кашицеобразные или жидкие, непереваренные с патологическими примесями не в каждой порции, кровь в стуле отсутствует.

Слайд 17





	
	
ДИАГНОСТИКА

Лабораторные исследования
Бактериологический метод диагностики имеет наибольшее значение. Посев испражнений производят на селективные среды (Плоскирева, Левина и др.) Частота положительных результатов (высев возбудителя), даже при наличии типичных клинических проявлений шигеллеза, не превышает 50-60%.

Серологические методы диагностики, как правило, используют при отрицательных результатах бактериологического исследования испражнений. Для определения титра  специфических антител (АТ) в сыворотке крови больного обычно используется реакция непрямой гемагглютинации (РНГА). Диагностический титр АТ при шигеллезе Зонне - 1:100, а при шигеллезе Флекснера - 1:200. 

В последние годы для серологической диагностики шигеллезов используют реакцию иммуноферментного анализа (ИФА) или агглютинации латекса (РЛА). Диагностическое значение имеет обнаружение специфических антител класса IgM в сыворотке крови (ИФА) или антигена шигелл в копрофильтрате (РЛА). 
	Для определения специфических антител классов IgA, IgM и IgG в сыворотке крови и копрофильтратах (секреторная фракция IgA) используется также реакция непрямой иммунофлюоресценции (РНИФ).
Описание слайда:
ДИАГНОСТИКА Лабораторные исследования Бактериологический метод диагностики имеет наибольшее значение. Посев испражнений производят на селективные среды (Плоскирева, Левина и др.) Частота положительных результатов (высев возбудителя), даже при наличии типичных клинических проявлений шигеллеза, не превышает 50-60%. Серологические методы диагностики, как правило, используют при отрицательных результатах бактериологического исследования испражнений. Для определения титра специфических антител (АТ) в сыворотке крови больного обычно используется реакция непрямой гемагглютинации (РНГА). Диагностический титр АТ при шигеллезе Зонне - 1:100, а при шигеллезе Флекснера - 1:200. В последние годы для серологической диагностики шигеллезов используют реакцию иммуноферментного анализа (ИФА) или агглютинации латекса (РЛА). Диагностическое значение имеет обнаружение специфических антител класса IgM в сыворотке крови (ИФА) или антигена шигелл в копрофильтрате (РЛА). Для определения специфических антител классов IgA, IgM и IgG в сыворотке крови и копрофильтратах (секреторная фракция IgA) используется также реакция непрямой иммунофлюоресценции (РНИФ).

Слайд 18





Копрологический метод исследования является вспомогательным. Он подтверждает наличие воспалительного процесса в кишечнике (лейкоцитов до 50 и более в поле зрения, эритроцитов, слизи гнойного характера и др.), а также нарушения ферментативной (большое количество нейтрального жира и жирных кислот) и всасывательной функции (мыла) кишечника, характерных для колитов любой бактериальной этиологии.
Копрологический метод исследования является вспомогательным. Он подтверждает наличие воспалительного процесса в кишечнике (лейкоцитов до 50 и более в поле зрения, эритроцитов, слизи гнойного характера и др.), а также нарушения ферментативной (большое количество нейтрального жира и жирных кислот) и всасывательной функции (мыла) кишечника, характерных для колитов любой бактериальной этиологии.
Клинический анализ крови. При шигеллезах, как и при других ОКИ бактериальной этиологии «инвазивного» типа, в периферической крови отмечается лейкоцитоз с нейтрофильным палочкоядерным сдвигом формулы крови (иногда до 30% и более) и повышение величины СОЭ.
Биохимические исследования крови показаны при тяжелых формах для построения рациональной патогенетической терапии, главным образом инфузионной и включают: определение общего белка и белковых фракций, электролитов, КОС и др.
Инструментальные исследования
	Эндоскопические инструментальные исследования в остром периоде заболевания не проводятся. 
	
	Дифференциальная диагностика

У детей старшего возраста при дифференциальной диагностике шигеллеза необходимо учитывать, что ряд бактериальных кишечных инфекций могут также протекать с симптомами изолированного колита («гемоколита»), в том числе и "дистального» колита (салмонеллез, энтероинвазивный и энтерогеморрагический эшерихиоз, клостридиоз, протеоз, кампилобактериоз и др.). 
	В последние годы все чаще приходится дифференцировать шигеллез у детей с амебной дизентерией и балантидиазом.
Описание слайда:
Копрологический метод исследования является вспомогательным. Он подтверждает наличие воспалительного процесса в кишечнике (лейкоцитов до 50 и более в поле зрения, эритроцитов, слизи гнойного характера и др.), а также нарушения ферментативной (большое количество нейтрального жира и жирных кислот) и всасывательной функции (мыла) кишечника, характерных для колитов любой бактериальной этиологии. Копрологический метод исследования является вспомогательным. Он подтверждает наличие воспалительного процесса в кишечнике (лейкоцитов до 50 и более в поле зрения, эритроцитов, слизи гнойного характера и др.), а также нарушения ферментативной (большое количество нейтрального жира и жирных кислот) и всасывательной функции (мыла) кишечника, характерных для колитов любой бактериальной этиологии. Клинический анализ крови. При шигеллезах, как и при других ОКИ бактериальной этиологии «инвазивного» типа, в периферической крови отмечается лейкоцитоз с нейтрофильным палочкоядерным сдвигом формулы крови (иногда до 30% и более) и повышение величины СОЭ. Биохимические исследования крови показаны при тяжелых формах для построения рациональной патогенетической терапии, главным образом инфузионной и включают: определение общего белка и белковых фракций, электролитов, КОС и др. Инструментальные исследования Эндоскопические инструментальные исследования в остром периоде заболевания не проводятся. Дифференциальная диагностика У детей старшего возраста при дифференциальной диагностике шигеллеза необходимо учитывать, что ряд бактериальных кишечных инфекций могут также протекать с симптомами изолированного колита («гемоколита»), в том числе и "дистального» колита (салмонеллез, энтероинвазивный и энтерогеморрагический эшерихиоз, клостридиоз, протеоз, кампилобактериоз и др.). В последние годы все чаще приходится дифференцировать шигеллез у детей с амебной дизентерией и балантидиазом.

Слайд 19





	У детей раннего возраста дифференциальная диагностика шигеллеза с колитами и энтероколитами другой этиологии представляет определенные трудности из-за схожести клинических проявлений. Дифференциальный диагноз следует проводить в первую очередь с кишечной инфекцией стафилококковой этиологии, сальмонеллезом, эшерихиозами, инвагинацией. 
	У детей раннего возраста дифференциальная диагностика шигеллеза с колитами и энтероколитами другой этиологии представляет определенные трудности из-за схожести клинических проявлений. Дифференциальный диагноз следует проводить в первую очередь с кишечной инфекцией стафилококковой этиологии, сальмонеллезом, эшерихиозами, инвагинацией. 
	Пример формулировки клинического диагноза
Этиологический диагноз шигеллезов устанавливается только при наличии лабораторного бактериологического или серологического подтверждения с указанием возбудителя, тяжести заболевания, топики поражения и наличия клинического синдрома токсикоза. Например, Шигеллез Зонне 2е, колит, среднетяжелая форма  или Шигеллез Флекснера тип 6, энтероколит, тяжелая форма (тип A), нейротоксикоз. 
	
	ЛЕЧЕНИЕ 
	см. раздел «Основные направления комплексной терапии ОКИ инвазивного типа» 
	Немедикаментозное лечение:
Рациональная диета: разгрузка в питании, при тяжелых формах и частой рвоте – дробное дозированное кормление. Объем и составы питания зависят от возраста детей, тяжести заболевания и выраженности диарейного синдрома.
Пероральная регидратация – проводится по общим правилам.
Физиотерапевтические процедуры - озокеритовые аппликации на область живота, электрофорез прокаина и хлорида кальция, УВЧ, диатермия.
Фитотерапия назначается в виде отваров трав (ромашки, зверобоя), коры дуба, граната и др., как противовоспалительные и вяжущие в течение 7-10 суток.
Описание слайда:
У детей раннего возраста дифференциальная диагностика шигеллеза с колитами и энтероколитами другой этиологии представляет определенные трудности из-за схожести клинических проявлений. Дифференциальный диагноз следует проводить в первую очередь с кишечной инфекцией стафилококковой этиологии, сальмонеллезом, эшерихиозами, инвагинацией. У детей раннего возраста дифференциальная диагностика шигеллеза с колитами и энтероколитами другой этиологии представляет определенные трудности из-за схожести клинических проявлений. Дифференциальный диагноз следует проводить в первую очередь с кишечной инфекцией стафилококковой этиологии, сальмонеллезом, эшерихиозами, инвагинацией. Пример формулировки клинического диагноза Этиологический диагноз шигеллезов устанавливается только при наличии лабораторного бактериологического или серологического подтверждения с указанием возбудителя, тяжести заболевания, топики поражения и наличия клинического синдрома токсикоза. Например, Шигеллез Зонне 2е, колит, среднетяжелая форма или Шигеллез Флекснера тип 6, энтероколит, тяжелая форма (тип A), нейротоксикоз. ЛЕЧЕНИЕ см. раздел «Основные направления комплексной терапии ОКИ инвазивного типа» Немедикаментозное лечение: Рациональная диета: разгрузка в питании, при тяжелых формах и частой рвоте – дробное дозированное кормление. Объем и составы питания зависят от возраста детей, тяжести заболевания и выраженности диарейного синдрома. Пероральная регидратация – проводится по общим правилам. Физиотерапевтические процедуры - озокеритовые аппликации на область живота, электрофорез прокаина и хлорида кальция, УВЧ, диатермия. Фитотерапия назначается в виде отваров трав (ромашки, зверобоя), коры дуба, граната и др., как противовоспалительные и вяжущие в течение 7-10 суток.

Слайд 20





	Медикаментозное лечение:
	Медикаментозное лечение:
Ферментотерапия – панкреатин, мезим форте и др. - при среднетяжелых и тяжелых формах. Противопоказаны протеолитические (абомин) и ферменты с компонентами бычьей желчи (фестал, дигестал и др.), т.к. могут усилить выраженность диарейного синдрома.
Симптоматическая терапия: жаропонижающие мероприятия (по общим правилам), противорвотные (метаклопрамид, мотилиум, домперон и др.), купирование абдоминальных болей – миотропные спазмолитики (дротаверин, спазмомен 40), блокаторы М-холинорецепторов (бускопан, метацин, риабал), антидиарейные (энтеросорбенты - неосмектин, смекта, фильтрум-сти и др.), при «гемоколите» - натрия альгинат  суппозитории (альгинатол, натальсид).
Дезинтоксикационная терапия – энтеросорбенты и инфузионная терапия.
Этиотропная терапия курсом 5-7 дней. При легких формах и бактерионосительстве антибиотики не назначаются. При среднетяжелых и тяжелых формах «стартовыми» препаратами являются – нифуроксазид (энтерофурил, эрсефурил), налидиксовая кислота (невиграмон), нифуратель (макмирор) или антибиотики (рифампицин, цефаклор, цефуроксим, цефамандол). При тяжелых формах или при отсутствии клинического эффекта первые 2-3 дня лечения «стартовыми» препаратами назначаются антибиотики «резерва» - аминогликозиды (амикацин, нетилмицин), карбапенемы (имипинем, меропенем), цефалоспорины 3-4-го поколения (цефотаксим, цефтазидим, цефтриаксон, цефтибутен и др.). 
Альтернативная «этиотропная» терапия легких и среднетяжелых форм. В качестве средств «этиотропной» монотерапии могут быть назначены – пробиотики (пробифор, бифиформ, бифидумбактерин форте, полибактерин, споробактерин, биоспорин), энтеросорбенты (смекта, неосмектин, фильтрум-сти, энтеросгель), комплексный иммуноглобулиновый препарат (КИП).
Описание слайда:
Медикаментозное лечение: Медикаментозное лечение: Ферментотерапия – панкреатин, мезим форте и др. - при среднетяжелых и тяжелых формах. Противопоказаны протеолитические (абомин) и ферменты с компонентами бычьей желчи (фестал, дигестал и др.), т.к. могут усилить выраженность диарейного синдрома. Симптоматическая терапия: жаропонижающие мероприятия (по общим правилам), противорвотные (метаклопрамид, мотилиум, домперон и др.), купирование абдоминальных болей – миотропные спазмолитики (дротаверин, спазмомен 40), блокаторы М-холинорецепторов (бускопан, метацин, риабал), антидиарейные (энтеросорбенты - неосмектин, смекта, фильтрум-сти и др.), при «гемоколите» - натрия альгинат суппозитории (альгинатол, натальсид). Дезинтоксикационная терапия – энтеросорбенты и инфузионная терапия. Этиотропная терапия курсом 5-7 дней. При легких формах и бактерионосительстве антибиотики не назначаются. При среднетяжелых и тяжелых формах «стартовыми» препаратами являются – нифуроксазид (энтерофурил, эрсефурил), налидиксовая кислота (невиграмон), нифуратель (макмирор) или антибиотики (рифампицин, цефаклор, цефуроксим, цефамандол). При тяжелых формах или при отсутствии клинического эффекта первые 2-3 дня лечения «стартовыми» препаратами назначаются антибиотики «резерва» - аминогликозиды (амикацин, нетилмицин), карбапенемы (имипинем, меропенем), цефалоспорины 3-4-го поколения (цефотаксим, цефтазидим, цефтриаксон, цефтибутен и др.). Альтернативная «этиотропная» терапия легких и среднетяжелых форм. В качестве средств «этиотропной» монотерапии могут быть назначены – пробиотики (пробифор, бифиформ, бифидумбактерин форте, полибактерин, споробактерин, биоспорин), энтеросорбенты (смекта, неосмектин, фильтрум-сти, энтеросгель), комплексный иммуноглобулиновый препарат (КИП).

Слайд 21





Клиническая и санирующая эффективность антибактериальных препаратов существенно повышается при комбинированном их использовании с энтеросорбентами и препаратами иммуномодулирующего действия (циклоферон, гепон и др.). При повторном высеве шигелл после проведенного курса терапии назначается дизентерийный бактериофаг, а при неустойчивом характере стула, связанного, как правило, с дисбактериозом кишечника  – пробиотики.
Клиническая и санирующая эффективность антибактериальных препаратов существенно повышается при комбинированном их использовании с энтеросорбентами и препаратами иммуномодулирующего действия (циклоферон, гепон и др.). При повторном высеве шигелл после проведенного курса терапии назначается дизентерийный бактериофаг, а при неустойчивом характере стула, связанного, как правило, с дисбактериозом кишечника  – пробиотики.
При развитии синдромов инфекционного токсикоза (токсикоз с эксикозом, нейротоксикоз и др.) терапевтические мероприятия проводятся по общим правилам, а при угрожающих жизни состояниях (гипертермический, судорожный, гипервентилляционный синдром и др.) ребенок переводится в ОРИТ.
Хирургическое лечение
	Проводится при наличии осложнений – инвагинация, кишечное кровотечение и др.

	ПОКАЗАНИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Консультация хирурга – при развитии динамической кишечной непроходимости, инвагинации, кишечного кровотечения и другой хирургической патологии.
Консультация невропатолога – при среднетяжелых и тяжелых формах типа A, сопровождающихся  нейротоксикозом, особенно в начальном периоде заболевания. 
	ПОКАЗАНИЯ К ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Лечение легких и среднетяжелых форм можно проводить в домашних условиях. Обязательной госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами, а также больные и бактериовыделители по эпидемиологическим показаниям (из закрытых детских учреждений, коммунальных квартир и др.). 
	ПРОГНОЗ
У большинства детей шигеллез Зонне заканчивается выздоровлением на 5-7 сутки болезни, при шигеллезе Флекснера острый период болезни более продолжительный. Летальность в последние годы значительно снизилась и приходится исключительно на детей раннего возраста, имеющих предшествующие или сопутствующие заболевания. В целом по России больничная летальность от шигеллезов составляет 0,05-0,1%.
Описание слайда:
Клиническая и санирующая эффективность антибактериальных препаратов существенно повышается при комбинированном их использовании с энтеросорбентами и препаратами иммуномодулирующего действия (циклоферон, гепон и др.). При повторном высеве шигелл после проведенного курса терапии назначается дизентерийный бактериофаг, а при неустойчивом характере стула, связанного, как правило, с дисбактериозом кишечника – пробиотики. Клиническая и санирующая эффективность антибактериальных препаратов существенно повышается при комбинированном их использовании с энтеросорбентами и препаратами иммуномодулирующего действия (циклоферон, гепон и др.). При повторном высеве шигелл после проведенного курса терапии назначается дизентерийный бактериофаг, а при неустойчивом характере стула, связанного, как правило, с дисбактериозом кишечника – пробиотики. При развитии синдромов инфекционного токсикоза (токсикоз с эксикозом, нейротоксикоз и др.) терапевтические мероприятия проводятся по общим правилам, а при угрожающих жизни состояниях (гипертермический, судорожный, гипервентилляционный синдром и др.) ребенок переводится в ОРИТ. Хирургическое лечение Проводится при наличии осложнений – инвагинация, кишечное кровотечение и др. ПОКАЗАНИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Консультация хирурга – при развитии динамической кишечной непроходимости, инвагинации, кишечного кровотечения и другой хирургической патологии. Консультация невропатолога – при среднетяжелых и тяжелых формах типа A, сопровождающихся нейротоксикозом, особенно в начальном периоде заболевания. ПОКАЗАНИЯ К ГОСПИТАЛИЗАЦИИ Лечение легких и среднетяжелых форм можно проводить в домашних условиях. Обязательной госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами, а также больные и бактериовыделители по эпидемиологическим показаниям (из закрытых детских учреждений, коммунальных квартир и др.). ПРОГНОЗ У большинства детей шигеллез Зонне заканчивается выздоровлением на 5-7 сутки болезни, при шигеллезе Флекснера острый период болезни более продолжительный. Летальность в последние годы значительно снизилась и приходится исключительно на детей раннего возраста, имеющих предшествующие или сопутствующие заболевания. В целом по России больничная летальность от шигеллезов составляет 0,05-0,1%.

Слайд 22







СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
Руководство по инфекционным заболеваниям у детей. Под ред. В.Ф.Учайкина. 
	М., «ГЕОТАР» 1998, - С. 53-83; 402-415
Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. Учебник для ВУЗов. М., 2006.-

Дополнительная:
Воротынцева Н.В., Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции у детей. М.: Медицина, 2001-С. 104-155, 355-416
Рациональная фармакотерапия детских заболеваний. Руководство для практикующих врачей. Под ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной. М., «Литтера», 2007.-том XV.-книга 2.- С. 64-148
Новокшонов А.А., Мазанкова Л.Н., Соколова Н.В. Патогенетическое обоснование оптимальной терапии острых кишечных инфекций у детей //Детские инфекции. М., 2002. №1.- С.- 32-37
Горелов А.В. Терапия острых кишечных инфекций у детей в современных условиях //Вопросы современной педиатрии. М., 2004. №4.- том 3.- С.72-78
Дизентерия Флекснера у детей на современном этапе. Особенности течения и рациональная тактика терапии. О.В.Тихомирова,М.К. Бехтерева и др.//Пособие для врачей. С-Пб, 2004.- 57 с
Милютина Л.Н., Яковлева О.Н., Каншина О.А., Лукичева Н.С. др. Вопросы антибактериальной терапии современной дизентерии у детей. Вопросы терапии инфекционных болезней.//Республиканский сборник научных тру­дов. М.- 1990.-С. 49-56
Учайкин В.Ф., Гаспарян М.О., Новокшонов А.А. Пробиотики в комплексной терапии кишечных инфекций у детей //Биопрепараты - №1.-2001.- С. 2-4
Учайкин В.Ф., Новокшонов А.А., Соколова Н.В. и др. Место и значение энтеросорбции в этиопатогенетической терапии ОКИ у детей //Педиатрия.-2007.-том 86.-№2.-С.44-50
Описание слайда:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная: Руководство по инфекционным заболеваниям у детей. Под ред. В.Ф.Учайкина. М., «ГЕОТАР» 1998, - С. 53-83; 402-415 Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. Учебник для ВУЗов. М., 2006.- Дополнительная: Воротынцева Н.В., Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции у детей. М.: Медицина, 2001-С. 104-155, 355-416 Рациональная фармакотерапия детских заболеваний. Руководство для практикующих врачей. Под ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной. М., «Литтера», 2007.-том XV.-книга 2.- С. 64-148 Новокшонов А.А., Мазанкова Л.Н., Соколова Н.В. Патогенетическое обоснование оптимальной терапии острых кишечных инфекций у детей //Детские инфекции. М., 2002. №1.- С.- 32-37 Горелов А.В. Терапия острых кишечных инфекций у детей в современных условиях //Вопросы современной педиатрии. М., 2004. №4.- том 3.- С.72-78 Дизентерия Флекснера у детей на современном этапе. Особенности течения и рациональная тактика терапии. О.В.Тихомирова,М.К. Бехтерева и др.//Пособие для врачей. С-Пб, 2004.- 57 с Милютина Л.Н., Яковлева О.Н., Каншина О.А., Лукичева Н.С. др. Вопросы антибактериальной терапии современной дизентерии у детей. Вопросы терапии инфекционных болезней.//Республиканский сборник научных тру­дов. М.- 1990.-С. 49-56 Учайкин В.Ф., Гаспарян М.О., Новокшонов А.А. Пробиотики в комплексной терапии кишечных инфекций у детей //Биопрепараты - №1.-2001.- С. 2-4 Учайкин В.Ф., Новокшонов А.А., Соколова Н.В. и др. Место и значение энтеросорбции в этиопатогенетической терапии ОКИ у детей //Педиатрия.-2007.-том 86.-№2.-С.44-50

Слайд 23





Тестовый контроль  
Тестовый контроль  
Проверьте уровень самоподготовки, отвечая на вопросы:

1. Шигеллезами  Зонне  и  Флекснера  чаще  болеют  дети: (1)
	а) грудного  возраста (6-12 мес.)             б)   дошкольного  возраста (2-7 лет)
	в) школьного  возраста (7-14 лет).           г)   новорожденные
2. Источником  инфекции  при  шигеллезах  является: (1)
	а) только  человек      б) только  домашние  животные
	в) человек  и  домашние  животные.     г) водоплавающие птицы
3.  Шигеллез  Зонне  у  детей  старшего  возраста  при  пищевом  пути  инфицирования начинается  чаще  всего  остро: (1)
	а) с  повышения  температуры  тела  и  рвоты,  затем  появляется  диарея
	б) с сильных, схваткообразных болей в животе и жидкого стула, затем  на 2-3-й день 
	присоединяется  рвота.
4.  В патогенезе токсического синдрома при шигеллезе ведущим  является: (1)
	а) гиперэргическая   реакция  организма  на  внедрение  возбудителя
	б) массивный  прорыв  токсических  продуктов (токсина  в  кровь) 
	в) инвазия  шигелл  в  колоноциты  и  кровь  с  развитием  бактериемии.
5.  Местный  воспалительный  процесс  при  шигеллезе  развивается: (1)  
	а) в  тонком  отделе кишечника          б)  в  толстой  кишке
	в) на  всем  протяжении  желудочно-кишечного  тракта.
6.  Рвота  при  шигеллезе  Флекснера: (1)
	а) только  в  начале  заболевания             б) не  наблюдается.
Описание слайда:
Тестовый контроль Тестовый контроль Проверьте уровень самоподготовки, отвечая на вопросы: 1. Шигеллезами Зонне и Флекснера чаще болеют дети: (1) а) грудного возраста (6-12 мес.) б) дошкольного возраста (2-7 лет) в) школьного возраста (7-14 лет). г) новорожденные 2. Источником инфекции при шигеллезах является: (1) а) только человек б) только домашние животные в) человек и домашние животные. г) водоплавающие птицы 3. Шигеллез Зонне у детей старшего возраста при пищевом пути инфицирования начинается чаще всего остро: (1) а) с повышения температуры тела и рвоты, затем появляется диарея б) с сильных, схваткообразных болей в животе и жидкого стула, затем на 2-3-й день присоединяется рвота. 4. В патогенезе токсического синдрома при шигеллезе ведущим является: (1) а) гиперэргическая реакция организма на внедрение возбудителя б) массивный прорыв токсических продуктов (токсина в кровь) в) инвазия шигелл в колоноциты и кровь с развитием бактериемии. 5. Местный воспалительный процесс при шигеллезе развивается: (1) а) в тонком отделе кишечника б) в толстой кишке в) на всем протяжении желудочно-кишечного тракта. 6. Рвота при шигеллезе Флекснера: (1) а) только в начале заболевания б) не наблюдается.

Слайд 24





7. В патогенезе развития диарейного синдрома при  шигеллезе  ведущим является: (1)
7. В патогенезе развития диарейного синдрома при  шигеллезе  ведущим является: (1)
	а) инвазия  шигелл  в  колоноциты  и  воспалительный  процесс
	б) развитие  дисахаридазной  (лактазной) недостаточности.
8. При  шигеллезе  температура  тела  достигает  максимальных  цифр: (1)
	а) в  первые  сутки  заболевания    б) на  2-3  день  болезни
	в) только  после  акта  дефекации.    г) на 3-5 день болезни
9.   Боли  в  животе  при  шигеллезе:  (1)
	а) постоянные,  ноющего  характера
	б) схваткообразные,  усиливающиеся  перед  актом  дефекации
	в) появляются  только  после  акта  дефекации.
10. Характер  стула  при  шигеллезе:  (1)
	а) жидкий,  обильный,  водянистый
	б) скудный с  большим  количеством  мутной  слизи и прожилками крови.
11. Продолжительность антибактериальной  терапии  при   шигеллезе:   (1)
	а) 5-7 дней    б) до нормализации  температуры тела 
	в) до  полной  нормализации  частоты  и  характера  стула.
12. Особенностями  шигеллеза  у  детей  первого  года  жизни  являются: (4)
	а) синдром  дистального  колита  выражен  слабо  или  отсутствует
	б) синдром  дистального  колита  выражен  с  первых  часов  заболевания
	в) стул  нередко  носит  энтероколитный  характер
	г) наличие  скудного  стула  в  виде  «ректального  плевка»
	д) кровь  в  стуле  появляется  в  более  поздние  сроки
	е) отсутствие тенезмов  - эквиваленты
Описание слайда:
7. В патогенезе развития диарейного синдрома при шигеллезе ведущим является: (1) 7. В патогенезе развития диарейного синдрома при шигеллезе ведущим является: (1) а) инвазия шигелл в колоноциты и воспалительный процесс б) развитие дисахаридазной (лактазной) недостаточности. 8. При шигеллезе температура тела достигает максимальных цифр: (1) а) в первые сутки заболевания б) на 2-3 день болезни в) только после акта дефекации. г) на 3-5 день болезни 9. Боли в животе при шигеллезе: (1) а) постоянные, ноющего характера б) схваткообразные, усиливающиеся перед актом дефекации в) появляются только после акта дефекации. 10. Характер стула при шигеллезе: (1) а) жидкий, обильный, водянистый б) скудный с большим количеством мутной слизи и прожилками крови. 11. Продолжительность антибактериальной терапии при шигеллезе: (1) а) 5-7 дней б) до нормализации температуры тела в) до полной нормализации частоты и характера стула. 12. Особенностями шигеллеза у детей первого года жизни являются: (4) а) синдром дистального колита выражен слабо или отсутствует б) синдром дистального колита выражен с первых часов заболевания в) стул нередко носит энтероколитный характер г) наличие скудного стула в виде «ректального плевка» д) кровь в стуле появляется в более поздние сроки е) отсутствие тенезмов - эквиваленты

Слайд 25





3.  «Дизентериеподобные»  формы  могут  иметь  место  при: (3)
3.  «Дизентериеподобные»  формы  могут  иметь  место  при: (3)
	а) паратифе А      б) лептоспирозе              
	в) энтероинвазивном  эшерихиозе      г) сальмонеллезе        
	д) клостридиозе  перфрингенс  типа А
	е) ротавирусной  инфекции    ж) брюшном тифе
14.  При  лечении  шигеллеза  необходимо  назначать: (4)
	а) водно-чайную  паузу (на 12 часов)   б) оральную  регидратацию
	в) разгрузку  в  питании       г) ферментные  препараты (мезим-форте, панкреатин)
	д) антибиотики  независимо  от  тяжести  заболевания
	е) антибиотики  при  среднетяжелых  и  тяжелых  формах  болезни.
15.  В качестве средств этиотропной терапии шигеллеза могут быть использованы: (4)
	а)  антибиотики (полимиксин  и др.)      б) химиопрепараты (эрсефурил, невиграмон)     в) лоперамида  гидрохлорид    г) регидрон (глюкосолан, гастролит)         
	д) энтеросорбенты (смекта и др.)
	е) комплексный  иммуноглобулиновый  препарат (КИП) 
16.  В  остром  периоде  шигеллеза  из  питания  детей   исключаются: (4)
	а) молочно-кислые  продукты (кефир, творог и др.)       б) цельное  молоко      
	в) каши  на  цельном  молоке              г) мясные  и  рыбные  бульоны
	д) черный  хлеб     е) сухари  из  белого  хлеба.
17.  В остром периоде шигеллеза разрешаются: (2)
	а) нежирные сорта  мяса, рыбы               б) мясные  и  рыбные  бульоны
	в) овсяная  каша  на  молоке                    г) сухари  из  черного  хлеба
	д) каши  на  половинном  молоке             е) овощное  пюре.
Описание слайда:
3. «Дизентериеподобные» формы могут иметь место при: (3) 3. «Дизентериеподобные» формы могут иметь место при: (3) а) паратифе А б) лептоспирозе в) энтероинвазивном эшерихиозе г) сальмонеллезе д) клостридиозе перфрингенс типа А е) ротавирусной инфекции ж) брюшном тифе 14. При лечении шигеллеза необходимо назначать: (4) а) водно-чайную паузу (на 12 часов) б) оральную регидратацию в) разгрузку в питании г) ферментные препараты (мезим-форте, панкреатин) д) антибиотики независимо от тяжести заболевания е) антибиотики при среднетяжелых и тяжелых формах болезни. 15. В качестве средств этиотропной терапии шигеллеза могут быть использованы: (4) а) антибиотики (полимиксин и др.) б) химиопрепараты (эрсефурил, невиграмон) в) лоперамида гидрохлорид г) регидрон (глюкосолан, гастролит) д) энтеросорбенты (смекта и др.) е) комплексный иммуноглобулиновый препарат (КИП) 16. В остром периоде шигеллеза из питания детей исключаются: (4) а) молочно-кислые продукты (кефир, творог и др.) б) цельное молоко в) каши на цельном молоке г) мясные и рыбные бульоны д) черный хлеб е) сухари из белого хлеба. 17. В остром периоде шигеллеза разрешаются: (2) а) нежирные сорта мяса, рыбы б) мясные и рыбные бульоны в) овсяная каша на молоке г) сухари из черного хлеба д) каши на половинном молоке е) овощное пюре.

Слайд 26





18. С  целью  энтеральной  детоксикации  при   шигеллезе   используются: (2)
18. С  целью  энтеральной  детоксикации  при   шигеллезе   используются: (2)
	а) неогемодез         б) растворы  аминокислот (альвезин, полиамин и др.)
	в) энтеросорбенты (фильтрум, неосмектин  и  др.)      г) энтеродез     
	д) реополиглюкин       е) белковые  гидролизаты (аминин, гидролизин и др.).
19.  Показаниями  для  проведения  инфузионной  регидратационной  терапии при шигеллезе у детей являются: (5)
	а) наличие  синдрома  токсикоза
	б) дефицит  массы  тела  за  счет  обезвоживания  (3-5% и более)
	в) дефицит  массы  тела  за  счет  обезвоживания  (10% и более)
	г) наличие  гиповолемического  шока
	д) неэффективность  оральной  регидратации
	е) частый  жидкий,  обильный,  водянистый  стул.
20. Характерными клиническими проявлениями соледефицитного характера  обезвоживания  при  шигеллезе  у детей  раннего возраста являются: (4)
	а) выраженная  жажда        б) гипертермический  синдром
	в) вялость,   заторможенность, адинамия     
	г) снижение  или  отсутствие  сухожильных  рефлексов
	д) микроциркуляторные  нарушения
	е) тахикардия,  приглушение  тонов  сердца,  падение  АД.
21.  Тип  диарейного  синдрома   при  шигеллезе у детей: (1)
	а) инвазивный          б) секреторный               в) осмотический.
22.  В России активная иммунизация детского населения проводится по эпидпоказаниям только против (1):
	а) шигеллеза Флекснера       б) шигеллеза Зонне        в) шигеллеза Бойда
Описание слайда:
18. С целью энтеральной детоксикации при шигеллезе используются: (2) 18. С целью энтеральной детоксикации при шигеллезе используются: (2) а) неогемодез б) растворы аминокислот (альвезин, полиамин и др.) в) энтеросорбенты (фильтрум, неосмектин и др.) г) энтеродез д) реополиглюкин е) белковые гидролизаты (аминин, гидролизин и др.). 19. Показаниями для проведения инфузионной регидратационной терапии при шигеллезе у детей являются: (5) а) наличие синдрома токсикоза б) дефицит массы тела за счет обезвоживания (3-5% и более) в) дефицит массы тела за счет обезвоживания (10% и более) г) наличие гиповолемического шока д) неэффективность оральной регидратации е) частый жидкий, обильный, водянистый стул. 20. Характерными клиническими проявлениями соледефицитного характера обезвоживания при шигеллезе у детей раннего возраста являются: (4) а) выраженная жажда б) гипертермический синдром в) вялость, заторможенность, адинамия г) снижение или отсутствие сухожильных рефлексов д) микроциркуляторные нарушения е) тахикардия, приглушение тонов сердца, падение АД. 21. Тип диарейного синдрома при шигеллезе у детей: (1) а) инвазивный б) секреторный в) осмотический. 22. В России активная иммунизация детского населения проводится по эпидпоказаниям только против (1): а) шигеллеза Флекснера б) шигеллеза Зонне в) шигеллеза Бойда

Слайд 27





23. Характерными  признаками   шигеллеза  являются: (3)
23. Характерными  признаками   шигеллеза  являются: (3)
	а) длительная  лихорадка
	б) наличие  колитического  синдрома (тенезмы, спазм сигмы и др.)
	в) обильный,  водянистый  «цвета  болотной  тины»  зловонный  стул
	г) выраженные  проявления  токсикоза  с  эксикозом
	д) кратковременная  рвота     е) синдром  нейротоксикоза.
	
	Проверьте правильность Ваших ответов. 
	Правильные ответы:
	1 – б;   2 – а;   3 – б;   4 – б;   5 – б;   6 – а;   7 – а;   8 – а;   9 – б;   10 – б; 11 – а; 12 – а, в, д, е; 13 – в, г, д;   14 – б, в, г, е;   15 – а, б, д, е;   16 – б, в, г, д;   17 – а, д;   18 – в, г; 19 – а, в, г, д, е;   20 – в, г, д, е;    21 – а;    22 - б      23 – б, д, е. 
	
Всего существенных операций = 48
	
	Не правильных ответов 0-4 – отлично, 5-9 – хорошо, 
10-14 – удовлетворительно
	Более 14 не правильных ответов – неудовлетворительно

	Подготовьте неясные для Вас вопросы для разбора на практическом занятии
Описание слайда:
23. Характерными признаками шигеллеза являются: (3) 23. Характерными признаками шигеллеза являются: (3) а) длительная лихорадка б) наличие колитического синдрома (тенезмы, спазм сигмы и др.) в) обильный, водянистый «цвета болотной тины» зловонный стул г) выраженные проявления токсикоза с эксикозом д) кратковременная рвота е) синдром нейротоксикоза. Проверьте правильность Ваших ответов. Правильные ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – а; 8 – а; 9 – б; 10 – б; 11 – а; 12 – а, в, д, е; 13 – в, г, д; 14 – б, в, г, е; 15 – а, б, д, е; 16 – б, в, г, д; 17 – а, д; 18 – в, г; 19 – а, в, г, д, е; 20 – в, г, д, е; 21 – а; 22 - б 23 – б, д, е. Всего существенных операций = 48 Не правильных ответов 0-4 – отлично, 5-9 – хорошо, 10-14 – удовлетворительно Более 14 не правильных ответов – неудовлетворительно Подготовьте неясные для Вас вопросы для разбора на практическом занятии

Слайд 28


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


Шигеллезы. Учебно-методическое пособие для студентов V курса педфака, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35





	НА ПРАКТИЧЕСКОМ  ЗАНЯТИИ
	НА ПРАКТИЧЕСКОМ  ЗАНЯТИИ
	
	при работе в кишечном отделении клиники и курации больного шигеллезом студент  должен  уметь:
выполнять правила  поведения и техники безопасности  у  постели  больного;
собрать  анамнез  жизни  и  заболевания;
при  сборе  анамнеза  обратить  внимание  на  эпидемиологические  данные, выявить  контакт  с  больным  желудочно-кишечным  заболеванием (в семье, коллективе);  
при  осмотре  больного  особое  внимание  обратить  на  характерные  для  шигеллеза   признаки  заболевания, а именно – наличие и выраженность колитического синдрома;
подробно  отразить  данные  анамнеза  и  осмотра  в  истории  болезни;
в  соответствии  с  клинической  классификацией  диарей  и  шигеллезов   правильно поставить  диагноз  и  наметить  план  обследования  с  учетом  сроков  заболевания;
правильно  анализировать результаты лабораторных методов  обследования (анализ крови, мочи, бактериологических, серологических методов и др.);
провести  дифференциальный  диагноз  с  другими  ОКИ, соматической, инфекционной  и  хирургической  патологией;
назначить  соответствующую  терапию; организовать и провести  неотложные мероприятия при  синдроме нейротоксикоза, шоковых  состояниях, гемолитико-уремическом  синдроме  и  т. д.;
организовать  противоэпидемические  мероприятия  в  очаге (выявить  источник   инфекции,  оформить  экстренное  извещение и др.);
оформить  эпикриз  с  оценкой  клинических  и  лабораторных  данных,  эффективности  лечения,  дать  рекомендации  при  выписке  больного  в  детское  учреждение  или  под  наблюдение участкового  врача.
Описание слайда:
НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ при работе в кишечном отделении клиники и курации больного шигеллезом студент должен уметь: выполнять правила поведения и техники безопасности у постели больного; собрать анамнез жизни и заболевания; при сборе анамнеза обратить внимание на эпидемиологические данные, выявить контакт с больным желудочно-кишечным заболеванием (в семье, коллективе); при осмотре больного особое внимание обратить на характерные для шигеллеза признаки заболевания, а именно – наличие и выраженность колитического синдрома; подробно отразить данные анамнеза и осмотра в истории болезни; в соответствии с клинической классификацией диарей и шигеллезов правильно поставить диагноз и наметить план обследования с учетом сроков заболевания; правильно анализировать результаты лабораторных методов обследования (анализ крови, мочи, бактериологических, серологических методов и др.); провести дифференциальный диагноз с другими ОКИ, соматической, инфекционной и хирургической патологией; назначить соответствующую терапию; организовать и провести неотложные мероприятия при синдроме нейротоксикоза, шоковых состояниях, гемолитико-уремическом синдроме и т. д.; организовать противоэпидемические мероприятия в очаге (выявить источник инфекции, оформить экстренное извещение и др.); оформить эпикриз с оценкой клинических и лабораторных данных, эффективности лечения, дать рекомендации при выписке больного в детское учреждение или под наблюдение участкового врача.

Слайд 36





Схема обследования больного шигеллезом
Схема обследования больного шигеллезом

При сборе анамнеза  необходимо  выяснить,  был  ли  контакт  с  больным кишечной инфекцией, либо  употреблялись  недоброкачественные (инфицированные) продукты  питания;  имелись ли  нарушения  санитарно-гигиенических  норм  в  быту  или  организованном  коллективе,  который  посещает  заболевший,  а  также  зарегистрированы  ли  еще  случаи  заболевания  в  семье  или  в  данном  учреждении (одновременное  заболевание  или  в  течение  нескольких  дней,  недель).  Следует  обратить  особое  внимание  на  дату  заболевания,  начальные  симптомы  болезни  и  степень  их  выраженности  при  дизентерии,  в  том  числе  у  детей  раннего  возраста,  выявить  жалобы  и  характер  температурной  реакции,  наличие  судорог;  уточнить,  какую  терапию  получал  больной  до  обращения  к  врачу  или  до  госпитализации.  Необходимо  выяснить  особенности  преморбидного  фона (наличие  предшествующих  заболеваний  и  их  тяжесть,  неблагоприятные  факторы,  толерантность  ЖКТ  к  пищевым  продуктам,  вакцинации,  лекарственной  непереносимости,  наследственной  патологии  и  т. д.);  характер  и  тяжесть  ранее  перенесенных  расстройств  ЖКТ.
 
При  осмотре  больного  оценить  тяжесть  состояния  и  самочувствие  больного,  имеются  ли  симптомы  нейротоксикоза: высокая лихорадка,  напряжение  родничка,  наличие  менингеальных  симптомов,  потеря  сознания,  судороги,  бред,  сонливость;  выявить  степень  выраженности  диспептических  нарушений (тошнота,  частота  рвоты,  при  этом  оценить  содержимое  рвотных  масс,  снижение  или  отсутствие  аппетита,  наличие  жажды  или  отказ  от  питья);  имеются  ли  расстройства  периферической  микроциркуляции  (бледность,  мраморность,  цианоз или  акроцианоз  кожного  покрова),  степень  эластичности,  влажности,  цвет  слизистых  и  кожи,  степень  потери  массы тела, состояние  подкожно-жирового  слоя,  снижения  тургора  тканей  и  мышечного  тонуса,  западение  большого  родничка,  снижение  диуреза (характер  и  выраженность  токсикоза  и  эксикоза).
Описание слайда:
Схема обследования больного шигеллезом Схема обследования больного шигеллезом При сборе анамнеза необходимо выяснить, был ли контакт с больным кишечной инфекцией, либо употреблялись недоброкачественные (инфицированные) продукты питания; имелись ли нарушения санитарно-гигиенических норм в быту или организованном коллективе, который посещает заболевший, а также зарегистрированы ли еще случаи заболевания в семье или в данном учреждении (одновременное заболевание или в течение нескольких дней, недель). Следует обратить особое внимание на дату заболевания, начальные симптомы болезни и степень их выраженности при дизентерии, в том числе у детей раннего возраста, выявить жалобы и характер температурной реакции, наличие судорог; уточнить, какую терапию получал больной до обращения к врачу или до госпитализации. Необходимо выяснить особенности преморбидного фона (наличие предшествующих заболеваний и их тяжесть, неблагоприятные факторы, толерантность ЖКТ к пищевым продуктам, вакцинации, лекарственной непереносимости, наследственной патологии и т. д.); характер и тяжесть ранее перенесенных расстройств ЖКТ. При осмотре больного оценить тяжесть состояния и самочувствие больного, имеются ли симптомы нейротоксикоза: высокая лихорадка, напряжение родничка, наличие менингеальных симптомов, потеря сознания, судороги, бред, сонливость; выявить степень выраженности диспептических нарушений (тошнота, частота рвоты, при этом оценить содержимое рвотных масс, снижение или отсутствие аппетита, наличие жажды или отказ от питья); имеются ли расстройства периферической микроциркуляции (бледность, мраморность, цианоз или акроцианоз кожного покрова), степень эластичности, влажности, цвет слизистых и кожи, степень потери массы тела, состояние подкожно-жирового слоя, снижения тургора тканей и мышечного тонуса, западение большого родничка, снижение диуреза (характер и выраженность токсикоза и эксикоза).

Слайд 37





Выявить  симптомы  дыхательной  и  сердечной  недостаточности (характер  дыхания,  одышка,  тахикардия,  брадикардия,  аритмия, оценить  пульс).
Выявить  симптомы  дыхательной  и  сердечной  недостаточности (характер  дыхания,  одышка,  тахикардия,  брадикардия,  аритмия, оценить  пульс).
Оценить  участие  живота  в  акте  дыхания,  его  вздутие  или  втянутость,  наличие  видимой  перистальтики  кишечника,  степень  болезненности   при  пальпации   живота  и  ее  локализацию,  обратить  особое  внимание  на  типичные  проявления  колита  и  сигмоидита,  наличие  тенезмов,  сфинктерита - парез  сфинктера,  трещины,  выпадение  слизистой оболочки  прямой  кишки.  
Оценить  частоту  и  характер  стула  (его  количество,  консистенцию,  запах,  цвет,  наличие патологических примесей - слизь,  зелень,  кровь,  гной,  наличие  или  отсутствие  каловых  масс).  
Состояние  мочеполовой  системы,  неврологические  симптомы. 

	Результаты исследований отразить в истории болезни:
Написать Status praesens с обоснованием предварительного диагноза с планом дальнейшего обследования и лечения. 
Назначить лечение (режим, диета, ферменты, провести расчет необходимого количества жидкости для пероральной регидратации, назначить лекарственные средства этиотропной и патогенетической терапии  с указанием дозы, способа и кратности приема и т. д.).
Назначить необходимые лабораторные исследования для подтверждения диагноза. 
При наличии уже проведенных лабораторных исследований, подтверждающих клинический диагноз шигеллеза – написать окончательное заключение с  указанием этиологии, тяжести заболевания и течения.
Описание слайда:
Выявить симптомы дыхательной и сердечной недостаточности (характер дыхания, одышка, тахикардия, брадикардия, аритмия, оценить пульс). Выявить симптомы дыхательной и сердечной недостаточности (характер дыхания, одышка, тахикардия, брадикардия, аритмия, оценить пульс). Оценить участие живота в акте дыхания, его вздутие или втянутость, наличие видимой перистальтики кишечника, степень болезненности при пальпации живота и ее локализацию, обратить особое внимание на типичные проявления колита и сигмоидита, наличие тенезмов, сфинктерита - парез сфинктера, трещины, выпадение слизистой оболочки прямой кишки. Оценить частоту и характер стула (его количество, консистенцию, запах, цвет, наличие патологических примесей - слизь, зелень, кровь, гной, наличие или отсутствие каловых масс). Состояние мочеполовой системы, неврологические симптомы. Результаты исследований отразить в истории болезни: Написать Status praesens с обоснованием предварительного диагноза с планом дальнейшего обследования и лечения. Назначить лечение (режим, диета, ферменты, провести расчет необходимого количества жидкости для пероральной регидратации, назначить лекарственные средства этиотропной и патогенетической терапии с указанием дозы, способа и кратности приема и т. д.). Назначить необходимые лабораторные исследования для подтверждения диагноза. При наличии уже проведенных лабораторных исследований, подтверждающих клинический диагноз шигеллеза – написать окончательное заключение с указанием этиологии, тяжести заболевания и течения.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию