🗊Презентация Методы и формы экологического образования

Категория: Окружающий мир
Нажмите для полного просмотра!
Методы и формы экологического образования, слайд №1Методы и формы экологического образования, слайд №2Методы и формы экологического образования, слайд №3Методы и формы экологического образования, слайд №4Методы и формы экологического образования, слайд №5Методы и формы экологического образования, слайд №6Методы и формы экологического образования, слайд №7Методы и формы экологического образования, слайд №8Методы и формы экологического образования, слайд №9Методы и формы экологического образования, слайд №10Методы и формы экологического образования, слайд №11Методы и формы экологического образования, слайд №12Методы и формы экологического образования, слайд №13Методы и формы экологического образования, слайд №14Методы и формы экологического образования, слайд №15Методы и формы экологического образования, слайд №16Методы и формы экологического образования, слайд №17Методы и формы экологического образования, слайд №18Методы и формы экологического образования, слайд №19Методы и формы экологического образования, слайд №20Методы и формы экологического образования, слайд №21Методы и формы экологического образования, слайд №22Методы и формы экологического образования, слайд №23Методы и формы экологического образования, слайд №24Методы и формы экологического образования, слайд №25Методы и формы экологического образования, слайд №26Методы и формы экологического образования, слайд №27Методы и формы экологического образования, слайд №28Методы и формы экологического образования, слайд №29Методы и формы экологического образования, слайд №30Методы и формы экологического образования, слайд №31Методы и формы экологического образования, слайд №32

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методы и формы экологического образования. Доклад-сообщение содержит 32 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методы и формы экологического образования
Гущина Э.В., к.б.н., доцент
Описание слайда:
Методы и формы экологического образования Гущина Э.В., к.б.н., доцент

Слайд 2





Экологическое воспитание – необходимое условие формирования экологической культуры
Содержание обучения определяется такими категориями, как знание – мышление – сознание – деятельность. Но экологически эрудированный человек не становится «автоматически» экологически воспитанным. 
В основе экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности – отношение – поведение – ответственность (Б.Т. Лихачев).
Описание слайда:
Экологическое воспитание – необходимое условие формирования экологической культуры Содержание обучения определяется такими категориями, как знание – мышление – сознание – деятельность. Но экологически эрудированный человек не становится «автоматически» экологически воспитанным. В основе экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности – отношение – поведение – ответственность (Б.Т. Лихачев).

Слайд 3






Наиболее трудная воспитательная задача –  «возвращение к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней.
                                     Д.Н. Кавтарадзе
Описание слайда:
Наиболее трудная воспитательная задача – «возвращение к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней. Д.Н. Кавтарадзе

Слайд 4






Экологическая психология рассматривает определенные аспекты формирования отношения человека к природе
 (С. Д. Дерябо, Г. В. Шейнис, В.А. Ясвин и др.) 
Природным объектам присущи ключевые стимулы – релизеры (от англ. release высвобождать, спускать) или целые их комплексы, которые могут формировать у человека устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к ним, то есть симпатию или вызвать противоположную реакцию – неприязнь.
Описание слайда:
Экологическая психология рассматривает определенные аспекты формирования отношения человека к природе (С. Д. Дерябо, Г. В. Шейнис, В.А. Ясвин и др.) Природным объектам присущи ключевые стимулы – релизеры (от англ. release высвобождать, спускать) или целые их комплексы, которые могут формировать у человека устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к ним, то есть симпатию или вызвать противоположную реакцию – неприязнь.

Слайд 5





Визуальные релизеры
связаны в первую очередь с цветом, формой, очертаниями силуэта, симметрией, пропорциями, величиной, размерами и др.
«Нам присуще инстинктивное стремление заботиться о маленьких, пухлых, неуклюжих, большеглазых существах попросту говоря, о детях. Почти такую же нежность вызывает у нас какой-нибудь «славный» зверь, если он пухленький, пушистый, да еще и с большими доверчивыми глазами. Вот почему медвежата пользуются таким успехом и почему во всем мире так популярен игрушечный медвежонок… И по той же причине неотразимое впечатление на нас производят совята: они обладают всеми или почти всеми признаками, от которых наше сердце тает».
Я. Линблад
Описание слайда:
Визуальные релизеры связаны в первую очередь с цветом, формой, очертаниями силуэта, симметрией, пропорциями, величиной, размерами и др. «Нам присуще инстинктивное стремление заботиться о маленьких, пухлых, неуклюжих, большеглазых существах попросту говоря, о детях. Почти такую же нежность вызывает у нас какой-нибудь «славный» зверь, если он пухленький, пушистый, да еще и с большими доверчивыми глазами. Вот почему медвежата пользуются таким успехом и почему во всем мире так популярен игрушечный медвежонок… И по той же причине неотразимое впечатление на нас производят совята: они обладают всеми или почти всеми признаками, от которых наше сердце тает». Я. Линблад

Слайд 6





Аудиальные релизеры 
связаны со звуковыми характеристиками: тон, тембр, ритм, высота и т. д. 
Положительные аудиальные релизеры – это мелодичное пение птиц, журчание ручья, тихий шум листвы («зеленый шум»), кукование кукушки и т. д. 
К отрицательным можно отнести, например, карканье вороны, пронзительные крики некоторых лесных птиц (многих из попугаев), «леденящее душу» уханье филина, вой собаки или волка и т. п.
Описание слайда:
Аудиальные релизеры связаны со звуковыми характеристиками: тон, тембр, ритм, высота и т. д. Положительные аудиальные релизеры – это мелодичное пение птиц, журчание ручья, тихий шум листвы («зеленый шум»), кукование кукушки и т. д. К отрицательным можно отнести, например, карканье вороны, пронзительные крики некоторых лесных птиц (многих из попугаев), «леденящее душу» уханье филина, вой собаки или волка и т. п.

Слайд 7





Обонятельно-вкусовые релизеры
Описание слайда:
Обонятельно-вкусовые релизеры

Слайд 8





Тактильные релизеры
Описание слайда:
Тактильные релизеры

Слайд 9





Поведенческие релизеры
демонстрация природным объектом определенных форм поведения, которые вызывают у людей соответствующий эмоциональный отклик
Описание слайда:
Поведенческие релизеры демонстрация природным объектом определенных форм поведения, которые вызывают у людей соответствующий эмоциональный отклик

Слайд 10






Для повышения воспитательной эффективности экологического образования используются методы и организационные формы, целенаправленно формирующие положительное отношение человека к миру природы.
Описание слайда:
Для повышения воспитательной эффективности экологического образования используются методы и организационные формы, целенаправленно формирующие положительное отношение человека к миру природы.

Слайд 11





Метод экологической эмпатии  (от греч. «сопереживание») 
Сопереживание личностью  состояния природного объекта, сочувствия через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов.
 
Этот метод предполагает использование вопросов: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?», «Ему хочется спать? А может быть, ему просто грустно?» и т.п.
Описание слайда:
Метод экологической эмпатии (от греч. «сопереживание») Сопереживание личностью состояния природного объекта, сочувствия через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов. Этот метод предполагает использование вопросов: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?», «Ему хочется спать? А может быть, ему просто грустно?» и т.п.

Слайд 12





Метод экологической идентификации
заключается в том, что ученику предлагается поставить себя на место того или иного природного объекта, поместить себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние природного объекта.
Описание слайда:
Метод экологической идентификации заключается в том, что ученику предлагается поставить себя на место того или иного природного объекта, поместить себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние природного объекта.

Слайд 13





Метод экологических ассоциаций (от лат. «соединение») 
установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни. Например, в моделировании экологических ситуаций используются образы «пчелы труженицы», «бобра строителя» и т. д.
Описание слайда:
Метод экологических ассоциаций (от лат. «соединение») установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни. Например, в моделировании экологических ситуаций используются образы «пчелы труженицы», «бобра строителя» и т. д.

Слайд 14





Метод экологической  неустойчивости
такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности чьей-то индивидуальной экологической деятельности. 
Например, в красивый природный ландшафт, на восприятие которого настроен человек, намеренно «вводится» несколько обрывков бумаги, молочный пакет и т.п. 
Неестественность, чужеродность этих следов индивидуальной человеческой деятельности вызывает психологический дискомфорт, который способствует соответствующей оценке данной ситуации.
Описание слайда:
Метод экологической неустойчивости такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности чьей-то индивидуальной экологической деятельности. Например, в красивый природный ландшафт, на восприятие которого настроен человек, намеренно «вводится» несколько обрывков бумаги, молочный пакет и т.п. Неестественность, чужеродность этих следов индивидуальной человеческой деятельности вызывает психологический дискомфорт, который способствует соответствующей оценке данной ситуации.

Слайд 15





Метод  экологического ожидания 
актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы. Например, перед походом в парк педагог настраивает школьников на то, что им предстоит «идти в гости к Парку». Для этого надо одеться соответственно, но аккуратно, а не как попало – ведь мы идем в гости. 
Если предстоит собирать грибы, то надо заранее подготовить для них такую корзинку, в которой грибам «будет удобно», в которой они будут особенно красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтилено­вый мешок, в котором они непременно поломаются и превратятся в месиво.
Описание слайда:
Метод экологического ожидания актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы. Например, перед походом в парк педагог настраивает школьников на то, что им предстоит «идти в гости к Парку». Для этого надо одеться соответственно, но аккуратно, а не как попало – ведь мы идем в гости. Если предстоит собирать грибы, то надо заранее подготовить для них такую корзинку, в которой грибам «будет удобно», в которой они будут особенно красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтилено­вый мешок, в котором они непременно поломаются и превратятся в месиво.

Слайд 16





Метод художественной репрезентации 
использование художественных образов восприятия мира природы с помощью  литературных произведений (сказок, стихов, рассказов и др.), изобразительного искусства (рисунков, плакатов, презентаций), музыки. Например, использование этого метода позволяет представить Лес не только «лесным биоценозом», а Миром Леса.
Описание слайда:
Метод художественной репрезентации использование художественных образов восприятия мира природы с помощью литературных произведений (сказок, стихов, рассказов и др.), изобразительного искусства (рисунков, плакатов, презентаций), музыки. Например, использование этого метода позволяет представить Лес не только «лесным биоценозом», а Миром Леса.

Слайд 17


Методы и формы экологического образования, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18


Методы и формы экологического образования, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Метод экологической рефлексии 
Fнализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности,  осознание личностью того, как ее поведение могло бы  «выглядеть» с точки  зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает. 
Например, если ребенок забыл вовремя полить комнатные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?». С точки зрения растений он, безусловно, «выглядит» как безответственный и даже жестокий человек, потому что растения испытывали сильную жажду.
Описание слайда:
Метод экологической рефлексии Fнализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности, осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает. Например, если ребенок забыл вовремя полить комнатные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?». С точки зрения растений он, безусловно, «выглядит» как безответственный и даже жестокий человек, потому что растения испытывали сильную жажду.

Слайд 20





Метод экологической заботы
Описание слайда:
Метод экологической заботы

Слайд 21





Метод моделирования 
экологически ориентированный вид деятельности по созданию графических, материальных, динамических и др. моделей, отражающих в себе существенные особенности натуры – объектов природы, предметного мира, социально-природных явлений.
 
Моделирование помогает формировать у детей экологические связи, понимание влияния человека на природу и значение природы в жизни человека.
Описание слайда:
Метод моделирования экологически ориентированный вид деятельности по созданию графических, материальных, динамических и др. моделей, отражающих в себе существенные особенности натуры – объектов природы, предметного мира, социально-природных явлений. Моделирование помогает формировать у детей экологические связи, понимание влияния человека на природу и значение природы в жизни человека.

Слайд 22





Наблюдение 
это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого дети выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдения способствуют умственному развитию школьников. К.Д. Ушинский отмечал, что природа – «самый удобный предмет, чтобы приучить детский ум к логичности…, логика природы есть самая полезная логика для детей».
Описание слайда:
Наблюдение это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого дети выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдения способствуют умственному развитию школьников. К.Д. Ушинский отмечал, что природа – «самый удобный предмет, чтобы приучить детский ум к логичности…, логика природы есть самая полезная логика для детей».

Слайд 23





Экпериментирование (постановка опыта) 
это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных (лабораторных) условиях. И.И. Павлов писал: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И сила биологического опыта поистине колоссальна».
Описание слайда:
Экпериментирование (постановка опыта) это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных (лабораторных) условиях. И.И. Павлов писал: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И сила биологического опыта поистине колоссальна».

Слайд 24





Ритуализация экологической деятельности 
организация  ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы. Используется при создании детских экологических организаций, клубов, отрядов, и т.д. Важными условиями реализации этого метода становится наличие соответствующей символики (эмблема, флаг, девиз, награды и т.д.), собственного кодекса поведения и т.д.
Описание слайда:
Ритуализация экологической деятельности организация ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы. Используется при создании детских экологических организаций, клубов, отрядов, и т.д. Важными условиями реализации этого метода становится наличие соответствующей символики (эмблема, флаг, девиз, награды и т.д.), собственного кодекса поведения и т.д.

Слайд 25





Экологические игры 
развёртывание особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Через игровую форму дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы, моделируют экологически целесообразные действия и поступки, которые формируют у них экологические чувства, экологическое отношение к себе и ко всему, что их окружает.
Описание слайда:
Экологические игры развёртывание особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Через игровую форму дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы, моделируют экологически целесообразные действия и поступки, которые формируют у них экологические чувства, экологическое отношение к себе и ко всему, что их окружает.

Слайд 26





Экологическая акция 
комплексное, событийное мероприятие, в ходе которого дети получают не только знания, но и проявляют свою активную жизненную позицию. Наряду с главным действием акции – развешиванием скворечников, уборкой мусора, посадкой цветов и др. – могут проходить викторины, развлечения, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Описание слайда:
Экологическая акция комплексное, событийное мероприятие, в ходе которого дети получают не только знания, но и проявляют свою активную жизненную позицию. Наряду с главным действием акции – развешиванием скворечников, уборкой мусора, посадкой цветов и др. – могут проходить викторины, развлечения, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Слайд 27





Экологическая тропа 
специально оборудованный и тщательно изученный в образовательных целях маршрут по территории, окружающая природа которой позволяет педагогу передать знания как о естественных явлениях и объектах, так и об антропогенных ландшафтах. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер воздействия человека на природу, учиться прогнозировать его последствия. На тропе выполняется специально организованная система заданий, исследований, игр и пр.
Описание слайда:
Экологическая тропа специально оборудованный и тщательно изученный в образовательных целях маршрут по территории, окружающая природа которой позволяет педагогу передать знания как о естественных явлениях и объектах, так и об антропогенных ландшафтах. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер воздействия человека на природу, учиться прогнозировать его последствия. На тропе выполняется специально организованная система заданий, исследований, игр и пр.

Слайд 28





Формы организации и виды деятельности 
включение воспитательных задач в урочную деятельность;
разработка и проведение элективных курсов («Экология жилища»; «Экология человека»; «Экологические аспекты здоровья»; «Экологический практикум школьника» и др.;
разработка и проведение курсов по программам внеурочной деятельности («Моя первая экология» (начальная школа), «Моя экологическая грамотность» (5-6 кл.) и «Экология общения» (7 кл.); «Экологическая культура и здоровый образ жизни» (9 класс)…;
организация экскурсий для ознакомления с природным и культурным наследием родного края (парки, ООПТ, музеи Воды, Зоологический, Ботанический сад и пр.), экологических троп и маршрутов с участием учащихся-экскурсоводов…;
Описание слайда:
Формы организации и виды деятельности включение воспитательных задач в урочную деятельность; разработка и проведение элективных курсов («Экология жилища»; «Экология человека»; «Экологические аспекты здоровья»; «Экологический практикум школьника» и др.; разработка и проведение курсов по программам внеурочной деятельности («Моя первая экология» (начальная школа), «Моя экологическая грамотность» (5-6 кл.) и «Экология общения» (7 кл.); «Экологическая культура и здоровый образ жизни» (9 класс)…; организация экскурсий для ознакомления с природным и культурным наследием родного края (парки, ООПТ, музеи Воды, Зоологический, Ботанический сад и пр.), экологических троп и маршрутов с участием учащихся-экскурсоводов…;

Слайд 29





Формы организации и виды деятельности
проведение массовых мероприятий в рамках дат международного экологического календаря: Международный день защиты животных (4 октября); Международный день биоразнообразия (День флоры и фауны) (29 декабря); Всемирный день защиты морских млекопитающих (19 февраля); Всемирный день воды (22 марта); День защиты Земли (29 марта);
реализация групповых, классных и общешкольных учебно-исследовательских и просветительских проектов экологической направленности («Ценности нашей среды обитания»; «Животные в природе и дома», «Природа – твой дом. Береги его»,  «Экологический паспорт школы», «Марш парков», «Отходы – в доходы» и др.); 
проведение интегративных дней погружения, игр по станциям, соревнований, ролевых игр, недель экологии;

проведение конкурсов и презентация экологических плакатов, рисунков и электронных продуктов, театрализованных представлений;
Описание слайда:
Формы организации и виды деятельности проведение массовых мероприятий в рамках дат международного экологического календаря: Международный день защиты животных (4 октября); Международный день биоразнообразия (День флоры и фауны) (29 декабря); Всемирный день защиты морских млекопитающих (19 февраля); Всемирный день воды (22 марта); День защиты Земли (29 марта); реализация групповых, классных и общешкольных учебно-исследовательских и просветительских проектов экологической направленности («Ценности нашей среды обитания»; «Животные в природе и дома», «Природа – твой дом. Береги его», «Экологический паспорт школы», «Марш парков», «Отходы – в доходы» и др.); проведение интегративных дней погружения, игр по станциям, соревнований, ролевых игр, недель экологии; проведение конкурсов и презентация экологических плакатов, рисунков и электронных продуктов, театрализованных представлений;

Слайд 30





Формы организации и виды деятельности
участие в природоохранной деятельности в экологических центрах, экологических патрулях и пр.; 
участие в мониторинге состояния природных объектов, школы, пришкольной территории и пр.; 
проведение эколого-образовательных массовых акций  для учащихся школы с привлечением родителей, органов местного самоуправления и др. Проект «Мусор – дело серьезное», Акция «Чистый парк». «Шаги  энергоэффективной школе» и др.;
Описание слайда:
Формы организации и виды деятельности участие в природоохранной деятельности в экологических центрах, экологических патрулях и пр.; участие в мониторинге состояния природных объектов, школы, пришкольной территории и пр.; проведение эколого-образовательных массовых акций для учащихся школы с привлечением родителей, органов местного самоуправления и др. Проект «Мусор – дело серьезное», Акция «Чистый парк». «Шаги энергоэффективной школе» и др.;

Слайд 31





Формы организации и виды деятельности
участие в общегородских, всероссийских и международных экологических мероприятиях и проектах («Дни защиты от экологической опасности», «Дни Балтийского моря», Международный конкурс экологических фильмов «Зеленый взгляд» и др.);
участие в работе детских и юношеских экологических объединений, а также в акциях экологических общественных организаций; др.
Описание слайда:
Формы организации и виды деятельности участие в общегородских, всероссийских и международных экологических мероприятиях и проектах («Дни защиты от экологической опасности», «Дни Балтийского моря», Международный конкурс экологических фильмов «Зеленый взгляд» и др.); участие в работе детских и юношеских экологических объединений, а также в акциях экологических общественных организаций; др.

Слайд 32






Благодарю за внимание!
Описание слайда:
Благодарю за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию