🗊Николай Семёнович Лесков.

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Николай Семёнович Лесков., слайд №1Николай Семёнович Лесков., слайд №2Николай Семёнович Лесков., слайд №3Николай Семёнович Лесков., слайд №4Николай Семёнович Лесков., слайд №5Николай Семёнович Лесков., слайд №6Николай Семёнович Лесков., слайд №7Николай Семёнович Лесков., слайд №8Николай Семёнович Лесков., слайд №9Николай Семёнович Лесков., слайд №10Николай Семёнович Лесков., слайд №11Николай Семёнович Лесков., слайд №12Николай Семёнович Лесков., слайд №13Николай Семёнович Лесков., слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать Николай Семёнович Лесков.. Презентация содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Николай Семёнович Лесков.
Описание слайда:
Николай Семёнович Лесков.

Слайд 2





“Чтоб в человеке человеческое торжествовало…”
Н.С.Лесков
– Как вы понимаете слова Лескова? 
(сострадание к ближнему, доброта)
В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: 
высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.
Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герои рассказа “Человек на часах”.
Описание слайда:
“Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” Н.С.Лесков – Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта) В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем. Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герои рассказа “Человек на часах”.

Слайд 3






– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать? 
(Анекдот)
– Каково значение слова “анекдот”? 
(Анекдот-происшествие, событие необычного характера).
 Лесков пишет: 
“исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.
– Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”.
Описание слайда:
– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать? (Анекдот) – Каково значение слова “анекдот”? (Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет: “исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”. – Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”.

Слайд 4






– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. 
Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание. 
– Какое?
 (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и расстрел”).
– Что такое щпицрутены?
(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. 
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.
Описание слайда:
– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание. – Какое? (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и расстрел”). – Что такое щпицрутены? (Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни. Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.

Слайд 5


Николай Семёнович Лесков., слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6






Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, 
Экспозиция 
(Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2
Завязка
 (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 3
Развитие действия 
(полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать) 
– 4 глава
Кульминация
 (всё-таки спасает) – 5 глава
Спад действия
 (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14.
Развязка
 (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.
Описание слайда:
Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 3 Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать) – 4 глава Кульминация (всё-таки спасает) – 5 глава Спад действия (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. Развязка (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.

Слайд 7






Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя. 
– Случайно ли Автор даёт ему фамилию “Постников”?
В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
– Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
– Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2
(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).
– Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту.
– Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? 
(приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)
– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.
Описание слайда:
Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя. – Случайно ли Автор даёт ему фамилию “Постников”? В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост. – Какие значения отражает фамилия героя? (И воинскую должность, и воздержание). – Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2 (: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”). – Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту. – Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.) – Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.

Слайд 8






Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает… …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
Описание слайда:
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает… …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…

Слайд 9






Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым.
 (Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием. 
– Как вы понимаете выражение “ нравственный выбор”? 
(Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).
– Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор?
 (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).
– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост.”
Описание слайда:
Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием. – Как вы понимаете выражение “ нравственный выбор”? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести). – Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”). – Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост.”

Слайд 10






Можно ли сказать, что он совершил подвиг? 
(Да).
– Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
(боялись за своё благополучие, за свою карьеру)
Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло.
– Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает?
 (благополучно выйти из неприятной ситуации). 
– Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? 
(Солдат Постников, получил 200 розг).
Описание слайда:
Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да). – Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I? (боялись за своё благополучие, за свою карьеру) Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. – Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации). – Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? (Солдат Постников, получил 200 розг).

Слайд 11


Николай Семёнович Лесков., слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12






Все довольны. И Постников остался доволен.
– Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос. 
– Как награждает Свиньин Постникова? 
(фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма).-
– Как принимает эту награду солдат? 
(он был доволен “ за отеческую милость”). 
– Чем больше всего доволен Постников? 
(что не получил худшего наказания, что совесть его чиста).
– А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 
Вывод:
“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.”
Описание слайда:
Все довольны. И Постников остался доволен. – Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос. – Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма).- – Как принимает эту награду солдат? (он был доволен “ за отеческую милость”). – Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста). – А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 Вывод: “Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.”

Слайд 13





– Продолжите предложения.

Автор осуждает…
 (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)
Автор доволен тем, что…
 (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)
Описание слайда:
– Продолжите предложения. Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм) Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)

Слайд 14






Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.
– Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”?
 (Главное слово в этом названии-“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”. 
11. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя (
 “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).
– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?
 ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми.) НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.
Описание слайда:
Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”. – Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”? (Главное слово в этом названии-“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”. 11. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя ( “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков). – Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми.) НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию